Из истории
Чуйский тракт не раз менял свою конфигурацию на отдельных участках. К примеру, существующая сегодня дорога через перевал Чике-Таман яркое тому подтверждение. Подъезжая к перевалу и также в его вершины можно заметить ставшие почти тропинками участки старой дороги.
Участок старой дороги
Новая дорога бесспорно гораздо удобнее, шире и безопаснее.
Некоторые источники свидетельствуют о том, что дорога здесь существовала с незапамятных времен. Когда через Улегемский хребет прокладывали колесную дорогу, то на перевале Чике-Таман открылся участок еще более древней дороги, в свое время хорошо расчищенной и разработанной. Такая же дорога вела в древности к китайскому перевалу. Местные жители до сих пор показывают еле видные следы древней дороги.
И в стародавние времена люди ломали скалы, чтобы проложить себе путь. Ту дорогу высекли в скале и шла зигзагами на подъем. Дорога была весьма грамотно организована — с некрутыми поворотами и пологими подъемами. Впоследствии дорогу завалило камнями и она заросла деревьями. Но местное население, кто еще что—то помнит, считает её китайской дорогой (время строительства относят к Х-ХII вв).
Дорога через перевал неоднократно реконструировалась и расширялась. Был период работ в 1903 году. В период с 1924 по 1930 годы для очередного расширения пути между скал привлекли большое количество заключенных отделения Сиблага НКВД. В то время дорога была очень узкой, еще покрытой щебнем.
Новую трассу автодороги ввели в строй в 1984 году. Эта была самая масштабная из всех реконструкция дороги. Теперь автомашины могут свободно в любое время года пересекать перевал. Однако стоит помнить, что гололед и камнепад конечно могут внести свои коррективы.
Что вы найдете там, за перевалом
Многие туристы не заезжают далее перевала Чике-Таман. Здесь нет высококлассных баз, все довольно по простому. Сюда едут за созерцанием природы в ее первозданном виде. После перевала начинается живописная Уймонская долина, которая тянется меж гор около 35 километров. Дальше расположено еще одно знаковое место — слияние рек Катунь и Кокса («стрелка»), Марсовы поля, Кучерлинское, Аккемское и Мультинские озера, гора Белуха, музей Рериха в селе Усть-Кокса. А там уже и Монголия…..
Информация о перевале Чике-Таман
Каждый, кто хоть раз преодолевал путь по перевалу Чике-Таман, запомнит его навсегда. Данный перевал в высоту почти 1,5 километра, а пролегает он по крутому обрывистому склону. Получается, что при передвижении по перевалу с одной стороны на тебя давят высокие скалы, а если посмотришь в другую сторону – там крутой обрыв. Перевал известен у туристов и искателей острых ощущений благодаря своим суровым видам, от которых в прямом смысле кружится голова, и чувству опасности.
Видео Youtube|
Перевал Чике-Таман расположен на Чуйском тракте, путь к перевалу берет свое начало от села Хабаровка, а его протяженность составляет около 4 километров. Несмотря на то, что в настоящее время эта дорога относительно надежна, а также то, что участки дороги, представляющие наибольшую опасность, огорожены бетонными блоками и рельсами безопасности, когда видишь, какие потрясающие вокруг открываются пейзажи, становится не по себе.
Чике-Таман с тюркского языка переводится как «плоская подошва». Через Чике-Таман пролегает чуйский тракт – это основная горная дорога в Алтайском крае, которая в районе перевала становится серпантином. На самом деле, через перевал пролегает старый и новый тракт: старый уже совсем не используется и имеет исключительно туристическое значение, а новая трасса как раз и является чуйским трактом.
Старая дорога – это путь, петляющий среди множества горных уступов, здесь насчитывается более сорока зигзагов и опасных поворотов. В давние времена по старой дороге ходили экипажи, в которые были запряжены лошади. Это было очень опасно, поскольку местами дорога сужалась настолько, что одно из колес повозки нависало над пропастью. Часто наездникам приходилось спешиваться, чтобы перевести лошадей через опасный участок.
В самой верхней точке перевала Чике-Таман можно найти старое дерево, увитое разноцветными ленточками: раньше их обвязывали вокруг веток в честь успешного прохода через трудные участки пути, а сейчас повязывают просто на счастье.
Обычай повязывать ленточки называют «джалама», что в переводе с тюркского значит «благодарность» или «дар богам». Старая дорога пользовалась дурной славой у водителей: передвигаться по ней было сложно даже в ясную сухую погоду, не говоря о передвижении по перевалу в трудных погодных условиях.
После того, как была проложена новая современная трасса, проход через горы, наконец, стал безопасным. По старой гравийной дороге передвигаются лишь туристы и любители острых ощущений: первые хотят полюбоваться великолепными видами, вторые ищут способ получить дозу адреналина. Перевал Чике-Таман является природным памятником.
Для постройки новой дороги специалисты несколько раз проводили изыскания, чтобы проложить самый удобный путь. Для этой цели широко использовали автомобили-испытатели. Эти автомобили проверяли, достаточно ли ширины дороги для проезда транспорта, проходили повороты и зигзаги на различной скорости.
Строительство новой дороги закончили в 1984 году. Первоначально проектировщиками было предложено не использовать старую дорогу вовсе, а попробовать проложить межгорный тоннель, но от этой идеи пришлось отказаться из-за удаленности такого объекта от электрических сетей и высокой стоимость работ. В итоге проект предусматривал частичное использование старой дороги.
Новая трасса не совпадает со старой дорогой, но имеет с ней некоторые общие участки. Когда смотришь на пыльную и заброшенную старую дорогу, становится не по себе. А если представить, что по этой дороге передвигались люди с лошадьми и телегами, и все зависело только от спокойствия лошади и воли случая, то становится еще страшнее.
Перевал Чике-Таман известен не только своей экстремальностью, но и своей красотой. Весной из-за цветения маральника все его склоны с северной стороны окрашиваются в нежный розовый цвет. При этом склоны с южной стороны окрашиваются сочным желтым цвет: это цветут алтайские тюльпаны.
Видео Youtube|
Чике-Таман является водоразделом среди двух рек – это реки Большой и Малый Ильгумень. Склоны перевала уже давно заросли различными деревьями: здесь есть и кедр, и береза, и многие другие. На склонах можно увидеть различную живность: здесь обитает множество птиц, в том числе хищных, много ящериц и змей.
Если хотите испытать массу острых ощущений, вам нужно обязательно посетить старую дорогу в составе экскурсии, которые здесь часто проводят.
Древний торговый путь
Археологами найдены остатки древней дороги, которой пользовались предположительно в X–XII веках. Старая дорога, пересекающая долины Катунь и Чуи упоминается в китайских летописях. В отечественных источниках, путь через перевал описывается в 1788 году, когда по указу Екатерины Второй, начались работы по улучшению дорог для проезда торговых телег.
Строительство новой дороги началось с 1901 года и длилось около двух лет. Первоначальная дорога была достаточно опасной и насчитывала 47 зигзагообразных поворота. Но уже в 1926 году началось строительство новой дороги, и всего за год, проложена щебеночная дорога по нижней трасе.
Современная автомобильная дорога открылась для движения транспорта в 1984 году. На вершине перевала расположена смотровая площадка. С нее можно увидеть старую дорогу, которой еще несколько десятков лет назад пользовались путники на лошадях. Сейчас это просто тропа, поросшая густой травой.