Обзор залов и помещений
Со временем интерьеры переделывали с требованием меняющейся моды и потребностями владельцев. Над внутренним убранством дворца работали 20 архитекторов, в том числе Растрелли, Воронихин, Садовников, Иван Колодин, Карл Росси.
Большой двусветный зал – для проведения балов и концертов. Зал площадью 128 квадратных метров с высоким потолком и хорами для оркестра, огромными зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом, кажется воздушным. Большие декорированные окна, расположенные в два яруса по пять в каждом, занимают стену.
Фигуры атлантов и кариатид поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру. Возле балконов – амуры с гирляндами белых цветов. Потолок покрывает живописный плафон «Триумф героя» площадью 125 квадратных метров. Выполнен итальянским художником Джузеппе Валериани на 13 отдельных холстах, обрамлен роскошной колоннадой с нишами и скульптурами. Стены оформлены лепкой по рисункам Растрелли. Убранство зала дополняет наборный паркет из экзотических пород дерева.
Парадная лестница украшена лепниной и железными вызолоченными перилами.
Картинная галерея создана скульптором Воронихиным. Помещение протяженностью 28 метров делится на три части – центральную и две лоджии, расположенные в начале и в конце галереи.
Центральная часть выделена колоннами из искусственного мрамора, на барельефах – аллегории Живописи и Скульптуры. Стены, обитые шелком, занимают картины, обрамленные золоченым багетом. Для удобства гостей расставлена дорогая резная мебель: 6 диванов и 14 кресел, обитых зеленым шелком. Украшает Галерею малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см.
Искусствовед и критик Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» строгановского дворца. Здесь знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов собирал 40 лет. Президент Академии художеств, он использовал коллекцию как учебный класс. По воскресеньям Галерея с картинами прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена, открывалась для любителей искусства Санкт-Петербурга.
Жемчужина парадного интерьера – Минералогический кабинет, который первоначально предназначался для экспонирования коллекции минералов, собранных Строгановыми, но затем их вытеснили книги. Поэтому Минералогический кабинет двухъярусный, в первом – огромное собрание книг, во втором – минералов.
Первый ярус декорирован в античном стиле барельефами четырех стихий: Земли, Воздуха, Огня и Воды. Потолок оформлен плафоном, пол – из редких видов дерева. Своды, на которые упирается второй ярус, поддерживают мраморные колонны.
Арабесковая гостиная украшена живописными панно с гротескными изображениями животного мира – копиями ватиканских фресок Рафаэля. Над входом в гостиную – копии изображений, украшавших виллу Цицерона.
Парадная столовая, небольшая по площади, выглядит просторно, благодаря огромным зеркалам, помещенным в простенки между полуколоннами.
Выставки и экспозиции
Величайшее произведение искусства — великолепный Строгановский дворец. Фото не сможет передать все его великолепие. Только посмотрев дворец вживую, можно насладиться его величавой архитектурой, внешним декором, сказочным богатством интерьера. Поражает уникальный деревянный паркет из лимона, сандала, самшита, ясеня и дуба. В Большом зале, чудом сохранившемся в первозданном виде, свод украшен живописью итальянского художника Джузеппо Валериани. Так называемый плафон «Триумф Энея» выполнен на 13 холстах и, как пазлы, собран на потолке.
Кроме внешней и внутренней красоты дома современный музей представляет богатые и уникальные выставки и экспозиции:
- Музей восковых фигур;
- семейные реликвии Строгановых — изделия прикладного искусства строгановских ремесленников, датируемые XV веком, иконопись строгановской школы, лицевое шитье представительниц рода (пелена «Богоматерь Казанская», старинная плащаница, «Святой царевич Дмитрий»);
- вещи личного обихода (особо ценные — именные; есть детские вещи, оружие, даже складная металлическая кровать барона);
- исключительную коллекцию минералов, собранную одним из Строгановых, и сундук со шлифованными мраморными и гранитными плитками. Они представлены в Минеральном кабинете, там же находится уникальная библиотека графов.
Во дворце периодически проходят богатые выставки коллекций и шедевров русского и мирового искусства, представленные другими художественными музеями.
Интересное посещение Строгоновского дворца
Санкт-Петербург очень красивый город. Прогулка по Невскому проспекту мне доставляет всегда, очень большое удовольствие. Рассматривая дома, один интереснее другого, заходя в Казанский собор, проходя мимо Гостинного двора или Екатерининского сквера, я всегда ипытываю самые приятные чувства. Мне казалось, что я знаю Невский проспект достаточно хорошо, но он сумел удивить меня в очередной раз.
Где находится Строгоновский дворец
Рассматривая карту с дворцами Санкт-Петербурга, я обнаружила, что прямо на Невском проспекте, расположен Строгановский дворец. Во дворце находиться музей и он открыт для посещений. Я несколько раз проходила мимо этого прекрасного особняка, но даже не подозревала об этом. Конечно я отправилась смотреть дворец. Загадка быстро разрешилась, дело в том, что вход в музей, обычные деревянные двери, без парадного крыльца с небольшой табличкой.
Внутренние интерьеры Строгановского дворцаВнутри все очень скромно, посетителей нет, маленькое окошко кассы, где я купила билет и пошла смотреть дворец. Удивительно, что такой прекрасный, достаточно большой дворец, избежал наплыва туристов. По залам я ходила практически одна. Виды из окон на Невский проспект и набережную реки Мойка, сопровождали меня во время осмотра.
Великолепные залы с мраморными колонами, расписными стенами и потолками и красивым старинным паркетом, порожала меня все глубже, по мере того, как я шла по дворцу.
В залах стояли небольшие стенды с описанием, того или иного помещения. В минералогическом кабинете, шикарное помещение с круглым сводом, расположены стенды с различными минералами России. Видимо один из графов Строгановых увлекался минералогией.
А другой был большим любителем лошадей.
Картинные галереи просто превосходны, столько интересных людей, оказывается бывало в этом дворце. Род Строгановых очень древний, много веков Строгановы были известными и богатыми людьми в царской России. Во время революции род Строгановых прервался.
Шикарный бальный зал отделан редким розовым мрамором. Здесь проходили балы и приемы, а в окнах был виден Невский проспект.
Есть очень интересные экспонаты в витринах. Витрины расположены в коридорах, и никак не портят впечатление от парадных интерьеров.
Вот такая рюмочка, которой больше двухсот лет, победители пили из неё русскую водку после победы над Наполеоном в войне 1812года.На удивление посетителей практически нет. Может быть этот дворец тоже не «разрекламирован» путеводителями и интернетом. Местоположение дворца очень удачное, можно зайти в любое время. Очень странно, что нет посетителей. Но мне, конечно это не мешало, а только радовало. Я проводила в каждом зале достаточно много времени, разглядывая мелочи интерьеров или рассматривая потолки и полы. Конечно такое полное погружение невозможно в толпе туристов. А тут казалось, что этот дворец, на какое то время, только мой.
- Удачное месторасположение;
- Шикарные интерьеры;
- Мало посетителей.
Мало информации в интернете, обнаружен лично мной, случайно.
Советы:
Очень рекомендую зайти, можно совсем не надолго, рядом Казанский собор, можно посетить по очереди.
Как оказалось, дворцов в центре Санкт-Петербурга, достаточно много. Кроме Строгановского дворца я посетила Юсуповский, Меншиковский, Мраморный и Шереметьевский. Ещё несколько дворцов есть на Гугл картах, но можно посмотреть только фасады. В любом случае есть ещё много интересных музеев и театров, соборов и памятников, которые можно посетить в Санкт-Петербурге.
Коллекции
Главная коллекция живописи принадлежала графу А. С. Строганову. Она была приумножена графом С. Г. Строгановым, который был также обладателем нумизматической коллекции и приумножил уникальное строгановское собрание сасанидского серебра. В XX веке во дворец попала живописная коллекция графа П. С. Строганова, а также предметы мебели из дома этого представителя рода. К 1930 году все коллекции были перемещены в другие музеи, частично проданы, в том числе на аукционе 1931 года в Берлине. В 2000 году фрагменты были собраны для показа на выставке в США, которая затем была повторена во Франции (2002), Голландии и России (2003).
Архитектура здания
Дворец построен «глаголем» – в плане трехэтажное здание имеет форму буквы Г. Дома Строгановых, расположенные на пересечении реки Мойки с Невским проспектом, архитектор объединил общим фасадом в стиле барокко. Этим и объясняются небывалые темпы строительства: Растрелли создавал дворец на готовых фундаментах с использованием стен и сводов нижних этажей.
Фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, украшены изысканной архитектурой в итальянском стиле с аналогичной композицией. В центре – портик, на фронтоне которого герб Строгановых, (два соболя, держащие в передних лапах щит с медвежьей головой), увенчанный баронской короной.
Соболи и медвежья голова – символ Сибири, в покорении которой участвовали предки Строгановых, снарядив туда поход Ермака.
Каждая деталь в архитектурном облике дворца свидетельствуют о богатстве и знатности рода Строгановых. Торжественный облик здания в изысканном светло-розовом цвете манит величием. Фасад впечатляет утонченностью и самобытностью. В простенках между окнами – медальоны с мужским профилем, придающие фасаду неповторимый вид – рельефное изображение графа Сергея Строганова. Со стороны Невского проспекта фасад украшают фигуры кариатид.
Великий город
Северная, или культурная столица, город на Неве, или город белых ночей, северная Венеция, или северная Пальмира — все эти поэтические названия характеризуют удивительную сущность великолепного Санкт-Петербурга.
Описание достопримечательностей Санкт-Петербурга впечатляет неповторимыми торжественными мажорными образами. Над их созданием в разные годы трудились зодчие с мировым именем: Трезини, Вонтана, Леблон, Маттарнови, Земцов, Растрелли и Чевакинский, Ринальди, Воронихин, француз де Томон, Брюллов, Росси и другие.
Просторные площади, величественные парки, набережные, мосты, монументальные скульптуры и царственные здания в стиле барокко, классицизма и ампира — неповторимые достопримечательности Петербурга. Фото с названиями, которыми изобилуют различные издания, ни в коей мере не передают величественную атмосферу одного из красивейших городов на планете.
Петропавловская крепость, Зимний дворец, Адмиралтейство, Невский проспект, площади Искусств и Восстания, Екатерингофский парк, Эрмитаж, Смоленское лютеранское кладбище, Ботанический сад, Преображенский собор, музей Фаберже, Александро-Невская лавра, Строгановский дворец в Санкт-Петербурге и другие выдающиеся достопримечательности привлекают тысячи туристов ежегодно.
Судьба здания в XX веке и его реставрация
Большой зал. Восточная стена
4 октября 1912 года во дворце была совершена кража ценных бумаг и наличных денег, принадлежавших владельцу дворца. Шайка была арестована уже 15 октября. Наводчиком банды оказался бывший депутат Государственной думы Алексей Кузнецов, который раздобыл план прохода во дворец у дворцового паркетчика Чугунова — своего земляка.
Первый план музеефикации и реставрации здания был составлен Н. К. Либиным, служащим графа С. А. Строганова. Музей в здании был открыт в 1919 и просуществовал до 1929 как филиал Государственного Эрмитажа. Хранителем в 1919—1926 была К. В. Тревер, в 1926—1930 — Т. В. Сапожникова. В первой половине 1920-х годов проводилась реставрация некоторых интерьеров. В 1935 году был перекрашен фасад, который до 2003 года оставался зелёно-белым. Затем здесь размещался Институт растениеводства Академии наук. С 1937 года дом был передан военному ведомству. Интерьеры существенно пострадали.
4 апреля 1988 года Ленгорисполком принял решение № 248 «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца». Научная комплексная реставрация ведется с 1991 года. Впервые для обозрения был открыт в 1995 году. Официальное открытие состоялось в 2003 году. С тех пор существует экспозиция, которая начинается в Новой передней и постоянно совершенствуется.
К 2012 году остался неотреставрированным лишь один интерьер на парадном этаже — Библиотека, соединённая с Физическим кабинетом.
Примечания
- Колмаков Н. М. Дом и фамилия Строгановых. 1752—1887 // Русская старина. 1887.
- Трубинов Ю. В. Строгановский дворец: уточнение времени строительства // Кравеведческие записки. СПб., 1996. С.
- Кузнецов С. О. История одного фасада российской империи // Искусствознание. 2000. № 1. С. 376—399.
- Кузнецов С. О. Сочинить хорошенький кабинет. Собрание дома Строгоновых // История Петербурга. 2001. № 2. С. 66—71
- Глинка Н. В. Ф. Демерцов. СПб., 2002.
- Шуйский В. К. А. Н. Воронихин // Строгановы и Пермский край. Пермь, 2002.
- Трубинов Ю. В. Демерцов или Воронихин // Дворцы Русского музея. СПб., 2003.
- Кузнецов С. О. Строгановский дом: архитектурная история // Архитектурное наследство 53. М., 2010. С. 130—157.
- Кузнецов С. О. Прорубить окно на восток. Алхимический зал Строгоновского дома// Реликвия. 2005. № 4 (11) С. 44—47.
- Ерохина И. П., Кузнецов С. О. Шансы архитектора Ивана Колодина // Андрей Никифорович Воронихин. Мастер, эпоха, творческое наследие. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 250-летию архитектора А. Н. Воронихина (1759—1814). СПб, 2010. С. 247—258
- Карпова Е. В., Кузнецов С. О. Исчезнувшие интерьеры Строгановского дворца // Памятники культуры. Новые открытия. 1999. М., 2000. С. 480—492
- См. описание в кн.: Кузнецов С. О. «Не хуже Томона…» СПб., 2006. С. 120—133, С. 344—356, С. 414—418
- Кузнецов С. О. Строгоновские fond’s d’or. Живопись XIV—XV веков в собраниях Сергея Григорьевича Строгонова и его сыновей — Павла и Григория // Судьбы музейных коллекций. Материалы VII Царскосельской научной конференции. Орг. ком. И. К. Ботт и др. СПб., 2001. C. 246—272.
- Кузнецов С. О. «… Выставочный материал из ряда вон выходящий». Благотворительная акция 1897 года в Строгоновом доме // Пинакотека 12. 2001. С. 74-78.
- Кузнецов С. О. Дом Строгановых на рубеже эпох. Памятная записка Н. К. Либина. 1918 г. // Исторический архив. 2007. № 1. С. 120—128.
- Кузнецов С. О. Строгановский дом в 1919—1931 гг.: структура собрания и судьбы хранителей // Мавродинские чтения. 2008. Петербургская историческая школа и российская историческая наука: дискуссионные вопросы истории, историографии, источниковедения: Материалы Всероссийской конференции, посвященной 100-летию со дня рождения профессора Владимира Васильевича Мавродина / Под. ред. проф. А. Ю. Дворниченко. СПб., 2009. C. 521—525.
Дворцовые интерьеры
У входа – строгановские гранитные сфинксы, стражи дворца, в котором 50 просторных искусно украшенных лепниной залов и парадных комнат. Нижний этаж отведен для прислуги, на втором и третьем этажах – парадные и жилые апартаменты хозяев.
Дух захватывает от красоты и роскоши: золото, зеркала, лепнина, наборный паркет, каждая комната неповторима. Танцевальный зал, столовые, библиотека, музыкальные гостиные, комнаты для игр отделывались с помощью Растрелли.
В 1790 году пожар уничтожил внутреннее убранство дворца. Чудом уцелел танцевальный зал, отделанный Растрелли. Остальные комнаты восстановлены по рисункам и планам зодчего.
Дворец после пожара перестроил архитектор Андрей Воронихин, бывший крепостной Строгановых, выкупленный ими на волю и отправленный учиться за границу, где и получил образование. Пристроенные архитектором флигели превратили дворец в четырехугольное здание.
Зимний дворец
Более известен под названием Эрмитаж. Главный дворец Санкт-Петербурга. Находится на Дворцовой площади. Это трехэтажное здание, в нем 1084 комнаты, 117 лестниц. Длина со стороны Невы – 210 метров, высота – 23 с половиной метра. Дворец был перестроен из Зимнего Дворца Петра Первого. Перестройка проводилась пять раз. Последние работы осуществлялись архитектором Растрелли по приказу Елизаветы Петровны, с 1757 по 1762 год. До 1904 года был официальной резиденцией русских императоров. Сегодня Эрмитаж – крупнейший культурно-исторический музей. В нем хранится свыше 3 миллионов экспонатов.
О владельцах дворца
Дворец интересен тем, что принадлежал одному роду, семейству Строгановых. Семь поколений баронов и графов Строгановых сменились в доме – родовом гнезде. Выходцы из крестьян Вологодской области, купцы и промышленники Строгановы славились сказочным богатством. Они владели заводами, землями, тысячами крепостных, занимались пушным и рыбным промыслом, горнорудной добычей.
В 1558 году царь Иоанн Грозный выдал семье грамоту на освоение территории Предуралья. Строгановы снарядили поход Ермака в Сибирь отвоевывать для России новые земли. В Смутное время семья помогала царю Василию Шуйскому, за что получила дворянское звание.
Во времена Петра I Строгановы щедрыми денежными пожертвованиями помогли царю завершить войну со шведами. Во время Северной войны Григорий Дмитриевич Строганов подарил царю два боевых фрегата. Неподдельная радость и искренняя благодарность государя так вдохновили дарителя, что он построил и вооружил пушками еще два военных корабля.
Легенда сохранила эпизод из жизни Строгановых. Угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок Строганов, преподнес царю на десерт бочонок с золотом, прося коленопреклоненно принять угощение.
Заслуги Строгановых перед престолом Петр I отметил указом в 1722 году, даровавшим сыновьям Григория Дмитриевича Строганова баронский титул. Поэтому младший сын сподвижника российского императора Сергей Григорьевич Строганов позволил себе строительство дома в центре Санкт-Петербурга, пригласив любимого архитектора императрицы Елизаветы Петровны Бартоломео Растрелли.
Придворный архитектор не брал частных заказов, но для барона Сергея Григорьевича Строганова сделал исключение, причем с согласия императрицы.
Из истории
К 1740 году участок по Невскому проспекту, 17 принадлежал портному Иоганну Нейману, для которого по проекту архитектора Михаила Земцова здесь велось строительство дома. В 1742 году эту землю приобретает барон Сергей Строганов и достраивает двухэтажный дом.
В 1753 году Строганов пригласил для сооружения нового трехэтажного каменного здания придворного архитектора Франческо Растрелли. Началось строительство и к осени 1754 года часть строения, со стороны Мойки, была готова.
В октябре состоялось празднование по случаю новоселья, на котором присутствовала сама императрица Елизавета Петровна. Вход в этот корпус был устроен со двора. В доме было готово лишь семь залов, поэтому кормить гостей приходилось в несколько смен.
Вскоре здесь прошел маскарад по случаю рождения великого князя Павла Петровича и состоялось празднование День рождения Елизаветы Петровны. Строительство было завершено в 1756 году, уже после смерти Сергея Строганова.
Описание
Франческо Растрелли построил трёхэтажный дворец в виде буквы «Г», его фасады, выходящие на Мойку и Невский проспект, были украшены прекраснейшей архитектурой в итальянском стиле. Архитектор писал, что в доме было 50 комнат, «большая парадная лестница богато украшена лепниной, железными вызолоченными перилами». В оформлении Большого зала участвовали искусные итальянские мастера, галерея была украшена зеркалами и позолоченной скульптурой, а также плафонами, выполненными итальянскими живописцами.
Это строительство стало первым случаем в России, когда придворный архитектор создал здание для частного заказчика.
Строгановский дворец — это яркий пример архитектуры в стиле барокко. Фасад украшен множеством декоративных элементов и нарядными наличниками, колоннами и скульптурой.
Особенно интересна центральная часть фасада со стороны Невского проспекта, украшенная скульптурами женских фигур – кариатидами. Завершает композицию герб Строгановых с изображением двух соболей, держащих в передних лапах щит с медвежьей головой.
Для справки: Строгановы – это род русских купцов и промышленников, выходцев из Поморских и Новгородских крестьян, на их средства был снаряжен поход Ермака в Сибирь. Строгановы владели заводами на Урале и занимались пушным промыслом.
Соболи, как и медвежья голова, — это символы Сибири, означачающие, что предки Строгановых способствовали покорению этого региона русскими.
В простенках между окнами строения помещены медальоны с мужским профилем, придающие фасадам неповторимый вид. Считается, что это рельефное изображение графа Сергея Строганова, но существует и другое мнение: возможно, это портрет самого Растрелли, оставившего таким образом свой собственный автограф на фасаде построенного им здания.
Дворец Строгановых был известен тем, что в его внутреннем дворе устраивались открытые обеды, где мог поесть любой прилично одетый человек. Отсюда и произошло слово «бефстроганов», означающее «мясо по-строгановски» (bœuf в переводе с французского означает «говядина»). Рассказывают, что некто более 20 лет приходил сюда на обеды, а когда однажды он не пришел, все заговорили о его смерти, хотя никто не мог вспомнить его имени.