История Афонской горы
Афонский полуостров имеет многовековую историю. Эта земля хранит секрет падения античных городов, видела не одну войну, была свидетелем рождения и расцвета монашества.
Происхождение названия
Первое упоминание названия Святая Гора приходится на 12-й век, когда в 1144 году император Алексей Комнин отправил грамоту монастырю Великая Лавра. До этого в Уставе монастырей Афон назывался Орос.
В более древние времена полуостров имел еще два других названия:
- Акти. На древнегреческом означает «утес» и характеризует местность.
- Афон. Это название дано в честь гиганта. Согласно греческой легенде, полуостров образовался на месте камня, который гигант Афон бросил в Посейдона.
Древность и античность
Заселение людьми полуострова, где находится Святая Гора Афон, началось за сотни лет до нашей эры. Для моряков, плывущих мимо Греции на Восток, полуостров выступал маяком. Горный рельеф этого региона, климат и природа способствовали изолированному от других способу жизни греческих племен.
Удивительно, но к моменту зарождения монашества на Афоне гора пустовала. Ученые до сих пор не могут объяснить, как пришли в упадок древние города, а также указать места их нахождения на полуострове.
Времена правления Александра Македонского
Во времена Александра Македонского существовала идея превратить Афон в статую. Дейнократ предложил подобным образом увековечить победы царя в войне с Персией. Гора приобрела бы вид мужчины, прообразом которого стал бы правитель. В его левой руке должен был находиться город, а в правой — чаша. Чаша собирала бы воду из горных рек, а вода из нее попадала бы в море. Македонский не одобрил эту идею, и гора осталась нетронутой.
Период расцвета Афона
Расцвет монашества на Афоне приходится на период правления Византии. В 883-м году византийский император Василий Македонянин закрепил своим указом право проживания на полуострове исключительно за монахами.
В 9-м веке гора считалась центром монашеской жизни Востока.
В ее границах сосуществовали три равноправных формы монашества:
- отшельническая;
- скитская;
- общежительная.
Дальнейшая судьба
На протяжении веков происходило множество изменений в положении Афона.
Главные события:
- В 13-м веке территория Греции была завоевана латинянами. Многие монастыри стали дворянскими поместьями. После принятия Лионской унии афонцам, которые воспротивились объединению с латинянами, пытались навязать объединение церквей силой. Монахам пришлось пережить ссылки, заточения и пытки.
- Затем, в начале 14-го века, полуостров атаковали каталонцы. Они разрушали обители, убивали монахов и мирных жителей.
- В 15-м веке пала Византия, и Святая Гора оказалась в руках Османской империи. Монастыри потеряли независимость и свои владения.
- В 18-м веке на Афоне зародилось коливадское движение, целью которого было возобновление традиционной духовной жизни. Этот период также стал временем греческого просвещения. Были основаны Афонская академия и типография при Великой Лавре.
- В начале 19-го века Афон стал базой для турецкой армии. Многотысячное войско нанесло серьезный ущерб постройкам. Многие монахи были вынуждены оставлять обители. Они забирали иконы, рукописи и реликвии и вывозили их за пределы полуострова. Монахи смогли вернуться после окончательного ухода турков с Афона.
Принятие в состав Греции
После освобождения Афона его дальнейшая судьба была неясна.
В 1913 году прошла конференция в Лондоне, где было предложено три пути:
- независимость во главе со Вселенским патриархом;
- зависимость от Румынии;
- подчинение одной из Поместных Православных Церквей.
Ни один из вариантов не подходил монахам, поэтому было созвано срочное собрание глав монастырей. Священный Кинот объявил, что признает власть только греческого короля. Греция законодательно признала в 1926-м году «Уставную Хартию Святой Горы Афонской», которая была подписана представителями 19 монастырей. Хартию не подписал только представитель Пантелеймоновского монастыря, где сосредоточено наибольшее русское афонское общество, которое, по всей видимости, поддерживало идею России о независимости. Так закрепился греческий суверенитет над Афоном.
Современный статус и положение
Сейчас монашество переживает возрождение. После 1971-го года, когда было зафиксировано минимальное количество монахов, усилился приток последователей.
Жизнь монаха выбирают люди разного социального положения и различных профессий. Многие считают, что большое влияние на новопришедших оказывают афонские старцы — духовные наставники. Именно они обучают молодые поколения традициям Афона.
Стоит также отметить повышение туристического интереса относительно Афона после включения горы в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монашество на Афоне
Афон является крупнейшим в мире сосредоточением православных монахов. Для православных верующих это место — одно из святых, оно считается земным уделом Богородицы.
Монахи считают Пресвятую Богородицу защитницей и покровительницей. В стенах храмов сохраняют около 60 чудотворных икон Богородицы. Монастыри, скиты, кельи посвящены ее Благовещению, Рождеству и Успению.
Зарождение монашеской жизни
Первые монахи начали появляться на Святой Горе после принятия христианства в Греции. Массовое переселение монахов на Афон началось в ранний период византийского правления.
Распространение на полуострове монашества связывают с такими факторами:
- Земли Святой Горы были не заселены, а рельеф местности способствовал уединению.
- Во время войн территорию Византии занимали народы, исповедующие другую религию. Проживающие в тех землях монахи были вынуждены оставлять монастырские центры и искать другие места для жительства.
- В период иконоборчества византийские власти были враждебно настроены по отношению к монахам.
Известные афонские монахи
Говоря о известных монахах Афона, начать стоит с Петра Афонского и Евфимия Нового. Они известны тем, что стали первыми насельниками Афона. Петр Афонский является первым известным святым на Афоне. Первое упоминание о его отшельничестве на горе относят к середине 10-го века. С именем Евфимия Нового связывают значительное увеличение количества монахов на Афоне, для которых он был духовным наставником.
Дальше на полуострове появился, пожалуй, самый известный монах — Афанасий Афонский. С его именем связывают зарождение общежительного монашества на горе и основание Великой Лавры, главного в современной иерархии монастыря.
Также стоит вспомнить Иоанна и Евфимия Святогорцев, первых грузинских монахов, основавших Иверский монастырь, и Савву Сербского, основавшего первый сербский монастырь Хиландар.
Еще одним известным монахом, чье имя связано с развитием исихазма на Афоне, является Григорий Палама. Он первым стал обучать исихастов духовной практике, до этого афонские монахи приобретали духовный опыт без наставников.
Современное положение
Жизнь монаха на горе полностью посвящена православной церкви. Стать частью афонской братии может любой совершеннолетний православный христианин. Большую часть времени монахи проводят в молитвах и богослужении. Помимо молитв все монахи выполняют послушания — труд на пользу всего монастыря. Их количество зависит от числа монахов в обители, а вид работ — от умений конкретного монаха.
Во внутренней жизни Афона усугубляется конфликт между двумя наибольшими афонскими общинами: греческой и русской. Численность русских монахов в последние годы значительно выросла. Греки склонны видеть в этом угрозу эллинизму. Русские монахи говорят о притеснениях со стороны греков, которые проявляются в том, что им стараются не продавать землю, келлии и каливы, а также значительно завышают на них цены.
Стоит еще упомянуть препятствие, связанное с визой. Перед тем как принять постриг, нужно пробыть на Афоне от 1 до 3 лет послушником. Для этого необходимо многократно обновлять визу, что не всегда просто. Тем, кто принял постриг еще в России, нужно подготовить большое количество документов. Для европейцев таких препятствий нет.
В начале 2019-го года появилась ложная информация о расколе Афона. Слухи появились из-за разного мнения монастырей по поводу действий Константинопольского патриархата относительно Православной Церкви Украины. Ранее патриархом Варфоломеем был выдан томос об автокефалии Украинской Церкви.
На заседании Священного Кинота 28 января 5 из 20 представителей монастырей выразили поддержку инициативе Константинопольского патриарха отправить делегацию на интронизацию главы новой церкви. После заседания Священный Кинот принял решение не отправлять делегацию в Киев и не вмешиваться в церковный конфликт в Украине, предоставив решение вопроса Патриархии и представителям Поместных Православных Церквей.
Общая информация об Афоне
Площадь иноческой земли составляет 335,63 квадратных километров. На территории полуострова находится двадцать монастырей. По состоянию на 2001 год Афон населяло 2262 человека. Столицей избран город Карея.
Святая гора Афон в Греции
Рельеф полуострова плавно переходит от равнины к скалистой цепи гор. Венчает горный массив Святая гора Афон, высотой 2033 метра. Для летоисчисления на Афоне используется юлианский календарь. Причём в документообороте тоже.
Важно! 4 апреля 1998 года Афон причислен к объектам всемирного наследия ЮНЕСКО
История Афона
По историческим данным, первыми, кто поселился на Афоне, были фракийцы. Хороший климат и удачное расположение способствовали ведению уединенного образа жизни. Произошло это примерно за тысячу лет до Рождества Христова.
Интересно! Согласно фракийской легенде, название горы произошло от имени титана Афона. Во времена войны богов Олимпа и титанов, Афон сражался с Посейдоном. Он запустил в него огромный камень, но промахнулся, и камень упал в море. Этот камень и стал Святой горой, впоследствии.
Спустя 500 лет на полуостров попадают греки. Обосновавшись на новых землях, они принесли с собой и свою культуру. Примерно с 691 по 692 годы нашей эры данное место становится полностью монашеской обителью. В 1144 году ей официально присвоено звание Святой горы Афон. Император Алексей Комнин так назвал гору в своей грамоте, адресованной монастырю Великая Лавра.
Существует ещё одна легенда, по словам которой, в 49 году корабль с Девой Марией и апостолом Иоанном Богословом на борту, попал в шторм и его вынесло к берегам полуострова. Богородица была поражена живописностью края. По молитвам и просьбам Марии, Господь отдал под её покровительство Афон. Монахи по сей день часто называют гору «Сад Богородицы» или «Удел Богородицы».
Святая гора Афон собирает ежегодно тысячи паломников из разных уголков мира. Здесь много веков подряд монахи совершают свой благочестивый подвиг во имя веры и хранят религиозные традиции в их первозданной чистоте.
Географическое и политическое положение острова
Полуостров Халкидики напоминает трёхпалую кисть. Её восточное ответвление, которое и является афонским полуостровом, окружено водами Эгейского моря и залива Сингитикос.
Территория Афона в юридическом плане не зависит от официальных греческих властей. Афон — это самоуправляемое монашеское государство, подчиняющееся Константинопольскому патриархату.
Монастырь Ксенофонт на святой горе Афон в Греции
На документальном уровне суверенный статус Афона закрепили Лозаннским договором в 1923 году. С 1926 года он входит в состав греческого государства.
Климат и природа
На афонском полуострове довольно жаркое субтропическое лето и мягкая дождливая зима. Самым комфортным временем года паломники называют осень. В это время уже не так жарко, как летом, но и до влажной зимы ещё далеко.
Вокруг простираются зеленые лесные массивы. На горе Афон сохранилось много редких растений. Монахи обеспечивают себя всем необходимым. Здесь можно увидеть раскинувшиеся виноградные и оливковые рощи, сады с фруктовыми деревьями.
Пресную воду берут из высокогорных родников.
Урок № 9, любви
Положив вещи в багажник такси, направляющегося в аэропорт, мы тепло распрощались с Женей. Расставаться не хотелось. Повальное «братание», начавшееся еще на пароме обратно, когда пассажиры обнимались и обменивались телефонами: «Андрей. Летчик. Афон», — накрыло и нас.
Сев в машину, я достал банку пива и с чувством выполненного долга дернул за ключ. Пена с характерным шипением брызнула мне на колени. Водитель оглянулся и, что-то пробурчав, остановился в темном переулке. Решительно шагнув из машины, он направился к багажнику с явным намерением выставить на улицу наши вещи. «Господи Иисусе, помилуй меня», — я представил, сколько хлопот и времени сейчас потребует поиск нового такси, и вышел на улицу следом. «Не надо так нервничать, дружище, я оставлю банку на улице. Окей»? — мои увещевания водитель, погрузившийся в багажное отделение, не слушал. А несколько секунд спустя он с улыбкой протянул мне бумажные полотенца…
Все-таки люди лучше, чем я о них думаю.
Фото: Константин Чалабов,
THESE DATA ARE DISTRIBUTED BY THE LAND PROCESSES DISTRIBUTED ACTIVE ARCHIVE CENTER (LP DAAC), LOCATED AT USGS/EROS, SIOUX FALLS, SD.
Редакция благодарит Священный Кинот Святой горы Афон, холдинг Mouzenidis Group, Туристическую организацию Халкидики и лично Алексея Петричко за помощь в подготовке материала.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 4, апрель 2018 г.
Что взять с собой на Афон
Карта Святой Горы Афон
Если вы соберётесь ехать на Афон в конце весны или в начале осени, то одеваться следует по-летнему: температура в эти времена года в Греции обычно бывает 25–30 С, а дожди выпадают чрезвычайно редко. Не забудьте, что вы едете в место, которое является тысячелетним центром православного монашеского делания, и, стало быть, ваша одежда должна быть не пляжных расцветок; рубашки необходимо выбрать с длинными рукавами. Не забудьте также про головной убор, который защитит вас от палящего южного солнца.
Очень важно правильно выбрать обувь, потому что вам придётся много ходить. Дороги на Афоне в основном двух типов: новые грунтовые и старые, выложенные камнями тропы
Поэтому лучше взять с собой две пары обуви: сандалии и кроссовки. Последние особенно необходимы тем, кто вознамерится подняться на вершину Святой Горы. Кроме одежды, рекомендуем взять с собой:
- молитвослов;
- флягу (в пути, да ещё в жару, всегда необходимо много воды; кроме того, на Афоне множество святых источников: пластиковую же бутылку неудобно нести ни в руках, ни в рюкзаке);
- немного провизии, например, сухарики;
- складной нож;
- фонарик;
- путеводитель;
- карту Афона;
- русско-греческий словарь или разговорник.
Тому, кто возьмёт с собой фотоаппарат, следует помнить: на Святой Горе фотографировать разрешают во многих монастырях, но далеко не во всех (следует всякий раз испрашивать на это разрешение), а вот видеосъёмка строго запрещена везде, и камеру лучше с собой не брать. Решением Священного Кинота здесь запрещена любая видеосъемка. Если вы рискнете взять с собой видеокамеру, при посадке на паром, отправляющийся на Афон, ее у вас могут конфисковать. На обратном пути также конфискуются при обнаружении и любые носители видеоинформации.
Cобирая вещи в дорогу, стремитесь свести их количество и вес к минимуму, отбирая только самое необходимое.
ИСТОРИЯ АФОНА
Иконы, ценные реликвии, золоченные ризы и другие символы христианской религии, хранящиеся на горе несколько столетий, живописные берега, плавно спускающиеся в прозрачные воды Эгейского моря, и большая площадь святого места не могли оставить равнодушными захватчиков в разные времена существования этой монашеской республики.
Первые поселенцы строили города примерно за 1000 лет до Рождества Христова, но определить точное нахождение строений не представляется возможным, их руины не сохранились.
Особенности климата и рельефа позволяли поселенцам вести достаточно уединенный образ жизни, основными промыслами были вылов рыбы, выращивание домашних животных и сельское хозяйство. Гора служила морякам маяком, позволявшим не заблудиться во время прохождения морских судов через Афонский полуостров. Неизвестно, почему территория пришла в запустение к моменту заселения ее монахами. Они строили обители в горах, но вследствие регулярных набегов варваров от келий остались только руины.
И только с 691 г. местность превратилась монашескую общину, куда принимали скитальцев, изгнанных их родных городов по разны причинам. Половину территории населяли миряне, живущие по соседству с монахами до 883 г. Далее по указу Василия Македонянина им пришлось покинуть нажитые места навсегда.
В IX веке начал действовать официальный Устав Святой Горы, согласно которому этот монастырский центр Востока, который постепенно приобретал известность в мире, соединял три отдельные формы проживания монахов: общежительную (находились при монастырях), отшельническую (поселения в одиночестве далеко друг от друга и от людей) и скитскую (монахи постоянно проживали в скитах).
В 1205 г. захват земель еретиками-крестоносцами принес разрушительные последствия не только для сооружений. Около 100 лет они грабили поселения, забирая ценнейшие реликвии, большая часть которых так и не вернулась на место. В 1308 г. наступление каталонцев-наемников лишило жизни сотен монахов. Но их дух не удалось сломить — ни принятием Лионской унии в 1724 г, навязывавшей объединение церквей, ни тюремными заключениями, конфискацией имущества, сожжением строений, ни пытками людей. За это время общее число обителей сократилось примерно в 10 раз, упадок монашества продолжался до 1829 г. Подписание Адрианопольского договора между Турцией и Россией положило начало уходу турков с земель. Монахи возвращались домой, привозя обратно рукописи, ценные иконы и мощи святых, которые удалось спасти.
Когда в 1923 г. Греция получила суверенитет, Афонское монашество признали независимым. В конце XX века к религиозному объекту наблюдается повышенный интерес со стороны туристов-паломников. Возрождение монашества неразрывно связано со старцами-иноками, духовное влияние которых помогало выстоять даже в самые тяжелые времена (отец Иосиф Исихаст, Софроний и другие). На территории храмов хранятся ценные архетипы, рукописи и печатные книги, доступ к которым имеют паломники. Уникальные византийские фрески сохранились до нашего времени, кажется, что годы не властны над святыми землями и время здесь течет по-иному, чем за пределами отрога полуострова Халкидики.
Как добраться до Афона
Чтобы добраться до святой горы, нужно преодолеть непростой путь, ведь Афон находится в той части полуострова, куда обычным мирянам вход строго воспрещён. Прежде всего, необходимо приехать на полуостров Халкидики. В процессе путешествия придётся совершить не одну пересадку.
Сначала нужно добраться в Салоники. В Салоники отправляются авиарейсы, но можно доехать из любого другого греческого города на автобусе или поезде. Чтобы попасть на Священную гору Афон с Халкидики, понадобится приехать в порт Дафни. Из Салоников курсируют автобусы до городка Уранополиса. Стоимость билета составляет 12,5 евро. Всего на путь к Уранополису придётся потратить около двух с половиной часов. Можно сократить время на поездку, воспользовавшись такси, но тогда нужно заплатить на порядок больше — от 120 до 140 евро.
В Уранополисе туристы и паломники получают разрешение на посещение Афона. Туда лучше приехать пораньше, чтобы не опоздать на паром, идущий в Дафни. Из Салоников автобусы отправляются в 5:30 и в 6:15.
Важно! Разрешения получают с половины восьмого утра. Отправление парома — в 9:45
Те, кто не получил разрешение, не допускаются на борт судна.
Паром плывёт до места назначения два часа. Услуга переправы обойдётся пассажиру в 8 евро. Кроме того, можно отплыть на катере частного извозчика. Их курсирует из Дафни несколько. Быстроходные катера стоят немного дороже — 10 или 12 евро. Но путь на них займёт гораздо меньше времени и на Афон получится попасть максимум за полчаса. Единственное, нужно заранее позаботиться о заказе места.
Виза для посещения
Для посещения Афона мужчины должны получить разрешение — диамонитирион. Запрос на получение подаётся за 30 дней до даты прибытия. Подача заявления бесплатна. Само разрешение оплачивается при получении в Уранополисе и стоит 25 евро. Процедура осуществляется через Паломническое бюро. Необходимо туда сообщить срок, в который планируется приехать, и отправить ксерокопию первой страницы загранпаспорта.
Святую Гору Афон посещают ежегодно сотни тысяч паломников
Пребывать на территории Афона по визе можно четверо суток. Для ночлега можно выбрать любой монастырь, плату за это не берут. В Карее, при желании, продлевают действие разрешения.
На заметку! Оформление визы можно осуществить и через туристические агентства, но такая услуга обойдётся примерно в 100 евро.
Урок № 2, благодати
Катить чемодан по засыпанной щебнем дорожке от пристани к монастырю было трудно. Пришлось взять его в руки. Вместе с нами с парома сошло человек десять. «Пойдем, Андрей, сразу в архондарик — лукуму поедим и воды выпьем», — предложил своему товарищу один из паломников, полноватый парень лет тридцати в просторной рясе, когда наша группа оказалась в мощеном дворике. Женя одобрительно кивнул в сторону парня: мол, дело говорит.
Архондарик — это приемная комната для гостей монастыря, где помимо анонсированных выше угощений можно также выпить кофе с дороги. Дежурный монах распределял вновь прибывших по кельям. «Спросите его, можно ли мне сегодня здесь переночевать? — попросил Женю один из присутствовавших в приемной. Мягкое „г“ в произношении выдавало южнорусское происхождение. — Я перепутал монастыри: сошел здесь, а товарищ со всеми документами уплыл дальше». Ответ был отрицательным: «Увы, сегодня все занято. Попробуйте попросить ночлег в другом монастыре, а завтра приходите снова. Места будут».
Нам с Константином досталась келья с двумя кроватями и тумбочкой. Удобства с душем — в общем коридоре на три комнаты. Из небольшого сводчатого окна в крепостной стене открывался потрясающий вид на море.
Положив вещи, мы отправились в трапезную: до вечернего приема пищи было еще долго, но монахи посчитали необходимым нас накормить. На столе стояли жестяные миски с первым — жидкостью неопределенного цвета и вторым — жареными перцами. Я с большой долей сомнения запустил ложку в суп, но стоило содержимому попасть в рот, рецепторы пришли в диссонанс с общим настроем. «Женя, что-то пошло не так: я получаю удовольствие от пищи»! Евгений заулыбался: «Афонская еда — это вообще феномен, который, кстати, сюда приезжали изучать итальянские студенты-кулинары. И не спрашивай, как монахам удается из простых продуктов делать потрясающие блюда». «Догадываюсь, что с божьей помощью». Женя сделал знак — «Бинго!».
Документы для паломничества и транспортное сообщение
Гора Афон
Все клирики должны получить благословение Вселенского Патриарха. Это делается с целью недопущения на Афон неканонически рукоположенных клириков. Остальные паломники должны предварительно получить разрешение в Бюро паломников в Салониках. Это несложная процедура, занимающая немного времени. Бюро находится по адресу: Салоники, бульвар Караманли. Добираться на автобусах 173, 546, 38. Тел. (30-31) 833733, 861611. Поскольку правила выдачи разрешений время от времени меняются, мы рекомендуем желающим предварительно позвонить в Бюро и узнать, что необходимо иметь для получения разрешения.
Также перед поездкой на Святую Гору необходимо созвониться с каким-либо из монастырей и договориться, чтобы этот монастырь Вас принял
Это особенно важно в периоды Пасхи и Рождества, когда существует большой наплыв паломников.. В Салониках необходимо сесть на автобус до Урануполя (Уранополь, Уранополис), из которого отправляется корабль к монастырям
Автобус отходит в 6 часов утра от автостанции «КТЕЛ Халкидикис» и прибывает в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. Диамонитирион дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате (центральном исполнительном органе управления Афона) в Карее (административном центре Афона). В монастырях и при посадке на корабль просят предъявить этот документ
В Салониках необходимо сесть на автобус до Урануполя (Уранополь, Уранополис), из которого отправляется корабль к монастырям. Автобус отходит в 6 часов утра от автостанции «КТЕЛ Халкидикис» и прибывает в Урануполь незадолго до отхода корабля. За это время все паломники со своими разрешениями должны прийти в Бюро паломничеств, которое находится недалеко от остановки автобуса, по правую сторону вдоль берега моря. Здесь они на основании разрешений и наличия свободных мест в монастырях (монастыри каждый день подают список с фамилиями людей, забронировавших в них места, поэтому предварительный звонок в монастырь крайне рекомендуется) покупают «диамонитирион». Он стоит порядка 20 долларов США. Диамонитирион дает право на пребывание на Афоне в течение 4-х дней. Продлить его можно в Протате (центральном исполнительном органе управления Афона) в Карее (административном центре Афона). В монастырях и при посадке на корабль просят предъявить этот документ.
С диамонитирионом необходимо идти на корабль, который перевозит паломников к монастырям Дохиар, Ксенофонт, Св. Пантелеимона, к пристани Зографского монастыря, от которой путь к Зографу и Костамониту. Корабль доходит до Дафни – главного Афонского порта. Здесь его ждут автобусы, которые перевозят желающих до Карий, откуда они могут добраться до своих монастырей. В Кариях паломников ожидают машины из некоторых монастырей.
Желающих путешествовать по морю далее, особенно к монастырям Симонопетра, Григориат, Дионисиат, св. Павла, скиту св. Анны и т.д. к приходу корабля из Урануполя ждет меньший корабль, которой, в случае хорошей погоды, идет к Кавсокаливскому скиту, а в случае больших волн, только до Святой Анны.
Приехав на Афон, паломник должен сначала придти в тот монастырь, в котором он просил диамонитирион. И только потом паломник может продолжить свой «поход» по другим монастырям и кельям Святой Горы. В противном случае паломник рискует не получить в следующий раз благословения на паломничество на Афон в том же самом монастыре.
Управление на Святой Горе Афон
Настоятели всех монастырей Святой Горы образуют Священный Синаксис (собрание), который осуществляет законодательную власть. Обители каждый год избирают своего представителя (антипросопа) в Священном Киноте, являющемся органом административной власти. Кроме того, все монастыри поделены на пять четвёрок, которые ежегодно, по очереди, избирают своего антипросопа, участвующего в работе состоящего из четырех лиц органа исполнительной власти, называемого Священной Эпистасией.
Члены Священного Кинота и Священно Эпистасии проживают в Кареях — столице Афонского монашеского государства.