Внешний вид
Внешний вид небоскреба Крайслер Билдинг позволил ему войти в список самых красивых зданий мира. Хотя он подвергся многочисленной критике, с момента постройки его полюбили жители Нью-Йорка и туристы. «Красавица Манхеттена» — одно из прозвищ этого сооружения. Сверкающий в лучах солнца блестящий небоскреб Крайслер из стекла и стали привлекает множество взглядов. Он построен в классическом стиле – арт деко. При его создании использовали такие строительные материалы, как кирпич и нержавеющая сталь.
Для его верхушки в виде сверкающей колонны было использовано большое количество стальных элементов. Она сделана из семи арок символизирующих узоры на дисках автомобилей Крайслер.
Знаменитый орел, украшающий Крайслер-Билдинг (Jason Eppink / flickr.com)
Верхние этажи имеют очень низкие потолки и использовались только в технических целях. Исторический шпиль здания имеет длину 38 метров. В ночное время суток корона подсвечивается. Так, что Крайслер Билдинг можно увидеть со всех точек Нью-Йорка, в любую погоду и в темноте.
На протяжении всей высоты здания так же были вставлены элементы, выполненные в автомобильной тематике. Например, на углах сооружения на высоте 31-го этаже сделаны стальные орлы. Подобные фигуры в 1929 году были украшением для капотов автомобилей фирмы Крайслер.
Высота здания Крайслер Билдинг составляет 319 метров. А на уровне 61 этажа, с углов небоскреба на город смотрят знаменитые горгульи с головами орлов.
Хотя небоскреб необычайно красив издалека оформление нижних этажей скучновато. По замыслу архитектора фасад должны были украшать полосы серой, черной и белой кирпичной кладки в византийском или восточном стиле. Но, к сожалению, ограничились карнизами, показывающими устремленность вверх.
Фото и описание
Крайслер-билдинг – манхэттенский небоскрёб в стиле ар-деко. Архитектурные достоинства здания таковы, что оно признано одним из самых красивых в Нью-Йорке и США. Кроме того, это самое высокое в мире кирпичное строение.
Великолепный небоскрёб явился на свет по воле одного из легендарных американских менеджеров, Уолтера Крайслера. Начав карьеру учеником машиниста на железной дороге, он вскоре заинтересовался автомобилями. Компания «Бьюик» увидела в нём перспективного управленца и не обманулась – Крайслер проявил себя блестяще. В 1925 году он основал собственную корпорацию «Крайслер» и приступил к выпуску революционных для своего времени автомобилей – с двигателями высокой компрессии, масляным и воздушным фильтрами.
В конце двадцатых годов Уолтер Крайслер решил построить для своей корпорации самое высокое здание в мире. Проект разработал Уильям ван Ален, для которого небоскрёб оказался венцом карьеры: по окончании строительства архитектор выставил Крайслеру счёт за услуги – 6 процентов от сметы (стандартные расценки того времени), но Крайслер счёл, что это много. Ван Ален выиграл суд, однако новых заказов уже не получил, а вскоре грянула Великая депрессия, и об архитектуре ему пришлось забыть.
Крайслер-билдинг строили с бешеной быстротой: четыре этажа в неделю. Для крепления стального каркаса использовали 400 тысяч заклёпок, в стены вручную уложили почти четыре миллиона кирпичей. Однако рядом, на Уолл-стрит, 40, строилось здание Банка Манхэттена высотой 283 метра, и Крайслер мог битву за высоту проиграть. Но ван Ален использовал секретное оружие: добился разрешения поставить на здании 38-метровый шпиль с тем, чтобы его детище достигло высоты 319 метров. В глубокой тайне сооружение было смонтировано внутри небоскрёба. Ван Аллен наблюдал за его подъёмом, стоя на углу Пятой авеню и дрожа от страха: люди на улице не знали, что происходило над их головами. Но монтаж прошёл успешно и занял всего 90 минут. Крайслер-билдинг выиграл гонку за звание самого высокого здания планеты.
Подробнее о первоначальном и окончательном варианте дизайна небоскреба
В первоначальном варианте дизайна ван Ален планировал использовать выполненную в виде бриллианта стеклянную крышу в качестве украшения. Также в этом проекте было обозначено основание: выставочные окна в нем увеличены в 3 раза по высоте и имели 12 этажей над собой со стеклянными углами. Это нужно было для того, чтобы создать физический и визуальный эффект легкости, как будто небоскреб парит в воздухе. Здание первоначально должно было достигать в высоту 246 метров. Однако проект был признан чересчур опережающим время и к тому же слишком дорогим для Уильяма Г. Рейнолдса, заказчика, не одобрившего первоначальный вариант, предложенный ван Аленом. Тогда к работе приступил Уолтер П. Крайслер, работавший с ван Аленом. Он переделал дизайн здания, в котором появилось несколько дополнительных этажей. В конечном итоге высота его составила 282 метра. Поскольку Уолтер Крайслер являлся председателем Автомобильной корпорации, архитектурные детали, в особенности горгульи и статуи на здании, были выполнены в виде продуктов фирмы, которой он руководил. Например, в виде капотов Plymouth.
1. Здесь работал гламурный клуб с тайным алкоголем
The Cloud Club когда-то принадлежал к группе элитных обеденных мест Нью-Йорка на самых известных небоскребах города. The New York Times называет The Cloud Club «вдохновением для многих других». Первоначально он был разработан для Texaco, который занимал 14 этажей Chrysler Building и использовался как ресторан для руководителей. Во время открытия здесь присутствовали 300 членов бизнес-элиты Нью-Йорка.
The Cloud Club сочетал в себе разные стили: начиная от футуристического в оформлении главной столовой, заканчивая стилем Tudor в гостиной и старинной английской гриль-комнате. Возможно, из-за его дизайна, он никогда не стал таким пафосным, как Rainbow Room в Рокфеллер-центре, но у него были такие удобства, как парикмахерская и раздевалки, которые, кстати, использовали во времена сухого закона, чтобы прятать в них алкоголь. Клуб закрылся в конце 1970-х годов, и его помещения были разделены между арендаторами.
История Крайслер Билдинг
Крайслер Билдинг после своей постройки стал высочайшим зданием Нью-Йорка. Но первенство свое среди небоскребов он сохранял совсем недолго. Примерно через год состоялось открытие легендарного Эмпаир Стейт Билдинг, который имел 102 этажа, в отличие от 77-этажного здания Крайслера. Но по сравнению с новым гигантом, строительство Крайслер Билдинг не забрало ни одной человеческой жизни. Хотя техника безопасности в работах над высотными сооружениями в те времена была не лучшей.
Оформление фасада Крайслер-Билдинг (Patrick Ashley / flickr.com)
Здесь была оборудована специальная смотровая площадка для посетителей. Она располагалась на 71 этаже. Но ее закрыли в 1945 году.
В 1947 году здание было продано семьей Крайслер. Автомобильная компания Крайслера переехала в 1950. Следующими владельцами небоскреба стали лидеры недвижимости и страховая компания Нью-Йорка. У здания Крайслера с тех пор сменилось множество владельцев. Какое-то время отсюда вещались теле- и радиопередачи на верхних этажах технического назначения. Но затем эту функцию взял на себя первый по высоте небоскреб в Нью-Йорке.
До 70-го года на трех этажах был расположен «Облачный клуб». В 1976 году Крайслер Билдинг стал Национальным памятником в Соединенных Штатах. Сейчас здесь расположенных офисы многочисленных фирм, поэтому в свободном посещении только вестибюль первого этажа.
Небоскреб Флэтайрон-билдинг (Утюг) — Flatiron Building. 175 5th Av
Одно из самых знаменитых и растиражированных на миллионах открыток зданий Нью-Йорка никогда не держало ни рекорда высоты, ни какого-либо другого – за исключением, пожалуй, рекорда оригинальности. 93-метровый 21-этажный небоскреб, строившийся с 1901 по 1903 год по проекту архитектора из Чикаго Дэниела Бернхэма, отличает крайне необычная форма: он треугольный в плане, за что и получил прозвище «Утюг», приставшее за прошедший век и ко всему кварталу. Официально, впрочем, дом должен был именоваться Фуллер-билдинг – по имени заказавшей его под свою штаб-квартиру строительной компании. В конце концов даже представители «Фуллера» смирились, и небоскреб официально получил имя «Утюг». После постройки горожане довольно долгое время заключали пари: в какую сторону полетят обломки, когда сильные в этой части города ветры повалят «Утюг», но как-то обошлось. Любопытно, что у «Утюга» есть тезка в Москве, правда, всего пятиэтажный – здание бывшей «кулаковской» ночлежки в Певческом переулке, на печально знаменитой некогда Хитровке.
История Крайслер Билдинг
В Крайслер Билдинг мне больше всего понравились 2 момента. Во-первых, то, как небоскрёб выглядит снаружи, причем желательно смотреть с высоты (смотровых площадок, благо, в Нью-Йорке хватает). Во-вторых, его история, в которой были и разрушенная дружба, и вражда, и обман, и радость.
Итак, история небоскрёба началась в 1928 году. В Соединенных Штатах 20-е годы были расцветом технического и индустриального прогресса, к концу десятилетия Америка славилась своими миллионерами-промышленниками, щедро выдающими дотации на нужды города и страны, активно развивающими самые различные области индустрии. Среди них был Уолтер Крайслер, владелец одноименной автомобильной корпорации, как раз подыскивающий новое здание для офиса компании в Нью-Йорке.
К нему-то и обратился сенатор города Уильям Рэйнолдс, который к тому времени почти закончил проект строительства здания, но отчаянно нуждался в деньгах. Рэйнолдс сдал Крайслеру права на строительство небоскрёба и эксплуатацию готового здания на 84 года. Интересно то, что Крайслер решил потратить на небоскрёб свои собственные деньги, а не деньги компании. Это было сделано для того, чтобы участок и здание стали его личной собственностью и позднее перешли в наследство его сыну. Архитектор Уильям Ван Элен, разработавший чертежи, и Крайслер отныне стали работать вместе. Крайслер так воодушевился проектом, что решил расширить смету и построить не просто штаб-квартиру своей компании, а небоскрёб, который стал бы самым высоким в Нью-Йорке.
В то время в Нью-Йорке активно шло строительство ещё двух зданий, претендующих на звание самых высоких: Эмпайр-Стейт Билдинг (Empire State Building, пересечение 5-й Авеню и 34-й улицы) и Трамп Билдинг (Trump Building, Уолл Стрит). Конечная высота каждого проекта тщательно скрывалась, однако из-за утечек информации конкуренты постоянно узнавали цифры друг друга и добавляли к своим зданиям еще по несколько футов.
Крайслер очень ответственно подошёл к сокрытию информации и надолго оставил своих конкурентов гадать, насколько высоким здание будет в итоге. Строительство шло воистину семимильными шагами: в неделю возводилось 4 этажа! К слову, при таких темпах обычно не обходится без несчастных случаев, однако Крайслер Билдинг славится тем, что ни один из почти двух тысяч рабочих не пострадал во время работ.
Но когда здание было почти готово, Крэйг Северанс, архитектор Трамп Билдинг, узнал-таки планируемую высоту Крайслер Билдинг и добавил к своему проекту… 2 фута. Здесь стоит сказать, что Северанс и Ван Элен ранее были друзьями и партнерами, однако в гонке своих творений дошли до настоящей вражды. В проекте Ван Элена уже почти ничего нельзя было изменить, но он сделал гениальную вещь: решил увенчать свой небоскрёб шпилем длиной в 118 футов, что автоматически делало Крайслер Билдинг самым высоким зданием Нью-Йорка и более того, всего мира. Необходимо было держать и эту информацию в строжайшей тайне.
Ван Элен притормозил строительство, дождался, пока в проекте Трамп Билдинг не наступит точка невозврата, и тайком, в разобранном состоянии, провёз шпиль внутрь Крайслер Билдинг. Составные части шпиля были подняты на верхние ярусы и собирались уже там. Северанс в ужасе наблюдал, как из короны Крайслер Билдинг вырастает, словно травинка из земли, огромный шпиль. Шпиль собрали за рекордные 90 минут. Это был час триумфа: Крайслер Билдинг стал высочайшим сооружением в мире.
Строительство завершилось в 1930 году. Однако всего через полгода, в 1931 году, Эмпайр Стейт Билдинг обогнал Крайслер Билдинг на несколько десятков этажей, лишив Крайслер Билдинг титула самого высокого небоскрёба. Впрочем, даже на данный момент, Крайслер Билдинг остаётся самым высоким кирпичным зданием в мире.
Крайслер, несмотря на то, что получил от Ван Элена прекрасное здание, не заплатил архитектору ни цента. Он публично заявил, что во время строительства Ван Элен брал огромные взятки от субподрядных организаций и вообще небрежно относился к проекту. Ван Элен до конца своих дней не получил ни одного приличного заказа, имя его было опорочено, несмотря на всё величие его главного творения.
В данный момент здание принадлежит компании «Абу Даби Инвестмент».
Стиль и архитектурные особенности
Самым красивым небоскрёбом Крайслер Билдинг выбрали совсем не зря. Это величественное здание исполнено в стиле ар-деко — любимый стиль инженеров и архитекторов 20-30х годов XX столетия. Но не столько стилем знаменит Крайслер Билдинг, сколько своими потрясающими декоративными элементами, в первую очередь, семиярусной короной. Полукруглые элементы короны сделаны из металла и повторяют форму автомобильных дисков компании «Крайслер», в честь которой и назван небоскрёб. Более того, владелец компании таким образом решил отдать дань автомобилестроению и инженерии: Америка 20-х годов прямо-таки болела автомобилями.
Здание также украшено горгульями в форме орлов и крыльев, украшающих капот автомобилей компании.
Металлическое оформление короны было очень удачным решением с эстетической точки зрения: днем при солнечном свете создаётся фантастическая игра бликов на металле, а ночью треугольные окна короны подсвечены изнутри и свет красиво отражается в изгибах деталей.
Еще одной отличительной чертой небоскрёба является металлический шпиль, украшающий корону. Сужающиеся кверху ярусы здания как будто плавно перетекают в шпиль, создавая впечатление, что здание уходит в небеса.
Небоскрёб построен из светлых и темных кирпичей. Сочетание кирпичей в кладке не случайно: архитектору нужно было, чтобы окна здания не терялись на фасаде, а наоборот, четко выделялись, поэтому оконные проёмы строились из кирпича более темного оттенка.
Здание очень тщательно проработано во всех деталях, как экстерьерных, так и внутренних. Для отделки главного холла и лифтов была использована древесина ценных пород в сочетании с нержавеющей сталью: очень необычный и свежий микс для того времени.
Описание здания
Здание является примером ар-деко в архитектуре. Своеобразная орнаментация башни повторяет мотивы дизайна колпаков на дисках колёс автомобилей марки «Крайслер» того времени. Это один из лучших образцов периода ар-деко в архитектуре Нью-Йорка, самого красивого периода в развитии города.
Необыкновенно элегантен холл, а на вершине здания находилась обзорная площадка, заменённая через несколько лет рестораном. Но все эти предприятия перестали окупаться, когда началась Великая депрессия, и бывшая площадка обозрения была превращена в частный «Облачный клуб», откуда можно было увидеть весь Нью-Йорк. Самые верхние уровни здания узкие с низкими потолками, их создавали преимущественно для обозрения снаружи и использовали для радиооборудования и других механических и электрических аппаратов.
В своё время здание подвергалось критике за «легкомысленный» дизайн, отошедший от прямого и функционального модернизма. К примеру, наверху есть громадные серебристые статуи в виде орлов. Но в целом публика принимала здание с восхищением и увлечением и даже давало прозвища, одним из которых было «Красавица Манхэттена». Со временем небоскрёб «Крайслер» был признан многими[кем?] как наивысшее архитектурное выражение эпохи 1920-х годов.
В 2005 году нью-йоркский опросил сотню архитекторов, брокеров, строителей, критиков, девелоперов, инженеров, историков, юристов, государственных служащих, владельцев недвижимости, планировщиков и школьников с просьбой составить десятку самых любимых небоскрёбов города. Здание Крайслер-билдинг в этом опросе занял первое место.
Небоскреб Вулворт-билдинг — Woolworth Building. 233 Broadway
Миллионер Фрэнк Уинфилд Вулворт, владелец одноименной сети универсальных магазинов, обожал готическую архитектуру Европы. Особенно нравилось ему здание британского парламента, поэтому когда он решил построить новую штаб-квартиру для своей фирмы, он поручил архитектору Кэссу Гилберту создать здание в неоготическом стиле с большим количеством окон. Открывшийся в 1913 году Вулворт-билдинг полностью соответствовал желаниям владельца: 241-метровый небоскреб (бывший самым высоким утилитарным зданием мира до 1930 года) изобилует архитектурными излишествами, от фигур саламандр (символа изменений) и сов (символа мудрости) над главным входом, напоминающим врата собора, до оформления интерьеров (например, личный кабинет Вулворта был скопирован с кабинета Наполеона в Компьенском дворце). В полном соответствии с канонами средневековой архитектуры в лобби здания установлены и статуи архитектора и владельца – впрочем, как дань ХХ столетию скульптурная группа выполнена в нарочито карикатурно-юмористическом ключе: Гилберт держит в руке модель небоскреба, а Вулворт платит ему за работу монетами.
Небоскреб Рокфеллеровский центр — Rockefeller Center. Midtown Manhattan, 48th to 51st Street
Строго говоря, знаменитый Рокфеллер-центр – не здание, как думают многие, а целый комплекс из 19 небоскребов, занимающих почти девять гектаров земли на Манхэттене. Строительство началось в разгар депрессии, в 1930 году, и продолжалось девять лет – считается, что это самый грандиозный архитектурный проект новейшего времени. В возведении комплекса принимали участие 40 тысяч рабочих, а смета составляла 250 миллионов долларов – ошеломительная сумма для 1930-х (более трех миллиардов в нынешних долларах с учетом инфляции). К возведенным первоначально 14 зданиям в стиле арт-деков 60-70-е добавилось еще пять, спроектированных в т. н. интернациональном стиле.
Оригинальный фасад небоскреба
Очертания Крайслер-билдинг — это отдельная тема. Было сделано множество попыток расшифровать фасад небоскреба, в особенности шпиль, высмеивавшийся критиками как «конструкция-недоросток» с «бессмысленным сладострастием», «бессодержательным романтизмом» и «пустым символизмом».
31-й этаж небоскреба, облицованного белым кирпичом, украшает фриз автомобилей. Крылатые урны увенчивают их. Они напоминают крышку радиатора, которую имела модель Крайслера, выпущенная в 1929 году. 8 огромных металлических орлиных голов, находящиеся на следующем выступе, сторожат все стороны света, подобно защищающим символам, помещавшимся на средневековые замки.
Автомобиль является лейтмотивом здания. Он превращается, согласно задумке, в летательный аппарат, становится постепенно живым летающим существом. Отрастившие крылья урны, сделанные из металла головы орла… Шпиль в данном контексте можно истолковать как выполненное из металла оперение с фигурными металлическими панелями и треугольными окнами, являющимися его деталями.
Строительство здания
Конец 20-х годов прошлого столетия для Нью-Йорка ознаменовался интенсивным строительством высотных зданий. В воздух взмыли такие гиганты, как Эмпаир Стейт Билдинг, здание с Уолл-стрит 40 и Трамп Билдинг. Здание Крайслер Билдинг тоже не стало исключением, и приняло участие в знаменитой гонке небоскребов.
Архитектором этого замечательного строения стал Уильям ван Ален. Изначально он разрабатывал проект для Уильяма Рейнольдса, по которому высота здания составляла 246 метров. Однако все права на этот проект выкупил Уолтер Крайслер, которому требовалась штаб-квартира для собственной компании по производству автомобилей.
Небоскреб Крайслер-Билдинг (Teri Tynes / flickr.com)
Проект ван Алена первоначально предусматривал строительство небоскреба со стеклянной крышей похожей на корону, украшенную бриллиантами. Также он планировал сделать основание для строения с большими окнами и стеклянными углами, чтобы создать эффект легкости и невесомости. Архитектор хотел, чтобы это гигантское сооружение как бы парило над землей.
Позже проект был доработан, добавлены этажи, и общая высота здания должна была составлять 282 метра. К тому же некоторые элементы небоскреба призваны были подчеркнуть принадлежность его к автомобильной корпорации. Были добавлены горгульи и статуи в виде частей машин производства Крайслер, например, капотов автомобиля.
Расчистка площади под строительство и последующее возведение здания началось в 1928 году. Небоскреб Крайслер строился очень быстро – по 4 этажа за неделю. Крайслер Билдинг соревновался по высоте с крупными зданиями Нью-Йорка и мира. Соперник Алена Крэг Северанс, который добавил на свой небоскреб 15-метровый флагшток для того, чтобы хоть ненамного опередить своего конкурента по высоте. Поэтому под самый конец строительства ван Ален соорудил шпиль для Крайслера Билдинга. Он был собран внутри здания под куполом, чтобы никто из конкурентов его не видел до открытия.
Благодаря этому шпилю высота Крайслер Билдинг достигла 319 метров, а установка его заняла всего 90 минут. Такой хитрый ход позволил небоскребу опередить по высоте не только многие здания Нью-Йорка, но саму Эйфелеву башню в Париже. Официальное открытие состоялось в 1930 году.
7. В верхней части шпиля все из бетона
После выхода книги Hidden Cities Мозеса Гейтса, телевизионщики поднялись наверх здания и показали в вышеприведенном видео, что находится внутри шпиля. Гейтс говорит: «Сумасшедшая вещь заключается в том, что вы думаете о Chrysler Building как об арт-деко, блестящем, хромированном, металлическом… металлическом везде! И вот вы попадаете внутрь — и там все железобетонное. Кто бы мог подумать».
8. Вершина Chrysler Building не сделана из колпаков колес
Существует популярный городской миф о том, что шпиль Chrysler Building изготовлен из реальных колесных колпаков, но на самом деле это нержавеющая сталь. По словам Стравитца, материал был «изготовлен на листовой основе под названием Enduro KA-2 из Германии. Затем он был установлен вручную на месте с двух верхних этажей в здании. Представьте себе точность этих сложных углов!».
2. Знаменитые квартиры
На верхнем этаже располагались квартира и офис хозяина здания Уолтера П. Крайслера, который, по слухам, хвастался самым высоким туалетом в Манхэттене. А в другой квартире на 61-м этаже жила фотограф LIFE Маргарет Бурк-Уайт, известная своими фото на небоскребах в 1920-х и 30-х годах. Именно на этом этаже сама Бурк-Уайт была сфотографирована на одной из горгулий в 1934 году. Аренда квартиры была подписана компанией Time, Inc., потому что владельцы здания не хотели сдавать ее женщине, несмотря на ее богатство и славу. Маргарет платила 387,92 доллара в месяц, чтобы там жить, в то время это была солидная сумма.
Как пишет The New York Times, Бурк-Уайт наняла «своего хорошего друга, промышленного дизайнера Джона Васоса, чтобы создать стильный интерьер Art Moderne с большими встроенными элементами, приглушенной палитрой, деревом и металлом. В квартире была главная зона отдыха, ниша для стола, лестницы, выходящие на террасу. Менеджмент здания напомнил Бурк-Уайт, что ее аренда не включает доступ на террасу, и она написала: «Конечно». Но при этом приглашала бизнесменов, с которыми хотела подружиться, выпить на террасе коктейли».
Где находится Крайслер Билдинг
Крайлер Билдинг (Chrysler Building) расположен на Манхэттене, на пересечении 42-й улицы и Лексингтон Авеню (42nd Str/Lexington Ave). Добраться удобнее всего на метро, станция Grand Central Station. Вокзал Грэнд-сентрал, кстати, может служить ориентиром и в том случае, если вы едете на автобусе или идете пешком. Таксисту же достаточно сообщить название небоскрёба – Крайслер Билдинг.
Многоярусная верхняя часть здания, сделанная из нержавеющей стали, делает небоскрёб хорошим ориентиром среди всех зданий центрального Манхэттена. Он расположен ближе к восточной части острова, поэтому, если вам нужно быстро сориентироваться в центре, можно посмотреть вокруг, и, если повезёт, увидеть за зданиями узнаваемый шпиль.