Зеленый мост

История

Синий мост появился в восемнадцатом веке, тогда это была простая деревянная переправа. Но она была подъемной – для удобства прохождения судов с мачтами. Мост был выкрашен в ярко-синий цвет, который сохранился до настоящего времени.

Зеленый мост

В начале девятнадцатого века деревянный мост заменили каменным однопролетным. В это время длина Синего моста составляла 32 метра, а ширина – 41 метр. Ночью мост освещался фонарями, установленными на гранитных обелисках. После этого его расширяли еще несколько раз. Сначала увеличение размеров произошло при укреплении берегов Мойки, затем – при строительстве Мариинского дворца. В результате ширина достигла 97 метров. При выполнении работ вместо гранитных обелисков были установлены чугунные фонари.

В 1920 году в низовой части моста обнаружили трещины. Они создавали угрозу обрушения, в связи с чем был проведен ремонт несущих конструкций: часть чугунных элементов заменили на железобетонные. Декор низовой части и фонари были утрачены. В 1938 году каменную мостовую сменил асфальтобетон, а в начале двадцать первого века был проведен капитальный ремонт моста, в том числе реставрация декоративных элементов.

Особенности

Зеленый мост

В конце девятнадцатого века на мосту появились фонари – точная копия светильников, расположенных на мосту Александра III в Париже. Сегодня именно их можно наблюдать на мосту. На спуске стоит гранитный столб-футшток, декорированный трезубцем Нептуна. На нем есть отметки уровней, до которых доходила вода во время самых крупных наводнений. На оградах моста выполнен узор, который копирует рисунок решеток, установленных на набережной реки Мойки.

Прохождение небольших экскурсионных теплоходов под Синим мостом – удивительный аттракцион. Вы как будто ныряете в длинную пещеру с низкими сводами, а выход очерчен узкой полоской яркого света. Благодаря такой особенности Синий мост включен в большинство экскурсий и прогулок по рекам и каналам Санкт-Петербурга.

История моста

Переправа именно в этом месте Невы планировалась еще в 30-х годах XX века, но лишь к концу 1950-х на правом берегу реки развернулось массовое жилищное строительство. Ленинград, уже отстроенный после войны, стремительно рос вширь: жилые кварталы появлялись на Охте, шло проектирование новых районов на месте петровских пороховых складов, в районе Пискаревки, Полюстрово, Ржевки.

Новый мост через Неву был крайне необходим городу, чтобы решить транспортные проблемы

Строительство переправы власти Ленинграда назвали «градостроительной задачей особой важности»

В 1959 году Ленгорисполком объявил закрытый конкурс проектов. В творческом соревновании участвовали самые известные ленинградские и московские организации. Одни проекты оказались слишком дорогостоящими, другие не вписывались в существующую застройку, третьи вызывали сомнения с технической точки зрения. В итоге жюри не присудило первую премию никому, а второе место заняла работа института «Ленгипротрансмост». По этому проекту и построен мост Александра Невского.

Авторы проекта — главный инженер А.С. Евдонин, инженеры К.Л. Клочков, Г.М. Степанов, архитекторы А.В. Жук, С.Г. Майофис, Ю.И. Синица. Это было новое слово в мостостроении, многие идеи конструкторов моста Александра Невского потом получат дальнейшее развитие.

Впервые в СССР при создании переправы использовали ванты — стальные тросы. Они были скрыты конструкцией (в современных проектах ванты выносятся наружу). Тросы моста Александра Невского имеют диаметр 70 мм и выполнены из легированной стали. Натяжение вантов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха — в холодную погоду натяжение ослабляют, в жару подтягивают с помощью специальных лебедок.

Впервые на 35-метровой глубине установили железобетонные оболочки для речных опор. Новой для советского мостостроения была и конструкция V-образных пролетных строений. Их отливали на берегу, а потом устанавливали над водой. Общий вес каждой конструкции — свыше 5000 тонн. И наконец, редкий для СССР случай — нерабочее пространство внутри пандусов моста использовано для размещения парковки на 230 автомобилей.

До недавнего времени мост оставался самым протяженным в городе на Неве. И только в декабре 2004 года Большой Обуховский вантовый мост, открывшийся на границе Санкт-Петербурга и Ленинградской области, перехватил пальму первенства (его общая длина — 2884 метра).

Сооружение получилось гармоничным, пропорциональным, очень крупные детали моста не кажутся тяжелыми. Специалисты отмечают ясность его конструктивной схемы, лаконизм и сдержанную эмоциональность. Мост идеально вписался в городскую среду, не возвышается над исторической застройкой на левом берегу Невы. К тому же с открытием переправы были решены транспортные развязки на обоих берегах реки.

В период строительства мост называли Староневским, а еще до открытия — 15 мая 1965 года ему дали существующее сейчас название — мост Александра Невского в честь великого русского полководца и небесного покровителя города.

1 ноября 1965 года по мосту прошла колонна тяжелых танков — это были промышленные испытания на прочность конструкции. Торжественное открытие, приуроченное к годовщине Октябрьской революции, состоялось 5 ноября: по мосту открылось автомобильное, трамвайное и пешеходное движение.

Несмотря на то, что мост строился с применением передовых технологий, его качество оказалось далеким от идеала. Гидроизоляцию выполнили из стекловаты, а она стала постепенно растворяться в битуме. Ванты начали быстро ржаветь, и уже через два года после эксплуатации 56 из них лопнули. Мост продолжал разрушаться, в то время как нагрузка на него постоянно увеличивалась. В 1982 году из-за износа конструкции рухнул в воду один из противовесов моста весом 700 тонн. Мост закрыли для движения, наладив паромное сообщение. Переправу отремонтировали, заменив противовес, и вновь открыли для движения.

В 2000 году мост закрыли на капитальный ремонт. Реконструкция переправы проводилась с 10 декабря 2000 года по апрель 2001 года. В ходе ремонта заменены 12 километров вантов и вся гидроизоляция. В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была выполнена подсветка моста 500 светильниками и 8 прожекторами.

14 марта 2014 года открылась новая, мощная подсветка моста Александра Невского.

У каждого здания — своя история

На Невском полно старинных зданий, порой даже те, кто живут в городе уже несколько лет, не могут рассказать историю каждого из них. Но полюбоваться на дома, в которых жили аристократы, поэты и другие люди прошлого нужно обязательно.

Отдельно рекомендуем обратить внимание на символы города, которые расположены на проспекте. Адмиралтейство

Адмиралтейство

Адмиралтейство. Фото: @natalie.domini

Обязательно дойдите до Адмиралтейства. Вы увидите его сразу же, как выйдите из метро «Невский проспект». Сейчас в здании Адмиралтейства находится главный штаб Военно-Морского флота.

Дворцовая площадь

Дворцовая площадь. Фото: @vi66nya

Дальше вы можете отправиться на Дворцовую площадь. Она находится справа от Адмиралтейства и просто обязательно к посещению для всех гостей Северной столицы. Дворцовая площадь была построена еще в середине XVIII века и до сих пор считается одним из самых красивых архитектурных ансамблей мира. 

Строгановский дворецАдрес: Невский пр., 17

Строгановский дворец. Фото: wikimedia.org

Пройдите до противоположной стороны реки Мойки — здесь находится Строгановский дворец, в котором сейчас расположен филиал Русского музея. Больше всего известен, конечно, фасад дворца — он украшен кариатидами, а на его верхушке красуется герб Строгановых.

Казанский соборАдрес: Казанская площадь, 2

Казанский собор. Фото: @katievanteeva

Если пройти немного подальше от дворца, то можно увидеть знаменитый Казанский собор. Он был построен еще в начале XIX века, а внутри до сих пор сохранилось убранство, по которому можно изучать историю прошлых времен.

Спас на КровиАдрес: наб. канала Грибоедова, 2Б

Спас-на-Крови. Фото: @mik_ei

Рано или поздно, во время прогулки по Невскому, вы обязательно увидите легендарный Спас на Крови — это одна из самых известных достопримечательностей Санкт-Петербурга. Что интересно — этот храм относится к псевдорусскому стилю. Суть стиля состоит в том, что архитекторы специально подражают древнерусскому зодчеству.

Как добраться до Невского проспекта

Как подсказывает Капитан Очевидность, добраться до Невского проспекта проще всего, доехав до станции метро «Невский проспект». Выйдя из нее, Вы попадете в самую гущу событий города, в самый центр. Но если Вы хотите посмотреть весь Невский и проследовать рекомендуемым нами маршрутом, езжайте до станции Адмиралтейская. Сама по себе станция является достопримечательностью — она самая глубокая в России.

Большинство главных достопримечательностей Санкт-Петербурга находится, если не на самом Невском, то в нескольких шагах от него. По мере движения мы будем немного отклоняться от главной авеню, а потом возвращаться. Продолжительность нашей экскурсии — от 2 часов до 5.

Итак, выйдя из метро «Адмиралтейская», Вы попадете в небольшой Кирпичный переулок. Чтобы попасть на сам Невский, Вам необходимо пройти несколько метров налево, а затем направо по Малой Морской. Она и упрется в Невский проспект. Слева Вы увидите башню Адмиралтейства, справа — уходящий вдаль проспект, которому не видно конца.

Казанский собор

Пройдем еще буквально 100 метров. Ровные фасады домов с магазинами и кафе, заполняющими их, прервутся, и справа Вы увидите потрясающую колоннаду Казанского собора, которая обращена к Невскому проспекту. 

При проектировании собора перед архитектором стояла сложная задача — по православным канонам алтарь храма должен был смотреть на восток, а фасад — всегда на запад. Но Невский проспект располагался с северной стороны будущей постройки.  Он решил эту задачу, обратив протяженную колоннаду к парадному Невском проспекту, а вход в храм расположил на Казанской улице. По проекту такая же колоннада должна была быть и с обратной стороны, но планы эти так и не были реализованы.

Собор посвящен победе России в войне 1812 года. Внутри собора Вы сможете увидеть трофеи, захваченные у французов, а также могилу фельдмаршала Кутузова.

Даже если Вы не верующий человек, советуем Вам войти внутрь собора (вход бесплатный). Ведь это не только храм, но и памятник победам нашего народа. Кроме того, собор хоть и выполнен полностью из российских материалов, но прекрасно передает атмосферу античных храмов. Именно поэтому здесь часто снимают фильмы, а под колоннадой можно прогуляться и удивиться масштабам строения.

История

В 1720 г. (по другим данным в 1718 г. или 1716 г.) на этом месте был построен деревянный подъёмный мост. До 1726 года по мосту проходила городская граница, здесь собирались проездные подати. Для этого рядом с мостом стоял Мытный двор, рядом с которым находился Гостиный двор.

В процессе эксплуатации в течение XVIII в. мост неоднократно ремонтировался и перестраивался. В 1777 г. при строительстве гранитных набережных Мойки подъёмный мост был заменен трёхпролётным на каменных опорах с деревянными пролётными строениями балочной системы (по типу мостов через Крюков канал).

Полицейский мост в 1850-х годах

В г. архитектор Вильям Гесте предложил проект однопролётного чугунного моста с совершенно новой, неизвестной до этого в практике мостостроения конструктивной схемой. Пролётное строение представляло собой бесшарнирный свод, собранный из пустотелых чугунных блоков (тюбингов), скрепленных болтами. В качестве идеи использовалось предложение конструкции моста Р. Фултона, опубликованное в Лондоне в 1796 году. Консультантом проекта выступил Ф. П. де Воллан (Деволант). Проект и испытанная модель моста (в одну треть натуральной величины) были одобрены Александром I, и в г. за чрезвычайно короткий срок — 7 месяцев — мост был построен. Металлические конструкции были изготовлены на Петербургском и Кронштадтском чугунолитейных заводах. Это был первый транспортный чугунный мост в Петербурге (наряду с мостом через Сальнобуянский канал, построенным также в 1806 году).

Пролётное строение было собрано из 126 чугунных тюбингов эллиптической формы, расположенных строго рядами по 9 штук вдоль пролёта. Таких рядов по ширине моста было 14. Арки моста были заделаны на длину целой коробки в тело каждого устоя и упирались концевыми торцами в наклонный гранитный ряд. Прочность чугуна позволила сделать арку моста гораздо тоньше и изящнее, чем у тяжеловесных гранитных мостов. Опоры сделаны бутовой кладки на свайных ростверках.

Тротуары были выложены гранитными плитами в одном уровне с проезжей частью и отделялись от неё металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями. Перильное ограждение было литое чугунное, повторяющее рисунок перил набережной. У въездов на мост были поставлены гранитные обелиски, увенчанные золочёными шарами.

Проект моста был настолько удачен, что был в 1807 году на его основе был разработан «образцовый» проект чугунного моста, очевидно, первый в истории мостостроения типовой проект металлического моста. В период с 1808 по 1818 гг. в Петербуре было построено еще 5 мостов аналогичной конструкции (Красный, Поцелуев, Александровский, Синий, Ново-Московский). До 1840 г. было построено более десятка подобных мостов.

В 1842 году по проекту инженера А. Д. Готмана Полицейский мост расширили за счет выноса тротуаров на металлические консоли, гранитные обелиски на въездах заменены чугунными фонарными столбами.
В 1844 г. на мосту была уложена первая в России мостовая из асфальтовых кубиков. Газета Северная пчела писала: «Асфальт, вылитый в кубическую форму, выдерживает самую жестокую пробу, потому что едва ли где бывает более езды, как по Полицейскому мосту.»

8 сентября 1859 года по случаю приезда принцессы Дагмары, невесты будущего императора Александра III, на Полицейском мосту собралась большая толпа. Перила моста не выдержали и масса народа упала в Мойку. По официальным сообщениям обошлось без жертв.

В 1906–1908 гг., в связи с прокладкой трамвайных путей на Невском проспекте, мост расширили по проекту инженера А. П. Пшеницкого и архитектора Л. А. Ильина.
Устои моста были расширены с устройством нового свайного основания. Пролетное строение было расширено в обе стороны добавлением по пять рядов типовых тюбингов. При этом статическая схема моста была изменена с бесшарнирого свода на двухшарнирную арку. Фасады украсили накладными орнаментами. Вместо чугунных фонарных столбов были установлены позолоченные железные канделябры, на которых подвешены шестигранные фонари.

Металлические части украшений были изготовлены на петербургской фабрике Ф. К. Сан-Галли, каменные — выборгской фирмой Вайнио. Установка перил и украшений моста была закончена к концу октября 1908 года.

На время производства работ по обеим сторонам моста был построены 2 временных пешеходных моста. Производителем работ был инженер А. В. Бирюков.

В 1938 г. свод моста под трамвайными путями для предохранения от электрохимической коррозии был изолирован рубероидом, а вся проезжая часть и тротуары покрыты асфальтом. В 1951 г. по проекту архитектора А. Л. Ротача восстановлены утраченные торшеры с фонарями, а в 1967 г. восстановлена позолота декоративных деталей моста.

Конструкция

Мост однопролётный чугунный арочный. По статической схеме представляет собой двухшарнирную арку. Пролётное строение представляет собой свод из 24-х рядов двухшарнирных арок, каждая из которых в свою очередь состоит из 7 чугунных тюбингов, соединенных болтами как между собой, так и между тюбингами соседних арок. Концевые коробки арок несколько различаются от средних, имея на своих концах, обращенных к устоям, приспособления для соединения с верхними балансирами шарнирных пятовых опор, передающих давление свода гранитным подферменникам устоев. Устои выдвинуты из линии набережной в русло реки. Наружная поверхность устоев облицована гранитом. Фасады моста декорированы профилированным металлическим листом. Общая длина моста составляет 29,3 (39,8) м, ширина моста — 38,7 м.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Покрытие проезжей части и тротуаров — асфальтобетон. Перильное ограждение чугунное, однотипное с решёткой набережной Мойки, завершается на устоях гранитным парапетом. При въездах на мост установлены металлические декоративные торшеры с фонарями.

Фото и описание

Связующим звеном между Центральным районом Санкт-Петербурга и 2-м Адмиралтейским и Казанским островами является Зеленый мост через Мойку, являющийся объектом культурного наследия нашей страны.

В 1710 году на левом побережье Невы была проложена новая дорога. В наше время она является ни чем иным, как Невским проспектом. В точке ее пересечения с Мойкой, в 20-е годы 18 века (ориентировочно в 1717-1718 г.г.) возвели новый деревянный подъёмный мост. По нему с 1703 по 1726 годы проходила граница Санкт-Петербурга. Здесь за проезд с приезжих взималась подать. Рядом с мостом для удобства путешественников и служащих были построены Мытный и Гостиный дворы.

В 30-е годы 18 века мост окрасили в зеленый цвет. С этих пор за ним закрепилось название «Зеленый». Приблизительно в 1767-1769 г.г. из-за находившегося неподалеку управления полиции города мост стали звать Полицейским.

В годы Октябрьской революции Полицейский мост переименовали в духе нового времени в «Народный». Это название он носил с 1918 по 1998 год.

Зеленый мост неоднократно ремонтировался, реставрировался и перестраивался. В 1777 г. у моста появились каменные опоры, он стал балочным, трехпролетным. В начале 19 века (с 1806 по 1808 г.г.) по проекту архитектора Вильяма Геста при участии Ф. П. де Волана, на месте деревянного моста, который был разобран, шло строительство первого в Петербурге чугунного моста. В качестве основы была выбрана конструкция моста, разработанная англичанином Р. Фултоном в 1795 году. Над новым мостом появился пролет с наборным пологим блочным сводом. В стенах каждого из блоков были отверстия для соединительных болтов. В основании опор моста были установлены свайные ростверки. Перила моста были литыми. Украшением служили обелиски из гранитного камня с золочеными верхушками. Тротуар выложен из гранитных плит. От проезжей части пешеходная часть отделялась оградой из гранитных камней и металлических прутьев.

Применение чугунного литься позволило придать утонченный и изысканный вид арке. Мост визуально казался гораздо легче гранитных собратьев. Его облик был ажурным и невесомым.

Проект Зеленого моста был настолько эффектен и экономичен, что впоследствии его стали применять как типовой. Это был первый в мире типовой проект металлического моста.

В середине 19 века Полицейский мост уже не справлялся с увеличившимся потоком ездоков и пешеходов. А потому возникла необходимость его расширения. В ходе реконструкции пешеходную зону вынесли на боковые металлические консоли. Вместо литых решеток установили сплошные гранитные ограждения. Гранитные обелиски демонтировали, а на их месте установили фонарные столбы из чугуна, выполненные по эскизу инженера А. Готмана.

В 1844 году Полицейский мост покрыли асфальтовыми кубиками. Это была первая в Российской империи заасфальтированная мостовая.

Когда в 1904-1907 годах началась работа по прокладке трамвайных линий на Невском проспекте, возникла необходимость вновь увеличить ширину моста. Проект этой реконструкции был разработан архитектором Л.А. Ильиным. По бокам моста были установлены 10 рядов коробчатых арок и расширены опоры. Фасад декорирован орнаментом с золочеными деталями. Фонарные столбы заменили на более долговечные и практичные – железные. Реализацию проекта осуществляли инженеры А.Л. Станов, В.А. Берс, А.П. Пшеницкий.

В 1938 году под трамвайными путями был уложен рубероид, дорога и тротуары заасфальтированы. В 1962-1967 годах прошла реставрация канделябров и фонарей на мосту.

Самое интересное, что можно увидеть за 1 день

Когда едешь в Санкт-Петербург впервые, то энтузиазм первооткрывателя настолько велик, что возникает ощущение, что за один день можно охватить всё, хотя бы самое известное. Не надо обольщаться. Петербургские масштабы, неисчислимое множество достопримечательностей и просто очень красивых мест быстро съедают все отпущенное на знакомство с городом время. Поэтому изначально лучше расставить приоритеты — что для вас обязательно, а что второстепенно. Как учил когда-то вождь мирового пролетариата — нужно составить программу минимум и программу максимум, исходя из расчета собственных сил, времени и пристрастий.

Зеленый мостНабережную Фонтанки многие принимают за уголочек Флоренции

Надо сразу иметь в виду, что основной массив достопримечательностей Петербурга сосредоточен в центральной исторической части города радиусом примерно 5 км. Сюда входит центральная часть Невского проспекта, Дворцовая, Сенатская и Исаакиевская площади, Адмиралтейство, Петропавловская крепость, все главные соборы, дворцы, музеи, множество мостов, набережные каналов и садово-парковые территории (подробнее — Что посмотреть в Питере летом).

Зеленый мостНа Невском проспекте — Екатерининский сквер с Александрийским театром

В принципе, за один день пребывания в Петербурге можно вполне самостоятельно  увидеть все самые знаковые архитектурные символы города. Кроме того, посетить один из известных, но не очень больших дворцов, знаменитые соборы, по возможности дойти до Петропавловской крепости.

Зеленый мостАничков дворец и Аничков мост — известные достопримечательности Невского 

Заглянуть на часок-другой в Летний сад со стороны Дворцовой набережной, не спеша пройтись по набережной Мойки или Фонтанки и, если получится, прокатиться по ним на катере. Таким образом, всего за один день можно прикоснуться к питерской истории, увидеть все самое-самое хрестоматийное и ощутить неповторимую питерскую ауру.

Зеленый мостЛетний сад хотят посетить все туристы

С чего же начинать осмотр города? Это зависит от того, в каком месте вы находитесь. Если вы приехали на Московский вокзал и с него же уезжаете вечером, то начинайте осмотр с Невского проспекта прямо от вокзала, двигаясь налево в сторону Дворцовой площади. Хотя, этот маршрут можно начинать от любой точки.

Коротко об истории: факты в цифрах

Река Фонтанка пересекает центр города. Если посмотреть карту и фото — понятно, что она отделяет парадную часть Санкт-Петербурга.

История реки Фонтанки восходит к событиям начала 18 века. Раньше она была маленькой болотной речкой. Первое название — Безымянный Ерик, также в давние времена её именовали Голодушей, затем — Фонтанной рекой. Идея связана с фонтанами расположенного поблизости Летнего сада — вот почему река Фонтанка так называется. В 1737 году она получила современное название, уже к 1952 году появилась деревянная набережная. Через три десятка лет река была снова расчищена и углублена, набережные стали гранитными.

Посмотреть на фонтаны и отдохнуть от городского шума

Когда устанете от городского шума, отправляйтесь в парк. На Невском находится довольно много парковых зон. Мы рекомендуем обязательно посетить некоторые из них.

Летний сад

В Летнем саду. Фото: @fabri.ani

Сходите в Летний сад Петра I. Здесь можно не только погулять и посидеть на лавочках, но и полюбоваться огромным количеством цветочных композиций, старинных памятников и изящных фонтанов. Этот парк очень сильно напоминает декорации какого-то сказочного фильма.

Михайловский сад

Михайловский сад. Фото: @innatuch

Также вы можете посетить Михайловский сад. На территории 10Га находится один из самых известных и благоустроенных парков Санкт-Петербурга. Здесь можно погулять по широким аллеям, почитать книжку, сидя на скамейке или пройтись вдоль реки. А если вам повезет, то вы попадете на один из фестивалей ландшафтного дизайна.

Марсово поле

Марсово поле. Фото: @aleksaleto

Марсово поле больше подходит для тех, кто ищет местечко для перекуса и не против полежать на газоне. Здесь найдется место абсолютно для каждого. Советуем собираться компанией, брать пиццу или любую другу вкусную еду и отправляться сюда на пикник.

Название

Существовавший на этом месте деревянный подъемный мост в 1720-х годах назывался Петровским. В 1730-х годах мост переименовали в Зелёный, по цвету его окраски. В 1777 (1768) году появилось другое название — Полицейский. По одной из версий, название происходит от находившегося рядом управления городской полиции (позже этот дом занимал Придворный госпиталь), по другой — от дома петербургского генерал-полицмейстера Н. И. Чичерина, располагавшегося недалеко от моста. После Октябрьской революции, в октябре 1918 года, мост был переименован в Народный. Наконец, 13 января 1998 г. было возвращено название Зелёный.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит