Айвазовский в Крыму
Несмотря на путешествия, плаванья по делам службы и поездки в столицу, своим домом художник считает именно Феодосию и возвращается сюда при каждом удобном случае. Он строит собственный дом, покупает имения в Судаке и под Феодосией. Художник богат и знаменит, он много жертвует на благоустройство города. При его участии здесь открывается библиотека, строится концертный зал.
Айвазовский входит в Одесское общество истории и древностей – общество, которое занимается изучением древнего Крыма и раскопками. Вторая половина XIX века – это время активно ведущихся раскопок на территории всего полуострова, Айвазовский принимает участие в этой работе. Именно по его инициативе в 1853 году раскопки начинают проводиться в его городе. В Феодосии уже с 1811 году существует музей древностей. Айвазовский проектирует для него новое здание в виде античного храма на горе над городом. Оно было построено в 1871 году на его личные средства. В 1941 году здание было утрачено.
Художник старается сохранить память о значимых для него людях. Например, по его проекту в Феодосии появляется фонтан в память о бывшем градоначальнике города А. Казначееве. Именно Казначеев первым заметил юное дарование и способствовал его обучению. Художник всю жизнь был ему благодарен.
Кроме музея, стараниями Айвазовского появляется мемориал в честь генерала П. Котляревского, героя русско-персидских войн. Израненный генерал доживал свою жизнь в Феодосии, где и познакомился с семейством художника.
Иван Константинович активно вкладывается не только в культурное развитие города. К нему прислушиваются военные и моряки – и именно по его настоянию в Феодосии значительно расширяется торговый порт. Он становится самым большим на полуострове. По его же инициативе до Джанкоя прокладывается железная дорога – это было в 1892 году.
От источника в своем имении он проводит в Феодосию водопровод и устраивает общественный фонтан. Сейчас мы знаем его как фонтан Айвазовского, он действует до сих пор.
Музей древностей (краеведческий)
Адрес: просп.Айвазовского, 11
Также в непосредственной близости и к Картинной галерее и к Музею А. Грина, находится удивительный Музей древностей, имеющий более чем двухсотлетнюю историю. Открытая в 1811 году местным градоначальником С.Броневским в качестве хранилища найденных на феодосийской территории археологических находок, эта музейная коллекция стала одной из старейших среди подобных в Европе.
Экспонаты Музея древностей
Вначале музейные экспонаты складировались в заброшенную турецкую мечеть, а в 70-х годах для этого музея И.Айвазовский на свои деньги построил на феодосийской возвышенности горы Митридат – специальное сооружение, которое, к сожалению, погибло в 1941 году.
Музей древностей на феодосийской горе Митридат в конце 19 века
Какое-то время археологические экспонаты находились в Доме И.Айвазовского, а в 90-х гг. музею был передан архитектурный памятник конца 19 столетия, бывшее здание дореволюционной гостиницы «Генуэзской», более известный в городе как «Дом Лагорио».
Лев Лагорио, был одним из первых феодосийских учеников Айвазовского, ставший впоследствии известным художником-маринистом, принадлежащим к «киммерийской живописной школе». Считается, что он жил некоторое время в этом доме.
«Дом Лагорио» — современный Музей древностей
Осмотр восьми музейных залов позволит познакомиться с наиболее интересными экспонатами из 70-тысячной коллекции. Это и археологические раритеты, и этнографические и документальные материалы.
В одном из залов Музея Древностей
Посетив этот музей, можно более подробно познакомиться с историей и природой края, а в музейном дворике рассмотреть интересные экспонаты лапидарной коллекции, основанной на археологических изысканиях древней Кафы.
Лапидарный дворик Музея древностей
Этот музей отдыхает по вторникам, а в остальные дни его можно посетить с 10.00 до 17.00. Цены билетов от 60 до 120 рублей.
История основания
Феодосийская картинная галерея — один из старейших художественных музеев Феодосии и Крыма. Ее экспозиционные залы расположены в здании, где прошла жизнь и творчество выдающегося русского мариниста И.К. Айвазовского (1817-1900). В 1845 году на живописном берегу моря И.К. Айвазовский начинает строительство большого дома. Дом строится по собственному проекту мариниста в стиле итальянских ренессансных вилл, украшается слепками с античных скульптур. К жилым комнатам примыкает просторная мастерская, в которой он создает большую часть из шести тысяч написанных им картин. Эту мастерскую посещают И.И. Шишкин, И.Е. Репин, известный коллекционер П.М. Третьяков, писатель А.П. Чехов. Из ее стен выходят многие талантливые ученики живописца.
В 1880 году к своей мастерской И.К. Айвазовский пристраивает огромный выставочный зал — картинную галерею. Это была первая в России периферийная картинная галерея, пользовавшаяся большой известностью уже при жизни мастера. Правда, экспозиция тогда еще не имела постоянного характера, так как полотна мариниста отправлялись на выставки в крупные города России и за границу, а их место занимали новые, только что написанные.
Картинная галерея. Старые фотографии
Здесь на специально построенной сцене выступали знаменитые: музыкант А. Рубинштейн и композитор А. Спендиаров, актеры Мариинского и Александринского театров Санкт-Петербурга М. и Н. Фигнеры, К. Варламов, армянский артист-трагик Петрос Адамян. Уже в то время галерея Айвазовского была центром художественного, музыкального и театрального искусства в Крыму. Эти традиции живут и по сей день.
Таким образом, 1880 год принято считать годом основания картинной галереи. При жизни Айвазовского галерея была известна далеко за пределами Крыма, она стала своеобразным культурным центром Феодосии.
В 1900 году после смерти И.К. Айвазовского картинная галерея становится собственностью города. В духовном завещании живописца записано:
После смерти художника она продолжала существовать, но, по сути дела, это был самый глухой период ее истории. Хотя согласно завещанию Айвазовского галерея стала собственностью Феодосии, городские власти мало заботились о ее деятельности.
Период настоящего расцвета галереи начался после установления Советской власти в Крыму. В 1921 году дом Айвазовского и собрание картин были национализированы и стали достоянием народа.
Здание картинной галереи и в прошлом веке, и в настоящее время выделяется среди архитектурных построек города. Возведенное на самом берегу моря, оно несколько напоминает итальянские виллы. Это впечатление усиливало необычная для этих мест окраска стен в темно-красный цвет, наличие в нишах скульптурных изображений античных богов и вертикальные линии пилястров серого мрамора по всему фасаду. Кружевная вязь переплетов балконов завершает это сходство. Создавая проект, художник заранее хорошо продумал и предусмотрел назначение всех помещений. Поэтому парадные гостиные в то время не соприкасались с жилыми помещениями, а рабочий кабинет и мастерская были непосредственно связаны с выставочным залом. Высокие потолки комнат, старинный паркет в залах второго этажа, широкая панорама Феодосийского залива, открывающаяся из окон, создают впечатление простора и атмосферу романтической приподнятости.
История
Первая экспозиция из 49 работ была открыта в 1845 году в части обширного дома, принадлежавшего самому Ивану Айвазовскому. В 1880 году к нему был пристроен ещё один, спроектированный художником, выставочный зал. Галерея стала первым на территории Российской империи музеем одного художника. После смерти художника в 1900 году галерея по его завещанию была передана родному городу художника. С 1922 года галерея стала государственным музеем. В галерее находится собрание из около 12 тысяч произведений морской тематики, в том числе ей принадлежит самая большая в мире коллекция произведений И. К. Айвазовского (416 работ). Наиболее известные среди выставляемых работ — «Бриг „Меркурий“, атакованный двумя турецкими кораблями», «Севастопольский рейд», «Корабль „Мария“ на Северном море», «Георгиевский монастырь», «Море. Коктебель», а также самое большое живописное полотно Айвазовского «От штиля к урагану», имеющее размер 212 на 708 см.
Экспозиция галереи знакомит с творчеством Ивана Айвазовского, историей его семьи, историей самой галереи. В комнате-сейфе экспонируются ценные вещи семьи Айвазовского.
В соседнем здании — доме сестры художника — собраны картины Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, работы иностранных маринистов XVIII—XIX веков, современников великого художника, представляющих Киммерийскую школу живописи — М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского — М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников.
В конце 1920 года в здании галереи были размещены Феодосийский отдел ЧК, морской и дивизионный особые отделы Красной армии и Красного флота. За время их пребывания в здании галереи ряд картин были повреждены.
В 1922 году в помещениях был произведён ремонт, и 17 декабря, после восьмилетнего перерыва, галерея, как государственный музей СССР, вновь приняла посетителей. Первым директором галереи Айвазовского стал художник и искусствовед Герасим Афанасьевич Магула. Он организовал в Феодосии и уезде сбор художественных ценностей, оставленных эмигрировавшими, и на базе их организовал в жилых комнатах здания Музей художественных ценностей, просуществовавший до 1925 года; посетители знакомились с произведениями прикладного искусства (фарфором, изделиями из серебра), старинной мебелью, оружием. Уже в 1923 году директором стал Н. С. Барсамов.
В 1930 году перед галереей был установлен памятник Айвазовскому работы скульптора И. Я. Гинцбурга с надписью «Феодосия — Айвазовскому».
Во время фашистской оккупации Крыма картинная галерея героическими усилиями директора галереи — Николая Степановича Барсамова и его супруги Софьи Барсамовой, была эвакуирована в Ереван. Сначала из Феодосии картины были перевезены в Новороссийск, а оттуда в Краснодар. Там был получен приказ вести картины в Сталинград. Нарушив приказ, Николай Степанович, предварительно заручившись приглашением из Армении, решает везти картины в Ереван. Пока картины находились в Краснодаре, там была развёрнута выставка. Впоследствии выставки были организованы и в самом Ереване. В ноябре 1944 года картинная галерея была возвращена в Феодосию. Потерь во время эвакуации не было.
С. А. Барсамова оставила свои воспоминания о последних днях пребывания в эвакуации: «Провожали нас очень трогательно. Комендант ереванской галереи Пашик пригласил всех музейных работников на проводы Барсамовых. Никогда ни раньше, ни позже не провожали нас с такой теплотой и душевностью. Получив вагон, в котором разместились наши ящики, получив паек, которым мы питались потом в продолжение года, получив лекарства на случай болезни, попрощались с добрыми людьми, с гостеприимным Ереваном и пустились в обратный путь».
Феодосийская картинная галерея | Отдел галереи «Русская и современная марина», Дом сестры художника | Выставочный зал в галерее в 2008 году | Памятник Айвазовскому перед галереей |
Дом Екатерины Константиновны
В армянских семьях всегда было принято селиться по соседству с родными. Поэтому рядом с домом Айвазовского в середине 19 века поселилась его родная сестра Катарине (Екатерина). Принадлежащий ей особняк сохранился до наших дней и сегодня является частью музея знаменитого мариниста. Там размещены работы европейских художников, в основном посвященные морю. Кроме того, в Доме сестры выставлены полотна Ивана Айвазовского, написанные на библейские и религиозные темы. Эта часть коллекции музея особенно интересна, так как известна менее, чем маринистические работы живописца. А ведь Айвазовский, брат которого (Габриэл Константинович) был архиепископом и одними из профессоров Армянской академии монахов-мхитаристов в Венеции, имел особо трепетное отношение к христианству. Среди библейских работ, которые можно увидеть в Доме сестры, можно отметить следующие: «Хождение по водам», «Тайная вечеря», «Крещение», «Моление о чаше» и др.
Как добраться (доехать) до музея?
От автовокзала доехать можно на маршрутке №4, останавливающейся фактически возле самого музея. А от ж/д вокзала несложно будет дойти и пешком, двигаясь в северном направлении – время в пути займет всего несколько минут, но не лишней будет карта города с маршрутом:
Туристу на заметку
Иван Константинович Айвазовский оставил после себя огромное наследие, благодаря чему благодарные потомки будут помнить и ценить его даже спустя века. Вряд ли сейчас найдется человек, незнакомый с его творчеством, хотя бы с одним произведением, таким как «Девятый вал». В Феодосии же, в Картинной галерее находятся сотни его работ – их непременно стоит осмотреть. Сделать это нужно хотя бы потому, что все они шедевральные и бесценные, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы! В заключении смотрите обзорное видео этой уникальной достопримечательности Крыма.
Маринист И. К. Айвазовский
Иван Константинович Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии, в семье армянского купца Геворга Айвазяна. Айвазяны переехали сюда когда-то из Польши, так что и фамилию писали по-польски – Гайвазовские.
Он был крещен в церкви св. Сергия. Эта церковь построена еще в 1330 году, сохранилась до наших дней и является одной из достопримечательностей Феодосии. Айвазовский здесь крестился и венчался, он расписывал эту церковь (к сожалению, от фресок почти ничего не осталось) и здесь же он похоронен. Она украшена каменной резьбой и вмурованными в стены плитами с вырезанными на них крестами – хачкарами.
Мальчик с детства любил рисовать. Талант проявился настолько ярко, что в 1833 году он был принят в Императорскую Академию художеств и уехал из Крыма учиться в Санкт-Петербург. Там он сразу стал специализироваться на пейзажной живописи. Он учился в пейзажном классе М. Воробьева. М. Воробьев был не только хорошим художником, но и талантливым педагогом – в свое время у него учились Л. Логорио, И. Шишкин, М. Клодт и другие. С 1835 года Айвазовский учится у Ф. Таннера. Это был самый известный маринист того времени. Он прибыл в Россию по личному приглашению Николая I, для того, чтобы создать серию картин, изображающих важнейшие военные порты Российской империи. Отношения у учителя и ученика не сложились и в следующем году разразился скандал: Айвазовский вместо того, чтобы учиться, помогать и находиться в тени великого мастера, представил несколько собственных пейзажей на выставку. Картины по распоряжению Николая I были сняты, а художник переведен в другой класс живописи.
В 1839 году он получает диплом об окончании Академии и предпринимает путешествие в Италию. Италия для русских художников в те времена была совершенной обязательной для посещения. Каждый культурный человек должен был осмотреть итальянские достопримечательности и написать несколько итальянских пейзажей. В те годы в Италии жил Н. Гоголь, и они познакомились. Четыре года Айвазовский путешествует по Европе. К нему приходит известность. О нем положительного отзывается критика, его картины на религиозные темы покупает папа римский, он получает медаль Парижской академии художеств.
По возвращении Айвазовский становится официальным государственным живописцем при Главном морском штабе. Его задача – прославлять русский флот и писать картины о морских сражениях. Впрочем, он пишет много на самые разные темы. В советские годы это не афишировалось, но Айвазовский был верующим человеком и довольно много писал на библейские сюжеты. Но и для них темы он выбирает связанные с водой. Например, это «Сотворение мира», описывающее создание воды, или «Хождение по водам», изображающее Христа, идущего по Генисаретскому озеру.
Несмотря на то, что он специализируется на морском южном пейзаже, у него есть и картины, посвященные пейзажу среднерусскому, а также портреты. Он много путешествует и пишет классические достопримечательности: египетские пирамиды, Ниагарский водопад и другие. Ему делают заказы царствующие особы – например, турецкий султан заказывает картины с видами Константинополя и принимает у себя во дворце, Николай I покупает его полотна. Всего за свою жизнь художник написал более шести тысяч картин и устроил больше ста выставок, часть из которых была благотворительной. В 1877 году по столицам и Крыму проехала выставка его картин в пользу терпящих нужду участников русско-турецкой войны, потом были выставки в пользу Красного Креста и т. д.
Айвазовский был дважды женат. От первого брака у него было четыре дочери. Но с женой они разошлись – она хотела светской столичной жизни, а Айвазовского совершенно устраивала его Феодосия.
Второй его женой стала юная армянка Анна Бурназян, вдова феодосийского купца. Она была красавицей. Художник, который был старше её на сорок лет, постоянно ревновал. Она пережила его очень надолго и умерла уже в Великую Отечественную войну в оккупации.
Иллюстрации
Феодосия. Панорама города.
Видовая открытка начала ХХ в. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
Городские купальни в Феодосии.
Видовая открытка начала ХХ в. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
И.К. Айвазовский 1880-е. Фотография
Фотоателье Везенберг и Ко (Санкт-Петербург). Открытка из коллекции Николая Драгина (Москва)
Похороны И.К. Айвазовского. Катафалк и похоронная процессия у здания картинной галереи. 22 апреля 1900 года.
Фотография. ФКГА
Дом и галерея И.К. Айвазовского в Феодосии.
Видовая открытка начала ХХ века. Издание Т-ва Е. Лаврецкий и Е. Ковшанлы (Феодосия). Из коллекции Николая Драгина (Москва)
Убранство Большого зала Картинной галереи Айвазовского в Феодосии после похорон художника. Стереофотография 1900 г.
Слева от ступенек внизу – незавершенная картина «Взрыв корабля». Из коллекции Ростислава Лихотворика (Феодосия)
Феодосия.
Видовая открытка 1900-х годов. Из коллекции Николая Драгина (Москва)
Башня св. Константина в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Из коллекции Николая Драгина (Москва)
Фонтан-памятник «Доброму гению» на бульваре в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание С. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
Феодосия. Вид на гору Митридат и Музей древностей.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
Памятник Александру III в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Из коллекции Николая Драгина (Москва)
Фасад дома И.К. Айвазовского в траурные дни прощания с художником.
Фотография 1900 года из альбома Н.М. Лампси (?), внука художника. ФКГА
Дача А.С. Суворина в Феодосии. Вид с моря.
Видовая открытка 1910-х годов. Из коллекции Николая Драгина (Москва)
Могила И.К. Айвазовского в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Из коллекции Юрия Коломийченко (Феодосия)
Дом в Феодосии, в котором родился И.К. Айвазовский.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
Феодосия. Вид на гору Митридат и Музей древностей. Фотография начала ХХ века.
Из коллекции Сергея Джумука (Санкт-Петербург)
Похороны И.К. Айвазовского 22 апреля 1900 года.
Фотография. ФКГА
Большой зал Картинной галереи И.К. Айвазовского в Феодосии. Фотооткрытка начала 1910-х годов.
Из коллекции Владимира Ёлкина (Санкт-Петербург)
Фонтан Айвазовского на Александровской площади в Феодосии. Стереофотография 1910 года.
Издательство «Свет» (Москва, Санкт-Петербург). Из коллекции Владимира Ёлкина (Санкт-Петербург)
Фонтан Айвазовского в Феодосии.
Видовая открытка начала ХХ века. Из коллекции Николая Драгина (Москва)
Феодосия. Панорама города и порта. Фотография начала ХХ века.
Из коллекции Николая Драгина (Москва)
Дом И.К. Айвазовского на Екатерининском проспекте в Феодосии. Стереофотография 1907 года.
Из коллекции Николая Левенко (Феодосия)
Памятник Александру III в Феодосии.
Видовая открытка начала 1900-х годов. Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
Музей древностей на горе Митридат в Феодосии.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание Р. Могилевской (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
Открытие памятника И.К. Айвазовскому у главного фасада Феодосийской картинной галереи имени И.К. Айвазовского.
Крайний справа — писатель Александр Грин. 2 мая 1930 года. Фотография. Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина
Феодосия. Армянская церковь св. Саркиса и могила И.К. Айвазовского.
Видовая открытка 1910-х годов. Издание И. Вассермана (Феодосия). Из коллекции Дмитрия Лосева (Феодосия)
Дом сестры художника: научный отдел галереи «Русская и современная марина»
В соседнем здании галереи – доме сестры художника, можно увидеть не только собрание картин Айвазовского на мифологическую и библейскую темы, но и работы современников великого художника – М. Волошина, Л. Лагорио, К. Богаевского, учеников Айвазовского – М. Латри, А. Фесслера, А. Куинджи, произведения советских художников-маринистов.
Постоянно действуют выставки: Библейские произведения И.К. Айвазовского. Религиозная живопись И.К. Айвазовского – малоизвестная страница творчества художника. В произведениях «Хождение по водам», «Богоматерь с младенцем», «Тайная вечеря», «Моление о чаше», «Крещение» и др. выражена причастность к вечному.
Западноевропейская марина XVII-XIX веков. Представлены произведения голландских, французских, датских и немецких художников-маринистов.
Эксклюзивная выставка: Картина И.К. Айвазовского «На смерть Александра III» (1894).
Это загадочное, необычное для творчества И.К. Айвазовского произведение было написано в дни траура по императору. Айвазовского принимали при дворе Александра III. Художник использовал благожелательное отношение со стороны царя в интересах Феодосии. При Александре III в городе были построены морской торговый порт, железная дорога, собор Александра-Невского. Благодарными феодосийцами по инициативе И.К. Айвазовского был установлен памятник Александру III. Его именем была названа центральная площадь города. Один из высших орденов России – орден Белого Орла был вручен знаменитому мастеру морских баталий за подписью Александра III.
Вот почему так близко к сердцу Айвазовский воспринял трагическое известие. Вот почему холст обладает сверхъестественной силой воздействия. Огромное по размерам полотно (249х164) не экспонировалось ни при жизни художника, ни в наши дни. Прошло почти 110 лет со дня создания этой картины. В зале, где экспонируется картина, воссоздана обстановка гостиной XIX века. Сотрудники галереи расскажут Вам об императоре Александре III, о связях Айвазовского с императорской семьей. Одновременно проводится дегустация красного вина «Ливадия» — любимого вина императора Александра III.
Галерея сегодня
Помещения выставочных залов хорошо освещаются – в здании много окон, с потолков свешиваются старинные люстры. Экскурсия проходит в основном зале, мастерской художника, в корпусе дома сестры.
Уже давно, музей-галерея Айвазовского нуждается в хорошем ремонте и восстановлении – здание имеет не очень презентабельный вид, протекает крыша, элементы декора отваливаются, как и штукатурка.
В 2016-2017 гг. на ремонт и реставрационные работы было выделено около 32 млн. рублей. Эта сумма, несомненно, помогла прихорошить галерею к 200-летию И. Айвазовского, но эксперты говорят, что на капитальный ремонт не хватило еще 250 млн. рублей.
Ранее в СМИ появлялась информация о том, что капитальный ремонт галереи запланирован на 2020 года в рамках ФЦП. Однако по последним данным, это будет нечто более грандиозное. А именно — на базе галереи Айвазовского в Феодосии будет создан музейный квартал.
Этот проект будет реализовываться с 2019 по 2023 год. Что запланировано и каким будет данный проект мы писали тут.
Практическая информация
Решив посмотреть в Феодосии картинную галерею Айвазовского, режим работы необходимо выяснить заранее. Учреждение работает ежедневно (выходной — среда), а график у него такой: 10.00-18.00. В воскресенье и понедельник действуют сокращенные рабочие дни (до 17.00), зато летом двери открыты до 20.00. Любые технические моменты вы можете уточнить по номеру +7 (978) 740 28 58.
Добраться до галереи достаточно легко, поскольку рядом расположились набережная Десантников и проспект Айвазовского. Если вы двигаетесь со стороны автовокзала, то садитесь на маршрутное такси № 4 — оно останавливается в непосредственной близости от комплекса. От железнодорожного вокзала лучше добираться пешком — для этого вам нужно пойти в северном направлении. Дорога отнимет несколько минут и не вызовет особых затруднений. А вот координаты объекта: 45°1′56″N (45.032305), 35°22′58″E (35.382789).
Стоимость посещения галереи для взрослого человека составит 200 рублей (главная экспозиция), билет в дом сестры Айвазовского обойдется в 100 рублей. Проникновение в особую кладовую оценивается в 300 рублей, осмотр тайной картины Айвазовского — в 3000. Для пенсионеров, детей и студентов действует 50-процентная скидка.
Лучше всего собрать группу и оплатить экскурсию по галерее. Для групп, превышающих 10 человек, тариф с человека составит всего 25-50 рублей, зато вы узнаете много нового, а не просто побродите по залам. Маленькие группы (до 10 человек) менее выгодны — придется выложить 250-500 рублей. Приятного путешествия!
Практическая информация
Адрес: г. Феодосия, ул. Галерейная, 2 и 4.
График работы: с 10:00 до 20:00; вторник с 10:00 до 14:00.
Выходные дни: среда.
Руководитель галереи: Гайдук Татьяна Викторовна.
Телефон: 3-02-79 (дежурный), 3-09-29 (директор), 3-00-06 (зам.), 3-51-30 (хоз. служба).
Сайт: http://aivazovsky.euro.ru/
Цена билета с экскурсионным обслуживанием 1 корпуса летом:
- 250 руб. взрослый
- 125 руб. детский
(в стоимость входит посещение 1 и 2 корпуса).
Стоимость посещения особой кладовой:
- 200 руб. взрослый
- 100 руб. детский
Эксклюзивная выставка «На смерть Александра III»:
- На группу 10 человек — 2 000 руб.
- Если группа меньше, то 2 000 руб. делится на количество участников.
Адрес: г. Феодосия, ул. Галерейная, 2 и 4.
График работы:
с 10:00 до 20:00.
вторник с 10:00 до 14:00.
Выходные дни: среда.
-0
Добавить отзыв
Полезно знать
Ориентироваться в Феодосии очень просто и удобно. На остановках установлены информационные щиты с полным и подробным описанием городских автобусных маршрутов, с помощью которых вы легко поймете, где вы находитесь и в какой автобус лучше сесть, чтобы попасть на нужную остановку.
Дорогие друзья, заглянуть в галерею самого именитого художника и дом-музей просто хорошего человека все же стоит, не зря же в честь него названы фонтаны, памятные скульптуры, проспекты, улицы и школы искусств.
Я желаю вам отличных путешествий, приглашаю оформить подписку на мой блог и заглядывать за полезной информацией!
Если вас интересует сама Феодосия и как о ней отзываются отдыхающие, то вам в эту и эту статью. Если же интересуют достопримечательности Крыма, то вот варианты статей для прочтения:
- Музей Пушкина в Гурзуфе
- Музей Чехова в Ялте
- Голицынская тропа в Новом Свете
- Топ-10 необычных мест Крыма
- Древний Херсонес в Севастополе
Если же вы справитесь со всеми достопримечательностями Феодосии, тогда остается только активный отдых! Здесь вы уже и без меня выберете — джипы, лошади, парапланы, воздушные шары.
Жду ваших комментариев и свежих эмоций после посещения крымских достопримечательностей.
Если хочеться узнать побольше о крымских достопримечательностях, то обязательно посмотрите 8-ю часть моего видеогида:
Ну а если нужна помощь в организации вашего визита в Крым, то задавайте ваши вопросы и ознакомьтесь с моими «Ресурсами«, которыми я использую сам для организации моего любого путешествия.
До скорой встречи!
История картинной галереи
Как уже упоминалось, основание феодосийской Картинной галереи, было одним из деяний художника, направленное на развитие родного города. По его завещанию все галерейные площади после смерти художника переходили городу, и долгое время были сердцем его культурного развития.
Картинная галерея на проспекте Айвазовского ждет посетителей
После Гражданской войны галерея стала государственной собственностью в ходе национализации и стала быстро пополняться произведениями отечественных и западноевропейских авторов. Пополнялись музейные фонды и непосредственно картинами И.Айвазовского.
В начале наступления фашистских войск на Крымский полуостров, вся галерейная коллекция заблаговременно была эвакуирована в Ереван и не попала на оккупированную территорию, благодаря чему она оказалась полностью сохраненной. После войны коллекция вернулась в чудом уцелевший особняк И.Айвазовского, и после его реконструкции музей снова распахнул двери для посетителей.
Музейные экспонаты Картинной галереи
В начале 21 столетия эта художественная галерея официально была признана Национальной. Только работ самого Айвазовского в музейных фондах насчитывается более четырехсот.
В залах Картинной галерее находится множество полотен Айвазовского
А всего за всю жизнь художник создал более шестисот полотен. Хотя для многих Айвазовский – это признанный живописец моря, тем не менее, он создавал множество картин на абсолютно не морские тематики. Из-под его кисти вышли изображения крымских городов, портреты близких и знакомых людей, библейские и исторические сюжеты.
Также его полотна сохранили изображения мест всех его многочисленных путешествий – от Египетских пирамид до Ниагарского водопада. Многие из малоизвестных работ известного художника можно увидеть сегодня в музейной галерее.
Портреты, выполненные Айвазовским, также представлены в экспозиции
Но, конечно, изображение моря в различных его состояниях и военно-морских баталий с летописными битвами российской флотилии – это непревзойденная творческая вершина мастерства художника-мариниста.
Морская тематика — излюбленное направление творчества мастера
Символично, что и последние жизненные часы художника были наполнены работой – он начал писать картину «Взрыв турецкого корабля». Как и предыдущие работы, этот сюжет создавался не с натуры, а в кабинете, что было известным своеобразием в работе мастера. Эта незаконченная работа так и осталась на мольберте, создавая ощущение незримого присутствия художника, который скоро вернется и вновь возьмет в руку кисть.
Мольберт и кисти мастера около его последней начатой работы
Есть в музейной экспозиции и работы западных художников-маринистов – Л.Лагорио, М.Латри, А.Фесслера и других. В залах музейной галереи можно увидеть живопись современников художника и полотна его последователей, таких как художники М.Волошин, К.Богаевский, Н.Барсамов и т.д.
Художественными экспонатами сегодня заняты два здания, оба являющиеся архитектурными достопримечательностями 19 столетия – непосредственно Дом художника, так называемая «Вилла маэстро» и соседнее строение, принадлежавшее ранее его сестре, так и называемый «Домом сестры».
Около «Виллы маэстро» с 1930 года находится Памятник Айвазовскому (автор И.Гинцбург), с очень лаконичным посвящением, находящимся на постаменте, которое гласит: «Феодосия – Айвазовскому».
Памятник Айвазовскому около «Виллы маэстро»
Галерею можно посетить ежедневно, кроме среды. Все дни музей работает с 10.00 до 17.00, а по вторникам – до 14.00. Кстати, последний вторник каждого месяца является санитарным днем. Стоимость билетов на 2019 год составляет 150-300 рублей, в зависимости от наличия льгот.
Есть в музее и выставка одной картины, расположенная в отдельном тайном помещении. Эта несколько мистическая картина, никогда не выставляемая для публичного просмотра, называется «На смерть Александра Третьего». Увидеть ее можно только за отдельную плату.
Сегодня Картинная галерея проводит персональные и тематические выставочные экспозиции, музыкально-камерные вечера и творческие встречи.
Экспонаты Картинной галереи в Феодосии
На 2019 год Картинная галерея Айвазовского запланировала проведение передвижных выставок с работами И.Айвазовского во многих городах нашей страны.
Автор статьи: Касаткина Татьяна