История
Дом был построен в 1903 году купцом I гильдии А. Г. Курлиным для своей супруги А. П. Курлиной, в честь которой носит своё сегодняшнее неформальное название. Дом стал одним из первых в Самаре зданий в стиле модерн. Архитектор — А. У. Зеленко. Адрес — г. Самара, улица Фрунзе, д. 159.
В 1918 году, в период гражданской войны Самару занял восставший против большевиков Чехословацкий корпус, и дом Курлиной был заселён контрразведкой чехословацкой армии.
С по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало посольство Швеции.
В 1966 году решением Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета депутатов трудящихся № 617 «Об охране памятников истории и культуры» особняк Курлиных был внесён в список охраняемых зданий как «дом, в подвале которого бело-эсеровской контрразведкой в 1918 г. расстреляно много красноармейцев». На здании была установлена мемориальная доска с надписью «Рабочий класс чтит светлую память беззаветных героев рабочего класса, зверски замученных в подвалах этого дома чехоучредиловской контрразведкой в 1918 году». В 1990-е годы доска была демонтирована.
В 1970-е годы здание было передано областному краеведческому музею. В 1995 году по указу Президента РФ Б. Ельцина «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.
Реконструкция 2008—2012 годов
1 июня 2008 года музей был закрыт для посещения. По заказу министерства культуры и молодёжной политики Самарской области в нём была проведена реконструкция. Были проведены работы по восстановлению дворовых построек, далее специалисты занялись непосредственно самим домом. Восстановлено было всё — от интерьеров до крыши, также был укреплён фундамент.
На время реставрации все экспонаты переехали в фонд Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина. Часть экспонатов вошла в историко-краеведческую экспозицию «Перекрёстки самарской истории». Открыта обновлённая усадьба 25 декабря 2012 года. После открытия в здании разместился Музей модерна.
По результатам реставрации стало ясно, что восстановленный облик особняка отличается от первоначального: «не был возвращён первоначальный цвет, столетие назад особняк был смелее окрашен, например, горизонтальные поля из плитки имели другой, более яркий оттенок. Также растительный узор, обрамляющий окно на скошенном углу здания, сегодня имеет такой же цвет, как и поверхность стены, что создаёт впечатление лепного декора, хотя выполнен он из металла»
Музей модерна
Один из наиболее популярных музеев г. Самары[источник не указан 1035 дней].
Музей занимается изучением и популяризацией стиля модерн в регионе, сбором информации и предметов этой эпохи. В 2013 году открылась постоянная экспозиция в трёх залах парадного первого этажа: «кабинет», «будуар», и «столовая». В экспозиции представлены мебель, одежда, живопись, аксессуары европейских и русских мастеров начала 20 века.
Помимо основной экскурсионной деятельности в музее регулярно проходят события, ориентированные на молодёжную аудиторию, детей, местное сообщество. Музей организовывает лекции, концерты, пешеходные и велоэкскурсии по г. Самаре, выставки актуальных художников, фестивали
Объединяя усилия и сотрудничая с профессионалами в различных областях культуры и искусства, ведущими музеями страны и мира, он стал не только важной выставочной площадкой, но и научным, образовательным, креативным культурным центром. В летний период основным местом проведения событий становится двор и сад музея.
Александр Георгиевич Курлин
Александр Георгиевич Курлин
Александр Георгиевич родился в 1870, сын Георгия Ивановича Курлина (1836-1894), который являлся одним из самых крупных купеческих представителей Самары. В основном он занимался торговлей салом и хлебом, так же в 1882 году вложили деньги в развитие механического завода, владел кумысовым заводом. С 1879 по 1893 годы Георгий Иванович входил в учетно-наблюдательный комитет Волжско-Камского коммерческого банка.
Александра Павловна Курлина
Георгий Иванович, а в дальнейшем и его сын Александр Георгиевич занимали видное положение в самарском обществе, не один раз избирались гласными городской думы.
Стоит отметить то, что Георгий Иванович, вместе с братьями прибыл в Самару из Уральска, где служил в уральском казачьем войске. В середине 1880 годах Александр Георгиевич заканчивает гимназию, а затем Московский университет.
После смерит отца, Александр продолжает его дело, но в основном занимался хлебной торговлей. Являлся членом совета общества взаимного кредита, гласным городской думы. Александр Георгиевич, стоял у истоков создания одной из крупнейшей в России хлебной биржи и в течение нескольких лет был ее председателем.
Так же Александр Георгиевич, как и его отец активно занимался благотворительностью. Являлся попечителем коммерческого училища, училища для слепых детей, городского 6-ти классного училища и др.
В 1893 году в Успенской церкви он обвенчался с 17-летней купеческой дочерью Александрой Павловной Журавлевой.
В 1908 году по причине душевной болезни он оставил все должности, его опекуном стала супруга.
Александр Георгиевич скончался 8 ноября 1914 года, в возрасте 43 лет от паралича сердца. Похоронен на кладбище женского Иверского монастыря.
Что посмотреть в Музее Модерна
Первое, с чем вы познакомитесь в Музее Модерн, это со стилем модерн, представленном на фотографиях с видами самых выразительных архитектурных творений этого направления Бельгии, Франции, Испании, России и других стран.
Стиль модерн в Испании (фото музея)
После этого, начинается знакомство с интерьером первого этажа. В Музее Модерн создана архитектурно-историческая модель купеческой Самары на рубеже 19-20 столетий, с ее культурным и бытовым укладом. Это некая иллюстрация истории страны в определенный ее период, для которого история семьи Курлиных является типичной для представителей купеческого сословия, активно включившегося в торгово-промышленные отношения, в общественную жизнь, в благотворительность.
На первом этаже прекрасного особняка воссоздана интерьерная обстановка бывшего купеческого жилища – Кабинет хозяина, Столовая, Большой зал, Будуар хозяйки. Предметы обстановки помещений также соответствуют стилю модерн и своим происхождением относятся к началу 20 столетия. Выполнены они европейскими и русскими мастерами той эпохи.
Экспозиция Музея модерн
Это и роскошная мебель, и уникальная посуда, и прочие антикварные предметы. Представлена также одежда, живопись, бытовые аксессуары. Каждая комната снабжена информационным стендом с краткими историческими пояснениями для туристов.
Экспонаты Будуара хозяйки
Служащие музея постоянно акцентируют внимание туристов на удивительных потолках, достигающих в высоту 3-4 метра! В холле они напоминают морские волны, в гостиной – это лепной орнамент с цветами и стеблями орхидей, которые как живые, наползают на стены и дверные проемы. По потолку Будуара хозяйки дома пролетает белая нимфа, чем-то напоминающая женский образ с фронтона здания.. Потолок Гостинной
Потолок Гостинной
Все комнаты первого этажа очень оригинальны и не похожи друг на друга. Самой большой и роскошной комнатой в особняке является Гостиная с большими окнами и с эркерным выступом она кажется больше, чем есть на самом деле. Это комната праздника, света и радости.
Нечто мифическое, средневековое ощущается в отделке и меблировке Столовой – это изображения лепных божеств и мифических существ на стеновых плитках и потолочных балках, шершавая штукатурка стен, узкие высокие окна и т.д. Но здесь нет ощущения холода и мрака. Теплые яркие цвета каминного гарнитура и оформление нижней части стен создают атмосферу комфорта и красоты.
Раздвижной французский столик в Музее модерна
Мебель и посуда, находящиеся в Столовой, просто очаровывают. Раздвижной чайный столик с резьбой по дереву, выполненный в начале прошлого столетия во Франции, прекрасные шкафы, наполненные антикварной посудой, стол с изогнутыми ножками и непрямыми углами, вазы, столовые приборы, ликерные наборы и прочее-прочее… Как говориться, лучше один раз увидеть!
Столовые приборы эпохи Модерна
В типично деловом стиле выполнен Кабинет хозяина. Здесь много дерева – из него выполнены деревянные потолочные кессоны и паркет с геометрическим узором. Ярким декоративным элементом Кабинета является камин, оформленный красными плитками и маками, являющимися символами мечты.
В Кабинете хозяина Особняка
В кабинете представлена коллекция курительных трубок, собираемых В.Куркиным, великолепный книжный шкаф и множество семейных фотографий.
Семейные фотографии
Очень нежен и изыскан Будуар хозяйки выполненный в нежно-зеленых тонах. Он является олицетворением царства природы – даже окно украшено витражным деревом. Цветочные рисунки участвуют в оформлении пола, дверей, в лепнине пололка. Их можно увидеть и в декоре стульев, комода и прочей мебели.
Будуар хозяйки
Второй этаж и подвал бывшего особняка предназначены для проведения тематических выставок. Помимо этого, Музей Модерна является организатором лекций, концертных программ, экскурсий по городу.
В летний период во дворе и в красивом ухоженном садике музея проводятся выставки творческой молодежи под открытым небом.
Часы работы
Музей принимает посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00, а по вторникам и четвергам – с 13.00 до 21.00.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Особняк Курлиной
Этот особняк часто называют Особняком Курлиной. На самом деле особняк был построен ее супругом А.Г.Курлиным, богатым купцом 1 гильдии, но построен именно в связи с ее замужеством. Сам Александр Курлин, получивший прекрасное образование в Московском университете, был одним из богатейших представителей города, продолжая купеческую династию по хлеботорговле. Он активно участвовал в общественной работе – был гласным в Городской Думе, членом совета Общества взаимного кредита, попечителем в нескольких учебных заведениях: в коммерческом, для слепых детей и в городском шестиклассном, кроме того состоял попечителем тюремного комитета. А.Куркин является одним из создателей крупной отечественной Хлебной биржи, занимая одно время должность ее председателя.
Для своей 17-летней обожаемой жены Александры, тоже купеческой дочери, Курлин заказывает известнейшему российскому архитектору А.Зеленко проект жилого дома в модном стиле модерн.
Особняк Курлиных в начале 20 века
Строительство было закончено в 1903 году, и сразу же особняк становится архитектурной жемчужиной Самары. Наружный фасад здания порыт голубыми блестящими плитками и декорирован зелеными фактурными изразцами.
Фрагмент Особняка Курлиных
Лепнина присутствовала на фронтоне в виде женской головы, олицетворяющей А.Курлину, и под окном, в виде растительного орнамента из длинных стеблей. Неповторимость и некоторую воздушность особняку придают металлические решетчатые детали, выполненные как крылья бабочки и стрекозы (решетки, ворота и т.д.).
Лепнина на фронтоне Особняка Курлиных
В Особняке имелось 22 непохожие друг на друга комнаты. Два этажа соединяла кованая узорчатая лестница. Роскошные апартаменты были снабжены канализацией, водопроводом, отопительной системой, электричеством и даже телефонной связью! Все это делало особняк самым дорогим и самым комфортным сооружением Самары.
Внутренняя лестница особняка
К сожалению, уже через 5 лет после постройки роскошного особняка, Курлин заболевает и признается недееспособным. Жена становится его опекуном. В 1914 году он умирает от сердечного паралича. Его хоронят на кладбище Иверского монастыря.
А вскоре начинается революция, затем Гражданская война. Все имущество было национализировано, большая часть членов семейного клана Курлиных уезжает в эмиграцию. Белочехи, занявшие в 1918 году Самару, расположили в бывших апартаментах штаб контрразведки, подвал же стал тюрьмой, где держались арестованные красноармейцы, которых, говорят, там же и расстреливали. Так это или нет, но подвальные стены сохранили пулевые отверстия и предсмертные надписи.
В мирное время в особняке трудились служащие из отдела труда губернии, затем здесь была Биржа труда и Музей охраны труда. К концу 20-х гг. в здание Особняка въехал детский садик. В годы Второй мировой войны этот Особняк отдали для размещения эвакуированного из Москвы Шведского посольства, а в поствоенный период в особняк опять вернулся детский сад. В 60-е годы 20 столетия здесь размещались сотрудники самарского Отдела образования.
Зал Особняка Курлиных
В 1989 году Особняк Курлиной перешел в ведомство к краеведческому музею, а в 1995 году официально объявлен как федеральный памятник культуры.
Сама же хозяйка особняка – А.Курлина — вынуждено перебирается в Москву, где доживает жизнь в типичной коммуналке недалеко от ресторана «Прага». Прожила она практически 97 лет, в конце жизни подарив соседке по коммуналке самое ценное, оставшееся у нее — хрустальную персональную печать мужа А.Г.Курлина. Кстати, соседкой ее была дочь последнего одесского губернатора.
Персональная печать А.Курлина из горного хрусталя
Впоследствии, эта хрустальная печать была передана в дар Краеведческому музею Самары. А потомков семьи Курлиных можно встретить и поныне — как в России, так и за рубежом.
Стиль модерн в Самаре
В конце 19 — начале 20 веков Европа оказалась во власти нового архитектурного стиля – стиля «Модерн», который постепенно начал проникать и в российские города. В переводе с французского «модерн» означает современный, и проявлялся он не только в архитектурных творениях, но в живописи, литературе, моде, мебели, посуде и т.д. Суть этого явления состояла в создании прекрасного ради прекрасного. Это приводило к отказу от симметрии и прямых линий, к созданию гибких естественных форм, к попытке объединить эстетичность и функциональность.
В России проявление этого стиля стало своего рода эпохой Возрождения, расцветом искусства и проникновения его во все сферы жизни. В стиле модерн строятся купеческие особняки, роскошные рестораны, банковские здания, отели и т.д., которые изяществом и изысканностью своих форм и декора становились украшением не только столичных, но и провинциальных городов.
Дом общественного собрания в стиле модерн в Самаре (нач.20 века)
Самарским предпринимателям и домовладельцам очень полюбился архитектурный модерн, утонченность его декора и плавность линий, неординарная ассиметричность и ненавязчивый растительный орнамент. В начале 20 столетия в этом стиле строится множество городских зданий на главных и неглавных улицах.
Особняк Новокрещеновых в стиле модерн в Самаре (нач.20 в.)
Многие сооружения сохранились до наших дней, и ими могут любоваться многочисленные туристы во время своего пешего передвижения по городу. К сожалению, не все они находятся в хорошем состоянии, но работа по их реставрации ведется, и есть надежда, что скоро все памятные архитектурные сооружения будут выглядеть достойным украшением Самары — крупного исторического и культурного города.
Многие знаменитые самарские памятники архитектуры начала прошлого столетия выполнены в стиле модерн. Это и частные дома, такие как особняки Курлиной (Фрунзе, 159), В.Сурошникова (А.Толстого, 41), Матвеевых (Молодогвардейская, 69), Новокрещеновых (Фрунзе,144), Дом со слонами К.Головкина (Советской Армии, 292), Дом доктора Эрна (Чапаевская, 165), Дом с атлантами купца Шихобалова (Венцека, 55), Доходный дом А.Нуйчева (Самарская, 149). В стиле модерн построены были здание Общественного собрания (Куйбышева, 157), Гостиница «Гранд-Отель» (Куйбышева, 111), Ресторан «Аквариум» (Самарская, 95) и многое-многое другое.
Ресторан «Аквариум» в стиле модерн в Самаре (нач. 20в.)
Может быть поэтому, именно поэтому в Самаре появился первый российский Музей, посвященный модному и удивительно стильному течению 19-20 гг. – Модерну. Музей Модерна был открыт в конце 2012 года, и разместился он в лучшем строении города, созданном в этом стиле — в Особняке Курлиной.