Время разрухи и восстановления
Отреставрированный храм в начале 20 века украсила новая колокольня, которую в период ярой борьбы с религией в 1939 году вопреки воле горожан взорвали.
В 1920 году революционные власти закрыли Троицкий собор в Сергиевом Посаде, поэтому Святейшим Патриархом Тихоном, прибывшим для празднования дня чествования преподобного Сергия, была проведена Всенощная и Литургия в Петропавловской церкви. Епископы Никон и Василий принимали участие в священнической и диаконской хиротонии монахов Гефсиманского скита.
19 сентября 1928 года храм Петра и Павла в Сергиевом Посаде стал местом отпевания старца Алексия, который при жизни был известен, как затворник Зосимовой пустыни. Попрощаться со старцем, совершим духовный подвиг, пришли не только священники, но и множество мирян. При отпевании в центральной Воскресенской церкви храма среди отпевавших было несколько архиереев, архимандритов, священники Москвы.
Интерьер Петропавловской церкви в Сергиевом Посаде
В 1930 году храм закрыли, многих священников репрессировали, кирпичную кладку разбирали на кирпичи, многие детали продавали на рынке строительных материалов.
В 1935 году храм был захвачен обновленцами, последний священники отец Димитрий проводил служения на Кокуевском кладбище, живя в Загорске. После ареста в 1937 году все сведения о нем были утеряны, и только через 60 лет нашлись документы о расстреле священника в конце того же года.
В период потепления власти вернули Петропавловскую церковь, вернее то, что от нее осталось, прихожанам в ужасном виде, все купола и кресты были сняты, церковная утварь украдена. К великому сожалению, иконостас исчез бесследно.
Святыни и престольные праздники
Самой почитаемой реликвией в Свято-Троицкой лавре являются мощи её основателя святого Сергия Радонежского. Также здесь находятся иконы Богоматери — Тихвинская и Черниговская. Верующие могут приложиться к мощам преподобных Максима Грека и Антония Радонежского.
Ценность представляет чтимая икона святого Николая, находящаяся в храме преподобного Сергия.
Важно! С особым благоговением отмечаются в лавре День Святой Троицы и Успение Пресвятой Богородицы. Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место
Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни
Всем православным верующим, кто побывает в славном городе Сергиев Посад, рекомендуется посетить это святое место. Несмотря на многолюдность, здесь царит умиротворение и покой, позволяющие сосредоточиться и подумать о таких важных вещах, как душа и наше предназначение в этой жизни.
Трапезная церковь
Рекомендовать место
8
1
Трапезная церковь располагается в том месте, где ранее находились Царицыны хоромы. Здание церкви было построено в 1686 году. Оно состоит из кирпича и белого камня. Строение Трапезной церкви имеет оригинальную кровлю, которую надежно поддерживают металлические тяги. Оно поражает своим декоративным украшением.
По периметру фасада Трапезной церкви располагаются полуколонны с «кудрявыми» капителями. Над ними — многопрофильный карниз. Окна обрамляют витые белокаменные колонки. На стенах – огромные скульптурные раковины. В здании имеются две широкие лестницы. С восточной стороны к зданию Трапезной примыкает Сергиевская церковь.
Зал Трапезной церкви, который имеет 70 метров в длину и пятнадцать в ширину, предназначался для проведения торжественных приемов. Он украшен лепниной и росписью, выполненной мастерами восемнадцатого века. Монахи же обедали в другом зале – малой Трапезной. Кстати, здание было отреставрировано в 1940-х годах.
Святыни Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Простое перечисление всех святынь обители занимает не одну страницу. Каждый день в Лавре освящается молитвами перед мощами святых. Случаи чудес у мощей фиксируют на протяжении всего существования обители.
Рака с мощами преподобного Сергия
Мощи игумена земли Русской покоятся в Троицком соборе. Серебряная рака для них изготовлена в XVI веке кремлевскими мастерами. Серебряную сень изготовили в XVIII в.
Нетленные мощи обрели при устройстве фундамента церкви, спустя 30 лет после его кончины. Их поместили здесь после постройки белокаменного собора.
Мощи святых
- Прп. Дионисия Радонежского, свтт. Серапиона Новгородского, Иоасафа Московского, десница первомученика Стефана — в западном притворе Никоновской церкви.
- Прп. Максима Грека и прп. Антония (Медведева) в раках Духовой церкви.
- Свт. Иннокентия Московского — в Успенском соборе.
- Прп. Никона Радонежского — в храме, освященном в его честь.
- Прп. Михея Радонежского — в Михеевской церкви.
История создания
Свое начало этот удивительный монастырь берет в тридцать седьмом году четырнадцатого века, когда Сергий Радонежский стал жить на холме Маковец. Несколько лет этот человек жил в одиночестве, однако потом пришли новые насельники, заселили пустыню. Так и появился монастырь. Данное объединение сыграло очень большую роль в жизни России. Монастырь оказывал влияние на политическую жизнь, народ всегда знал что можно обратиться за помощью именно сюда. Служители монастыря предпринимали активные действия для изменения политической ситуации в стране, например, против татаро-монгольского ига. Позже монастырь поддержал Петра I в его борьбе с царевной Софьей. Во многом, он смог играть такую значительную роль благодаря своему расположению – по пути от сердца страны к Северу. Поэтому его заслуженно включили в систему обороны столицы.
Троице-Сергиева лавра
Сам Сергиев Посад не существовал бы без монастыря – он вырос вокруг Троицо-Сергиевой лавры, поэтому их пути неразрывно связаны. По мере своего развития, монастырь приобретает все большее количество земель. Благодаря активному росту и своему влиянию, он получает звание лавры в середине восемнадцатого века. Спустя три десятка лет поселение, образовавшееся вокруг него, называют городом, именуемым Сергиев Посад.
Монастырь, который впечатляет и сейчас, рос и множился в течение не одного века. Сама лавра получала и получает поддержку очень значительных лиц. Сейчас на территории монастыря находится около полусотни строений.
Первым из них стал Троицкий собор. Под ним находится гроб основателя этой великой лавры, Сергия Радонежского. Собор был возведен в начале двадцатых годов пятнадцатого столетия. Ранее на земле, которой сейчас располагается храм, была возведена деревянная церковь. Для того чтобы построить Троицкий собор, привлекли знаменитых архитекторов. Последние отлично справились с задачей, храм полностью соответствовал архитектурным веяниям тех времен. Храм имеет крестово-купольную форму, сложен из блоков белого камня. Собор имеет скромные размеры и совсем мало декора.
Троицкий собор
Интерьер данного сооружения расписывали знаменитые сейчас художники-иконописцы: Андрей Рублев и Даниил Черный. Именно они были руководителями артельи иконописцев. Знаменитая икона “Святая Троица” была написана Андреем Рублевым именно здесь, для этого собора. Она находилась Троице-Сергиевой лавре вплоть до тридцатых годов двадцатого века, когда была передана в Третьяковскую галерею. К сожалению, все росписи собора не дожили до наших дней, во многом это произошло из-за сильных разрушений, которым они подверглись.
Успенский собор
Второй крупной постройкой, вошедшей в состав сооружения архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад, стал Успенский собор.
Где разместиться
Вознесенская гостиница
Стоимость проживания: за нижнюю койку — 500 руб., за верхнюю — 450 руб.
Примечание: рядом с Лаврой (ок. 200 м.) и возле трапезной. Удобства на этаже. Бронировать места необходимо за месяц-полтора до планируемого прибытия (телефоны: +7(496)549-90-94, +7-916-641-69-09).
Старая гостиница
Адрес: г. Сергиев Посад, проспект Красной Армии, д. 133
Стоимость проживания уточнять нужно самим. Телефоны для справок: +7(496)549-90-00, +7(496)541-43-00.
Примечание: комфортные одно-, двух- и многоместные номера со всеми удобствами. В каждом номере есть икона и Св. Писание. Возможна организация дополнительного места. Дети до 7 лет проживают бесплатно.
В гостиницах не благословляется курение, распитие спиртных напитков в номерах.
Иконостасы Троицкого Собора
Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.
Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога
Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.
К ним относятся отображения:
- апостолов Павла и Петра;
- архангела Гаврила;
- Димитрия Солунского из деиисусного ряда;
- а также икона «Крещение».
Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.
Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.
Монастырь-крепость
Свою защитную функцию монастырь выполнял прекрасно. Шестнадцать месяцев осаждали монастырь польско-литовские отряды в период Смутного времени. Неприятель значительно превосходил численность защитников монастыря-крепости. Непрерывный обстрел из 63 орудий врага, лишение крепости воды, засылка лазутчиков, «стенобитные хитрости» (например, башни на колесах — «турусы»), многочисленные штурмы не поколебали мужества защитников православной святыни. Из «Сказания об осаде Троицкого Сергиевого монастыря» монаха Авраамия Палицына мы знаем о подвиге крестьян и монахов, ценой своей жизни взорвавших подземный подкоп поляков под башни монастыря, о героическом отряде крестьянина Суеты, обратившего неприятеля в бегство. Кстати, именно здесь, под стенами крепости уже через несколько лет, в 1612 году, готовилось к решительному наступлению народное ополчение Минина и Пожарского.
После осады в монастыре перестраивают стену с башнями (всего их 11), возводят новые храмы и палаты. Протяженность крепостных стен сегодня составляет 1125 метров, а высота их колеблется от 7 до 15 метров. Для своего времени обитель святого Сергия стала одним из крупнейших крепостных сооружений.
Со стороны Москвы вход в монастырский городок открывают Святые врата с надвратной церковью, они отворялись только для патриарха и царя. Для «людей и животных» предназначались Успенские ворота рядом, для странствующих богомольцев, «калик перехожих», со стороны Угличской дороги служили северные Каличьи ворота (высота Каличьей башни — 40 метров).
Темной ночью в августе 1689 года юный царь Петр в одиночку скачет в Троицкий монастырь, чтобы спастись от стрелецкого бунта. Победив в смертельной борьбе за власть с сестрой царевной Софьей, Петр не забывает своими благодарностями обитель. В конце XVII века монастырская площадь украшается огромным каменным зданием Трапезной, одной их самых ярких и нарядных построек монастыря с узнаваемым роскошным убранством в стиле «московское барокко». Храм Рождества Иоанна Предтечи, возведенный на средства сподвижника Петра I Григория Строганова в 1693—1699 годах в другом изысканном барочном стиле, «строгановском», украшает Святые врата лавры.
Последним важным штрихом в формировании архитектурного ансамбля монастыря стало строительство новой колокольни. Высотная доминанта лавры возводилась при трех российских императрицах: Анне Иоанновне, Елизавете Петровне и Екатерине Великой. 88-метровая пятиярусная колокольня построена в удалении от других зданий центральной площади. Такое расположение сделало удивительно красивое здание равнодействующей всего ансамбля и усилило художественный образ комплекса зданий различных эпох.
История создания
В поисках молитвы и уединения боярский сын Варфоломей ушел в глухие леса после смерти родителей. Здесь он стал жить по примеру древних подвижников. Через несколько лет к нему, принявшему постриг под именем Сергия, стали стекаться люди. Вокруг отшельнического жилья Сергия выросли первые кельи. Со временем ученики преподобного основали множество новых монастырей, которые служили укреплению христианства и распространению просвещения, а также защите пограничных рубежей Московского государства.
Святой Сергий впервые на Руси ввел в жизнь монастырской братии общежитийный устав, согласно которому монахи жили в отдельных кельях, но хозяйство и имущество было общим. Такое устройство монастыря определило его будущие архитектурные особенности. 13 отдельных изб-келий, церковь, несколько отдельных хозяйственных построек обнесли деревянным забором. Получился маленький деревянный городок среди дремучего леса. Постепенно монастырь рос, среди новых монахов, взявших за образец подвижническую жизнь Сергия, были выходцы из разных слоев населения, включая отпрысков из богатых и знатных семей. Селились рядом с иноками и простые миряне. Слава святого старца привела в глухие лесные места великого московского князя Дмитрия. Преподобный Сергий стал его духовным учителем. Именно к нему князь пришел за благословением перед Куликовской битвой в 1380 году.
В 1422 году преемник и ученик святого Сергия Никон начал строительство первого белокаменного храма монастыря на месте деревянного Троицкого собора. К величайшему сожалению, до нас не дошли фресковые росписи XV века, выполненные знаменитым иконописцем Андреем Рублевым, но 40 икон, в том числе знаменитая «Троица», сохранились. Сегодня Троицкий собор — один из немногих существующих образцов белокаменного зодчества московского княжества. Его иконостас уникален: это единственный комплекс икон начала XV века, сохранившийся в храме, для которого он был изначально предназначен.
Традиции северных псковских мастеров прослеживаются в архитектуре собора Сошествия Св. Духа, построенного в 1476 году. Уникален этот четырехстолпный одноглавый храм тем, что под его барабаном устроена звонница. Когда-то к церкви была пристроена часовня над гробом святого Максима Грека. Блестяще образованный монах Ватопедского монастыря прибыл в Москву для перевода духовных книг. Не все, что он увидел в России, соответствовало его представлениям о христианском государстве. Не одобрил он и развод Василия III с его первой женой Соломонией Сабуровой. Максим был обвинен в ереси и надолго заточен в темницу, ему даже не разрешали читать и писать. Еще двадцать лет прожил он под надзором в Твери. И лишь последние годы своей жизни провел в Троице-Сергиевой лавре.
При Иване Грозном Троицкий монастырь превращается в неприступную крепость для защиты подступов к Москве. Деревянные кельи отодвигают в мощным каменным стенам, высота которых достигает шести метров, а на освобожденной площади вырастает пятиглавый собор, освященный в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был своеобразный подарок царя монастырю. Формы огромного храма перекликаются с Успенским собором Московского Кремля. Новый храм тактично расположили так, чтобы главным сооружением монастыря оставался древний Троицкий собор. Иван Грозный освободил строителей от государственных податей и повинностей и периодически наведывался, чтобы видеть, как идет стройка.
Образовательная и издательская деятельность
С Лаврой неразрывно связано Московская духовная академия, высшее учебное заведение РПЦ. Преемница основанной в 1685 г именитой Славяно-греко-латинской академии, первой высшей школы России.
Сегодня это современное учебное заведение, подготавливающее духовенство РПЦ и преподавателей, богословов, по программе бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, докторантуры, профессиональных регентов и иконописцев. Ведет активную научную деятельность.
Кроме разносторонней научной и миссионерской деятельности, издается православная периодика, информационный сайт и авторитетный богословский портал.
Обитель традиционно является крупнейшим издательским центром. Сегодня здесь печатают тиражи православной литературы от календарей до богослужебных книг. Лавра изготавливает и реализует богатейший ассортимент утвари, облачений, икон, иных церковных предметов и информационных материалов (аудио, видео и др).
Иконостасы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
Создавались в период становления традиции устройства иконостаса, символизирующего Царство Небесное. Отмечают особенную культурную ценность иконостасов двух древних соборов.
Иконостас Троицкого собора
Датируется XV веком. Образы создавались иконописцами под началом Андрея Рублева и Даниила Черного. Известная всему миру «Троица» Рублёва создавалась именно для этого храма. В правления Ивана Грозного нижний ряд (местные иконы) дополнили Троица и житийная икона преподобного Сергия.
Артели Рублева приписывают образы трех средних рядов пяти ярусного резного иконостаса. Наиболее близкими к Рублеву называют иконы «Архангел Гавриил», «Апостол Павел», «Апостол Петр». В молебном ряду 15 образов, среди которых святые Георгий и Димитрий, бывшие воинами. Образы говорят о древнейшем молитвенном поминовении воинов, погибших в сражениях с ордынскими полчищами.
В праздничном ряду 19 икон. Основной акцент сделан на образ Причащения апостолов, приписываемый работе зрелого мастера старой школы XIV века. Указывают на большое количество иконописцев, трудившихся над этим рядом, в исполнении которых Рублёв почти не принимал участия.
Второй сверху ряд состоит из 7 икон: центральная «Знамение Божие Матери» окружена поясными образами пророков. Первый сверху ряд — 21 образ праотец, над каждым херувим. Иконы украшены серебром, написаны чаянием царя Бориса Годунова.
Царь Михаил Романов украсил собор царскими вратами алтаря, украшенными серебром. Образы, писанные кремлевским мастером XVII в Симоном Ушаковым, помещены в местном ряду. Изначальную живопись стен сбили и переписали, впоследствии регулярно обновляя.
Иконостас Успенского собора
Датирован концом XVII — началом XVIII в. 76 икон традиционно разделена на 5 ярусов. Распятие и предстоящих Богородицу с Апостолом обрамляют резные подсолнухи, розы и виноградные гроздья. Спасителя венчает резная корона.
За иконостасом расположена трехъярусная галерея. Рама иконостаса резная, оклады изящно декорированы растительным орнаментом, символически возводя к библейскому Эдему. Предполагают технику исполнения кремлевских мастеров.
В местном ряду расположены образы XVI в. Последующие ряды в большинстве относят к XVII в. Иконостас многократно реставрировался и обновлялся, в советское время изымались ризы из драгоценных металлов.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в городе Сергиев Посад
Год включения в Список всемирного наследия: 1993
Сергиев Посад (с 1930 по 1991 г. – город Загорск) – это небольшой город,
расположенный в 70 км к северо-востоку от Москвы. Он сформировался вокруг
древнего монастыря Троице-Сергиевой лавры, которая на протяжении нескольких
веков играла большую роль не только в религиозной, но и в политической и
культурной жизни Руси.
Уединенная пустынь (место моления) была основана в середине XIV в. в глухих
подмосковых лесах сыном ростовского боярина Варфоломеем, который после стал
известен как Сергий Радонежский. В XV–XVI вв. пустынь стала превращаться в
большой и влиятельный монастырь
Расположение на важной стратегической дороге к
русскому Северу способствовало его укреплению и включению в общую систему
обороны Москвы. Героической страницей истории монастыря стала его многомесячная
оборона в начале ХVII в
от осаждавших его польских интервентов.
Монастырь постепенно становится крупнейшим феодалом-землевладельцем. В 1744
г. ему присваивается почетное наименование лавры. В 1782 г. населенный пункт,
образовавшийся вокруг монастыря, объявляют городом под названием Сергиев
Посад.
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры создавался постепенно на
протяжении почти шести столетий, и включает более 50 различных строений.
Первое каменное сооружение лавры – Троицкий собор. Его возвели в 1422–1423
гг. над гробом Сергия Радонежского, на месте прежней деревянной церкви. Для его
постройки пригласили выдающихся зодчих, придавших собору все характерные черты
ранней московской архитектуры. Это четырехстолпный крестово-купольный храм,
сложенный из тесаных белокаменных блоков, он отличается небольшими размерами и
скромным резным декором.
Для росписи интерьера Троицкого собора были приглашены выдающиеся художники
того времени Андрей Рублев и Даниил Черный, которые руководили артелью
иконописцев. Именно для этого собора Андрей Рублев написал свою знаменитую
«Троицу», которая находилась здесь до 1929 г., а затем была передана
Государственной Третьяковской галерее (в соборе находится ее копия). Андрей
Рублев и мастера его круга создали и многие другие росписи, включая три ряда
иконостаса. К сожалению, впоследствии росписи и интерьеры собора были очень
сильно разрушены.
Во второй половине XVI в. ансамбль Троице-Сергиева монастыря пополнился
Успенским собором, а также крепостными стенами и башнями. Успенский собор на
центральной площади монастыря строили на средства Ивана IV Грозного, и по его
указанию он должен был повторить облик Успенского собора Московского Кремля, но
в несколько увеличенных размерах. Получился массивный пятиглавый храм, в
отличие от кремлевского образца сложенный не из камня, а из кирпича. В XVII в.
он был расписан ярославскими мастерами, и эта роспись сохранила до наших дней
свой первоначальный вид. В дальнейшем собор также неоднократно перестраивали. В
1606 г. здесь были погребены русский царь Борис Годунов с женой и сыном.
Каменные крепостные стены с башнями, придающие монастырю вид неприступной
крепости, были построены всего за десять лет (1540–1550 гг.). Позднее их
неоднократно реконструировали. Ныне они достигают общей длины 1120 м при высоте
от 7 до 15 м.
В XVII в. архитектурный ансамбль монастыря продолжал усложняться за счет
появления новых сооружений. К их числу относятся больничные палаты с церковью
Зосимы и Савватия, надвратная церковь Иоанна Предтечи и Царские Чертоги, т.е.
каменный царский дворец в лавре. Это также замечательная трапезная – этот зал
был предназначен для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего
духовенства. Эксперты считают это здание прекрасным образцом «московского
барокко».
В XVIII в. здесь появилась изящная пятиярусная колокольня, проект которой
был создан выдающимся московским зодчим Д.В. Ухтомским. Белая 88−метровая
колокольня – своего рода объединяющий центр всего монастырского ансамбля,
придающий ему логическую завершенность.
В 1920 г. Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, с 1940 г. – это
государственный историко-художественныймузей-заповедник. Помимо архитектуры,
огромную ценность представляет уникальное собрание древнерусской живописи и
прикладного искусства XIV–XVII вв. Здесь творили многие русские писатели того
времени, составляли летописи, вели переписку и коллекционирование древних книг,
здесь развивались иконопись, художественные ремесла. Большую ценность
представляют также произведения русского искусства XVII–XIX вв. На территории
лавры располагается Московская духовная академия и духовная семинария.
Социальные комментарии Cackle
Паломнику
Богослужения
Лавра открыта для посетителей с 5:00 до 21:00 ежедневно.
В великие праздники и дни памяти преподобного Сергия (5/18 июля, 25 сентября/8 октября) — круглосуточно.
Расписание на текущую седмицу можно посмотреть на странице Лавры http://www.stsl.ru/worship/schedule
Ориентировочно расписание такое:
Успенский собор (зимой — храм в честь прп. Сергия с трапезной): будние дни: вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр., 1-й час) — 16.45, ранняя Литургия — 6.15, поздняя Литургия 9.30; воскр. и празд. дни: всенощное бдение — 17.00, ранняя Литургия — 5.30, поздняя Литургия — 9.30. После каждой Литургии служатся панихиды.
В крипте под собором в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших, ежедневно (кроме двунадесятых праздников) служатся заказные молебны в 9.00 с водосвятием и в 13.00 без водосвятия, а также раздается освященное масло с 9.00 до 12.30.
Троицкий собор: будние дни — братский молебен у мощей прп. Сергия и полунощница — 5.30-6.30, средняя Литургия — 6.30. Воскресенье и праздничные дни: молебен с акафистом прп. Сергию — 5.00-6.15, средняя Литургия — 6.20, молебны с акафистом прп. Сергию — 8.30, 10.30, 12.30, 14.30, 16.30, 18.30. Воскресенье: соборный молебен с акафистом прп. Сергию — 17.00. В пятницу соборный молебен с акафистом Божией Матери — 17.00 (если нет всенощного бдения). Накануне воскресений, двунадесятых и некоторых великих праздников сразу после всенощного бдения с литией (ок. 21.00) совершается исповедь в том же храме, а в сам день праздника две дополнительные средние Литургии в Духовском храме (в 7.30) и в Смоленской церкви (в 8.30).
Храм в честь Покрова Божией Матери в Академии: будние дни — вечернее богослужение (9-й час, веч. и утр. с 1-м часом) — 16.45, исповедь в исповедальне Академии — 6.00, Литургия — 6.20; воскресные и праздничные дни: всенощное бдение — 17.00, исповедь — 7.00, Литургия — 7.45. По средам соборный акафист Покрову Божией Матери (кроме дней попразднств) — 18.20.
Если не можете подать записку лично
Все требы за пожертвования. Если не можете приехать, записку можно отправить по электронной почте (answer@lavra.ru, приложив копию платёжки) или почтовым переводом.
Помните: поминаются только крещенные в Православной Церкви. Имена нужно указывать, данные в крещении, в родительном падеже (например, о здравии: Иоанна, Андрея, Марии…)
В храмах Лавры можно заказать о здравии и упокоении:
- Сорокоуст
- Сорокоуст на Великий пост
- Молебен у мощей преподобного Сергия Радонежского
- Благодарственный молебен в храме Всех Святых
- На Литургию (с проскомидией)
Поминовение на полгода и год можно заказать на Подворьях Лавры и в приписных храмах (на Пятницком Подворье, храме св. апп. Петра и Павла…), в самой Лавре такие длительные поминовения не принимаются.
Отчитка
Отчитывание бесноватых (чин изгнания злых духов) проходит на Петро-Павловском подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Телефон: +7(496)547-36-45.
Заочно отчитка не проводится. Необходимо личное присутствие.
На проведение чина изгнания злых духов желательно получить благословение опытного священника, который может сказать, действительно ли есть нужда в этом.
Перед отчиткой необходимо исповедаться.
Чин совершает архимандрит Герман (Чесноков) по четвергам, пятницам, субботам в 12:00 ч. Расписание может меняться. По всем вопросам надо звонить предварительно.
Трудникам и волонтёрам
Желающим потрудиться в Лавре:
- На срок от 1 до 3 дней: тел. +7-915-165-81-01 (Алексей, звонить только в рабочие дни с 10:00 до 17:00 по московскому времени)
- Волонтерами в выходные и праздничные дни: тел. +7-905-599-08-47 (Ольга)
- На длительный срок, в качестве монастырского трудника: тел. +7(496)541-55-55 (Благочинническая
служба)
Экскурсии
Храмы Лавры открыты во время богослужений (смотри расписание) и заказных экскурсий.
Экскурсии проводятся ежедневно:
- в летнее время с 9:00 до 18:00
- в зимнее время (ноябрь — апрель) с 9:00 до 17:00
Телефоны паломнического центра: +7(496)540-57-21, +7-910-471-01-70
Трапезные
Голодными не останетесь. Цены разные.
- Вознесенская трапезная: тел. +7-985-929-35-49, +7-985-145-07-25.
- Ресторан “Монастырская трапезная”: тел. +7(496)549-90-49, +7-915-111-66-89.
- Ресторан “Гостевая изба”: тел. +7(496)541-43-43.
- Ресторан “Красные палаты”: тел. +7(496)541-25-29, +7-903-228-18-40.
Монастырский оздоровительный центр
На территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры организован монастырский оздоровительный центр. Руководитель — насельник Лавры иеромонах Моисей (Дроздов). Он и монах Мелитон ведут приём больных в павильоне напротив Келарского пруда.
Желающие могут записаться на консультацию или лекцию. Подробности по телефону: +7-964-777-15-51 или на сайте http://montrav.ru
Современное состояние
Петропавловская святыня постепенно возрождается, ныне архитектура храма представлена зданием четкой правильной формы с низкими полукруглыми апсидами по трем сторонам. Главный купол с крестом выполнен в виде луковицы или свечи, как символ духовной битвы и света, даруемого с Неба.
Арочные пролеты, голубой цвет с белоснежной отделкой, придают строению особую воздушность и легкость. Трехъярусная колокольня органично завершает храмовый комплекс в дополнении с трапезной, пристроенной сбоку центральной церкви. В церковном декоре преобладают нотки классицизма, но в некоторых элементах прослеживается барокко.
Северный и южный вход оформляют портики, их украшением служат фронтоны. Ниши и выступающие карнизы оформлены с помощью сандриков. Внутреннее убранство восхищает красотой иконостасов и рисунков на стенах.
Престольный праздник
Ежегодно 12 июля тысячи горожан и гостей собираются на торжественную Литургию в честь памяти Святых апостолов Петра и Павла.
Богослужение в Петропавловском храме
Как добраться
Электричка с Ярославского вокзала (Москва, м.«Комсомольская») до Сергиева Посада. Время в пути полтора часа. Расписание: http://www.tutu.ru/msk.
Автобус От метро «ВДНХ» №388-экспресс до Сергиева Посада, отправление каждые 15-20 мин. с 6:50 до 22:40 (из Сергиева Посада с 5:10 до 21:00). Время в пути (без пробок) примерно час.
От вокзалов до Лавры можно дойти пешком.
Личный транспорт Из Москвы по пр. Мира на Ярославское шоссе (трасса М8). Через 45 км — поворот на Сергиев Посад, через 10 км – город. Лавра видна при въезде.
На подъезде к монастырю парковки платные. А так, парковка везде, где не запрещено. Бесплатная нормальная парковка за Лаврой (проезжаете вперёд, до первого поворота налево, потом прямо пару кварталов, снова налево, т.е. вы заехали с тыла, и подыскивайте место. С этой стороны в Лавру тоже есть вход (через дорогу вниз с горки, увидите).
Адрес, как добраться
Свято-Троицкая Сергиева Лавра находится в Московской области, г. Сергиев Посад.
Добираются из Москвы:
- Автотранспортом по Ярославскому шоссе (М8). 54 км от МКАД.
- Автобусом с остановки «станция метро ВДНХ» маршрутом №388. От выхода со станции к ВВЦ проходят на 2-й Поперечный проезд. Автобусы отходят с интервалом 15-20 минут в течение всего дня. Примерно время следования около 1,5 ч.
- Электропоездом с Ярославского вокзала любым электропоездом до Сергиева Посада, или попутными (Балакирево, Александрова). Время в пути порядка 1,5 ч.
До монастыря со станции доходят пешком по ул. Сергиевская и Вознесенская, или проехав до остановки «Центр».
Церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм
Церковь Введения Пресвятой Богородицы
Храм был построен в 1547 году. В дальнейшие периоды многократно перестраивался. Современный архитектурный лик все же характерен для церквей с чертами 16 – 18 вв. На таких традиционных крестово-купольных церквях сооружали одну главу.
При советской власти произошло закрытие храма (1928 г.). Он стал опустевшим и выглядел заброшенным. В 1960 г. начали реставрацию бывшего храмового сооружения. Восстановительные работы проводились Загорским музеем-заповедником, под юрисдикцию которого передали церковь. Окончательно собор вернули верующим в 1991 г. С того времени продолжаются реставрационные процедуры по внутреннему убранству церкви. Особое значение придается восстановлению иконостаса.
В наши дни – это каменное одноглавое здание двухъярусной структуры. Относится к крестово-купольному типу. Единственная позолоченная верхушка венчает белоснежные стены. Над церковью создается своеобразная корона с блестящим отливом. Здание привлекает стройностью и величавостью. Такие свойства стали результатом совмещения архитектурных традиций из нескольких столетий.
Церковь расположена по адресу: пр. Красной Армии, 127.
Михеевская церковь
Рекомендовать место
6
1
Михеевская церковь была воздвигнута в 1734 году. Она находится над гробом преподобного ученика Сергия Радонежского Михея. Церковь располагается в северо-восточной части от Трапезного храма. Она была освящена в честь явления Божией Матери Сергию Радонежскому, свидетелем которого и стал его ученик.
Здание церкви выполнено в стиле барокко. Оно имеет небольшие размеры. Его завершает голландская кровля и небольшая главка с крестом. Стены внутри церкви имеют масляную роспись, время возникновения которой относят к девятнадцатому веку. В этот же период появился и орнамент на ее стенах.
В храме расположен небольшой иконостас, который ранее находился в домовой церкви священнослужителя Левшина Платона. Этот резной иконостас был создан в восемнадцатом веке. Самой главной святыней этого храма считаются мощи преподобного Михея. Тысячи людей прибывают ежегодно в это место, чтобы им поклониться. Особенно много прихожан бывает здесь в мае.
Координаты: 56.29215700,38.00994900