Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провал

Как появился Туимский провал

Туим­ский про­вал обра­зо­вал­ся на месте быв­шей горы, кото­рую назы­ва­ют теперь Мед­ной. Это свя­за­но с тем, что в окрест­но­стях Туи­ма с кон­ца XIX века велась выра­бот­ка раз­лич­ных руд. Изна­чаль­но здесь, на Кия­лых-Узень­ском место­рож­де­нии, добы­ва­ли воль­фрам. В ходе раз­ра­бот­ки были выяв­ле­ны мед­но-молиб­де­но­вые руды и к воль­фра­му доба­ви­лись медь и молиб­ден. Добы­тая руда выво­зи­лась на поверх­ность ваго­нет­ка­ми и отправ­ля­лась на гор­но-обо­га­ти­тель­ную фаб­ри­ку на окра­ине посел­ка Туим. Добы­тую руду исполь­зо­ва­ли в про­из­вод­стве бро­ни зна­ме­ни­тых тан­ков Т‑34, что при­ме­ча­тель­но само по себе.

Шах­та была закры­та в 1974 году когда ста­ло оче­вид­но, что место­рож­де­ние исто­ще­но, а несо­блю­де­ние пра­вил без­опас­но­сти при взрыв­ных рабо­тах сде­ла­ло добы­чу опас­ной для жиз­ни гор­ня­ков. В общей слож­но­сти она про­ра­бо­та­ла 22 года (1952–1974). За эти годы в соп­ке было про­руб­ле­но несколь­ко десят­ков што­лен и штре­ков. Их выхо­ды на поверх­ность до сих пор вид­ны с края про­ва­ла, а по одно­му из этих ходов мож­но достичь ниж­ней части про­ва­ла и вый­ти к обра­зо­вав­ше­му­ся в нем озе­ру. В ста­лин­ские годы здесь, у под­но­жия соп­ки, рас­по­ла­гал­ся тру­до­вой лагерь, в кото­ром про­жи­ва­ли заклю­чен­ные. Их руч­ной труд широ­ко исполь­зо­вал­ся на шах­те «Кия­лых-Узень».

Уже в 50-ые годы про­шло­го сто­ле­тия уча­сти­лись слу­чаи, когда ста­ла про­па­дать мел­кая ско­ти­на и круп­ный рога­тый скот. В резуль­та­те поис­ков мест­ные жите­ли обна­ру­жи­ли на вер­шине горы шести­мет­ро­вую дыру куда, как ока­за­лось, и про­ва­ли­ва­лась живот­ные. В 1961-ом году было при­ня­то реше­ние про­из­ве­сти её взрыв. Взрыв­ни­ки не учли, что под горой уже нахо­дит­ся огром­ное полое про­стран­ство. В резуль­та­те взры­ва диа­метр ворон­ки уве­ли­чил­ся до 70-ти мет­ров. Все это уско­ри­ло закры­тие шах­ты и, как потом под­счи­та­ли, в зем­ле так и оста­лись не добы­ты­ми око­ло 140 тысяч тонн меди.

Довер­ши­ло дело сла­бень­кое зем­ле­тря­се­ние интен­сив­но­стью все­го в 2–3 бала (такое не все­гда и заме­тишь), кото­рое окон­ча­тель­но обру­ши­ло гор­ный свод.

Туимский провал (Хакасия): как проехать

Расположен на расстоянии 190 км от города Абакана.

Если выезжать от озера Шира, то нужно двигаться к поселку с одноименным названием, мимо железнодорожного вокзала, в направлении поселка Туим. Все расстояние до места составляет примерно 20 километров.

По пути есть интересная достопримечательность, на которую стоит обратить внимание. На 9-м км дороги, прямо на скальном отроге, располагается погребально-культовый памятник, являющийся отголоском окуневской культуры

Называется он Туим-кольцо. В центральной части находятся погребальные плиты, под которыми захоронена женщина-жрица и двое детей. По линии окружности стоят 4 огромных камня, которые отмечают направления четырех сторон света. На восток от места погребения выложена символическая дорога небольшой ширины, ее окаймляют несколько камней. Этот уникальный памятник чем-то напоминает английский Стоунхендж, хотя по размеру он не такой масштабный. Дух и загадочная энергетика этого старинного захоронения словно невидимой пеленой накрывают все близлежащее пространство.

Описание провала

В настоящее время длина Туимского провала составляет более 650 м., а его ширина – более 300 м. Высота до поверхности воды – около 120 м.

Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провалПрыжок на тарзанке, Туимский провал, Хакасия, Россия

При этом средняя глубина самого озера составляет около 20 м., а его максимальная глубина – более 100 м. Впрочем, данные о средней и наибольшей глубине озера – довольно спорные, они сильно отличаются от источника к источнику.

Туимский провал является популярной достопримечательностью Хакасии, привлекая многочисленных туристов. Здесь собираются любители экстремальных видов спорта, таких как бейсджампинг, банджи-джампинг и др.

Провал характеризуется почти отвесными скалистыми стенами, которые довольно ненадежны и могут осыпаться.

Местами в этих стенах можно увидеть старые штреки, высота которых достигает двух метров. Из таких штреков иногда торчат рельсы, по которым некогда ездили вагонетки, возившие руду.

Туимский провал — аномалия, место силы или гибели

Из-за невозможности точно объяснить почему вода в провале необычного цвета, считается что он такой от большой глубины озера. Но озерная глубь дает не только красивый цвет и визуальное удовольствие. Случается так, что она забирает жизни.

Бывали здесь печальные происшествия, когда в провал сбрасывали людей, чтобы скрыть следы преступления. Туристам здесь обязательно расскажут об ужасном случае, когда по непонятной причине молодой человек с разгона неожиданно сам прыгнул с огромной высоты в глубины провала.

Край провала огорожен, но не по всему периметру. Стоит быть очень внимательным и не забывать о своей безопасности. Отвесные скальные стены провала выглядят железобетонно крепкими, но на самом деле процесс осыпания продолжается. И он будет происходить до тех пор, пока берега не станут пологими.

Многие деревья вокруг этой необычной дыры густо завешаны разноцветными ленточками и полосками материи. Говорят, что так люди задабривают духа местности, обращаются к нему с просьбами и пожеланиями. Ленточки трепещут на ветру, тем самым безостановочно отправляют мольбы привязавшего их человека в небеса.

Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провал

Как добраться до Туимского провала?

Добраться до этого интересного места совсем нетрудно. Туимский провал расположен примерно в 190 км от Абакана, в 20 км от районного центра – села Шира и в 1,5 км от села Туим. Село имеет регулярное автобусное сообщение со столицей Хакасии. Вблизи села Туим находится одноименная железнодорожная станция на ветке Абакан – Ачинск Красноярской железной дороги. На этой станции останавливается поезд Москва – Абакан. Из села до провала проходит хорошая грунтовая дорога.

Подход к провалу платный. Имеется частично огороженная обзорная площадка. В теплый период года есть возможность прыгнуть с тарзанки. К провалу и по некоторым шахтам, которые считаются безопасными, водят экскурсии. Наименее подвержена обвалам шахта номер 4. Кроме того, летом сюда привозят студентов-геологов во время учебной практики.

Посещение Туимского провала можно совместить с поездкой к другим достопримечательностям Ширинского района Хакасии. В этих краях расположены около сорока степных озер с разной соленостью. Среди них можно выделить озера Шира, Тус, Иткуль и другие.

Как образовался провал?

От многих прочих достопримечательностей Хакасии, созданных природой, Туимский провал отличается своим техногенным происхождением. С конца XIX века в этом месте начали добывать вольфрамовые и медно-молибденовые руды.

Разработка месторождения осуществлялась шахтным способом. В толще горы были вырыты штреки, в которых были проложены рельсы. По рельсам ездили вагонетки, которые доставляли руду на поверхность земли. Затем ее отправляли на обогатительную фабрику, расположенную неподалеку, в поселке Туим.

Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провалТуимский провал в Хакасии

Шахта называлась Киялых-Узень, что можно перевести как «своенравный лог». Вся гора была сильно изрезана штреками, напоминая пчелиные соты, что способствовало сначала прогибу кровли, а позже и образованию провала. Кроме того, при разработке месторождения широко использовались взрывные работы, которые также вели к серьезным деформациям внутри грунтового массива, появлению в нем трещин, ослаблению пород, залегающих в кровле штреков и т.д.

В сталинские времена здесь существовал трудовой лагерь, где на добыче руды трудились более 25 тысяч заключенных. Заключенные занимались также постройкой фабрики, домов в поселке, ТЭЦ и железной дороги.

В 1954 году на вершине горы образовался небольшой провал с диаметром всего 6 метров, который стал довольно быстро расширяться и частично заполнился водой. Вскоре после этого шахту закрыли из-за того, что вести дальнейшие работы было слишком небезопасно, да и основные запасы месторождения к этому времени уже были отработаны.

Уже к 1961 году диаметр провала составлял около 70 м. Котловина еще больше расширилась после небольшого землетрясения 1991 года и сегодня достигает размеров 650 на 300 м, хотя визуально кажется несколько меньше.

В 2004 году Туимский провал был местом съемки одного из эпизодов телепередачи Фактор страха.

Современное состояние Туимского провала

Ныне Туимский провал стал притягательным объектом туристического паломничества и местом работы для сельских жителей. К нему ведет добротная дорога, организована автостоянка, огорожена смотровая площадка, здесь располагаются торговые ряды, а экстремалам предлагаются прыжки на «тарзанке».

Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провалВверху на краю отвесной стены находятся люди и расположена «тарзанка»

Осмелившиеся прыгнуть кричат то ли от нагрянувшего страха, то ли от восторга. При том, что в провале великолепная акустика, голоса прыгунов воспринимаются чуть ли не как грохот грома или звуки из преисподней. Любители глубинных погружений и исследователи старых шахт тоже находят здесь увлекательные и опасные занятия для себя.

Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провалМестные «сувениры»

Сам провал выглядит как что-то нереальное. Сложно назвать его точные параметры, потому что края продолжают осыпаться. Ориентировочно габариты выглядят так: высота от верха обрыва до водной глади около 120 метров. Длина около 650, а ширина около 300 метров. Глубина озера по разным оценкам от 20 метров и чуть ли не до 100. Вода могла бы подняться до высоких берегов провала, если бы не нашла выход из горы через единственный горизонтальный проход. По словам людей, некогда работавших на руднике, все остальные штреки тупиковые.

Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провал

Проводились исследования качества озерной воды, которые показали, что она не имеет каких-либо выдающихся особенностей. В озере обычная питьевая вода. В ней не содержится никаких примесей, которые давали бы озеру его ярко-бирюзовый или изумрудный цвет.

Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провал

Происхождение Туимского провала

Интенсивная добыча руды безостановочно происходила до 1960-х годов, когда обнаружили проседание верхушки становившейся пустотелой горы. Было принято решение серией взрывов опустить зыбкую макушку на дно выработанной шахты во избежание неожиданного обвала.

Но диаметр образовавшейся дыры продолжил расширяться, теперь уже самопроизвольно.

К началу 1970-х годов размер дырки увеличился до 70-75 метров. Одновременно в штольнях всё выше поднимались грунтовые воды. Но добыча меди продолжалась, несмотря на частичное затопление и проседание породы.

Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провал

Наконец, в 1974 году рудник закрыли. По одним данным к этому времени запасы руды истощились. А по другим в ней осталось ещё до 60% рудного тела, которого хватило бы на 30 лет добычи.

Производство затухло, поселок Туим зачах и вместо статуса поселка городского типа получил звание села, а гора зажила своей самостоятельной жизнью. Впадина на её вершине постепенно превратилась в страшной глубины провал с отвесными стенами. В 2008 году откололся огромный кусок породы, грохот от падения которого, по свидетельству местных жителей, было слышно за 20 километров от Туима.

Развалины ставшей ненужной обогатительной фабрики пессимистично громоздятся над поселком белым скелетом с множеством мелких косточек. Сколько местное население не растаскивало стройматериалы для своих нужд, разобрать останки до основания не смогли.

Toyota Crown Wagon JZS130 › Logbook › Чудеса Хакасии. Туимский провал

Туимский провал (Хакасия): история до середины XX века

О наличии месторождений полезных ископаемых вблизи поселка Туим впервые стало известно в начале прошлого века. Открыл их французский инженер Де Ларю. У него было 4 дочери, и каждое из месторождений он назвал именем одной из них: Юлия, Дарья, Лидия, Терезия.

Тридцатые годы были ознаменованы организацией объединения «Туим-вольфрам», которое занималось добычей меди, свинца, золота, вольфрама, молибдена и железа.

«Туимлаг», образованный еще до войны, упоминается Солженицыным в его знаменитом произведении «Архипелаг ГУЛАГ». Воспоминания местных старожилов также подтверждают, что в конце тридцатых годов здесь держали политзаключенных, которые добывали молибден на руднике и занимались его обработкой на обогатительной фабрике.

В годы Великой Отечественной войны добытый в Туиме шеелит-вольфрам использовали как добавку к легированной стали, которая была материалом для изготовления брони танков Т-34.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит