Судьба античного вала
Через несколько десятилетий после сооружения Адрианова вала, было построено новое укрепление: вал Антонина, который считался теперь главной границей Римской империи. Адрианова стена стала постепенно разрушаться, и была забыта почти на целых полстолетия. Но в 208 г. Древний Рим переместил опять границу владений к Адрианову валу, и укрепил ее. Пиктам удалось разрушить вал в нескольких местах, создавая в нем проходы. В конце концов, Древний Рим в 385 году окончательно отозвал свои легионы и оставил стену разрушаться.
Выполнил ли Вал Адриана свое предназначение?
На этот вопрос можно ответить утвердительно. Более того, кроме оборонительной функции это сооружение выполняло еще несколько задач. Оно ограничивало миграцию населения, позволяло римлянам контролировать торговлю. Благодаря таможенным пошлинам, окрестные территории процветали. В начале 5 века легионы покинули территорию Британии, и вал Адриана свое значение утратил, местные фермеры стали использовать его в качестве источника строительных материалов.
Ныне остатки стены лучше всего сохранились между Корбриджем и Гринхедом. Это весьма привлекательный туристический объект, который легко посетить, приехав рейсовыми автобусами, отправляющимися в этом направлении из любого ближайшего населенного пункта.
Цель постройки
По всей вероятности, сооружение было запланировано к приезду в Британию римского императора Адриана, который хотел, по его словам, «сохранить в целости империю, ниспосланную ему Богом». Историки выяснили, что стена была предназначена защищать римлян от враждебных коренных племен — в каждой стране, которую они завоевывали, им приходилось сталкиваться с подобными восстаниями. Правда, на сегодняшний день не удалось установить, насколько опасны на самом деле были эти племена и дало ли строительство стены какие-нибудь оборонительные и экономические преимущества.
Есть и другая версия — что сооружение служило для контроля иммиграции и контрабанды — ежедневно по ней ездили торговцы; были организованы контрольно-пропускные пункты. Патрулировали их легионеры, проверяя входящих и выходящих граждан. Стена была видна на многие мили вокруг за счет того, что ее покрыли белоснежной штукатуркой.
Что же это за вал такой
Валом называют каменно-земляную стену Адриана, которая представляет собой весьма мощное, на то время, оборонительное укрепление. Построили его римляне, еще много веков тому назад. Вообще-то, давным-давно было два вала, но второй популярностью не пользуется, в том числе и потому, что плохо сохранился. Он называется валом Антонина и расположен немного севернее. Высота сооружения напрямую зависела от материала, используемого для строительства, и самого места возведения, а длина изначально составляла ни много ни мало, а почти 120 километров. Один конец вала построили из камней, другой – из земли. Первый имел высоту 5-6 метров и ширину – три метра, второй – три и шесть метров соответственно. Кое-кто почему-то считает, что он граничит с Шотландией и Англией, но это не так. Если посмотреть Адрианов вал на карте, то хорошо видно, что он не доходит до Шотландии приблизительно на один километр, то есть находится полностью на английской территории.
Отели, хостелы и прочие
Существует целый ряд отелей, от отелей до пансионов, от
двухъярусных домов до кемпингов.1 The Greenhead Hotel and
Hostel, Гринхед, Брэмптон, Камбрия, CA8 7HB, +44 1697 747411.
Отель и хостел находятся недалеко от стены. Для общежития, спросите
в отеле. Хостел (15 фунтов стерлингов), отель (50-80 фунтов
стерлингов).2 Once Brewed YHA Hostel, Военная дорога, Бардон
Милл, NE47 7AN. Хостел приятный и дружелюбный. Кровати от £ 16.3
Старая станция ретранслятора, Военная дорога, Гриндон, Хейдон-Бридж,
NE47 6NQ, +44 1434 688668. Кровать и завтрак недалеко от средней
части стены и предлагает очень хорошее жилье, хорошую еду, хорошее
пиво, и это короткий ходить от стены.4 Tantallon House B & B,
Gilsland, CA8 7DA. Отель Tantallon House расположен примерно в 10
минутах ходьбы от Национальной тропы. Он также имеет коттедж. От £
44 (без карт).
В культуре
Редьярд Киплинг посвятил Адрианову валу три рассказа из цикла «Пак с холмов» — «Центурион Тридцатого», «На великой стене» и «Крылатые шлемы». Сквозной сюжет рассказывает о центурионе Парнезии, служившем на Адриановом валу под началом генерала Максима. Рассказы оформлены стихотворениями, такими как «Песня пиктов» и «Песня римского центуриона», где косвенно упоминается и Антонинов вал («Северная стена»):
Я буду Риму здесь служить, пошли меня опять
Болота гатить, лес валить, иль пиктов усмирять, В разливы вереска, где спят империи сыны… |
Некоторые сцены фильма «Король Артур» происходят у Адрианова вала.
Вал Адриана стал прообразом Стены в цикле фэнтези-романов «Песнь Льда и Огня» американского писателя Джорджа Мартина.
В фильме «Судный день» (2008)‚ чтобы отделить заражённую вирусом Шотландию от Великобритании‚ правительство построило бетонную стену высотой 9‚5 метров по линии Стены Адриана.
Возведение вала
Одним из основных материалов, из которых был построен вал Адриана и впоследствии разворован мародерами, является торф, положенный на камень. Им была отделана восточная часть возводящегося сооружения, в то время как западная была отдана под дерн. Однако реальность не соответствовала изначальным ожиданиям: вместо ширины в 3 метра получилось достигнуть отметки лишь в 2.4 м, однако в высоту конструкция вышла именно такой, какой задумывалась в плане – шестиметровый исполин немногим позже встречал незваных гостей во весь свой рост.
Адрианов Вал (Son of Groucho / flickr.com)
Еще одной важной частью защитного конструкта стены были рвы, которые выкапывались с обеих сторон от каменно-земляного гиганта. Ров, расположенный с северной стороны вала, по глубине был отрыт до отметок в 8 метров
Для сооружения рвов потребовалось колоссальное количество материала – 2 миллиона кубических метров камня и земли.
С юга же проходила дорога для военных патрулей и армейских подразделений. Строительство предполагало возможность постоянной вахты, поэтому в специально отведенных участках вал Адриана обустраивался 16-ю фортами с гарнизонами и предусмотренными для них проходами. Между наиболее крупными фортами размещались башни небольших размеров, а каждые 500 метров – сторожевые вышки с лестничными подъемами.
Немного истории по строительству стены Адриана
Укрепление имеет такое название по той причине, что его строительство было начато по распоряжению императора Адриана, который в то время правил Римом и планировал поездку в Британию. Точная дата неизвестна, но считается, что это было в 122 году нашей эры. Также неизвестна и причина данного строительства. Скорее всего, просто захотели создать символ мощной непобедимой Римской империи. Ведь государство совершенно не нуждалось в оборонительном сооружении, так как никто не представлял для нее угрозы. Экономически укрепление себя не оправдывало, да и вал не смог бы сдержать натиск врага. Было намного проще присоединить земли к империи, что было бы и значительно дешевле. Так и не понятно, зачем построили 17 настоящих фортов и соорудили два полноценных вала, где несли службу более чем 10 тысяч человек.
Транспорт
Как добраться
По дороге (возможно, автобусом) от главных дорог или транспортных
узлов в Карлайле или Ньюкасле. Часть стены Адриана также находится
на пешеходной тропе Пеннинского пути.
Транспорт вокруг стены Адриана
В настоящее время существует признанная Национальная тропа,
протяженность стены Адриана длиной 84 мили (135 км), которая следует
(с отклонениями, означающими, что тропа длиннее стены) по всей длине
стены от Уолсенд (Wallsend) до Солуэй-Ферт (Solway Firth) (или
наоборот). Путь является относительно легким для большей части его
маршрута, за заметным исключением среднего участка вокруг Стали Ригг
(Steel Rigg). Здесь путь поднимается и опускается довольно круто,
как он следует за откос. Этот раздел, однако, считается самым
красивым.Регион стены Адриана хорошо обслуживается дорогой,
а железная дорога проходит параллельно стене от Ньюкасла до
Карлайла. Один билет стоит около 13 фунтов стерлингов (по состоянию
на апрель 2010 года). Есть автобус, который идет вдоль стены от
Боунесса (Bowness) в Солоуэе (Soloway) до Ньюкасла (в обе стороны) 7
дней в неделю, примерно с апреля по сентябрь. Автобус номер AD122.
Идеально подходит для линейной ходьбы, позволяя вернуться в
автомобиль или остановиться.
Адрианов вал
Это одно из двух подобных сооружений. Второй вал называется Антонина и расположен немного севернее, но не такой известный, поскольку гораздо хуже сохранился до наших дней.
После возведения второго вала Антонина, за валом Адриана практически никто не следил, что приводило к постепенному его разрушению. Но по приказу императора Севера в 208 году н.э. вал Антонина был оставлен и осуществлялось укрепление Адрианова Вала, и установление по нему границы великой империи.
Длина линии Адрианова Вала составляла 80 древнеримских миль. Высота насыпи заметно колебалась из-за места и стройматериала. Восточнее реки Иртинг Адрианов Вал был построен из специальных прямоугольных камней. В этом месте ширина вала достигала 3м, а высота до 6м. Западнее реки вал был земляным, 6м шириной и 3,5м высотой.
Есть расхожее мнение, что данный вал является границей Англии с Шотландией, но это совсем не так. Адрианов Вал расположен полностью на территории Англии, в километре от границы на западе и в 110 километрах на востоке страны.
Использование стены в качестве оборонительного сооружения кажется очень сомнительным с точки зрения не только военной, но и экономической. Вряд ли пиктские племена, которые были рассеяны по равнинам Британии, могли представлять собой большую угрозу для Римской империи, и отражал бы вал успешно их набеги. Хотя несколько раз пиктам удалось пробить в валу проходы. Намного дешевле было бы присоединить данные земли к империи, вместо сооружения данного вала, поскольку это была не просто земляная или сложенная из больших камней насыпь. На расстоянии каждой древнеримской мили были построены малые укреплении. Вдоль всего вала было возведено 17 больших фортов. Иногда гарнизон стены составлял более 10 тысяч человек.
После того, как римляне покинули Британию в 385 году, вал начал постепенно разрушаться. В XVIII веке началось строительство дороги, вследствие чего были снесены большие участки Адрианова Вала. В середине XIX века валом заинтересовался североамериканский государственный деятель Джон Клейтон. Он выкупил некоторые участки земли, с сохранившимися участками стены, чтобы местное население не растаскивало камни для своего строительства. Позже эти земли были выкуплены Национальным Трестом по сохранению исторического наследия.
Историческое будущее
Этот вал – не единственный, который был возведен римлянами в то время. Спустя несколько десятилетий потребовалась новая стена, подтверждающая статус новых границ Римской Империи. Этим сооружением стал вал Антонина, пришедший на смену разрушающемуся Андриановому валу.
Однако история распорядилась иначе, заставив в 208 году заняться реконструкцией последнего в связи с повторным смещением границ римского государства. Но с основной своей функцией, оборонительной, величественная стена теперь не справлялась: пикты прорывались за пределы ограждения через создаваемые ими проходы.
В течение длительного времени Адрианов вал помогал империи поддерживать порядок и целостность, но постоянные проблемы на различных участках границы в итоге заставили оставить вал, тем самым обрекая его на постепенное разрушение. Демонтажу великой ограды способствовали и фермеры, активно заимствующие камень из структур стены для постройки собственных хижин.
Описание Адрианова Вала или Стены Адриана
Вал Адриана или Стена Адриана (Hadrian’s
Wall англ., Vallum Hadriani латынь) — это античные римские
фортификационные сооружения, которые были построены начиная с 122
года н.э. по приказу римского императора Адриана в самом узком месте
острова (от современного Карлайла до Ньюкасла). Адрианов вал более
или менее повторяет дороги A69 и B6318. На протяжение всей стены
было построено 16 крупных фортов, 80 малых сооружений и более 150
башен для контроля завоёванных территорий.
Стена Адриана имела длину 80 римских миль или 117,5 км (73,0
мили) в длину; его ширина и высота варьировались в зависимости от
доступных строительных материалов. К востоку от реки Иртинг стена
была построена из камня прямоугольной формы и имела ширину 3 метра
(10 футов) и высоту от 5 до 6 метров (16-20 футов), в то время как к
западу от реки стена изначально была сделана из дерна и имела
размеры 6. метров (20 футов) в ширину и 3,5 метра (11 футов) в
высоту; это было позже перестроено в камне. Эти размеры не включают
в себя канавы, бермы и форты стены. Центральная часть имела ширину
восемь римских футов (7,8 фута или 2,4 м) на основании 3 м (10
футов). Некоторые части этого участка стены сохранились до высоты 3
м (10 футов).Сразу к югу от стены был вырыт большой ров с
соседними параллельными насыпями, по одному с каждой стороны. Это
известно сегодня как Валлум (Vallum), хотя слово Валлум на латыни
является источником английского слова стена (wall) и не относится к
рву.
Строительство
Вал был построен из камня и торфа в самом узком месте острова (от современного Карлайла до Ньюкасла). Длина — 117 километров, ширина — 3 метра, высота — 4—6 метров. На востоке это была каменная стена, на западе — дерновый вал. По всей длине вала через определённые промежутки стояли наблюдательные башни, а за ними располагалось 16 фортов, с обеих сторон шли рвы. Восточный участок вала был каменным (облицованная тёсаными каменными блоками стена из бутового камня толщиной 2,4 м и высотой 6 м), западный — земляным (вал толщиной 6 м у основания и высотой около 3,5 м). С северной стороны вала (там, где не было естественных откосов) на расстоянии 6 метров от него был выкопан ров глубиной около 8 метров. Первым делом через неравные интервалы в стратегически важных точках было выстроено 16 крупных фортов. Здесь в валу были сделаны проходы и здесь же размещалась большая часть гарнизона. Между ними через каждые 1300 метров были возведены башни меньшего размера, а через промежутки около 500 метров — вышки с лестницами, служившие убежищем от непогоды и для сигнализации. С южной стороны вдоль вала проходила военная дорога. Вал предназначался исключительно для караульной службы. Это сооружение, потребовавшее большого инженерного искусства и труда, было построено за 6 лет, причём почти все работы выполнили солдаты трёх римских легионов, постоянно размещавшихся в Британии. Найдено много вделанных в стену надписей, из которых видно, что строительство велось по небольшим участкам, распределённым между воинскими частями. Подсчитано, что при устройстве одного только рва потребовалось переместить около 2 млн м³ земли и камня. В строительстве вала принимали участие: Legio VI Victrix Hispanesis Pia Fidelis, ещё не Constans и пока не Britannica (легионеры построили часть сооружения от Ньюкасла до Карлайла и мост через реку Тайн недалеко от Ньюкасла; легион прибыл в Британию в 122 году вместе с Адрианом и занял базу уничтоженного к тому моменту Legio IX Hispana в Эбораке легиона, Legio XX Valeria Victrix (122—125 годы) и Legio II Augusta, тогда ещё не Antonina (122 год).
Наиболее известным из укреплений, располагавшихся вдоль стены, является каструм Верковициум (Vercovicium), сейчас известный как римская крепость Хаузестедс (англ.)русск..
Строительство стены
Строительные материалы, из которых возводилось античное защитное сооружение — камень и торф. Первоначально было задумано сооружение стены, шириной — 3 м, высотой — 5-6 м. С восточной стороны шло строительство из камня, а на западе — из дерна. На всей протяженности вала, с некоторыми промежутками возвышались наблюдательные башни, за ними размещалось 16 фортов, по обеим сторонам пролегали рвы. Каменный участок вала имел облицовку тесаными камнеблоками, а сама стена состояла из бутового камня. Ее толщина была порядка 2,4 м, высота — 6 м. Земляной участок вала превосходил толщиной каменную часть более чем в 2 раза, зато по высоте уступал ей: 3,5 м. С севера, в шести метрах от стены был выкопан глубокий ров, достигавший в глубину 8 м. На стратегически важных участках были возведены 16 крупных фортов. В этих местах вал Адриана имел проходы, и тут же размещалась часть гарнизона. Между крупными фортами были сооружены башни меньшего размера, в промежутках 500 м — сторожевые вышки с лестницами. С юга проходила вдоль стены военная дорога. Все сооружение предназначалось для несения вахты.
Строительство стены Адриана требовало большого инженерного искусства, огромных трудовых ресурсов. Защитная стена строилась 5 лет силами солдат 3-х римских легионов, размещавшихся в Британии.
Дальнейшая судьба вала
С уходом римлян из этих мест сооружение разрушилось. В XVIII веке здесь строили дорогу и большую часть стены просто снесли, так как она мешала строительству
Джон Клейтон первым обратил внимание на оставшийся Адрианов вал и в XIX веке выкупил некоторые земли под ним. Увидев такое, местные жители перестали раздирать оставшиеся камни и растаскивать их
Через какое-то время эти земли стали собственностью Национального треста, который занимался благородным делом – сохранением исторического и природного наследия. А в 2003 году здесь, вдоль бывшего укрепления, открыли для пеших туристов тропу.
Адрианов Вал сегодня
Время не пощадило исторический объект: сперва набеги захватчиков, а после и строительство дороги в 18-м веке разрушали знаменитый вал. В середине 19-го века Джон Клейтон выкупил некоторые участки земли под великой римской стеной, что положило конец фермерскому мародерству.
Указатель на Вал Адриана (Lynn Rainard / flickr.com)
Спустя некоторое время они перешли во владение Национального треста – организации, следящей за сохранностью исторических и культурно-значимых объектов. Теперь к валу может приехать каждый: с недавних пор там есть тропа для туристов. Сейчас очень просто посетить это место: из любого населенного пункта, расположенного неподалеку от вала, идут автобусы в направлении исторической достопримечательности.
На данный момент единственные хорошо сохранившиеся участки вала находятся на территории, расположенной между Гринхедом и Корбриджем, а также в Нортумберленде
Если посмотреть на карте координаты этого места, стоит обратить внимание на близость с граничащей всего в километре от вала Шотландией. Сам вал простирается на севере Англии от залива Солуэй-Ферт Ирландского моря до крепости Сигидунум, расположенной у реки Тайн Северного моря
Дальнейшее использование
После смерти Адриана стена оказалась фактически брошена на произвол судьбы — новый император начал возводить новую постройку под названием «стена Антонина». Она имеет длину около 40 километров и гораздо больше фортов, чем в стене Адриана. После многочисленных битв, большинство из которых были проиграны, стену решили заменить валом. Его сделали из дерна, вырезанного из земли, оставив перед валом яму. Сооружение дополнили острыми кольями.
К концу IV века влияние римлян на территории Британии уже значительно ослабло. Уже в 410 его можно считать законченным, легионеры ушли, а британцы стали возвращаться к нормальной жизни. Вал Адриана стоял заброшенным, только камень из него время от времени брали для других зданий. Сегодня то, что осталось от стены, опрыскивают специальным составом, предотвращающим обветривание камней, чтобы сохранить постройку как можно дольше.
Тем не менее, конечно, большей части стены уже не существует. Очень много камней ушло на дорожные работы в XVIII веке (особенно на военную дорогу В6318, сохранившуюся по сей день). Она использовалась в подавлении восстания якобитов. Охрана останков стены — по большей части, заслуга юриста Джона Клейтона. Он даже купил несколько участков строения, чтобы помешать фермерам растащить их. В итоге он завладел практически всем сооружением и даже произвел некоторые раскопки.
Клейтон успешно управлял землей и руководил скотоводством, а всю прибыль вкладывал в реставрацию стены. Он нанял рабочих, которым удалось восстановить некоторые ее участки до значительной высоты. Когда Клейтон умер, его владения перешли к родственникам, один из которых вскоре проиграл их в казино. К счастью, впоследствии стену приобрел Национальный фонд, вплотную занявшись ее охраной и восстановлением.
Световое шоу и театральное представление у Адрианового вала
Такое представление разыгралось в первый раз у данного укрепления 13 марта этого года. Это шоу было полностью бесплатным. Впервые за приблизительно 1600 лет своего существования сооружение Римской империи было снабжено от начала и до конца осветительными прожекторами. Создавая это шоу, организаторы хорошо постарались. Туристы увидели совсем другой Адрианов вал. Великобритания еще раз доказала, что она – великая страна. Сначала к валу (в лице актеров от Theatre Anu) спустились прекрасные ангелы, а через полчаса начались зажигаться первые огоньки. Постепенно освещенная дорожка потянулась дальше на запад и закончилась на побережье у Камбрии. Для хорошего освещения достаточно большого расстояния специалисты установили около 500 прожекторов, специально выбранных для этого. Устанавливали их на дистанции 250 метров друг от друга. Получилось потрясающее шоу. Многие из путешественников и туристов в это время снимали Адрианов вал. Фото получились великолепными, но не смогли полностью отразить всей красоты происходящего. Для этого на него нужно было смотреть собственными глазами. Особенно на выступления актеров и шикарные фейерверки. Но ничего, у вас есть такая возможность – шоу будет периодически повторяться.