Сенатская площадь

Прекрасное прошлое и наследие площади

Изначально Сенатская площадь была частью гласиса Адмиралтейства, которое задумывалось не только как верфь, но и как крепость. С возведением данного предприятия по постройке и ремонту судов, а также военного укрепления началось формирование Сенатской площади в 1704 году.

По правилам строительства крепости вокруг нее и перед земляной насыпью оставляли свободное и незастроенное пространство – гласис. Впоследствии при перерастании крепости в город его обустраивали под площадь или сад. Так, дело обстояло и с Сенатской площадью. Когда крепость утратила свое первоначальное значение, участок вокруг нее стал городской площадью.

На ней в 1710 году выстроили первый Исаакиевский собор из дерева. Здесь в 1712 году проходило венчание Петра и Екатерины Первой. Позже собор перестроили в камне. С юга площадь ограничивал Адмиралтейский канал, прорытый в 1717 году для сплава леса. Для удобства горожан, посещающих церковь, возвели наплавной мост. Канал просуществовал до 1842 года, а потом он был засыпан и на его месте выстроен Конногвардейский бульвар.

Когда на престол взошла Екатерина Вторая, в здание, выстроенного в барочном стиле специально для канцлера Российской империи Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, переехал Сенат, в честь которого площадь стали величать Сенатской. Указ об этом вышел в 1763 году. В этом же году по проекту Росси было возведено здание Синода. Архитектор соединил два строения, выполненных в едином архитектурном стиле, аркой над Галерной улицей. Фасады были богато украшены, а венцом стала скульптурная композиция «Правосудие и Благочестие», ставшая символом единения церкви и власти.

В 1760 году по указу императрицы сменил свое местоположение и Исаакиевский собор. Дело в том, что на берегу почва была болотистая, и фундамент не выдерживал колоссальной нагрузки. Храм перенесли дальше от Невы, а строительством руководил архитектор Огюст Монферран. Строительство Исаакиевского собора длилось почти четверть века, и было закончено в 1858 году. Это был последний штрих в архитектурном облике площади.

7 августа 1782 года на Сенатской площади был открыт монумент Петру, основателю Северной столицы. Молодой император, восседая на горячем коне, взлетает на гранитную волну. С этого же дня площадь стала называться также и Петровской.

Западную часть площади украшает Конногвардейский манеж, возведенный по проекту Кваренги в 1804-1807 годах. На ступенях Манежа установлены копии античных статуй Диоскуров, удерживающих коней. Сегодня Манеж является одним из известнейших выставочных залов.

В 1874 году власти решили расширить Александровский сад. На площади были разбиты клумбы, высажены деревья, но спустя пятнадцать лет территорию вокруг памятника Петру вновь замостили булыжником.

Станция метро «Площадь Ленина»

Рекомендовать место

4

2

Станция «Площадь Ленина» находится на Кировско-Выборгской линии метрополитена Санкт-Петербурга, между «Выборгской» и «Чернышевской». Открытие станции состоялось в 1958 году. Свое название она получила благодаря расположению первого наземного вестибюля у одноименной площади.

Первый вестибюль размещается в здании Финляндского вокзала. Станция оформлена на тему возвращения Владимира Ленина в 1917 году в Петроград из Финляндии. На стене кассового зала установлено мозаичное панно с изображением выступления Ленина 3 апреля перед солдатами и рабочими Петрограда. Вестибюль украшен оригинальными светильниками.

Второй выход в город ведет в сквер на Боткинской улице. Вестибюль имеет круглую форму, на фасаде — большие окна-витрины. На станциях «Площадь Ленина» и «Чернышевская» установлены самые высокие эскалаторы в мире: с подъёмом в 65,8 метра, длиной наклонной части в 131,6 метра, 755 ступенями и петлей каждого поручня в 290 метров.

«Площадь Ленина» является пилонной станцией глубокого (в 71 метр) заложения. Стоит отметить, что она продолжительный период времени соединяла одной линией метро все петербургские железнодорожные вокзалы.

Исаакиевский собор: обзорная информация

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор является самым большим православным храмом северной столицы и четвертым по величине собором в мире. Его высота составляет 101,5 метра. Примерно столько же составляют длина и ширина. Внутри на 4000 квадратных метрах может находиться до 12 тысяч человек.

История собора увлекательна и драматична. Желая возвеличить имя святого Исаака Далматского, в день которого родился, Петр I сначала возвел деревянную церковь, в которой венчался со своей второй женой Екатериной Алексеевной, затем собственноручно заложил камень в основание каменного храма. Этот второй простоял недолго и после попадания молнии был разобран. Третий собор был начат одним архитектором, в спешке завершен другим и никоим образом не соответствовал своим нелепым видом центральному местоположению. Наконец, Александр I, задумав перестройку храма, отдал предпочтение проекту молодого иностранца в обход предложений более опытных и заслуженных архитекторов.

Сенатская площадь

Проект Исаакиевского собора

Александр I стремился сохранить существовавший третий собор и всего лишь перестроить его, в то время как все архитекторы предлагали построить новый. Тридцатилетний француз Огюст Монферран, прибывший в Россию в 1816 г. по приглашению императора, учел высочайшие требования и сумел использовать алтарную часть, а также южную и северную стены предыдущего храма при проектировании нового.

Император был очень доволен и 20 февраля 1818 г. утвердил проект, повелев немедленно приступать к работам, на которые только в тот же год было потрачено 500 тысяч рублей (весь собор обошелся казне в 23 миллиона рублей серебром). О торжественном акте начала строительства столь значимого здания, вероятно, забыли, поскольку он произошел только через год — 26 июня 1819 г. Более того, в закладном камне, установленном на сваи, речь шла не о закладке, а всего лишь об обновлении заложенного еще при Екатерине I собора. «Обновление» затянулось ни много ни мало на сорок лет.

Однако уже в октябре 1820 г. проект подвергся жесточайшей критике. Опасения оппонентов вызывала прочность фундамента и безопасность возведения купола на разновозрастных стенах, которые при осадке давали неравномерный крен. После тщательной проверки сам Монферран признал справедливость замечаний и подготовил новый проект. До 1825 г. строительство было приостановлено.

Фундамент собора

Колоссальное здание требовало крепкого фундамента: понадобилось не менее пяти лет на его сооружение. Только просмоленных сосновых свай было заложено порядка 11 тысяч. Соблюдалась непростая технология: сначала вручную рылись траншеи, вода выкачивалась. Затем на близком друг от друга расстоянии забивались 6-метровые сваи. В промежутки засыпали древесный уголь и плотно утрамбовывали. Поверх укладывали гранитные плиты.

Ансамбль Марсова поля

Мемориальный комплекс на Марсовом поле

Один из крупнейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга — Марсово поле — включает зеленые массивы Летнего и Михайловского садов, обширный партерный сад и ряд выдающихся памятников зодчества, образующих единый комплекс, огромный по своей пространственной протяженности.

Начало формирования этого ансамбля относится к 1710-м годам. После соединения рек Мойки и Фонтанки и прокладки Лебяжьего канала определились границы Летнего сада. Вслед за созданием Первого Летнего сада, занимавшего северную половину нынешнего Летнего сада, была начата разбивка Второго Летнего сада к югу от Первого. На южном берегу Мойки возник так называемый Третий Летний сад. Обширный луг к западу от Летнего сада, носивший название Большого, а затем Царицына (ныне Марсово поле), не застраивался. Только в северной его части, в еловой роще на берегу Невы, была построена деревянная галерея с пристанью.

Троицкая площадь

Рекомендовать место

12

3

Троицкая площадь с момента закладки Петропавловской крепости на Заячьем острове стала первым административным центром Петербурга. Здесь в XVIII веке находился Троице-Петровский собор, который и дал название площади. Раньше здесь также находились Гостиный двор, рынок, таможня, типография, Сенат, Синод, Оружейный двор, первая петербургская аптека, коллегии. Однако в 1730-х годах площадь потеряла статус центральной.

Легенда гласит, что однажды Петр I гулял по нынешней Петроградской стороне и срубил два ракитовых куста, на месте которых позже построили Свято-Троицкий собор и домик Петра I. Свято-Троицкий собор построили в 1711 году в честь победы над шведами под Выборгом. Именно здесь Петру I пожаловали титул императора. Деревянное здание собора несколько раз горело, позже его заменили каменным. В 1930 году собор снесли.

В 1903 году от площади на другой берег Невы перекинули Троицкий мост. В 1918-1923 годах площадь называлась площадью Коммунаров, после 1923 года была переименована в площадь Революции. В 1991 году площади вернули прежнее название.

В наше время здесь установлен памятный камень жертвам политических репрессий и построена часовня Св. Троицы.

Названия площади

В 30-х годах XVIII века строится новый каменный Иссакиевский храм (приблизительно там, где в наши дни располагается памятник Петру I «Медный всадник»). Для меня стал интересным тот факт, что этот храм, носящий имя Св. Исаакия Далматского, в день памяти которого основатель Петербурга появился на белый свет, потом уступит место именно его монументу.

Сенатская площадь

А героиня моего повествования – Сенатская площадь – поначалу, к слову, и наречена была Исаакиевской (с апреля 1738 года). Позже этим именем назовут другую площадь, которая будет располагаться южнее сегодняшнего Исаакия.

Сенатская площадь

После кончины князя Меншикова, его надел попадает в собственность Андрея Ивановича Остермана, затем переходит к Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину. Последний воздвигает в этом месте барочный дворец.

Сенатская площадь

При правлении Екатерины II в него переезжает Сенат. Это событие и дало в 1763 году новое наименование бывшей Исаакиевской площади. Теперь её стали называть Сенатской.

В те же года меняет своё месторасположения и Исаакий. Это происходит по причине того, что Нева, а также воды, сбрасываемые из «Адмиралтейского дома», подмывали фундамент здания, и он был уже не надёжен. Собор решают перенести дальше от реки, туда, где мы с вами можем видеть его сегодня. Отмечу, что именно в 1782 году на месте бывшего храма торжественно воцарился памятник Петру I «Медный всадник» (скульптурное воплощение Э. М. Фальконе).

Сенатская площадь

В силу данного пассажа площадь получает очередное имя – Петровская. Да вот только среди горожан данное название не прижилось, и площадь по старинке люди меж собой так и звали Сенатской.

В конце XVIII века участок Адмиралтейского канала, огибающий Сенатскую площадь, заключается в трубу, а его ответвление к Неве засыпается.

Сенатская площадь

Здание Главного штаба

Арка Главного штаба

Адрес: Дворцовая пл., 6-10

Хорошо известное в Санкт-Петербурге и далеко за его пределами здание Главного штаба состоит из двух грандиозных по своей протяженности корпусов, соединенных в одно целое монументальными арками, переброшенными над Большой Морской улицей.
В западном корпусе размещался Главный штаб и другие военные учреждения, в восточном — два министерства: иностранных дел и финансов.
При сооружении здания Главного штаба К. И. Росси использовал уже существовавшие на площади жилые дома. Дошедшие до нас чертежи лицевых фасадов этих домов, выполненные архитектором Ю. М. Фельтеном, свидетельствуют о том, что переделки не были значительными. Хорошо сохранились в первоначальных формах фасады, обращенные во внутренний круглый двор. Начатая Росси в 1819 году реконструкция была закончена в 1823 году, а ещё через год отстроен вчерне корпус министерств, выходящий на набережную Мойки, Дворцовую площадь и Большую Морскую улицу. Между западным и восточным корпусами Росси воздвиг две арки, из которых одна оформляет въезд на площадь, а другая завершает перспективу улицы со стороны Невского проспекта. В 1829 году строительные работы были закончены.

Наши дни

В зданиях, находящихся на Дворцовой площади и рядом с ней, располагается основная часть богатейших коллекций Государственного Эрмитажа. Эрмитаж – это масштабный музейный комплекс, который занимает Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Эрмитажный театр и еще несколько исторических зданий на территории Санкт-Петербурга. С 1993 года восточное крыло здания Главного штаба также принадлежит музейному комплексу.

Сенатская площадь

Государственный Эрмитаж признан одним из самых посещаемых художественных музеев мира. В его фондах насчитывается более трех миллионов экспонатов, включая произведения изобразительного и прикладного искусства, памятники нумизматики, археологические памятники и предметы оружия. Экспозиция музейного комплекса посвящена истории развития различных сфер мирового искусства от первобытных культур до современного общества. Здесь хранятся работы признанных мастеров со всего мира – да Винчи, Тициана, Караваджо, Рубенса, Рембрандта и других художников и скульпторов.

Музейный комплекс открыт ежедневно, кроме понедельника, 1 января и 9 мая. Во вторник, четверг, субботу и воскресенье Эрмитаж работает с 10:30 до 18:00, в среду и пятницу — с 10:30 до 21:00.

Кассы закрываются за час до окончания времени работы музея!

Входной билет с посещением главного музейного комплекса, Главного штаба и Зимнего дворца Петра I для граждан РФ и Белоруссии стоит 400 рублей. Бесплатно посетить Эрмитаж могут дети до 18 лет, студенты и пенсионеры, а также все категории посетителей каждый третий четверг месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря.

Обзорная экскурсия в главном музейном комплексе стоит 250 рублей.

Площадь Ленина

Рекомендовать место

2

4

В XVIII веке пространство современной площади Ленина называлось в народе «Волчьим полем». Это поле служило местом для выгона скота, затем использовалось как городская свалка. Позже часть свалки отвели артиллерийскому ведомству. Здесь разместился полигон и военный лагерь. На севере от полигона располагался пустырь, называвшийся «Куликовым полем». В начале XIX века в юго-западной части пространства современной площади Ленина появились первые постройки Михайловского артиллерийского училища.

В 1870 году по проекту П. С. Купинского севернее Симбирской улицы (ныне Комсомола) было построено здание Финляндского вокзала. Главный вход в него был со стороны западного фасада, перед которым возникла небольшая привокзальная площадь. В 1882-1887 годах построен дом №35 по улице Комсомола — бывший дом служащих Финляндской железной дороги. В 1907-1908 годах по проекту Ф. Ф. Миритца и И. И. Герасимова в северной части этой площади для служащих железной дороги был построен новый жилой комплекс (ул. Боткинская, 1).

3 апреля 1917 года в Россию из эмиграции прибыл В. И. Ленин. Поезд довёз его до Финляндского вокзала, у которого на броневике перед встречающими он произнёс одну из своих самых известных речей. В 1924 году площадь южнее вокзала в память об этом событии была названа аллеей Ленина.

Памятник императору

Одним из авторов создания площади выступил Огюст Монферран, “отец Исаакия”, предложивший установить в центре памятник и разбить сквер. В 1859 году пространство украсил монумент Николаю Первому. Авторами скульптурной композиции стали Монферран и скульптор Клодт.

Монумент опирается всего на 2 точки, чем он и уникален. Пьедестал выложен из 118 блоков финляндского и сердобльского гранита, белого мрамора, привезенного из Италии и шокшинского порфира. Украшением постамента являются женские изваяния, символизирующие Силу, Мудрость, Веру и Правосудие. Их прототипами стали супруга и дочери царя. Также пьедестал украшен горельефами, на которых отражены главнейшие вехи в правлении.

Монументы Николаю и Петру Первому находятся на противоположных сторонах от Исаакия. Но они расположены на одной оси и “взирают” в одном направлении. Ходят легенды, что сразу после установки монумента Николаю кто-то написал рядом: «Не догонишь». Вокруг монумента Николаю I, который возвышается над землей на 16 метров, установлены самые красивые фонари в столице.

Описание

Архитектор здания Сената и Синода — Росси — предусмотрел в плане трехэтажных прямоугольных корпусов и внутренние дворы. Необыкновенно красивые и широкие лестницы с пандусами, сделанные из гранита, оформляют вход. Удивительно богатый световой и теневой эффект создается благодаря чередованию выступающих частей на фасадах зданий и ниш. Этому немало способствуют и многочисленные лепные украшения.

Фасадом здание Синода обращено как к Английской набережной, так и к бывшей Сенатской площади. Вообще, специалисты считают очень интересным архитектурное решение данной части строения. Его угол округлен. Он украшен монументальной колоннадой, поднятой над первым этажом и собранной из восьми колонн из коринфского ордера, мягкий изгиб которой завершен, согласно замыслу автора проекта, ступенчатым аттиком. Данное архитектурное решение удивительным образом обогащает линию Английской набережной, придавая ей богатый вид.

Сенатская площадь

Не менее интересен своим оформлением и бывший Зал заседаний в корпусе Сената, стены которого украшены кариатидами и пилястрами из стюка, а также плафоном, роспись которого делал художник Б. Медичи. В середине находился трон, обитый ярким малиновым бархатом.

История строительства города

В далеком 1703 году на острове в месте разделения реки Невы на 2 рукава – Большую и Малую Неву – была заложена крепость Санкт-Петербург, строительство которой проводилось в спешке, так как война затянулась, а на берегах Финского залива требовалось закрепиться любым способом.

Болотистые земли замедляли возведение стен крепости и унесли жизни тысяч людей, не выдержавших непомерных физических усилий и тяжелых условий труда. Во дворе строения были сооружены первые деревянные здания: церковь Петра и Павла, Сенат, арсенал и Главная аптека. Почти 300 лет потребовалось, чтобы эти места стали тем, что входит в исторический центр Санкт-Петербурга.

Сенатская площадь

Спустя 3 года земляные стены постепенно стали заменяться каменными, на что ушло почти 35 лет. Изначально Петр I желал, чтобы город был полностью в пересечении каналов, по примеру Венеции, но застройка пошла по другим архитектурным планам. В современном Петербурге каналы занимают всего 10% площади, что составляет около 300 км.

Санкт-Петербург гордится также своими мостами, которых в городе более 300 самого различного размера и вида. Разрастаясь, город постепенно приобретал черты, которые хорошо известны сегодня петербуржцам.

В наше время гостям северной столицы гиды рассказывают, как выглядит исторический центр Санкт-Петербурга и почему именно такое у него расположение.

Площадь Исаакиевская

Площадь Исаакиевская является частью архитектурного ансамбля, центром которого есть Исаакиевский собор. Находится этот комплекс в Адмиралтейском муниципальном округе Санкт-Петербурга.

Сооружали этот архитектурный ансамбль в эклектическом стиле около 50 лет. Кроме собора и сквера здесь есть дома дворян Лобанова-Ростовского и Мятлева – самые старые здания, и также неподалеку есть Мариинский дворец.

В центре Исаакиевской площади в 1859 году поставили конную статую Николаю I.   Позднее всего на площади появилось здание гостиницы «Астория». Его стилистическое сочетание в стиле модерна и неоклассицизма заметно выделяется из общего ландшафта архитектурного ансамбля.

Архитектор и скульптор

Восемнадцатого февраля 1829 года проект Росси был утвержден. Главной задачей архитектора было придание зданию характера, соответствующего огромной площади, на которой он стоял. Уже в конце августа состоялась торжественная закладка дома, в котором должен был работать Сенат. В фундамент здания заложили памятную доску о том, что чертеж фасада, утвержденный высочайше, принадлежит Карлу Росси. Строителем же был назначен другой известный архитектор – А. Штауберт. Причем, согласно проекту, данная постройка весьма органично включила в себя и стены, сохранившиеся от дома Бестужева‑Рюмина. А в августе 1830 года, после того как удалось выкупить дом Кусовниковой в государственную казну, на его месте началось строительство здания Синода

В июле 1831-го императором Николаем I был утвержден и проект скульптурного убранства. При этом было дано отдельное указание о том, чтобы фигуры были изображены не «в рост», а сидячими. Кроме того, их нужно было одеть в античную одежду, например, в тоги, и убрать все трофеи и надписи на книгах.

Скульптурным оформлением занималось сразу несколько художников — С. Пименов, В. Демут-Малиновский с П. Соколовым, которым помогали Н. Токарев, а также П. Свинцов и другие. Скульптором Устиновым была создана расположенная в первой нише слева статуя «Вера». Соколов изваял «Благочестие», а Пименов — «Закон» и «Правосудие».

Капители и львиные маски, так же как и остальные декоративные детали, выполнены рукой Торичелли. Скульптурная композиция, расположенная на аттике, а также «Гениев» с книгами законов работы Демут-Малиновского отлили из меди на заводе Берда.

Сенатская площадь

Сенатская площадь

Сенатскую площадь со всех сторон окружают памятники искусства и архитектуры. Вокруг нее расположились Александровский сад, здания Синода и Сената, а также Адмиралтейство и Исаакиевский собор. В самом сердце площади находится один символов города легендарный Медный всадник, а подле него уютный скверик, который плавно переходит в Александровский сад. Раньше перед Медным всадником можно было увидеть наплавной мост, ведущий на Васильевский остров. Вот только в начале прошлого века мост сгорел и от него остался лишь только гранитный спуск к реке. Интересно, что людно на Сенатской площади только в летнее время года. Причина этому банальна: Дворцовый мост и Благовещенский мост сводят и разводят первыми.

Именно на Сенатской площади 14 декабря 1825 года произошло знаменитое восстание декабристов. Группа прогрессивно мыслящих военных офицеров вывела на Сенатскую площадь тысячи солдат, с целью наложить вето на восхождения на престол Николая I и ввести конституционную монархию. Однако было поздно, сенаторы уже успели присягнуть новому царю. Площадь окружили царские войска, а само восстание из фарса очень быстро превратилось в трагедию. Интересно, что рабочие с Исаакиевского собора активно поддерживали декабристов и метали в царские войска кирпичи. Николай I не на шутку испугался и отдал приказ разогнать мятежников и ликвидировать угрозу. К рассвету приказ был выполнен. Интересно, что князь Трубецкой, один из руководителей восстания так и не рискнул появиться на площади.
После того как мятеж был подавлен, начались допросы. Царь Николай лично присутствовал при этом процессе, а также задавал вопросы. Пять лидеров декабристов были повешены, еще 130 офицеров были лишены званий и наград и были отправлены в ссылку в Сибирь. Солдаты, которые и понятия не имели о том, что участвуют в восстании, ведь они лишь выполняли приказ начальства, также наказали. Их 12 раз прогнали через тысячный строй и таким образом не сложно посчитать, что каждый из них получил 12 000 ударов плетью.

Адмиралтейство

Петр I основал Адмиралтейство еще в 1704 году. Стоит отметить, что тогда оно имело несколько иные функции, нежели сейчас. Первоначально это была обычная деревянная верфь со шпилем. После того как верфь была перенесена в другое место, поменялись функции Адмиралтейства. Теперь это здание стало административным и никакие работы в нем не проводились. Из соображений пожарной безопасности вокруг Адмиралтейства не строились никакие другие здания, а потому и в наши дни вокруг пусто. На месте старого здания архитектор Андреян Захаров возвел новое, которое мы и видим в наши дни.

Основная и притягивающая глаз зрителя часть здания – это центральная башня. Ее построили еще в двадцатые годы девятнадцатого столетия, она украшена красивой колоннадой, а на ее вершине всем известный позолоченный шпиль Адмиралтейства. В Петербурге был еще один шпиль – это шпиль Петропавловской крепости. Именно за счет этих двух построек Петербург превратился в европейский город, ведь над русскими городами обычно возвышались однообразные церковные купола и кресты. Именно с башни Адмиралтейства Петр Первый имел привычку наблюдать в подзорную трубу за строительными работами в городе. Интересно, что на самом конце шпиля Адмиралтейства расположен флюгер в виде небольшого кораблика-фрегата. Именно этот кораблик и стал символом города.

Само здание Адмиралтейства выполнено в форме буквы «П». Это сделано не случайно, ведь именно с этой буквы начиналось имя царя. Кроме того, фасад здания украшен различными барельефами, которые говорят зрителю о славе русского флота. Если вы зайдете с главного входа, то увидите сразу три нимфы, которые несут земной шар. Эти три нимфы символизируют все три образа богини Гекаты. Также можно заметить на фризе Нептуна, морской бог дарит Петру Первому свой трезубец. Кроме того, на каждом из четырех углов основания башни можно увидеть Пирра, Александра Македонского, Ахилла и Аякса. Колоннада, как и все остальные части здания Адмиралтейства представляет собой произведение искусства. Тут есть на что посмотреть, ведь здесь изображены времена года, а также богиня и покровительница кораблестроения Изида и покровительница такой науки, как астрономия, Урания. Портики тоже богато декорированы и также прекрасны в своей строгости и классической красоте. Различные божества награждают русских моряков – вот тема декорирования портиков. Кроме того, тут имеются ангелы, играющие на трубах.

Эти ангелы, как и кораблик на флюгере также стали одними из символов Северной Пальмиры. Огорчает тот факт, что фасад здания, выходящий на Неву, застроен жилыми домами и с реки невозможно оценить его красоту. С 1925 года в здании Адмиралтейства находится Высшее военно-морское инженерное училище. Для туристов здание Адмиралтейства закрыто. Разве что можно посидеть в респектабельном ресторане в одной из частей здания. Кстати из этого ресторана виден памятник Петру-кораблестроителю. Данная скульптура является подарком от Амстердама. Именно в этом городе Петр Первый долгое время работал простым корабельным плотником, постигая азы кораблестроения и со временем применил полученные навыки в России.

Юрий Фельтен (1730-1801)

Сенатская площадь

Русский архитектор получил образование в Германии. И долгое время работал под началом Растрелли, а в 1772 году получил звание академика. Был директором академии художеств и ведущим архитектором при дворе Ее Величества.

Сенатская площадь

Многие его постройки храмовой и дворцовой архитектуры и сегодня являются важнейшими украшениями Петербурга. В 1764 году начал работы по созданию Малого Эрмитажа, а в 1771 разрабатывает проект и начинает строительство еще одного величественного дворцового комплекса — Большого Эрмитажа.

Активно работал и в архитектуре малых форм, создавая неповторимые и оригинальные здания.

Здания Санкт-Петербурга в стиле ампир

Архитектура ампира в Петербурге в начале 19 века отличается своей величественностью и монументальностью. Перед архитекторами эпохи ампира возникли совершенно другие задачи: им необходимо было вписать новые здания в уже имеющееся пространство, правильно спланировать целые комплексы в городе и площади с прилегающими к ним ансамблями построек.

Сенатская площадь

В Петербурге в стиле ампир в этот период были заложены комплексы Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей.

Нельзя не заметить стилевые изменения, характерные для архитектурных памятников 19 века. Архитектурное искусство этого исторического периода отличается своей строгостью, монументальностью, интересом к греческой классике. Отмечается тесное переплетение скульптуры с архитектурой, теперь уже не являются редкостью скульптурные сооружения, которые органично вписываются в архитектурные возведения.

Сенатская площадь

Преобладающими архитектурными постройками вначале 19 века были здания общественного значения, такие, как театры, министерства, ведомства, казармы, соборы, конные дворы. Дворцов и храмов, возведенных в эпоху ампира, известно совсем немного, они практически не строились.

Сенатская площадь

Художественный стиль ампир в архитектуре Санкт-Петербурга ярко проявился также в широком применении ордерной системы. Прослеживается применение строгих геометрических форм при взведении большинства зданий того времени.

Сенатская площадь

Излюбленным становится мотив триумфальной арки. Ярким примером применения этого ампирного элемента являются Московские триумфальные ворота. Этот архитектурный памятник представляет собой монументальные 12-колонные ворота в виде портика, отлитые из чугуна с медными коваными деталями. Московские триумфальные ворота символизируют собой могущество и славу русской армии. Тематика военного триумфа, характерная для этого архитектурного памятника периода ампира, подчеркивается скульптурными композициями из военных трофеев.

Сенатская площадь

Все здания стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга отличаются своей торжественностью и парадностью. Они монументальны и строго симметричны, также архитектурным сооружениям того времени свойственной была лаконичность форм. Однако одновременно часто использовалась милитаристская символика Древнего мира – изображения орлов, лавровых листов и доспехов.

Сенатская площадь

К числу памятников архитектуры в стиле ампир в Санкт-Петербурге также принадлежат здания Главного штаба, постройки Сената и Синода, Михайловский дворец и Александрийский театр.

Сенатская площадь

В этом архитектурном направлении также построены два павильона в саду Аничкова дворца. Эти сооружения имеют два больших арочных окна, фигуры древнерусских воинов, ионические колонны – все это указывает на принадлежность построек к стилю ампир.

Сенатская площадь

Кафедральный Исаакиевский собор стал последним наиболее ярким ампирным сооружением в Санкт-Петербурге. В проекте здания можно рассмотреть простые геометрические формы – треугольник, куб, квадрат, параболический купол, цилиндр. Использование этих элементов в процессе возведения конструкции позволило передать ее имперскую величественность и монументальность.

Сенатская площадь

Внутри собор характеризуется красочным интерьером, снаружи здания нельзя не заметить богатый скульптурный декор. Исаакиевский собор сыграл большую роль в создании неповторимого облика Санкт-Петербурга не только XIX века, но и нашего времени.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит