«Три богини Лувра»
Среди изобилия сокровищ Лувра выделяются «три богини» — всемирно известная работа Леонардо да Винчи «Мона Лиза», Венера Милосская и Ника Самофракийская. Самая загадочная картина эпохи Возрождения — «Мона Лиза» — за 5 веков не утратила былого очарования. Считается, что на этом портрете Леонардо изобразил знатную флорентийку Лизу Герардини.
Тем не менее, не смолкают споры относительно личности изображённой. Так, по одной из версий «Мона Лиза» — вовсе не женский образ, а автопортрет Леонардо в женской одежде. Нежная, едва уловимая дымка окутывает фигуру Моны Лизы, смягчая контуры и тени. Лёгкая блуждающая улыбка тревожит и завораживает.
Пирамида архитектора Пи
Легенда гласит, что Леонардо влюбился в Лизу Герардини и нарочно затягивал работу, чтобы подольше не расставаться со своей музой, а она обольщала его своей загадочной улыбкой. Древнегреческая скульптура «Венера Милосская» (ок. 130 г. до н.э.), признанная эталоном женской красоты, была случайно обнаружена в 1820 году на острове Милос. Изваяние из белого мрамора изображает Афродиту Книдскую — богиню любви. Руки статуи утрачены уже после находки. Между французами и турками разгорелась драка за право обладать «Венерой», и в пылу сражения они отбили ей руки. Древнегреческая мраморная скульптура богини победы — Ники найдена на острове Самотраки в 1863 году.
Постройка времени Наполеона I, павильон де Маршан, музей декоративного искусства
Даже лишённая головы и рук, Ника Самофракийская (II в. до н. э.) покорила сердца искусствоведов. Крылатая дева, облачённая в лёгкие, развевающиеся одежды, впечатляет зрителей пластикой упругого и сильного тела. Ежегодно Лувр посещают 6-8 млн. человек, и многие из них приезжают сюда ради короткого свидания с «тремя богинями».
Скульптура Ники Самофракийской в наше время
Пьедестал был восстановлен из остатков мрамора в 1879 г. и перевезен в Париж. В этом же году на него поставили статую.
Правое крыло статуи – это копия подлинного левого, сделанная из гипса. Было раскопано множество отдельных частей, например, в 1950 г. обнаружили кисть Ники Самофракийской и в данный момент она также находится в Лувре. Однако, голову и прочие останки рук так и не найдены.
Автор создал статую с идеальными формами и очень гармоничную. Критики и любители искусства по нынешний день восхищаются ей
Особое внимание уделяется натуральности фигуры, ведь при созерцании на нее создается впечатление, что одежда на ней словно развивается от сильного морского ветра
Вскоре богиня Ника стала иконой живописи и к ней не раз за вдохновением обращались художники. К примеру, Эбботт Хендерсон Тайер создал всемирно известную картину-плагиат «Дева». В середине 1908 г. был издан «Манифест футуризма», в котором его автор Филиппо Томмазо Маринетти противопоставил механику и движение неживому живописному образу Ники: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, — он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».
5.
«Плот «Медузы» Теодор Жерико
Сегодня картина Теодора Жерико является одной из жемчужин музея. Хотя после смерти художника в 1824 году представители Лувра не готовы были заплатить за нее достойную сумму, и картину приобрел на аукционе близкий друг художника.
При жизни автора полотно вызывало возмущение и негодование: как посмел художник использовать столь большой формат не для принятого в те времена героического или религиозного сюжета, а для изображения реального события.
В основе сюжета картины лежит происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Фрегат «Медуза» потерпел крушение, и 140 человек попытались спастись на плоту. Лишь 15 из них остались в живых и спустя 12 дней были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших — убийства, людоедство — потрясли общество и обернулись скандалом.
Жерико соединил в одной картине надежду и отчаяние, живых и мертвых. Прежде чем изобразить последних, художник делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казненных. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.
Стелла с законами Хаммурапи
Среди древних произведений музея Код Хаммурапи – нечто исключительное. Это самый старый юридический текст, созданный около 1750 г. до н.э. в Вавилоне во времена правления короля Хаммурапи. К тому же, это самый длинный королевский текст, содержащий пролог и эпилог, прославляющие Хаммурапи, правившего Вавилоном с 1792 по 1750 гг. до н.э. Законы выгравированы на стелле в 2,25 м высотой на аккадском языке. Стелла была найдена в 1901-1902 гг. в Сузе в Иране. Благодаря тексту законов стали известны организация судов и юридическая практика, семейное право и право собственности, социальные статусы и экономическая деятельность в Древнем Вавилоне.
Местонахождение в Лувре: крыло Richelieu, первый этаж, Месопотамия, II тыс. до н.э., зал №227
Описание статуи
Статуя Ники высечена из золотистого парийского мрамора. Она венчала алтарь морских божеств. Существует несколько версий о первоначальном посвящении скульптуры: в честь победы македонского полководца Деметрия I Полиоркета в морском сражении у Саламина в 306 г. до н. э., в честь сражения у острова Кос в 263 году до н. э. и др. Но большинство исследователей сходятся в том, что Ника была создана во II в. до н.э. в знак греческих морских побед. Автор скульптуры неизвестен, но существуют предположения, что им был Пифокрит с Родоса.Силуэт богини расположен на носу боевого корабля и полон стремительности и порыва, которые подчёркиваются складками одежды, развеваюшейся на ветру. Пьедестал (нос корабля), сделанный из серого лартийского мрамора, находился на отвесной скале над морем. Фигура Ники считается совершенной, она до сих пор символизирует образец женской красоты. Созданный образ богини, пластически точно передающий уверенный шаг и гордый взмах орлиных крыльев, вызывает чувство торжествующей победы. Удивительно, как скульптору удалось превратить холодный камень в ожившую точёную фигуру, вызывающую чувство лёгкости.
Ника Самофракийская (около 190 г. до н. э.). Мрамор. Высота 3,28 м. Лувр (Париж)
Описание
Была создана в честь богини победы Ники и победы в морской битве. Она стояла на отвесной скале над морем, её пьедестал изображал нос боевого корабля. Могучая и величавая Ника в развевающейся от ветра одежде представлена в неудержимом движении вперед. Сквозь тонкий прозрачный хитон просвечивается прекрасная фигура, которая поражает зрителя великолепной пластикой упругого и сильного тела. Уверенный шаг богини и гордый взмах орлиных крыльев рождают чувство радостной и торжествующей победы.
В настоящее время Ника Самофракийская находится на лестнице Дарю галереи Денон в Лувре. Код: Ma 2369.
Статуя сделана из парийского мрамора, корабль — из серого мрамора из села Лардос (греч.)русск. на Родосе, правое крыло — гипсовая реконструкция. Голова и руки статуи отсутствуют. Во время дальнейших раскопок были обнаружены другие фрагменты статуи: в 1950 году команда археологов во главе с Карлом Леманном нашли её правую руку, оказавшуюся под большим камнем, рядом с местом обнаружения статуи.
Крылатая Богиня Победы
У подножья скульптуры фрагментами сохранилась надпись, содержащая слово «Rhodhios» (Родос). Именно это обуславливает видение, что Ника Самофракийская создавалась после морской битвы с целью увековечить великое прибрежное государство в Эгеиде – Родос. Поэтому напрашивается вывод, что Ника Самофракийская возведена до 288 г. до н.э.
Согласно последних данных археологов, статуя была частью алтаря и закреплялась на корме корабля-памятника Деметрия I Полиоркета и при этом располагалась в углублении амфитеатра. Статуя воздвигнута на крестообразном основании, сделанном из лартосского мрамора серого цвета. Автор, создававший фигуру сделал так, чтобы созерцателю казалось, что богиня сходит с небес к флотилии победителя.
Создавалась Ника из паросского мрамора и хранилась в Святилище Великих богов. Недостающая правая рука девы держала в руках венок или горн и была поднята как на древних монетах.
Вестница победы
С тех пор в музее острова Самофракия стоит лишь копия статуи, выполненная из гипса. Оригинал же был с величайшим мастерством изготовлен из белого мрамора. Техника и тщательность выполнения работы до сих пор настолько впечатляют зрителей, что именно статуя Ники стала «виновницей» появления мифа о существовании в Древней Греции особого состава, размягчающего на время мрамор.
Подтвердить или опровергнуть данный миф археология не может. Зато известно, что богиня Ника, в честь которой была изготовлена статуя, являлась «младшей» богиней победы. В отличие от богини Афины, считавшейся основной покровительницей военной удачи, к Нике обращались и с мольбами об успешности обычных, бытовых предприятий. Тревожить грозную Афину настолько мелкими просьбами жители Древней Эллады опасались – своенравная и непостоянная богиня могла и разгневаться на того, кто обращался к ней по пустякам.
Тем не менее, греки воздавали Нике должные почести. Помимо скульптур и барельефов, богиню славили различные произведения литературы. В частности, ей посвящен XXXIII орфический гимн – образчик классического, первоначально – устного эллинистического творчества.
Интересное из коллекции Лувра
Кувшин |
Минерва учит искусству скульптуры к родосцев. Houasse René Antoine (1645-1710) |
Боль Богородицы. Pilon Germain (1535-1590) |
Гробница Филиппа Пота, распорядитель Бургундии (умер 15 сентября 1493) |
Христос |
Собака Болонья. Kirchner Johann-Gottlieb (1706-après 1737) |
Фриз Лучники Дария |
Подвесной светильник в форме маски |
Кудурру |
Набор подвесок в форме маски женских лиц |
Пять маленьких золотых масок |
Пара сережек |
Ствол: основополагающий документ города Дур-Шаррукин |
Рука человека. Tocque Louis (1696-1772) |
Голова и эскиз человек гребле старика. Carrache Annibale (1560-1609) |
Человек и голая женщина, проведение двух детей: Каин проклял. Chasseriau Théodore (1819-1856) |
Автопортрет. La Tour Maurice Quentin de (1704-1788) |
Исследование для «Ришелье до Роны». Delaroche Paul (1797-1856) |
Неф |
Тиара герцогини Ангулем, дочери Людовика XVI, Луи XVIII племянницы. Bapst Christophe-Frédéric (1789-1870) Bapst Jacques-Evrard (1771-1842) (d’après) |
Дверные Боги: Юпитер. Perrot Pierre-Josse (1669-1750) (d’après) Audran Claude III (1658-1734) (d’après) |
Юбилейная церемония Молот |
Снятие с Креста |
Коронация Девы |
Голубь |
Лев Монсон |
Чернильница три урны |
Лампы Мечети |
Юпитер |
Аллегория смерти, известный как смерть святителя Иннокентия |
Лев и Змея. Barye Antoine Louis (1795-1875) |
Фигурка: идол Piravend |
Характер. Messerschmidt Franz-Xaver (1736-1783) |
Луиза Brongniart (1772-1845). Houdon Jean Antoine (1741-1828) |
Левая нога конная статуя Людовика XIV. Girardon François (1628-1715) Keller Jean-Balthazar (1638-1702) |
Св Мария Магдалина. Erhart Grégor (vers 1470-1540) |
Мужчина статуя lararium |
Женская фигура |
Собака |
Женщина с поднятыми руками |
Галерея Просмотры Древнего Рима |
Обезьяна Статуя |
Компас и ее конической крышкой |
Статуэтка Юпитера |
Инспектор книжников и его жена Raherka Meresankh |
Статуя Taharqa предлагает вино богу сокола Hemen |
Четыре Пленники также известный как поражение четырех наций. Desjardins Martin (dit), van den Bogaert Martin (1637-1694) |
символы евангелистов и Христа давая ключи Святого Петра |
Кардинал Мазарини Жюль (1602-1661), около 1650 |
Геракл. Я Лисипп (4 век до н.э.) |
Мемфис чиновник и его жена |
Stamnos attique à figures rouges. Триптолем Художник (5-й век до н.э.) (приписывается) |
Пекари: четыре женщины месят тесто булочки под звуки флейты |
Алмазные пластины, имеющей сеть декоративно-геральдических мотивов |
Жертвоприношение Авраама |
Карл V, король Франции — Жанна де Бурбон, королева Франции |
Гений Родины, как «Марсельеза». Франсуа Руде (1784-1855) |
Кающаяся Мария Магдалина. Clodion (dit) (1738-1814), Claude Michel |
Воротник элемент, трубчатые формы шарики, Геракл, узел, золото |
Декоративные кнопки: Розетки |
Иллирийский шлем |
Вид гавани с Капитолия. Клод Лоррен (1600-1682) |
Танкреда на стволе дерева. Сальваторе Роза (1615-1673) |
Святое семейство в руинах. Павел Бриль (1554-1626) |
Первые призраки входа, четыре цифры. Даниэль Рабель (1578-1637) |
Три Марии у Могилы. Лоренцо Монако (около 1365/1370, 1426) |
Мадонна с младенцем и Святой Анны. Леонардо да Винчи (1452-1519) |
Тайная вечеря. Леонардо да Винчи (1452-1519) |
Рукопись. Леонардо да Винчи (1452-1519) |
Драпировка окутывая ноги сидящего рисунке. Леонардо да Винчи (1452-1519) |
Мадонна Террануова. Рафаэль (1483-1520) |
Римляне времен упадка. Томас Кутюр (1815-1879) |
Даная. Тициан (1485 / 88-1576) |
Две охотничьи собаки. Якопо Бассано (c.1515-1592) |
Поклонение пастухов. Рембрандт (1606-1669) |
Паломники Эммаус. Рембрандт (1606-1669) |
Иисус Христос исцеляет больную часть так называемых ста флоринов; 2 состояние. Рембрандт (1606-1669) |
Знак Девы |
Св Барб |
Мадонна из горящего куста |
Портрет женщины в ее туалете. Тициан (1485 / 88-1576) |
Дева с младенцем. Леонардо да Винчи (1452-1519) |
Кодекс Мадрид. 8 — Том I. Леонардо да Винчи (1452-1519) |
Мона Лиза портрет. Леонардо да Винчи (1452-1519) |
Популярный образ
Шедевр широко известен за пределами Франции, и далеко не только в кругах эллинистов и искусствоведов. Многочисленные копии статуи размещены во множестве музеев, галерей и общественных зданий во всем мире. Например, копия статуи Ники находится перед наиболее известным казино Лас-Вегаса.
Скульпторы, художники и дизайнеры всего мира до сих пор вдохновляются образом крылатой богини. Так, две работы великих художников Эббота Тайлера и Сальвадора Дали являются аллюзиями древнегреческой скульптуры. Именно Ника стала источником вдохновения для создателей знаменитой эмблемы автомобилей Роллс-Ройс – фигурки «Дух экстаза». В форме статуи был сделан и трофей, вручавшийся победителю первого мирового чемпионата по футболу, проведенного в 1930 году.
С Никой Самофракийской связана и почти мистическая история, в которой фигурирует другое знаменитое произведение искусства, также хранящееся в Лувре. Правда, этот Лувр расположен в городе Ланс французского округа Па-де-Кале. Речь идет о наиболее известной картине столпа романтизма — Эжена Делакруа под названием «Свобода на баррикадах».Человек, видевший картину Делакруа и скульптуру неизвестного греческого мастера, сразу же найдет много общего в фигуре и позе Ники и Свободы. Можно было бы даже сделать вывод, что Делакруавдохновился именно древней статуей перед написанием картины. Однако «Свобода» была написана за тридцать три года до того, как скульптура Ники Самофракийской была извлечена из земли. Было ли это невероятным совпадением, или мистическим предвидением знаменитого художника – неизвестно.
Великолепной скульптурой вдохновлялись не только художники. Так, именно визуальная легкость струящейся мраморной накидки Ники натолкнула замечательного фантаста Ивана Ефремова на написание рассказа «Эллинский секрет». Правда, по сюжету рассказа молодой скульптор нашел способ делать податливым, как пластилин, не мрамор, а слоновую кость.
Символ эллинизма
К сожалению, значительная часть найденной скульптуры отсутствовала. Как и у многих античных статуй, у Ники не сохранилась голова и руки. Было утеряно одно крыло богини победы и множество мелких деталей. Часть из них до сих пор находят при раскопках Самофракии. А недостающее крыло воссоздали из гипсового материала уже во Франции.
Но даже в таком виде Ника Самофракийская поражает зрителя. Творцу скульптуры удалось непостижимым образом придать тяжелому и неподатливому мрамору воздушную легкость. Статуя не кажется застывшей, напротив – создается впечатление, что богиня победы вот-вот сделает следующий шаг, что ее одежды развиваются на ветру, а идеально пропорциональное тело окатывают соленые морские брызги.
Но как же выглядела Ника Самофракийская изначально? У археологии есть весьма ценные. Уникальные источники, позволяющие судить о внешнем виде статуи. Дело в том, что данная скульптура была изображена на монетах, долгое время имевших хождение в древней Македонии, а потому в немалом количестве найденных при раскопках городов.Правая рука статуи была торжественно поднята вверх. В ладони богиня сжимала горн или венок, которым хотела венчать победителя битвы. Левая рука скульптуры была передана в движении, что еще больше оживляло позу Ники. Гармония и совершенство были характерны и для головы статуи. Впрочем, лицо богини победы, несмотря на совершенство, нельзя было назвать миловидным – скорее жестким и торжественно-надменным. Такова была традиция изображения небесных покровительниц военных походов, принятая в Древней Греции.
Ника Самофракийская
- Подробности
- Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры
- Опубликовано 19.08.2016 16:59
- Просмотров: 2691
Мраморная скульптура богини Ники была найдена на греческом острове Самотраки (Самофраки) в апреле 1863 г. французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо.
Затем она была отправлена во Францию и сейчас находится в Лувре. Статуя является эталоном прекрасного, несмотря на то, что руки и голова богини не восстановлены.
Ника Самофракийская в Лувре. Фото wikimedia.orgНика – главное украшение Лувра, она встречает посетителей музея и наравне с Венерой Милосской входит в число предметов его гордости
Скульптура Ники расположена на фоне белой стены, что сразу привлекает к ней внимание. Вечером подсветка делает мрамор прозрачным, и это усиливает впечатление от скульптуры
Светлана Обухова
Лестница, ведущая к Нике |
В 1863 году археолог Шарль Шампуазо, вернувшись из Греции, привез в Париж больше двухсот фрагментов мраморной скульптуры. Из них, благодаря усилиям реставраторов, в 1884 году возродилась крылатая богиня Ника, Победа. Даже лишенная головы и рук, с правым крылом из гипса (точной копией левого), она покорила ценителей искусства своей красотой и с тех пор считается одной их жемчужин Лувра.
Ее установили на верхней площадке мраморной лестницы Дару. «Лестница эта… была чудесна сама по себе, но главным ее чудом было то, что вся она, во всей стройности и строгости своего подъема, во всем праздничном, ярком чередовании света и тени на полированных плоскостях ее ступеней служила лишь пьедесталом стоявшей на верхней площадке фигуры, — Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, описала в своих воспоминаниях впечатление от встречи с Никой. — То была статуя Самофракийской победы… Победа эта была столь огромна, что легко было, осознав лишь ее подножие — из каменных блоков слаженный нос корабля-триремы, — обогнуть его, так и не взглянув вверх.
Обезглавленная и безрукая, грубо изувеченная христианским варварством, оббитая и выщербленная прошедшими по ней тысячелетиями, ликующая богиня остановилась на бегу, чтобы протрубить победу, и триста лет до нашей эры отбушевавший ветер облепил ее юное, торжествующее тело складками одежды, влажной и отяжелевшей от брызг прибоя, затрепетал в ее широко и сильно раскинутых крыльях, ероша их мраморные перья…»
Остров Самотраки |
Самофракийской статую назвали по имени острова, где ее нашел Шампуазо. Самотраки (Самофраки), расположенный в северной части Эгейского моря, разделил судьбу многих греческих островов: его история переплелась с легендами. По одной из них, «Колебатель земли», бог морей Посейдон выбрал Самотраки своей обителью. На горе Фенгари, самой высокой в Эгейском море (1611 м), бог восседал, наблюдая за сражением под стенами Трои, рассказывает Гомер.
Просто так никого не пускает Посейдон на свой остров — непредсказуемый северный ветер и морские течения могут внезапно перевернуть и увлечь на дно корабли, и плавание на Самотраки не назовешь безопасным. Может быть, поэтому его жители всегда искали защиты у высших сил. С древних времен здесь поклонялись Кабирам — таинственным Великим богам, не входившим в греческий пантеон. Известно, что посвященному в Самофракийские мистерии они даровали защиту, особенно на море, и открывали таинства смерти и возрождения.
Ника самофракийская |
Самофракийское святилище особенно процветало в эллинистическую эпоху — тогда на религиозные празднества собирались почти все города Греции, привозя с собой богатые дары, и не счесть было тех, кто стремился приобщиться к таинствам Кабиров.
Ника Самофракийская, изваянная скульптором Пифокритом, как предполагают, в 190-180 годах до н.э., тоже была принесена в дар Кабирам — жители острова Родос благодарили их за победу в морском сражении.
Неистовый ветер, яростная пляска волн, захватившая горизонт, — стихия моря грозит гибелью тем, кто испытывает перед ней страх. И только тот, кто устремляется наперекор ветрам и волнам, кто посреди бушующей воды находит опору и твердую землю в себе самом, — в самый трудный момент удостоится счастья услышать над волнами победный звук горна и шум могучих крыльев, а за пеленой соленых брызг разглядеть Самофракийскую Победу, опускающуюся на нос корабля. Ника рядом, пока длится сражение, пока напряжением внутренних сил в нас рождаются способности, необходимые, чтобы победить. Но улетает оттуда, где остаются лишь только лавры прошлых достижений. Крылатую Победу не удержишь, но тем желаннее ее появление! Именно такой, в миг его желанного появления, изобразил богиню зодчий Пифокрит.
Больше ста лет Ника Самофракийская стоит в Лувре. Как шедевр античного искусства, драгоценность в музейной коллекции. Противостоя разрушающему ходу времени, быть может, в надежде, что кто-то посмотрит на нее иначе и, как прежде, обратит к ней просьбу даровать победу.
Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»
Подписаться на журнал «Человек без границ»
14.
«Рабы» Микеланджело
В числе самых ценных экспонатов Лувра две скульптуры Микеланджело: знаменитые «Восставший раб» и «Умирающий раб». Они были созданы в период с 1513 по 1519 г. для надгробия папы Юлия II, но так и не вошли в окончательный вариант гробницы.
По задумке скульптора, всего статуй должно было быть шесть. Но работу над четырьмя из них Микеланджело не закончил. Сегодня они находятся в Галерее Академии во Флоренции.
Две законченные луврские статуи — это противопоставление сильного юноши, пытающегося разорвать путы, другому юноше, бессильно повисающему в них. Побежденные, связанные, умирающие люди у Микеланджело, тем не менее, как всегда удивительно прекрасны и сильны.
Лучшее достояние Эгеиды
Ника Самофракийская – это один из наиценнейших оригиналов статуй в Лувре. Сейчас она расположена на лестнице Дарю, а точнее, на ее повороте, и в этом месте ярче всего передается описание вдохновения в движениях статуи.
Ника Самофракийская в Лувре (Yann Caradec / flickr.com)
По всему миру можно увидеть двойников статуи Ники. Известнейший из них находится в Лас-Вегасе перед входом в казино «Цезарь Палас». Даже знаменитый бренд «Роллс-Ройс» сделал женскую фигуру на своем радиаторе по подобию Ники. По образу статуи сделан первый футбольный кубок мира, который разыгрывался FIFA в 1930 году.
Репродукции Ники Самофракийской виднеются на крышах зданий, творцом которых был архитектор Фрэнк Ллойд Райт. Он очень любил статую богини Ники и поэтому даже самые известные его работы, такие как Ward Willits House, Darwin D. Martin House и Storer House увенчаны ее фигурой.
Краткое описание
По полноте и разнообразию коллекций парижский музей Лувр не имеет себе равных. Его музейный фонд насчитывает более 350 тысяч предметов искусства разных цивилизаций, культур и эпох, начиная с античности и заканчивая 1848 годом.
Многие шедевры не могут быть показаны посетителям более 3-х месяцев подряд по соображениям сохранности, поэтому в залах постоянно представлено около 35 тысяч работ. Лувр — это не только богатейший музей, но и памятник архитектуры с 800-летней историей. В основе Лувра лежит средневековый замок, построенный в XII веке, и впоследствии ставший дворцом французских королей.
Вид на Пирамиду архитектора Пи и крыло Ришелье
В 1793 году Лувр был открыт для широкой публики, а его коллекции признаны национальным достоянием Франции. Свой современный вид Лувр приобрёл после пожаров и разрушений, произошедших в ходе боёв парижских коммунаров с версальцами в мае 1871 года. В 1989 году во дворе Наполеона была возведена пирамида Лувра, служащая входом в музей.
Полностью состоящая из стеклянных пластин, пирамида обеспечивает оптимальное освещение подземного холла, где разместились кассы, гардероб, магазины, а также залы для временных выставок. Стеклянная пирамида Лувра, построенная по образу и подобию пирамиды Хеопса, благодаря своей чистой геометрической форме и прозрачности гармонично вписалась в ансамбль королевского дворца.
Квадратный двор Лувра
Что известно археологии
Статуя, украшающая свои присутствием Лувр, изучена достаточно тщательно. Не ограничившись исследованием письменных источников, ученые совсем недавно решились исследовать небольшой фрагмент постамента Ники Самофракийской. Современные методики помогли точнее определить возраст скульптуры и место ее изготовления.
Ника была создана около 200 года до нашей эры. Для изготовления был использован паросский мрамор – очень дорогой, воистину царский материал. Первоначально Ника была частью большой скульптурной группы, увековечивающей славную морскую победу, одержанную царем Родоса Деметрием Первым. По изначальной задумке гениального автора, статуя располагалась на пьедестале из мрамора серого цвета, изображавшем корабль победителей. Так создавалось впечатление, что Ника нисходит с небес и дарует победу флоту Родоса.
Какое конкретно морское сражение прославляла скульптурная группа, установить не удается. Древние тексты дают сразу несколько объяснений этому. Как полагают историки, наиболее вероятно, что Ника Самофракийская создана в честь победы в битве при Саламине, произошедшей за 50 лет до ее создания, или в сражении у острова Кос.
Рекомендуем к прочтению
Аэропорт Шарль-де-Голль на карте
Площадь Пигаль
Елисейские Поля в Париже
Жемчужина Лувра
Увидеть подлинную статую воочию можно лишь посетив Лувр. Ведь ни один из экспонатов этого музея не покидает его стен – любые выездные выставки шедевров, хранящихся в Лувре, запрещены. Ника Самофракийская заслуженно входит в тройку наиболее известных и ценных экспонатов музея, деля первенство с «Мона Лизой» гениального да Винчи и другой древнегреческой статуей — Венерой Милосской.
Скульптура расположена на повороте лестницы Дару, в галерее Денон. Расположение было подобрано не случайно – оно еще больше усиливает впечатление полета нисходящей к людям древнегреческой богини. Знакомство с шедевром входит в обязательную программу любого посещения Лувра. Более того – многие любители искусства прибывают в Париж специально для того, чтобы еще и еще раз полюбоваться совершенным творением неизвестного скульптора с острова Родос.
«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа
Картина написана в 1830 г., и ее часто ассоциируют с Французской революцией 1789. Однако здесь изображены события революции, позже прозванной революцией «Трех славных дней» 27 – 29 июля 1830 г., когда жители Парижа восстали против короля Карла X. Главный персонаж полотна притягивает все взоры – это женщина, ведущая толпу протестующих и символизирующая свободу. В ней смешиваются изображения античной богини с босыми ногами и открытой грудью и простой женщины «из народа» с загорелой кожей и мускулистыми руками. Этот аллегорический персонаж изображен в толпе мужчин и участвует в уличных битвах. Она собирает народ, жителей пригородов и буржуазию, теряющих свою классовую принадлежность в одинаковом революционном настрое. Делакруа играет на патриотических чувствах, используя лейтмотивом три цвета национального флага. Лувр приобрел полотно в 1874 г. Считается, что картина вдохновила известного французского писателя Виктора Гюго на описание сцен баррикад в книге «Отверженные», в частности, на изображение персонажа Гавроша. Картина часто воспринимается как символ Французской республики и демократии из-за аллегорий и политического подтекста. Во Франции картина часто используется в официальных, рекламных или школьных целях. А также была изображена на банкнотах национальной валюты – франках.
Коллекции Лувра
Выставка, расположенная в 198 залах Луврского дворца, поделена на восемь отделов: живопись, графика, скульптура, декоративное искусство, ближневосточные древности, образцы древнеегипетской культуры, античное наследие и искусство ислама. Коллекция музея содержит около 6 тысяч картин, среди них — полотна Леонардо да Винчи, Рембрандта, Тициана, знаменитая «Свобода, ведущая народ» кисти Эжена Делакруа.
75-й зал галереи Денон Лувра посвящён французской живописи эпохи классицизма (период 1762—1840 гг.), а в 77-ом зале представлены картины французских художников-романтиков. Есть в Лувре и Галерея Медичи, где собрана коллекция из 24 полотен, написанных фламандским живописцем Рубенсом по заказу самой королевы Марии Медичи.
Слева направо: крыло Ришелье, крыло Сюлли, крыло крыло Денон, по центру Пирамида