Создание Летнего сада
В начале 18 века, в разгар продолжающейся Северной войны Петр Первый строит новый город с Адмиралтейством, с дворцами и парками. На небольшом островке между Невой, Фонтанкой, Мойкой, а позднее и прорытой в 1711 году Лебяжьей канавкой по инициативе Петра начала формироваться территория Летнего сада. Это был пробный опыт создания подобного ландшафтного пространства в России. И опыт вполне удачный!
Территория Летнего сада находится в границах четырех питерских рек
Мечту императора о версальском саде воплощала в жизнь большая группа архитекторов (И.Матвеев, М.Земцов и другие), художников, садовников при непосредственном руководстве мастера Ивана Угрюмова. Здесь работало множество крепостных и вольнонаемных рабочих. Тоннами завозилась земля, высаживались деревья и кустарники, проводились и облагораживались дорожки. Приглашенные садовники были то голландцами, то французами, поэтому сад формировался то в голландском, то во французском стиле.
Вся территория Летнего сада была изначально четко организована
Первый проект будущего сада с архитектурным его запланированным делением на ровные аллеи, с четкой организацией посадок из деревьев и кустарников, Петр нарисовал сам еще в 1704 году. По его задумке этот парк должен был стать культурным городским местом отдыха, но с элементами загородной усадьбы.
Для контроля за ведущимися работами и для летнего семейного проживания в формирующемся саду строится Летний дворец Петра Первого (1711-1714 гг).
Планировка садово-ландшафтной территории при Петре Первом
Сад был разбит на отдельные части параллельными и перпендикулярными дорожками. Часть сада, находящаяся ближе к Летнему дворцу называлась Первым Летним садом (Парадным), более южная его территория до Мойки – Вторым (Красным или Хозяйственным). А садовая часть за Мойкой – это уже был Третий Летний сад (Сад ее Величества) – подарок Петра своей супруге — сегодня Михайловский, по названию находящегося там замка.
В 1719 году между Первым и Вторым садами был прорыт Поперечный канал, засыпанный после наводнения 1777 года.
В Летнем саду петровского периода было посажено множество дубов, вязов, кленов, рябин, елей и т.д. В Хозяйственной части были высажены фруктовые деревья и кустарники, между которыми высевались пряные травы, употребляемые в пищу.
При Петре Первом в Летнем саду высаживались пряные и съедобные травы
С 1725 года архитектурными работами в Летнем саду руководил придворный императорский архитектор Ф.Растрелли, который за время своей деятельности кроме всего прочего построил Летний дворец Анны Иоанновны, создал фонтанный каскад «Амфитеатр» с центральным «Коронным» фонтаном.
Коронный фонтан был создан самим Растрелли
Во времена Петра Первого вход в Летний сад был разрешен только по особым пригласительным билетам, позже вход стал доступен только для знатной публики. А уже к 19 веку Летний сад становится излюбленным местом прогулок горожан, конечно же, кроме низших слоев общества. Здесь любил гулять и А.Пушкин, а в его известном романе маленького Евгения Онегина водил гулять в Летний сад француз-гувернер.
Летний сад 18-19 веков был доступен только для высших слоев общества
По аллеям сада не раз хаживали Жуковский и Крылов, Чайковский и Гончаров, Блок и Ахматова…В этом саду любили проводить вечера влюбленные. А еще здесь проводился негласный конкурс невест купеческого сословия. Купчихи со своими разодетыми дочками на выданье задерживались на центральных парковых аллеях, чтобы потенциальные женихи могли получше их рассмотреть.
Летний сад начала 20 столетия стал общедоступным местом отдыха
В советские годы Летний сад был запущен. К жизни его вернула реконструкция начала 21 столетия. Для поддержания Летнего сада в надлежащем виде, в нем и сегодня идут постоянные работы по реставрации, восстановлению и сохранению архитектурных и прочих достопримечательностей. Также ведется неусыпный контроль за состоянием деревьев — больные лечатся, засохшие удаляются, новые высаживаются.
За состоянием зеленых насаждений все время ведется неусыпный контроль
Новые зимние палаты
Маттарнови скончался от внезапной болезни в ноябре 1719 года. При этом строительство и отделка дворца продолжались и после его официального открытия. Работы продолжил архитектор Николай Гербель, который к весне 1721 года завершил заливку фундамента для Новых зимних палат.
Восточная и центральные части дворца возводились вплоть до 1722 года. К этому времени были практически завершены лицевые корпуса парадных залов, выходящих на Неву. Фасад получился протяженным и весьма торжественным, в него органично вписалась западная часть Зимнего дворца, которая была построена раньше и к этому времени представляла собой единое целое. Чтобы добиться единства, этот откровенно «бюргерский» фасад был выполнен в виде восточного ризалита.
Добиться эффекта царской резиденции архитектору удалось, сосредоточив в центральной части знаменитый эффект трехпролетной триумфальной арки, известной еще со времен римских цезарей. Определенную роль в этом играли мощные колонны коринфского ордера, которые были установлена на максимально высоком пьедестале и примыкали к парным пилястрам, образуя единый барочный портик, устремленный ввысь.
Наружное убранство Летнего дворца Петра I в Санкт-Петербурге
Здание построено в стиле барокко. Мы видим четкие пропорции и многочисленные окна, а также барельефы и лепной фриз под кровлей. Строение было рассчитано не для торжественных приемов, а как жилище для царя и его семьи. Здание имеет строгий облик. Крыша высокая, четырехскатная, водостоки выполнены в виде крылатых драконов. Фасады украшены фризом из двадцати девяти барельефов, разделяющих этажи. Изображения барельефов рассказывают о военных успехах России. В образе Персея мы узнаем Петра I. Барельеф над главным входом со стороны сада представляет нам в окружении знамен и трофеев богиню мудрости, покровительницу наук и ремесел Минерву. Из-за постоянной подсыпки грунта цоколь здания почти не виден, а здание кажется невысоким.
Корректировки проекта
В 1718 году Петр возвращается из очередной поездки по Европе и вносит существенные корректировки в проект дворца. Он приказывает сделать «восемь камор верхнего жилья». Приходится начинать значительную перестройку. Но все же в этом же году удается начать внутреннюю отделку, а также класть штукатурку снаружи здания.
Работая по эскизам Маттарнови, рабочим удалось провести блестящую отделку, используя на стенах Большого зала красный мрамор, а также гипсовые рельефы, двери из дуба. Всего во дворце было четыре дубовые лестницы. Окончательно дворец был готов к февралю 1720 года. 27 декабря в нем была проведена первая ассамблея.
Проект здания
Основной фасад Зимнего дворца выходил на Неву. При этом он мало походил на парадную репрезентативность дворцов многих петербургских вельмож, был совсем не так шикарен. Больше он напоминал солидное и основательное жилище зажиточного бюргера, что было вполне в духе императора.
Центральный ризалит имел четыре окна, на первом этаже он был рустован, а на втором украшен всевозможными пилястрами дорического ордера. На фронтоне в форме треугольника были две аллегорические фигуры, которые поддерживали картуш для императорского герба, увенчанный короной. На боковых частях фасада здания располагались широкие лопатки между окнами, которые были украшены филенками и гирляндами.
Крыша этого дворца Петра 1 в Петербурге была выполнена в голландском стиле, но с переломом. Размер комнат был сравнительно небольшим, не более 18 квадратных метров. Только в так называемом лицевом корпусе, который выходил на Неву, имелся Большой зал площадью 75 квадратных метров. Был также еще угловой зал, который был обращен к Зимней канавке, его площадь составляла 41 квадратный метр
Исследователи всегда обращают внимание на коридор в форме буквы Г, который отделял царские комнаты от остальных помещений
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Летний сад Выполнила ученица 5б класса: Селиверстова Валерия
Слайд 2
Старейший сад Петербурга
Слайд 3
Летний сад — самый старый сад Санкт-Петербурга. Уже весной 1704 года Пётр I пишет боярину Стрешневу указание прислать в Петербург цветы для своей усадьбы. Он устроил её на берегу Невы, на месте заросшей ельником усадьбы шведского майора Конау . Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть «летником». Летний сад Петра I. Летний сад в XVIII веке
Слайд 4
Вероятно уже в 1704 году для Пётра I на берегу Невы строится и усадебный деревянный дом – будущий Летний дворец . Его строительство было доверено Ивану Матвеевичу Угрюмову . Он же разбивал здесь цветники. В 1706 году Пётр I приказывал привести сюда из Гамбурга каштановые деревья, а из Любека — кусты сирени и цветочные семена. Летний дворец.
Слайд 5
Пётр I не мыслил своего сада без фонтанов. В 1705 году царь приказал архитектору Ивану Матвееву приготовить сваи и колёса для механизма, который бы проводил к ним воду из Безымянного Ерика (Фонтанки). Фонтаны Летнего сада начали строиться в следующем году, стали первыми в России. Они создавались в разное время по проектам русских и зарубежных мастеров. Фонтаны Летнего сада.
Слайд 6
По проекту Ж. Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца в 1718 году был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные (дикобраз, синяя лисица). Рядом с Птичником, там где сейчас находится памятник Крылову, был устроен Дельфиновый каскад. Так называли фонтан, украшенный вазами в виде дельфинов. Птичник.
Слайд 7
С мая 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны в Летнем саду по четвергам и воскресеньям разрешались прогулки прилично одетых посетителей. При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми. С мая 1773 года в Летнем саде стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения. Прогулки в летнем саду.
Слайд 8
После окончания Великой Отечественной войны Летний сад был восстановлен. В Карпиевом пруду поселились лебеди. На территории сада стали гулять ленинградцы и гости города. Здесь играли симфонические и духовые оркестры, устраивались художественные выставки. В 1970-х годах вандалами в Летнем саде было разрушено значительное количество бюстов и скульптур. С 1984 года оригинальные произведения искусства стали постепенно заменять на копии. Скульптуры страдают от вандалов и в настоящее время. К настоящему времени в Летнем саде сохранилось 79 скульптур. В 1984 году была проведена реставрация Чайного домика, в котором разместили выставочный зал. Летний сад находится в ведении Русского музея. Летний сад в наше время .
Архитектурный стиль Растрелли
Бартоломео создал неповторимый стиль в архитектуре. Так, он стал использовать полуциркульные завершения окон на фасадах, а полуколонны обычно собирал в пары и пучки. Наружные колонны обычно не играли конструктивной роли, а предназначались лишь для декора. Для его дворцов были характерны огромные парадные залы, охватывающие всю глубь этажа, а при оформлении интерьеров он старался избегать кривых линий. Всем его постройкам присущи кричащая мощь, величие и торжественность, даже помпезность
Растрелли отказался от традиционных для того времени ленточных фундаментов, предпочитая платформы из кирпича и камня на основе свай, что, в свою очередь, позволяло частично перераспределять нагрузки, а это было очень важно для слабых грунтов Петербурга
В Летнем саду запрещается
- Ездить на велосипедах, самокатах и прочих транспортных средствах (не допускаются даже детские трехколесные велосипедики с ручкой, при входе есть бесплатная парковка для них на глазах у охраны, так что есть шанс, что велосипед сохранится.)
- Ходить по газонам
- Наносить ущерб деревьям, кустарникам, цветникам и декоративным элементам сада
- Проводить массовые спортивные мероприятия
- Распивать спиртные напитки
- Осуществлять несанкционированную торговлю частным лицам
- Осуществлять профессиональную фото и видео съемку. ( имеется в виду штатив, с зеркальным фотоаппаратом я ходила, мне и слова никто не сказал).
Монплезир
Петр I был известен своей невзыскательностью и порой даже презрением к роскоши, поэтому его дворец в Петергофе, получивший название «Монплезир», или «Мое удовольствие», имеет мало общего с дворцами других европейских монархов. Небольшое здание построили по рисункам царя архитекторы Андреас Шлютер и Иоганн Фридрих Браунштейн. Фасад одноэтажного здания из красного кирпича был выполнен в голландском стиле.
Если внешне дворец выглядит очень сдержанно и скромно, то в создании интерьеров Петр I отошел от своих аскетичных правил: в комнатах мраморный пол, стены, отделанные дубовыми панелями, потолки с росписью, богатая коллекция живописи и предметов искусства.
Монплезир ни разу не был перестроен, его внутренняя отделка не менялась — дворец сохраняли как память о первом российском императоре. Тот его очень любил, особенно за прекрасный вид на Финский залив, открывающийся с террасы.
Экскурсия по Летнему дворцу
Сегодня этот дворец по праву входит в раздел «Лучшие достопримечательности Питера». Посетить его стремятся тысячи туристов. Что же можно увидеть во дворце?
Главным украшением вестибюля является большое панно — барельеф Минервы, вырезанный из дерева
Нельзя не обратить внимание на дверь, наличники на которой изготовлены из черного мрамора. Она ведет в комнату, которая когда-то являлась приемной короля
Следующее помещение предназначено для денщиков, оно не представляет особого интереса. Далее находится Ассамблейная (Вторая приемная), главным украшением которой служит плафон «Триумф России». А между окнами установлено Адмиралтейское кресло, ранее принадлежавшее Петру I. За второй приемной расположена узкая комната, некогда служившая гардеробной царя.
Продолжая осматривать Летний дворец, перейдем в следующую комнату – кабинет императора, где сохранились еще некоторые личные вещи царя. Так, интерес представляет подарок английского короля Георга I — корабельные часы с компасом. В углу установлен дубовый шкаф, на который нанесена красивая резьба. По центру стоит огромный стол и рабочее кресло. Из кабинета ведет дверь в царскую спальню
Здесь привлекает внимание плафон, на котором изображен бог сна Морфей, держащий в руках маковые головки. Глядя на него, определить предназначение комнаты не составляет особого труда
В спальне находится красивый камин, в котором, по преданию, прятался придворный королевский шут Балакирев.
На втором этаже наиболее интересным будет Зеленый кабинет, который сохранил в первозданном виде всю свою отделку, о ней уже рассказывалось. В углу установлен камин, на котором установлены скульптуры амуров. Перейдя в танцевальную комнату, вы попадете в мир зеркал. Особого внимания заслуживает большое зеркало в ореховой раме с уникальной резьбой. В детской комнате можно увидеть плафон, на котором изображен аист, держащий в клюве змею, что символизировало славное царствование наследника и гибель врагов. Напоследок нужно зайти в тронный зал Екатерины, где еще стоит ее трон.
Во дворце до сих пор сохранилась уютная домашняя атмосфера, которая притягивает многочисленных туристов. Сюда едут не только для того, чтобы увидеть эту достопримечательность Санкт-Петербурга и познакомиться с историей. Многие хотят понять, как именно жил император и что его окружало.
Парковые скульптуры
Кроме великолепных фонтанов в обустройстве сада вторым обязательным элементом паркового дизайна являлись скульптуры.
Скульптуры всегда являлись непременным атрибутом украшения Летнего сада
Первыми парковыми скульптурными украшениями были барельефы из терракоты, выполненные по заказу самого Петра, воплощающие мифологические сюжеты, связанные с морем. На одних монументальных панелях были изображены амуры, катающиеся на морских животных. На других — богиня мудрости Минерва держала военные трофеи. Но не все они были достаточно хорошего качества.
Затем для оформления парка Петр посылает в Италию специальных людей, разбирающихся в искусстве (С.Рагузинского и Ю.Кологривова), обязанности которых заключались в поиске и покупке подходящих скульптурных изваяний.
Постепенно сад украсился скульптурными изображениями богов и богинь
Много скульптур, украсивших парк, было приобретено именно этими людьми, в том числе и знаменитая Венера Таврическая, найденная во время итальянских раскопок.
Центральная аллея, идущая от Невы вглубь сада, с уложенной на ней белой и черной мраморной плиткой, была украшена двенадцатью парными мраморными колоннами. На этой аллее впервые в России и была установлена обнаженная женская скульптура Венеры Таврической. Парадокс состоял в том, что русский народ, не привыкший к подобному эстетическому зрелищу, старался накинуть на статую что-нибудь из одежды, поэтому к Венере был приставлен охранник с ружьем. Сегодня эту Венеру можно увидеть в залах Государственного Эрмитажа.
Сегодня красота женского обнаженного изваяния уже никого не пугает
Многие из античных скульптур впоследствии были замечательными портретными бюстами (Марк Аврелий, Нерон, Ю.Цезарь, А.Македонский и т.д.). Большинство скульптур были авторскими работами. Среди изваяний были также изображения персонажей античных мифов и аллегорические фигуры. Группа скульптур изображает время суток, другая – время года и т.д.
Композиция «Амур и Психея» была приобретена в Риме в 1719 году
Второй Летний сад был украшен удивительным Лабиринтом с 60-ю скульптурными композициями на темы басен Эзопа. Для не очень знакомых с творчеством древнегреческого поэта были установлены пояснительные стенды с кратким пересказом.
Фонтаны и скульптуры Летнего сада создают гармоничное единение
Некоторые из мраморных скульптур, установленных в Летнем саду, говорят, были привезены лично Петром Первым. К концу жизни Петра Летний сад имел около 100 скульптурных изваяний, а к концу 18 века их было уже около двухсот.
Но до нашего времени сохранилось не более 90 прекрасных произведений венецианских мастеров, да и те в весьма потрепанном состоянии. Все сохранившиеся произведения искусства, простоявшие практически 300 лет под открытым небом, отреставрированы и перевезены в Михайловский замок, а сделанные с них копии украшают теперь аллеи Летнего сада.
Аллеи Летнего сада украшают копии скульптурных произведений искусства
В 1839 году, в честь установившихся хороших отношений между так долго враждовавшими странами, шведский король Карл Четырнадцатый подарил Николаю Первому порфировую вазу темно-красного цвета, которая стала символичным украшением Летнего сада Петра Первого. Эту замечательную пятиметровую вазу из розового гранита водрузили при входе в парк около Мойки.
Порфировую вазу можно увидеть со стороны Карпиева пруда
В середине 19 века в Летнем саду устанавливается еще один замечательный памятник – памятник И.Крылову (автор П.Клодт). Известный русский баснописец с книгой в руке сидит на камне постамента, украшенного сюжетными горельефами по мотивам наиболее известных его басен.
Памятник И.Крылову — настоящее произведение искусства
Закладка сада
Сад был заложен в первые годы XVIII столетия. Проект был разработан Иваном Угрюмовым. Именно им были установлены границы сада, создана его планировка. Под руководством Угрюмова была осушена выбранная для сада территория. Нужно отметить, что изначально она была непригодна для высаживания деревьев, так что работы по ее осушению имели огромное значение. Создавались пруды, строились каналы. Для создания твердой почвы использовалась привозная земля (ее доставляли из различных мест в очень больших количествах).
Были высажены деревья и сооружены фонтаны. В саду была построена гавань. Она была необходима для того, чтобы к саду можно было подойти на небольших судах. В настоящее время этой гавани не существует.
Вскоре сад стал излюбленным местом императора для проведения балов, здесь устраивались великолепные фейерверки. Попасть сюда можно было только по приглашению императора.
Во втором десятилетии XVIII века сад был разделен каналом на две почти равные половины. Тогда же была выстроена императорская резиденция. Появились многие другие объекты знаменитого сада — например, Большая оранжерея. Итальянским мастерам были заказаны скульптуры из мрамора: эти произведения должны были войти в число главных украшений сада. Примерно в этот же период времени для снабжения фонтанов водой стала использоваться паровая машина (ранее для этой цели применялась конная тяга).
Известно, что в саду был великолепный птичник, причем некоторые птицы находились в клетках, а другие свободно летали между деревьями. Содержались в саду и четвероногие животные.
Важным событием в истории сада стал приезд в северную российскую столицу архитектора Жана-Батиста Александра Леблона. Он считался одним из крупнейших европейских специалистов по созданию регулярных садов. Он внес многочисленные изменения в композицию Летнего сада.
Многое для украшения знаменитого сада было сделано и прославленным Бартоломео Франческо Растрелли (это было уже в 30-е годы XVIII столетия).
Завершение работ
С завершением строительства Зимнего дворца в России официально завершается эпоха скромных царских жилищ, она окончательно уходит в прошлое. Этот дворец становится самым роскошным и торжественным в Петербурге. Удивительно, что при этом ему удается остаться органично связанным с окружающей застройкой, в которую он максимально органично вписывается. В этом ему не мешают даже масштабность, большой размер окон, высокие карнизы. Все это свидетельствует о закладке основ для петербургской архитектурной школы, которые затем соблюдались на протяжении столетий, сохраняя особенную петербургскую архитектурную атмосферу.
Строительство новой части дворца завершается к концу 1723 года. 24 ноября в новом Кавалерском зале проводят громадный и шикарный пир, который завершается масштабным и зрелищным фейерверком, устроенным прямо на льду Невы.
Девятого декабря в Большом дворцовом зале сотни гостей присутствуют на торжественной церемонии обручения герцога Голштинского со старшей дочерью императора, Анной.
Интерьер дворца
В двухэтажном, покрытом четырехскатной крышей здании насчитывалось всего четырнадцать комнат (по семь на каждом из этажей), расположенных в анфиладном порядке, две кухни, два внутренних коридора и двенадцать окон, в равном количестве (по шесть) выходящих на западную и восточную стороны, что, согласно пожеланию государя, символизировало внешнюю политику России — равное содружество как с западными, так и с восточными странами.
Для служебных целей использовался внутренний коридор с винтовой лестницей, скрытой от парадных комнат дубовыми резными шпалерами, напоминающими шкаф, выполненными, кстати, по чертежам самого государя. Для Петра I обустроили комнаты в первом этаже, для императрицы Екатерины, детей и фрейлин — во втором.
Планировка комнат первого и второго этажей была полностью идентичной. Почти все они были отделаны дубом, а для украшения использовалась позолота, лепнина, изразцы, резное дерево, полотна с изображением морских военных баталий, редкие портреты и пейзажи. Уникальные интерьеры дворца были созданы известными мастерами той эпохи: А. Захаровым, Ф. Матвеевым, И. Заварзиным.
В небольших покоях первого этажа располагалась приемная, в которой Петр I принимал посетителей и рассматривал просьбы и жалобы, с находившимся в соседнем помещении карцером для проштрафившихся, а также:
- спальня,
- гардеробная,
- столовая,
- ассамблея.
Но особенно государь гордился токарной комнатой, в которой было собрано огромное количество слесарного инструмента, компасов, различных приборов. Петр Великий проводил очень много времени в своей мастерской, вытачивая на станках различные детали, а также создавая макеты кораблей и предметы мебели.
Второй этаж царского особняка был обустроен более комфортно — императрица Екатерина, как любая женщина, ценила не только удобство, но и красоту. Именно для нее комнаты оформили более пышно и нарядно, украсив их большим количеством картин, зеркал, изразцовых печей и каминов.
Одну из комнат — Зеленый кабинет, украшала живопись, а в стенных шкафах размещались редкие драгоценные камни, фигурки из фарфора, нефрита, слоновой кости, дерева и разные экспонаты и диковинки, привезенные из Голландии и положившие начало знаменитой петровской «Кунсткамере».
В царской резиденции, получившей название «Летнего дворца», впервые в северной столице была устроена система канализации — вода насосами выкачивалась из Фонтанки, по трубам подавалась в покои, и после циркуляции вновь сливалась в реку. Правда, после наводнения 1777 года гавань пришлось засыпать, и канализация перестала функционировать.
Внешний вид Летнего дворца за все годы своего существования не претерпел никаких изменений, разве что изначально крытую черепицей крышу заменили свинцовой.
- Фасады довольно простого и скромного здания украшены узким фризом,
- углы — рустом,
- окна — широкими декоративными наличниками,
- пространство между окнами первого и второго этажей — аллегорическими барельефами, символизирующими победу над Швецией, выполненными немецким зодчим Андреасом Шлютером.
Перед центральным входом в здание мастер расположил великолепную скульптурную композицию, изображающую римскую богиню Минерву с военными трофеями и победными знаменами. Крышу увенчал медным флюгером, изображающим святого Георгия Победоносца, поражающего копьем змия. Углы крыши зодчий украсил водостоками из прорезного железа, изображающие крылатых драконов.
Планировочные решения
Летний сад в Санкт-Петербурге имеет достаточно простую планировку. От реки Невы идут три аллеи, которые пересекают несколько перпендикулярных дорожек. Реки Фонтанка и Нева являются естественными границами парковой зоны. Лебяжьей канавкой и каналом он огражден с южной и западной частей.
Первый Летний сад – это северная часть парка, которая примыкает к дворцу. Здесь парадное убранство. В южной части сада были фруктовые сады и хозяйственные постройки. В те времена эту часть называли Вторым садом. Обе зоны разделялись Поперечным каналом.
Вдоль всех аллей были высажены кустарники, которые аккуратно подстригались и назывались шпалерами. Было выделено четыре боскета, огражденные шпалерами. В боскете «Менажерийный пруд» находился пруд овальной формы, посередине которого был островок с беседкой.
Боскет «Птичий двор» имел голубятню и небольшие домики для пернатых.
Боскет «Крестовое гульбище» создавался как сложное переплетение огибных дорог, с туннелями из растительности. Посередине был установлен скульптурный фонтан.
Боскет «Французский партер» – это самая нарядная зона, где красовалась позолоченная скульптура, в окружении цветников и каскадов из растительности.
Все аллеи, расположенные в Первом Летнем саду, были украшены скульптурами и бюстами из мрамора, которые специально привозили из Италии. А в местах, где аллеи пересекались, установили фонтаны.
Первая садовая постройка в России – это Грот в парке на берегу речки Фонтанка. Внутри Грот выложили туфом и раковинами. В нишах были установлены фонарики и зеркала, в которых отражался фонтан Тритонов. Казалось, что это таинственное царство бога Моря.
На искусственной горе из раковин и камней возвышалась колесница Нептуна с позолотой. В саду был лабиринт, дорожки которого украшали свинцовые скульптуры.
В парке было много построек. В углу, на северо-востоке, располагался Летний дворец государя, а на северо-западе – Второй Летний дворец, соединяющийся с галереей, где находились картины художников из Европы. Галерея и Второй дворец не сохранились до наших дней.
Все прекрасное – вечно
По истечении трех веков Летний дворец в Санкт-Петербурге практически не претерпел изменений. Время не внесло коррективы в наружное убранство дворца. До наших дней сохранился не только строгий облик здания, построенного в стиле барокко, но и летний фриз под кровлей, состоящий из двадцати девяти барельефов, которые разделяют этажи. Под высокой четырехскатной крышей сохранились водостоки, построенные в виде крылатых драконов, а на ней установлен флюгер в виде Георгия Победоносца, показывающий направление ветра. Помимо внешнего облика сохранилась основная часть внутренней отделки: художественная резьба на стенах, расписные потолки и изразцовые печи. Практически прежний вид имеет Зеленый кабинет, столовая и те комнаты, в которых проживали королевские фрейлины.
Летний дворец Елизаветы Петровны: описание
Архитектура Летнего дворца такова, что не заметить, что автор проекта пребывал под впечатлением от французского Версаля, просто невозможно. Зданию присуща традиционная для барокко замкнутость ансамбля парадного двора перед дворцом. Подробного описания детища Растрелли не осталось, но кое-какие воспоминания об императорской усадьбе удалось отыскать.
Так, летняя резиденция Елизаветы Петровны состояла из 160 апартаментов, здесь были как личные покои царицы, так и многочисленные залы, галереи и даже церковь. Для того чтобы попасть на территорию дворца, нужно было пройти через широкие ажурные ворота из решеток, венчали их позолоченные орлы. По словам зодчего, «всё было украшено зеркалами и богатой скульптурой, равно как и новый сад, украшенный прекрасными фонтанами, с Эрмитажем, построенным на уровне первого этажа, окружённого богатыми трельяжами, все украшения которых были позолочены».
Помещение имело два фасада. Основной был обращен к Мойке, перед ним были размешены цветники и аккуратные деревья, что превращала эту территорию в парк. Второй фасад был обращен в сторону Невского проспекта, где по приказу Бартоломео проложили широкую дорогу, вдоль которой располагались многочисленные оранжереи с цветами и деревьями.
Первый этаж Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны был выполнен из камня, а вот второй был полностью деревянным. Здание выдержано в розовых тонах, а цокольные помещения — в серых. Цокольный этаж был облицован зеленым гранитом. Внутри дворца все помещения были украшены богемскими зеркалами, скульптурами из мрамора и полотнами знаменитых художников. На уровне первого этажа был построен Эрмитаж, где хранились картины религиозного и библейского содержания, некоторые из них сохранились и до наших дней.
В основном корпусе располагался Большой парадный зал, у западной стены которого располагался царский трон. Для того чтобы попасть в Тронный зал, необходимо было миновать череду гостиных и огромную парадную лестницу, украшенную золоченой резьбой. Тронный зал поражал своим величием, которое еще больше подчеркивалось хитрым расположением канделябров и люстр, благодаря чему создавалось впечатление двухсветного объема. К Тронному залу также вели несколько фигурных лестниц со стороны сада, каждая из которых дополнялась пандусами. Императорские покои располагались в восточном крыле дворца, а в западном крыле жили придворные. Каждое из помещений дворца было щедро украшено разнообразными статуями и вазами. Фасад здания венчали многочисленные баллюстрады.
Правила посещения
Посещение Летнего сада абсолютно бесплатно, хотя на входе установлены турникеты, но они служат лишь для подсчета вошедших и вышедших
После реставрации 2009-2011 года велись разговоры, что посещение будет платным, но принимая во внимание широкий общественный резонанс и обсуждение этого вопроса, от взымания платы решили отказаться. Онегина ведь в Летний сад гулять водили и меня тоже водили, чем наши дети хуже?
Во время проведения мероприятий типа «Императорские сады России» могут ввести платный вход, обычно это бывает в июне. Насколько я знаю экспонаты «Императорские сады России» большинству горожан не нравятся. Я один раз сходила, сделала вывод, что зря потратила деньги, многие знакомые со мной согласны.
Вы можете скачать с google play , лучше это сделать дома в условиях нормального Wi-Fi. В Чайном домике и Зеленом кабинете у Кофейного домика есть зона Wi Fi, но скорость может быть очень низкой, 86 Мб я качала целый час, это было в воскресенье, очень много народа. Гид представляет собой интерактивную карту и пояснения ко всем зданиям, боскетам и очень многим скульптурам.
Летний сад укомплектован множеством информационных плакатов, так что даже без гида у вас есть шанс узнать многое об истории сада, если есть такое желание.
Возможно вам будет интересна статья — Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга. Какую выбрать? В ней я привожу свои соображения по этому поводу, или вы захотите узнать Как самостоятельно съездить в Петергоф?, или вас заинтересует Как увидеть Янтарную комнату и не умереть? от изнурения в очереди, я имела в виду.
» alt=»»>
История создания Летнего дворца
С началом строительства на левом берегу Невы Адмиралтейства началось также строительство жилых зданий. Участок берега Невы между Безымянным ериком (Фонтанкой) и речкой Мьей (Мойкой) Петр I выбрал для своей летней резиденции.
Сначала Петр I жил в деревянном домике, построенном в 1903 году и совсем непохожем на царскую резиденцию. Этот деревянный дом Петр и назвал своим «летним дворцом», а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время.
После того, как Мойку соединили с Невой Лебяжьим каналом, образовался небольшой остров. В северной его части в 1710-1714 годах был сооружен Летний дворец, который был одним из первых каменных дворцов в Санкт-Петербурге. Автор проекта – архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. По преданию, царь поручил построить дом так, чтоб здание символизировало новую политику России. Тогда Д. Трезини расположил здание резиденции так, что шесть из его двенадцати окон смотрели на восток, а другие шесть — строго на запад. «Так и наша Россия одинаково обращена и к Западу, и к Востоку», — пояснил архитектор, и царь одобрил такое выражение своих идей. Петр I любил Летний дворец и жил в нем со своей семьей с весны до поздней осени.
В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом – Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать.
В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников.
В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.
В 60-х года XX века удалось восстановить многие первоначальные элементы Летнего дворца в ходе научной реставрации музея, проведенной под руководством архитектора А.Э. Гессена.
После смерти Петра I и Екатерины I в их доме почти никто не жил. Одно время в нем проходили заседания Верховного Тайного совета, а позже сюда приезжали отдыхать императорские придворные. Сами цари тут бывали редко.
Внешний облик дворца за три века почти не изменился. Это объясняется тем, что еще при жизни императора, у Лебяжьей канавки, построили новые летние палаты. После постройки большого Летнего дворца Елизаветы Петровны на берегу Мойки (на месте нынешнего Михайловского замка) старый дворец Петра I оказался заброшенным. Это спасло его от переделок и сохранило его первоначальный вид. В прежнем виде сохранился Зеленый кабинет, столовая и помещения, в которых жили фрейлины Екатерины I. Остались личные вещи Петра и Екатерины, ставшие позже главными экспонатами музея.