ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Архитектурные особенности

Учитывая суздальские архитектурные традиции 16 века, можно сказать, что Ризоположенский собор имеет нетипичную конструкцию. Он был построен без внутренних столпов. И в связи с этим его купола было решено сделать легче по весу. Изначально они были шлемовидной формы, а в 19 веке их заменили так называемыми луковичными главами. В 1969 году после реставрации куполам Ризоположенского собора вернули первоначальный вид.

Здесь же в обителе находится самое высокое строение города Суздаль — Преподобенская колокольня. Ее возвели в 1813-1819 годы там же где стояла прежняя, которая сгорела. З а процесс строительства отвечал местный каменщик Кузьмин. Высота этой колокольни составляет 72 метра, благодаря чему её видно практически из любой части города. А со смотровой площадки колокольни можно разглядеть весь город как на ладони. Лучшие фотографии Суздаля — это панорамы, заснятые со смотровой площадки Преподобенской колокольни.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В конце 17 века постройки Ризоположенского монастыря претерпели значительные изменения в лучшую сторону. Работами по преображению комплекса руководили одни из лучших суздальских зодчих — Андрей Шмаков, Иван Мамин и Иван Грязнов. В 80-е годы 17 века в монастыре были построены Святые ворота. В том же году к Ризоположенскому собору пристроили небольшую паперть, весьма богато украшенную узорами и изразцами. Под руководством упомянутых выше мастеров был перестроен из камня Троицкий монастырь, который был присоединен к Ризоположенскому монастырю в 18 веке. Также Шмаков, Мамин и Грязнов участвовали в возведении ограды для Троицкого монастыря. Сам Троицкий монастырь был возведен в 13 веке по завещанию Евфросиньи Суздальской для людей, оставшихся без кормильцев. Этот комплекс теперь можно увидеть только на немногих сохранившихся фотографиях, поскольку само строение было взорвано при советской власти в 1930 году.

Значительно позднее остальных строений на площади монастыря была сооружена Сретенская трапезная церковь. Произошло это в конце 19 века в период управления игуменьи Серафимы. При возведении церкви строители использовали псевдорусский стиль, то есть ориентировались на традиции древнерусского зодчества и при этом применили элементы византийской архитектуры. Сейчас стены — это всё, что осталось от церкви. А когда-то это был один из самых красивых и удобных храмов монастыря.

История

Ризоположенский монастырь основан в начале XIII века епископом Иоанном Ростово-Суздальским. Получил известность благодаря духовным подвигам преподобной Евфросинии Суздальской (1212 — 1250), в миру Феодулии, старшей дочери святого мученика Михаила, великого князя Черниговского. Евфросиния не занимала начальственной должности в монастыре, но своей жизнью и подвигами так возвысила его значение, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. Подвижнице было открыто грядущее на Русь нашествие Батыя и разорение Суздаля. По ее молитвам о спасении обители монастырь не пострадал.

Каменные постройки появились в монастыре в XVI веке. Первые постройки XIII века не сохранились, самой ранней считается постройка Ризоположенского трехглавого собора датированного первой половиной XVI века. Святые врата, которые служили торжественным входом в монастырь, возведены в 1688 году, являются творением трёх суздальских мастеров — И.Мамина, А.Шмакова, И.Грязнова. В честь победы над французами в Отечественной войне 1812 г. на территории монастыря под руководством суздальского каменщика Кузьмина возведена 72-метровая монастырская Преподобенская колокольня (1813-1819).

В XVIII веке Ризоположенский монастырь приходит в упадок, чему способствовали церковная реформа 1764 года, лишившая монастырь вотчины, и сильный пожар 1769 года. Монастырь был зачислен в штат по 2-му классу и получал 500 рублей в год от государства.

Расцвет Ризоположенского монастыря относится к 70-м годам ХIХ века, связан с именем игумении Серафимы. При ней в монастыре начались большие строительные работы. По проекту владимирского архитектора Артлебена в 1879-1881 гг. была построена новая каменная зимняя Сретенская церковь. Прежняя была разобрана в 1878 году. В 1901 году в монастыре произошел сильный пожар, сгорели все деревянные постройки, пострадали каменные. После пожара производятся частичные перестройки каменных зданий. Вместо прежних деревянных были выстроены из красного кирпича настоятельская келья, церковно-приходская школа и два келейных корпуса, территория монастырского двора выстлана булыжным камнем.

В 1923 году ликвидационная комиссия закрыла Ризоположенский монастырь. Строения и имущество были переданы музейному отделу Главнауки, но фактически с мая 1924 года распоряжением Владимирского губисполкома в монастыре был расквартирован особый дивизион войск ОГПУ по охране суздальского политизолятора в Спасо-Евфимиевском монастыре.

До конца 40-х годов монастырь был занят охраной. В эти годы в монастыре появилась улица «Коммунальный городок». После выведения охраны постройки монастыря использовались под жилье. В Ризоположенском соборе размещалась электростанция. В Сретенской церкви кинотеатр, в Трапезной палате — городской клуб.

В 1999 г. монастырь был передан Русской Православной Церкви и возобновлён в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Старейший монастырь древней Руси — Ризоположеннский

1 оценило

Ризоположенский монастырь в Суздале — это один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году, расположенный в недалеко от древнего кремля и реки Каменки.

Святые врата Ризоположенского монастыряЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

История Ризоположенского монастыря

Монастырь был основан в 1207 году Суздальским епископом Иоанном и освящён в честь православного праздника Ризоположения. Монастырь изначально находился в Посаде, то есть за городской чертой.

Первые постройки Ризоположенского монастыря были деревянными и до нашего времени не сохранились. Самым древним каменным сооружением является Ризоположенский собор, построеный в начале XVI века.

Ризоположенский соборЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В XIII веке рядом была основана ещё одна обитель — вдовий Троицкий монастырь.

В 1688 году были построены знаменитые двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря под руководством суздальских зодчих: Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова. Примерно в это же время был собор и ограда Троицкого монастыря, который был взорван в 1930-х годах.

В 1764 году Троицкий монастырь был упразднён, его постройки стали частью Ризоположенского монастыря. В настоящее время от Троицкого монастыря сохранились части ворот и ограды.

В начале XIX века в честь победы над Наполеоном была воздвигнута 72-метровая Преподобенская колокольня под руководством каменщика Кузьмина.

В 1882 году построена Сретенская церковь, она стала последней в ансамбле монастыря.

В 1999 году уцелевшие постройки монастыря были передан РПЦ, которые были использованы для возобновления женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

В 2007 году Ризоположенская обитель отметила 800-летний юбилей.

Архитектурный ансамбль монастыря

Ограда монастыряЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Преподобенская колокольняЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Основной ансамбль Ризоположенского монастыря составляют:

  • Ризоположенский собор 1520—1560 годов
  • Двухшатровые Святые ворота 1688 года
  • Преподобенская колокольня 1813—1819 годов
  • Сретенская трапезная церковь 1882 года
  • Россия
  • Владимирская область
  • Суздаль

Монастырская звонница и Суздальские звоны

Рядом со Спасо-Преображенским собором возвышается монастырская звонница. Первой по времени здесь является девятигранная столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи «под звоны», построенная в 1530 году. В 1599 году к ней пристроили ярус звона, представляющий собой арочный пролет на подклете. В 1691 году к нему были добавлены еще два арочных пролета. На звоннице находились 17 больших колоколов, пожертвованные боярами Черемисиновым и Пожарским. Вес самого большого колокола достигал 560 пудов (9172,8 кг).

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырская звонница

Звон был особенный, «очепный». Раскачивали не язык колокола, а его тулово, жестко соединенное с деревянным валом, подвижно установленным в стенах. К валу крепили длинный шест (очеп), а к нему — длинный ремень, за который дергали снизу. После революции многие колокола погибли. В 1980-х годах звон восстановили.

В наши дни в начале каждого часа на звоннице проходят концерты колокольных звонов. Кроме того, раз в день (время уточняйте в кассе музея) проводится экскурсия «Суздальские звоны», во время которой можно подняться на монастырскую звонницу, увидеть, как работает профессиональный звонарь и самому попробовать позвонить в колокола.

На звоннице также сохранилась «часовенная палатка», в которой некогда висели колокола, отбивавшие «боевые часы» каждую четверть часа. Часы имели одну стрелку, цифры обозначались буквами кириллицы. В 2004 году они были восстановлены, однако вместо гирь и колоколов установили современный кварцевый механизм.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Монастырская звонница

Как добраться

Из Москвы до Суздаля можно доехать автобусом «Москва — Суздаль» или «Москва — Иваново» от — Щелковского автовокзала. Расстояние — около 220 км. Автовокзал в Суздале находится за чертой города, поэтому до Покровского монастыря надо будет еще добираться городским транспортом, на такси, или пешком. В любом случае, это займет немного времени. На автомобиле поезжайте по автомагистрали М-7 до Владимира. Непосредственно после въезда во Владимир объездная дорога с указателем на Иваново уходит влево; по ней через 12 км следует снова повернуть налево, на Суздаль. От Владимира до Суздаля 37 км. На поезде из Москвы можно доехать только до Владимира, поезда отправляются с Курского вокзала. Далее до Суздаля — автобусами, которые ходят каждые полчаса от железнодорожного вокзала.

Надвратная Благовещенская церковь

Следующее строение на нашем пути — надвратная Благовещенская церковь, построенная в XVI–XVII веках. Она представляет собой бесстолпный одноглавый храм с четырехскатной кровлей, массивной алтарной частью и папертью. В XVI веке это были главные ворота монастыря, впоследствии монастырская территория была расширена. Церковь несколько раз перестраивалась. Свой нынешний облик она приобрела в XVIII веке, сохранились росписи XIX века. Сейчас в ней размещается выставка «Дмитрий Пожарский — национальный герой России».

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Надвратная Благовещенская церковь

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Лестница

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Плакаты времен Великой Отечественной войны, символизирующие связь поколений

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Внутреннее убранство Благовещенской церкви

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Колокол

Возвращение монастыря

С наступлением советского периода в истории страны изменилась и судьба многих монастырей, например, Спасо евфимиев мужской монастырь. Не избежал этого и Ризоположенский монастырь. Комплекс перестал функционировать в своем обычном статусе и уже использовался для совершенно иных целей. Так, например, в здании главного собора комплекса была оборудована электростанция. Ее конструкции оказали негативное воздействие на сам храм, особенно на его внутреннее убранство. Не повезло и Святым воротам монастыря, которые по праву считаются одним из самых ярких архитектурных творений города. Их, по сути, превратили в помещения для разведения кроликов, а затем стали использовать в качестве места хранения топлива. Сретенская трапезная церковь превратилась в кинотеатр. Правда необходимо отметить, что на тот момент, от нее оставались лишь кирпичные стены. Но, пожалуй, серьезнее всего пострадала Преподобенская колокольня. Все ее 12 колоколов были отправлены на переплавку. Уже позже, когда началась реставрация монастыря, здание обзавелось новыми колоколами.

На рубеже 20 и 21 века произошло знаковое для монастыря событие. В 1999 году Русская Православная Церковь получила комплекс в свое ведение. После чего женский Ризоположенский монастырь возобновил в нём работу.

Описание

Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен тёплый придел, а с востока — паперть. Окна украшены резными наличниками с простыми колонками в первом ярусе и фигурными — во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремлённых ввысь барабанов.

Вознесенская церковь и колокольня

Колокольня, стоящая отдельно от храма, интересна тем, что она — единственная в Суздале шатровая колокольня, стены которой почти лишены украшений. Мощный высокий восьмигранный столп звонницы поставлен на очень низенький четверик, сбоку Ворота Александровского монастыря в Суздалекоторого пристроена деревянная лестница. Только карниз под самым шатром украшает чистые гладкие стены восьмерика. Шатер с узкими высокими окнами-слухами тоже украшен очень скромно – арочными проемами и наличниками над слухами.

В XVIIIв. вокруг монастыря была сооружена небольшая кирпичная ограда с декоративными башенками, стилизованными под монументальные оборонительные башни. Сейчас от ограды сохранились только небольшая часть ее и Святые ворота, реставрированные в 1947г. Ворота сверху завершаются граненым ярусным барабаном с маленьким куполом. Строил ограду суздальский зодчий Грязнов, который участвовал и в строительстве Троицкого монастыря (ныне уничтоженного); неудивительно, что они имеют общие черты со Святыми воротами последнего, которые сохранились как часть стены соседнего Ризположенского монастыря.

Аптекарский огород и фруктовый сад

Пройдя через проездную башню, мы оказываемся на огромной монастырской территории. Справа за невысокой оградой — Аптекарский огород, где монахи выращивали лекарственные растения. За ним — фруктовый сад. Растениеводство было одним из видом монашеского послушания. В наши дни Аптекарский огород и сад воссозданы заново. Здесь произрастает более 70 видов лекарственных трав, плодовые и ягодные деревья и кустарники. Рядом с ними у крепостной стены находится детская площадка.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Аптекарский огород и монастырская башня. За ними виднеется колокольня церкви Смоленской иконы Божией Матери

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Аптекарский огород

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Аптекарский огород

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Фруктовый сад

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Колодец

Святые ворота

Еще одним древним памятником обители являются Святые ворота и Надвратная церковь. Эти сооружения тоже относятся к 1515 году. Ворота уникальны, прежде всего, возложенной на них функцией: одновременно они были церковью и мощной крепостной башней.

Треглавая церковь находится в верхней части четверика, который прорезан двумя арочными проемами, и общей композицией очень напоминает очертания Покровского собора. По углам церкви находятся два маленьких придела, которые венчают световые барабаны со шлемовидными куполами, а центральный, более массивный барабан с узкими окошками опирается на два яруса закомар.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Наружные стены украшены сложным декором, который напоминает резьбу по дереву. Надвратная церковь тоже многократно перестраивалась, но в 1958 году реставрационные работы, выполненные по проекту А. Д. Варганова, вернули первоначальный вид уникальному памятнику.

Архитектурный ансамбль монастыря

Ризоположенский собор

Паперть Ризоположенского собора работы И. Мамина, А. Шмакова, И. Грязнова

Трёхглавый Ризоположенский собор (—) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени. Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 году, отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX веке заменены луковками, в 1929 году барабаны и главки превращённого в электростанцию собора были вовсе снесены и только в конце 1960-х годов в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.

Святые ворота

Наиболее интересная постройка монастыря — возведённые в 1688 году двухшатровые Святые ворота. Ворота с двумя разновеликими арками украшены каменной резьбой и ширинками с изразцами. Бо́льшая по размеру проездная арка имеет почти полуциркульную форму, арка поменьше отделана мелким рустом. Увенчанные маленькими главками шатры поставлены на невысокие восьмерики с небольшими оконцами, грани шатров отделаны ложными слуховыми окнами.

Преподобенская колокольня

Вид на колокольню

Трёхъярусная Преподобенская колокольня появилась на территории монастыря на месте обгоревшей в конце XVIII века шатровой колокольни и была возведена в честь победы в Отечественной войне 1812 года в —1819 годах. Строительством 72-метрового сооружения, ставшего самой высокой городской постройкой, руководил суздальский каменщик Кузьмин. Колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени, хотя и совершенно не вписывается в общий архитектурный стиль города. Уменьшающиеся ввысь ярусы колокольни опираются на мощный классический портал с аркой и увенчаны шпилем, а для её отделки использованы сдвоенные колонны с декоративными фронтонами.

Сретенская трапезная церковь

Остатки Сретенской трапезной церкви

От Сретенской трапезной церкви, построенной в 1882 году на месте более старого здания, до наших дней дошли только стены из красного кирпича. Остатки декора указывают на её принадлежность к псевдорусскому стилю. В советское время после закрытия монастыря здание использовалось сначала в качестве клуба, а позднее как кинотеатр.

Святые ворота бывшего Троицкого монастыря

Бывшие святые ворота Троицкого монастыря

В ограде Ризоположенского монастыря сохранились Святые ворота бывшего Троицкого монастыря. Они напоминают Святые врата расположенного неподалёку Александровского монастыря, что не случайно: строительством последних занимался И.Грязнов, один из авторов построек конца XVII века на территории Ризоположенского и Троицкого монастырей.

Суздаль, Покровский монастырь в XX веке

Как и большинство культовых сооружений в России, монастырь был закрыт и разграблен в 1923 году. С 1933 года здесь находилась военная биологическая лаборатория, Бюро особого назначения ОГПУ — организация, в которой трудились заключенные. Это были опытные специалисты различных специальностей. Все они занимались разработкой биологического оружия. В 1935 году заключенные Б. Я. Эльберт и Н. А. Гайский создали здесь вакцину против туляремии. Лаборатория работала на территории монастыря до 1936 года.

В шестидесятых годах прошлого столетия в монастырских постройках были проведены реставрационные работы, а позднее в них появились музейные экспозиции. В конце восьмидесятых годов здесь разместился туристический комплекс, в котором был ресторан и бар, а в великолепном Покровском соборе находился концертный зал. Здесь даже появилась гостиница для туристов, но о ней мы расскажем чуть позже.

В девяностых годах изменения, происходящие в стране, затронули и г. Суздаль. Покровский монастырь в 1992 году был возвращен церкви, в нем возродилась степенная монашеская жизнь. Сегодня это действующий монастырь. Ему принадлежат собор, хозяйственные постройки, здание богадельни, избы-кельи.

Успенская трапезная церковь

К Архимандритскому корпусу примыкает шатровая Успенская трапезная церковь, построенная, по некоторым данным, около 1525 года. Это один из самых ранних памятников шатровой архитектуры в истории древнерусского зодчества. В храме и трапезной палате сохранились фрагменты настенных росписей XVI века.

Здесь проходили литургия с колокольным звоном, молебен святому Евфимию, общая трапеза. В нижнем этаже трапезной палаты размещались различные хозяйственные службы: кухни, хлебные и др. По монастырским преданиям, одно из помещений представляло собой каменный мешок для заключения колодников. Сейчас в здании размещается экспозиция наивного искусства.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Успенская трапезная церковь

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Успенская трапезная церковь

Паломнику

При обители работает открытая еще в советское время гостиница Ризоположенская.

Гостиница «Ризоположенская» находится в историческом центре города Суздаля, на территории действующего женского Ризоположенского монастыря (1207). Гостиница предлагает приемлемые цены и современную инфраструктуру (номера «стандарт» и «стандарт +» эконом-класса для семейного и группового размещения).

При гостинице действует туристский отдел, который поможет Вам провести досуг по своему желанию. В гостинице «Ризоположенская» — по-домашнему уютно и спокойно, а архитектурный ансамбль вокруг места отдыха поражает своим величием и красотой.

Телефон: (49231) 2-07-06

Таинственные монахини

Одной из первых знатных узниц монастыря стала жена Василия III Соломония Сабурова — великая княгиня. В 1525 году Василий III обвинил свою супругу, с которой прожил двадцать лет, в бесплодии. Он насильно постриг ее в монахини и отправил в Покровский монастырь. В те времена развод был делом неслыханным, и чтобы получить у духовных властей разрешение на другой брак, Василий III выделял огромные средства на развитие монастыря.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Однако вскоре выяснилось, что обвинения Василия III в бесплодии были напрасны. Прошло несколько месяцев после пострига, и у Соломонии родился сын, но, опасаясь козней новой жены бывшего супруга Елены Глинской (будущей матери царя Ивана Грозного), она была вынуждена сообщить о гибели царевича.

Существует версия, что Соломония отправила младенца крымскому хану, который в дальнейшем сыграл свою роль в истории, прославившись как разбойник Кудеяр. После пострига Соломония получила имя София, после смерти была канонизирована церковью как Преподобная София Суздальская. Позднее ее стали считать покровительницей Суздаля.

Непростая история Ризоположенского монастыря

Особую славу Ризоположенскому монастырю во многом принесла деятельность преподобной Евфросиньи Суздальской. Она приходилась дочерью Черниговскому князю и решение об уходе в монастырь ею было принято в результате пережитых печальных событий. Ей предстояло выйти замуж за брата Александра Невского, князя Фёдора Ярославича, но в тот день, когда должно было состояться бракосочетание, суженый скончался.

Этот суздальский монастырь уникален тем, что в период нашествия хана Батыя и массовых разрушений местных строений, лишь только он остался нетронутым. По преданиям, преподобная Евфросинья своими молитвами спасла родной монастырь от разрушения.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Одно из самых знаменитых суздальских достопримечательностей и архитектурных строений — Святые ворота. Находятся они в Ризоположенском монастыре. Ворота щедро украшены узорами, изразцами, рустом и состоят из двух разных по размеру арок, которые увенчаны изящными шатрами, стоящими на невысоких восьмериках. За свою историю им пришлось немало пострадать и претерпеть целый ряд изменений. В 1964 году Святые ворота были отреставрированы и приобрели свой нынешний вид.

Паломнику

Расписание богослужений

Богослужения совершаются ежедневно в храме Василия Великого:

Начало утреннего богослужения в будни – 06:00

Начало утреннего богослужения в субботние, воскресные и праздничные дни – 08:00

Начало вечернего богослужения – 17:00

Номер в монастырской гостинице

Каждую неделю по четвергам, на вечернем богослужении, служится Молебен с Акафистом свт. Василию Великому.

Каждую субботу после литургии служится панихида.

Каждое воскресенье после литургии служится молебен.

Литургия на утреннем богослужении совершается во все субботние, воскресные и праздничные дни. В остальные дни служится чин изобразительных (обедница).

Монастырская гостиница

При обители имеется гостиница. В монастырской гостинице соблюдается тишина, запрещается курение и распитие спиртных напитков.

Вместимость гостиницы – 11 чел.

Заказать номер Вы можете по телефону: 8(49231)2-18-008(49231)2-18-00.

Братский (келейный) корпус

Справа от Благовещенской церкви расположен Г-образный Братский корпус, где в прошлом размещались кельи монахов. Он был построен между 1628 и 1660 годами. К концу XVII века в монастыре проживало 118 человек братии. Второй этаж был перестроен в XIX веке. В южной части сохранились два сводчатых этажа и балконы-гульбища. Почти 100-метровый Братский корпус оживляют деревянные галереи-крыльца, которые вели в сени и кельи с двух сторон от них и небольшие арочные окна с наличниками. В наши дни помещения отданы под экспозиции «История суздальский монастырей», музей реставрации «Побеждая время» и «Сплетение судеб».

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Братский (келейный) корпус, южная часть

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Братский (келейный) корпус

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Вериги

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Музейная экспозиция

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Колокола

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Музейная экспозиция

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ангел, Лев, Телец, Орел — символы евангелистов Матвея, Марка, Луки и Иоанна, XVIII век. Часть алтарной надпрестольной сени сельской церкви Воскресения Суздальского уезда

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Рабочее место иконописца, реконструкция

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Мастерская книгописца, реконструкция

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Келья монахини, реконструкция

История Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Евфимиев монастырь был основан в 1352 году князем Борисом Константиновичем (умер в 1394 году) в качестве форпоста Суздальско-Нижегородского княжества. Первым его игуменом стал святой Евфимий, «духовный собеседник» и сподвижник Сергия Радонежского. Первоначально монастырь назывался Спасо-Преображенским, что отражено в названии монастырского собора. После того, как в 1507 году были обретены нетленные мощи святого Евфимия и утвердилось сначала его местное, а потом и общерусское почитание (1549 год), монастырь стал именоваться Спасо-Евфимиевым (Спасо-Евфимиевским).

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Киворий, звонница и Спасо-Преображенский собор

В XVI-XVII веках обитель перестраивается в камне. Среди крупных жертвователей того времени — Василий III, Иван Грозный, князья Пожарские и другие. Впрочем, как сообщал Андрей Курбский в письме Ивану Грозному, «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны».

В Смутное время Спасо-Евфимиев монастырь пострадал в результате литовского разорения. Однако обитель быстро оправилась и к концу XVII века монастырь стал одним из самых больших и богатых на Руси. Он владел обширными вотчинами, полями, заставами, лесными угодьями, водоемами. В его собственности находились тысячи крестьян, которые поставляли свою продукцию ко столу монахов и трудились во славу монастыря.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Макет-реконструкция Спасо-Евфимиева монастыря

В 1766 году по указу императрицы Екатерины II при монастыре была организована тюрьма. В 1923 году Спасо-Евфимиев монастырь был преобразован в политический изолятор ОГПУ (с 1934 года —  НКВД), в годы Великой Отечественной войны в нём разместилась тюрьма для военнопленных, а после её окончания — колония для несовершеннолетних.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Цветочная композиция на старом пне

В 1967 году Спасо-Евфимиев монастырь вошел в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Начался трудоемкий процесс реставрации, который не закончен до сих пор. В 1992 году комплекс памятников Спасо-Евфимиева монастыря был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (№ 3310133000).

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Памятники архитектуры и музеи Спасо-Евфимиева монастыря. План-схема

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В 1965 году у стен Спасо-Евфимиева монастыря начались съемки фильма «Страсти по Андрею» (в кинопрокате «Андрей Рублев») с заключительной, восьмой новеллы кинокартины «Колокол, 1423 г.» Сценарий Андрея Михалкова-Кончаловского и Андрея Тарковского, режиссер-постановщик Андрей Тарковский, главный оператор Вадим Юсов

Давайте познакомимся с этим великолепным монастырем-крепостью поближе.

История монастырей

К началу XX в. Суздаль была окружена кольцом монашеских обителей. Образование самых ранних из них относится к началу XIII в. Самые крупные городские монастыри были основаны суздальскими князьями в середине XIV столетия.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Евфимиева и Покровская обители постепенно стали играть важную роль в духовной и политической жизни страны. Всего на территории древнего города функционировали 15 монашеских обителей. Суздальские монастыри играли важную роль в истории города. Они выполняли следующие функции:

  • оплот светской и религиозной власти;
  • защита подходов к городу;
  • культурно-духовный центр.

Во времена формирования российского государства и расцвета культового строительства монастыри были самыми крупными заказчиками возведения храмов.

В советское время большинство монастырских построек использовались в хозяйственных целях, что привело к повреждению или полному уничтожению большого количества религиозных построек.

После распада СССР суздальской епархии удалось вернуть в лоно Православной Церкви 4 монастыря и возобновить богослужения в большинстве городских храмов.

Крепостные стены и башни

Уже издали замечаешь мощные крепостные стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря, сооруженные по всем правилам фортификации. Особенно эффектно они смотрятся со стороны речки Каменки. Впечатление, что эти стены выдержали не одну оборону. Но нет, они были построены в 1660-1664 годах, когда монастырь уже утратил своё оборонное значение. Протяженность стен составляет 1160 метров, насчитывается 12 башен. Это немногим меньше общей длины крепостных валов Суздальского кремля — 1400 метров.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря и река Каменка

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Многоугольная башня

В XX веке их состояние стало критическим: произошло глубинное разрушение контрфорсов, в результате чего на стенах появились огромные трещины и они наклонились. В 2003 году началась уникальная реставрация, благодаря которой укрепления удалось спасти. В фундамент для заполнения пустот закачивался специальный раствор, стены скрепили металлическими связями. Были восстановлены шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, кирпичная кладка и отделочная обмазка стен.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Стены и башни Спасо-Евфимиева монастыря

В сквере перед массивной проездной башней установлен памятник князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, выполненный по проекту скульптора Азгура и архитектора Захарова в 1955 году.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Сквер перед Спасо-Евфимиевым монастырем

За памятником находится проездная башня с двумя киотами, в которых установлены иконы Христа Спасителя и святого Евфимия Суздальского.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Бюст Дмитрия Пожарского

Высота проездной башни составляет 22 метра. Она квадратная в плане, её мощь сглажена нарядным декором — суздальским узорочьем. Внутри находятся кассы музея и книжная лавка.

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Проездная башня Спасо-Евфимиева монастыря

ЕВФРОСИНИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Проездная башня со стороны монастырской территории

Ризоположенский монастырь: что рядом?

Ризоположенский монастырь находится в относительной близости от следующих достопримечательностей этого региона

В силу неравномерного расположения мировых достопримечательностей следует принять во внимание условную близость объектов.

Ризоположенский собор Ризоположенского монастыря ~ 0,1 км. Лазаревская и Антипиевская церкви ~ 0,2 км

Лазаревская и Антипиевская церкви ~ 0,2 км

Кресто-Никольская церковь ~ 0,4 км

Александровский монастырь ~ 0,5 км

Цареконстантиновская и Скорбященская церкви ~ 0,5 км

Богоявленская церковь и церковь Рождества Иоанна Предтечи ~ 0,5 км

Торговые ряды ~ 0,5 км

Воскресенская и Казанская церкви ~ 0,5 км

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит