История
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Основателем монастыря и его первым настоятелем стал архимандрит Герман (Садырев-Полев), позже ставший вторым архиепископом Казанским, (1564—1566) прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его цельбоносные мощи — главная святыня монастыря с 1592 года.
Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь — главный православный духовно-просветительский и миссионерский центр Казанской епархии и Среднего Поволжья на протяжении XVI—XVIII веков. По сохранившимся сведениям, типография для печати Священного Писания и богослужебных книг появилась в монастыре ещё при святителе Германе — раньше, чем типография Ивана Фёдорова в Москве.
В XVI—XVIII века монастырь был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. За свияжским архимандритом было закреплено 7-е место по значимости на Руси. В землях монастыря накануне реформы 1764 г. числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько же, сколько во всех остальных монастырях Казанской епархии, вместе взятых.
По монастырской реформе 1764 года, монастырь возведён в I класс — высший для монастырей Российской империи. До 1809 года был единственным первоклассным в Казанской епархии (с 1809 года этот статус получил и Казанский Богородицкий монастырь).
Обеднение в XIX веке города Свияжска, а также последствия секуляризации церковных земель 1764 года, привели монастырь к упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к началу XX века едва достигала 20-25 монахов и послушников, а доходы монастыря стали уступать доходам других монастырей епархии.
9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель обители — епископ Свияжский Амвросий (Гудко), прославленный в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году.
В годы становления безбожной власти монастырь был закрыт и разграблен, а рака с мощами святителя Германа вскрыта красногвардейцами. Впоследствии, мощи сокрыли под престолом кладбищенского храма Ярославских чудотворцев города Казани, а в 2000 году вновь возвращены в Свияжск.
В советское время территорию обители занимала психиатрическая больница, которая в 1994 году была выведена.
В 1997 году Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был официально возрождён.
История создания
Заслужив звание града — победителя Казани, пережив смутные времена, когда не раз приходилось давать отпор разнокалиберным шайкам, крепость быстро утратила свое значение. С XVII века в Свияжске разрослись угодья монастырей, процветала торговля, кустарные промыслы и придомовые купеческие хозяйства. В начале XVIII века стены крепости были разобраны за ненадобностью, а в 1781 году бывшая цитадель получила статус города, в котором проживало в то время почти 10 000 человек. Так Свияжск стал провинциальным уездным городком с монастырскими посадами, крестьянскими слободами и святыми церквями. Из военного форпоста он превратился в духовный православный центр Среднего Поволжья.
Оказавшись в Свияжске, один из главных идеологов большевизма Лев Троцкий развернул большую кампанию против «церковного мракобесия». Существуют свидетельства о том, как он вместе с поэтами Демьяном Бедным и Всеволодом Вишневским придумал поставить в городе памятник, символизирующий победу атеизма. Рассказывали, что в 1918 году в Свияжск на «военно-передвижном фронтовом литературном поезде имени Ленина» была доставлена статуя Иуды Искариота. Датский писатель Галлинг Келлер, возможный свидетель тех событий, писал: «…местный совдеп долго обсуждал, кого выбрать в главные богоборцы. Люцифер был признан не вполне разделяющим идеи коммунизма, Каин — слишком легендарной личностью, поэтому и остановились на Иуде Искариотском как вполне исторической личности, представив его во весь рост с поднятым кулаком к небу…» Говорят, памятник простоял всего несколько дней, затем исчез.
Революция 1917 года болезненно ударила по укладу многих уездных городов России. В 1918 году в Свияжске располагалась ставка enfant terrible большевистской революции Льва Троцкого, руководившего кампанией против белочехов. Монастыри были упразднены и превращены в пересыльные тюрьмы и концлагеря, а позднее в психиатрические лечебницы. К 1926 году население Свияжска стало столь малочисленно, что он утерял статус города. В 1957-м, когда построилась Тольяттинская ГЭС, большая часть окрестных деревень была затоплена, а Свияжск, который стоял на горе, превратился в остров, все его землепашные слободы и многие дома тоже оказались под водой. Жизнь на острове оцепенела…
19 мая 1552 года в крепость на поклон пришли представители местных горных черемисов — чувашей, которые поведали, что еще за пять лет до появления крепости они слышали здесь колокольный звон, видели христианского пророка, источавшего благоухание, и очень напугались. Строители крепости сочли эту историю добрым знаком.
Архитектурный ансамбль
Ансамбль монастыря представляет уникальную историко-архитектурную ценность, по которой он не имеет себе равных в Среднем Поволжье. Древнейшие его храмы — Успенский собор (1561) и Никольская трапезная церковь (1556) с 43-метровой колокольней — признанные шедевры русского зодчества XVI века. Особенно ценен для искусствоведов Успенский собор и его фрески того же 1561 года. Это памятник в стиле псковско-новгородских храмов (предполагаемые архитекторы — Постник Яковлев и Иван Ширяй). В XVIII веке он получил новый купол в стиле украинского барокко и 12 узорных барочных кокошников, но в остальном его облик XVI века остался неизменным.
Святой Христофор с лошадиной головой. Фреска, 1561, Успенский собор, о. Свияжск
Фрески внутри собора занимают общую площадь 1080 кв. метров. Это один из двух храмов России, где сохранился полный цикл стенной живописи эпохи Ивана Грозного (второй — собор Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле). Вообще, русскую фресковую живопись XVI века мы знаем, главным образом, лишь на примере названных соборов: сохранилось много более древних и более поздних фресок, но по XVI веку зияет большой пробел. В этом смысле, свияжские росписи являются всемирным раритетом. Наиболее знаменитые их композиции: «Отечество» («Новозаветная Троица») в куполе, «Успение Божией Матери» в алтаре, «Распятый Христос на груди Бога Саваофа» в одном из парусов свода, «Шествие праведных в рай», «Святой Христофор» (единственная в мире сохранившаяся фреска, где этот святой, согласно апокрифической версии изображён с лошадиной головой). Уникально и то, что росписи западной стены не содержат традиционной композиции геенны огненной, изображая лишь райские обители.
Другие памятники монастыря относятся к рубежу XVII—XVIII вв.: т. н. архиерейский, настоятельский и братский корпуса. Вознесенский надвратный храм (кон. XVII в.) и храм свв. Германа Казанского и Митрофана Воронежского (XIX в.) были разрушены в советское время.
Почти километровая ограда монастыря, придающая ему вид кремля, относится к XVIII—XIX вв.
История
Свято-Троицкий мужской монастырь
Монастырь основан одновременно со строительством города в 1551 году. Тогда же была собрана деревянная Троицкая церковь. Монастырь был первоначально населён монахами из подмосковного Троице-Сергиева монастыря, который и в дальнейшем осуществлял опёку над Свияжским монастырём. При создании царским указом монастырю были выделены село Городище, деревни Кильдяево и Агищево, леса по реке Услоне, рыбные ловли, мельница. Монастырь активно строился. В 1604 году была построена сохранившаяся до сих пор Сергиева церковь с Сергиевым и Никоновским приделами, в подклете церкви помещались монашеские кельи. Был построен и несохранившийся большой собор, на месте которого в начале XX века был построен новый.
В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II монастырь был закрыт. Монахи, книги и архив были перемещены в Троице-Сергиев монастырь.
Иоанно-Предтеченский женский монастырь
Основан в конце XVI в. (точная дата неизвестна). Существовал как женская обитель при приходской церкви Рождества Христова, до XVIII в. назывался в источниках то Рождественским, то Иоанно-Предтеченским. Ни первоначальная Рождественская деревянная церковь, ни воздвигнутый позднее кирпичный храм не сохранились. Монастырь не имел собственных земельных владений и жил скромно на государственные субсидии и подаяния. Город Свияжск и строения монастыря страдали от пожаров. После пожара 1775 года, уничтожившего строения монастыря, ему были переданы пустующие постройки бывшего мужского монастыря. С этого начался новый этап в истории обители, когда она достигла максимального расцвета. Монастырь получил существенную государственную дотацию. После этого в монастыре были построены многие кирпичные хозяйственные и жилые постройки. В 1796 году к Сергиевской церкви пристроен Иоанно-Предтеченский придел и колоколья.
С 1898 по 1906 год архитектором Ф. Н. Малиновским построен в неовизантийском стиле большой собор во имя иконы Божьей Матери Всех Cкорбящих Радость. Расположенное на возвышенности высокое здание собора является архитектурной доминантой города. К началу XX в. в ней числилось до 400 монахинь и послушниц – это был второй по величине женский монастырь епархии после Казанского Богородицкого.
Закрыт в 1919 г. В советское время все храмы принадлежали Свияжскому историко-архитектурному музею-заповеднику. Древний иконостас деревянной Троицкой церкви был передан Государственному музею изобразительных искусств Республики Татарстан. Сама церковь в 1959 году реставрировалась. Сохранилось внутреннее убранство большого собора. Здание Сергиеской церкви изучалось казанскими искусствоведами: Г. П. Рыловой, В. В. Мальковской, С. С. Айдаровым.
Сейчас 2 из 3 храмов (кроме Троицкого) переданы Успенскому монастырю.
Свияжск сегодня
В наши дни Свияжск — это удаленное от цивилизации село с населением около 300 человек. Вдоль острова дрейфуют лодки местных рыбаков, а на улицах, сохранивших дореволюционные названия, дети играют в кладоискателей, находя то средневековые монеты, то потемневшие нательные крестики монахов, расстрелянных в 1918 году большевиками. Остров будто бы замер в безвременье, на заросшей центральной площади коровы щиплют травку, на всю округу разносится благовест с монастырской колокольни XVII века.
Русский писатель Василий Аксёнов посвятил Свияжску пронзительный одноименный рассказ о советском спортсмене, который уверовал в Бога.
Со всего мира сюда приезжают ценители русской старины. Что неудивительно, ведь облик уездного русского города сохранился практически без изменений — с начала XX века новых зданий здесь и не строили. Последняя основательная перепланировка города осуществлялась по генеральному плану после пожара в конце XVIII столетия, и она почти не коснулась уцелевших каменных купеческих домов с кружевом наличников и деревянными террасами, смотрящими на реку. В 20‒30-х годах прошлого века большевики разрушили большинство храмов, и между домами в закоулках лежат печальные руины, но часть церквей сохранилась, и они уникальны. Самая знаменитая из них и самая древняя в Поволжье — деревянный храм Святой Троицы, ровесник Свияжска, заложенный в 1551 году. Обширная реставрация и реконструкция историко-архитектурных памятников постепенно преображает остров. Исторический комплекс острова-града предложен Правительством РФ в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Свияжске установлено несколько памятников жертвам красного террора и сталинских репрессий. Говорят, что Троцкий велел «вывести в расход» каждого десятого красноармейца после неудачного штурма Казани. Тогда же, в 1918 году, были без суда и следствия расстреляны насельники свияжских монастырей. Ныне все они причислены к лику новомучеников Российских. Их прах был перезахоронен в 1995 году.
В 2008-м по насыпной дамбе в Свияжск проложили автодорогу. Впрочем, само уникальное пространство острова куда больше подходит для пеших переходов — с полным погружением в глубину веков.
История
История Свияжска неразрывно связана с освоением этих мест русскими, а если точнее, то с завоеванием и дальнейшим присоединением Казанского ханства к государству Российскому.
В XV веке здесь находился покрытый вековым лесом холм конусообразной формы – гора Круглая, вокруг которой протекали реки Свияга и Щука. А уже к середине XVI века здесь расположилась мощная крепость Ивана Грозного.
Известно, что с 1547 года русский царь неоднократно предпринимал походы на Казань, но все они не давали результата. Возвращаясь после одного из них (1550), молодой Иван Грозный увидел идеальное расположение в военно-стратегическом плане горы Круглая и решил – быть здесь русской крепости.
Это непростое дело царь поручил первому, оставившему большой след в истории нашей страны, военному инженеру Ивану Григорьевичу Выродкову. И следует признать, что этот талантливейший специалист нашел гениальное решение. Крепость была полностью срублена под городом Углич. Все ее детали были пронумерованы, сплавлены и собраны на Лысой горе.
Это был грандиозный проект — Свияжская крепость по своим размерам превосходила даже Московский Кремль. Срубили ее в 1551 году, а уже менее чем через год (1552) Казань пала. Так на берегу Свияги, Волги и Щуки в рекордные сроки появился этот остров-град и мощная крепость.
За свою почти пятивековую историю Свияжск переживал падения и взлеты, богатство и бедность, безвестность и славу. Но время неуклонно шло вперед, городок рос, развивался, на его территории появились первые монастыри и церкви. После завоевания Казани мощная крепость превратилась в крупный по тем временам торговый и административный центр, куда прибывали иноземные купцы и размещались иностранные посольства.
Позднее Свияжск превратился в монастырский городок, жизнь в котором стала тиха и наполнена благодатью. Еще позднее Свияжск стал уездным городом Казанской губернии, получившим в 1781 году свой герб. Город, плывущий на корабле, изображен на щите, под которым плещутся рыбы. Это своеобразная дань памяти необычной и очень оригинальной постройке города, который фактически был привезен из угличских лесов.
Незавидная участь ждала городок после революции – это оскверненные и разграбленные храмы, в которых размещали исправительные учреждения и тюрьмы. А затем наступило еще более мрачное время, когда живописный остров Свияжск в Татарстане стал одним из лагерей ГУЛАГа.
В конце декабря 1955 года была затоплена часть города. Это произошло из-за пуска Куйбышевской ГРЭС. Дорога, которая связывала его с сушей, ушла под воду, и Свияжск превратился в настоящий остров.
Новейшая история Свияжска началась в 2008 году. До этого времени местные жители проживали на острове, до тех пор, пока не была проложена дамба с автодорогой, снова связавшая Свияжск с большой землей. Реализация известной программы «Возрождение» началась в 2010 году, в ходе нее планируется превратить Свияжск в Татарстане в музей-заповедник республиканского значения. Здесь ведутся масштабные реставрационно-восстановительные работы.
Святой Макарий-чудотворец
Монастырь назван в честь Макария-чудотворца. Святой держит в руках крест и свиток, на котором написаны слова благодарности Богу за заботу о всех людях этой обители.
Макарий-чудотворец родился в далеком 1349 году. Вся его жизнь была отдана Богу. В старости святой Макарий основал обитель возле Желтого озера. Он искал уединения, но к нему потоком шли люди за помощью, утешением, мудрым советом.
Около Желтого озера проходила граница Руси с Ордой. И к Макарию-чудотворцу шли не только православные, шли и язычники, и мусульмане. Многие из них принимали христианство, видя добрую и благочестивую жизнь старца.
В 1439 году, когда святому Макарию исполнилось 90 лет, жизнь его круто изменилась. Войско казанского хана Улу-Мухамеда отправляется в опустошительный поход на русские земли. Желтоводский монастырь был разрушен войском хана, монахи убиты, а Макарий уведен в плен вместе с другими нижегородцами.
Когда пленники прибыли в Казань, Улу-Мухамед повелевает привести старца к себе, в ханский дворец. Они говорят наедине более часа. Содержание их разговора осталось тайной для окружающих, но после этого хан принимает неожиданное решение – он отпускает Макария и вместе с ним около пятисот русских пленников. Условие хан поставил только одно – больше не селиться возле Желтого озера.
Усталые, израненные пленники отправляются домой. Чтобы не заблудиться, они идут вдоль Волги. Ведь если идти от Казани против течения реки, то обязательно придешь в Нижний Новгород. Дорога дальняя и тяжелая даже для молодых людей, а святому Макарию уже 90 лет. Но этот старенький дедушка не только находит в себе силы преодолевать тяжелую дорогу, он ободряет и утешает других, молится за их исцеление, помогает им. На ночь нижегородцы остановились возле источника.
Макарий-чудотворец поблагодарил Бога за чудесное избавление из плена, освятил источник и завещал когда-нибудь, когда это станет возможным, основать на этом месте монастырь в честь Вознесения Христова. Ведь именно в праздник Вознесения произошло их избавление из плена.
Макарий возвращается к Желтому озеру, чтобы похоронить своих убитых товарищей. Затем он, исполняя обещание, данное татарскому хану, удаляется от Желтого озера на реку Унжа, где основывает новую обитель, Унженскую. Через пять лет он умирает в возрасте 95 лет.
Прошли годы. В начале 17 века один из монахов Унженской Макарьевской обители возрождает Желтоводскую Макарьевскую обитель. Другой монах, по имени Исайя отправляется в дальний путь с целью найти тот самый источник, чтобы исполнить наконец завещание святого Макария и основать у святого источника монастырь.
Было известно, что источник находится под высокой горой при впадении реки Свияги в реку Волгу. Исайя нашел святой источник и основал рядом Вознесенский Макарьевский мужской монастырь.
История Свияжска после революции
После революции все храмы и монастыри были закрыты. А Свияжск стал печально известным городом, попавшим под страшный красный террор в 1918 году – по приказу Троцкого каждого десятого красноармейца местного гарнизона расстреляли. Вина их состояла в том, что они не смогли одержать верх над белочехами, захватившими Казань.
В Успенском монастыре в 20-х годах создается детская коммуна, а в 30-е годы исправительная колония, в которую позже стали свозить и военнопленных. Всего в стенах колонии, которая по существу стала подразделением ГУЛАГа, погибло более 5 тысяч человек. С 53 года, после смерти Сталина и закрытия лагерей, в этом же многострадальном Успенском монастыре была создана психиатрическая больница, а колония снова стала исправительно-трудовым учреждением.
Свияжск после революции
В 1957 году в результате образования Куйбышевского водохранилища – город Свияжск стал островом, отрезанным от суши. Количество населения сократилось от 2700 человек до 500. Жизнь в городе практически сошла на нет, и он превратился в село, отрезанное от цивилизации. Только в 2008 году была создана «дорога жизни» — насыпная дамба и проложенная по ней автомагистраль связали Свияжск с волжским берегом.
Свияжск сегодня
А с 2010 года город начал возрождаться – началась реконструкция архитектурно—исторических памятников, создание новых объектов музейного назначения и развитие инфраструктуры, которая призвана была способствовать привлечению туристов на этот удивительный остров-град с такой непростой судьбой.
Свияжск сегодня
На сегодняшний день отреставрированы сохранившиеся храмы и работает Музей-заповедник. Город выглядит ухоженным и располагает к неспешным прогулкам по нему, во время которых можно любоваться и историческими достопримечательностями и прекрасными видами на речную гладь, окружающую вас со всех сторон.
История монастыря
Церковное предание связывает основание монастыря с именем знаменитого русского святого — преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Преп.Макарий, отпущенный из плена ханом Улу-Мухаммедом (факт исторический, это было в 1438 году), возвращался в родную Кострому, останавливался на несколько дней на высоком берегу Волги, на месте будущей пустыни, восхищался природной красотой этого края и позже завещал основать на этом месте монастырь. Это завещание осуществил много позже, в середине XVII века, схимонах Исайя, инок монастыря преп.Макария Желтоводского (этот монастырь находился на берегу озера Унжа).
Сам основатель Макарьевской пустыни (названной так во имя преп. Макария Желтоводского) схимонах Исайя скончался 10 декабря 1667 года.
Монастырь был невелик, в 1691 году была построена двухэтажная каменная церковь (верхний храм был освящен в честь Вознесения Господня, нижний храм в честь Ватопедской иконы Божией Матери и преподобного Макария Желтоводского). В этом храме находилась главная святыня монастыря — чудотворная икона преподобного Макария Желтоводского, принесенная схимонахом Исайей из Унжи, а также Ватопедская икона Божией Матери, принесенная в монастырь с Афона. Храм был построен над могилой основателя пустыни — схимонаха Исайи. В 1764 году пустынь приписали к Свияжскому Успенскому монастырю, и, фактически, закрыли. Но в 1798 году последовал указ императора Павла I о восстановлении монастыря.
Предание вновь связывает возрождение монастыря с красотой места — император Павел, направлявшийся по Волге в Казань, отметил прекрасный вид с корабля и подписал ходатайство кашского архиепископа Амвросия о восстановлении пустыни. Пустынь и восстановлена, но угодья имела незначительные и была мало известна за пределами Казанской губернии. Тем не менее, в XIX веке большинство монастырских зданий были отстроены в камне. Этим монастырь обязан помощью богатых свияжских монастырей, и жителям Свияжска, часто посещавшим пустынь, поскольку на монастырском кладбище (сохранявшим до революции погребения 16 века) были похоронены многие именитые горожане. В 1866 году была построена церковь в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость, к ней примыкали настоятельский двухэтажный корпус.
В сентябре 1918 года пустынь была разграблена красноармейцами, а к концу 1920-х гг. ее покинули последние насельники — официальЧасовня над источником преп. Макарияного решения властей о закрытии монастыря не понадобилось. Отдаленность от населенных мест способствовала тому, что большинство монастырских строений сохранилось. В частности, сохранился (хотя и в ветхом состоянии) двухэтажный настоятельский и братский корпуса, построенные в 1889 гоМакарьевская пустыньду, два полукаменных братских корпуса (1830 и 1847 гг.). Сохранились оба монастырских храма. Цела и каменная часовня над источником, у которого, по преданию, останавливался Макарий Унженский. В 1997 году монастырский комплекс был передан Казанской епархии.
***
К сожалению, последние десятилетия оставили такой «след», что о прежнем виде монастыря можно судить лишь по фотографиям начала ХХ столетия да по тому немногому, что еще сохранилось.
К счастью, удалось частично отремонтировать храм Вознесения Господня, в котором вот уже 5 лет совершаются службы. И в течении всего этого времени в качестве колоколов, необходимых при проведении служб, мы вынуждены использовать корабельные рынды, да обрезки трамвайных и железнодорожных рельс. До сего момента не нашлось ни организации, ни какого-либо человека, способного оказать нам помощь в достойном оснащении колокольни, а сами сделать это мы не можем — нет средств.
Поэтому мы обращаемся к Вам, в надежде, что возможно Вы захотите и сможете нам помочь в приобретении звонницы.
Добавлю, что колокола изготовляются на заказ и на каждом из них (что бы увековечить имя благодетеля) будет указано, на чьи средства данный колокол был изготовлен.