Интересные факты
В заключении стоит упомянуть ряд интересных фактов, связанных с самым монументальным культовым сооружением Англии.
- Одним из настоятелей в период с 1621 по 1631 годы был известный поэт и проповедник Джон Донн. Он настолько сильно полюбился лондонцам, что решение захоронить его в стенах собора все восприняли с радостью.
- Это своеобразный нулевой километр, от которого берёт начало самая протяжённая трасса Великобритании А1.
- В 1713 году закончилась многолетняя война за испанское наследство. Воюющие стороны подписали Утрехтский мир, и в честь этого знаменательного события, собравшиеся в галереях лондонского собора, услышали величайшие произведения Георга Фридриха Генделя, написанные накануне подписания мира.
- Во времена английской революции, ещё до пожара 1666 года Старый Сент-Пол был разграблен и значительно разрушен солдатами армии Оливера Кромвеля.
- Величественные своды были свидетелями венчания принца Чарльза с принцессой Дианой.
- Лондонцы рассказывают красивую легенду, что во время разметки места для закладки собора Кристофер Рене попросил своих ассистентов подать камень. Они мгновенно выполнили просьбу, а камень, поданный Рене, оказался осколком древнего надгробия. И на этом маленьком осколке проступала латинская надпись «Resurgam», что в переводе с латыни означает «Вновь поднимусь».
Подытоживая всё вышесказанное, отметим, что посещение главной религиозной святыни Лондона платное. Но главное, каждому туристу надо быть готовым преодолеть множество ступеней многоуровневого культового сооружения. Наградой для тех, кто преодолеет все ступени, будет великолепный вид на Лондон, открывающийся с верхнего уровня величественно собора.
Богослужения
Храм можно посетить для молитвы (вход свободный) или в рамках экскурсии (вход платный). Стоит иметь ввиду, что во время молитвы вход хоть и бесплатный, но свободно ходить по храму и рассматривать интерьер, особенности убранства не принято.
Богослужения в соборе Святого Павла проводятся с понедельника по субботу в утреннее, обеденное и вечернее время. Стоит отметить, что в воскресенье службы проходят с раннего утра до вечера. Для удобства туристов на официальном сайте церкви указано время служб.
Экскурсии в церкви проводятся с понедельника по субботу с 8:30 до 16:30. Кассы закрываются в 16:00. Галереи открыты с понедельника по субботу с 9:30 до 16:15. По воскресеньям экскурсии не проводят.
Билет включает вход в собор, посещение крипты и галерей, а также аудиогид. Стоимость билетов варьируется от 8 до 18 фунтов. Детям до 6 лет вход свободный.
Стоит отметить, что при покупке на официальном сайте действует скидка 2 фунта с полного билета и 1 фунт с детского.
Рассмотренная церковь является символом веры Великобритании. Ее считают величайшим, уникальным строением Англии. Туристу, особенно верующему, стоит посетить святыню, приобщиться к православной культуре, архитектурному творению.
Краткая история собора такова
Изначально на данном месте возвышался храм Дианы-охотницы, который древние христиане непосредственно приспособили под свои нужды, первый собор (604) сгорел при пожаре, второй (685) был разграблен и разрушен викингами в 962 году, третий собор (1087-1310) сгорел во время Великого пожара в Лондоне 1666 года, четвёртый был спроектирован (1669-1675) и возводился (1675-1710) под чутким руководством К.Рена.
В 1806 году в крипте кафедрального собора Святого Павла, был похоронен легендарный адмирал Г. Нельсон, а в 1852 году — герцог Веллингтон. Оба сражались с Наполеоном, оба побеждали в битвах «корсиканское чудовище», а умерли с разницей практически в полстолетия.
В принципе этих двух известных людей можно по праву считать основателями британского «золотого века». В 1940 году собор подвергся массированным бомбовым атакам со стороны нацистской Германии, в последствии чего был сильно повреждён.
В 1965 году в соборе отпевали У. Черчилля — великого англичанина, который спас Лондон и в целом Соединённое Королевство во время Второй мировой войны.
Следует отметить, что в соборе Святого Павла в Лондоне проходило венчание английского принца Чарлза и Дианы Спенсер, состоявшееся в 1981 г. На фоне прошлых исторических событий великой империи это действо скорее похоже на фарс, но также состоялось в соборе.
Можно с уверенностью сказать, что в кафедральном соборе Святого Павла в Лондоне отображена практически вся британская история последних столетий: падения и взлёты, трагедии и драмы. Сегодня перед нами предстаёт величайший собор, который демонстрирует своим видом великий талант и упорство архитектора.
В плане собор — латинский крест с центральным нефом, южным и северным трансептами. При помощи лучших мастеров Рен сотворил интерьер, соответствующий всем канонам барокко.
К. Рен создал собор по своему второму плану, потому что первый не получил необходимого королевского утверждения (с макетом можно ознакомиться в крипте собора). Длина собора — 157 м., длина трансепта — 76 м., диаметр основания купола — 34 м., высота купола с крестом — 111 м., вес порядка 65 тыс.т., площадь приблизительно 155 тыс.кв.м.
Ложный второй этаж создан для того, чтобы скрывать массивные и мощные контрфорсы, которые поддерживают стены нефа и купол. Западный фасад собора выделяется двумя башнями (1707), на одной из которых установлены часы. Собор построен из портлендского известняка.
Для создания мощных колонн требовались большие каменные блоки, которые технически нереально было получить на разработках на острове Портленд возле юго-западного побережья Соединённого Королевства, и в связи с этой причиной портик был сделан из сдвоенных колонн (12 в первом ярусе и 8 во втором).
Барельефы на фронтоне (1706) показывают сцену обращения святого Павла. Центральный вход в собор с Ludgate Hill (ул.Ладгейт-Хилл). Фасады южного и северного трансептов оформлены полукруглыми портиками. Восточный фасад — полукруглая двухэтажная апсида с тремя арочными окнами.
Создание и непосредственное возведение купола — это весьма сложная задача, которую лучшие архитекторы того времени решали по-разному. Рен возвёл первый (внутренний) полукруглый кирпичный купол, создав в нём отверстие диаметром 6 метров (окулюс), через которое проникает свет из фонаря.
Над первым куполом гениальный архитектор установил кирпичный конус — опору для каменного фонаря (около 800 тонн), а над конусом второй купол — деревянный каркас, который покрыт свинцовыми листами.
Внутреннюю часть купола украшают фрески удивительной красоты работы Дж.Торнхилла. Интерьер арочно-купольного центрального нефа в большей части отделан в мраморе.
Мозаичная отделка сводов и хора собора завершилась в 1897 году. Вдоль стен располагаются многочисленные гробницы знаменитых людей Лондона (Великобритании).
Главный городской кафедральный собор всегда несёт не только религиозную, но и общественную нагрузку. Это сердце городской общины,»информационный центр». Если собор столичный, он становится духовным центром государства и нации. В этом отношении весьма символично посвящение главного собора столицы Британии апостолу Павлу.
В Средние века очень немного церквей в Европе посвящалась этому святому. Долгое время, до Реформации святой Павел находился в тени святого Петра.
Если Пётр был тем камнем, на котором строилась христианская церковь, Павел, скажем так, создал развёрнутый план и инструкцию по строительству этого грандиозного сооружения, сравнимого, пожалуй, только с Вавилонской башней и Великой Китайской стеной. Название главного лондонского собора говорит о врождённом практицизме и рациональности англичан.
История
Собор торжественно освятили в день рождения его архитектора Кристофера Рене 20 октября 1708 года. В этот день Рене исполнился 76 год, а открытие лондонского собора стало вершиной его жизни и замечательной успешной карьеры.
Дату официального открытия занесли в документы, хотя фактически собор открыл свои двери прихожанам ещё в 1697 году, и с тех пор в нём регулярно проводились богослужения.
История проектирования, как и история предыдущих храмов, была полна драматизма, и Рене пришлось 4 раза менять первоначально задуманный проект. Последние изменения внёс лично король Карл II, и собор в Лондоне увенчался огромным куполом, очень схожим на купол Собора Петра в Ватикане.
Если рассматривать конструктивные особенности, то под монументальным куполом разместились три галереи, шепчущая внутри здания, и две снаружи — получившие наименования золотая и каменная.
Своим оригинальным наименованием первая галерея обязана тому, что при проектировании и строительстве не учли особенности акустики. Слово, произнесённое даже шёпотом, многократно отражается от стен, так что человек, стоящий в конце галереи, легко услышит своего собеседника, стоящего от него на десятки метров.
Высота Собора 111 метров, а в его колокольнях установлено 17 уникальнейших колоколов, в том числе знаменитые «Great Paul» и «Great Tom». Отметим, что 16-тонный «Большой Пол» самый крупный колокол Англии. Алтарь украшен резной позолотой, а в его центре находится большое распятие и скульптуры святых.
Для оформления фасада Рене архитектурные элементы популярного на то время витиеватого и вычурного архитектурного стиля барокко, благодаря чему собор стал одним из красивейших в мире.
Достопримечательности Кафедрального Собора Св. Павла – что посмотреть?
Главная и самая широко известная достопримечательность собора – купол, возвышающийся на окруженном многочисленными колоннами барабане. Внешне он напоминает купол Собора Св. Петра (Рим, Ватикан), уменьшенный в диаметре до 32 м. Однако в конструктивном плане он существенно отличается, поскольку является двойным. Верхний купол рассчитан на внешнее обозрение и воздействие, поэтому покрыт свинцовыми защитными пластинами (это покрытие по сути можно считать третьим ярусом купола) и закреплен на скрытом от глаз кирпичном конусе. Под ним находится второй, внутренний купол, имеющий отверстие по центру для проникновения внутрь света. Внутренняя часть купола покрыта росписями Джеймса Торнхилла из жизни апостола Павла.
Уже более 300 лет возвышается над лондонской застройкой купол этого собора, продолжая и сегодня оставаться одним из самых высоких во всем мире. Но не только в этом причина того, что Собор Св. Павла стал одной из самых известных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. Это становится понятным при более близком рассмотрении собора снаружи и изнутри.
Фасад собора
К куполу собора ведет высокая лестница из 530 ступенек, начинающаяся в восточном углу его южного крыла. Преодолев из них первые 259, вы попадете в «Галерею Шепота», названную так из-за производимого там звукового эффекта. Уникальная акустика галереи позволяет слышать шепот на расстоянии 32 м (именно такое расстояние между двумя противоположными стенами зала). Еще 119 ступенек вверх – и вы в «Каменной галерее», открывающей с высоты превосходные панорамные виды Лондона. Те, кто сумеет преодолеть последние 152 ступеньки, смогут попасть в наиболее высоко расположенное место собора – «Золотую галерею» и посмотреть на Лондон оттуда, с высоты в 85 м.
Интерьер собора оформлен довольно сдержанно, в полном соответствии с традициями англиканской церкви. Здесь вы не встретите столько декоративного антуража, как в крупных католических храмах. Зато архитектурные формы, линии, детали, их исполнение – поистине великолепны. Очень ценными с художественной точки зрения элементами являются здесь ажурные кованые решетки и другие декоративные элементы из металла, созданные Жаном Тижу. Украшенные резьбой деревянные скамьи в хоре, выполненные рукой известного английского мастера по дереву Гринлинга Гиббонса. Специально изготовленный для этого собора в 1694 году орган, который и сегодня считается одним из наилучших в Англии.
Вид собора в ночной иллюминации
Во внутреннем оформлении стоит также упомянуть превосходную резьбу по камню, великолепие балюстрад, картину Холмана Ханта «Светоч миру», скульптуру Генри Мура «Мать и дитя» и некоторые другие произведения. Для того чтобы лишить собор присущей ему холодности и строгости интерьера, в 19 веке его дополнительно украсили мозаичными панно на хорах, весьма органично вписавшимися в шедевр Рена. Но все они меркнут перед великолепием памятников, которые можно увидеть на крипте собора.
Крипта Собора Св. Павла является местом последнего пристанища многих выдающихся граждан страны. Здесь расположено более 200 надгробий и превосходных высокохудожественных памятников, погребены такие люди, как Уинстон Черчилль, адмирал Нельсон, лорд Веллингтон, художники Генри Мур, Джозеф Тернер, Джошуа Рейнолдс, поэт Джон Донн, Александр Флеминг, Лоуренс Аравийский, а также многие-многие другие. В том числе и сам создатель этого грандиозного сооружения – Кристофер Рен, чью могилу вместо памятника украшает эпитафия, гласящая, что тем, кто ищет здесь памятник, стоит просто оглядеться вокруг. Надгробным памятником автору служит его главное произведение – Собор Святого Павла.
Купол собора
Стоит также упомянуть, что в Соборе Св. Павла, являющемся духовным центром Лондона, проходят очень многие значимые для столицы и всей страны в целом события – похороны премьер-министра Уинстона Черчилля и лорда Веллингтона, юбилей королевы Виктории, венчание принца Чарльза и Дианы Спенсер и др. Совсем недавно – 17 апреля 2013 года – в Соборе Святого Павла состоялось прощание с Маргарет Тэтчер, первой и пока единственной в истории Великобритании женщиной премьер-министром.
Стоимость билетов Собор Святого Павла в 2019 г.
Билет включает вход в собор, посещение крипты и галерей, а также аудиогид (на русском языке нет)
-
Билет в кассе
- Полный билет — 20 фунтов
- Для детей до 6 лет — бесплатно
- Для детей от 6 до 17 лет — 8,50 фунтов
- Для студентов и лиц старше 60 лет — 17,50 фунтов
- Семейный билет для 2 взрослых и 2-3 детей — 48,50 фунтов
- Семейный билет для 1 взрослого и 2-3 детей — 34 фунта
-
Билет на официальном сайте
- Полный билет — 17 фунтов
- Для детей до 6 лет — бесплатно
- Для детей от 6 до 17 лет — 7,20 фунтов
- Для студентов и лиц старше 60 лет — 15 фунтов
- Семейный билет для 2 взрослых и 2-3 детей — 41,20 фунта
- Семейный билет для 1 взрослого и 2-3 детей — 29 фунтов
Фото и описание
Собор Св. Павла – англиканский собор, названный в честь апостола Павла, построен в самой высокой точке Лондона – на вершине холма Ладгейт Хилл. Существуют предположения, что христианские церкви существовали на этом месте еще со времен англо-саксонского завоевания. Скорее всего, они были деревянными, и материальных следов этих построек не сохранилось, как не осталось следов и от каменного храма, сгоревшего в пожаре 1087 года.
После пожара был построен так называемый «старый святой Павел», строительство продолжалось более двухсот лет, и большая часть недостроенного храма была опять уничтожена пожаром в 1136 г. Освященный в 1300 году храм был одним из самых больших в Европе, а его шпиль был высотой 178 метров высотой (по данным археологических раскопок Франсиса Пенроуза в 1878 году).
Во времена церковных реформ Генриха VIII собор, как и многие другие храмы Британии, приходит в упадок и понемногу разрушается. В 1561 году в шпиль попала молния, и он сгорел, в чем как протестанты, так и католики усмотрели гнев Божий на неправедные деяния противников.
В 1670 году площадка была расчищена от руин старого здания, и началось строительство совершенно нового собора по проекту архитектора сэра Кристофера Рена. Сэр Кристофер Рен построил в Лондоне уже более 50 церквей, и предложение перестроить собор поступило к нему еще до Великого Лондонского пожара 1666 года.
Было сделано несколько проектов собора, которые значительно отличались между собой. От первого проекта до нас дошел всего один эскиз и часть макета. По этому проекту собор представлял собой купол, похожий на Пантеон в Риме и прямоугольную базилику. Этот вариант был отвергнут, как недостаточно величественный. Второй проект – в форме греческого креста – показался критикам слишком радикальным. Третий вариант дошел до нас в виде Большого макета, сделанного из дуба и гипса, длиной шесть метров и четыре в высоту. Сейчас Большой Макет выставлен в соборе. В основе этого варианта лежит второй проект, но с удлиненным нефом. Этот вариант также был раскритикован духовенством – предпочтение отдавалось планам в форме латинского креста. Кроме того, такой собор надо было строить сразу – поскольку его венчал купол, а традиционные соборы можно было святить незаконченными и проводить в них службы. Самому Рену этот вариант нравился больше всего, и он решил не выносить больше свои проекты на публичное обсуждение, назвав это «потерей времени» и оценкой «некомпетентных судей».
Четвертый проект стал попыткой соединить готические традиции английских церквей с гармоничностью ренессансного стиля. Окончательный вариант все же очень сильно отличается от того, что был утвержден. Король дал архитектору добро на внесение «декоративных изменений» в проект, и сэр Кристофер Рен трактовал это разрешение весьма вольно. Прежде всего, появился купол – его не было в утвержденном проекте, но именно он стал ключевой деталью в общем облике собора.
Внутри купола проходит Шепчущая Галерея – из-за особенностей акустики под куполом слово, сказанное тихим шепотом, слышно на противоположной стороне галереи.
На северо-западной башне находится звонница – 13 колоколов разного строя, в том числе самый большой колокол Британских островов Большой Павел. По традиции, установленной папой Иоанном XIV, колокола крестили и давали им имя какого-либо святого.
Фото и описание
Церковь святого Павла знакома всем любителям английской литературы: под её портиком в первой сцене пьесы Бернарда Шоу «Пигмалион» прячутся от дождя профессор Хиггинс, Элиза Дулиттл и остальные герои. Некоторые из них только что вышли из ближайшего театра после спектакля.
Это естественно: ведь Сейнт-Пол стоит в сердце Ковент-Гарден, театрального района Лондона, и даже называется актёрской церковью – она тесно связана с актёрским сообществом, здесь часто проходят концерты и постановки. Более того – с этой церкви Ковент-Гарден и начался.
В 1630 году четвёртый граф Бедфорд получил разрешение перестроить принадлежавший ему квартал севернее Стрэнда. Для этого граф нанял королевского архитектора Иниго Джонса, чей талант вдохновлялся итальянской архитектурой. Джонс спроектировал классическую итальянскую площадь с церковью. Рассказывали, что Бедфорд, взволнованный большими тратами, объяснил архитектору, что церковь должна быть не пышной, «не намного лучше сарая». «Ладно, — ответил Джонс, — тогда у вас будет самый красивый сарай в Англии».
Церковь, получившуюся действительно и простой, и красивой, освятили в 1638 году. Она стала первой в стране церковью, построенной уже после англиканской реформации. В 1795 году паяльщики, работавшие на колокольне, оставили без присмотра огонь, и пожар уничтожил крышу, расписной потолок и часть стен, но архитектор Томас Хардвик восстановил всё, следуя концепции Джонса.
Здание церкви – прямоугольное, строгое, без башен. На площадь выходит тосканский портик – именно за его колоннами укрывались герои Шоу. Угловые колонны квадратные, между ними – две круглые, обрамляющие, как может показаться, дверь. На самом деле это обманка. Иниго Джонс, планировавший главный вход с площади, предполагал, что алтарь будет с другой, западной, стороны. Архиепископ запретил (в христианской традиции ставить алтарь в восточном приделе), и Джонсу пришлось подчиниться. Поэтому в церковь святого Павла входят со двора, с Бедфорд-стрит.
Собор св. Павла в фактах
- Купол. Купол собора – тройной. Снаружи видна только внешняя свинцовая оболочка – она лежит на деревянном каркасе. И этот каркас, и многотонный фонарь опираются на кирпичный конус, мягкой полусферой перекрывающий внутреннее пространство.
- Внешний купол. Свинцовое покрытие внешнего купола лежит на легком деревянном каркасе (диаметром 30,8 метров). Величественный купол возвышается на вытянутом вверх барабане и по высоте уступает лишь куполу собора Св. Петра в Риме.
- Высокий барабан. Возведенный Реном купол поднят на очень высокий барабан. Эта конструкция и создает запоминающийся силуэт собора.
- Классический силуэт. В проект купола часто вносились изменения. В результате увенчанный шпилем готический силуэт был заменен формой к классическом стиле, которая и завершила монументальную композицию.
- Световой фонарь. Фонарь весом 836 тонн опирается на кирпичный конус купола. Архитектурная форма фонаря повторена в двух башнях-колокольнях.
- Верхние окна. Прямой свет попадает в собор сквозь высокие окна барабана, а косвенное освещение проникает через круглые окна фонаря и отверстие в вершине внутреннего купола.
- Главное средокрестие. Здесь проходят церковные службы и совершаются важные государственные церемонии. Тщательный расчет конструкции средокрестия позволил равномерно распределять давление купола: значительная нагрузка была перенесена на пилоны, между которыми расположены капеллы и лестницы.
- Боковые фасады. За высокими декоративными стенами боковых фасадов скрыты контрфорсы, которые поддерживают стены вытянутого в длину нефа. Рен тщательно просчитывая пропорции фасадов, сопоставляя их с общим объемом собора, чтобы объединить все части в одно целое.
- Башни. Башни, несомненно, не соответствуют стилю портика и купола, однако, благодаря искусству Рена органично вписываются в облик собора.
- Западный фасад. Главная ось, идущая с востока на запад, сдвинута относительно оси Старого собора таким образом, что во время пасхального богослужения рассветные лучи солнца освещают алтарь, символизируя воскресение Христа.
- Колонны. Спаренные колонны портика сменяются двойными пилястрами башен, зрительно соединяя центральную и боковую части храма.
- Фронтон. Фронтон, закрывающий проем между скатами крыши, — типичный прием классической архитектуры. Мастера барокко использовали его как внешнее, чисто декоративное украшение, маскирующее утилитарное назначение строительных конструкций.
- Рельефы на фронтоне. На фронтоне портика изображена сцена обращения св. Павла в христианство после того, как ему было видение на пути в Дамаск.
- Св. Павел. Верхняя часть фасада украшена статуями. Над центральным портиком – фигура св. Павла, по сторонам от нее изображения св. Иоанна и св. Петра.
Загрузить
чертежи объекта
одним архивом, в крупном размере
История
Кафедральная церковь расположена на священном месте, на котором во времена Римской империи находилась древняя языческая церковь богини Дианы. В VII веке храм Святого Павла уже существовал в Великобритании.
Предшественники
Существующая в настоящее время церковь является пятой. Первое строение, деревянное, было построено в 604 году, сгорев в 675 году. В 685 году возвели каменный собор, который был разрушен викингами при набеге на Лондон в 961 году. Через год был построен новый, сгоревший во время лондонского пожара 1087 году. Четвертый храм (известный как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара) был основан в 1086 году и освящен в 1240 году, он являлся одним из крупнейших в Европе в то время. Святыня сгорела в 1666 году во время Великого лондонского пожара. При этом руководство города приняло решение о строительстве нового храма, несмотря на возможности реконструкции.
Кто построил окончательный вариант
Пятый собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена. Строительство длилось с 1675 года, завершившись в 1708 году.
Открытие состоялось 20 октября 1708 года в день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), но службы в нем начались 2 декабря 1697 года. Рен три раза менял свой проект. Первый он предполагал построить на фундаменте сгоревшего четвертого здания. Власти города отклонили проект.
Второй предполагал строительство церкви, имеющей в плане вид греческого креста. В настоящее время сохранился в масштабе 1:24 макет такого собора, который сегодня представлен в нем. Этот проект был отклонен из-за своей масштабности.
Третий проект Рена предполагал сооружение достаточно большого храма с куполом и двумя башнями-звонницами. Его утвердили, в связи с чем в июне 1675 года начались строительные работы. Впоследствии король Карл II отклонил его, приказав добавить большой купол, сделавший храм одной из самых крупных достопримечательностей Лондона.
Возведение и основание
Замыслы Рена воплощала многочисленная команда инспекторов, чертежников, строителей, каменщиков, мастеров и других рабочих. Архитектор самостоятельно посещал строительство каждую неделю. Он смотрел на свое творение из окон своего дома, стоявшего на берегу реки Темзы рядом с театром «Глобус».
Заключительные стадии работы были трудными. Рен вел переговоры с властями города по поводу финансирования проекта. Сложно было оставлять такой грандиозный замысел, но из-за возраста проектировщик смотрел, как Кристофер Рен Младший клал на место последний камень в 1708 году. Он также часто приходил полюбоваться своей работой. Это продолжалось до самой его смерти в 1723 году в возрасте 91 года.Сын архитектора придумал эпитафию. Она представлена над могилой отца в крипте и повторена на полу под куполом.