Заложники традиций
В большинстве своем арабы продолжают придерживаться своих древних традиций. Если вы увидите араба в пиджаке при галстуке или в джинсах и рубашке в клетку, не спешите приписывать его к «приверженцам европейской культуры». Даже если он сам себя к ним приписал. Мы, люди всех народов и национальностей, часто недооцениваем три действующих на нас силы: силу влияния, силу привычки, силу генетики.
В арабском мире сила влияния выражается в следующем: если в европейской стране араб показался вам безразличным к условностям, современным, с мышлением, близким к вашему собственному, будьте готовы к тому, что его поведение изменится кардинально, когда он попадёт в родную атмосферу. Скорее всего, он перестанет открыто проявлять нежность к любимой девушке, ограничит вашу свободу некоторыми правилами, принятыми в арабском обществе, и, вероятно, станет делать вещи, которых вы от него не ожидали или которых он обещал вам не делать.
Сила привычки выражается в поведенческих особенностях, принятых в арабском обществе. Не удивляйтесь, если араб, оказавшись, например, в России, будет использовать любую возможность уплести за обе щеки арабское блюдо. Вкусы в еде исключительно неискоренимы, они являются самой частью араба. Также не удивляйтесь, если в квартире, которую вы делите с арабом, переночует совершенно незнакомый человек. О гостеприимности арабов ходит молва по всему миру, и это вовсе не слухи. Вряд ли он поддастся вашим категоричным протестам по поводу его решения. Помимо гостеприимности у арабов принято помогать людям, попавшим в беду.
Сила генетики выражается приверженностью к веками сложившимся в арабских семьях ценностям. Ценность для араба — это семья, уважение в обществе и свои, исключительно свои, традиции. Находясь вдали от дома, араб обязательно вернётся в родные стены навестить семью. Любыми способами он поможет как ближайшим, так и дальним родственникам, пока совесть его не станет спокойна. Араб никогда не оставит спор с оппонентом нерешённым. И, если вы находитесь в обществе араба, приготовьтесь к тому, что вам придётся следовать его правилам, а не своим. Они могут быть крайне настойчивыми и убедительными.
Египтяне
У большинства из нас мнение об арабах сложилось исключительно за счёт приставучих торговцев на улицах туристических городов Египта. Под любым предлогом они заманивают вас на свою территорию и «окучивают», применяя все известные и неизвестные приёмы психологии, пока вы хоть что-нибудь у них не купите. В ответ на ваши извинения о том, что не располагаете местной валютой, они великодушно разрешат вам расплатиться долларами, обменяв в будущем по самому выгодному курсу на фунты. Они будут идти за вами полкилометра, пока окончательно не убедятся, что посещение их магазинчика не входит в ваши планы. К третьей поездке вы обещаете себе, что в этот раз будете твёрже и настойчивее с местными, однако вместо этого возвращаетесь из отпуска с третьим десятком магнитиков.
С тех пор, если вы встречаете в вашем городе араба, то стараетесь обойти его за километр, прежде чем он повесит лапшу на ваши уши. Однако араб, который позволил себе выехать за пределы родной страны, не будет таким, каким вы ожидаете его увидеть после отпуска в Египте. Египтяне из кожи вон лезут перед туристами только по одной причине — из-за нищеты. Все хитрости и уловки в адрес туриста — только лишь ради возможности накормить себя и свою семью в условиях бешеной конкуренции. Вот почему в Египте вы встречаете много названий на русском языке. В незнакомой стране вы стремитесь к близкому и понятному. А это шанс для египтянина заработать на хлеб. Нищета несчастных людей — это причина их навязчивого поведения. И любой, мягко говоря, неприятный поступок араба имеет в своей основе весомый мотив.
Не стоит судить о нации по её ничтожно малой части. Попробуйте завести друга-араба, и вы поймете, что в нём нет ничего общего с голодным уличным торговцем. Арабы — искренние и хитрые, великодушные и жадные, с душой красивой и не очень, и отличаются от других наций тем, что ко всем перечисленным эпитетам обязательно нужно добавлять слово «очень». Арабы — «люди-наоборот». Они пишут справа налево; приглашают вместо того, чтобы прогнать; симпатизируют женщинам в теле больше, чем изящным худышкам; они смеются, когда вы на них злитесь, и злятся по непонятным вам причинам. Они изобретательны в поступках, а их чувство юмора заставит любого сатирика усомниться в собственном профессионализме.
Если сумеете найти в арабе друга, то эта дружба навсегда. И, кстати, красивые глаза — это не сказка.
Первая волна
С самого начала арабам сопутствовала удача. Им удалось отвоевать у Византии Левант, а у Персии – богатую и плодородную Месопотамию. А в 633 году халифат вторгся в пределы самой империи Сасанидов. Противостояние длилось девятнадцать лет и закончилось полной победой арабов.
Пока шла война с персами, арабский полководец Амр ибн аль-Ас всего за год (641-642 гг.) сумел присоединить к территории халифата Египет. Чрез пять лет арабы организовали первое вторжение в Северную Африку двумя армиями, общей численностью около сорока тысяч человек. Во главе этого войска встал шейх Абдуллах ибн Саад.
Результаты этого вторжения оказались не столь впечатляющими. Под влияние халифата попал лишь Карфаген. Проведя в изнурительных походах по пустыням больше года, шейх вернулся с войском в Египет.
В 656 году внутри государства вспыхнула гражданская война, спровоцированная убийством Халифа Усмана. Престол занял Али ибн Абу Талиб, но спустя несколько лет погиб и он.
Несмотря на неразбериху, арабам удалось подчинить страны Закавказья и Дербент. Правда, ненадолго. Уже к 661 году почти вся эта территория стала независимой от халифата – сказалась помощь Византии.
Жизнь
- Основы морали, культуры, общественной жизни изложены в Шариате. Формирование наставлений шариата происходило в 7 веке. Шариат обязывает каждого мусульманина соблюдать пост, читать молитвы, выполнять ритуалы. Предписывалось совершать благотворительность;
- Употребление пищи, ежедневный сон, бракосочетание никак не поощряются, но и не подлежат запрету. Шариат не одобряет наслаждение земной жизнью, например, вкушение яств. Употребление вина, свинины, азартные игры, колдовство и ростовщичество запрещались. Издавна Шариат соблюдался строго, исключением было употребление вина, которое очень любили горожане. Жители деревень старались соблюдать нормы неукоснительно;
- Брак считается одним из важнейших событий в жизни каждого человека. Развод, наследование, другие пункты, связанные с бракосочетанием, созданы на основе традиций доисламского общества и учения Коран. Значимость рождения сына была невероятно велика — считалось, что только после родившегося мальчика мужчина становится полноценным человеком. Коран велел воспитывать в сыновьях доблесть, способность ответить за слово, доброту и щедрость;
- Ислам поощряет освобождение раба. Мусульманин, освободивший человека из рабства, становился благочестивым. Однако такой поступок совершался редко, ведь купцы полностью опирались на работорговлю.
Фольклор
Фольклор арабского народа будоражит умы фантастов и любителей фэнтези. Есть целое учение, посвященное джиннам — джиннология. В исламе джинны воспринимаются как демоны, созданные из пламени. Человек же был сотворен из глины, а ангелы — из света. Джинны смертны, но способны жить сотни лет. Джинн должен есть, ему свойственно сближаться с человеком и даже вступать в брак с людьми. Среди сверхъестественных способностей, которыми обладали джинны, были обретение невидимости, превращения в животное, растение, другого человека. Джиннов принято делить на добрых и злых. Первые приняли ислам, оставшись покорны Аллаху. Злые обернулись неверными, однако оба вида джиннов опасны для человека. Наибольшую угрозу представляли мариды и ифриты, жаждущие крови. Арабы верили (некоторые верят даже сейчас), что на кладбищах вводятся гули — огромные оборотни-людоеды. Джинны сопровождали человека всю его жизнь, поэтому люди всегда предупреждали друг друга об опасности столкновения с ними. Для защиты мусульманин обращался к Аллаху, чтобы тот предостерег от нападения демонов. Часто использовались защитные амулеты, одним из наиболее популярных стала «Ладонь Фатимы», представлявшая собой медную ладонь с бусиной голубого цвета. Фатима была дочерью пророка Мухаммеда, а амулет, названный ее именем, по верованию арабов, должен был защитить от сглаза. Именно сглаз считался наиболее страшным явлением. Источником сглаза могла стать льстивая речь, грубость собеседника. Боязнь сглаза повлияла на жизненный уклад арабов. Это проявляется в одежде, стремлении сохранить семейные тайны. Сны у арабов воспринимаются, как уникальное явление. Первый сонник датируется 11 веком. В Коране сказано, что лгать о снах нельзя, поэтому придумывать и домысливать сон запрещалось. Разрешалось гадать, обращаясь к старцам, которые могли «прочитать» сон. Гаданию уделялось много внимания, прежде всего ориентировались на птиц. Увлекаться ритуалами гадания не стоило, так как это могло привести к магии. Считалось, что белая магия была уделом благочестивого человека. Ей соблаговолили ангелы, хорошие джинны. Неопытный человек мог быстро прийти к черной магии, способной воплотить тайные и темные желания. Злому магу помогали шайтаны, накликавшие беды, причем не только на окружающих, но и на него самого. Эти особенности мировоззрения появились еще в доисламские времена, они сохранились и в наши дни.
С чего начался Арабский халифат?
Примерно в 630-х арабы начали устраивать регулярные вылазки за пределы родного Аравийского полуострова. Причина проста – молодому государству требовались ресурсы и новые территории.
Подчиняя себе другие земли, арабская знать получала доступ к «рогу изобилия»: рабов, пленников, которых можно было вернуть за богатый выкуп, а главное – дань, собираемая со всех захваченных народов.
В самом начале арабы достаточно лояльно относились к населению и устройству захваченных ими стран. Они не лезли в местные традиции, не устраивали массового переселения народов и отличались веротерпимостью. Более того, они даже перенимали некие элементы культа у покоренных чужаков.
Но позже ситуация начала меняться. Во всех покоренных государствах был запущен процесс арабизации местного населения. Наиболее быстро и относительно безболезненно это проходило там, где еще до образования халифата жили многочисленные арабские общины. Например, в Сирии, Палестине, Месопотамии и Египте. Примерно то же самое наблюдалось и с распространением ислама.
Христианство, иудаизм, зороастризм на подчиненных территориях начали постепенно угасать, хоть арабы и не преследовали представителей других религий.
Правда, иноверцы были сильно ограничены в правах.
Столь быстрое превращение халифата в крупную державу многие историки до сих пор называют феноменом. Дело в том, что на своем пути к величию арабы столкнулись с двумя самыми мощными государствами того времени – Византией и Сасанидской Персией. Но выходцам из Аравийского полуострова повезло. Обе эти империи были в упадке из-за многолетнего противостояния друг с другом и внутреннего кризиса. Арабы воспользовались слабостью грозных соперников, что вылилось в три волны завоевательных походов.
Вторая волна
Как только ситуация в халифате успокоилась, арабы вновь хлынули в Северную Африку, находящуюся под контролем Византии.
Защитив тыл, арабы двинулись дальше. И сумели захватить два крупных города – Буджию и Танжер. Но вскоре вспыхнуло восстание подчиненных берберов. Укбе ибн Нафи пришлось со своим войском отправиться на его подавление.
Война с кочевниками, которых активно поддерживала Византия, складывалась для арабов неудачно. Сначала в одном из сражений погиб сам ибн Нафи, а затем и Зухейр – присланный на его место полководец.
Подавить восстание помешала и очередная гражданская война и восстание в Сирии. Вторую североафриканскую кампанию пришлось в срочном порядке свернуть.
Традиции
На самом деле, у арабов насчитываются сотни обычаев. Все они предписаны Кораном, хотя некоторые родились еще в доисламскую эпоху. Вот несколько сохранившихся до наших дней:
- Пищу принимают сидя на полу. Редко настилают матрасы, обычно используют ковры. Есть нужно правой рукой, а левой можно вытирать рот салфеткой. Столовые приборы не используют, их заменяют лепешками, которые складывают в виде совка. После трапезы на одежду или кожу наносят благовония. Руки моют розовой водой.
- Женщине отводится роль хранительницы очага. Она не может готовить или заниматься уборкой. Муж обязан содержать ее и дарить подарки. На деле часто такую традицию приходится нарушать, ведь не у всех арабов есть достаточное благосостояние. Поэтому в простых арабских семьях матери по дому помогают дети.
- Молитвы совершаются каждый день по пять раз.
- В Рамадан необходимо соблюдать пост, запрещающий в дневное время курение, распитие алкогольных напитков и даже прием пищи.
- У бедуинов есть тысячелетний обычай, который велит принимать гостя, «постучавшегося в палатку». Бедуин приглашает незнакомца, вручая чашку горького чая, символизирующего суетную жизнь. Жизнь бедуина сладкая, поэтому после горькой следует чашка со сладким чаем. Гость может провести у бедуина 3 дня и 3 ночи, затем он должен рассказать, для чего пришел. Некоторые люди просто любят пользоваться бедуинским гостеприимством, однако есть и те, кто бежит от властей. Бедуин может помочь или отказать.
- Семьи в арабских странах делятся на кланы. Традиционно число детей в одной семье может достигать 5–8.
- Арабы активно развивают самых талантливых мальчиков. Максимум одного или двух. Остальные сами должны искать свое место в жизни, однако всегда могут рассчитывать на помощь родственников.
- Для женщин есть особый день, когда фитнес-центры, пляжи, аквапарки и другие общественные места открыты только для них.
Об арабах можно рассказывать очень долго. Это поистине великая нация, повлиявшая на развитие науки и искусства всего мира. Они не только внесли значительный вклад в историю человечества, но и продолжают делиться опытом и культурными традициями. В последние десятилетия нравственный облик арабов стал менее строгим. Многие молодые люди охотно знакомятся с иностранцами, пользуются достижениями современной цивилизации, изучают иностранные языки и часто обучаются в европейских странах. Сохранение устоев, приверженность религии и учению Корана можно назвать основными чертами арабского народа. Одновременно арабы являются людьми с широкой душой, которые очень любят жизнь, что проявляется в их речи, литературе и повседневном укладе.
Понять все волшебство и роскошь арабской культуры поможет танец живота. В этом видео вы можете посмотреть демонстрацию техники чарующего танца, которой насчитывается уже много веков.
https://youtube.com/watch?v=PEvxJbo83pw
Культура
Арабской культуре приписывают большое влияние на мир. Примерно в 4 веке нашей эры у арабов уже была сформирована письменность. Арабский халифат объединил множество государств, бурное развитие получили точные и прикладные науки. Особенно арабов интересовала астрономия. Они одними из первых определили размер земного шара, успехами арабов в математике восхищалась Западная Европа. Тригонометрические уравнения появились на рубеже 9–10 веков.Даже сегодня престиж арабов — это ученые и врачи. С давних времен их увлекала медицина теоретического порядка и врачевание. Одним из основоположников офтальмологии как дисциплины стал Ар-Рази, который в 10 веке нашей эры активно развивал геометрическую оптику. Культурное богатство арабов не ограничивается наукой. Архитектурные шедевры известны во всем мире. Среди них мечети, минареты, дворцы. Эти типы зданий считаются уникальными, в том числе благодаря орнаментам. Даже в период крестовых походов и нашествия монголов, когда наблюдалось уничтожение культурных ценностей, арабский народ смог показать серьезные достижения. Науки уже не просто развивались, но стали преподаваться как дисциплины. Одновременно развивалась художественная литература и обработка керамики. В раннем средневековье активно развивался фольклор, поэты ценились невероятно сильно. В обиход граждан входили метафоры, поговорки, способность красиво говорить оценивалась очень высоко. Поэты восхваляли соплеменников, повышая их авторитет. В народе поэтов воспринимали неоднозначно. Часто люди говорили, что вдохновение к ним приходит от шайтана, который слушает разговоры ангелов. Часто поэты оказывались обезличенными — народ интересовался их творчеством, но не жизнью. Поэтому о многих представителях творческой элиты мало что известно. Среди известных поэтов следует отметить Абу Нуваса, прославлявшего пиры и любовь. Абу-ль-Атахия восхвалял нравственность, подчеркивал несправедливость жизненного уклада, ругал мирскую суету. Аль-Мутанабби прослыл скитальцем, чествующим правителей Ирана, Египта, Сирии. Он не стеснялся бранить их и мириться. Самым значимым поэтом в арабском народе считается Абуль-Ала аль-Маарри. Аль-Маарри был мусульманином, изучавшим Коран с детства. Будучи еще ребенком, он потерял зрение из-за оспы. Однако это подстегнуло его к изучению наук, философии и дало толчок к желанию познать мир. Путешествуя, поэт сочинял стихи, в которых современники отмечают глубокую эрудированность. Много трудов аль-Маарри посвятил изучению общества, отмечая его пороки. Говоря об арабской литературе, невозможно не вспомнить произведение «Тысяча и одна ночь». Каждый знаком с Али-Бабой, Аладдином, Синдбадом-мореходом. Именно арабские сказки с юных лет знакомят читателя с особенностями дворцового быта арабского народа. Значимым именем в истории стало имя Омара Хайяма — персидского философа, ученого и поэта. Он придерживался гедонического мышления и восхвалял житейские радости. Историки и востоковеды искренне удивляются стремлениям внести поэзию в самые разные труды, в том числе медицинские. В трактатах сохранились стихотворения, а позднее практически на всю литературу стал оказывать влияние Коран. Коран является сборником положений учения ислама. Его основой служат заповеди, молитвы, назидания и юридические установки. Именно в Коране изложен древнейший договор займа, регламентирующий отношения между заемщиком и лицом, предоставляющим заем. Коран дает возможность прочесть притчи пророка Мухаммеда — последователи ислама учат суры наизусть. Мусульмане разделяют изречения на сказанные Мухаммедом и сказанные Аллахом, называя последние откровениями. Остальные называют преданиями. Коран был возведен в канон в 7 веке нашей эры. Значимым явлением для священного писания являются комментарии, позволяющие верующим лучше понять Писание. Фанатизм учения Корана появился в средние века. Объемную книгу учили наизусть, считая ее одновременно книгой изучения арабского языка. Коран запрещалось переводить на иные языки, однако распространять среди арабского населения писание разрешалось. Это способствовало развитию мусульманской культуры арабского народа.
Чёртики в душе
К сожалению, все мы наслышаны и о тёмной стороне арабской души. Не перестают иссякать истории об обманутых девушках, предательствах в договоренностях и общемировых обвинениях в терроризме. Художественные романы, форумы и слухи заставляют нас остерегаться арабов.
Никто не ангел, однако арабы могут быть настолько же от души предателями, как и благодетелями. Такой черты, как хитрость, у них не отнять, и многие используют её во вред обществу, во благо собственного эго. Они могут долго строить из себя ваших лучших друзей, пока вы вдруг не поймёте, что остались обманутыми, а от араба и след простыл. Простейший пример — гиды-арабы в арабских странах, которые объясняют правила вашего поведения под предлогом вашей же безопасности, задней мыслью имея спланированную схему по выкачиванию ваших кровных. В таких случаях, как правило, арабом что-то движет, как и любым смертным.
Открытая душа
Если вы видели, как общается араб, то, несомненно, заметили его активную жестикуляцию, даже если он говорит по телефону. Арабы могут поговорить обо всём на свете, в то время как позвонили, главным образом, чтобы обсудить что-нибудь вполне конкретное.
Жестикуляция — это выброс личной энергии в продолжение слов. Когда араб отдает — он отдает от всего сердца. Искренне, открыто, эмоционально, до последней капли. Когда все вежливые вопросы, вроде «как дела» и «как семья», заданы, с вами начинает общаться исключительно арабская душа. Именно она, широкая и наполненная, отражается во взаимовыручке, заботе о том, что арабу дорого, и именно из-за неё араба всегда слышно: они почти не умеют говорить тихо.
Национальный костюм
Традиционным национальным костюмом арабов является платье кандура. Это платье носят мужчины. В летнее время года одежда неизменно белая, зимой надевают бежевую, реже светло-зеленую кандуру. На голове носят гафию, которая представляет собой маленькую шапочку. Знакомый всем нам платок называется гутра. Он может быть белым или в красную клетку. Если мужчина собирается на праздник, например, свадьбу, он наденет особую накидку бишт. Арабские мужчины также любят носить украшение керкушу, представляющую собой маленькую кисточку. Платье не надевается на голое тело — под ним всегда есть рубашка с поясом вузаром. Женщины тоже носят кандуры, хотя и с более длинными рукавами. На ноги надевают штаны сирваль, а поверх платья — абайю. Есть несколько вариантов головных уборов, самыми популярными стали хиджаб и дишва. Последняя закрывает лицо и голову полностью. В редких случаях можно увидеть маску под названием бурка, закрывающую губы, нос и часть лба. Современные варианты костюмов могут предполагать настоящие галстуки или приталенные пиджаки. Арабы следят за модными тенденциями и часто носят одежду от модных кутюрье.
Третья волна
Новая военная кампания началась в конце 780-х. Первым делом арабы рьяно взялись за возвращение потерянных территорий Закавказья. За короткий срок они смогли покорить три восточногрузинских княжества, но полноценно закрепились лишь в одном из них – Картли.
Таким образом, уже к 700 году под властью халифата оказалось почти все Закавказье, за исключением нескольких горных районов, которые подчинялись Византии.
Когда с закавказскими государствами было покончено, арабы направили свои армии в страны Магриба (так они называли североафриканское побережье). Там им уже, конечно, были «не рады». Поэтому воскам халифата пришлось заново захватывать города бывшей своей провинции Ифрикии. Но Византия ждала такого поворота событий и из Константинополя прибыла большая армия, которую поддерживали отряды из Сицилии, а также вестготы из римской Испании.
Поначалу арабы решил не ввязываться в открытый бой, а отступили к Кайруану. Но вскоре противникам все же пришлось столкнуться. Решающий бой произошел вблизи Карфагена, где арабы разгромили войска союзников и беспрепятственно вошли в город.
Еще один бой состоялся около Утики. Но и здесь халифат был сильнее. Два сокрушительных поражения заставили Византийскую империю отказаться от претензий на североафриканское побережье. А арабы продолжили завоевания.
Меньше чем за десять лет им удалось подчинить себе все страны Магриба. Единственным исключением был город Сеута, находящийся на побережье современного Марокко, напротив Гибралтара. Благодаря присоединению такой огромной территории, Арабский халифат увеличил свои «аппетиты» и стал посматривать в сторону лакомого Пиренейского полуострова.
В 711 году военачальник Тарик ибн Зияд высадился со своей армией в Испании. Война с вестготами продолжалась около трех лет, и закончилось уничтожением их государства.
Пока шла война на Пиренеях, арабы в 712 году сумели значительно расширить свои восточные границы, покорив область по нижнему течению Инда под названием Синд.