Литература
- Антипов И. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века Каталог памятников. — СПб, 2000. — С. 38—40, 47—48.
- Архангельский собор Московского Кремля / под ред. Маясовой Н. — М.: Красная площадь, 2002. — 439 с.
- «Архангельский собор», музей Архангельский собор / под ред. Маясовой Н. — М.: Изобразит. искусство, 1978. — 16 с.
- Бартенев С. Большой Кремлевский Дворец. Дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с. — ISBN 978-1-387-70390-6.
- Брюсова В. О времени написания икон Архангельского собора // Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 98—103.
- Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: МАИК «Наука», 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
- Бусева-Давыдова И., Нащокина М., Астафьева-Длугач М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
- Воронин Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962. — Т. 2. — С. 150, 161—162.
- Власова Т. Архангельский собор: путеводитель. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2012. — 288 с.
- Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М., 1988. — С. 68—70.
- Московский Кремль XV столетия. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет / под ред. А. Баталова. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2011. — Т. 3. — 411 с.
- Московский кафедральный Архангельский собор / под ред. Лебедева А. — М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1880. — 388 с.
- Панова Т. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. — 1987. — № 4. — С. 110—122.
- Петров Л. А., Гнездовский Б. В., Давид Л. А., Подьяпольский С. С., Маркелова В. Н., Шеляпина Н. С. ЦНРМ: Отчёт об археологических исследованиях в южном делении алтаря Архангельского собора и придела Иоанна Предтечи // Архив ВПНРК. — 1962—1963. — № 130.
- Розанов Н. Петр Алексеевич Алексеев, протоиерей Архангельского собора в Москве и его время. — М.: М: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 16 с.
- Самойлова Т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: иконографическая программа XVI века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 261 с.
- Снегирёв И. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. — М.: Изд. А.Семена, 1842. — 609 с.
- Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. Паламарчука П. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
- Шервинский С. В. Венецианизмы Московского Архангельского собора. — М, 1917.
- Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с.
- Фёдоров В. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // ГММК, Материалы и исследования. — 1973. — № 1. — С. 41—51.
Из истории
История храма начинается с основания Нижнего Новгорода в 1221 году, когда князем Юрием Всеволодовичем был заложен деревянный собор. В 1227 году Архангельский собор был построен в камне. Обветшавший и много раз горевший храм в 1359 году был полностью перестроен.
По преданию, именно около Архангельского собора Кузьма Минин призывал соотечественников к борьбе с польскими интервентами за освобождение Москвы. В честь этого события в декабре 1627 года вышел указ первого из династии Романовых — царя Михаила Федоровича о строительстве нового храма. Весной 1628 года в город прибыли каменных дел подмастерья Лаврентий Семенович Возоулин и его пасынок Антип и приступили к сооружению храма. Строительство велось на фундаменте прежней постройки и было завершено в 1631 году.
В 1704 году храм пострадал от пожара, возникшего на территории Кремля и 28 лет службы в нем не проводились. Только в 1732 году Архангельский собор был восстановлен и богослужения в нем возобновились.
В 1341 – 1392 годах, когда город входил в состав Нижегородско-Суздальского княжества, Архангельский собор был дворцовой великокняжеской церковью и служил усыпальницей великих князей.
В годы борьбы с религией Архангельский собор остался единственно уцелевшим храмом на территории Кремля.
В 1962 году была выполнена его реставрация и в него перенесли прах Кузьмы Минина, останки которого раньше находились в Спасо-Преображенском соборе, разрушенном в 1930 году.
В советское время храм был закрыт, с 1962 года в нем располагался Исторический музей, а в 2000 году богослужения возобновились.
Старообрядческие храмы в честь архангела Миха́ила
Традиция празднования «Миха́йлова дня» сохранилась и у старообрядцев. Во всех старообрядческих согласиях есть храмы, освященные во имя этого праздника.
Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви г. Воронежа, с. Путино Пермского края, с. Кильмезь Кировской области, ст. Манычская Ростовской области, с. Малиновка Томской области, а также строящихся храмах г. Глазов (Удмуртия) и г. Злынка (Брянская область). В зарубежных общинах РПСЦ храмовый праздник в общинах г. Бельцы (Молдова) и с. Валая Родоя Флорештского района (Молдова).
Храм РПсЦ во имя Архангела Михаила, село Путино Пермского краяХрам архангела Михаила. Бельцы
Престольный праздник отмечают в общинах Русской Древлеправославной Церкви г. Волгограда и пос. Урска Кемеровской области.
Храм РДЦ во имя Архангела Михаила, г. Волгоград
Поморские общины г. Невеля и дер. Михалкино Псковской области, г. Кузнецка Пензенской области, г. Темир-Тау Кемеровской области, Утянская община (Литва) также отмечают сегодня престольный праздник.
Храм архангела Михаила. Утяна
Архангел Михаил — чиноначальник вышним Силам
Имя Михаил на еврейском значит «кто, как Бог». Архангел Миха́ил, по православному учению, является Начальником всех Небесных Сил бесплотных. Он именуется архистратигом (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Следуя этой традиции, в Великих четьих-минеях митрополит Макарий пишет:
По преданию Церкви, отраженному в текстах праздничной службы, Архангел Михаил многократно являлся людям еще во времена Ветхого завета — при выходе израильтян из Египта, переходе через Красное море. Он явился Исусу Наввину и передал ему повеление Божие взять Иерихон. Множество других случаев победоносной помощи Архангела Миха́ила описано в книгах церковных.
«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»
Из священного Писания и Предания известны также имена других Архангелов — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле:
Архангел Гавриил — благовестник таин Божиих;Архангел Рафаил — врач болезней и путеводитель;Архангел Уриил — просвещает людей, побуждает их на молитву;Архангел Иегудиил — заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией;Архангел Варахиил — податель Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела;Архангел Салафиил — врач от болезни малярии и молитвенник к Богу о людях;Архангел Гефаил — возжигатель любви к Богу;Архангел Тахиил — помощник и защитник в бедах и напастях.
Библиотека Русской верыКанон святому Архангелу Михаилу →
Читать онлайн
Тропарь, глас 4.
Небесных воинств Архистратиже, молим тя ныне мы недостойнии. Яко да твоими молитвами покрыеши нас кровом крилу, невещественыя ти славы. Сохраняющи нас молящихся прилежно, и вопиющих, от бед избави нас, яко чиноначалник вышним силам.
Кондак, глас 2.
Архистратиже Божии, и слуго божественыя славы. Ангелом начальниче, и наставниче человеком. Еже есть на пользу проси нам, велия милости, яко бесплотным Архистратиг.
Собор Михаила Архангела в Нижегородском Кремле
1 оценило
Михайло-Архангельский собор в Нижнем Новгороде — старейший каменный храм на территории области, относится к храмам шатрового типа. Храм является уникальным для начала XVII века ансамблем, где церковь соединена с колокольней. Престол освящен в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Михайло-Архангельский собор в Кремле
История собора Михаила Архангела
Изначально в этом месте при основании Нижнего Новгорода в 1221 году был построен деревянный храм, а в 1227 году — 4-столпный 3-апсидный белокаменный собор с тремя притворами, который был полностью перестроен в 1359 году.
23 апреля 1628 года начато строительство нового храма, который существует и поныне. Строительство было завершено в 1631 году. Храм выстроен в честь Нижегородского ополчения 1612 года, а освящён в честь покровителя русского воинства — архангела Михаила.
В 1704 году во время сильного кремлевского пожара Михайло-Архангельский собор был сильно повреждён. Реконструкция длилась 28 лет, после чего в 1732 году в храме вновь начались богослужения. При этом, храм был вновь освящен нижегородским архиепископом Питиримом.
В XX веке был разрушен возведенный в 1672 году Иоанно-Богословский придел.
В 1962 году после реставрации, проведенной под руководством Святослава Агафонова, в Михайло-Архангельский собор был перенесён прах Кузьмы Минина, который до этого находился в разрушенном Спасо-Преображенском соборе.
В 2009 году депутаты Нижегородского законодательного собрания изготовили и подарили Михайло-Архангельскому храму девять колоколов. Самый большой из них — колокол «Законник» массой 530 кг — установлен на звоннице.
В сентябре 2009 года храму была подарена Казанская икона Божией Матери во время визита Патриарх Московского и всея Руси Кирилла.
Святыни собора
- икона великого владимирского князя Георгия Всеволодовича, основателя Нижнего Новгорода, с частицей мощей;
- икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей;
- икона преподобного Макария, Желтоводского и Унженского чудотворца, с частицей мощей;
- икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицей мощей.
Захоронения в соборе
Один из ведущих церковных историков Нижнего Новгорода XIX века, митрополит Макарий, предполагает, что здесь погребены:
- Василий Юрьевич, сын родоначальника князей Шуйских и последний великий князь Нижегородский (скончался в 1449 году);
- Иоанн Васильевич, который владел Нижним как присяжник государя Московского (скончался в 1417 году);
- Василий — второй сын Василия Юрьевича, известный в истории под именем Гребенки-Шуйского (скончался в 1477 году);
- Иоанн Васильевич Горбатый, сын Василия Симеоновича, отказавшегося в 1448 году от Нижнего Новгорода в пользу московского князя. (скончался в 1458 году);
- Петр Александрович Горбатый, сын князя Александра Борисовича и брат Евдокии Александровны, супруги Никиты Романовича Юрьева-Захарьина;
- Инок Зосима;
- Инок Иона;
- Зиновий;
- Великая княгиня Ирина.
- Нижний Новгород
- Кремль
Некрополь
Основная статья: Некрополь Архангельского собора
Схема расположения мужских погребений, 2015 год
В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. В нём находятся 46 гробниц и 54 захоронения. В 1906 году надгробия были покрыты бронзовыми футлярами. Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с плитами, украшенными тонкими резными растительными орнаментами и эпитафиями. Первым в храме был похоронен Иван Калита, его гробница установлена у южной стены. Вдоль западной помещены саркофаги близких родственников великих князей, вдоль северной — князей, впавших в немилость и умерших насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе. Цари из династии Романовых похоронены у юго-восточного и северо-восточного столбов. В соборе также стоят гробницы удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Боровского, Андрея Углицкого, Владимира Храброго, Андрея Серпуховского. С северной стороны находится рака с мощами князя Михаила Черниговского. Её перенесли из церкви, стоявшей над зданием приказов и снесённой при постройке Кремлёвского дворца Баженова. Последнее захоронение в Архангельском соборе состоялось в 1730 году, когда у северо-восточного столба похоронили императора Петра II. Напротив надгробий расположены изображения в полный рост почти всех погребённых здесь великих князей.
Примечания
- ↑ . Православие.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
- ↑ , с. 9—10.
- .
- , с. 122.
- . Музей православного зодчества. Дата обращения 24 мая 2018.
- ↑ . Patriarchia.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
- ↑ .
- , с. 123—160.
- ↑ , с. 152—169.
- ↑ , с. 17.
- , с. 97.
- , с. 4.
- , с. 18—19.
- , с. 138.
- , с. 225.
- , с. 50—55.
- , с. 20.
- .
- , с. 226—227.
- «Московские церковные ведомости», 12 марта 1895, № 11, официальный отдел, стр. 23—24.
- ↑ , с. 23.
- «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 444—445
- «Правительственный вестник», 28 мая (10 июня) 1913, № 114, стр. 1
- . Ридус (12 октября 2017). Дата обращения 24 мая 2018.
- , с. 227.
- ↑ .
- .
- ↑ , с. 50—54.
- , с. 20.
- , с. 30—37.
- , с. 33.
- , с. 95.
- , с. 19.
- ↑ .
- , с. 26.
- , с. 68.
- , с. 46.
- , с. 51.
- , с. 60—66.
- , с. 86.
- , с. 120.
- , с. 106.
- , с. 221.
- , с. 98—103.
- , с. 124—129.
- , с. 134—139.
- , с. 162.
- .
- , с. 101.
- , с. 119.
- .
Княжеский некрополь Архангельского собора Нижнего Новгорода
Михайло-Архангельский собор, будучи несколько времени дворцовою великокняжескою церковью, имел у себя усыпальницу для погребения великих князей. Из них, по надписям и древним записям, погребены здесь:
Василий. Это Василий Юрьевич, сын родоначальника князей Шуйских и последний великий князь Нижегородский. Ему Димитрий Шемяка, в 1446 году, отдал было Нижний Новгород в независимое владение, но господство самого Шемяки на другой год после того кончилось. Кончина Василия последовала в 1449 году.
Иоанн. Под этим именем должно разуметь Иоанна Васильевича, который был первый сын Василия Димитриевича и владел Нижним Новгородом как присяжник государя Московского (1417).
Василий. Это второй сын Василия Юрьевича, князь Василий Васильевич, известный в истории под именем Гребенки-Шуйского, до двух раз неудачно сражавшийся в рядах новгородцев (1454) и в Двинской области (1471) против Иоанна III. После того он был наместником государя во Пскове, потом владельцем Нижнего и первым вельможею в совете великого князя Василия Иоанновича. Он был в силе и при правительнице Елене; скончался в 1477 году.
Иоанн. Это Иоанн Васильевич Горбатый, сын Василия Симеоновича, отказавшийся в 1448 году от Нижнего Новгорода в пользу Московского князя. Он заключил с Василием Васильевичем Темным договор, по которому получил во владение Городец. На печати он назывался великим князем. Как сам он, так и потомки его владели Городцом, Шуею, Юрьевцем и другими городами с правами державных князей. Кончина его последовала в 1458 году.
Петр. Это Петр Александрович Горбатый, сын князя Александра Борисовича, а брат Евдокии Александровны, супруги Никиты Романовича Юрьева-Захарьина.
Инок Зосима. Инок Иона. Зиновий. Великая княгиня Ирина.
Кто были эти последние три князя и княгиня, определить трудно. Одни разве синодики могут послужить здесь пособием к объяснению лиц.
Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода богослужения контакты как добраться расположение на карте
Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода богослужения:
- Богослужения в соборе Архангела Михаила совершаются ежедневно в 8:00
- Накануне воскресных и праздничных дней служится всенощное бдение
- В воскресенье начало литургии — в 9:00
Как добраться самостоятельно к нижегородскому Архангельскому собору:
Добраться до Нижнего Новгорода, а в Нижнем Новгороде — до кремля не сложно.
Рекомендации «по городу» для автомобилистов все равно не помогут, придется разбираться на месте, с картами и навигаторами. Уж очень непросто передвигаться в холмисто-овражистом городе.
Если Вы приехали на поезде и высадились на Московском вокзале, то предстоит выйти на большую шумную площадь и найти нужный номер автобуса (61,38,19) или маршрутного такси (34, 54, 81,134, 172). Номеров, на самом деле, гораздо больше, поэтому вам нужно брать то средство передвижения, в маршрутной карте которого указана площадь Минина и Пожарского. Если все будет благополучно, через четверть часа вы окажетесь напротив Дмитриевской башни кремля.
Собор архангела Михаила. Иконы
Архангел Михаил часто изображается в составе так называемого «ангельского деисуса».
Архангел Михаил. Из деисусного чина. Тверь, первая половина XV в. ГТГ
Архангел Михаил часто изображается с тростью-копьём в одной руке и особой сферой-зерцалом (символ предвидения, переданного Архангелу Богом) в другой.
«Архангел Михаил» из Звенигородского деисусного чина. Нач. 15 века. Андрей Рублев. ГТГ«Архангел Михаил» ок. 1300 года, Ярославль
На более поздних иконах архангел Михаил может изображаться попирающим ногами дьявола, в левой руке как победитель держит зелёную финиковую ветвь, в правой — копьё с белой хоругвью, на которой начертан червлёный крест (символизирует победу Животворящего Креста над дьяволом) либо держит в руках пламенный меч и щит. Также Михаил может быть представлен в качестве стражи Царя Небесного, облачённый в воинские доспехи, либо скачущим на коне.
Архангел Михаил, попирающий дьявола. 17 век. Третьяковская Галерея, МоскваИкона Архангел Михаил с деяниями. 1410-е годы. Архангельский собор Московского Кремля, Москва
Из икон, посвящённых архангелу Михаилу, можно отметить «Чудо Архистратига Михаила в Хонех», «Явление Архангела Михаила Исусу Навину» и «Собор Архистратига Михаила».
Икона Собор Архангела Михаила. Начало XIX векаИкона Чудо Архангела Михаила в Хонех. Из собора св. Софии в Великом Новгороде. 1484–1504 годы
Немного истории
Со времен создания города собор во всей своей красе располагался в Нижегородском кремле, построенном в период с 1500 по 1518 годы. За всю историю никто не смог его завоевать. Жители города под его стенами под предводительством князя Димитрия Пожарского и своего старосты земского совета Кузьмы Минина собрали средства и организовали народное ополчение 1611 года против польских интервентов, которые захватили Москву. Город стал важным торговым узлом в России с 1817 года. В советское время его переименовали в Горький (в честь писателя М. Горького). В годы Великой Отечественной он подвергался массовым бомбежкам, так как больше всего снабжал фронт военной техником и боеприпасами.
Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных. История праздника
Из книг Ветхого и Нового завета мы узнаем об Ангелах — существах невидимого мира, посланниках Божиих. Многочисленные случаи их явления людям известны издавна. Уже в апостольские времена возникло искаженное, еретическое мнение, что нельзя молиться напрямую ко Христу, а нужно обращаться к Ангелам. Ересь эта, по словам блаженного Феодорита, достигала даже степени идолослужения.
Величание — песнопение празднику. Поморский обиход
В начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе (за несколько лет до I Вселенского Собора) было осуждено еретическое мнение об ангелах как творцах и повелителях Вселенной. Собор утвердил православное почитание Небесных Сил бесплотных, а праздник был установлен 8 ноября, в восьмой день девятого месяца — год в то время начинался с 1 марта. Эта дата была выбрана неслучайно. Восьмой день символизирует будущий Собор всех Небесных Сил во время Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «восьмым днем», когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31). Девятый месяц года указывал на девять чинов ангельских. В праздничном песнопении, величании, перечисляются имена чинов ангельских: «Величаем вас, Архангели, Ангели, Начала, Власти, Престоли и Господствия, Силы и Херувими, страшная Серафими, славящих Господа».
Библиотека Русской верыПоучение на собор архангела Михаила. Великие Минеи Четьи →
Читать онлайн в оригинале
Православные Монастыри
Сохранились в Нижнем Новгороде и старинные монастыри – древнейшие мужские Благовещенский с Печерским, и женский Крестовоздвиженский. Посещать вам их или нет – решайте сами, мы просто дадим их очень краткую характеристику.
Благовещенский монастырь (Мельничный переулок, 8)
Старинный Благовещенский монастырь был создан практически одновременно с городом по распоряжению Юрия Всеволодовича и являлся некоторым образом оборонительным укреплением города со стороны Волги, поэтому он подвергался нападениям и разбою. Но постепенно жизнь налаживалась, монастырь рос, а с появлением рядом с ним здания Нижегородской промышленно-торговой ярмарки дела и вовсе наладились.
Нижегородский Благовещенский монастырь на берегу Оки
Сегодня в этой действующей обители можно посмотреть отреставрированные храмы постройки 17 века — Благовещенский и Успенский. А также Алексеевскую церковь, в которой в советские годы функционировал планетарий. Сейчас при монастыре имеется Центр духовной реабилитации наркоманов. Здесь находится и Духовная семинария.
Вознесенский Печерский монастырь (Приволжская слобода, 108)
Печерский монастырь возник другим способом – из монашеской общины, которая создалась вокруг инока-отшельника Дионисия Суздальского, поселившегося в пещере. Монастырь, построенный на том месте, неоднократно разорялся набегами кочевников и оползнями. Поэтому в 17 веке монастырское братство перебирается на новую территорию, сохраняя в названии место своего основания (пещера).
Старинные строения Печерского монастыря на волжском берегу
Сегодня в монастыре находятся постройки первой половины 17 века – это Вознесенский и Успенский храмы. Также здесь можно увидеть надвратную церковь Св. Евфимия Суздальского и посетить музей церковно-археологических экспонатов, которые расскажут историю православия земель нижегородских.
Печерский монастырь располагается в очень живописном месте, которое привлекало многих русских художников. В свое время монастырь был запечатлен на картине русского живописца А.Саврасова, которую сегодня можно увидеть в городском Художественном музее.
Крестовоздвиженский монастырь (Окский съезд, 2)
Крестовоздвиженский женский монастырь возник из объединенной общины монахинь во второй половине 18 века, хотя первый женский монастырь появился на нижегородских землях уже в 14 веке. В 19 веке женская монастырская обитель осваивается на новом месте,где его можно осмотреть и сегодня. Туда перевезли прежние церковные постройки в разобранном виде и вновь их собрали. Были построены и новые здания, в том числе, храм, который напоминает Казанский собор в Петербурге.
Крестовоздвиженский храм женской обители
Главная святыня храма – почти 5 метровый крест-распятие с частицей Животворящего Креста Господня. Этот крест-распятие украшен троице-сергиевскими иконописцами.
Архитектура
Внешний вид
Центральный портал западного фасада, 2014 год
Пятиапсидный собор высотой 21 метр построен из белого камня. Пять куполов сдвинуты к востоку. Центральная глава возведена над амвоном, с которого священник произносит проповеди, над алтарной частью установлены купола малых размеров. Фасад разделён пилястрами и украшен двумя карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа. Нижний ярус более высокий и мощный, с декоративными арками в простенках, верхняя часть строения имеет меньший размер. Закомары декорированы белокаменными раковинами и акротериями в виде высоких сосудов. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: ордерные пилястры с растительными капителями, многопрофильные карнизы, сочетание малых и больших круглых окон, встречающееся в архитектуре Венеции, в частности в храме Санта-Мария-деи-Мираколи. Первоначально главы храма покрывала чернолощёная черепица, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым. В западной части собора находится отделённое стеной помещение, на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи.
Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы растительным орнаментом. Главный вход собора находится в широком углублении. На западном фасаде расположены ещё две боковые двери, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Через них можно было попасть в соборную ризницу, которая размещалась в подвалах, и во внутренние придельные храмы. С восточной стороны к зданию примыкают приделы святого Уара и Иоанна Предтечи, построенные во второй половине XVI века. Своды закреплены на шести столпах, четыре из них устроены в центральной части храма, два — в алтаре. Стены собора разбиты на прясла.
Иконостас
В соборе установлен иконостас рамной конструкции высотой 13 метров с полихромным резным декором, изготовленный во главе с И. Недумовым на Потешном дворе в 1680 году. Он разделён четырьмя горизонтальными поясами-карнизами и по вертикали делится на три части — центральную и боковые. В начале XIX века он был дополнен резьбой. Иконостас состоит из четырёх ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Большая часть икон написана в 1681 году художниками Дорофеем Золотаревым, Фёдором Зубовым, Михаилом Милютиным, остальные образы относятся к XIV—XVI векам.
При средних столбах собора в двух и трёхпоясных иконостасах находятся образы, именуемые царскими. Лики в нижних поясах называются тезоименными, они изображают патрональных святых погребённым царям; во втором ярусе — родимыми, так как были написаны при рождении царевичей; в третьем — гробовыми.