Зимний дворец

Зимний дворец: залы

Интерьеры частенько перестраивались в соответствии с пожеланиями новых царей, но основные залы, главное назначение которых было пускать пыль в глаза иностранным государям и посланникам, а также собственным подданным, оставались в неизменном виде.

Зимний дворец

Иорданская лестница, воссозданная на месте Посольской Растрелли, получила роскошное оформление: мраморную балюстраду, гигантские сдвоенные колонны сердобольского гранита на втором этаже, живописный плафон «Олимп» площадью 200 м2 на потолке работы итальянского живописца Гаспаро Дициани…

Невская парадная анфилада

Ее начинает Николаевский аванзал, за которым следует величавый и строгий Большой Николаевский зал. Это самое большое помещение во дворце, его площадь — 1103 м2! Сегодня помещение используют в основном для проведения выставок.

Зимний дворец

За Николаевский идут Концертный зал и (окнами на Неву) знаменитая Малахитовая гостиная. Интерьер, при оформлении которого использовали 125 пудов уральского малахита, создал архитектор Александр Брюллов, некогда он открывал личную анфиладу императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.

Здесь одевали к свадьбе и Александру Федоровну, невесту Николая II. Здесь же проходили праздничные семейные завтраки до того, как семья переехал в Александровский дворец.

Зимний дворец

Следующие комнаты впоследствии использовались в качестве жилых Николаем II — апартаменты последнего императора располагались на втором этаже напротив здания Адмиралтейства.

Восточная анфилада

Парадные помещения (от Иорданской лестницы перпендикулярно Неве) открывает Фельдмаршальский зал, созданный еще до пожара 1837 года по проекту Огюста Монферрана (автора Исаакиевского собора). Его украшают портреты великих русских полководцев: Суворова, Румянцева, Кутузова.

Следом идет Петровский или Малый Тронный, а за ним величественный Гербовый зал, созданный Стасовым в 1837 году. Слева расположены: Военная галерея 1812 года и роскошный Георгиевский или Большой Тронный зал, весь облицованный каррарским мрамором.

Зимний дворец

Предпосылки возникновения и история строительства

История возникновения дворца начинается в 1798 году с рождения сына Павла I, Михаила. Император повелел ежегодно откладывать средства на строительство для наследника, который величием и роскошью затмил бы резиденции европейских государей, подчеркнув статус Российской империи.

12 марта 1801 года царя убила группа заговорщиков. Новый император Александр I через 20 лет после смерти отца начал строить резиденцию младшему брату, претворяя в жизнь план отца. Для строительства пригласили Карла Росси, который славился умением и талантом. Строительство велось 6 лет и обошлось в 8 миллионов рублей.

Строить дворец начали в 1819 году на пустыре у реки Мойки. Зодчий скрупулезно продумал закладку фундамента и декорирование здания. Дикий лес около Мойки превратили в ухоженный сад в английском стиле. Рядом с резиденцией Михаила архитектор создал площадь и новые улицы. Для надежности строительства работы велись только в теплое время года. В 1825 году стройка завершилась, и великий князь Михаил Павлович с супругой сразу переехали в новый дом.

Архитектура. 10 вопросов – 10 ответов.

Зимний дворец.

Зимний дворец

Вопросы

Ответы

1. Название здания?

Зимний дворец.

2.Где находится?

Санкт-Петербург.

3.Каков тип здания?

Елизаветинское барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

В XIX веке- добавился стиль – русский классицизм.

4.В каком веке и году построено?

XVIII век. 1754-1762.

5.При каком правителе?

Елизавета Петровна (1741-1761).

6.В честь какого события построено здание?

Елизаветинское барокко с элементами французского рококо в интерьерах.

7.Кто строил здание?

Архитектор:

Бартоломео  Франческо Растрелли.

Отделкой интерьеров дворца занимались архитекторы: Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен-Деламот, А. Ринальди под руководством Бецкого.

8.Внутреннее убранство?

Интерьеры Растрелли не сохранились после пожара 1837 года. После восстановления интерьер был выполнен в стиле барокко. Каждый зал неповторим.

9.Каковы особенности постройки здания?

3-хэтажное здание имеет 4 флигеля и фасады, есть внутренний двор, вокруг которого формируются дворцовые корпуса. Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания

10.Судьба здания сегодня.

Государственный Эрмитаж.

Интересные факты.

  • До 1904 – официальная резиденция российских императоров.
  • С 1915-1917 – в здании находился госпиталь имени царевича Алексея Николаевича.
  • 1918-1943 – это был Дворец искусств.
  • 1917 г. (июль-ноябрь) – Временное правительство.
  • С 1920 – Государственный музей революции + Государственный Эрмитаж.
  • Здание имело около 1500 комнат. Общая площадь — 60 000 кв.м.
  • Строительство завершилось уже при Петре 3, а затем при Екатерине II.
  • В 1764 г. было положено начало Эрмитажа- в залах помещено 317 картин (сегодня из них сохранилось 96). Картины размещались в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения)
  • 1667-1775- специально для картин было построено здание восточнее дворца.
  • В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И.Е. Старов м Дж. Кваренги.
  • 1826 г.- была построена Военная галерея, в которой поместили 330 портретов – генералов, участников войны 1812 года. Художник – Д.Доу, архитектор — К.И. Росси.
  • Начало 1830-х годов. О. Монферран оформил «Фельдмаршальский», «Петровский» и «Гербовый» залы.
  • 29 декабря1837 г.- произошёл пожар, его тушили целых 3 дня. Восстановлением занималась группа архитекторов: В.П. Стасов, А.П. Брюллов, А.Е. Штауберт.
  • 5 февраля 1880 года народоволец С.Н. Халтурин произвёл взрыв. Однако царская семья не пострадала.
  • В 1919 г. во дворце открылись первые после революции выставки произведений живописи из оставшихся в Петрограде картин, а также экспозиция «Заупокойный культ Древнего Египта».
  • В годы Великой Отечественной войны в подвалах здания было оборудовано 12 бомбоубежищ, в них до 1942 года постоянно проживало около 2 тысяч человек.
  • От артобстрелов повреждены Малый тронный (Петровский) зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесён ущерб Иорданской лестнице.
  • 7 ноября 2944 года часть залов была открыта для посещения.
  • Восстановление дворца шло несколько лет после войны.

Зимний дворец.

 Зимний дворец

Залы Зимнего дворца.

Зимний дворец

Фельдмаршальский зал.

Зимний дворец

Петровский (Малый тронный зал).

 Зимний дворец

Гербовый зал.

 Зимний дворец

Георгиевский зал.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Зимний дворец в XX веке

После февральской революции 1917 года, в помещениях Зимнего дворца некоторое время работала Чрезвычайная комиссия временного правительства по расследованию преступлений царизма, а с лета 1917 года, в бывшие царские покои «вселилось» и само Временное правительство. Газеты писали ехидные статьи о А.Ф.Керенском блаженствующем в кровати Николая II. Все дворцовые ценности и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в здание Исторического музея. В ночь с 25 на 26 октября 1917 года Зимний дворец стал ареной исторических событий. Силы военно-революционного комитета, Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов после серии коротких стычек, захватили бывшую царскую резиденцию и арестовали министров Временного правительства. Бульварная пресса была переполнена леденящими кровь статьями о разгроме дворцовых интерьеров дикими рабоче-крестьянскими толпами  и печальной участи ударного женского батальона, бойцов которого, ждала участь хуже смерти. Правда, следует отметить, что научная литература этих сведений не подтверждает.     Спустя три дня после ареста Временного правительства новые советские власти взяли Зимний дворец под охрану как памятник культуры. Впрочем, на первых порах он использовался с самыми разными целями. В огромном здание действовал и Музей Революции, и приемный пункт для военнопленных старой армии, и штаб по устройству массовых торжеств и даже кинематограф. Только с 1922 года все помещения Зимнего дворца стали постепенно передаваться Эрмитажу.В это же время начались работы по перепланировке бывших жилых и служебных комнат Эрмитажа. На первом  этаже была восстановлена Растреллиевская галерея, вместо 65 комнат фрейлина было воссоздано 17 первоначальных залов. Зимний дворец

Огороды на территории Зимнего дворца в дни блокады

Экскурс в прошлое

В XVII веке на месте Екатерининского дворца стояла усадьба шведского магната, окруженная небольшим парком. Петр I, изгнав шведов, подарил дом Марте Скавронской, ставшей супругой императора под именем Екатерины I.

На территории усадьбы императрица приказала заложить двухэтажный каменный дворец с 16 комнатами. В 1717 году немецкий архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн начал строительство летней резиденции Екатерины I, в честь которой назван дворец.

В 1724 году торжественно праздновали открытие Каменных палат, сооружения в голландском стиле. Деловитая практичность и красота внешнего убранства дворца сочеталась с внутренним уютом и неприхотливостью интерьеров.

Об архитектуре здания

Архитектурная составляющая Зимнего дворца в Петербурге воистину многогранная. Большая высота сооружения подчеркивается увесистыми двойными колоннами. Выбранный стиль барокко сам по себе привносит нотки пышности и аристократизма. По плану, Дворец занимает территорию в форме каре, которая включает в себя 4 флигеля. Самое здание трехэтажное, двери которого выходят во внутренний двор.

Главный фасад дворца прорезан аркой, остальные стороны строения выполнены в изысканном стиле, который выражен в неповторимом чувстве вкуса Растрелли и его необычных решениях, прослеживаемых повсюду

К таким можно отнести неординарную компоновку фасадов, различия в оформлении фасадов, заметные ризалитовые выступы, неравномерное построение колонн, а также внимание привлекает особый акцент автора на ступенчатых углах постройки

Зимний дворец, фото которого представлены вашему вниманию в статье, обладает 1084 комнатами, где в сумме насчитывается 1945 оконных конструкций. По плану, в нем находится 117 лестниц. Также к необычным и запоминающимся фактам относится то, что на те времена это было здание с очень большим, по европейским меркам, количеством металла в конструкциях.

Цвет здания неоднороден и выполнен в основном в песчаных оттенках, которые являются личным решением Растрелли. После нескольких реконструкций цветовая гамма дворца менялась, но сегодня власти Санкт-Петербурга пришли к выводу, что лучшее решение – воссоздать внешний вид дворца именно в том варианте, который и был задуман великим архитектором изначально.

Зимний дворец

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам — ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.

Зимний дворец

В этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года Петр Первый скончался.

Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.

Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга – это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж. Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.

Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.

Задание, поставленное перед архитектором

Именно этот архитектор стал создателем того образа Зимнего дворца, который мы все привыкли наблюдать. Однако стоит помнить о том, что некоторые черты здания изменились с течением времени, но все же основные идеи и работы Франческо Растрелли остались в неизменном виде и по сей день.

Современный вид Зимний дворец приобрел с приходом к императорскому трону Елизаветы Петровны. Как посчитала правительница, строение не похоже на Дворец, достойный того, чтобы в нем пребывали российские императоры. Поэтому для Растрелли появилось задание – модернизировать конструкцию и дизайн сооружения, из-за чего он приобрел новый облик.

Во время строительства Зимнего дворца в Санкт-Петербурге были использованы руки 4 тысяч рабочих, многих мастеров из которых Растрелли приглашал к сотрудничеству лично. Каждая деталь, отличающаяся от других элементов сооружения, была продумана великим архитектором лично и успешно воплощена в жизнь.

Зимний дворец

Что посмотреть в Зимнем дворце?

Несмотря на то, что коллекции музея не раз распродавались, терялись, часть экспонатов разграбили, некоторые были повреждены в войну, сегодня их насчитывается больше 3000000. Три миллиона, вдумайтесь! Даже если уделить каждому только одну минуту, придется провести в музее 10 лет! Здесь хранятся такие шедевры, как «Мадонна с младенцем»,

Зимний дворец

Мадонна с младенцем

коллекция картин Рембранта (в том числе знаменитая «Блудный сын»),

Зимний дворец

Блудный сын

коллекция голландской живописи, Завтрак Веласкеса и другие.

Зимний дворец

Завтрак

Но посетителям будет интересно не только художественное наследие. Не стоит забывать, что Зимний еще и долгое время служил резиденцией российских императоров. Здесь сохранились будуары, гостиные, столовые, бальные залы, с интерьерами, мебелью, предметами быта, которыми пользовались монаршие особы.

В Зимнем дворце даже выставлены предметы одежды и украшения императорской семьи. В частности, если купить экскурсию по Зимнему Петра I, можно посмотреть на его восковую копию, выполненную в полный рост. В будуаре императрицы хранятся отреставрированные платья, а в царских кладовых выставлены драгоценности короны Романовых.

Кроме непосредственно посещения главного дворца туристы могут купить экскурсию еще в четыре здания комплекса Эрмитажа – Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (где располагались покои царской семьи), Новый Эрмитаж (предназначенный для размещения обширной императорской коллекции предметов искуссва) и Эрмитажный театр. Традиционный маршрут обязательно начинается с Иорданской лестницы – это действительно пышное и элегантное творение в духе барокко. Основные коллекции, схема расположения выставок представлены на официальном сайте Эрмитажа. Но, чтобы не заблудиться в Зимнем дворце, можно запомнить несколько основных правил «навигации»:

  • коллекция импрессионистов находится на последнем этаже перед Октябрьской лестницей. Именно здесь хранится Моне «Дама в саду Сент-Адресс», а также работы Гогена, Сезана Ренуара, Дега;
  • часть первого этажа возле Октябрьской лестницы посвящена скифской культуре. Здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся украшения, оружие, предметы быта;
  • на 2 этаже в залах 151 и 153 находится коллекция портретов династии Романовых;
  • на этом же этаже, в залах 272-292 выставлено прикладное искусство Франции, в частности, знаменитая керамика Сен-Поршер;
  • за портретной галереей русских царей, в залах 187-176 второго этажа, размещены инсталляции, демонстрирующие русский быт начала 19 века, а также дореволюционного периода 20 века;
  • нидерландские живописцы скрываются за Тронным залом;
  • культура Востока представлена на последнем этаже. В частности, в залах 359-367 размещены уникальные буддистские фрески;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» выставлены на обозрение в зале 214 второго этажа;
  • В зале 254 хранится коллекция Рембранта – вторая по величине в мире после музея имени художника в Амстердаме.

Внешнее и внутреннее убранство Мраморного дворца

Мраморный дворец построен в стиле раннего классицизма и отличается богатством внутренней отделки, которая должна была подчеркивать силу и мужественность его владельца.

Особую выразительность дворцу придает сочетание отделочных камней разного цвета и фактуры. 32 сорта мрамора, гранит, агаты пошли на внешнюю и внутреннюю отделку дворца. Белый мрамор был привезен из Италии – это было дешевле, чем транспортировать его из Сибири. Другие сорта мрамора добыты из каменоломен Карелии и Эстляндии, белый мрамор для скульптур – с островов Греческого архипелага, агаты – с Урала. Медная кровля была изготовлена в Сестрорецке и была настолько качественной, что прослужила без ремонта около 150 лет.

Цокольный этаж отделан розовым гранитом, который великолепно сочетается с гранитной набережной Невы. Верхние этажи облицованы сердобольским гранитом серого цвета. Портик сделан из розового тивдийского мрамора.

Зимний дворец

Мраморный дворец со стороны Невы

Толщина стен дворца составляет 1,5-2 метра. Общая высота здания – 22 метра, высота коринфского ордера верхних этажей – 12,5 метров.

Главный фасад дворца обращен в сторону сада, где прежде проходил Красный канал (впоследствии зарытый), соединявший Неву с Мойкой. Над входом во дворец написано: «Здание благодарности». Наверху – башенка с часами, по сторонам которой установлены фигуры Верность и Щедрость работы Ф.И.Шубина.

Зимний дворец

Башня с часами и статуи

Парадная лестница, по замыслу Ринальди, продолжала каменную отделку фасадов дворца. Её отличает сдержанность оформления. Статуи Утро, День, Вечер и Ночь символизируют детство, юность, зрелость и старость. Между II и III этажами установлены скульптуры Весеннего и Осеннего равноденствия. На потолке – панно немецкого живописца И.Криста «Суд Париса».

Зимний дворец

Парадная лестница

На первом этаже дворца располагались кухни, котельная, другие служебные помещения, а также церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Парадная лестница ведет на второй этаж, где находятся анфилады парадных залов: Лаковый зал, Царская гостиная («Собранный зал»), Галерея (Орловский зал), Китайский зал и Мраморный зал. За ними – личные покои Григория Орлова.

Лаковый зал отделан деревом. Его стены украшали деревянные резные панно, изображающие подвиги Александра Великого (ныне хранятся в Государственном Эрмитаже). Первоначально потолок украшал живописный плафон И.Криса «Суд Париса», впоследствии перенесенный на Парадную лестницу.

«Собранный зал» посвящен Екатерине Великой. Бархат стен украшен вензелями императрицы. Под резным балдахином с короной находится парадный портрет императрицы, перед которым установлен пьедестал с вазой, украшенной военными трофеями.

Картинная галерея расположена в юго-восточной части дворца. Здесь представлены 206 работ, среди которых – картины кисти Рембрандта, Тициана, Рафаэля. В портретной находился 91 портрет всех представителей дома Романовых и правящих европейских монархов того времени. Кроме того, здесь были конные портреты братьев Орловых.

Китайский зал был отделан в модном в то время стиле шинуазри и выполнял функции парадной столовой.

Мраморный зал – самое роскошное помещение Мраморного дворца. По проекту А.Ринальди он был односветным, был перестроен в двухсветный А.Брюлловым. Его стены отделаны различными сортами мрамора и украшены барельефами, первоначально изготовленными для Исаакиевского собора. Потолок украшает живописный плафон «Свадьба Амура и Психеи» работы С.Торелли.

Зимний дворец

Мраморный зал, фото из интернета

Другие, не менее интересные залы дворца — Белый зал, Греческая галерея, Дубовая галерея, Зимний сад. Кроме того, на втором этаже располагались жилые покои и служебные помещения, в числе которых были ванная, парная, зал для игры в мяч.

Зимний дворец

Парадная лестница

Презентация на тему: » Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле.» — Транскрипт:

1

Зимний дворец. Страницы истории Зимний дворец – это грандиозное строение, которое является старейшим зданием на Дворцовой площади, сооруженное в стиле барокко. Как и любое здание в Санкт- Петербурге, Зимний дворец окутан историями и мифами.

Зимний дворец

2

Зимний дворец в Санкт-Петербурге бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга (Дворцовая набережная, 38); с 1732 года до 2 марта 1917 года официальная зимняя резиденция российских императоров. С июля по ноябрь 1917 года служил местом заседания Временного правительства.

Зимний дворец

3

Нынешнее здание дворца (пятое) построено в годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли. Памятник архитектуры пышного елизаветинского барокко.

Зимний дворец

4

В 1918 году часть, а в 1922 году всё здание передано Государственному Эрмитажу. Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма

Зимний дворец

5

Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий, воспользовался этим правом, будучи корабельных дел мастером под именем Петра Алексеева, и в 1708 году построил для себя и своей семьи небольшой домик в голландском стиле. Через десять лет по приказу будущего императора перед боковым фасадом дворца прорыли канал, названный (по дворцу) Зимней канавкой. Первый Зимний дворец

Зимний дворец

6

Второй Зимний дворец В 1711 году специально к свадьбе Петра I и Екатерины архитектор Георг Маттарнови, по приказу царя приступил к перестройке деревянного дворца в каменный. В процессе работы архитектор Маттарнови был удален от дел и строительство возглавил Трезини. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1723 году в Зимний дворец был переведен Сенат. А в 1725 году во дворце скончался император

Зимний дворец

7

Третий Зимний дворец Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф.Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и началось строительство. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него на жительство. Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом

Зимний дворец

8

Третий Зимний дворец После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. Императрица Елизавета Петровна также пожелала переделать под свой вкус императорскую резиденцию. 1 января 1752 года она приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня 1754 года.

Зимний дворец

9

Четвертый (временный) зимний дворец Был построен в 1755 г. Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).

Зимний дворец

10

Пятый (существующий) зимний дворец В 1762 году появилось существующее в настоящее время здание дворца. В то время Зимний дворец стал самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения ещё не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II.

Зимний дворец

11

Зимний дворец

Зимний дворец

Доблестное прошлое Зимнего

За всю историю в граде Петровом было возведено 5 зимних дворцов. Поначалу “отец” Северной столицы со дня основания своего “детища” в течение пяти лет проживал в одноэтажной деревянной избе, построенной всего за трехдневный срок.

В дальнейшем Петру Первому потребовалась достойная зимняя резиденция. К тому времени он издал указ, согласно которому на берегах Невы запрещалось выделять наделы тем, кто не имел морского чина. Сам император, желая выстроить в центре города резиденцию, получил разрешение как мастер корабельных дел Петр Алексеев. Он выстроил деревянный “Зимний дом” в два этажа, который сложно было назвать царскими хоромами.

В 1712 году тогдашний губернатор стольного града Александр Данилович Меншиков решил сделать подарок императору к его свадьбе с Екатериной Алексеевной, и пригласил архитектора Георга Маттарнови, который перестроил деревянный дом в каменный. Спустя восемь лет монаршее семейство перебралось в новые Зимние покои. Однако пожить в каменных “Свадебных палатах” счастливому мужу довелось только 5 лет.

Впоследствии на престол взошла Анна Иоанновна, сестра и соправительница Петра Великого, так как приходилась четвертой дочерью царя Ивана Пятого. Она слыла женщиной, живущей с размахом, и неудивительно, что ей было тесно в петровских палатах.

У новой императрицы были свои видения настоящей царской резиденции. Для ее кардинальной реконструкции она пригласила гениального архитектора Франческо Растрелли. Для реализации целей потребовался снос близлежащих строений. Все произошло удачным образом, и в 1735 году Анна Иоанновна отмечала пышное новоселье.

Зимний уже состоял из семидесяти парадных залов, из более сотни спален. Нашлось пространство для галереи, театра и большой капеллы. Были тут помещения для канцелярии, караульной службы, прочие. Увы, данных просторов оказалось мало для императрицы. Поэтому буквально сразу стали вестись новые работы по усовершенствованию дворца.

Взошедшая на престол в 1741 году младшая дочь Петра Первого — Елизавета Первая пристроила к Зимнему служебные помещения. Как писали очевидцы того времени, дворец “представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого…”.

Через пару лет императрица решила его расширить. Продолжилась скупка ближайших усадеб, и Растрелли возводил добавочные корпуса. Затем Елизавете пришло на ум поднять потолок с четырнадцати до двадцати двух метров. Архитектор, произведя расчеты, пришел к выводу, что для этого потребуется переделка проекта, а это нелегкое дело, и он предложил выстроить дворец в иной местности, но хозяйка Зимнего и слышать не хотела о такой затее.

Тогда пришлось выстроить абсолютно новое дворцовое строение. Возведение 4-ого Зимнего осуществлялось в рекордные сроки, в 1755 году работы уже были завершены. Простояло строение лишь до 1762-го года. Елизавете оно было не по душе. Она желала, чтобы резиденция русских царей роскошью и свежестью как внешнего, так и внутреннего убранства в разы затмевала европейские замки.

Честь воплотить мечту русской царицы в жизнь вновь выпала Растрелли. Архитектор старался изо всех сил угодить венценосной особе. Восемь лет длилось строительство. Новое роскошное творение Растрелли включало полторы тысячи комнат, а общая площадь достигала шестидесяти тысяч квадратных метров. Более того, дворец возвышался над всеми городскими зданиями.

Елизавете не суждено было пожить в чертоге собственной мечты. Работы принял Петр Третий. По завершению отделки фасадов, новоявленный император уже думал о расчистке окрестностей. Его изобретательности нужно отдать должное. Он нашел весьма оригинальный способ уборки места. Тонны остатков стройматериалов пришлось бы вывозить месяцами. Он издал указ, в котором разрешил всем желающим взять с дворцовой площади то, что понравится. К утру в округе и щепки нельзя было найти.

После свержения Петра Третьего окончательное возведение Зимнего легло на плечи Екатерине Второй. Она тут же отказалась от услуг Растрелли и привлекла других архитекторов, работавших под неусыпном контролем ее личного секретаря Ивана Ивановича Бецкого.

Архитектура здания

Михайловский дворец построен в стиле ампир, высокого классицизма. Стиль отражает римскую классику в сочетании с египетскими мотивами: торжественность и парадность в архитектуре, театральность в оформлении построек и интерьеров. Обязательное наличие колонн, пилястров, лепных карнизов.

Зимний дворец

Античные скульптуры (сфинксы, львы) располагаются упорядоченно с соблюдением равновесия и симметрии. Стиль с массивными формами, элементами военной символики подчеркивает могущество власти и государства.

К главному корпусу двухэтажного здания по бокам примыкают два служебных – для кухни, манежа и конюшен Флигеля связаны со зданием металлической изгородью с несколькими воротами.

Зимний дворец

Фасад изумляет изысканностью и утонченностью убранства. В центральной части – элегантный портик: выступающая вперед часть с семью арками, которую поддерживают восемь колонн. По обе стороны от портика на главном фасаде размещены по шесть колонн. Строение украшено белоснежной лепниной.

Первый этаж декорирован рустами – камнями оригинальной фактуры, тщательно подогнанными друг к другу, которые придают зданию неповторимость и уникальность. Ко входу во дворец ведет гранитная лестница, украшенная двумя статуями львов, отлитыми специально для Михайловского дворца. Величественные хищники к центру обращены боком, под лапами держат каменные шары – символ солнца.

Перед лицевой стороной – уютный садик. Дворец окружает строгая чугунная ограда – символ мощи и славы России и императорской семьи. Каждую секцию украшает кованый лавровый венок, на створках ворот – щиты и скрещенные мечи. Венчает ворота императорский двуглавый орел.

Шестой Зимний дворец

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Зимний дворец

Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.

Архитектор уехал на год в Италию, но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход – они делали козырек и надстраивали сверху 1-2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.

Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.

Мы привыкли к светло-зеленому тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.

Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.

Зимний дворец

Зимний дворец

Здание Зимнего дворца имеет четыре флигеля и внутренний двор, выходит фасадами на Дворцовую площадь, Адмиралтейство (Дворцовый проезд) и Неву. Главный фасад обращен к площади, по центру его располагается арка парадного проезда. Фасады дворца богато украшены колоннами, скульптурой, лепниной. В Зимнем дворце насчитывается более тысячи комнат и более сотни лестниц. По указу Николая I от 1844 года высота гражданских построек в пределах города не должна была превышать высоту здания дворца. Благодаря этому сегодня, находясь на крыше любого здания в центральных районах можно охватить взглядом весь город.

За время своего существования Зимний дворец много раз менял расцветку фасадов. Изначально это была охристая желтая окраска с белым декором наподобие западноевропейских дворцов. После пожара 1837 года, при котором выгорели все оригинальные интерьеры дворца, фасады были окрашены в светлые тона. С конца XIX века по 1920-е годы здания на Дворцовой площади были окрашены в кирпично-терракотовый цвет, а в годы Великой Отечественной войны дворец был замаскирован с помощью серой краски. Привычный современным гостям и жителям города изумрудный цвет фасадов дворца появился при реставрации уже в послевоенное время. По сути, такая расцветка противоречит изначальным пространственно-архитектурным замыслам.

На сегодняшний день споры о том, какого цвета все же должен быть Зимний дворец, до сих пор не прекращаются.

Зимний дворец

В 1762 году строительство Зимнего дворца закончилось. Среди ведущих архитекторов был объявлен конкурс на проектирование генерального плана города в целом и будущей площади в частности. Проект-победитель русского архитектора Квасова, по которому была определена общая геометрическая планировка площади, был утвержден в 1765 году.

К 1775 году на углу Невского проспекта и Дворцовой площади по проекту архитектора Валлен-Деламота было построено здание Вольного экономического общества, а рядом с Зимним дворцом по проекту Фельтена был возведен павильон Малого Эрмитажа.

В 1779 году был объявлен новый конкурс на застройку площади напротив дворца, по результатам которого лучшим был признан проект Фельтена. В соответствии с ним в 1779-1784 годах по условной дуге в южной части площади были построены дома фаворита Екатерины II генерал-поручика Ланского и петербургского генерал-губернатора Брюса. Позднее, к 1829 году, эти дома вошли после перестройки в ансамбль здания Главного штаба, созданный по проекту архитектора Росси. По его замыслу два крыла были соединены аркой, благодаря чему эта часть площади получила архитектурную завершенность и торжественность.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит