Форт Тотлебен — невидимка
Сооружение проектировалось по принципу артиллерийской фортеции. На огневых позициях планировалось разместить 587 орудий. В гарнизоне крепости должно было располагаться 5235 человек, в том числе 1860 артиллеристов. До минимума было сокращено количество наземных построек. Все жилые и нежилые помещения были казематированы за исключением домов офицерского состава, защищенных валами. Жилые помещения – казармы соединены подземными ходами — потернами. Форт был оборудован крепостной лабораторией, в которой планировалось изготавливать патроны, боевые ракеты, гранаты. Здесь также была установлена огромная цистерна на 5 тысяч кубометров для сбора и хранения дождевой воды.
Главной особенностью крепости была ее невидимость. Все укрепления были замаскированы под холмы таким образом, что увидеть спрятавшиеся батареи, капониры и казармы практически невозможно ни с моря, ни с суши. В строительстве крепости использовали местный керченский ракушечник, а также кирпичи, которые изготавливали на Фанагорийском кирпичном заводе, из которого построены своды многих казематов крепости.
Строительство крепости было окончено к началу русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Однако, к концу XIX века крепость уже не отвечал прогрессу в развитии артиллерии, и послужить по своему прямому назначению ей так и не пришлось. В 1905 году крепость перевели в разряд крепостей-складов. В ноябре 1941 года и в мае 1942 года после захватов Керчи немецкими войсками, в крепости велись бои.
При отступлении советских войск укрепления заминировали, и в ночь на 20 мая склады с боеприпасами в крепости были подорваны. В послевоенное время в крепости располагалось исправительное учреждение — дисциплинарный батальон Черноморского флота. Сегодня форт «Тотлебен» — большой музейный комплекс и уникальный памятник военного строительства XIX века. Несколько раз в день по территории форта проводятся организованные экскурсии.
Что посмотреть в форте Тотлебен?
Что сегодня могут увидеть туристы в заброшенной крепости 19 столетия? Во-первых, сразу скажем, что можно посетить эту крепость самостоятельно. Но в таком случае можно увидеть только наземную часть, без проникновения в ее потрясающие подземные глубины.
Поэтому сюда лучше приезжать в составе экскурсионной группы, заказав ее заранее. К тому же, экскурсионное сопровождение в течение трех часов более подробно и красочно доведет историю создания крепости до нашего понимания.
Крепость, как уже упоминалось, состоит из наземных и подземных построек. Почти все наземные строения (гарнизонные казармы, ворота, пороховые погреба, оборонительные рвы, емкости для воды, кухонная зона и т.д.) содержатся в хорошем состоянии, да и на территории царит чистота.
Неприметность наземных сооружений Керченской крепости
Но наибольший интерес у туристов вызывают подземные сооружения, к которым относятся многочисленные многокилометровые тоннели, противоминные галереи, казематные камеры и т.д.
Подземные туннели Керченской крепости
Данную крепость можно посетить все дни, кроме понедельника, с 9.00 до 18.00. Экскурсии проводятся с 9 утра до 14.30. Ценовой диапазон варьируется от 60 до 200 руб. Цена зависит от выбранной экскурсии, возраста и наличия льгот.
В любом случае, отправляясь на пешеходное обследование Керченской крепости, не забудьте надеть удобную спортивную обувь.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Историческая справка
Ещё в 1771 г. на мысе Павловский построили укрепление. В период Крымской войны здесь находилась батарея, состоявшая из 20 пушек. 12 мая 1955 г. франко-турецкий десант высадился у Камыш-Буруна (южнее города Керчь), Силы оказались неравными. Было принято решение пушки заклепать, боеприпасы уничтожить, а гарнизону отойти.
На освободившейся территории до лета 1856 г. располагался военный лагерь французов.
Условия заключенного в феврале 1856 г. в Париже мирного договора запрещали России иметь на Чёрном море флот и военные порты, однако территории Керченского пролива не попадали под запрет. Этим обстоятельством и воспользовались, чтобы начать строительство цитадели.
Сначала планировалась модернизация турецкой старинной крепости Еникале, но Павловский мыс оказался удобнее.
Строительство началось в декабре 1856 г., им руководил военный инженер-полковник А. Антонович. Осенью 1959 г. генерал Э.И. Тотлебен, директор инженерного департамента, лично возглавил работы, а в 1861 г. Александр II присвоил главному форту имя Тотлебена.
Окончание строительства относится к 1877 – 1878 г.г.
Крепость-невидимка
Построена крепость таким образом, что её почти не видно даже с воздуха, не говоря уже о море или суше. Если смотреть с берега, то это просто холм. Готовые конструкции специально засыпали слоями земли.
Внутри земляных валов находятся — казематы, — погреба для пороха, — капониры. Вместе с крепостным рвом они составляют почти неприступную позицию, некогда оснащенную 587 единицами артиллерийских орудий.
Созданы были условия для нормальной жизни гарнизона — кухни, — столовые, — санузлы и прочее.
Предполагалось, что крепость будет защищать Керченский пролив, но к моменту окончания строительства надобность в этом отпала, т.к. уже восстановили Севастополь. Хотя цитадель была признана на тот момент самой укрепленной в мире, она использовалась, в основном, под различные военные склады.
Интересно:
- — На сооружение потрачено более 12 млн рублей.
- — Береговая граница укрепления составляет 3 км, а морская – 4 км.
- — Пороховые погреба вмещали запас, рассчитанный на 56 000 выстрелов.
- — подземные переходы соединяли батареи с казармами и пороховыми погребами, что многократно уменьшало потери личного состава.
- — Подобных крепостей в Империи было всего 6. Керченская сохранилась лучше всех.
Что интересного тут можно посмотреть?
Интересная особенность крепости — все имеющиеся в наличии наземные постройки находятся в идеальном состоянии. Однако со стороны они малозаметны. Мощные ворота и казармы данного гарнизона. А также погреба для хранения взрывчатых смесей и даже рвы практически нетронуты. Водные цистерны, кухонные и столовые зоны, проезды — все это можно увидеть почти в первозданном виде.
Особый интерес у туристов могут вызвать также и подземные постройки, размещающиеся под крепостью. Среди них можно выделить ужасающие казематы, обширные контрминные галереи. А также тоннели, которые тянутся на много-много километров. Эти подземные туннели являются историко-архитектурным наследием города Керчь и строго охраняются. Восхищает тонко продуманная система защиты от внешних нападений. Более того прочность сооружений и продуманность формы Керченской крепости. Сама крепость сливается с окружающей поверхностью и найти ее самостоятельно будет не просто.
Большинство построек хитро спрятано под толстым слоем земли, поэтому, разглядеть их будет совсем тяжело. Во-первых сами стены крепости были изготовлены из лучшего камня, который транспортировался сюда прямо из ближайших карьеров.
Во-вторых внутри крепости проложены многочисленные разветвляющиеся ходы. В-третьих казармы построены так, что в них круглый год сохраняется одна и та же температура — + 12 градусов. Еще одним интересным плюсом уникального архитектурного сооружения является то, что здесь практически не скапливается влага. Кроме всего прочего воздух в помещении совершенно сухой.
Сама крепость настолько большая, что даже за трехчасовую экскурсию осмотреть ее не представляется возможным. Некоторые из подземных объектов до сих пор полностью не исследованы, а ведущие ходы еще ждут своих новых первооткрывателей. Керченская крепость и ее проект до сих пор являются уникальными даже сейчас.
Предпосылки
Своим появлением крепость Керчь обязана позорному окончанию Крымской войны для России. Россия должна была как-то защитить свою прибрежную территорию Черного и Азовского моря, в частности, Керченский пролив. Особенно это было актуально после сдачи Севастополя, который не мог снабжаться с Азовского моря. Для этой цели как нельзя лучше подходил мыс Ак-Бурун, расположенный напротив косы Тузла и Таманского полуострова (коса Тузла стала островом только в 1925 году). Ширина пролива в этом месте была около километра. Сузив пролив за счёт насыпей до пятисот метров и установив форты с двух сторон, можно было закрыть доступ в Керченский пролив.
Как добраться (доехать) до форта из Керчи?
В сторону форта Тотлебен от Центрального автовокзала курсирует маршрутка №6, но до самой крепости «Керчь» она не доезжает. Вставать нужно на остановке «Деревообрабатывающий комбинат», откуда немного пройти пешком, на этом отрезке пути незаменимой станет карта Керчи с окрестностями.
На машине до места от центра Керчи добираются так:
Туристу на заметку
По фото форт Тотлебен не дает ясного представления, так как это огромный комплекс всевозможных оборонительных и хозяйственных построек рассчитанный на многочисленный гарнизон и обслуживающий персонал. Морская прогулка вдоль мыса Ак-Бурун, хотя и интересна сама по себе, но для изучения крепости «Керчь» совершенно не подходит – со стороны пролива видна лишь холмистая гряда. Кстати, второе ее название – в честь Э. Тотлебена – было присвоено ей указом Александра II, но оно употребляется в основном на Западе, а в советской историографии не встречается вовсе. Смотрите интересное видео об этом оборонительном сооружении. Приятного просмотра!
Меню лево
-
О создателях крепости
- Комендант и строитель крепости Карл Роберт (Карл Эрикович) Седергольм
- Первый комендант и строитель крепости Керчь Антон Антонович Нат
- Автор проекта крепости — генерал майор Константин Кауфман
- Генерал — инженер Эдуард Тотлебин — создатель крепости Керчь
-
История Керченской военной крепости
- Рождение военной крепости Керчь
- Устройство военной крепости Керчь
- Неосуществленные проекты в военной крепости Керчь
- Военную крепость Керчь упразднить
- Военная крепость Керчь в годы первой мировой войны
- Военная крепость Керчь под флагом Украины
- Военная крепость Керчь — музейный обьект РФ
- Военная крепость Керчь в огне революций и гражданской войны
- Военная крепость Керчь между двумя войнами
- Военная крепость Керчь в огне Великой Отечественной
- Крепость Керчь вновь под советским флагом
-
Ак-Бурунские укрепления
Ак-Бурунские укрепления
-
Виленский люнет и соединительный фронт
Интересные факты
-
Прибрежные укрепления и морская батарея
Прибрежные укрепления и морская батарея
-
Инженерные коммуникации крепости
Система водоснабжения крепости Керчь
-
Артиллерийское вооружение крепости Керчь
- 130-мм корабельное орудие Б-13 — вооружение батареи на Павловском мысу по состоянию на 1941 год
- 6-дм. береговая скорострельная пушка Канэ в 45 калибров длиной
- 60-фунтовые гладкоствольные пушки морской батареи
-
Береговые батареи 20 века
Некоторые особенности расположения советских оборонительных сооружений по берегам Керченского пролива накануне ВОВ
-
Крепость Керчь в документах
- Высочайше утверждённое Положение об управлении крепостями
- Общие Правила для производства строительных работ в крепостях Империи хозяйственным способом и дополнение Правил о поверке операций по постройке сооружений у Ковны и Осовца.
-
Крепость и люди
- Комендант крепости Брацианов Николай Филиппович
- Начальник штаба крепости Шульман Карл-Август Александрович
- Комендант крепости Аккерман Николай Юльевич
- Красный генерал, служивший в Керченской крепости артиллеристом
- Они командывали военной крепостью Керчь
- Комендант крепости Керчь Прасалов Владимир Порфирьевич
- Подполковник Н.Н.Степанов — первый комендант Керченского укрепления
- Список офицеров Керченской крепости на 1 января 1909 г.
-
Книги и публикации
- Керченская крепость
- Второй Кронштадт
- Следы истории на мысе Ак-Бурун
- Александр II и крепость Керчь
- Литература и источники
- Библиография
- Карта сайта
Powered by Xmap
История создания
Дело в том, что некоторые фортификационные укрепления в данной местности были сооружены уже в 70-х гг. 18 века, и эти сооружения неоднократно перестраивались и укреплялись. Те первые укрепления мужественно пытались держать удар англо-французского десанта во время Крымской войны, но вынуждены были сдаться врагу. До лета 1856 года здесь находился лагерь французских оккупантов.
Результатом Крымской войны стал Парижский мирный договор, по условиям которого Россия не могла иметь флот и порты на Черном море, но укрепить свои южные рубежи в районе Керченского пролива Россия могла.
Вначале была идея перестроить уже имеющуюся крепость Ени-Кале в более современном варианте, но затем было принято решение возводить новую крепость на месте недавнего французского лагеря. Руководить всеми инженерными работами был прислан Э.Тотлебин, имеющий за плечами опыт создания подобных инженерных оборонительных укреплений в Севастополе.
Мощные укрепления Керченской крепости
Работы по сооружению мощной фортификационной крепости шли с 60-х по 70-е годы 19 столетия
Это стратегически важное строительство контролировали сами императоры, сначала Александр Второй, а затем Александр Третий.. Крепость удивительно незаметно вписалась в окружающий пейзаж, и разглядеть ее издалека неподготовленному взгляду довольно трудно
Наземные сооружения невысоки и немногочисленны. А вся основная оборонительная мощь тотлебинского гиганта скрыта под землей!
Крепость удивительно незаметно вписалась в окружающий пейзаж, и разглядеть ее издалека неподготовленному взгляду довольно трудно. Наземные сооружения невысоки и немногочисленны. А вся основная оборонительная мощь тотлебинского гиганта скрыта под землей!
К сожалению, такой огромный труд и талантливые инженерные решения ушли в песок, ибо данная батарея ни разу не пригодилась в качестве жизненно важного оборонительного сооружения.
Ворота Керченской крепости
В советский период тотлебинские батареи использовались в качестве воинских складов Черноморского флота. Сегодня крепость Керчь является частью музея-заповедника, является туристическим объектом и фортификационным памятником, охраняемым государством.
Керченская крепость — уникальный памятник от военного архитектора Тотлебена
Первоначально, Керченская крепость создавалась для надежной защиты Крымского полуострова от набегов из Османской Империи. Тем самым преграждала свободный доступ в Азовское море. Грандиозное архитектурное сооружение состоит из казарм, пороховых погребов, подземных коммуникаций. А также многочисленных хозяйственных построек, а его общая протяженность оборонных рубежей составляет около 7 км. Что являлось в то время рекордным показателем. Другое название крепости — Форт Тотлебен. Оно располагалось на площади более чем 400 кв. км. и являлось неприступным оборонительным сооружением.
Строительство крепости началось в 1855 и завершилось в 1877 году, в конце правления императора Александра. Керченская крепость изобилует подземными коммуникациями и объединяет между собой форты, расположенные на рифе Ак-Бурун и косе Тузла. Среди современников крепость носила название «невидимой» из-за ее нахождения в глуби суши.
По соседству с Керченским мостом через пролив
Кстати, находясь в окрестностях крепости, можно увидеть возведение еще одного масштабного сооружения. С берега открывается прекрасный вид на строительство моста через Керченский пролив. Кстати, именно из-за крепости пришлось перенести его строительство на несколько километров в сторону. Проектировщики учли ценность объекта для архитектуры и истории и не стали его трогать.
Но, в тоже время, в связи со строительством моста, фортификационное сооружение стало главным объектом исследований специалистами отряда МЧС. Керченское побережье буквально усеяно осколками и снарядами, сохранившимися со времен Великой Отечественной войны.
Только минувшим летом при разминировании крепости нашли более 250 снарядов. Найденные здесь боеприпасы лишь десятая часть того, что осталось на территории крепости после войны. Всего же специалистам отряда особо риска предстоит обследовать еще около 50 гектаров земли.
История форта Тотлебен
Керченская крепость окончательно была построена в 1877-1878 годах. Ко времени начала турецкой войны, но военного назначения не получила. Ее строительством руководил знаменитый генерал Эдуард Тотлебен. Более того он занимался обеспечением обороноспособности Крыма в годы войны 1853-1855 годов. В остальное время, она использовалась в качестве места, где хранились боеприпасы. В 1942 году отступающие части Красной армии занимали тут кратковременную защиту.
После войны, здесь размещался дисциплинарный батальон. А после этого сама крепость стала скорее уникальным архитектурным сооружением 19 века. Но уже не носила первоначального военного предназначения. С 1995 года она вошла в состав Крымского заповедника. К тому же пользуется повышенной популярностью у туристов, хотя находится вдали от большинства населенных пунктов.