Герман – святой покровитель Свияжска
Главная святыня монастыря – рака с мощами святителя Германа, Казанского чудотворца, первого настоятеля Свияжского Успенского монастыря. Свияжские старожилы рассказывают историю о том, как в 1922 году монастырь был закрыт и разграблен, рака с мощами святителя Германа вскрыта красногвардейцами. Они хотели осквернить святыню, но началась настолько сильная гроза, что безбожники бросили это дело.
В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена. А в 1997 году Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был официально возрождён.
У входа на территорию монастыря стоит Памятник жертвам политических репрессий. Ведь здесь был лагерь ГУЛАГа, а у стен монастыря покоятся его жертвы.
На острове сохранился еще один монастырь – Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь. Раньше тут располагалась женская обитель. Теперь – это подворье Успенского монастыря. На территории подворья находится монастырский дом паломника. Стоимость проживания – от 350 рублей в сутки. Мест в монастырской гостинице мало, всем паломникам не хватает. Поэтому паломникам разрешено ночевать в храме.
Обязательно соблюдение правил поведения на территории действующего мужского монастыря.
Как добраться
Адрес: 422500, Республика Татарстан, Зеленодольский район, Свияжск.
Тел.: +7(84371) 3-89-50 (приемная настоятеля), +7(987) 401-33-22 (паломническая служба, экскурсии), +7(917) 919-03-95 (Дом паломника)
Проезд:
- От речного вокзала Казани до речного вокзала «Свияжск». (до 150 рублей)
- Федеральная автомобильная дорога М7 «Во́лга» (Горьковское шоссе). Казань — Свияжск (до 70 километров, после моста через реку Свиягу и следующего за ним поста полиции ( село Исаково) построена автомобильная развязка — поворот налево, далее указатели.
- Пригородный железнодорожный вокзал Казани, западное направление электропоездов, (например: Канаш, Буа, Албаба, ж/д станции Свияжск) (54 рубля) далее на автомобиле 15 км (250 рублей)
История Успенского монастыря в Свияжске
Архиепископ Гурий, прибывший в Казань из Москвы в 1555 году в связи с учреждением Казанской епархии, заезжал и в Свияжск, где в южной части города основал Успенский монастырь, которому надлежало насаждать христианство среди народов Поволжья. Сопровождавший Гурия архимандрит Герман был назначен настоятелем учрежденного монастыря. Позже Герман начал выступать против опричнины и поддерживать митрополита Филиппа, находящегося в опале, что привело к гибели архимандрита. Сегодня мощи Германа являются главной святыней монастыря.
На Успенский монастырь выделялось немало денежных средств, что позволило изначально возводить здесь каменные храмы. Первыми были построены Успенский — главный собор монастыря и трапезная церковь святого Николая. Оба этих ценнейших строения, созданные авторами Собора Василия Блаженного Постником Яковлевым и Иваном Ширяевым во времена Ивана Грозного, стоят по сей день.
Успенский собор основан в 1556 году и построен псковскими мастерами, что до сих пор проявляется в декоративном его оформлении, невзирая на последующие переделки и усовершенствования, которые начались уже в 17 веке. А в 18 веке собор был украшен в модном барочном стиле. После завершения строительства храм был оформлен росписями снаружи и внутри. Фасадная роспись с годами пропала, а внутренняя, хоть и в плохом состоянии, но все же сохранилась, а впоследствии была отреставрирована. Это единственная, практически целиком уцелевшая, стенная роспись середины 16 века выполненная русскими изографами.
Фрески Успенского собора
Содержание росписей Успенского собора уникально. Хотя сюжеты фресок взяты из основных религиозных книг, но все они отступают от строгих канонов. В куполе, вместо Образа Христа, расположено изображение бога Саваофа, сидящего на небесном троне. А Христос Эммануил на лоне бога, держит в руках сферу мира с белым голубем – символом святого духа. Все фрески храма как бы иллюстрируют учение об ангелах и духах, о сотворении мира, о жизни Адама и Евы до и после грехопадения, о Каине и Авеле. Картинам ветхого завета отдана верхняя часть храма, а нижняя посвящена жизнеописанию девы Марии, начиная с истории ее родителей. На западной стене вместо традиционного «Страшного суда» расположено «Поклонение волхвов». Фигуры на столбах тоже весьма примечательны. Особо удивительна фигура Христофора, которого обычно представляли с песьей головой, а здесь он изображен с лошадиной. Есть здесь и прижизненное изображение Ивана Грозного. Интересны и другие фигуры и сюжеты, которые можно разглядывать бесконечно.
Фрески Успенского собора
Никольская трапезная церковь или церковь Николая Чудотворца, строилась параллельно с Успенским собором и теми же псковскими мастерами и, так же как и Успенский собор, подвергалась впоследствии многочисленным перестройкам. Близко к церкви сооружена 43 метровая колокольня, вначале трёхъярусная, а позднее уже пятиярусная. От нижнего яруса был проделан потайной лаз к реке Щуке — для снабжения водой на случай внезапной осады. Здесь бережно чтут память о настоятеле Германе, сохраняются в неприкосновенности и келья его и личные вещи. Сейчас это действующая церковь только для монахов.
Все жилые и хозяйственные постройки монастыря – кельи, житницы, кухня, пивоварня т.д. – вначале строились деревянными, так же как и ограда. Только на рубеже 17-18 веков они постепенно стали меняться на каменные. Из строений этого периода сохранились три примечательных здания. Трехэтажный большой белый братский корпус, расположенный направо от входа в монастырь. Он образовался в результате слияния под одну крышу наместнических келий 17 века и надстроенных (ранее двухэтажных) братских келий 18 века.
Хорошо сохранился архимандритский или настоятельский корпус, построенный во второй половине 17 века. Он расположен у западной стены монастыря. Очень выразительно крыльцо с приземистыми круглыми колоннами и крытая широкая каменная лестница, ведущая в покои настоятеля на второй этаж. В свое время покои настоятеля обогревались печами, облицованными цветными изразцами. На первом этаже размещались хозяйственные службы. Нарядные наличники обрамляют оконные проемы корпуса.
Небольшой двухэтажный дом рядом с Никольской церковью, примыкая к западной стене монастырской ограды, построен на рубеже 17-18 веков. Это здание не раз меняло свое предназначение. В конце 19 века его стали использовать под монастырское училище.
Ограда монастыря протяженностью почти в километр создана в 18-19 веках. Она опоясывает монастырские постройки и придает им вид кремлевских стен. Вход на территорию монастыря осуществляется через главные Святые ворота, с надвратной церковью. В начале 17 века здесь существовала надвратная Борисоглебская церковь, которую со временем разобрали. В начале 18 века на ее месте поднялась высокая Вознесенская надвратная церковь, которая тоже была утрачена в 30-е годы. То, что мы видим сейчас – результат реконструкции и реставрации.
Вознесенская надвратная церковь
Вообще, во время революции церкви монастыря были варварски разграблены, рака с мощами Германа осквернена, епископ Амвросий – настоятель монастыря, расстрелян. В конце 90-х годов 20 века монастырь начал возрождаться, но основные реставрационные работы начались только в 2010 году.
Лик Христофора
Много необычного и неординарного открывает нам мир священных фресок в Успенском соборе, оставаясь при этом в рамках церковных канонов. Самым раритетным изображением можно назвать лик святого Христофора с лошадиной головой. Версии необычной внешности святого не каноничны. Одна говорит о том, что он – якобы выходец из мифической страны киноскефалов, где все люди такие. Вторая повествует, что юноша Христофор попросил бога дать ему скотскую внешность, чтобы взгляды женщин на его необычайную красоту не мешали его сосредоточенно-молитвенной, аскетичной жизни. Подобные изображения святого мученика Христофора, начиная с середины XVIII века, были запрещены и Церковь их активно уничтожала. Поэтому ныне это единственная уцелевшая фреска такого рода. Еще один редкий «скотский» лик Христофора хранится в Третьяковской галерее: на иконе он изображен с песьей головой. Если хотите узнать побольше о святом Христофоре, весьма популярном в XVI веке православном герое, зайдите в Музей истории Свяжска. Там Христофору посвящен целый зал, где можно увидеть иконы XIX и начала XX века с самыми разными изображениями мученика: с головой пса, лошади или обычным человеческим лицом.
История
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем монастыря и его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564—) прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его цельбоносные мощи — главная святыня монастыря с 1592 года.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — главный православный духовно-просветительский и миссионерский центр Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении XVI—XVIII веков. По сохранившимся сведениям, типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при святителе Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве.
В XVI—XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. За свияжским архимандритом было закреплено 7-е место по значимости на Руси. В землях монастыря накануне реформы 1764 года числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых.
По монастырской реформе 1764 года, монастырь возведён в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь).
Обеднение в XIX веке города Свияжска, а также последствия секуляризации церковных земель 1764 года, привели монастырь к упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигала 20-25 монахов и послушников, а доходы монастыря стали уступать доходам других монастырей епархии.
9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель обители — епископ Свияжский Амвросий (Гудко), прославленный в лике Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в 2000 году.
В годы становления советский власти монастырь был закрыт и разграблен, а рака с мощами святителя Германа вскрыта красногвардейцами. Впоследствии, мощи сокрыли под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев города Казани, а в 2000 году вновь возвращены в Свияжск.
В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена.
В 1997 году Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был официально возрождён.
14 июня 2019 года в монастыре была отреставрирована и открыта мемориальная келья основателя монастыря святителя Германа (Садырева-Полева). 28 августа того же года митрополит митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков) освятил отреставрированный Успенский собор монастыря. 20 августа в монастыре был восстановлен памятник преподобному Сергию Радонежскому, созданный в конце 1990-х годов по благословлению игумена Кирилла (Коровина), однако утерянный при реконструкции монастыря — его обнаружили закопанным в землю у алтарной части Успенского собора.
История
Свято-Троицкий мужской монастырь
Монастырь основан одновременно со строительством города в 1551 году. Тогда же была собрана деревянная Троицкая церковь. Монастырь был первоначально населён монахами из подмосковного Троице-Сергиева монастыря, который и в дальнейшем осуществлял опеку над Свияжским монастырём. При создании царским указом монастырю были выделены село Городище, деревни Кильдяево и Агищево, леса по реке Услоне, рыбные ловли, мельница. Монастырь активно строился. В 1604 году была построена сохранившаяся до сих пор Сергиева церковь с Сергиевым и Никоновским приделами, в подклете церкви помещались монашеские кельи. Был построен и несохранившийся большой собор, на месте которого в начале XX века был построен новый.
В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был закрыт. Монахи, книги и архив были перемещены на место упраздненного Троице-Сергиева монастыря.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Основан в конце XVI в. (точная дата неизвестна). Существовал как женская обитель при приходской церкви Рождества Христова, до XVIII в. назывался в источниках то Рождественским, то Иоанно-Предтеченским. Ни первоначальная Рождественская деревянная церковь, ни воздвигнутый позднее кирпичный храм не сохранились. Монастырь не имел собственных земельных владений и жил скромно на государственные субсидии и подаяния. Город Свияжск и строения монастыря страдали от пожаров. После пожара 1795 года, уничтожившего строения монастыря, ему были переданы пустующие постройки бывшего мужского монастыря. С этого начался новый этап в истории обители, когда она достигла максимального расцвета. Монастырь получил существенную государственную дотацию. После этого в монастыре были построены многие кирпичные хозяйственные и жилые постройки. В 1796 году к Сергиевской церкви пристроен Иоанно-Предтеченский придел и колоколья.
С 1898 по 1906 год архитектором Ф. Н. Малиновским построен в неовизантийском стиле большой собор во имя иконы Божьей Матери Всех Скорбящих Радость. Ежегодно с Фоминой недели эта икона обносилась с крестным ходом по городам и селам Казанской епархии. Расположенное на возвышенности высокое здание собора является архитектурной доминантой города. К началу XX в. в ней числилось до 400 монахинь и послушниц — это был второй по величине женский монастырь епархии после Казанского Богородицкого.
Закрыт в г. В советское время все храмы принадлежали Свияжскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Древний иконостас деревянной Троицкой церкви был передан Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан. Сама церковь в 1959 году реставрировалась. Сохранилось внутреннее убранство большого собора. Здание Сергиеской церкви изучалось казанскими искусствоведами: Г. П. Рыловой, В. В. Мальковской, С. С. Айдаровым.
Сейчас 2 из 3 храмов (кроме Троицкого) переданы Успенскому монастырю.
Экскурсии
Раифа, Свияжск, Вселенский храм
Яркая палитра красок на холсте среднерусской природы
Продолжительность: 7 часов
За один день вы увидите самые выдающиеся достопримечательности в окрестностях Казани: посетите Раифский монастырь, полюбуетесь красивой природой заповедника, познакомитесь с необычным храмом всех религий, узнаете о личности его основателя и побываете в дивном Свияжске, где черпают вдохновение многие творческие люди.
Цена: 11580 руб. за экскурсию
Подробнее…
Гид
Лариса
Все экскурсии гида
Свияжск, Раифский монастырь и Храм всех религий
Культовые религиозные и исторические памятники в окрестностях Казани
Продолжительность: 8 часов
Остров-град, будто материализованный из сказки Пушкина, встретит вас белокаменными монастырскими стенами, деревянным кружевом домов и духовной атмосферой русского средневековья. В Раифском монастыре, укрывшемся среди заповедных сосновых лесов, вы познакомитесь с одним из самых величественных архитектурных ансамблей среднего Поволжья. А в завершение посетите Вселенский храм — неординарное сооружение, воплотившее идею о единении религий и общем пути к истинным духовным целям человечества.
Рейтинг: по 3 отзывам путешественников
Цена: 1100 руб. за человека
Подробнее…
Гид
Tripster
Все экскурсии гида
Годы расцвета монастыря
Периодом расцвета обители следует считать XVI-XVIII века. В течение этих двух столетий Свияжский монастырь являлся богатейшим во всём Среднем Поволжье и даже был среди двадцати самых процветающих в России. Недаром его архимандрит считался седьмым по значению в государстве. На принадлежащих обители землях к середине XVIII века жили и трудились 7200 крестьян мужского пола. Столько же их принадлежало всем остальным монастырям Казанской епархии вместе взятым.
Любопытна и такая деталь: Свияжский монастырь обладал типографией, в которой начали печатать богослужебные книги раньше, чем это стал делать в Москве первопечатник Иван Фёдоров. Их продукция во множестве расходилась по стране. Когда в 1764 году в Российской империи была проведена монастырская реформа, то Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был причислен к первому классу, который считался высшим. Такой чести удостоился только он один из всех монастырей Казанской епархии. Лишь спустя сорок два года подобное отличие заслужил Богородицкий монастырь в Казани.
Эпоха секуляризации церковных земель
С упомянутой выше реформы, проводимой Екатериной II, начался упадок прежде богатой и цветущей обители. Во многом сыграли роль и наблюдавшийся в этот период хозяйственный спад самого города Свияжска, и вызванное им обеднение населения. Однако главной причиной стала проводимая правительством секуляризация монастырских земель.
В эпоху своего правления Екатерина II проводила политику, направленную на то, чтобы лишить церковь возможности влиять на государственные дела. Одним из путей достижения этой цели было снижение экономического уровня жизни храмов и монастырей. С этой целью 24 февраля 1764 года был издан манифест, согласно которому все церковные земли переходили в государственную собственность.
«Леса вот-вот снимут»
Солнечный, яркий день на Свияжске незадолго до Лазаревой субботы — белоснежные храмы и купола, сверкающие на солнце, идеально чистый монастырский двор Богородице-Успенского монастыря, приготовленные к посадке цветов газоны. На Успенском соборе, который много лет был закрыт на реставрацию, еще видны леса.
«Из реставрационных работ в Свияжском монастыре нам осталось установить иконы на «кокошниках» (архитектурные элементы, — прим. ред.). Видите, в «кокошниках» есть ниши, там были иконы, в советские годы они были утрачены, но, к счастью, сохранились дореволюционные фотографии и описания», — поясняет наместник Свято-Успенского монастыря игумен Симеон (Кулагин).
По его словам, новые иконы для собора написали московские мастера. На будущей неделе иконы разместят на «кокошниках» и сразу же разберут леса, они сейчас нужны только для установки икон. «Мы надеемся, что на Светлое Христово Воскресенье собор уже будет открыт для посещения», — говорит наместник и уточняет, что богослужения в нем пока не будут совершаться, храм еще не освящен.
Летом планируют совершить освящение, дату назначит митрополит Казанский и Татарстанский владыка Феофан. Вообще, учитывая особый статус памятника, богослужения в нем будут совершаться нечасто и только летом. В теплый период он будет открыт и для посещений. В свое время Успенский храм строился как летний собор и в нем нет отопления.
«Мы надеемся, что на Светлое Христово Воскресенье собор уже будет открыт для посещения», — говорит игумен Симеон
Статус Успенского собора как памятника ЮНЕСКО диктует некоторые ограничения при посещении — это необходимо для сохранности фресок, регламент посещения сейчас согласовывается с комитетом по охране памятников. Предварительно можно сказать, что будет запускаться одна группа раз в полчаса.
«Перед тем, как паломники или туристы попадут в собор, они должны будут посетить наш церковный музей, где им расскажут об уникальности фресок, отреставрированных благодаря Фонду «Возрождение», об основах православной веры и монашеской жизни. После этого подготовленными люди заходят в собор, где у них будет достаточно времени рассмотреть этот уникальный памятник всемирного значения», — рассказывает игумен Симеон.
Фотографировать в соборе будет разрешено, но только без вспышки, — она тоже может повредить фрескам. Посещение и музея, и собора будут бесплатными — такова позиция монастыря. Собор, построенный в XVI веке, давно уже нуждался в реставрации, и она началась еще в XIX веке, продолжилась в веке XX. Но наиболее полноценная, исторически обоснованная реставрация Успенского собора началась только с приходом на остров Фонда «Возрождение». Шла она почти 10 лет. Фресками занимались лучшие московские реставраторы, один из них — крупнейший специалист Валерий Косушкин.
Великий подвижник архимандрит Герман
Весьма примечателен путь пастырского служения, пройденный архимандритом Германом. Оставив со временем основанный им Свияжский монастырь, он возглавил всю Казанскую епархию, став её вторым архиепископом. В 1566 году по повелению Ивана Грозного он прибыл в Москву, где ему было предложено взойти на московскую митрополичью кафедру вместо попавшего в царскую немилость митрополита Филиппа.
Однако от столь высокой чести он отказался и, приняв сторону опального архиерея, стал обличать беззакония, творимые царскими опричниками. Удалённый вскоре из дворца, архимандрит закончил свой земной путь в 1567 году. Обстоятельства его смерти до сих пор остались не выяснены. По одной версии он был убит, а по другой ― скончался во время эпидемии чумы.
После своей кончины первый настоятель обители был прославлен в лике святых, и с 1592 года его мощи стали главной святыней обители. В книгах Успенского собора, где они покоились, можно было прочитать много записей, свидетельствовавших о чудесах, явленных ими по молитвам прихожан и самих иноков.