История строительства Смоленского храма
Строительство Смоленской церкви тесно связано с именем известного в России предпринимателя и землевладельца Григория Дмитриевича Строганова (1656-1715). Большие богатства приносила Строганову соль, которую по Волге привозили в город. Вдоль волжского берега Строганов владел богатыми каменными дворами. Однако, свою семью он поселил в тихой Гордеевке. Этот район был удален от портовой суеты и шума посадского торга.
В конце XVII века солепромышленник приступил с строительству в городе сразу двух храмов – Рождественской и Смоленской церквей. Это было время, когда в моду входил пришедший из Европы пышный стиль барокко. А Строганов хорошо чувствовал и понимал новые веяния. Он был прекрасно образованным человеком и выписывал из-за границы специальные издания, касающиеся архитектуры.
На сегодняшний день в России осталось всего четыре храма, выстроенных в традициях строгановского барокко. Все они уникальны и объявлены памятниками федерального уровня. Постройки, которые спонсировал Строганов, отличает высокая надежность конструкций, особая тщательность декора и безукоризненное выполнение всех видов работ. Строганов всегда использовал труд самых квалифицированных каменщиков, плотников и кузнецов.
Смоленский храм начали строить в 1680-е годы. И ему предназначено было стать домовой церковью семьи Григория Строганова. В 1690-е годы готовую и отделанную церковь освятили. Вначале – придел, а чуть позже и главный престол.
Как это было принято в домовых храмах, внутренние помещения Смоленской церкви сделали небольшими, ведь богослужения здесь проводили только для членов строгановской семьи и тех, кто жил в усадьбе. Церковное здание построили на совесть. Оно имело толстые полутораметровые стены. А изысканный внешний и внутренний декор на долгое время сделали этот храм одним из самых красивых в городе.
Слева направо: Смоленская церковь, Владимирская церковь
Григорий Строганов был наделен многими талантами, в том числе, он обладал хорошим музыкальным вкусом. Об этом свидетельствует тот факт, что царь Петр I просил солепромышленника присылать в столицу певчих, которые пели в его нижегородском домовом храме.
В начале XVIII века произошли серьезные перемены. Указ Петра I ввел монополию государства на перевозку и торговлю солью. В связи с этим Григорий Строганов потерял экономический интерес к своим нижегородским владениям, и его семья переехала жить в Москву. Так с 1705 года Смоленская церковь превратилась из домовой в приходскую.
Архитектурные особенности храмов
В небольшой и живописной Смоленской церкви всегда светло за счет того, что окна на ее южном фасаде расположены двумя рядами. Они украшены изящным орнаментом, вырезанным из светлого ракушечника. Храм венчают пять глав, и более массивная средняя луковичная глава по размерам и высоте доминирует над остальными – шлемовидными. С западной стороны к церкви примыкает здание колокольни. Над храмом возвышаются тщательно выкованные металлические кресты. Известно, что руководил кузнецами, сделавшими эти ажурные кресты, специально приглашенный из Балахны мастер Кондратий Прокофьев.
Владимирский четырехстолпный храм построен в эклектичном стиле и сочетает традиции древнерусского зодчества, барокко и модерна. Высокое здание завершает световой восьмерик. А необычный облик этой церкви придают выразительные, большие закомары в виде подков. Эти уникальные закомары, сделанные в популярном в начале XX века стиле модерн, больше не встречаются в храмовом зодчестве Нижнего Новгорода.
С трех сторон фасады церкви четко разделены по горизонтали на три части. Нижний ярус выделяется арочными оконными проемами, обрамленный наличниками с рустовым декором. Самым эффектным является фасад с восточной стороны церковного здания.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря
Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.
Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.
Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.
Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.
Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире
Белокаменный Успенский собор возвел в 1160 году великий князь Андрей Боголюбский. Купола покрыли позолоченными медными листами с молитвенными надписями, а само здание украсили фресками.
В 1185 году после пожара храм перестроил князь Всеволод Большое Гнездо. Он добавил боковые галереи, и старое сооружение оказалось внутри нового. Стены первоначального собора частично разобрали, оставили только опоры сводов.
В XIII веке собор пережил еще один пожар — его сожгли монголо-татары. Храм вновь восстановили, но расписывали значительно позже, в начале XV века. Для этого сюда приезжали Андрей Рублев и Даниил Черный.
На протяжении всей истории храм несколько раз обновляли и достраивали. Барочный иконостас, который в соборе можно увидеть сегодня, установили при реставрации в XVIII веке, тогда же появилась и четырехярусная колокольня. Большую часть рублевских фресок закрыли штукатуркой. До наших дней сохранились фрагменты композиции «Страшный суд» на западной стене и часть фресок в алтарной.
В наши дни собор входит в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Подробнее о соборе Успения Пресвятой Богородицы во Владимире.
Церковный приход в годы советской власти
В 1929 году оба храма закрыли. И перед этим устроили показательный сброс с колоколен всех колоколов. Большую Владимирскую церковь первоначально хотели приспособить для школы или клуба, но планы эти так и не были реализованы. Чтобы придать культовому зданию более «гражданский» вид, по распоряжению местных властей была разрушена верхняя часть церкви вместе с куполами. Красивый храм настолько поуродовали, что Канавинская администрация в 1934 году выступила с инициативой снести это здание. Однако, специалисты, работающие в краевом краеведческом музее, выступили против, и церковь получила статус архитектурного памятника. Здание Смоленского храма сохранилось только благодаря тому, что в нем разместили музейный склад.
К концу 1940-х годов в многострадальном Владимирском храме открыли пекарню. Это производство находилось здесь около полувека, и из-за постоянного дыма сильно пострадали церковные интерьеры.
Православные Монастыри
Сохранились в Нижнем Новгороде и старинные монастыри – древнейшие мужские Благовещенский с Печерским, и женский Крестовоздвиженский. Посещать вам их или нет – решайте сами, мы просто дадим их очень краткую характеристику.
Благовещенский монастырь (Мельничный переулок, 8)
Старинный Благовещенский монастырь был создан практически одновременно с городом по распоряжению Юрия Всеволодовича и являлся некоторым образом оборонительным укреплением города со стороны Волги, поэтому он подвергался нападениям и разбою. Но постепенно жизнь налаживалась, монастырь рос, а с появлением рядом с ним здания Нижегородской промышленно-торговой ярмарки дела и вовсе наладились.
Нижегородский Благовещенский монастырь на берегу Оки
Сегодня в этой действующей обители можно посмотреть отреставрированные храмы постройки 17 века — Благовещенский и Успенский. А также Алексеевскую церковь, в которой в советские годы функционировал планетарий. Сейчас при монастыре имеется Центр духовной реабилитации наркоманов. Здесь находится и Духовная семинария.
Вознесенский Печерский монастырь (Приволжская слобода, 108)
Печерский монастырь возник другим способом – из монашеской общины, которая создалась вокруг инока-отшельника Дионисия Суздальского, поселившегося в пещере. Монастырь, построенный на том месте, неоднократно разорялся набегами кочевников и оползнями. Поэтому в 17 веке монастырское братство перебирается на новую территорию, сохраняя в названии место своего основания (пещера).
Старинные строения Печерского монастыря на волжском берегу
Сегодня в монастыре находятся постройки первой половины 17 века – это Вознесенский и Успенский храмы. Также здесь можно увидеть надвратную церковь Св. Евфимия Суздальского и посетить музей церковно-археологических экспонатов, которые расскажут историю православия земель нижегородских.
Печерский монастырь располагается в очень живописном месте, которое привлекало многих русских художников. В свое время монастырь был запечатлен на картине русского живописца А.Саврасова, которую сегодня можно увидеть в городском Художественном музее.
Крестовоздвиженский монастырь (Окский съезд, 2)
Крестовоздвиженский женский монастырь возник из объединенной общины монахинь во второй половине 18 века, хотя первый женский монастырь появился на нижегородских землях уже в 14 веке. В 19 веке женская монастырская обитель осваивается на новом месте,где его можно осмотреть и сегодня. Туда перевезли прежние церковные постройки в разобранном виде и вновь их собрали. Были построены и новые здания, в том числе, храм, который напоминает Казанский собор в Петербурге.
Крестовоздвиженский храм женской обители
Главная святыня храма – почти 5 метровый крест-распятие с частицей Животворящего Креста Господня. Этот крест-распятие украшен троице-сергиевскими иконописцами.
Княжеский некрополь Архангельского собора Нижнего Новгорода
Михайло-Архангельский собор, будучи несколько времени дворцовою великокняжескою церковью, имел у себя усыпальницу для погребения великих князей. Из них, по надписям и древним записям, погребены здесь:
Василий. Это Василий Юрьевич, сын родоначальника князей Шуйских и последний великий князь Нижегородский. Ему Димитрий Шемяка, в 1446 году, отдал было Нижний Новгород в независимое владение, но господство самого Шемяки на другой год после того кончилось. Кончина Василия последовала в 1449 году.
Иоанн. Под этим именем должно разуметь Иоанна Васильевича, который был первый сын Василия Димитриевича и владел Нижним Новгородом как присяжник государя Московского (1417).
Василий. Это второй сын Василия Юрьевича, князь Василий Васильевич, известный в истории под именем Гребенки-Шуйского, до двух раз неудачно сражавшийся в рядах новгородцев (1454) и в Двинской области (1471) против Иоанна III. После того он был наместником государя во Пскове, потом владельцем Нижнего и первым вельможею в совете великого князя Василия Иоанновича. Он был в силе и при правительнице Елене; скончался в 1477 году.
Иоанн. Это Иоанн Васильевич Горбатый, сын Василия Симеоновича, отказавшийся в 1448 году от Нижнего Новгорода в пользу Московского князя. Он заключил с Василием Васильевичем Темным договор, по которому получил во владение Городец. На печати он назывался великим князем. Как сам он, так и потомки его владели Городцом, Шуею, Юрьевцем и другими городами с правами державных князей. Кончина его последовала в 1458 году.
Петр. Это Петр Александрович Горбатый, сын князя Александра Борисовича, а брат Евдокии Александровны, супруги Никиты Романовича Юрьева-Захарьина.
Инок Зосима. Инок Иона. Зиновий. Великая княгиня Ирина.
Кто были эти последние три князя и княгиня, определить трудно. Одни разве синодики могут послужить здесь пособием к объяснению лиц.
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Рекомендовать место
7
1
Церковь Казанской иконы Божией Матери в Нижнем Новгороде была заложена в канун Дня народного единства – 3 ноября 2005 года. Она расположена на Зеленском съезде – в том месте, где некогда находился один из самых древних нижегородских деревянных храмов. Вместо него, в память о героических событиях Народного ополчения, купцом Афанасием Олисовым в 1687 году была построена Церковь Казанской иконы Божией Матери из кирпича.
Ежегодно к этому красивейшему зданию, во многом повторяющему очертания Казанского собора на Красной площади Москвы, в день почитания Казанской иконы Божией Матери (по новому стилю – 4 ноября) устраивали праздничный крестный ход из Нижегородского кремля, хотя и в остальные дни храм являлся местом паломничества многочисленных богомольцев.
В советское время исторически ценное здание XVII века было разрушено, а нынешняя классическая для средневекового русского зодчества четырёхстолпная церковь с одой главой и колокольней построена по совершенно новому проекту, автором которого стал архитектор Евгений Пестов.
Как добраться самостоятельно к нижегородскому Архангельскому собору:
Добраться до Нижнего Новгорода, а в Нижнем Новгороде — до кремля не сложно.
Рекомендации «по городу» для автомобилистов все равно не помогут, придется разбираться на месте, с картами и навигаторами. Уж очень непросто передвигаться в холмисто-овражистом городе.
Если Вы приехали на поезде и высадились на Московском вокзале, то предстоит выйти на большую шумную площадь и найти нужный номер автобуса (61,38,19) или маршрутного такси (34, 54, 81,134, 172). Номеров, на самом деле, гораздо больше, поэтому вам нужно брать то средство передвижения, в маршрутной карте которого указана площадь Минина и Пожарского. Если все будет благополучно, через четверть часа вы окажетесь напротив Дмитриевской башни кремля.
Нижний Новгород. Церковь Смоленской иконы Божией Матери в Гордеевке.
Смоленская церковь. Строительство начато по указу графа Григория Дмитриевича Строганова в 1680-х годах в Гордеевке. 22 декабря 1694 года был освящен придел в честь Киево-Печерских чудотворцев Антония и Феодосия, 25 июля 1697 года – главный престол в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». Помещение церкви невелико, поскольку оно было рассчитано на семью купца Григория Дмитриевича Строганова и людей, живших в усадьбе графа. В архитектуре этой церкви своеобразно применен ордер и резной орнамент в духе западноевропейского барокко, что коренным образом отличало ее от храмов середины XVII века.
Высокий зал церкви перекрыт сомкнутым сводом, поднимающимся к центральной световой главе. Столбов, характерных для русских храмов, внутри церкви нет, что позволило строителям увеличить объем здания. Пространство храма зрительно расширялось за счет света, льющегося из больших окон, расположенных в два яруса. Соответственно этому на фасадах, в простенках между окнами, в два яруса поставлены колонны коринфского ордера. Все четыре стороны главного объема завершаются фигурными фронтонами, над которыми высятся пять глав. Малые глухие главы имеют шлемовидную форму и покрыты зеленой поливной черепицей. Следует отметить высокое качество кузнечных работ, для которых Г.Д. Строганов нанял известного балахнинского кузнеца Кондрата Прокофьева.
После переезда Строгановых в Москву в 1705 году Смоленская церковь стала приходской. Храм был закрыт в 1930 году, использовался как музейный склад. Вновь открыт в 1993 году. Во второй половине XIX века рядом со Смоленской церковью был построен храм в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы с приделами в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая.
Владимирская церковь первоначально была построена иноком Порфирием в XVI веке. В 1812 году церковь была перестроена. В уцелевшей от 1804 года описи церковного имущества говорится: «Владимирская церковь деревянная, об одной главе с железным крестом, крыта тесом, глава обита деревянною чешуею; с правой стороны придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы – освящен, а левый придел не освящен».
Строителями храма в 1812 году были Нижегородские купцы Вологдин и Загибенин, некоторые жертвователи. Построенный ими храм был пятиглавым, с колокольней. Главный алтарь был освящен в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Все иконы шестиярусного иконостаса были греческого письма, с левой стороны царских врат находилась редко встречающаяся икона «Единородный Сын».
Стены и купол были расписаны водяными красками. Храм делился на летний и зимний, состоял из двух приделов: северный – в честь святителя Николая Чудотворца, южный – в честь преподобного Макария Желтоводского и Унженского. В 1878 году северный придел переименован в честь преподобного Макария, а южный – в честь святителя Николая. В северном приделе находилась икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» старинного письма. В южном приделе, устроенном нижегородским купцом В. В. Монаховым, находилась почитаемая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы.
В 1878 году северный и южный приделы были поставлены на одной линии с алтарем. Полы были сделаны из простого белого камня, в дальнейшем выложены мозаикой, в некоторых местах были положены чугунные плиты. Внизу, под церковью, были оборудованы «духовые печи», вся церковь стала теплой. Иконостасы были резные, у главного алтаря – липовый.
В 1897 году было совершено поновление храма: иконостасы и киоты были покрыты позолотой, поновлена живопись на некоторых иконах, окрашены своды и колонны.
В 1895 году Владимирская церковь имела святыни: старинные иконы Спасителя, Боголюбская икона Божией Матери, «Всех скорбящих Радость». Боголюбская икона считалась чудотворной с 1771 года, когда по молитвам перед ней Господь прекратил моровое поветрие. После этого был установлен крестный ход в день Святого Духа с вынесением Боголюбской иконы; Евангелие напрестольное (1627 г.), напечатанное при царе Михаиле Феодоровиче и Патриархе Филарете; Служебник времени патриархов при царе Алексее Михайловиче; Триодь постная времени Патриарха Филарета (1622 г.).
Служба в храме совершалась до 1929 года, в конце 1940-х годов храм был приспособлен под пекарню, которая находилась в нем до 1998 года. С сентября 1998 года храм находится в ведении Нижегородской епархии. В настоящее время ведутся работы по восстановлению храма.
Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода богослужения контакты как добраться расположение на карте
Михайло-Архангельский собор Нижнего Новгорода богослужения:
- Богослужения в соборе Архангела Михаила совершаются ежедневно в 8:00
- Накануне воскресных и праздничных дней служится всенощное бдение
- В воскресенье начало литургии — в 9:00
Как добраться самостоятельно к нижегородскому Архангельскому собору:
Добраться до Нижнего Новгорода, а в Нижнем Новгороде — до кремля не сложно.
Рекомендации «по городу» для автомобилистов все равно не помогут, придется разбираться на месте, с картами и навигаторами. Уж очень непросто передвигаться в холмисто-овражистом городе.
Если Вы приехали на поезде и высадились на Московском вокзале, то предстоит выйти на большую шумную площадь и найти нужный номер автобуса (61,38,19) или маршрутного такси (34, 54, 81,134, 172). Номеров, на самом деле, гораздо больше, поэтому вам нужно брать то средство передвижения, в маршрутной карте которого указана площадь Минина и Пожарского. Если все будет благополучно, через четверть часа вы окажетесь напротив Дмитриевской башни кремля.
Мусульманские мечети
Ислам в Нижнем Новгороде широко развит и представлен организацией религиозного значения — Духовное Управление Мусульман Нижегородской области и, пожалуй, по своей распространенности в городе занимает второе место после Православия. Под эгидой Духовного Управления существуют:
- Нижегородский исламский институт;
- среднее образовательное учреждение;
- молодежное движение;
- воскресная школа;
- издательский дом;
- и, само собой, мечети.
Нижегородская Соборная Мечеть
Значимое ведущее духовное место для всех мусульман Нижнего Новгорода и Нижегородской области находится практически в самом центре города, на площади Сенной. Открытие мечети состоялось в 1915 году и, как большинство религиозных объектов Нижнего Новгорода, в середине XX века оно претерпевает некоторые трудности: здание начинает использоваться под военные нужды, но уже в 1988 году мечеть снова принадлежит мусульманам. Более подробно ознакомится с правилами поведения в мечете и другой интересной информацией, касающейся ислама вы можете на официальном сайте.
Адрес: Нижегородский район, Казанская Набережная, 6. Ближайшая остановка — «Площадь Сенная».
Мечеть Тауба
Мечеть Тауба открыта сравнительно недавно в 2001 году и расположена в тихом жилом микрорайоне нижней части города.
Адрес: Автозаводский район, ул.Мельникова, 7. Ближайшая остановка — «Газовская».
Нижегородская Соборная Мечеть имени муфтия Абдулвахида Сулеймани
Небольшая мечеть, находящаяся в микрорайоне Красная Этна Ленинского района. Количество прихожан на пятничных молитвах не превышает и 100 человек, а по будням — и пяти.
Адрес: Ленинский район, ул.Ижевская, 42а. Ближайшая трамвайная остановка — «Ростовская», автобусная — «Донбасская».
Смоленско-Владимирский приход в Нижнем Новгороде в Канавине
1 оценило
Церкви Смоленской и Владимирской икон Божией Матери относятся Нижегородской епархии РПЦ и находятся в Гордеевке — местности в Канавинском районе Нижнего Новгорода, которая получла название в честь ранее находящегося здесь села.
Смоленско-Владимирский приход в Горедеевке
Смоленская церковь имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Здание церкви построено в стиле строгановского барокко.
Смоленская церковь
Смоленская церковь
Возведение здания началось в конце 17-го столетия после указа Г.Д. Строганова. Первое освящение состоялось 22 декабря 1694 года митрополитом Нижегородским Павлом, а главный престол в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы был освящен 25 июля 1697 года.
В 1705 году, после переселения Строгановых в Москву, Смоленская церковь становится приходской.
В 1930 году Смоленская церковь была закрыта и заброшена. Четырьмя годами позже храм планировали взорвать, однако благодаря работникам краевого музея уникальное историческое здание удалось сохранить. Вплоть до 90-х годов здесь было обустроено музейное хранилище. В 1993 году Смоленскую церковь передали Нижегородской епархии, после чего началось восстановление храма. А в середине 2000-х годов главный купол церкви позолотили.
Владимирская церковь
Владимирская церковь
Большое величественное здание из красного потемневшего кирпича — это Владимирская церковь. Церковь была построена не позже XVI века, а в 1902 году было принято её перестроить по проекту архитектора Федорова.
Строительство закончилось в 1907 году. Церковь освящали 3 раза, после каждой достройки — два раза в 1908 году и один раз в 1909 году. Службы в церкви проходили до 1926 года, после чего церковь была закрыта и заброшена. В 40-х годах в церкви был размещён хлебозавод.
В 1998 году состоялась передача храма Нижегородской епархии и в этом же году начали восстанавливать центральный купол. В течении целого года здание церкви освобождали от мусора, грязи и остатков оборудования бывшей пекарни.
В 2012 году состоялось освящение двух крестов для глав церкви, которое проводил митрополит Георгий.
Смоленско-Владимирский приход
С 1997 года в церкви открыта воскресная школа. При ней организован детский театр «Ковчег» и певческий коллектив «Золотые купола», а с 2003 года функционирует юношеская военно-патриотическая дружина, которую назвали в честь Феодора Ушакова.
- Нижний Новгород
- Канавино
Где находится и как доехать
Адрес: Нижегородская область, Нижний Новгород, ул. Гордеевская, 141
Как доехать: Общественным транспортом: одну остановку от Московского вокзала на трамваях 6,7 маршрутов до ост. Смоленская церковь.
Владимирская церковь
Гордеевская усадьба была собственностью Строгановых до 18 века. Впоследствии, особенно с начала 19 века, в этом месте любили селиться богатые купцы. Располагала к этому непосредственная близость к железнодорожной ветви, к речному грузовому порту и к комплексу Нижегородской ярмарки.
Еще в начале 20 столетия все богослужения этого разрастающегося торгово-промышленного района проходили в Смоленском храме, который был уже не в состоянии вмещать всех приходских верующих.
Канавино в конце 19 века
В связи с насущной потребностью в этом районе вырастает новый трехпрестольный, четырехстопный, крестово-купольный, очень габаритный 56-метровый храм, по высоте ниже только Собора А.Невского. Автором этого архитектурного сооружения был питерский зодчий Д.Федоров.
Владимирская церковь Нижнего Новгорода
Он украсил храм очень выразительными подковообразными закомарами в стиле модерн, что придало церкви яркую выразительность и торжественность. В Нижнем Новгороде в подобном стиле не выполнен более ни один из храмов.
Закомара в оформлении Владимирской церкви
Построена Владимирская церковь рядом со строгановской Смоленской, а названа по наименованию одного из ее пределов – Владимирской. Сразу же обе эти церкви, являющиеся сегодня исторической достопримечательностью города, были объединены в единый Смоленско-Владимирский приход.
Удивительное архитектурное оформление сделало Владимирскую церковь неповторимой и нарядной. Здесь присутствует и фасадное горизонтальное деление, и оформление первого яруса арочными оконными проемами, украшенными рустованными наличниками, и выступающие арки широкого карнизного пояса, и множество ниш верхней части восточного фасада и т.д. и т.п.
Владимирская церковь. Декоративные фрагменты
Внутри церковь также была грандиозной, богатой, теплой и с любовью оформленной. На колокольне находились колокола разнотонового звучания, что делало колокольный звон очень музыкальным и гармоничным.
При церкви существовал великолепный хор, в исполнении которого звучала духовная музыка Чайковского и Рахманинова, Гречанинова и Бортянского. А с 1908 года при храме работало первое Общество трезвости в районе!
Храм в честь Иоанна Богослова (Выкса)
Храм Иоанна Богослова является одним из зданий, построенных благодаря активной деятельности братьев Баташевых в Выксе. Возвели его в конце XVIII века, а освятили в 1799 году.
Ныне находящаяся на пересечении улиц Ленина и Красных зорь церковь стояла раньше между двумя слободами, на пригорке рядом с кладбищем. Прихода первоначально в нём не было, так как главной в городе считалась Христо-Рождественская церковь, возведённая ещё раньше. В XIX веке храм увеличили в размерах, к нему пристроили трапезную, и в целом обновлённый храм стал напоминать корабль. В 1936 году храм закрыли в связи с тем, что считался он кладбищенским, а через кладбище собирались проводить магистраль. В церкви собирались сделать клуб пионеров, но прихожане собрали подписи и прислали Сталину прошение об отмене переделки храма для целей клуба. Сталин, по словам очевидцев, был неприятно удивлён, что верующих оказалось так много. Тем не менее, церковь была закрыта, и в 1937 году переоборудована под детский сад.
В связи с переделками в храме, многие первоначальные росписи внутри него были утрачены. В 1994 году началось восстановление храма, и ему был присвоен статус архитектурного памятника республиканского значения. В 2006 году реставрация завершилась, и храм снова стал принадлежать верующим.
Адрес: Россия, Нижегородская область, Выкса, улица Ленина, 59
Телефон: +7 (83177) 33955