С готовностью исполнять желания мужа
Хотя в современном обществе не считается чем-то привлекательным служить, выходя замуж, жена становится именно служанкой мужа. Она должна признавать его старшим и слушаться во всем. Женщины говорили мне, что жена должна быть готова бросить все свои дела, если муж попросил ее что-либо сделать. Поэтому девушке, вступающей в брак, советуют с самого первого дня начать изучать привычки мужа, его настроение, что он любит, а что нет. Так она становится совершенной служанкой, которая всегда может доставить удовольствие своему мужу. Только в такой ситуации в семье может быть мир.
Например, в «Шримад-Бхагаватам» приводится история Чьявана Муни, великого мудреца, который обладал при этом гневливым характером и был очень стар, и его молодой красивой жены Суканьи. Она вела себя с мужем очень покладисто, понимая его характер. Индийские женщины говорили мне, что, конечно, на Западе такое отношение к женщине называют ее рабством, но на самом деле это не так. Это особая тактика, с помощью которой женщина может завоевать сердце мужа, каким бы раздражительным или грубым тот ни был.
Гита Говинда: «Да, сегодня женщины принимают мужские роли, мужчины принимают женские. Поэтому общество деградирует изо дня в день. Но некоторые роли мы не можем изменить. Допустим, мужчина не может выносить и родить ребенка. Пока мы не можем это изменить, как мы можем сказать, что мужчины стали женщинами и наоборот? Мы должны следовать тому, что создала природа. Иначе воцарится хаос».
В то же время к женщине в семье относятся как к представительнице Богини процветания, Лакшми. Поэтому дети кланяются ей в стопы, просят благословения и глубоко уважают. Трудно даже вообразить, чтобы в индийской семье пожилая женщина оказалась в доме престарелых: дети с охотой ухаживают за своими родителями до их последних дней.
Трудно даже вообразить, чтобы в индийской семье пожилая женщина оказалась в доме престарелых: дети с охотой ухаживают за своими родителями до их последних дней
Обряд сати
Вплоть до XIX века в некоторых штатах Индии был распространен обряд «сати»: когда умирал мужчина, его кремировали и в этом же костре заживо сжигали его вдову. Известны случаи, когда женщины прыгали в костёр сами или разжигали огонь, сидя в костре. Но всё же чаще им «помогали» добрые родственники, которые, стоя вокруг костра, держали в руках шесты, которыми загоняли женщину, пытавшуюся в ужасе убежать от пламени, обратно в огонь.
Официально сати был запрещен только в 1987 году. Но, несмотря на запрет, ежегодно в Индии совершается по нескольку десятков обрядов. Если вдова настаивает на самосожжении, то она обязана подписать соответствующий документ, подтверждающий добровольность акта. Конечно, можно решить, что живучесть обряда — свидетельство силы индийских традиций, но жизнь показывает, что огонь для индианок является единственным избавлением от вдовьего существования. Считается, что смертью мужа боги наказывают женщину за грехи. Соответственно, именно она виновата в его смерти, за что должна расплачиваться всю оставшуюся жизнь.
Такие разные люди
Кейтан мечтает о путешествиях: намерен сначала посетитьвсе 29 штатов Индии, а уже потом поехать за её пределы. Месяц назад он ездил по Раджастану (это штат на западе Индии, на границе с Пакистаном — авт.). Говорит, что его поразили люди и то, как они отличаются от жителей Гоа: «Они намного счастливее, хотя и беднее. Они весёлые, полны энтузиазма, очень музыкальные. Там красивейшая архитектура, вкуснейшая еда, хотя там и нет рыбы из-за отсутствия моря».
«В прошлом году в Гималаях я впервые в жизни увидел снег и впервые летал на самолёте, — рассказывает Кейтан. — Если снег мне очень понравился, хотя ещё никогда я так не мёрз, то летать точно больше не хочу».
— Что ты любишь есть?
— Карри из рыбы с рисом. Я десять лет работал в кафе на берегу моря, которое принадлежит моей семье, и, естественно, бесплатно питался там. Так вот, я каждый день дожидался пяти часов утра, чтобы поесть карри из свежевыловленной рыбы. И мне не надоело.
Но, в принципе, я могу есть любую еду. Если голоден, съем, что угодно. Дайте мне хлеб с сыром, и я съем. Однажды русские друзья даже угощали меня шашлыком из баранины. Это было очень вкусно.
— Любишь рыбачить?
— О да! В этом году с апреля по июль я рыбачил практически каждый день с семи утра до десяти вечера в одиночку.
— А любимое средство передвижения?
— Обожаю водить байк. Мы хотели отправиться в Раджастан на байке, я вложил в его подготовку все свои деньги, но потом мы c другом посчитали количество дней, которые потратим на дорогу, и время, которое проведём на месте, и решили всё-таки выдвинуться на поезде.
— Как ты относишься к русским?
— Мне нравятся русские, хотя, должен признать, ваш язык кажется очень грубым. Из-за этого многие местные считают вас агрессивными. И не только местные.
В 60-х годах прошлого века, когда в Гоа появились хиппи, жизнь сильно поменялась. До этого мы занимались только ловлей рыбы и выращиванием риса. Американцы и европейцы принесли новые, чуждые нам субкультуры, например, нудизм. Потом появились евреи, много евреев, но когда в Гоа начали ездить русские, евреи сбежали в другие штаты.
Всё становится другим. Мы тоже стали постоянно думать о деньгах, много пить, вечно торопиться и проявлять агрессию.
— Что ты думаешь о Путине?
— Конечно, Путин — диктатор, и некоторые его решения кажутся мне глупыми, например, то, что он запретил россиянам выезд в некоторые страны. Но с другой стороны, видно, что он заботится о вас. Я бы хотел, чтобы в Индии был такой правитель.
— Сейчас я хочу работать в школе, с детьми, причём с маленькими, — уточняет он. — Вторая важная вещь для меня — это изучение йоги: планирую пойти на специальные курсы. Йога даёт спокойствие, мир, релакс для души и тела. Она делает тебя моложе и здоровее. После постижения методики я хочу учить этому людей. Бесплатно, всех желающих.
Фото Ольги Ревенко
Благожелательно относиться к родственникам мужа и друзьям
Моя русская подруга вышла замуж за индийца и уже около десяти лет живет в одном доме с родителями мужа, братом, женой брата и их детьми. Такая ситуация распространена в Индии. Когда невестка приходит в дом, к ней относятся достаточно строго. Она должна уметь хорошо вести хозяйство, готовить на всю семью и выполнять все просьбы старших, принести воды, подать какую-то вещь. Дело в том, что выйдя замуж, девушка больше не принадлежит своим родителям. Ее родителями становятся родители мужа. Видя, как жена служит его родственникам, сердце мужа наполняется благодарностью.
Виджая: «Даже внутри семьи мы слова не можем сказать против свекра. На все, что он говорит, мы отвечаем: «Хорошо». Когда я вышла замуж, мой свекор сказал мне только две вещи: «Если я говорю «Виджая», ты немедленно должна передо мной появиться, не говори «сейчас», «подождите», нет, как только я сказал слово «Виджая», приходи немедленно. И второе — у нас большая семья, 15 человек. Ты готовишь или не ты, это не проблема, спрашивать не буду, но ты должна служить всем, когда они приходят, ты должна служить каждому. Я не буду спрашивать, кто приготовил еду, но ты должна служить. Когда ты накладываешь еду, все будут видеть в тебе мать и чувствовать твою любовь. Ты должна служить. Таким образом ты должна вливаться в круг семьи». Последние 30 лет я это делала. У моего мужа три сестры и два брата, и все удовлетворены, все меня любят, все уважают меня, и я тоже их люблю и уважаю. Мои свекор и свекровь два года назад оставили тело, но до последнего дня я им служила, и они были счастливы».
Когда невестка приходит в дом, к ней относятся достаточно строго. Она должна уметь хорошо вести хозяйство, готовить на всю семью и выполнять все просьбы старших
«Белые вдовы» — кто они
Поскольку разница в возрасте между супругами бывает просто огромной, а медицина в этой стране доступна далеко не всем, нередко случается так, что супруг умирает раньше. После этого женщина становится «белой вдовой» и до конца жизни пожинает все прелести этого статуса.
Сначала новоявленной вдове коротко обрезают волосы, и она должна облачиться в белое сари. Отныне и на всю жизнь ей запрещено носить что-либо, кроме него (даже зимой), а также носить любые украшения, столь обожаемые женщинами Индии, веселиться, участвовать в общественных гуляньях, петь и вообще как-либо демонстрировать радость.
Ей запрещено есть больше одной тарелки (традиционно несоленого) риса в день, и запрещено есть сладости. Даже ее тень, считается, приносит несчастье, и она будет бесконечно благодарна, если ее не выставят из дома собственные дети (а покинуть дом в большинстве случаев — это единственное, что остается вдове). Часто эти женщины вынуждены спать на улице и просить милостыню, которую им, по понятным причинам, весьма редко подают.
Мать или любовница
Мне приходилось наблюдать, останавливаясь в индийских семьях, как по утрам сын, будучи уже состоявшимся бизнесменом, вместе с женой шел к пожилым родителям, чтобы поклониться им и получить благословение до того, как отправиться на работу. И это не одиночное явление. Даже эмигрировав в другую страну (чаще всего это США или Арабские Эмираты, где индийцы ценятся как хорошие IT-специалисты) и перевезя туда своих родственников, они поступают точно так же.
Положение матери в Индии считается очень почетным. Мать прославляется в шастрах (священных писаниях) и в повседневном этикете. Например, ко всем женщинам, кроме своей жены, даже к маленьким девочкам, воспитанные индийцы обращаются не «женщина», «девушка» или тем более «товарищ», а — «матаджи», это уважительная форма слова «мать». И это не простая формальность, мудрость такого обращения в том, что, называя женщину матерью, ум мужчины уже не может рассматривать ее как объект для наслаждения своих не самых возвышенных чувств. Это позитивно влияет не только на мужчин, я ощутила на себе, что когда называю незнакомую мне женщину на рынке или в больнице «матаджи», то невольно вспоминаю, что передо мной чья-то будущая или настоящая мать.
(Ремарка, за которую рискую быть осужденной за дискриминацию. Спасусь фактами. К мужчинам в Индии все обращаются «прабху», что означает «господин». И это не простая дань вежливости, как наши затертые «дамы и господа». Дело в том, что мужчина, согласно индийской философии, считается более разумной формой жизни, чем женщина. Считается, что получить мужское тело — лучше, чем женское. Поэтому до сих пор отсутствие в семье сыновей считается большой неудачей, потому что именно сын способен спасти весь род благодаря природной склонности к аскетическим подвигам, выносливости, контролю чувств и отказу от чувственных удовольствий ради высших благ. Впрочем, то, что сегодня в западных странах считается сексизмом, мы можем найти в писаниях любой традиционной религии, в том числе исламе и христианстве. Женщина там описывается как более слабое и склонное к падению живое существо, которое поэтому должно находиться под покровительством и опекой. В свою очередь от нее требуется послушание и отношение к мужу как к господину).
Роль матери в традиционном индийском обществе ценится больше, чем роль любовницы. Фото Индрадьюмны Свами
Поведение целомудренной жены
В шастрах женщина прославляется за целомудрие. Согласно опросам, многие современные россияне вообще не знают, что означает это слово. Кто-то считает, что это то же самое, что девственность или застенчивость. Однако целомудрие — это сложное понятие. Оно включает в себя целый набор качеств, которыми должна обладать женщина, чтобы называться целомудренной.
Описание поведения такой женщины, например, дается в «Шримад-Бхагаватам»: «Служить мужу, всегда желать ему добра, одинаково благожелательно относиться к его родственникам и друзьям, исполнять те же обеты, что и муж, — вот четыре правила, которым должны следовать целомудренные женщины».
Еще одна цитата оттуда же: «Целомудренная женщина должна со вкусом одеваться и носить золотые украшения, чтобы доставлять удовольствие своему мужу. Всегда опрятная и привлекательная, она должна заботиться о чистоте и порядке в доме: подметать полы и мыть все водой и другими средствами. Она должна заботиться о домашней утвари, следить, чтобы в доме всегда стоял аромат благовоний и цветов, и с готовностью исполнять желания своего мужа. Скромная, правдивая, владеющая своими чувствами, она должна говорить с мужем ласково и с любовью служить ему, учитывая время и обстоятельства».
Целомудрие — это сложное понятие. Оно включает в себя целый набор качеств, которыми должна обладать женщина
Сейчас я расскажу, как объясняют каждый из перечисленных в этих цитатах аспектов индийские женщины. Моими героинями стали Гита Говинда из Бенгалии (Маяпур), Виджая и Нрисимха Ракшита из Южной Индии (Салем). Гита Говинда и Виджая около 30 лет замужем, у них есть дети. Нрисимха Ракшита уже вдова.
Разрушение культуры
Индия — одна из стран, в которой патриархальный уклад общества с трудом поддается влиянию западных идей равноправия полов. Став британской колонией, от многих своих традиций индийцы отказались довольно быстро: учась в викторианских колледжах, становились христианами и атеистами, ставили под сомнение каноны священных писаний (шастр). Но с женщинами другая ситуация. Они долгое время оставались верны традициям, посещали храмы и верили, что их единственный долг — служить своему мужу и семье. Они воспитывались на примерах женщинах из шастр и считали грехом, если женщина уходит от мужа или общается с чужими мужчинами на работе.
Ситуация постепенно начала меняться в середине прошлого века, когда Индия освободилась от колониального гнета Британии. То, что не сделали колонизаторы, смогли осуществить сами индийцы. Премьер-министр Индии Джавахарлал Неру получил образование в Англии и на родную культуру смотрел как на пережиток прошлого. Он утверждал принципы социализма и всеобщего равенства, прежние представления о традиционных браках и второстепенных женских ролях в обществе считал устаревшими, а разводы и аборты — нормой. Зная, что женщины основывают свою веру на историях из писаний, он санкционировал съемки фильмов по ключевым сюжетам из писаний, где в уста всеми любимых героев были вложены программные речи, отражающие идеи феминизма.
Наглядным примером того, какой должны быть современная индийская женщина, стала дочь Неру, Индира Ганди, первая в истории Индии женщина — политический деятель. Она практически не видела своего мужа и двоих детей, повсюду сопровождая отца как его личный секретарь, а после сама стала премьер-министром Индии. При ней была запущена программа принудительной стерилизации, чтобы сократить численность населения страны и разрушить саму основу традиционного брака — многодетность.
Наглядным примером того, какой должны быть современная индийская женщина, стала дочь Неру, Индира Ганди. Фото sputnik-georgia.ru
Следствием этого становятся такие события, как прошедший недавно в Индии митинг феминисток: женщины вышли с плакатами «Почему Индии нужен феминизм». Однако все это еще не в таких масштабах, как на Западе. Большая часть Индии остается сельской (хотя села и деревни состоят из десятков тысяч людей), где традиции до сих пор очень сильны. Здесь можно познакомиться с женщинами, которые передают из поколения в поколение секреты счастливой семейной жизни, основанные на шастрах, и учат этому своих дочерей и внучек.
Священный город Вриндаван – город вдов
Многие вдовы уходят в священный город Вриндаван — считается, что смерть там освобождает от круга жизни и смерти, а вдов — от повторения такого унижения.
В священном для кришнаитов городе Вриндавана существует несколько общежитий под названием «ашрамы» — это прибежища для изгнанных из семей «белых вдов». Там женщины получают помощь волонтёров, занимаются рукоделием, имеют возможность общаться и молятся своим Богам.
Рядом с женщинами в ашрамах сегодня есть кришанканты, которые стараются сделать всё возможное, чтобы приблизить жизнь этих несчастных женщин к полноценной. Некоторые индианки, придерживающиеся менее радикальных взглядов, колесят по Индии в квадроциклах и ищут выброшенных на улицу «белых вдов», находят им кров, увозят в «ашрамы», обеспечивают одеждой и едой, поддерживают добрыми словами, заставляют смеяться. Это может показаться ужасным, но рассмешить «белую вдову» «со стажем» очень сложно – за долгие годы они просто разучились это делать.
Вриндаван – это не единственной «город вдов». Их в Индии несколько. Но «свободные от предрассудков» ашармы можно найти, пожалуй, только здесь.
Сегодня существуют общественные организации, которые отстаивают права женщин в Индии и поддерживают тех, кто сам себе помочь не в состоянии. Именно благодаря этим организациям в Индии принимаются законы в поддержку индианок, проводятся рекламные компании в поддержку девочек, женщин и вдов. Но пока это только малая толика реально необходимого.
И в XXI веке отношение в Индии к вдовам, как к прокажённым: они становятся изгоями, хотя индийское общество сегодня постепенно отказывается от подобных предрассудков.
Одеваться со вкусом и доставлять удовольствие своему мужу
Жена должна защищать мужа от других женщин, поскольку измена — это викарма, грех. Таким образом, одеваясь красиво и привлекательно, жена помогает мужу не совершать греха. Другой момент, который трудно понять в западной культуре, заключается в том, что одеваться красиво женщина должна только для своего мужа, то есть дома у нее должна быть самая красивая одежда. Тогда как на улице ей следует выглядеть скромно и не привлекать внимания окружающих людей, тем более не идет речи о том, чтобы выставлять части своего тела на всеобщее обозрение. Шастры говорят, что женщина предназначена для удовольствия только одного человека, своего мужа.
Если же муж в отъезде, то традиция предписывает женщине одеваться просто, не пользоваться косметикой, не носить украшения. Так все окружающие могут легко понять, что муж женщины уехал. Этот принцип на санскрите называется просита-бхартрика. Все это позволяет женщине быть целомудренной, то есть сосредоточенной в своих мыслях на служении своему мужу.
Одеваться красиво женщина должна только для своего мужа, то есть дома у нее должна быть самая красивая одежда. Тогда как на улице ей следует выглядеть скромно и не привлекать внимания окружающих людей
Брак с собакой
Собаку по кличке Шеру (Sheru) нашел и привёз на свадебную церемонию отец девушки. «Жениха» приветствовали не хуже, чем если бы это был обыкновенный человек.
Манги, которая в день свадьбы не пошла в школу, на все расспросы о необычном женихе ответила, что вышла замуж за пса, прислушавшись к совету старейшин, которые практически настояли на этой церемонии.
Девушка говорит, что этот брак не сделал её счастливой, однако она уверена в том, что таким образом она сможет изменить свою судьбу, и злые чары, нависшие над ней, перейдут на собаку. Именно так считают старейшины.
Манги добавила, что после того, как этот обряд будет проведен, мужчина, за которого она выйдет замуж, будет жить долго. Против столь убедительных аргументов отец девушки возражать не стал и сам привёз пса на свадьбу.
Шри Аман Мунда (Sri Aman Munda) заявил, что не склонен ставить под сомнения слова старейшин, по мнению которых, злые чары разрушатся, как только произойдет обряд венчания с псом. Отец девушки сказал, что именно по этой причине свадьба была организована в самые короткие сроки.
Удивительно, но это далеко не первый случай, когда индианка выходит замуж за пса. Шри добавил, подобные свадьбы не редкость. Их часто проводят, как в этой, так и в соседних деревнях. Это обычай, в который верят многие индийцы.
По словам старейшин, этот брак практически не повлияет на жизнь Манги. Спустя несколько месяцев она будет вольна выйти замуж за мужчину. При этом развод с мужем-псом не нужен.
Жители деревень на востоке Индии уверенно заявляют, что таким образом и они в своё время избавились от злых чар, нависших над их семьями. Сейчас они живут счастливо, создав нормальные и полноценные семьи.
Манги уверенна в том, что после того, как проклятие спадёт, она сможет выйти замуж за мужчину своей мечты.
На свадебной церемонии присутствовало около 70 родственников и соседей. Все они гуляли и веселились, как будто присутствуют на самой обычной свадьбе, какие проводятся ежедневно по всей стране.
Традиционная барабанная музыка и индийские танцы ничем не выдавали странность и необычность этой церемонии.
Мать невесты отметила, что, несмотря на то, что женихом является пёс, они выполнили все необходимые обряды.
Денег на свадьбу было потрачено ровно столько, сколько требуется на проведение традиционной индийской свадьбы. К собаке также было проявлено уважение и оказаны все те знаки внимания, которые необходимы обычному жениху.
Только так можно избавиться от проклятья и обеспечить семье благосклонность всей деревни.
Теперь, когда свадебные хлопоты остались позади, и пёс стал полноправным членом семьи, Манги должна о нём заботиться следующие несколько месяцев.
Ну, конечно же, как и любая молодая девушка, она мечтает, что однажды встретит своего принца, и уже свяжет себя узами брака по огромной любви, а не потому, что так велят старейшины.
Дети и отсутствие социальных амбиций
Помню, в Западной Бенгалии меня познакомили с группой индийских женщин, которые приехали как паломники вместе со своими мужьями и детьми в Навадвипу. Сами они родом из южной Индии, из общины, где стараются следовать традиционному укладу жизни. И первые их вопросы ко мне были о том, замужем ли я, есть ли у меня дети. Они удивлялись, как я могла оставить свою мать и отца и уехать так далеко, в чужую страну, сожалели о том, как, должно быть, страдают в разлуке со мной мои родственники.
Позднее я много наблюдала за этими женщинами и общалась с ними. Все они не работают, занимаются только домом и детьми, но при этом их нельзя назвать необразованными. Они прекрасно разговаривают на английском. В свободное время они занимаются с детьми, собирая их в группы и обучая грамоте и письму. Сделав все дела по дому, они встречаются вместе в храме или у кого-то дома, поют песни, танцуют, общаются, делятся новостями. А также они много читают, хорошо знают священные писания и цитируют оттуда стихи наизусть.
Меня удивляло, что у этих женщин совсем нет социальных амбиций. Конечно, причиной тому глубокая религиозность индийцев. Они полагаются во всем на мужа и на Бога, а также на родственников и соседей, которые поддержат в случае беды.
В традиционной индийской семье много детей. Фото Индрадьюмны Свами
Дети для них — не обуза и не препятствие на пути к карьере. К материнству девочка готовится с малых лет. В традиционной индийской семье много детей, поэтому старшие играют не с куклами, а нянчатся со своими младшими братьями и сестрами, а также соседскими детьми. У каждого ребенка в такой расширенной семье много матерей, и к сестрам относятся с не меньшим уважением, чем к матерям. Я некоторое время близко общалась с одной семьей, которая приехала погостить в Маяпур из другого штата. Эта семья состояла из пожилых матери и отца, двух братьев с женами и их детьми
Меня поразило, что женщины относились ко всем детям одинаково, с такой же заботой и вниманием, как к родным, не делая никаких различий. Дети буквально купаются в любви большого количества матерей, которые и не помышляют о том, чтобы отдать их в детские сады, а самим делать карьеру
Индийские женщины отдают всю свою любовь детям, особенно сыновьям. Вырастая, дети чувствуют себя в неоплатном долгу перед своей матерью. Надо ли удивляться тому, что они даже не думают о том, чтобы оставить своих старых отца или мать умирать в одиночестве в доме престарелых? Кстати, интересный факт: в Индии пенсию получают только госслужащие, всем остальным она не положена. Так заведено, поскольку стариков здесь обычно не бросают, и они уверены, что когда у них не останется сил работать, о них позаботятся близкие люди.
Лента новостей
-
13.01.2020 На Троицком мосту произошло серьезное ДТП с пострадавшей
-
13.01.2020 Средняя цена за «однушку» в Петербурге за год выросла на 300 тысяч рублей
-
13.01.2020 Шнуров ответил на предсказание ему скорой смерти
-
13.01.2020 Жителя поселка Парголово ранили ножом в живот
-
13.01.2020 Депутат-единоросс хочет заставить домохозяек платить налоги
-
13.01.2020 Член экипажа Finnair выпал из самолета в Хельсинки
-
13.01.2020 Петербург может побить температурный рекорд 45-летней давности
-
13.01.2020 Петербурженка рассказала о «чернобыльском» состоянии онкоотделения больницы святителя Луки
-
13.01.2020 Капитана СКА дисквалифицировали на два матча за грязную игру
-
13.01.2020 «Юлмаркет» подал заявление о собственном банкротстве
-
13.01.2020 Прошла панихида по онкологу Павленко
-
13.01.2020 Смольный представил программу профилактики распространения ВИЧ
-
13.01.2020 Авторынок России: сложное настоящее и туманное будущее
-
13.01.2020 Под Петербургом электричка сбила насмерть мужчину
-
13.01.2020 Объявлены номинанты на премию «Оскар»