Успенский собор (Ярославль)

Исторический центр Ярославля

Рекомендовать место

4

Исторический центр Ярославля занимает огромную площадь более 100 гектар. На этом отрезке города разместилось около 140 памятников культурного наследия, которые прекрасно сохранились до наших дней. В первую очередь это здания еще допетровского периода и классицизма.

Власти Ярославля как могли сохранили красоту города во времена советского периода, когда во всех городах сносились монументы, а здания жестоко разрушались или и вовсе отдавались под колхозы.

До наших дней дошли Успенский собор на Стрелке, Знаменская и Угличская башни, церковь Симеона Столпника, Спасо-Преображенский монастырь и многое другое. Конечно же, за многие столетия существования все памятники были реставрированы. Что не уничтожит человек, то нещадно порушит время. Но в целом, исторический центр передает ту атмосферу, которая царила в Ярославле раньше.

Река Которосль

Рекомендовать место

10

3

Которосль – река в европейской части России.

Длина реки составляет около 126 километров, а площадь её бассейна – 6370 квадратных километров. Река протекает по Ярославскому району через город Ярославль, а также по Ростовскому и Гаврилов-Ямскому районам.

В XIX веке река Которосль была судоходна, и по ней сплавлялось множество лодок с грузами. Сегодня в среднем течении реки находится много домов отдыха, дачных участков, санаториев. Также река популярна среди любителей водного туризма.

Точных данных о происхождении названия не существует. До XX века название реки звучало как «Которость» и происходило, вероятно, от древнерусского глагола «котораться», то есть спорить. Река Которосль начинается в месте слияния двух рек — Вёксы и Устья, и такое название, по-видимому, должно отразить «спор» этих речек о том, какая из них является началом реки.

Координаты: 57.61553200,39.91244600

Владимирские святые

Успенский собор (Ярославль)

История Успенского собора связана с трагическими событиями 1238 года, когда Владимир был разорен татаро-монгольскими войсками, и погиб и сам владимирский князь Юрий Всеволодович, и вся его семья, кроме одной дочери.

Князя Юрия убили в битве на реке Сити или Сети. Младший сын Юрия Всеволодовича, Владимир был захвачен в плен. Татары предложили сдать город в обмен на его жизнь, но защитники отказались, и тогда Владимир был казнен у Золотых ворот. Ипатьевская летопись рассказывает, что когда стало понятно, что города не уберечь, два других брата — юные Всеволод и Мстислав — постриглись в монахи и отправились на переговоры, но были жестоко убиты. Во время последнего штурма Владимира в Успенском храме заперлась княгиня Агафья Всеволодовна, с дочерьми, внуком и снохами, и владимирский епископ Митрофан. Все они приготовились к смерти и приняли иноческий образ. Татары подожгли храм, и все, укрывшиеся в нем, погибли.

Все они были погребены тут же, в Успенском соборе, после того, как он был отремонтирован. В 1645 году тело Юрия Всеволодовича было найдено нетленным, и в том же году он сам и его семья были канонизированы.

В 1702 году был канонизирован также Андрей Боголюбский. После революции мощи были вскрыты, исследованы и поставлены в Георгиевском приделе в составе музейной экспозиции. Тело Андрея Боголюбского много лет исследовалось, и было передано Церкви только в 1987 году.

Еще один святой – это сын Андрея Боголюбского Глеб. Летописных сведений о нем не сохранилось, есть только житийные. Он умер не дожив до двадцати лет незадолго до гибели своего отца, а при жизни отличался благочестием и кротостью и был очень любим в народе. Он стал почитаться как местночтимый святой еще с начала XVII века – считается, что в 1608 году город был избавлен от литовского нашествия именно благодаря молитве к нему. В 1702 году его тело было найдено нетленным – и он был канонизирован вместе со своим отцом.

В соборе хоронили не только князей, но и епископов. Канонизирован святитель Митрофан, который в самом начале XIV века сделал Владимир центром русской митрополии.

Сейчас захоронения являются главной святыней собора.

Церковь Ильи Пророка

Рекомендовать место

15

4

Церковь Ильи пророка — православный храм в центре города, является выдающимся образцом ярославской архитектуры XVII века. Храм является туристической достопримечательностью города, и объектом культурного наследия России.

Церковь была построена на месте деревянных церквей, которые, согласно легенде, были построены одновременно с самим городом.

Храм многократно реставрировался, только в советское время — трижды. В 1920 году был передан городскому музею-заповеднику, что спасло храм от сноса.

Здание храма было украшено сверкающей зеленой черепицей, которая позже была заменена чешуйчатым покрытием и кованым крестом. Внутреннее убранство храма украшают различные росписи известных мастеров, фрески и золоченный резной иконостас с древними иконами.

Церковь Ильи Пророка располагается на Советской площади города Ярославля. Вернее, Советская площадь располагается вокруг этого храма. Храм расположился в самом центре культурной жизни Ярославля.

4.Церковь Андрея Критского

Успенский собор (Ярославль)

В 1908 году из-за увеличения количества рабочих на производстве Ярославской Большой Мануфактуре выросло количество прихожан. Было принято решение о расширении прихода и в этом же году была построена церковь Андрея Критского. Названа она так не случайно. Средства, на которые возводили церковь, были выделены Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными, а так же Гавриилом Матвеевичем Игумновым. Престолы освятили по одноименным святым — главный престол в честь Иоанна Постника, два предельных — во имя Андрея Критского и Архангела Гавриила. В архитектуре храма преобладает новое для того времени направление модерн и византийский стиль. Храм был закрыт в 1923 году, но в 2010 году передан в ведение РПЦ и снова распахнул свои двери для верующих православных прихожан.

Митрополичьи палаты

Успенский собор (Ярославль)

Митрополичьи палаты, построенные на Волжской набережной, являются памятником архитектуры XVII века. С самого начала строительства здание было запланировано как резиденция митрополита и представляло собой двухэтажное строение, разделенное на три части: сени, жилые помещения и приемные. Жилая часть здания состояла из спальни митрополита, комнат для приемов высокопоставленных гостей и хозяйственных помещений.

Во время Гражданской войны здание было сильно повреждено. В 1928 году, после реконструкции, палаты приобрели свой первоначальный вид.

Успенский собор (Ярославль)

Сейчас в Митрополичьих палатах находится музей древнерусского искусства. Музей был открыт в 1977 году и  его гордостью является домонгольская икона «Спас Вседержитель», выставленная в одном из музейных залов для обозрения.

Адрес: Волжская набережная- 1.

Благое желание

В годы перестройки, когда всеобщая борьба с религией сменилась повсеместным восстановлением ранее попранных, а зачастую и разрушенных святынь, вопрос о возрождении главного городского храма был поднят и в Ярославле. Добровольным спонсором работ стал столичный бизнесмен В.И. Тырышкин, являющийся президентом крупной строительной корпорации.

Успенский собор решили возводить на прежнем месте, и с этой целью был объявлен конкурс на лучший проект будущей постройки, в котором приняли участие многие российские архитекторы. Наибольшего внимания жюри удостоились две работы.

Успенский собор (Ярославль)

Автором одной из них был ярославский зодчий Вячеслав Сафронов, предложивший восстановить храм в том облике, который был ему присущ в последние предреволюционные годы. Осуществить задуманное позволяло большое количество сохранившейся с прежних времён технической документации.

Однако комиссия отдала предпочтение проекту московского архитектора А.М. Денисова, имевшего к тому времени опыт восстановления храма Христа Спасителя. Возведённый по его проекту собор своим обликом выходит за рамки верхневолжской традиции и отчасти напоминает Смоленский собор московского Новодевичьего монастыря.

Краткое описание

Новый Успенский кафедральный собор не похож на старый, взорванный. Его площадь составляет около 2000 кв. метров, высота основного строения – 50 метров, а колокольни – 70 метров. Во время службы в нем может одновременно находиться до 4000 прихожан.

Стены церковного здания украшены изразцами, над главным входом помещена мозаичная икона Успения Пресвятой Богородицы. Несмотря на его молодость, внутри храма Вы увидите немало старинных ценностей, в том числе иконописных образов. Так, в церковь были возвращены мощи ярославских князей, а также список с Ярославской иконы Богоматери.

И хотя стены здания дышат новизной, все его убранство излучает свет и радость. Вы почувствуете торжественную тишину и ощущение святости.

Обратите внимание на скульптурную композицию «Святая Троица», расположенную рядом с церковью и созданную по образу произведения Андрея Рублева. Этот памятник был установлен в 1995 году и посвящен 1000-летию крещения Руси

Успенский кафедральный собор особенно величественно смотрится с набережной Волги и с теплоходов, подходящих к старинному русскому городу Ярославлю. Храм действующий, ежедневно в нем проходят службы. Главный престольный праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа.

История храма

Успенский собор построен в 1158-1560 гг. Князь Андрей Боголюбский сделал Владимир своей столицей и начал в нем новое помпезное строительство. Были приглашены лучшие мастера — по некоторым сведениям, часть из них прислал сам Фридрих Барбаросса. Новый храм был выше, чем знаменитые киевская и новгородская Софии.

В 1185 году случился пожар, который уничтожил часть росписей и храм был обновлен и переделан. Это случилось при следующем князе — Всеволоде Большое Гнездо, младшем брате Андрея. Именно при нем Владимирское княжество стало самым обширным и могущественным из русских земель, а Успенский собор был главным ее храмом и усыпальницей правителей: и Андрей Боголюбский, и его сыновья, и сам Всеволод были похоронены там.

В эти годы Успенский собор был обнесен широкими закрытыми галереями, а в старых стенах были сделаны арки — получилось, что старый храм как бы находится внутри нового. Часть резьбы была перенесена на новые внешние стены, часть выполнена заново. Ученые спорят о том, был ли первоначальный храм пятиглавым или одноглавым, но у нового храма совершенно точно было уже пять глав.

В 1238 году собор горел при штурме Владимира татаро-монгольскими войсками, но сильно пострадал только интерьер, а внешний облик остался неизменным. В XIV веке при Дмитрии Донском он заново расписывается артелью Андрея Рублева и Даниила Черного. К XVIII веку здание сильно обветшало. В начале XVIII века перестройке подверглась крыша собора — ее заменили на обычную четырехскатную. Но состояние его по-прежнему оставляет желать лучшего.

В 1769 году Владимир посетила Екатерина II. Она выделила 14 тысяч рублей на ремонт древнего храма. В процессе этого ремонта забелили старые рублевские фрески и разобрали иконостас. Вместо старого поставили резной барочный в духе нового времени. Вырезали его мастера Калистрат и Степан Бочкаревы. Иконы в него поместили тоже новые — работы владимирского иконописца Строкина.

В самом начале XIХ века были срыты земляные валы старой крепости, а храм был обнесен новой оградой. В 1810 году была построена новая колокольня взамен старой, в которую попала молния. Колокольня была построена уже в стиле классицизма, но сделана так, чтобы вписываться в общий ансамбль – например, ее гипсовые украшения отчасти повторяют белокаменную резьбу храма. На первом этаже колокольни была устроена часовня. В 1862 году по проекту Н. Артлебена перестраивается теплый придел Георгия Победоносца – теперь он соединяет храм и колокольню. В эти годы постепенно начинается открытие древних фресок собора.

3.Храм Николы Мокрого

Самое первое упоминание об этом храме содержится в грамоте, подписанной Василием IV Шуйским 15 июня 1610 года. В последующих документах церковь уже именуется «Храмом Николы Мокрого». По одной версии, храм назвали так потому, что построен он был в болотистой местности. По другой — потому, что Никола оказывал помощь тем, кто терпел бедствия на воде. Непосредственно каменный храм начали возводить в 1665 году и строительство его продолжалось целых 7 лет. Главный его престол освящен в честь Николая Чудотворца. Главная достопримечательность храма — настенные фрески, которыми украсили церковь художники из Ярославля в 1673 году. Это почти 660 композиций на различные сцены из Библии, изображения святых, правителей. Одна из самых известных — картина «Страшного Суда». Сегодня церковь является действующей и в ней проводятся богослужения.

Интересные факты

  • Благодаря вскрытию мощей Андрея Боголюбского, у нас появилась возможность увидеть его облик. Его череп исследовался в начале 40 гг. и М. Герасимов выполнил свою знаменитую реконструкцию. В начале XX века были проведены новые исследования и сделана еще одна реконструкция, отличающаяся от герасимовской.
  • Иконы из разобранного иконостаса Успенского собора сейчас находятся в Третьяковской галерее. Специалисты спорят, является ли их автором сам Андрей Рублев или кто-то из его подражателей.

На заметку

Местоположение. г. Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться. Как добраться. Электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Успенского собора. Вход свободный.

Толгский монастырь

Рекомендовать место

16

1

Толгский монастырь изначально был открыт как мужской в 1314 году епископом Ростовским Прохором. Уже гораздо позже, пережив натиск коммунистов, и будучи закрытым в течении шестидесяти лет, монастырь вновь открыл двери, но уже в качестве первого женского монастыря РСФСР.

Толгский монастырь построен на месте, где, по преданию, епископу Ростовскому Прохору была явлена чудотворная икона Толгской Богоматери. В 16-ом веке монастырь был практически уничтожен польскими интервентами, которые убили 46 монахов-прислужников. Позже монастырь был восстановлен, а на месте братской могилы монахов построена часовня. Ежегодно в память о монахах проводится заупокойная лития.

Толгский монастырь никогда не был обделён вниманием российских императоров и императриц, и часто принимал от них щедрые подарки, многие из которых хранятся там и по сей день

История собора

Однако недолго восхищал Ярославль Успенский собор – в 1237 году церковь была разорена и сожжена войском Батыя. Тогда она лишилась большинства своих святых реликвий и роскошной отделки.

После этого события храм еще трижды полностью или частично уничтожался пожарами. Самый первый из них произошел в 1501 году, в результате у собора разрушились своды. Тогда все горожане принялись восстанавливать святыню. В это время люди обнаружили нетленные останки князей Василия и Константина Всеволодовичей, которые ранее были похоронены здесь. Впоследствии эти мощи стали самой ценной реликвией собора. Храм заново выстроили на прежнем месте и провели освящение.

В XVII в. небольшой собор стал недостаточно велик для быстро развивающегося города, которым в ту пору стал Ярославль. Поэтому решено было его снести и возвести вместо него новый храм – пятиглавый, с высокой колокольней. Постройка велась три года – с 1643-го по 1646-й.

Но в том же столетии собор дважды разрушался пожарами (в 1658 и 1670 гг.). После них приходилось проводить крупные работы по восстановлению церкви.

С течением времени храм многократно подвергался серьезным перестройкам, впрочем, они касались прежде всего внешнего облика, внутренняя роспись и убранство оставались практически неизменными.

Успенский собор (Ярославль)

В 1836 году была установлена новая четырехъярусная колокольня на смену прежней, шатровой. Несколько лет спустя купола были покрыты золотом – впервые в истории города. Также в храме имелся изумительной красоты и очень ценный иконостас из пяти ярусов.

Какие храмы можно посмотреть в 2020 году

Как видно из предыдущего материала, храмов, сохранившихся в Ярославле, довольно много. Но для туристического одно-двух-дневного осмотра наиболее интересными являются наиболее древние храмовые сооружения.

Прежде всего, это Спасо-Преображенский собор 16 века, церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и Богоявленская, относящиеся к 17 веку. Все данные храмы являются сегодня филиалами Ярославского музея-заповедника и доступны для внутреннего осмотра только в летний период – с мая по октябрь

Успенский собор (Ярославль)Фрагмент росписи Спасского собора. 16 век

Поэтому туристам, прибывшим в город в зимний период, т.е. с октября по май, можно посоветовать посещение действующих старинных храмов, коих в городе тоже не мало.

На территории бывшего Рубленого города, т.е. Ярославского кремля, можно посмотреть новый Успенский собор

При прогулках по Которосльной набережной туристы обращают внимание на храмы Николы Рубленого, Спаса на Городу, Михаила Архангела, Николы Мокрого. Очень живописна Петропавловская церковь, расположенная в одноименном парке.

Успенский собор (Ярославль)Ярославль — музей храмовой архитектуры

Много интересных храмов находится с противоположной, правой стороны Которосли, где кроме Церкви Иоанна Предтечи расположен и Храмовый Комплекс в Коровниках, и знаменитая Тугова гора с Пятницким храмом.

Увидеть все храмы за одноразовое посещение Ярославля, конечно, невозможно. Поэтому, собираясь посетить основные храмовые достопримечательности Ярославля, выбирайте наиболее интересные и красивые архитектурные объекты. Заранее знакомьтесь с их историей и архитектурными особенностями, это поможет лучше воспринять все их многовековое очарование и самобытность.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

История

Первый каменный храм Ярославля начали строить в 1215 году по воле ростовского князя Константина Всеволодовича на территории княжего двора (кремля). Храм был торжественно освящён в 1219 году ростовским епископом Кириллом и, как главный храм города, назван, по существовавшей традиции в честь праздника Успения Богоматери — Успенским собором. В отличие от других соборов Северо-Восточной Руси, построен он был из кирпича, но в убранстве фасадов зодчие широко использовали резьбу по белому камню, пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, а двери украшены золоченой медью.

Файл:SeloVelikoe2.jpg Ансамбль шестистолпного Успенского собора с высокой шатровой колокольней был буквально повторён в первые годы XVIII века в зажиточном селе Великом под Ярославлем

В 1501 году случился пожар, и у церкви обрушились своды. При расчистке завалов были обнаружены мощи ярославских князей XIII века — Василия и Константина Всеволодовичей, которые впоследствии стали главной соборной реликвией. Заново отстроили и освятили храм около 1516 года, вероятно, на месте предшествующего. Успенская церковь была небольших размеров, на подклете или подвале и имела в своей западной части придел «на полатях». Её ближайшим аналогом можно считать Благовещенский собор Московского Кремля. После 1605 года в Успенском соборе начинает составляться иллюстрированный синодик. В 1612 году во время Смутного времени митрополит Кирилл (Завидов) благословил здесь Дмитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

Когда Успенский собор обветшал, по царскому указу 1642 года было велено новую каменную соборную церковь сделать на новом месте, а старую разобрать, сохранив лишь бывший под церковью погреб, где находилась «зелейная и свинцовая казна», укрепить его и использовать по тому же назначению. Но, так как это помещение было сырое, по предложению воеводы, на основании недоразобранных стен верхнего яруса старого собора построили казённую палату. В 1646 году был возведён и освящён одноэтажный, без погреба, пятиглавый собор с 55-метровой колокольней.

Файл:Yarsobor.jpg Апсидная сторона собора незадолго до сноса.

Во второй половине XVII века в Ярославле происходило казённое строительство, и в 1659 году появился указ царя о постройке новой соборной церкви, так как старая имела скромные размеры и пострадала (крыша, главы и прочие наружные постройки), хотя и менее других, в пожаре 10 июля 1658 года, в котором сгорела большая часть строений Ярославля. Новый собор представлял собой шестистолпное пятиглавое здание, при северном, западном и южном входах были построены каменные крыльца, характерные для многих ярославских храмов XVII века. Одновременно с ним была заложена восьмигранная шатровая колокольня.

Файл:Yar sobor icons.jpg Интерьер Успенского собора на фото И. Ф. Барщевского, 1881

Храм сильно пострадал в пожаре 1670 года и через несколько лет был выстроен вновь. Здание имело византийскую кубическую фигуру и пять больших глав. Интерьер собора был расписан в 1671—1674 годах, это письмо сохранялось без обновления до 1825 года. В дальнейшие два века храм подвергался ряду перестроек, особенно значительных после 1788 года, когда он стал кафедральным в связи с переносом центра епархии в Ярославль. В 1720-х годах пристроили западную паперть, в конце века переделали крыльца, в 1832—1833 годах к южной стене пристроили теплую церковь с престолом во имя святых князей Василия и Константина. В 1832—1836 годах по проекту архитектора А. И. Мельникова построили новую колокольню вместо старой, шатровой, в 1844 году купола собора — первыми в городе — покрыли золотом, в конце XIX века расширили теплую западную паперть и объединили её с церковью Василия и Константина.

В конце XIX века в соборе было 2 престола: Успения Пресвятой Богородицы и Святого князя Владимира; пятиярусный иконостас с драгоценными окладами; ряд замечательных икон и других древностей. Под сводами храма были погребены архиепископы Павел, Симеон и Леонид.

Успенский собор сильно пострадал во время антибольшевистского восстания в 1918 году, частичная реставрация была проведена осенью 1924 года. В 1922 году храм был отдан под биржу труда, с 1930 по 1937 год в нём размещался склад зерна. 26 августа 1937 года собор был взорван, а на его месте — разбит городской парк культуры и отдыха. При проведении неоднократных раскопок усилия Н. Н. Воронина и других археологов по отысканию фундаментов кирпичного собора домонгольской эпохи не увенчались успехом.

Возведение второго по счёту собора

Из документов той эпохи известно, что Успенский собор по своим размерам был весьма невелик, а по внутреннему устройству во многом напоминал Благовещенский собор Московского Кремля. К середине XVII века он порядком обветшал, и в 1642 году государь Михаил Фёдорович повелел его разобрать, а новую одноименную церковь возвести чуть в стороне. Находившийся же в соборной подклети (подвале) пороховой склад предполагалось сохранить и, надстроив соответствующим образом, превратить в сугубо казённое сооружение.

Успенский собор (Ярославль)

Однако, разобрав верхнюю часть стен и убедившись в необычайной прочности основания всего здания, городской воевода бил челом государю с просьбой дозволить отступиться от его повеления и, используя хорошо сохранившиеся части постройки, возвести на них новый храм. Так явился миру одноэтажный пятиглавый собор, над которым возвышалась пятидесятипятиметровая колокольня.

Фото и описание

Успенский собор в Ярославле в 18-20 вв. являлся кафедральным православным собором Ростово-Ярославской епархии. Он располагался на стрелке Волги и Которосли.

Успенский собор – это первый ярославский каменный храм. Его строительство было начато в 1215 г. по повелению князя ростовского Константина Всеволодовича на территории кремля. Храм торжественно освятили в 1219 г. как основной храм города и назвали по традиции в честь Успения Богоматери. В отличие от других храмов Северо-Восточной Руси он был возведен из кирпича, в убранстве же фасадов широко использовалась резьба по белому камню, двери украшала золоченая медь, а пол устилала разноцветная майоликовая плитка.

Ансамбль этого шестистолпного собора с высокой колокольней был точь-в-точь повторён в начале 18 в. под Ярославлем в Великом.

В 1501 г. произошел пожар, и своды церкви обрушились. Во время расчистки завалов были найдены мощи князей Ярославля 13 в. – Константина и Василия Всеволодовичей. Потом они стали одной из главных соборных реликвий. К 1516 г. храм был отстроен заново, скорее всего, на месте предыдущего. Это был небольшой храм, стоящий на подклете с приделом «на полатях» в восточной части. Ближайшим ее аналогом можно считать собор Благовещения в Московском Кремле.

После 1605 г. в Успенском соборе начали составлять иллюстрированный синодик. В Смутное время, в 1612 г. митрополитом Кириллом здесь был благословлен на освободительный поход Дмитрий Пожарский.

По указу царя в 1642 г. было предписано разобрать Успенский собор по причине его обветшания и возвести новый каменный на другом месте. По указу сохранялся лишь погреб под церковью, где располагалась «зелейная и свинцовая казна». Но поскольку помещение это было сырым, то на основании стен верхнего яруса прежнего собора была построена казённая палата. В 1646 г. возвели и освятили одноэтажный собор с пятью главами с высокой 55-метровой колокольней.

Во второй половине 17 в. в Ярославле шло казённое строительство, в 1659 г. вышел царский указ о строительстве новой соборной церкви, поскольку прежняя не отличалась большими размерами и пострадала от пожара, произошедшего 10 июля 1658 г., когда сгорели многочисленные ярославские постройки. Собор выглядел как шестистолпное здание с пятью главами с каменными крыльцами с севера, запада и юга, которые были типичны для многих храмов Ярославля 17 в. Вместе с храмом заложили восьмигранную шатровую колокольню.

В пожаре 1670 г. храм довольно сильно пострадал, через несколько лет его выстроили заново. Здание имело кубическую византийскую форму и пять массивных глав. Интерьер Успенского собора расписали в 1671-1674 гг., роспись без обновления сохранялась до 1825 г.

В последующие двести лет храм подвергался нескольким перестройкам, наиболее значительные произошли после 1788 г., когда собор получил статус кафедрального по причине переноса в Ярославль центра епархии. В 1720-х гг. к собору была пристроена западная паперть, в конце 18 в. переделали крыльца, в 1832-1833 гг. пристроили теплую церковь к южной стене.

В 1832-1836 гг. по проекту архитектора А.И. Мельникова вместо старой была возведена новая колокольня, соборные купола в 1844 г. покрыли золотом, а в конце 19 в. расширили западную паперть.

В конце 19 в. в соборе было два престола: св. князя Владимира и Успения Пресвятой Богородицы. Под сводами собора были похоронены архиепископы Симеон, Павел и Леонид.

В 1918 г. Успенский собор пострадал в ходе антибольшевистского восстания. Частичную реставрацию храма провели осенью 1924 г. В 1922 г. храм отдали для нужд биржи труда, с 1930 по 1937 гг. здесь располагался склад зерна. 26 августа 1937г. собор взорвали, а на месте его разбили городской парк культуры.

26 октября 2004 г. заложили новый собор Успения Богоматери. Новый собор не похож на своего предшественника. Площадь, занимаемая храмом составляет 2 тыс. кв. м, вместимость собора – более 4000 человек, высота – 50 м до основания креста, высота колокольни – 70 м. В цоколе находится зал церковных соборов, трапезная палата, музей и покои архиерея.

Фото и описание

Успенская «Дивная» церковь является выдающимся памятником древнерусского угличского зодчества первой трети XVII столетия. Расположена на территории Алексеевского монастыря.

Храм был построен при настоятеле Мисаиле в 1628 году. Местная легенда повествует о том, что эта церковь представляет собой памятник защитникам обители, которые погибли в период Смутного времени. Первое упоминание об Успенской церкви имеется в писцовых книгах, датируемых 1628-1631 годами. Во второй половине XVII столетия храм был оборудован под настоятельские покои.

В начале XX века, а точнее в 1905 году, здание отремонтировали на пожертвования Н.Н. Войтяговского, пристроили каменное крыльцо. В 1918 году храм был включен в список памятников архитектуры, для которых необходимо первоочередное изучение и восстановление. После закрытия Алексеевского монастыря в 1920-х годах здание использовалось под хозяйственные нужды.

Для архитектуры Успенской «Дивной» церкви характерна простота и монументальность. Основное место занято небольшим объемом, поставленным на высокий подклет. Его завершают три шатра. Примечательно, что два малых боковых шатра смещены в восточном направлении относительно большого главного. Вместе с тем каждый из них приобретает практически самостоятельное значение. Центральный шатер, в настоящее время отделенный сводом от внутренней площади храма, по своей величине и конструкции не может считаться декоративным завершающим элементом. Скорее всего, первоначально он был открытым внутри и имел функциональное значение. Малые шатры внешне похожи на центральный, хотя представляют собой чисто декоративные составляющие, поскольку поставлены на цилиндрические своды, перекрывающие расположенные под ними помещения.

Под храмом оборудован подвал. С востока церковь венчают три апсиды полукруглой формы. С западной стороны к ней примыкает двухэтажное трапезное помещение с огромным четырехгранным столбом в середине, который поддерживает своды.

Декоративное оформление Успенского «Дивного» храма сохранилось не полностью. В наши дни вся трапезная, а также южная и северная стены здания лишены убранства. Наибольший интерес представляет фасад с восточной стороны. Все апсиды церкви украшены аркатурно-колончатым поясом. Нижняя часть колонок держится на верхнем полувалике межэтажного пояса, а наверху их завершают двойные килевидные арочки. Две «дыньки» украшают» каждую колонку. Орнамент пояса схож с несколько измененной обработкой московских церквей XV–XVI веков, а также с аркатурой Успенского собора из Ростова.

Восстановление

Строящийся собор в 2009 году

26 октября 2004 года был заложен новый Успенский собор на том же месте. Несмотря на то, что в конкурсе на лучший проект собора выиграли ярославский реставратор Вячеслав Сафронов, проект которого предполагал точное воссоздание разрушенного храма, и московский архитектор Алексей Денисов (участвовавший в восстановлении Храма Христа Спасителя), выбор был сделан в пользу Денисова. Главный меценат проекта — московский бизнесмен Виктор Тырышкин.

Облик нового Успенского собора чужд верхневолжской традиции; из древнерусских памятников ближе всего к нему Смоленский собор Новодевичьего монастыря в Москве. Площадь храма составляет около 2 тыс. м², вместимость — более 4 тыс. человек, высота до основания креста — 50 м. В цокольном этаже разместился зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея.

Основной объём храма был построен к 1000-летию Ярославля в 2010 году, однако уже во время строительства собор подвергся критике, прежде всего за свои размеры. В частности, его строительство вызвало опасения на 33-ей сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, как изменяющее общий вид города:

Также планировалось строительство отдельно стоящей колокольни высотой 70 м, однако, по мнению защитников культурного наследия Ярославля, эта постройка может окончательно нарушить историческую панораму города.

Вечером 27 августа 2010 г. архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл провёл первое богослужение в новом храме — несмотря на то, что ещё не все строительные работы были завершены. Собор был освящён патриархом Кириллом 12 сентября 2010 года.

В храме находятся мощи святых благоверных князей Ярославских Феодора Ростиславича и его сыновей Давида и Константина, а также частицы мощей святых благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей.

Второе рождение

В момент основания были не только чудесные внутренние, но и наружные росписи церкви Ильи Пророка в Ярославле, украшавшие ее фасады. Сейчас эта роспись утрачена, остались лишь некоторые элементы. Скрипины завещали свои земли и торговые места на содержание возведенной ими церкви, но все их имущество отошло городским властям. Денег на храм выделялось очень мало, поэтому он постепенно разрушался. В 1896 году меценат и большой ценитель искусства И. А. Вахромеев, получив разрешение Синода, на личные деньги взялся восстанавливать церковь Ильи Пророка. Вокруг нее соорудили решетку, сделанную по проекту академика Павлинова, поменяли металл на крыше и главах, вставили новые окна, оштукатурили и покрасили наружные стены и выполнили еще ряд работ. Завершили реставрацию в 1904 году.

После революции в храме хотели сделать музей, потом склад, потом собрались и вовсе ее снести. Спасли церковь, рискуя своими жизнями, сотрудники сектора архитектуры и работники музея в Ярославле Н. В. Кузнецов, Н. Н. Померанцев и П. Д. Барановский. Перед войной в здании церкви открыли атеистический музей. С 1945-го по 1955 годы здесь хранились музейные фонды. Восстанавливать церковь Ильи Пророка после всех пережитых ею бед начали с 1956 года. Сейчас она работает все дни недели (кроме среды) с 9 утра до 7 вечера.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит