Период после революции
Первые планы по переустройству сада появились еще в 1917 году, его хотели переделать в обычный общественный парк, куда смогут прийти люди любых сословий. Однако денег не хватило, и все осталось, как и было.
В 1924 году, при очередном наводнении, парк опять сильно страдает, погибает около 600 деревьев. Дальнейшее описание Летнего сада в Санкт-Петербурге, а точнее его историю, можно продолжить этапом, когда начались восстановительные работы, но стартовали они только через 10 лет после наводнения. Сначала попытались найти центральные ворота, но это не удается, поэтому изготавливают новые звенья и закрывают прореху. Малые ворота смещают ближе к центру для симметрии.
Во Вторую мировую войну, когда в городе была блокада, в саду размещается зенитная артиллерия. А в Кофейном доме селятся военные, теперь это казарма. Чайный дом служит в качестве склада боеприпасов. Все сохранившиеся скульптуры прячут в землю. За период блокады в парк неоднократно падали снаряды. В 1942 году все цветы отдают школьникам для домашнего разведения. По этой причине одна из аллей называется «Школьная».
После победы над немецкими войсками сад восстанавливают, сюда приходят отдыхать, в пруду селятся опять лебеди. Вечерами и в праздники в парке играют духовые оркестры и проводятся выставки картин.
В 1970-х годах сад сильно страдает от вандалов, огромное количество скульптур воруют или просто разбирают. Уже с 1984 года все сохранившиеся скульптуры заменяют на копии. В этот же год реставрируют Чайный и Кофейный домики.
Фонтаны
Несмотря на противоречивые мнения в обществе, в парке восстановили 8 фонтанов. Они были при Петре I. Позднее, когда мода на регулярные сады ушла, Екатерина II даже приказала их разобрать. Поэтому специалисты, занимающиеся реконструкцией парка, защищались и говорили, что это не «новодел», а лишь реконструкция сада в том виде, в котором он был в момент основания.
В период правления Петра I фонтаны работали на конной тяге, но не получалось добиться необходимого напора. Поэтому в 1719-1720 годах через Фонтанку прокопали еще один канал, вода из которого подавалась к водовзводным колесам.
Скульптура и фонтаны
Важными декоративными элементами сада являются статуи и фонтаны.
— Как и остальные садовые статуи, скульптура «Минерва» неоднократно реставрировалась. Только на протяжении XX столетия реставраторы работали с ней шесть раз. Каррарский мрамор, из которого она изготовлена, разрушался по естественным причинам: скульптуре уже несколько столетий и почти все это время она провела под открытым небом. Но не только время и погодные условия оказали на статую разрушительное воздействие: к сожалению, нельзя не упомянуть здесь и о роли вандалов, регулярно причиняющих ущерб садовым скульптурам. Так, в начале XXI века был совершен очередной акт вандализма: «Минерва» лишилась копья, при этом была повреждена ее рука. Статуя была отреставрирована, но после этого ее не вернули на прежнее место, а заменили тщательно сделанной копией. Оригинал же находится в Михайловском замке.
— К скульптуре под названием «Юность» судьба оказалась гораздо более благосклонной: за три столетия она практически не была повреждена. Впрочем, в XX веке ее все же семь раз отправляли на реставрацию (хотя серьезных реставрационных работ не требовалось). Но начало XXI столетия оказалось для статуи роковым: во время ураганного ветра на нее рухнул ствол большого дерева, в результате чего обе ее руки оказались очень сильно повреждены. Возникла необходимость в серьезной реставрации. После окончания работ статуя была возвращена на место. Спустя несколько лет ее все же заменили на копию, а оригинал поместили в Михайловский замок.
— В XXI веке был воссоздан фонтан под названием «Царицын». Он стал одним из восьми водометов, восстановленных несколько лет назад. При их воссоздании использовались данные археологических изысканий. Известно, что в XVIII столетии водомет находился на главной аллее. Он был назван в честь второй супруги первого российского императора. Возле этого фонтана она любила встречать гостей.
— Фонтан, украшенный двуглавыми орлами, был назван «Гербовым». Известно, что в 20-е годы XVIII века его украсили еще и «заморские раковины». В настоящее время фонтан воссоздан.
— «Пирамида» — это название фонтана XVIII столетия, сохраненное историческими документами, было получено им за его форму. Согласно вышеупомянутым документам, когда-то этот фонтан был квадратным, но его форма была изменена по указу императрицы. Фонтан не сохранился до наших дней, но в ходе реставрационных работ в начале XXI столетия был восстановлен в первоначальном виде.
— Многоструйный фонтан под названием «Коронный» был, по воспоминаниям современников, едва ли не самым красивым из всех фонтанов знаменитого сада. Его многочисленные струи образовывали подобие короны, благодаря чему он и получил свое название. Сегодня посетители сада могут полюбоваться этим фонтаном, воссозданным несколько лет назад.
— Нельзя не рассказать и о «Лакосте» — фонтане, названном в честь придворного шута. Известно, что этот садовый объект являлся своего рода дополнением к другому фонтану, посвященному маленькой собачке императрицы. Хотя археологические раскопки позволили точно определить место, где находился «фонтан шута», этот объект все же не стали восстанавливать. Было решено его музеефицировать. Иными словами, несколько его фрагментов и водоотводы в настоящее время накрывает большой стеклянный купол, сквозь который их можно подробно рассмотреть.
Ограда
Историю Летнего сада в Петербурге невозможно представить без ограды. Екатерина II все же украшает парк оградой, архитектором которой был Фельтен Ю. Возводить ее начали в 1770 году и завершили только через 16 лет. Осталось множество чертежей, и видно, что проект ограды несколько раз перерабатывался.
Звенья ограды и ворота ковали на Тульском заводе, а цоколь, колонны и вазы были созданы из красного гранита, который добывали на Выборгском месторождении. Строгий вид забора украсили бронзовыми с позолотой украшениями.
Общая протяженность сооружения – 232 метра. Ограда имеет 36 укрепительных столбов. На момент строительства ограды у сада было трое ворот.
Кстати, именно около этой ограды в 1866 году было нападение на императора Александра II. В память об этом трагическом событии около центральных ворот возвели часовню, которую в 1930 году разобрали.
Постройки Летнего сада – утраченные и сохраненные
Летний дворец Петра
Одновременно с началом обустройства сада, Петр I повелел построить себе летнюю резиденцию, для чего была запружена река Фонтанка и вырыта гавань со стороны Невы. Сам царский дворец первоначально представлял собой небольшой деревянный домик с типичным европейским фасадом.
С началом каменного строительства в Петербурге, которое пришлось на 1710 год, преобразовалась и летняя резиденция. Вместо деревянного домика был возведен каменный двухэтажный дворец с четырехскатной крышей, увенчанной флюгером в виде Святого Георгия. Автором проекта стал Доминико Трезини. Постройка и отделка дворца были закончены к 1713 году. Здание летней резиденции Петра сохранилось до наших дней практически в первозданном виде, и может служить характерным примером архитектуры того времени. А с 1934 года во дворце работает мемориальный музей историко-художественной направленности.
Грот и Кофейный домик
Строительство Грота — уникального для России паркового объекта — началось в 1714 году. По распоряжению Петра I проект был поручен архитектору Андреасу Шлютеру. Закончились работы по его возведению и отделке лишь в 1725 году, когда уже не было в живых ни заказчика, ни исполнителя.
Внутреннее убранство Грота представляло собой царство подводного царя Нептуна. Для отделки помещений этого павильона из-за границы привозились различные виды мрамора, редкие раковины и специально заказанные скульптуры. Три зала, соединенные аркадой, находились под стеклянным куполом, через который струился свет, создавая особенную атмосферу.
Грот настолько пострадал от наводнения 1777 года, что Павлом I было принято решение разобрать его остатки. Позднее Александр I пытался предпринять восстановительные работы, не увенчавшиеся успехом, поскольку никакой документации о строительстве Грота не сохранилось.
В 1826 году архитектор Карл Росси использовал фундамент и уцелевшие стены Грота для строительства паркового павильона в стиле классицизма. В настоящее время эта постройка используется в качестве площадки для проведения художественных выставок, но память о том, что в XIX веке здесь была кофейня, сохранилась в названии павильона — «Кофейный домик».
Решетка Летнего сада
Знаменитые 36 колонн в обрамлении тончайшего металлического кружева с золочеными деталями – бессмертное творение архитектора Юрия Фельтена. Разработка ограды Летнего сада со стороны Невы началась 1770 году по приказу Екатерины II, а завершено ее строительство было лишь через 16 лет. Изначально в композицию решетки входили ворота, на месте которых была построена памятная часовня в память о покушении на жизнь Императора Александра I в 1866 году. В 1930 году часовню разрушили, установив на ее месте дополнительное звено ограды, и тем самым нарушив художественную целостность решетки, общая длина которой – 232 метра.
Грот и лабиринт
На берегу Фонтанки был построен грот, напоминающий сказочную пещеру. Этот был павильон прямоугольной формы с куполом, увенчанным шестигранным фонариком. Его стены украшали колонны и скульптуры, а три зала были отделаны раковинами, разноцветными камнями и толчёным стеклом. Входящего в Грот встречала Позолоченная колесница Нептуна на горе, возведенной из различных камней и раковин, а в пещере под горой томился лев (Нептун олицетворял Петра I, а лев – Швецию). В птичнике необычной формы содержались орлы, чёрные аисты, и другие диковинные птицы. Грот был также поврежден во время наводнения 1777 года и по приказу Павла I в 1801 году был частично разобран. На его месте сейчас находится Кофейный домик, созданный архитектором К.И. Росси. Чайный домик построен по проекту архитектора Л.И. Шарлеманя. Две постройки, связанные между собой колоннадой и общей крышей, были кладовыми, а веранда между ними служила укрытием во время дождя.
Во Втором Летнем саду был устроен Лабиринт, на дорожках которого были поставлены фонтаны с позолоченными скульптурными группами на сюжеты эзоповых басен. Каждая из 60-ти скульптур — иллюстрация к какой-нибудь басне древнегреческого поэта. Для тех, кто басен не читал, около фонтанов поставлены таблички с пояснениями.
Растения парка
На многих фото Летнего сада в Петербурге запечатлен дуб, которому 300 лет, он помнит еще Петра I. Растению удалось пережить наводнение. В саду есть старые липы, которым около 215 лет, хотя в большинстве парк представлен дубами. Это была идея государя, он высаживал именно эти деревья для нужд будущих поколений.
В период последней реконструкции были проведены масштабные работы по обследованию зеленых насаждений. Выяснилось, что большинство деревьев уже достигли своего критического возраста. В итоге 94 из них срубили и высадили новые растения.
Помимо сохранения старых насаждений, в саду появилось 13 тысяч шпалерных лип. Они были привезены из германского питомника и теперь разделяют боскеты.
Восстановили и Красный сад, то есть Аптекарский огород. Петр I любил, когда к столу подавали свежие овощи, зелень и фрукты, в особенности выращенные недалеко от дома. Интересный факт, что именно на этом огороде вырастили первую картошку в России, которую заказал из Голландии государь. Естественно, на сегодняшний день огород выполняет демонстрационную функцию и создан больше на радость воронам, которые слетаются к нему с закрытием парка, и затем купаются в фонтане.
История создания
1704 год – началось строительство Летнего сада под руководством Петра Великого, который сам сделал план, заложил первые фонтаны и садил деревья.
1709 год – начинается масштабная работа, построен деревянный Летний дворец, до наших дней не сохранился.
В 1710-1716 годах возводят ещё одну резиденцию, вырывают каналы и пруды, располагают огороды с теплицами.
mirtc.ru
1716 год – император привозит в Санкт-Петербург архитектора Версальских лабиринтов из Франции – Жан-Батиста Леблона. Он провёл консультации, а работу осуществил М.Земцов.
1719 год – закончены основные рабочие моменты.
До 1750 года проходила закупка скульптур в Италии и сооружено большинство фонтанов.
С 1752 года Елизавета Петровна разрешила пускать сюда обычных людей, только прилично одетых.
В 1777 году – прошла большая буря, которая уничтожила многие постройки. Восстановили не все.
С 1777 по 1784 года проходило строительство ограды.
XIX век – поставлены памятник Крылову и Порфировая ваза.
kazanocheka.livejournal.com
К 1940-м годам было понятно, что месту требуется значительное восстановление, которое хотели делать по этапам.
В 1970-х годах перестроены здания, но основной проект по реставрации не был осуществлён.
В 2002 году проведён конкурс на план по разработке реставрации. Через 6 лет были выделены деньги на его осуществление.
В 2012 году объект вновь открылся для посетителей после 2,5 лет работ. Он стал относиться к Русскому музею.
2gis.ru
Екатерининская решетка, николаевская оградка
При довольно прохладном отношении Екатерины II к Летнему саду, равно как и ко всему стилю русского барокко, вклад в восстановление и художественное развитие парка с ее стороны был серьезным. Знаменитая решетка сада строилась шестнадцать лет.
Сначала забивали сваи и укрепляли фундамент. Затем сооружали «главную красоту» — тридцать шесть колонн из красного выборгского гранита и вазы на них в виде венца. Тульские кузнецы делали прутья ограды и ворота. Все дополнялось изящными бронзовыми украшениями.
Общая длина ограды составляет 232 метра. В первоначальном виде было заложено трое ворот. Но после исторического покушения на императора Александра II на месте центрального входа построили часовню. Всю ограду в итоге перекроили, часовню в советское время разрушили, а общий великолепный художественный замысел ограды так и остался искаженным.
XIX век стал для Летнего сада своего рода общественным ренессансом. Здесь прогуливалась публика «приличного вида». Архитектурные дополнения выполнялись постепенно и со вкусом: со стороны Мойки была установлена замечательная чугунная ограда, а у южных ворот поставили шведский подарок Николаю I – знаменитую Эльфдаленскую вазу.
К Летнему саду приложил руку сам Карл Росси. Кофейный домик на месте старого петровского грота принадлежит его архитектурному перу. Тогда же был построен и чайный домик – для равновесия.
XVIII век и позднее
Именно на это столетие пришелся расцвет Летнего сада в Петербурге. После этого весь мир и Россия увлеклись пейзажными парками, а регулярный стиль в ландшафте считался устаревшим.
Парк сильно пострадал в 1777 году, когда произошло крупнейшее наводнение. Была повреждена не только растительность, но и скульптуры, фонтаны. К началу XIX века в саду практически не осталось скульптур, а из архитектуры сохранился только Летний дворец Петра I и Грот, который сильно обветшал.
В XIX веке Летний сад становится доступным для всех, но все же только для «прилично одетой публики».
Николай I проводит мероприятия по реконструкции, в 1826 году Грот полностью перестраивают под кофейню. А через год близ нее возводят Чайный домик. Появляется ограда из чугуна со стороны речки Мойки.
В 1839 году около ворот на юге парка устанавливают порфировую вазу. Это подарок государю от короля Карла-Иоганна XIV. А в 1855 году в саду появляется памятник Крылову И.
Создание Летнего сада
В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!
Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек
Мечту императора о версальском саде воплощала в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев, М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.
Вся территория Летнего сада была изначально четко организована
Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы.
Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).
Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом
Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка.
В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.
В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.
При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы
С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.
Коронный фонтан был создан самим Растрелли
Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.
Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества
По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.
Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха
В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.
За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль
Реконструкция сада: городские споры
Кроме синтетических скульптур после реставрации появилось еще одно неоднозначное художественное новшество. Новшество, правда, было условным: все сделали, как при Петре I.
Это были тринадцать тысяч шпалерных лип, которые не просто высадили вдоль аллей в Летнем саду, а еще и подперли зеленым деревянным шпалерным забором. Вместо пейзажного паркового пространства с дальней перспективой люди попадают в узкие растительные коридоры, из которых ничего не видно.
Все верно, такие шпалеры располагались вдоль аллей до XIX века. Но тогда Летний сад не был публичным, он выполнял роль царской резиденции на открытом воздухе с игрушечными гротиками, огородиками и зверушками в фонтанчиках. Со временем он кардинально поменял облик и стал публичным пейзажным парком.
Знаменитые чугунные решетки Летнего сада никак не гармонируют с «дачным заборчиком», как прозвали жители Санкт-Петербурга новые шпалеры сада. Произошло странное смешение стилей и функций сада.
Реставраторы уверяют, что шпалеры в скором времени буду выглядеть по-другому: деревянный забор уберут, а немецкие подстриженные липы станут ровными и смогут самостоятельно выполнять роль надежной ограды.
В этот же период частично восстановили и петровский аптекарский огород. В нем для государя выращивали и подавали к столу свежие овощи и зелень. Там же высаживали и кое-какие лечебные травы. Стиль аптекарского огорода напоминал европейские монастырские садики с двумя дорожками крестом и центральным фонтанчиком. Грядки здесь идеальные, с ровным бордюром из декоративного кустарника. Работа Летнего сада в Санкт-Петербурге после капитальной реконструкции функционально не изменилась. Восстановленный огород носит чисто декоративный характер. Овощи с грядок Летнего сада на стол никто не подает. Они растут в самом центре города в условиях интенсивной загазованности.
Деревьями Летнего сада также серьезно занимались: их лечили. Перед реконструкцией было ясно, что большинство посадок достигло предельного возраста. Самые старые деревья были обследованы томографом для контроля пустот и гнилых участков внутри. После обследования и диагноза пришлось ликвидировать девяносто четыре дерева. В остальных стволах лечили дупла, питали корни специальными смесями, чистили сухие ветки и т.д. Возраст деревьев продлили примерно на сто лет. По крайней мере, так считают руководители реконструкции.
Фонтаны и пруды
Как уже упоминалось, вся территория создаваемого Петром сада была четко организована и разделена на определенные части. Парадная часть Летнего сада делилась на четыре основные площадки: Дворцовую (Дамскую), Шкиперную, Добродетелей и Круговорот суток. На первой площадке обычно гуляла и отдыхала императрица с придворными дамами. На второй – сам император с заезжими гостями.
Петр Первый с придворными на Шкиперной территории Летнего сада
Все четыре садовые зоны сада были обустроены фонтанами — первыми в России подобными гидротехническими сооружениями. Вода в них качалась паровой французской машиной из Фонтанки, которая именно из-за фонтанов Летнего сада и стала так называться, ведь до этого она была просто Безымянным Ериком.
Первые парковые фонтаны не были так вычурны и декоративны как последующие, украсившие Петергоф и другие загородные парковые ансамбли, но они очень оживляли парковый пейзаж.
Фонтан «Пирамиду» можно увидеть на главной аллее четвертой площадки
Многие восстановленные фонтаны хранят память о царствующих особах в своих названиях. Например, один из первых фонтанов главной аллеи со стороны Дворцовой набережной «Царицын» увековечил память о Екатерине Первой, которая в этом месте любила встречать гостей.
Фонтан «Пирамида», установленный на четвертой площадке по повелению той же Екатерины повторяет одноименный Петергофский.
Фонтан «Царицын» на века сохранил память о Екатерине Второй
Всего территорию Летнего сада украшало более пятидесяти фонтанов. Многие из них располагались на территории Лабиринтового сооружения Второго Летнего сада. Оформлялись они цветным мрамором, декоративным камнем и деревом.
Кроме многочисленных фонтанов, парковая территория была оснащена и прудами. При создании Второго Летнего сада планировалось создать цепочку каскадных прудов. Были организованы несколько водоемов – Форелиев, Цветочный, Мельничный и Карпиев. Созданные пруды не только способствовали осушению и облагораживанию садовой территории, но в них, к тому же, разводили разнообразную рыбу, о чем красноречиво говорят их названия.
Из всех прудов только Карпиев пруд сохранился со времен Петра Первого
Из всех созданных при Петре Первом прудов на сегодняшний день сохранился только Карпиев, который находится недалеко от входа со стороны Мойки, там же где установлена порфировая ваза. Пруд неоднократно реставрировался и сегодня поддерживается в хорошем состоянии. Его давно облюбовали белые лебеди, которые уже привыкли быть объектом фотосъемок.
После крупномасштабной реконструкции сада, проходившей в конце первого десятилетия 21 века, был возвращен к жизни и Менажерийный (в переводе с фран. – зверинец) пруд. Этот пруд также возник при Петре Первом и по его проекту по ходу главной аллеи. В нем разводили всевозможных птиц от морских уток до индейских гусей, для которых были обустроены специальные домики. Этот пруд был сильно поврежден наводнением и засыпан. Только благодаря реставраторам мы можем любоваться еще одним восстановленным ландшафтным детищем Петра.
Менажерийный пруд возвращен к жизни трудом реставраторов
Порфировая ваза
В 1839 году в знак доброй воли после многочисленных войн между Швецией и Россией королем Карлом XIV была подарена Николаю I темно-красная порфировая ваза, ставшая украшением парка. Ваза установлена у входа со стороны набережной Мойки между прудом и южной оградой. К сожалению, в 2008 году на ней была замечена трещина, затем ваза раскололась. Сейчас после реставрации она снова вернулась в Летний сад. Порфировая ваза выполнена из розового гранита, имеет высоту вместе с постаментом – 485 см, а максимальный диаметр – 134 см.
Сначала в парк можно было попасть только по приглашению Петра Первого, позже здесь разрешалось гулять прилично одетой публике. В 19 веке он стал излюбленным местом гуляний петербургской знати. Здесь часто бывали А. С. Пушкин, И. А. Крылов и В. А. Жуковский, И. А. Гончаров и П. И. Чайковский, А. А. Блок и многие другие деятели русской культуры. Парк был излюбленным местом влюбленных. Здесь устраивали смотрины купеческих невест. По обеим сторонам аллей выстраивались купчихи с дочерьми, а мимо них прохаживались молодые купчики, выбирая себе невест. Каждая мамаша старалась разодеть свое чадо.
Значительную часть парка занимали постройки. Для жены Петра Екатерины был построен второй Летний дворец, а рядом здание картинной галереи, в которой находилось собрание произведений выдающихся европейских художников. В галереях на берегу Невы во время торжеств накрывали столы и устраивали танцы. Для бракосочетания Анны, дочери Петра, с герцогом Голштейн-Готторпским на берегу Невы была построена «Зала для славных торжеств». Затем на этом месте был построен деревянный Дворец для императрицы Анны Иоанновны.