История театра
Театр Волкова, история становления которого уходит в век XVIII, начинал свой творческий путь как небольшая группа актёров-любителей. Организатором, декоратором, артистом, постановщиком и так далее был сын состоятельного купца Ф. Волков.
После того, как Фёдор Григорьевич уехал со своей труппой в Санкт-Петербург по приглашению императрицы, начатое им дело продолжало развиваться.
В 19-м веке Театр им. Волкова (тогда он назывался иначе) считался одним из лучших провинциальных храмов искусства. Здесь начинали свой творческий путь многие великие артисты: Л. Собинов, Л. Косицкая, П. Стрепетова, И. Москвин и другие. На гастроли в Ярославль не раз приезжали М. Щепкин и К. Станиславский.
Первый театральный сезон 20-го века совпал с юбилеем театра. Торжества, посвящённые этому событию, получили всероссийский масштаб. На юбилей были приглашены лучшие артисты Москвы и Петербурга.
В 1911 году ярославская драма получила новое здание. В то же время театру было присвоено имя основателя, профессионального актёра России Ф. Волкова.
В 20-е годы 20-го века труппа получила новое название. Драма стала именоваться «Советский театр им. Волкова». После распада СССР название вновь поменялось. Из него исключили слово «советский».
В 30-е годы репертуар состоял из произведений русских классиков. В годы Великой Отечественной войны на сцене ярославского театра ставились пьесы на военную тематику: «Фронт», «Парень из нашего города», «Нашествие», «Русские люди», «Фельдмаршал Кутузов», «Лодочница», «Генерал Брусилов».
Год 1950 ознаменовался торжественным празднованием двухсотлетия первого театра России.
Сегодня труппа представляет собой гармоничный ансамбль, в котором сочетается свежий взгляд молодых талантов и большой опыт мастеров сцены.
Театр активно сотрудничает с режиссёрами и художниками из разных стран, часто выезжает на гастроли.
Первый русский театр
История Волковского театра восходит к кожевенному амбару, в котором, по преданию, два с половиной века назад молодой купеческий сын Фёдор Григорьевич Волков с братьями и друзьями начал устраивать в Ярославле театральные представления. Первое из них прошло 10 июля 1750 года в кожевенном амбаре отчима Фёдора, купца Полушкина — это была «Эсфирь» Жана Расина в переводе Фёдора Волкова. Специальное театральное здание («театральная хоромина») открылось на берегу Волги 7 января 1751 года трагедией А. П. Сумарокова «Хорев», были изготовлены костюмы, декорации; сложился постоянный репертуар. Слух о молодых ярославцах дошёл до императрицы Елизаветы Петровны, которая в январе 1752 года вызвала их в Петербург специальным указом. С тех пор основатель театра в Ярославль больше не возвращался.
Театр Фёдора Волкова в Ярославле принято считать первым русским публичным общедоступным профессиональным театром. Разумеется, в те времена в России существовало немало театральных трупп, прежде всего иностранных, «баловались театром» школяры, нередки были разовые постановки театральных действ «по случаю». Тем не менее, ярославский театр Фёдора Волкова считается первым. Именно он впервые отвечал всем характеристикам, заложенным в определении — Русский Публичный Профессиональный Театр. Русский — потому что здесь русские актёры играли пьесы на русском языке. Публичный — потому что он был общедоступным, в отличие от театров дворцовых, домашних или школьных; ранжир публики в зале зависел именно от цены на билет, а не от социального статуса. Профессиональный — потому что актёры получали зарплату за свой труд, актёрство стало их профессией. Наконец, Театр — потому что это была не труппа, не отдельная постановка, а именно театр с организационной точки зрения — с постоянным репертуаром, с билетным хозяйством, со всей «матчастью» — зданием, декорациями, костюмами (когда «волковцы» уезжали по вызову Елизаветы Петровны в Петербург, одних костюмов набралось на 19 подвод).
Текущий репертуар
- — «Дурочка» Лопе де Вега
- — «Кьоджинские перепалки» Карло Гольдони, постановка Ивана Раймонта
- — «Две смешные истории о любви» по пьесам А. П. Чехова, постановка Валерия Кириллова
- — «Дикарь» Алехандро Касона, постановка Владимира Боголепова
- — «Соперники» Шеридана, постановка Анатолия Бейрак
- — «Бешеные деньги» Александра Островского, постановка Сергея Яшина
- — «Ханума» Авксентия Цагарели, постановка Александра Григоряна
- — «Утиная охота» Александра Вампилова, постановка Александр Ищенко
- — «Поминальная молитва» Григория Горина, постановка Дениса Кожевникова
- — «Соло для часов с боем» Освальда Заградника, постановка Анатолий Бейрак
- — «Тётка Чарлея» Брандона Томаса, постановка Сергея Яшина
- — «Трое» Максима Горького, постановка Владимира Портнова
- — «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина, постановка Сергея Пускепалиса
- — готовится «Горе от ума» Александра Грибоедова, постановка Игоря Селина (премьера 8-9 июня 2009 г.)
- 2009 — «КонцертЪ. Песни нашей жизни», постановка Андрея Русинова,
- 2009 — «Прекрасный мир», постановка Владимира Петрова,
- 2009 — совместный проект ЯГТИ и Российского государственного академического театра драмы имени Фёдора Волкова «Сильва», постановка Александра Кузина
- 2010 — готовится к постановке «Кармен», режиссёр Тимофей Кулябин
- 2011 — «Тартюф», режиссёр Александр Кузин
- 2014 — «Цианистый калий с молоком или без?»
Примечания
- . Официальный портал правовой информации (17 сентября 2019). Дата обращения 17 сентября 2019.
- Особенно сильные пожары были в Ярославле в 1756 и 1765 годах.
- , с. 26.
- ↑ Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 5 — М.: Советская энциклопедия, Табакова — Ягушин, 1967, 1136 стб. с илл., 8 л. илл.
- Большая советская энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 49. Элоквенция — Яя. 1957. 680 стр., илл.: 69 л. илл. и карт.
- Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 30. Экслибрис — Яя. 1978. 632 стр., илл.; 30 л. илл.; 9 л. карт.
- Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X
- (недоступная ссылка). Дата обращения 21 апреля 2009.
- Юрий Маслов. Неведомые реки Ярославля // Любитель природы — 2005. Экологический сборник / Сост. А. Н. Грешневиков. Рыбинск: Рыбинское подворье, 2006. — С. 34-40.
- . www.kommersant.ru (28 марта 2019). Дата обращения 31 марта 2019.
- . Телеканал «Россия. Культура» (16 августа 2019). Дата обращения 16 августа 2019.
- Русский драматический театр: Энциклопедия / Под общ. ред. М. И. Андреева, Н. Э. Звенигородской, А. В. Мартыновой и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2001. — 568 с.: ил. ISBN 5-85270-167-X (стр. 437)
- (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 20 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 20 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2009.
- ↑ (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 20 марта 2009.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 19 марта 2009.
XIX век
Три сезона на ярославской сцене (1844 — 1847) способствовали формированию таланта Любови Павловны Косицкой (впоследствии Никулиной-Косицкой).
Юная Косицкая, обладавшая привлекательной внешностью, хорошим голосом, быстро становится любимицей ярославской и рыбинской публики. Она играет в трагедиях, комедиях, драмах и водевилях, возбуждая восторг зрителей изяществом исполнения и искренностью чувства. Младшая современница Мочалова и Щепкина, Никулина-Косицкая явилась на русской драматической сцене предшественницей Ермоловой, Стрепетовой, Ольги Садовской. Ей суждено было стать лучшей исполнительницей роли Катерины в «Грозе» А. Н. Островского.
Приблизительно в те самые годы, когда Никулина-Косицкая переживает закат своей творческой и жизненной судьбы, на сцене Рыбинского театра дебютирует еще никому не известная юная актриса Пелагея Антипьевна Стрепетова. Два сезона — в 1865 — 1866 годах, актриса прослужила в антрепризе Смирнова на сцене Ярославского театра.
Большим событием в жизни Ярославля стали гастроли на сцене городского театра великого русского актера Михаила Семеновича Щепкина.
М. С. Щепкин приезжал в Ярославль дважды: весной 1856
и в мае 1858 года. Первый приезд Щепкина в Ярославль совпал с празднованием 100-летия Русского театра в Петербурге. На торжественном обеде, устроенном в честь актера губернским предводителем дворянства, Щепкин призвал поставить памятник основателю Русского театра Федору Григорьевичу Волкову.
В сезоне 1896 — 1897 годов в Ярославле начал свою сценическую деятельность Иван Михайлович Москвин. Здесь пришла к нему первая слава, здесь его талант получил признание публики и поддержку. В первом сезоне Московского Художественного театра, в 1898 году, Москвину доверят роль царя Федора Иоанновича.
В Ярославском театре неприметным статистом начинал свой сценический путь юный ярославец Леонид Витальевич Собинов, будущий великий русский певец. 9 августа 1898 года в родном городе состоится первый концерт Собинова, тенора Императорских театров, уже завоевавшего славу.
В первой половине XIX века лучшие актеры труппы Волковского театра утверждали новую сценическую правду, в их творчестве в противовес рутинной манере игры зрело яркое реалистическое начало.
Большим событием в жизни Ярославля стали гастроли крупнейших русских актеров, мастеров театрального искусства В. П. Самойлова, В. И. Живокини — представителей династии Садовских. На сцене Ярославского театра гастролировали в разное время Г. Н. Федотова, А. Е. Мартынов,Ф. П. Горев, В. В. Чарский, К. Н. Полтавцев, П. М. Медведев, Н. Х. Рыбаков, знаменитый негритянский трагик Айра Олдридж, братья Адельгейм, М. В. Дальский, П. Н. Орленев, М. Н. Ермолова,В. Ф. Комиссаржевская, К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, М. Г. Савина, певицы Н. В. Плевицкая,А. Д. Вяльцева, Варя Панина. В 1890-х годах здесь несколько раз выступал К. С. Станиславский.
Здание
Театр Волкова, фото здания которого представлено в данной статье, за два с лишним века своего существования сменил не одно помещение.
Сегодня он работает на сценической площадке, которая была построена для него в 1911 году. Автором проекта был архитектор Николай Спирин.
С 2012 по 2015 годы здание подверглось капитальному ремонту. При этом спектакли в этот период продолжали идти.
В 2012 году были проведены фасадные работы. Слой штукатурки на стенах был полностью обновлён. Скульптурные композиции были приведены в свой первозданный внешний вид. На здании театра снаружи была установлена подсветка.
В этот же год произведена полная замена старой кровли на новую и гидроизоляция фундамента.
В 2013 году было установлено новое, современное звуковое оборудование в оба зала. Аппаратурой был оснащён и буфет. Теперь он также может служить сценой для проведения различных мероприятий.
Претерпело изменения и внутренне убранство помещений. Фойе были оснащены большим количеством светильников, украшены лепниной. Другой внешний вид приобрели лестницы.
В 2014 году была проведена полная реконструкция основной сцены театра. Изменилось её техническое оснащение, оно стало современным и открывающим огромное количество новых возможностей.
В 2015 году реконструкция была завершена. На последнем этапе были заменены дверные проёмы, окна и отремонтированы мастерские.
Фестивали
Театр им. Волкова каждый год проводит два масштабных фестиваля. Проходят они при поддержке Министерства культуры РФ.
Международный Волковский фестиваль существует с 2000 года. Он входит в пятёрку самых лучших и престижных в нашей стране. В нём принимают участие ведущие театральные труппы не только со всей России, но и из многих других стран. Девиз этого фестиваля звучит так: «Русская драматургия на языках мира».
Второй фестиваль, который проводит ярославский театр, предназначается для молодёжи. «Будущее театральной России» — такое название он носит. В фестивале участвуют студенты творческих вузов и сузов.
Помимо конкурса, в рамках фестиваля проходят показы спектаклей с участием звёзд театра и кино, проводятся лекции и мастер-классы, проходят творческие встречи со знаменитыми деятелями культуры. На фестиваль приезжают представители кастинговых агентств, театров, съёмочных групп и т. д. Благодаря этому у участников есть шанс получить приглашение работать в какой-либо труппе или сняться в картине.
XVIII век
По преданию, слава русского театра ведет свое начало от старинного кожевенного амбара, в котором устраивал представления театр «охочих комедиантов» во главе с купеческим сыном Федором Григорьевичем Волковым.
К 1750 году в Ярославле возникает уже не любительский, а профессиональный театр с постоянной труппой, обширным репертуаром и новым зданием для представления трагедий и комедий, вмещавшим до 1000 зрителей.
Первые ярославские комедианты, составившие труппу Федора Волкова, — служащие Ярославской провинциальной канцелярии Иван Дмитревский, Иван Иконников, Семен Куклин, Яков Попов, посадский Тверицкой слободы Семен Скочков, выходцы из Малороссии (Украины) Яков Шумский и Демьян Галик. В труппу входят также братья Федора Волкова — Григорий и Гавриил. В репертуар Волковской труппы входили духовные драмы митрополита Димитрия Ростовского, трагедии Расина, Сумарокова, комедии Мольера. Федор Волков и его сподвижники-ярославцы составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра. В 1751 году вести о ярославском театре доходят до Петербурга. Сенатский экзекутор граф Игнатьев, находясь в Ярославле по определению Сената для расследования злоупотреблений по винным откупам, в свободное время посещает спектакли Волковской труппы, а по возвращении его восторженные отзывы о ярославском театре доходят до императрицы Елизаветы Петровны. 5 января 1752 года был издан высочайший Указ: «Федора Григорьева сына Волкова, он же и Полушкин, c братьями Гаврилом и Григорьем (которыя в Ярославле содержат театр и играют комедии) и кто им для того еще потребны будут, привесть в Санкт-Петербург…»
Высокое профессиональное мастерство, природная одаренность способствовали признанию таланта Волкова, утверждению славы первого актера Российского театра.
Значение деяний Волкова огромно. Он отстаивал национальную самобытность русского театра, заложил фундамент школы русской актерской игры, освещенной светом благородных и гуманистических идеалов. Театр Волкова был театром гражданским, патриотическим, тираноборческим, он отстаивал мотивы вольности, свободы, человеческого достоинства.
Волков создал новые театральные формы, явившись постановщиком «общенародного зрелища», маскарада «Торжествующая Минерва», устроенного в Москве в честь коронации Екатерины II. Он утвердил сценическое искусство как школу гражданских чувств, связал его с проблемами эпохи. Необычайно важным для дальнейшего развития отечественной сцены было стремление Волкова к демократизации театра и его общедоступности.
Традиции Волкова были развиты в дальнейшем Иваном Дмитревским, соратником Волкова, которому суждено было пройти путь от писчика Ярославской провинциальной канцелярии до академика. Дело Волкова продолжили ученики Дмитревского, великие русские трагики Катерина Семенова и Алексей Яковлев, идущие следом Павел Мочалов и Михаил Щепкин, новые поколения мастеров русского театра.
С отъездом Волкова и его труппы в Петербург культурная и театральная жизнь в Ярославле не затихает. В 1769 году утверждается новый градостроительный план Ярославля.
С 1777 года развитию культуры в крае способствует просвещенный губернатор А. П. Мельгунов, покровитель литературы, театра и истории края. Губернатор поощряет развитие театра, в его доме ставятся любительские спектакли. В 1786 году в ярославском театре Мельгунова даст свою гастроль Первый актер Русского Императорского театра, преемник Волкова, Иван Афанасьевич Дмитревский. Он сыграл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор». При Мельгунове, в 1778 году, утверждается герб Ярославля с изображением медведя, выходит сокращенная «Псалтырь» в стихах, а в 1786 году появляется первый в России провинциальный журнал «Уединенный пошехонец», основанный В. Д. Санковским. В 1780 году ярославские семинаристы представляли в Полушкиной роще оперу Я. Соколова «Ставленник». Здесь, в книгохранилище Спасо-Преображенского монастыря, было найдено графом А. И. Мусиным-Пушкиным «Слово о полку Игореве».
Конец переходного периода
В 2011 году Мездрич покинул Ярославль. Художественным руководителем Волковского стал Евгений Марчелли. Но к концу правления «Бориса Кровавого» театр уже оказался частью общероссийского театрального контекста. Здесь реформировали Волковский фестиваль, который стал международным уже не номинально: арт-директор Ольга Никифорова, положившая в свое время начало омской «Академии», придумала для него новый лозунг: «Русская драматургия на языках мира». Здесь стало можно говорить о границах интерпретации драмы, о нелитературных композициях, о невербальных способах выражения, о современной пьесе и синкретических действах вроде мистерии «Человек крылатый» венгра Аттилы Виднянского про первые полеты в космос.
Реанимировали молодежный фестиваль «Будущее театральной России». На него привозят дипломные спектакли со всей страны, а артисты — выпускники из вузов Владивостока, Хабаровска, Нальчика, часто изуродованные чудовищной педагогикой «учеников Станиславского» в восьмом колене, могут участвовать в мастер-классах педагогов высокого европейского уровня — Юрия Альшица, Вячеслава Кокорина или молодого Бориса Павловича, давшего несколько тренингов по вербатиму.
Страсти вокруг театра сейчас несколько поутихли. Во многом благодаря новой дирекции. Юрий Итин вернул бессрочные договоры. Погрузил здание в ремонт. Открыл закрытую пожарной инспекцией при Мездриче камерную сцену, переоборудовав ее по принципу open space — пространство, без которого немыслимо лабораторное движение. Но еще раньше арт-директор театра и Волковского фестиваля Ольга Никифорова инициировала молодежное движение под названием Центр Константина Треплева. Похожую инициативу проявил еще Сергей Пускепалис (при нем здесь прошли поэтический марафон — каждый из 50 актеров труппы сделал самостоятельный этюд). Но вектор этому движению задала именно Никифорова. Первыми шагами стали читки современных польских, голландских и немецких пьес (при поддержке атташе по культуре Королевства Нидерланды и Гете-института).
«Тартюф»,режиссер Александр Кузин, Ярославский театр драмы им. Ф. Волкова, 2011. Фото предоставлено Российским государственным академическим театром драмы им. Федора Волкова.
Постепенно стало понятно, что инициатива не наказуема и даже вполне поощряема. Через два раза на третий может получиться полноценный спектакль, как вышло с показами в рамках программы Центра Треплева «Старая забытая пьеса» (ноябрь 2011 г.) отрывков ранних малоизвестных пьес Николая Некрасова, из которых режиссеры-заочники с курса Александра Кузина, по совместительству актеры-волковцы, сделали спектакль-комикс «Некрасова.net» (он вошел в репертуар камерной сцены).
В 2012 году из лабораторий выросли еще три премьеры: «Вий» Натальи Ворожбит (режиссер Семен Серзин), «Двое бедных румын, говорящих по-польски» Дороты Масловской (режиссер Евгений Марчелли), спектакль-концерт «Театральный блюз» — стилизация, в которой актеры исполняют малоизвестные джазовые стандарты. Цель Центра Треплева — снять ряд псевдоэтических табу, ввести в обиход новые темы. Заставить актера существовать по-новому. Пульс жизни театра определяется не столько плановыми крупногабаритными полотнами, сколько кашей, что заварилась на кухне малой сцены, — в проектах, эстетическая значимость которых, может быть, и не всем очевидна, но которые побуждают актеров действовать самостоятельно, режиссеров самим искать современные тексты, а в зрителях рождают ощущение обратной связи: у лабораторий на камерной есть свой сетевой фан-клуб.
Как добраться
Где находится театр Волкова? Именно такой вопрос задают те, кто отправляется сюда впервые. Найти его несложно. Недалеко от него расположены улицы Ушинского и Первомайская. Также рядом находятся такие городские достопримечательности, как Губернаторский, Демидовский и Власьевский сады, Музей истории Ярославля, несколько церквей: Сретенская, Богоявленская, Димитрия Солунского, Архангела Михаила, Ильи Пророка, Спаса на Городу, Николы Рубленого и так далее.
Добраться до театра можно на маршрутном такси с номерами 99, 51, 46, 91, 87, 36, 71, 80, 96, 44м, 61, 73, 84, 97, 94, 37, 98 и 47 и на троллейбусе № 9. Также можно воспользоваться автобусом. До театра идут рейсы 33, 19к, 14, 44, 2 и 42.
Ехать необходимо до остановки «Площадь Волкова».
Актеры
Сергей Шарифуллин
Просмотреть профиль
Андрей Симонькин
Просмотреть профиль
Ирина Волкова (Сидорова)
Просмотреть профиль
Светлана Спиридонова
Просмотреть профиль
Иван Щукин
Просмотреть профиль
Николай Зуборенко
Просмотреть профиль
Владимир Шибанков
Просмотреть профиль
Дарья Таран
Просмотреть профиль
Елена Шевчук
Просмотреть профиль
Наталья Асанкина
Просмотреть профиль
Татьяна Малькова
Просмотреть профиль
Евгения Долгова
Просмотреть профиль
Валерий Кириллов
Просмотреть профиль
Яна Иващенко
Просмотреть профиль
Татьяна Исаева
Просмотреть профиль
Александра Чилин-Гири
Просмотреть профиль
Юлия Знакомцева
Просмотреть профиль
Ирина Веселова
Просмотреть профиль
Ирина Чельцова
Просмотреть профиль
Галина Крылова
Просмотреть профиль
Наталья Кучеренко
Просмотреть профиль
Алексей Кузьмин
Просмотреть профиль
Олег Новиков
Просмотреть профиль
Ануар Султанов
Просмотреть профиль
Галина Ефанова
Просмотреть профиль
Кирилл Искратов
Просмотреть профиль
Виталий Даушев
Просмотреть профиль
Валерий Смирнов
Просмотреть профиль
Семён Иванов
Просмотреть профиль
Елена-Ярослава Мазо
Просмотреть профиль
Виктория Мирошникова
Просмотреть профиль
Ольга Старк
Просмотреть профиль
Виктор Курышев
Просмотреть профиль
Илья Варанкин
Просмотреть профиль
Татьяна Коровина
Просмотреть профиль
Олег Павлов
Просмотреть профиль
Евгений Мундум
Просмотреть профиль
Константин Силаков
Просмотреть профиль
Ирина Наумкина
Просмотреть профиль
Николай Кудымов
Просмотреть профиль
Федор Волков – основатель русского театра
Сын костромского купца Федор рано осиротел. Новое замужество его матери привело к смене местожительства — из Костромы семья переехала к отчиму – состоятельному и доброму купцу — в Ярославль. В небольшом городе модной была тема народных игрищ и театрализованных ярмарочных представлений, которые очень нравились Федору. Когда мальчику исполнилось 12 лет, его отправляют на учебу в Москву, на стажировку к немцам-промышленникам.
Ярмарочные представления на картине Б.Кустодиева «Балаганы»
Пребывание в Москве сыграло большую роль в развитии таланта Федора Волкова. Во-первых, он в совершенстве овладел немецким языком, что впоследствии помогло в переводе западных пьес на русский язык. Во-вторых, он познакомился и сам принимал участие в театрализованных спектаклях Славяно-греко-латинской академии, активно ставившихся ее учащимися. В-третьих, время прихода к власти Елизаветы Петровны способствовало развитию искусств во всех его проявлениях.
В 17-летнем возрасте юноша попал в Петербург. Великолепие города, его парадные улицы и дворцы, роскошь храмов и площадей – все было ново и торжественно. В столице Федор видит представление спектакля придворной труппы, что производит на него неизгладимое впечатление. Волков остается в Питере на некоторое время и посвящает это пребывание изучению различных искусств, прежде всего – сценического.
Эпоха расцвета искусств при дворе Елизаветы Петровны
В 19 лет он становится наследником отчима и возвращается в Ярославль, но там решает передать управление делами одному из братьев, а сам собирает группу единомышленников и полностью занимается созданием театра.
Для первого театрализованного представления была выбрана пьеса «Эсфирь», которую Федор сам перевел с немецкого. Также была осуществлена постановка пасторали «Эвмон и Берта». Уже через год (1751 г.) для уникального городского развлечения строится специальное здание, правда деревянное, но на Волжской набережной. Это был уже настоящий общегородской театр, у которого были в наличии костюмы, репертуар, артисты. Артистами этого театра становились молодые увлеченные люди – два брата Федора, парикмахер и секретарские служащие, даже священнослужители. Талантливо играл в постановках первого публичного театра и сам его основатель.
Портрет Ф.Волкова на стене Ярославского драматического театра
Слава о ярославском театральном детище достигла столицы, и уже через год после постройки театрального здания, Волков был вызван в Петербург к Елизавете Петровне. Это было в 1752 году. Федору было 23 года. Ему оставалось жить чуть более 10 лет. Из Ярославля выезжала не просто группа актеров, а полноценный театральный коллектив, со своим разросшимся хозяйством (костюмы, декорации и прочее), сложившимся репертуаром и профессиональной труппой.
Покинув Ярославль, Федор Волков в него больше не вернулся. Но ярославцы чтят память о своем знаменитом земляке. В честь него названа бывшая Театральная площадь, на которой, при входе во Власьевский сад установлен Памятник — Ф.Волкову (1973г.).
Памятник Ф.Волкову
Дальнейшая судьба Волкова была полностью посвящена театру. Его труппа играла вначале перед императорским двором и шляхетским корпусом. Затем появился царский Указ о создании Русского театра (1756 г), начавший отсчет создания в стране императорских театров.
Должность первого директора созданного театра занимал А.Сумароков, пьесы которого вошли в театральный репертуар. Позднее эта должность перешла к Волкову, которому ради этого пришлось отказаться от большинства привилегий, от крепостных душ и доли в наследстве.
Театральный спектакль 18 века
Федор сам писал пьесы, участвовал в художественном оформлении спектаклей, писал музыку к постановкам, играл на многих инструментах. Талантам его не было предела. Считается, что Волков имел определенное отношение к возведению на престол Екатерины Второй и к устранению Петра Третьего.
Однако коронация новой императрицы стала губительной для актера. Сильно простудившись на большом московском маскараде в честь прихода Екатерины к власти, Федор Волков скоропостижно умирает. Ему было всего 34 года!
Московский маскарад в честь коронации Екатерины Второй
Местом успокоения его стал Некрополь Златоустовского монастыря. Сегодня нет ни того монастыря, ни могилы Ф.Волкова. В 60-е годы 20 века в Спасо-Андрониковом монастыре появилось памятное надгробие.
Надгробие Ф.Волкова в Спасо-Андрониковом монастыре
Реконструкция и ремонт
2014-2015 год
Механика сцены. Все лето 2014 года велась реконструкция сцены театра, самая масштабная за последние полвека. Техническое оснащение волковской сцены отныне безоговорочно соответствует званию первого русского профессионального театра. Сцена оборудована подъемно-опускными механизмами: кассетный сейф для мягких декораций, оркестровая яма, 6 люков. Теперь актеры и декорации смогут появляться и исчезать во время действия, как по волшебству. Произведена замена механизма самого театрального круга, а также пульта помощника режиссера. Все это позволит режиссерам реализовывать самые смелые замыслы.
Планшет. Обновилось покрытие сцены – планшет. Он изготовлен из особых сортов дерева повышенной прочности, ведь ему многое предстоит выдержать: в монтаже декораций часто используются гвозди, во время действия на сцене льется вода, бьется стекло, на покрытие падают тяжелые предметы. Ничто из этого не должно нарушать идеальную гладкость планшета.
2012-2013 год
Начало 264-го сезона Театр им. Ф.Волкова встретил обновленным после очередного этапа капитального ремонта с элементами реконструкции и реставрации. Что наиболее значимо, театр переживает столь сложный период, оставаясь в рабочем состоянии, не покидая здание на годы, как это происходит зачастую при реконструкциях.
Фасад. Полностью отреставрирована историческая часть фасада. Целиком обновлен штукатурный слой. Первозданный вид обрели горельефы и скульптуры на фасаде здания, прежде имевшие вид потемневший и полуразрушенный. На исторической и колосниковой частях фасада установлены более 160 светильников, которые создают подсветку в вечернее время. Это демонстрирует парадный облик здания, занимающего центральное положение в городском ландшафте.
Кровля, гидроизоляция. Полностью заменена кровля театра (старому покрытию насчитывалось около пяти десятков лет). А для защиты от вод подземной речки, на которой стоит здание, сделана гидроизоляция фундамента. Это предотвратит быстрое разрушение фасада, что наблюдалось после предыдущих ремонтов.
Звук. В этом году полностью обновлено звуковое оборудование на основной, камерной сцене и в зрительском буфете. Установлена современная система, которая позволяет сделать акустику зала ровной, без перепадов и «ям», с деликатным и мягким «чисто театральным» звуком. Впервые система будет опробована на спектаклях Волковского фестиваля, среди которых выступление оперной певицы Е. Образцовой, спектакль-концерт Д. Хоронько «Утесов», музыкальный спектакль студии «SounDrama», пластический спектакль Волковского театра «Орфей и Эвридика» и другие.
Интерьеры. Кардинальные изменения произошли в зрительском фойе первого этажа. Здесь появилась лепнина, новые светильники, декоративные двери в кассовый зал. В фойе второго этажа выполнена потолочная роспись. Таким его задумывал еще архитектор Спирин при строительстве здания, но тогда из-за начавшейся Первой мировой его планы воплотить не удалось. Также на втором этаже обновлены паркет и люстры.
Преобразились лестницы, гардеробы, туалет. Изменился и зрительский буфет: после ремонта и установки нового звукового оборудования он станет еще одной арт-площадкой, на которой могут быть реализованы разнообразные проекты.
В театре заменено около 90 старых окон и дверных проемов, отремонтирован ряд рабочих помещений. В зале проведена капитальная уборка, включая химчистку одежды сцены и чистку огромного вензеля «ФВ» над сценическим порталом.
Театр в XVIII—XIX веках
Здание театра, 1860—1880 годы
После отъезда Ф. Г. Волкова в Санкт-Петербург (1752) созданный им Ярославский театр продолжал свою деятельность. Руководили театром братья Фёдора — Алексей и Гавриил, но, видимо, материальные причины и отсутствие организаторского таланта не позволили братьям закрепить начатое Фёдором дело. С 1756 года театр перестал существовать. Театральное здание не сохранилось, видимо став жертвой большого городского пожара
Затем театры в Ярославле возникали по частной инициативе: театр в своём доме держали губернаторы — Алексей Петрович Мельгунов, Голицын; содержали театры в специально построенных зданиях князь Урусов и губернский архитектор Пётр Яковлевич Паньков. Сменялись владельцы, директора и антрепренёры, и лишь в 1882 году театр стал городским.
Старое здание городского театра имени Ф. Г. Волкова, 1880—1910 годы
Отдельно стоит сказать о зданиях ярославского театра. Здание урусовского театра находилось в районе Ильинской площади; как оно выглядело, неизвестно — к концу 1810-х годов строение пришло в негодность и фотографий его не существует. Здание, построенное для собственного театра архитектором Паньковым, датируется 1819 годом; его внешний вид также неизвестен (сохранились его проектные эскизы в духе классицизма, но в какой степени они были воплощены в жизнь — неизвестно). Именно Паньков впервые разместил театр на Власьевской площади, в дальнейшем превратившейся в театральную площадь и получившей имя Фёдора Волкова. Это здание в 1840-х годах было перестроено (существует фотография, предположительно отображающая этот этап). В 1880-х годах (когда театр перешёл в городское владение) была произведена ещё одна реконструкция, и лишь это последнее строение достоверно запечатлено на фотографиях как Ярославский городской театр.
К концу XIX века ярославский театр был знаменит на всю Россию как один из лучших. На этой сцене начинали свой путь Любовь Никулина-Косицкая, Пелагея Стрепетова, Иван Москвин, Леонид Собинов
К этому времени ярославский театр был признан преемником театра Фёдора Волкова, поэтому торжества по поводу 150-летия российского театра в 1900 году прошли именно здесь (тогда как 100-летие отмечалось в 1856 году в Петербурге; именно тогда Михаил Щепкин произнес знаменитую фразу «…Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!», обратив внимание на «первородство» Ярославля).