Музей «Домик Лермонтова»
В небольшом домике на тогдашней северной окраине Пятигорска, поэт провел свои последние месяцы жизни, с мая по 15 июля 1841 года. Сюда же его принесли и после дуэли.
Дом принадлежал В.И. Чилаеву. Даже по пятигорским меркам он был довольно скромным, не говоря уже о петербургских стандартах. Однако, тогда, в мае 1841 года, когда его пришел осмотреть Лермонтов со своим другом Столыпиным, это простенькое белое сооружение с соломенной крышей, утопающее в саду, приглянулось поэту. В доме было четыре комнаты, две из которых занимал Столыпин, а две, выходящие окнами в сад — Лермонтов. Иногда он работал на пристроенной со стороны сада террасе, здесь же были написаны и его последние стихи.
В 1884 году по инициативе русского драматурга Островского и группы почитателей поэта, на доме была установлена мраморная доска, на которой было написано: «Дом, в котором жил поэт М. Ю. Лермонтов».
В 1912 году это дом стал музеем по инициативе Кавказского горного общества. К открытию музея практически ничего из вещей и мебели поэта не сохранилось, кроме круглого прикроватного столика. Но постепенно он стал наполняться вещами того времени. В 1912 году троюродная племянница Лермонтова подарила музею письменный стол и кресло из его петербургской квартиры, которые поставили в комнате, служившей поэту одновременно и кабинетом, и спальней.
В 30-х годах двадцатого века началось активное пополнение музея экспонатами. Среди 7000 тысяч вещей, выставленных здесь – личные вещи Лермонтова, предметы мебели той эпохи, рисунки, экспозиции знаменитых художников того времени.
В 1946 году музею был передан и находящийся рядом дом Верзилиных, в котором 13 июля 1841 года произошла роковая ссора между М.Ю. Лермонтовым и майором Н.С. Мартыновым.
В 60-70-х годах 20 века в домах Чилаева и Верзилиных провелись реставрационные работы, благодаря которым им был придан именно тот облик, который видел Лермонтов в последние дни своей жизни.
В 1973 году для сохранения лермонтовских мест был принят указ о создании Государственного музея – заповедника М.Ю. Лермонтова на базе старого района, где находится дом-музей, и памятников в Пятигорске, Железноводске и Кисловодске.
Вандалы
Речь пойдет не о том племени, которое, прежде чем исчезнуть из истории, своим поведением сделало это слово нарицательным. Речь пойдет о наших современниках, но не только о них…
Провал в Пятигорске
Эолова Арфа в Пятигорске
Академическая галерея в Пятигорске
Грот Дианы в Пятигорске
elenamaslennik
sapunovigor
_____sergey28_____
Теперь у вандалов нет доступа к доске, которую купец возвращает в грот. Пятигорскую достопримечательность Алексеев декорирует каменной аркой и металлической лентой, на которой начертано: «Грот Лермонтова». Реставрирует Алексеев и ведущую к гроту дорожку. Вскоре устанавливают бюст поэта. Все хорошо?
Доску у входа восстанавливают только после Великой Отечественной. Сегодня Грот Лермонтова огражден решеткой весьма непрезентабельного вида, внутри нет ни бюста поэта, ни мраморной доски с посвящением отставного поручика Алексеева. Видимо, у генерала Эммануэля было больше времени и возможностей для благоустройства города, чем у нынешних властей.
Гора Машук
Адрес: северо-восток города, Машукский лесопаркРежим работы подъемника: с 10:00 до 18:00Стоимость: 350 руб. (в две стороны), 200 руб. (в одну сторону)
Гора возвышается над городом почти на километр (993,7 метра, если быть точными). Происхождение названия связано, по легенде, с красавицей Машуко, жениха которой погубил старик Эльбрус. Машуко и сын Эльбруса – Бештау – любили друг друга, но старик также полюбил красавицу. На равнине Пятигорья разгорелась между отцом и сыном битва, в которой молодому воину помогали звери. В той битве погибли все участники, включая убитую горем Машуко. Каждый из воинов (а также девушка) впоследствии стал горой – двуглавый Эльбрус (Бештау разрубил отца пополам), Змея, Лев, Бык, Верблюд, пять холмов Бештау (старик успел отомстить сыну) и высокая Машуко. Источники минеральных вод горы, по легенде, – это слезы девушки, а само имя «Машуко» переводится с языка местных жителей как «долина, где сеют просо». Другая версия повествует о карачаевце Машуко Хубиеве, поселившемся в этих местах. От его имени и пошло название горы.
Сама гора Машук является останцевой (оставшейся после разрушения более крупного массива породы). Гора считается уникальной по геологическому строению, являясь источником 5 различных видов минеральных лечебных вод. Склоны Машука — заповедные, с санитарные зонами, которые охраняются государством. Они покрыты лиственными лесами. На самую вершину ведет длинная канатная дорога, также можно подняться пешком по специальному 4-километровому маршруту. На горе стоит более чем стометровая телевышка и оборудована обзорная площадка.
Интересной достопримечательностью горы является ручной наскальный портрет Владимира Ленина (окружающие портрет места называются «Ленинские скалы»). Также на этой горе находятся беседка «Эолова арфа», грот Дианы и пещера Провал.
13. Дача Эльзы в Пятигорске
Изюминка «самовольного» туристического маршрута по достопримечательностям Пятигорска — «Дом с приведениями»
Пока что мини-замок не входит в путеводители, но, безусловно, привлекает внимание приезжих и местных любителей мистики
Здание было построено вначале 20 века в период активного развития города-курорта. В нём насчитывалось 62 комнаты с водопроводом, общие уборные и душевые кабинки в подвале. По сей день нет точных данных о судьбе первых хозяев — супругов Гусаковых. Но ходит легенда, что супруг ушёл от своей жены Эльзы, а её расстреляли во время революции. С тех пор призрак женщины, поселившийся в подвале, не даёт жизни новым хозяевам.
Сторонники этой байки подкрепляют историю тем, что в здании постоянно что-то ломается, портится, травмируются люди во время ремонтных работ. «Дача Эльзы» была санаторием, столовой, мастерской. Сейчас же здание пустует, но огорожено колючей проволокой.
Эолова арфа
В десяти минутах ходьбы от домика Лермонтова, на возвышенном отроге горы Горячей братья Бернардацци построили беседку с круглой крышей, опирающейся на восемь колонн. В беседку были вмонтированы две арфы. Флюгер, поворачиваясь на ветру, специальным устройством касался струн, и раздавалась чудесная музыка, льющаяся как бы с небес. Об этой беседке Лермонтов писал в «Княжне Мэри»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльбрус «.
В последний раз небесную музыку можно было услышать в 1980-е годы. Сейчас в нее вмонтирован электромузыкальный инструмент.
6. Озеро Провал
Гора Машук обладает ещё одной изюминкой — карстовым озером с водой бирюзово-голубого цвета (температура колеблется от 25 до 42 градусов зависимо от времени года). Находится оно на дне одной из пещер склона горы. Своим появлением провал обязан водам, размывавшим известняк — основу горы Машук. Следствием этого стало появление пещеры с двумя озёрами, покрытие которой со временем обрушилось, образовав воронку.
Провал известен давно, однако, только 1837 года с появлением моста над колодцем все желающие смогли любоваться бирюзово-голубыми озёрами. Со временем был сделан туннель для удобного доступа к провалу.
Сегодня Озеро Провал — облагороженная территория со смотровыми площадками и освещением, а также средствами безопасности. Пещеру населяют летучие мыши и голуби.
Как и многие достопримечательности Пятигорска, Провал связан с творчеством М.Ю. Лермонтова, который любил посещать это место. Кроме того, озеро памятно по фильму «12 стульев», в котором Великий Комбинатор продавал билеты в Провал. Поэтому около пещеры установлена скульптура Бендера из бронзы так полюбившаяся туристам.
Кавказ в произведениях М.Ю. Лермонтова
Кавказ еще в детстве завоевал сердце романтичного мальчика. Неудивительно, что свои первые поэтические произведения он посвящает этим местам. В 14 лет из-под его пера выходит поэма «Черкесы», затем — «Аул Бастунджи», «Измаил-Бей». В этих произведениях он описывает красоты Кавказских Минеральных Вод. Поэма «Аул Бастунджи» начинается стихами:
Между Машуком и Бештау, назадТому лет тридцать, был аул, горамиЗакрыт от бурь и вольностью богатВ поэме «Измаил-Бей» — опять легко узнаваемые места:Давным-давно, у чистых вод,Где по камням Подкумок мчится,Где за Машуком день встает,А за крутым Бештау садится,Близ рубежа чужой землиАулы мирные цвели…
Покоренный красотами Кавказа и впечатленный местными легендами и преданиями, Лермонтов пишет сказку «Ашик-Кериб».
По воспоминаниям о поездке на Кавказ в 1837 году, талантливый молодой поэт создает «Дары Терека», «Мцыри», «Тамару» и роман «Герой нашего времени». А в «Княжне Мэри» он описывает «чистенький городок», названный Пятигорском. Вообще, эта повесть может служить путеводителем по старому Пятигорску, настолько точно и детально поэт описал город, обычаи и нравы местного «водного общества».
В «Княжне Мэри» Лермонтов также очень поэтично описал гору – Кольцо: «Это ворота, образованные природой; они подымаются на высоком холме, и заходящее солнце сквозь них бросает на мир свой последний пламенный взгляд».
Неудивительно, что в Пятигорске сохранилось множество достопримечательностей, связанных с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова.
Лермонтовские места в Эммануэлевском парке
Любил гулять Лермонтов и по только что созданному Эммануэлевскому парку. Его тенистые аллеи, гроты, беседки и смотровые площадки также нашли свое отражение в «Княжне Мэри». При подъеме в Эммануэлевский парк от Академической галереи мы выходим к Гроту Лермонтова. Поэт любил сидеть здесь и любоваться открывающимися панорамными видами. Не зря, наверное, именно около этого грота, названного теперь именем поэта, Печорин встречает Веру, единственно искренне любимую им женщину.
Выше Грота Лермонтова, если подняться по дорожкам Эммануэлевского парка, находится удивительное архитектурное сооружение — беседка «Эолова Арфа». Ее Лермонтов также запечатлел в своей повести. Около нее в те времена любили собираться отдыхающие, так называемое поэтом «водяное общество», и любоваться со смотровой площадки, находящейся около музыкальной беседки, видами Пятигорских окрестностей и красавцем Эльбрусом. Для этого на площадке был специально установлен телескоп.
Другие Лермонтовские места Пятигорска
Был Лермонтов и около знаменитого озера Провал. В те времена еще не было прорубленного к озеру тоннеля, и молодежь по горным тропинкам пробиралась к воронке в горе Машук, откуда было видно озеро. В «Княжне Мэри» Лермонтов называет эту воронку угасшим кратером, ибо так в те времена считалось.
Далее, у подножья горы Машук, но на приличном расстоянии друг от друга находятся еще два печально памятных места, связанных с гибелью поэта. Это место дуэли Лермонтова, которое находится в полутора километрах от конечной остановки трамвая. На месте дуэли и гибели поэта установлен обелиск и памятная доска.
А в Пятигорском Некрополе на месте первоначального захоронения поэта также установлен памятник. Тело самого поэта любящая бабушка смогла перевести в родовое имение Тарханы Пензенской губернии только через 8 месяцев после гибели Лермонтова.
Ну и, конечно, обязательно нужно посетить Лермонтовский сквер, который находится на пересечении улиц Соборная и Анисимова. Именно в этом сквере находится первый установленный в России памятник М.Ю.Лермонтову — великому русскому поэту.
Во времена Лермонтова на этом месте находилась военная гауптвахта, куда был посажен после дуэли Мартынов. День открытия памятника 16 августа 1889 года проходил очень торжественно, в Спасском соборе проводилась панихида по поэту, и на весь город звучал колокольный звон.
История создания памятника
В 1870 году один из первых российских лермонтоведов Петр Кузьмич Мартьянов в своей статье в журнале «Всемирный труд» предложил установить в Пятигорске памятник Лермонтову. Идею поддержал тогдашний контрагент Кавказских Минеральных Вод Андрей Матвеевич Байков. В 1871 году было получено высочайшее разрешение императора Александра II на сбор пожертвований для установки памятника великому русскому поэту.
В 1881 году был объявлен всенародный конкурс на идею монумента М. Ю. Лермонтову в Пятигорске. Конкурс прошел в три тура. В первом было представлено 52 проекта, 15 моделей и 5 письменных предложений, которые, однако, не получили одобрения заказчиков. Во втором туре участвовало 65 проектов памятника, но и среди них не было найдено нужного. В третьем туре было 15 моделей, а победителем конкурса стал известный российский скульптор-портретист Александр Михайлович Опекушин, создатель знаменитого памятника Пушкину, установленного на Тверском бульваре Москвы.
Опекушин изобразил Лермонтова в момент поэтического вдохновения: Михаил Юрьевич сидит на скале, офицерский сюртук свободно расстегнут, шинель соскользнула с плеча. У ног поэта — раскрытая книга, выпавшая из рук. Взгляд Лермонтова обращен вдаль — на Кавказские горы и белоснежный Эльбрус. Чтобы добиться портретного сходства, Опекушин использовал акварельный автопортрет, написанный Лермонтовым в 1837 году, а также единственный портрет поэта в профиль, сделанный бароном Паленом в 1840 году.
Бронзовая статуя поэта высотой 2,35 метра была отлита в Петербурге, на фабрике Морана. Постамент сооружен из светлого гранита, специально привезенного из Крыма. После того как памятник был собран, его высота составила 5,65 метра. На верхней грани пьедестала надпись «М. Ю. Лермонтову», а внизу, под бронзовой лирой с тремя струнами и венком с пером, дата открытия: «16 августа 1889 года».
Что стало причиной проведения дуэли
У Верзилиных
Сегодня в этом здании расположилась экспозиция, посвящённая кавказскому периоду жизни и творчества Лермонтова
Особое внимание отведено гостиной, где Мартынов бросил поэту вызов
Дом в Пятигорске, расположенный на пересечении улиц Буачидзе и Карла Маркса, принадлежал семье генерала Петра Семёновича Верзилина, с которым поэт познакомился во время лечения на водах.
Лермонтов был частым гостем в этом доме. Мартынов жил во флигеле рядом. По вечерам все собирались в гостиной и оживлённо беседовали, танцевали, спорили, играли на фортепиано.
Шутка
Князь Трубецкой музицировал. В другом конце гостиной, сидя на диване, Лермонтов разговаривал с Эмилией Александровной, дочерью супруги Верзилина от первого брака. Неподалёку беседовали Мартынов и Надежда Петровна Верзилина, общая дочь супругов Верзилиных. Рыжеволосая красавица, она нравилась обоим будущим противникам.
Надо сказать, что Мартынов был очень щепетилен во внешности и крайне утрировал вкусы обитателей гор. Товарищи неоднократно посмеивались над ним. И в этот раз был одет как настоящий горец: в черкесский костюм, дополненный большим кинжалом.
Лермонтов иронично заметил своей собеседнице, что ей нужно быть осторожной, общаясь с этим страшным горцем. Шутка, адресованная девушке, по роковой случайности прозвучала на весь зал, так как именно в этот момент князь Трубецкой остановил игру
Все рассмеялись.
Но быть посмешищем, особенно в глазах милой сердцу Надежды Петровны, Мартынову не хотелось. Он вышел из себя и резко произнёс, что больше терпеть насмешки Лермонтова не будет.
Вызов
Вечер был закончен. Выйдя из дома, Лермонтов не спешил извиняться, а Мартынов был в бешенстве. Итогом их возбуждённого разговора, свидетелей которого нет, стал вызов поэта на дуэль.
Близкий друг майора в отставке настаивал, чтобы Мартынов отказался от задуманного поединка. Но разгневанный Николай Соломонович был непреклонен.
Поэт не воспринял вызов всерьёз и был уверен, что они помирятся и по-прежнему будут добрыми друзьями. Он вообще-то не был любителем подобных поединков. В его жизни это была вторая дуэль.
Как выглядит место гибели поэта в наши дни
Сейчас это уникальное сочетание истории и поэзии. Здесь, каждый год в день смерти поэта проходят митинги поэтов, продолжающих помнить его вклад в литературу. Звучат многочисленные стихи Михаила Юрьевича, и вспоминают знаменитые строки любви к Кавказу.
Пятигорский некрополь
Домик Лермонтова в Пятигорске
Памятник Лермонтову в Пятигорске
Грот Лермонтова в Пятигорске
Туристы также обязательно посещают это красивейшее место. На дороге, ведущей к памятнику, уже с поворота их встречают каменные пилоны, на верхушке которых открытая книга и арфа, символ вдохновения. Этот архитектурный ансамбль был создан в 1951 году Б. П. Светлицким.
Достопримечательность притягивает туристов своей красотой и естественностью. Деревья, окружающие поляну большие цветники, которые разбили заботливые жители, создают впечатление величия и могущества этого места. Пришедший сюда человек впитывает атмосферу, которая была больше сотни лет назад.
Осознает тот факт, что по этим дорогам, по этой земле ступала нога великого поэта, не боящегося обстоятельств, а наоборот, идущего наперекор судьбе. Место дуэли Лермонтова — восхитительный участок в Пятигорске, где сохраняются исторические ценности, воспитывается любовь к родине, к Кавказу.
Последняя дуэль
Небольшая поляна, находившаяся в четырех километрах от Пятигорска, была выбрана для проведения поединка. Погода была ужасная. По воспоминаниям очевидцев, буря грохотала и скорбно выла, гром оглушительно гремел, а молния ослепительно сверкала.
По условиям дуэли стрелялись на расстоянии пятнадцати шагов. До трёх выстрелов. Должны были присутствовать секунданты с обеих сторон, экипаж, врач. Двух последних, однако, не было. Помешала непогода.
Со стороны Мартынова секундантами были М. Глебов и А. Васильчиков. О секундантах Лермонтова – А.А. Столыпине и С.В. Трубецком – ходят разные слухи. Или их не было на дуэли, или они опаздывали, или их присутствие тщательно скрыли от следствия.
Это и не удивляет. Ведь они на Кавказе были в незавидном ссыльном положении и на судебном процессе могли значительно пострадать.
Убийство
Все видели, что Лермонтов не собирался стрелять. Когда противники сошлись у барьера, поэт опустил пистолет, говоря, что не намерен стреляться из-за пустяков.
Раздражённый Мартынов, для которого постоянные насмешки пустяком не являлись, отступать был не готов и предупредил бывшего приятеля, что, если тот не выстрелит, он убьёт его. Лермонтов стрелял вверх, в воздух.
Мартынов целился невероятно долго, настолько, что секунданты уже намеревались развести дуэлянтов. От меткого выстрела, прошедшего сквозь сердце и лёгкие, по свидетельству князя Васильчикова, Лермонтов упал и скончался на месте.
Отправленный за врачом и повозкой в Пятигорск князь Васильчиков вернулся только с последней – врач в такую погоду ехать за город отказался.
Человека, убитого на дуэли, приравнивали к самоубийце. Именно поэтому похоронить Лермонтова можно было только после получения разрешения от следственной комиссии.
Похороны
17 июля 1841 года тело поэта захоронили на Пятигорском кладбище. В последний путь Лермонтова провожали жители и гости Пятигорска, друзья, знакомые, официальные лица.
Гроб несли четыре человека, каждый из которых – непреднамеренно – представлял полк, где Лермонтову довелось служить: Нижегородский драгунский, Тенгинский пехотный, Лейб-гусарский и Гродненский гусарский.
Ровно через 250 дней тело Лермонтова было предано родной земле. По просьбе бабушки поэта, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, император разрешил перевезти прах в свинцовом гробу и захоронить его в семейном склепе, рядом с матерью и дедом, в родовом имении Тарханы. Место это с 23 апреля 1842 г. стало объектом упокоения русского поэта.
Выбор проекта и места установки монумента
Зимой 1883 года организационный комитет объявил, что имеющейся суммы хватает для начала работ и можно проводить конкурс проектов памятника. На первых двух его этапах, из 137 представленных эскизов, моделей и предложений, маститое жюри ни одну работу не признало достойной воплощения.
Большие споры вызвали КавМинВоды, как место установления памятника — ведь Лермонтова почитали во всей России, значит, память о нем следовало увековечить в каком-то главном ее городе. Но выбор все же пал на Пятигорск, учитывая весомые доводы о ярчайшей роли Кавказа и в творчестве, и в жизни поэта, о его трепетной любви к этому горному краю, с которой были вписаны прекрасные строки в стихотворные и прозаические произведения.
Тут ему довелось бывать в детстве, а затем лечиться во время ссылки за дерзкое стихотворение памяти Пушкина, здесь же нашел свою погибель и последнее пристанище (позднее, хлопотами бабушки поэта, его прах перевезли в имение Тарханы — в семейный склеп).
Место первоначального погребения поэта
17 июля состоялись похороны М.Ю. Лермонтова на старом пятигорском кладбище при стечении большого количества народа, пришедшего проститься с поэтом. На могилу была поставлена простая каменная плита с надписью «Михаил».
Убитая горем бабушка Е.А. Арсеньева выхлопотала позволение перевести прах внука в Тарханы. 27 марта 1842 года тело было переправлено в Арсеньевское имение, где и было перезахоронено в семейном склепе.
В начале двадцатого века городские власти вознамерились увековечить памятником первоначальное место захоронения Лермонтова. Однако денег в казне было недостаточно, а средства с пожертвований оказались скудны. Да и точное место захоронения не смогли установить из-за расхождения свидетельств очевидцев.
Лишь в 1905 году удалось собрать достаточно средств и поставить обелиск, созданный по проекту И.И. Байкова, в условном месте возле склепа Шан-Гиреев, родственников Лермонтова. В 1940-х годах памятник оградили и установили чугунную мемориальную доску.
Места, связанные с М. Ю. Лермонтовым
Михаил Лермонтов последние месяцы своей жизни провел в Пятигорске. Также до этого он был в ссылке на Кавказе. Лермонтов за два месяца успел по-настоящему сродниться с городом, и сейчас в Пятигорске можно найти целый перечень мест, так или иначе связанных с именем поэта.
Дом Лермонтова
В центре Пятигорска стоит небольшой белостенный домик, в котором жил поэт. Именно здесь Лермонтовым были написаны последние стихотворения, здесь находилось его тело после смерти, из этого дома поэта провожали в последний путь. Этот дом – единственный объект, связанный с именем Лермонтова, который ныне можно увидеть без изменений. Сейчас здесь организован музей поэта, а само здание считается историческим памятником.
Место дуэли поэта
Адрес: Машукский лесопарк (вход от пересечения проспекта Калинина и улицы 295-й Стрелковой Дивизии)
На месте дуэли Лермонтова и поручика Мартынова установлен высокий каменный обелиск. Место это повидало 4 памятника – до современного здесь были установлены: пирамида из камня (до 1902 года), балюстрада вокруг бюста Лермонтова (разрушена в 1907 году), маленький постамент с бюстом (до 1915 года). И наконец, сто лет назад здесь построили крепкую стелу из местного песчаника с оградой. Кстати, место это – не точное, а лишь предполагаемое. Истинное место дуэли исследователи ищут до сих пор.
Грот Дианы
Адрес: ул. Братьев Бернардацци (парк «Цветник»)Режим работы: круглосуточноСтоимость: бесплатно
В этой искусственно созданной пещере менее чем за неделю до трагической дуэли друзья поэта устроили роскошный бал. Также сам Лермонтов любил это место и неоднократно посещал его. Здесь поэт отдыхал, любовался природой и писал стихи. Сам же грот был построен в 1830 году в честь покорения Эльбруса. Авторами проекта стали братья-архитекторы Бернардацци. Сейчас благодаря хорошей акустике грот часто становится местом проведения концертов.
«Эолова арфа»
Адрес: Машукский лесопарк (подъем от бульвара Гагарина к Михайловскому отрогу)Режим работы: круглосуточноСтоимость: бесплатно
Изящная беседка появляется в повести «Княжна Мери» («На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус…»). Само здание построено по проекту тех же архитекторов Бернардацци в 1831 году. Беседка стоит на склоне горы Машук, а ее особенность заключается в мелодичных звуках, струящихся отсюда. Ранее в беседке были установлены различные арфы и электромеханические устройства. Все они приводились в действие ветром. Ныне же беседка оборудована электронной аппаратурой, играющей независимо от погоды.
Лермонтовская галерея
Адрес: просп. Кирова, 21А (парк «Цветник»)Телефон: (87933) 9-14-36Режим работы: с 9:00 до 19:00Стоимость: бесплатно
От поэта этой ажурной галерее из камня и стекла досталось лишь имя, так как возведена она была в 1902 году. Своим видом галерея напоминает сказочный замок. Здесь находятся выставочные залы (в них проходят выставки живописи, фотографии, гравюры) и концертная площадка.
«Некрополь»
Адрес: ул. Николая ПироговаРежим работы: с 9:00 до 19:00 (лето-весна), с 9:00 до 17:00 (осень-зима)Стоимость: бесплатно
Самое старое в Пятигорске и одно из древнейших в регионе кладбищ известно тем, что здесь первоначально был похоронен М. Ю. Лермонтов (позже поэта перезахоронили в фамильном склепе в Тарханах). Губернатор региона генерал фон Сталь основал кладбище в 1824 году, предварительно самостоятельно выбрав место. При этом он выразил желание, чтобы первым на кладбище был похоронен кто-то из известных людей. Вскоре генерал умер и стал первым, похороненным в «Некрополе». На кладбище находятся могилы многих известных горожан, в частности братьев Бернардацци.
Работа над памятником и другие мероприятия
Автор провел грандиозную работу, добиваясь сходства скульптурного лица поэта с его настоящим обликом. Это осложнялось противоречивыми прижизненными изображениями Лермонтова и отсутствием посмертной маски. Взяв за основу два самых удачных портрета и постоянно контактируя с людьми, некогда общавшимися с поэтом, Опекушин вновь и вновь кропотливо воссоздавал образ, в итоге доведя его до совершенства.
sunnygorsk
l_rakhno
aksanazh1927
alexzababurin
Статуя, изготовленная Санкт-Петербургской фабрикой «А. Моран», на время осталась в этом городе, и широкая публика могла ее видеть. А в Пятигорске проводили спешные работы, обустраивая сквер и устанавливая постамент (его эскиз сделал сам Опекушин, а сооружением руководил инженер С. А. Тонетти).
Поэтому была сделана каменная подпорная стена. Затем по периметру сквера появилась чугунная решетка, балюстрада, углы были оформлены фонарями; сам сквер украсили каменным гротом, поставили сторожку. Данные работы выполнялась согласно проекту инженера и архитектора Н. А. Дорошенко, ростовчанина. В положенное время доставили и статую — ее привезли по железной дороге, а затем воспользовались подводами.
7. Парк «Цветник»
Одно из самых популярных мест Пятигорска как среди приезжих, так и местных жителей. «Цветник» (ранее Николаевский Цветник) расположен в старой части курорта и является не только культурным, но и историческим центром города.
Для обустройства парка пустырь был очищен от мусора, а болото осушено. После чего на территории высадили кусты, разбили цветочные клумбы, организовали аллеи, высадили деревья. Позже в парке обустроили бюветы, были построены кофейня, кафе, фонтан, памятники, оркестровая площадка, солнечные часы, установлены кованые ворота. В «Цветнике» появилась «Лермонтовская галерея», Ермоловские ванны, питьевая галерея (ранее здесь находилась церковь Скорбященская), Лермонтовские ванны. На входе в парк отдыхающих встречает Киса Воробьянинов, а точнее, скульптура литературного героя, который по настоянию Комбинатора просил милостыню именно в этом месте.
4. Беседка «Эолова арфа»
Ещё одно уникальное место, которое нужно посетить в Пятигорске — музыкальная беседка. Локацию для её размещения выбрано безошибочно. Строение расположено на вершине Михайловского отрога горы Машук, поэтому из неё открывается замечательный вид на курорт, его окрестности и, конечно, Эльбрус.
По замыслу автора проекта (Джузеппе Бернардацци) беседка похожа на «Храм Эола» в парке Кью предместий Лондона. Внутри строения разместили уникальную вещь — уличную арфу. Музыкальный инструмент состоял из нескольких эоловых арф. Механизм поместили в специальный деревянный корпус, крыло которого разворачивало конструкцию к ветру. Потоки воздуха приводили в движение жильные струны арфы, и из беседки в любое время года лилась неповторимая природная музыка ветра. Конструкция работала до 1861 года.
Позже на куполе беседки устанавливали упрощённую эолову арфу, а затем — электронную. С 2008 года в музыкальной беседке установили аппаратуру. Теперь восхитительная музыка сопровождает прогулки и отдых посетителей, даже если нет ветра.
Ресторация
В 1828 году возле парка «Цветник» под руководством архитекторов Бернардацци была построена гостиница – Ресторация. В ней останавливались приезжие, желавшие подлечиться на водах, а вечерами в зале гостиницы проводились балы. В повести «Княжна Мэри» один из таких балов М.Ю. Лермонтов описывает следующим образом: «Зала Ресторации превратилась в залу Благородного собрания. В девять часов все съехались … Танцы начались польским; потом заиграли вальс. Шпоры зазвенели, фалды поднялись и закружились». В последний свой приезд, Лермонтов, прежде чем снять домик Чилаева, жил в одном из номеров Ресторации. В 1943 году немцы, отступая из города, сожгли здание гостиницы. Позже она была восстановлена, но с некоторыми отклонениями от первоначального плана.
05 марта 2012 г.
Профиль автора:
Лермонтов-дуэлянт
Первая, с французским послом Эрнестом Барантом, состоялась чуть больше года назад, в феврале 1840 г. Француз, опять-таки задетый колкостями поэта, стрелял первым и промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону.
Тогда за сокрытие факта дуэли, за участие в ней, за отказ оклеветать себя, якобы он стрелял в Баранта, но промахнулся, поэт был осуждён и направлен на службу в Тенгинский пехотный полк. Это было самое опасное место на Кавказе. Здесь, не прекращаясь, шли боевые действия. Фактически Лермонтова отправляли на смерть.
Сказалась в этом решении и личная неприязнь Николая I: Лермонтов сначала своим пламенным стихотворением «Смерть поэта», а затем разбирательствами с французским послом обострял и без того напряжённые русско-французские отношения.
Однако служба не испугала деятеля. В боях он проявлял храбрость, неоднократно представлялся к наградам за свои военные заслуги. Но ни одной так и не получил: Николай I был противником дуэлей.
Но император предоставил Лермонтову долгожданный отпуск, возвращаясь из которого поэт заехал в Пятигорск, навестил старых друзей. Однако в связи с болезнью был вынужден задержаться в городе.
Место дуэли
На северо–восточном склоне Машука находится печальный памятник, свидетельство трагического события, унесшего жизнь великого поэта. В том, что памятник, стоящий на предполагаемом месте дуэли Лермонтова и Мартынова, находится там, где надо, у многих есть большие сомнения. Дело в том, что свидетельства людей, присутствовавших при этом, сильно отличаются друг от друга. В 1878 году пятигорские фотографы А.К. Энгель и Г.И. Раев положили камень в том месте, где, по рассказам старожилов, произошла дуэль. В 1881 году на этом месте был установлен невысокий каменный обелиск с короткой надписью на нем: «М.Ю. Лермонтов. 15 июля 1841 г.».
В июне 1901 года было решено сделать временный памятник поэту в честь 60-летия со дня его гибели. Скульптором Л.К. Шодским была создана композиция из дерева и гипса по проекту главного архитектора И.И. Байкова. Однако через несколько лет непрочное сооружение обветшало под воздействие погодных условий, и пришло в негодность.
Средств в городской казне было недостаточно для возведения нового памятника, а сборы пожертвований были невелики. Поэтому в 1907 году был вновь установлен временный памятник поэту в виде бюста на постаменте.
Наконец, в начале 1914 года, в канун 100-летия со дня рождения Лермонтова, министерство КМВ выделило средства для создания постоянного памятника. Скульптором был выбран Б.М. Микешин, который в то время занимался установкой памятника Лермонтову возле петербургского Кавалерийского училища. Предполагалось, что монумент будет готов ко дню рождения поэта, но по объективным причинам открытие было перенесено на октябрь 1915 года. Памятник представляет собой высокий обелиск из кисловодского песчаника и композиционно напоминает обелиск А.В. Пастухова на вершине Машука. Изначальный план Микешина был нарушен, когда монумент огородили пулями из бетона, соединенными цепями, с четырьмя бетонными грифами по углам. Истинный смысл этой композиции до сих пор остается неясным.
Обелиск на месте дуэли является местом проведения ежегодных поэтических встреч почитателями творчества М.Ю. Лермонтова.