Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

Как добраться до храма?

В Феодосии добраться до Церкви Святой Екатерины нетрудно – рядом находятся автовокзал и железнодорожная станция. От «Айвазовской» нужно просто пройти напрямик – около 200 м. Автовокзал тоже рядом: можно идти прямо или же пройти сперва по ул. Турецкой, а затем повернуть налево, на ул. Луначарского. В любом случае на дорогу потребуется всего пара минут, карта вряд ли потребуется.

На машине доехать до Екатерининского храма можно таким образом:

Туристу на заметку

Достопримечательности Крыма привлекают туристов не менее моря и пляжей. Множество возможностей для культурного досуга предлагает Феодосия. Церковь Святой Екатерины даст верующим возможность получить духовное наставление, а тем, кто к религии равнодушен, доставит эстетическое удовольствие нарядной архитектурой.

История церкви

Самые красивые феодосийские храмы возникали вовсе не по указке властей — их строили местные жители общими усилиями. Исключением не стала и Церковь Святой Екатерины в Феодосии, история которой начинается еще в 19 столетии. Возведение храма тесно связано с закладкой железнодорожного поселка Сарыголь — рабочие остро нуждались в культовом объекте. Крым присоединился к Российской империи во времена Екатерины II, поэтому власти решили завершить процесс 21 апреля, в день рождения императрицы. Произошло это в 1892 году.

К слову, первый церковный комплекс возводился на этом месте в 1808-1875 годах (около 70 лет). В 1892 году строительство резко ускорилось, и это при том, что синод выделил из своей казны лишь 3000 рублей. Львиную долю бюджета собрали местные жители — благодаря им церковь открыла свои двери. Изрядную лепту в богоугодное дело внесли феодосийские купцы. Вот несколько занимательных исторических фактов:

  1. Строительством объекта руководил В.К. Виноградов (в ту пору — директор мужской гимназии).
  2. Вклад в проектирование внес инженер Межников, ответственный за прокладку железнодорожного полотна.
  3. Священник Андрей Косовский вел службы в 1901-1920 гг., а впоследствии был расстрелян.
  4. Вопрос о канонизации Косовского рассматривался в 2000 году.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

Советские власти решили закрыть Церковь Святой Екатерины (Феодосия) в 1937 году. Затем началась немецкая оккупация, а после завершения войны прихожане вновь потянулись к культовому сооружению. По каким-то причинам сталинские власти решили не закрывать церковь повторно. На протяжении десятилетий достопримечательность приходила в упадок, деньги на ее модернизацию не выделялись. Реставрационные работы начались только в 1999 году, а в 2002-м верующие ступили под обновленные церковные своды.

Реставраторы не ограничились восстановлением воскресной школы при храме. В 2002 году появился целый комплекс, включающий методический кабинет, воскресную школу, гостиницу и библиотеку. Верующие регулярно посещают храм с целью паломничества.

Убранство Казанского собора в Санкт-Петербурге

У северного фасада храма можно видеть четыре бронзовые скульптуры: князь Владимир (скульптор С. Пименов), Андрей Первозванный (В.И. Демут-Малиновский), Иоанн Креститель (И.П. Мартос) и Александр Невский (С. Пименов). Бронзовые двери входа с северной стороны здания являются копией дверей крестильного дома во Флоренции. Их отливку и чеканку осуществил Василий Екимов. Замыслы архитектора по внешнему скульптурному оформлению также не были полностью осуществлены. На каменных пьедесталах по обеим сторонам колоннады должны были стоять скульптуры архангелов Михаила и Гавриила.

Интерьер храма напоминает огромный дворцовый зал. Ряды высоких гранитных колонн объединяют пространство зала. Свет, льющийся из окон, создает впечатление, что купол парит на огромной высоте.

Иконы для храма были написаны В. Боровиковским, О. Кипренским, А. Ивановым и другими известными художниками. В 1899–1900 годах перед храмом был устроен сквер.

Чем интересна Церковь Святой Екатерины для туристов?

При основании церкви использовались традиции русской архитектуры XVII века. Стиль этот подразумевает большую нарядность, использование множества декоративных деталей

Следовательно, такие строения сразу привлекают внимание. Основу плана храма составляет форма равновеликого креста

Вход расположен на западной стороне и оформлен портиком. Выше поднимается звонница, она относительно невелика. Украшением ей служит невысокая колоннада из расширенных посередине колонн.

Собор Казанской иконы Божией Матери в ФеодосииСтены сооружены на цоколе значительной высоты, по углам их разделяют колонны. Единого купола нет, его заменяют пять маленьких, что тоже типично для русских культовых объектов. Главное украшение – многочисленные резные «кокошники» по верху стеновых поверхностей и крыше. В этот декор отлично вписываются узкие стрельчатые окна. Подобные элементы – тоже составляющие русского стиля. По площади Храм великомученицы Екатерины в Феодосии рассчитан на 300 прихожан, первыми из которых были жители близлежащего поселка. Это весьма серьезные масштабы. Ныне комплекс – благодаря наличию второй церкви – может принять гораздо больше людей.

Некоторые священники, служившие тут, отметились на страницах истории. Так, А.И. Косовский, бывший настоятелем в 1901-1920 гг., ныне причислен к лику святых (Андрей Феодосийский), поскольку был расстрелян за антисоветскую деятельность. В воспоминаниях А. Цветаевой упоминается еще один служитель из этой церкви – Макарий. Протоиерей Алексей стал инициатором реставрации храма. Именно он начал и новые работы, превратившие объект в целый комплекс.

Практическая информация

Допустим, вы решили осмотреть Церковь Святой Екатерины в Феодосии — как добраться до этой достопримечательности? Самое простое решение — приехать в город на поезде или автобусе. Дело в том, что рядом локализуются авто- и железнодорожный вокзалы. От станции «Айвазовская» нужно пройти пешком всего 200 метров, и вы на месте.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

Тем, кто приехал на автобусе, мы советуем выйти на Турецкую улицу, свернуть на Луначарского и прогуляться по ней неспешным шагом. Путь отнимет около двух минут, зато вы сэкономите на общественном транспорте. На своей машине от центра Феодосии придется ехать около 16-30 минут. За посещение храма плата не взимается, но вам следует придерживаться требований дресс-кода:

  • никаких коротких юбок и топов;
  • под запретом шорты и пляжная одежда;
  • откажитесь от спортивного формата;
  • женщинам рекомендуется покрывать голову платком.

Координаты церкви (для автомобилистов) такие: 45.058539, 35.389153. Если у вас возникают вопросы к администрации, ответы можно получить по номеру +7-365-627-10-58. Перед посещением объекта сверяйтесь с расписанием богослужений, поскольку заниматься осмотром во время службы у православных считается дурным тоном. Рядом с объектом хватает отелей и гостевых домов, в которых можно поселиться:

  • гостевой дом на Луначарского (номера по 1000-2000 рублей, есть Интернет и столовая);
  • отель «Динамо» (1000-1800 за ночь, включены комплексные завтраки);
  • мини-отель на Шевченко (450-1800 руб/сут, включен трансфер, рядом пляж).

При желании можно найти скромные варианты жилья за 100-800 рублей. Мы традиционно рекомендуем задержаться в Феодосии на несколько дней — так вы лучше узнаете город и увидите много интересного. Заранее составьте план посещения достопримечательностей и приступайте к упаковке чемодана!

Конкурс проектов нового собора.

В ноябре 1800 года Павел I повелел воздвигнуть вместо церкви Рождества Богородицы соборный храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Этому решению предшествовал конкурс на лучший проект нового храма, проведенный в 1799 г. В этом конкурсе участвовали: выдающийся зодчий строгого классицизма Чарльз Камерон, только что прибывший в Россию архитектор Жан Тома де Томон и живописец-декоратор, мастер паркостроения, Пьетро Гонзаго.Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии Однако ни одному из конкурсантов не удалось найти решения, которое бы удовлетворило требованию монарха включить в проект колоннаду, подобную римской. Более всех проектов Павлу понравился проект Ч.Камерона, который задумал охватить невысокими колоннадами площадь перед западным фасадом собора без выхода на Невский проспект. В ноябре 1800 года Павел предписывает петербургскому губернатору фон Палену: «Я поручил архитектору Камерону составить проект Казанской церкви в Петербурге. Уведомляю Вас о сем для того, чтобы вы оказали ему содействие, сделав распоряжение. Благосклонный к Вам Павел». Однако вскоре произошел неожиданный поворот. 14 ноября того же года император утвердил другой проект Казанского собора, составленный малоизвестным русским зодчим А.Н.Воронихиным. Бывший крепостной графа А.С.Строганова в 1797 г. получил от Академии художеств звание академика перспективной и миниатюрной живописи и только в 1800 г., по представлению президента Академии Строганова, — звание архитектора. Не исключено, что в выборе Павла I между проектами Камерона и Воронихина сказывалась его неприязнь к Камерону, пользовавшемуся благосклонностью Екатерины II. В то же время император считался с мнением графа Строганова, который сыграл решающую роль в утверждении проекта Воронихина.Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии После долгих  творческих поисков, Воронихин находит оригинальное решение. Проект Воронихина действительно очень напоминает собор святого Петра в Риме. Однако колоннады римского храма, пристроенные Бернини через сто лет после долголетнего строительства собора святого Петра, играют вспомогательную роль, лишь формируя площадь перед собором. А колоннады Воронихина органически связаны с массивом собора и включают собор в ансамбль Невского проспекта. Купол более стройный и легкий, чем купол собора святого Петра, и во многом напоминает купол парижского Дома инвалидов или церкви св.Женевьевы (Пантеон). Кроме того, колоннады Казанского собора скрывают определенную асимметрию храма. По православной традиции главным входом в собор является западный, напротив которого, с восточной стороны, размещается алтарь. Поэтому у Казанского собора, представлявшего в плане латинский (вытянутый) крест, основной вход ориентирован не на Невский проспект — парадную коммуникацию города, а на узкую Большую Мещанскую улицу. Купол же расположен не в центре храма, а значительно сдвинут от него в сторону востока. Эта асимметрия скрыта колоннадами. Само здание собора скрывается за ними. Виден только купол, находящийся между двумя крылами колоннады, создающих зрительную иллюзию его центрального положения в самом здании. По проекту предполагалось возведение двух колоннад — с северной и с южной стороны храма и создание вокруг храма трех площадей — с северной, южной и западной сторон. Колоннады завершаются боковыми порталами — проездами со стороны набережной Екатерининского канала и Большой Мещанской улиц.Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии В связи с начавшимся строительством была реконструирована вся прилегающая территория. Собор возводился южнее церкви Рождества Богородицы, которая оставалась на месте до конца строительства собора. Работы развернулись 22 ноября 1800 г., через восемь дней после утверждения проекта Воронихина. Павел I приказал: «Для построения Казанской церкви по конформированному нами плану повелеваем составить особую комиссию, в которой присутствовать президенту Академии художеств, действительному тайному советнику графу Строганову, генералу от инфантерии и генерал-прокурору Обольянинову, тайному советнику Чекалевскому, а производить строение архитектору Воронихину». К январю 1801 года была составлена расходная смета и определены сроки строительства. Комиссия определила расходную смету в сумме 2 843 434 руб. и, подчиняясь повелению Императора, обязалась построить собор в три года. Павел собственноручно определил жалование архитектору три тысячи рублей в год. Сумма по тем времена большая, учитывая, что рабочий каменщик получал не более трехсот рублей в год.

Памятники Барклаю де Толли и Кутузову

Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

Все важные события в истории России были связаны с Казанским храмом в Санкт-Петербурге. Отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. И сюда же в июне 1813 года был доставлен прах великого полководца. Тело Кутузова было погребено в склепе, сооруженном в северном приделе храма. Рядом разместили трофейные знамена и ключи от городов, сдавшихся русской армии.

Памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли органично вписались в архитектурно-скульптурный ансамбль храма. Фигуры полководцев были отлиты из бронзы по моделям скульптора Б. И. Орловского. Памятники идентичны: полководцы изображены во весь рост, на их плечи наброшены плащи. Но если фигура Барклая изображена в ожидании, то Кутузов как бы дает сигнал своим войскам к наступлению.

История собора

Строительство собора

Файл:Bishop Pheofan Bistrov.jpg Епископ Ямбургский Феофан

Староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Гейден в 1887 году передал свою дачу «Кафа» в Феодосии в ведение Свято-Параскевиевского монастыря, и позже она получила название Казанского подворья Топловского монастыря. 24 февраля 1890 года Священным Синодом РПЦ этот дар Гейдена был утверждён за Топловским монастырём «для устройства церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и начальной школы для девочек».

Рядом с дачей жители города выделили в 1892 году участок земли, где должны были построить храм в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Однако денег на строительство храма у феодосийцев не было. Баронесса Мария Фредерикс и организатор одной из первых в России Общин сестер милосердия Марфа Сабинина подарили городу переносную церковь, которая ранее находилась в южнобережном имении Кастрополь. Церковь была освящена епископом Мартинианом в честь великомученика и целителя Пантелеимона.

26 июля 1890 года из Топловской обители в Феодосию был проведён крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, что впоследствии стало ежегодной традицией. Традиция осуществления крестных ходов была утрачена в советский период.

В 1907 году деревянная церковь Топловской обители была разобрана, а вместо неё было начато строительство каменного собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство велось по проекту архитектора Г. Л. Кейля из Феодосии, собор выдержан в традициях русско-византийского стиля. Собор был освящён в 1911 году при участии епископа Таврического и Симферопольского Феофана.

Собор в годы советской власти

После начала Гражданской войны весь Топловский монастырь с подворьем, храмами и прочими строениями оказался разграблен в 1919 году, а многие его святыни оказались утрачены. В начале Великой Отечественной войны подворье использовалось как концентрационный лагерь для советских военнопленных. До 1943 года он пребывал в запустении, а в период немецкой оккупации он оказался открыт с целью проведения богослужений для войск румынского подразделения. После вступления в Феодосию советских войск в апреле 1944 года в храме была возобновлена постоянная церковная служба.

На протяжении 1950—1960-х гг. по инициативе симферопольского архиепископа и крымского святителя Луки осуществлялось обновление собора художественными росписями, наполнение церковной утварью. Проводились также торжественные литургии. В этот период в храме служили протоиереи Иоанн Калишевич и Григорий Безталанный. С 1967 года по 2009 год отец Анатолий Чепель являлся настоятелем собора.

Современное состояние

Файл:Kazanskiy Cathedral, Feodosia, Krim.jpg

В 2004 году по инициативе игумении Параскевы, настоятельницы Топловского монастыря и по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря была восстановлена традиция крестных ходов с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию.

С 2009 года настоятелем собора является протоиерей Василий Бай.

В 2011 году в честь столетия собора в нём была проведена реконструкция, был укреплён фундамент ограды, запланировано вымащивание внутренней территории плиткой и постройка пандуса для инвалидов.

В связи с образованием самостоятельной Феодосийско-Керченской епархии, Казанский собор становится кафедральным храмом новой епархии.

Где остановиться

Отель «Феодосия» расположен в историческом центре Феодосии — древнейшего города Европы, рядом с Центральной набережной имени И. К. Айвазовского. Великолепные, оборудованные развлекательными аттракционами для взрослых и детей, галечные и песчаные пляжи Феодосийского залива удовлетворят любой вкус. Климат здесь горно-степной-морской, целебный воздух хорошо помогает при заболеваниях дыхательных путей, а источники минеральной воды уже около 100 лет успешно используются при лечении заболеваний желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы и нарушений обмена веществ.

Номера: Отель «Феодосия» предлагает своим гостям 79 комфортабельных номеров с современной отделкой и дизайном, оснащенных всем необходимым для полноценного комплексного отдыха.

Адрес: г. Феодосия, ул. Пушкина, 11

Гостиница «Виста-Феодосия»

Гостиница «Виста-Феодосия» расположена в центре Феодосии, рядом с картинной галереей Айвазовского, в 150 м от моря. Принадлежит фармацевтической фирме «ВИСТА».

Номера: Номера категории стандарт, люкс, полулюкс и апартаменты.

Адрес: г. Феодосия, ул. Куйбышева, 17-а

Частный пансион «На Украинской»

Частный пансионат «На Украинской» расположен в центре Феодосии, в тихом месте, 8 минут ходьбы до моря. Работает круглый год. Ухоженная территория.

Номера: 18 номеров. Номера на первом этаже — с террасами, на втором — с балконами.

Адрес: г. Феодосия, ул. Украинская, (бывшая ул. Войкова), 26

Архитектурные особенности храма

Церковь была построена ближе к XX веку, однако, выдержана в стиле, характерном для XVII, который предполагает обилие декора и особую нарядность архитектуры. Особенно много на стенах украшений в виде резных кокошников. В основу здания положена форма равностороннего креста. К церкви пристроена звонница.

Храм украшает пять маленьких куполов, окрашенных в голубой цвет с золотыми звездами. Сам храм белого цвета, декорирован голубым и зеленым.

Престольные праздники Свято-Екатерининского храма:

  • 7 декабря — день памяти великомученицы Екатерины;
  • 7 июля, 19 сентября и 20 января — главные праздники в честь памяти святого Иоанна Крестителя;
  • 16 декабря — память настоятеля храма священномученика Андрея Феодосийского. Также он поминается на Соборе новомучеников и исповедников Российских, день празднования которого — первое воскресенье, после 7 февраля.

Чем привлекает Церковь Святой Екатерины в Феодосии

Традиции, зародившиеся в православном строительстве еще в XVII столетии, нашли свое воплощение и в феодосийском храмовом комплексе. Внешняя нарядность сочетается с обилием декоративных фрагментов. План строения представляет собой равновеликий крест. Церковь Святой Екатерины в Феодосии, фото которой вы видите перед собой, украшен звонницей и небольшой колоннадой. Войти внутрь можно через портик на западной стороне здания.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

Единый купол у сооружения отсутствует, зато есть пять маленьких — это отличительная черта старинного церковного зодчества. Цоколь обладает значительной высотой, стены разделяются угловыми колоннами. Вот что представляет наибольший интерес:

  • резные «кокошники», расположившиеся на крыше и в верхней части стен;
  • стрельчатые окна;
  • пять синих куполов;
  • выпуклые колонны;
  • красивое внутреннее убранство.

Здание способно вместить 300 прихожан. Изначально церковь строилась для верующих железнодорожников, но со временем сюда стали приезжать паломники. Сейчас в комплексе две церкви, и количество верующих значительно возросло. Благодаря расположению прямоугольных окон в церковь проникает много дневного света. Когда вы переступаете порог, возникает ощущение праздника.

Пять усыпанных звездами куполов составляют единую структуру. Если присмотреться, вы увидите, что они складываются в общий купол барабанного типа. В этот световой барабан врезаются арочные окна. В церкви бывала Анна Цветаева, в воспоминаниях которой можно прочитать о многих интересных фактах.

Напомним, что в 2000 году решался вопрос о канонизации Андрея Косовского. Служитель пострадал от сталинских репрессий, поэтому его признали святым. Сейчас бывший священнослужитель известен под именем Андрея Феодосийского. Традиционная русская стилистика, светлая атмосфера и транспортная доступность делают объект крайне привлекательным для туристов.

Описание

Собор Казанской иконы Божией Матери в ФеодосииФото с wikipedia.org

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) – православный собор русско-византийского стиля, построенный в начале XX века в городе Феодосия, кафедральный собор Феодосийско-Керченской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата).

История собора

Строительство собора

Епископ Ямбургский Феофан

Староста Санкт-Петербургского Казанского собора граф Николай Гейден в 1887 году передал свою дачу «Кафа» в Феодосии в ведение Свято-Параскевиевского монастыря, и позже она получила название Казанского подворья Топловского монастыря. 24 февраля 1890 года Священным Синодом РПЦ этот дар Гейдена был утверждён за Топловским монастырём «для устройства церкви во имя Казанской иконы Божией Матери и начальной школы для девочек».

Рядом с дачей жители города выделили в 1892 году участок земли, где должны были построить храм в память чудесного спасения царской семьи при крушении поезда 17 октября 1888 года. Однако денег на строительство храма у феодосийцев не было. Баронесса Мария Фредерикс и организатор одной из первых в России Общин сестер милосердия Марфа Сабинина подарили городу переносную церковь, которая ранее находилась в южнобережном имении Кастрополь. Церковь была освящена епископом Мартинианом в честь великомученика и целителя Пантелеимона.

26 июля 1890 года из Топловской обители в Феодосию был проведён крестный ход с иконой Казанской Божией Матери, что впоследствии стало ежегодной традицией. Традиция осуществления крестных ходов была утрачена в советский период.

В 1907 году деревянная церковь Топловской обители была разобрана, а вместо неё было начато строительство каменного собора во имя Казанской иконы Божией Матери. Строительство велось по проекту архитектора Г. Л. Кейля из Феодосии, собор выдержан в традициях русско-византийского стиля. Собор был освящён в 1911 году при участии епископа Таврического и Симферопольского Феофана.

Собор в годы советской власти

После начала Гражданской войны весь Топловский монастырь с подворьем, храмами и прочими строениями оказался разграблен в 1919 году, а многие его святыни оказались утрачены. В начале Великой Отечественной войны подворье использовалось как концентрационный лагерь для советских военнопленных. До 1943 года он пребывал в запустении, а в период немецкой оккупации он оказался открыт с целью проведения богослужений для войск румынского подразделения. После вступления в Феодосию советстких войск в апреле 1944 года в храме была возобновлена постоянная церковная служба.

На протяжении 1950–1960-х гг. по инициативе симферопольского архиепископа и крымского святителя Луки осуществлялось обновление собора художественными росписями, наполнение церковной утварью. Проводились также торжественные литургии. В этот период в храме служили протоиреи Иоанн Калишевич и Григорий Безталанный. С 1967 года по 2009 год отец Анатолий Чепель являлся настоятелем собора.

Современное состояние

В 2004 году по инициативе игумении Параскевы, настоятельницы Топловского монастыря и по благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря была восстановлена традиция крестных ходов с иконой Казанской Божией Матери из Топловской обители в Феодосию.

С 2009 года настоятелем собора является протоиерей Василий Бай.

В 2011 году в честь столетия собора в нём была проведена реконструкция, был укреплён фундамент ограды, запланировано вымащивание внутренней территории плиткой и постройка пандуса для инвалидов.

В связи с образованием самостоятельной Феодосийско-Керченской епархии, Казанский собор становится кафедральным храмом новой епархии.

Отмечается лёгкость и изящность архитектурного облика собора, создаваемая полукруглыми завершениями стен, тонкими колоннами в углах здания. Купол здания выполнен в византийском стиле и напоминает шлем русского воина. Световой барабан содержит десять арочных окнон. Внутреннее убранство собора рассматривается как достаточно богатое, в частности, таковой является его художественная роспись, в которой представлены евангельские сюжеты с изображениями Иисуса Христа и Девы Марии, Святых Великомучениц Екатерины и Варвары, а также Святого Великомученика Пантелеймона. Алтарь обрамлён богатым иконостасом, со сторон которого расположены Святые образа Казанской иконы Божией Матери, Пресвятой Троеручницы, Пресвятой заступнице Путешествующих, Тихвинской иконы Божией Матери.

Архитектура и убранство собора

Внутреннее убранство собора

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы: на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады.
Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращён западный фасад собора.

Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из . Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине. Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора. Ниже железного купола расположены ещё два кирпичных. Построенный до разработки методов статического расчёта стержневых конструкций, этот купол является примером удачного интуитивного проектирования.

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским.
Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.

Впечатления современников

Цитируется по книге — Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть — М.: Кника, 1990. – 384 с. – С. 211

Примечателен был иконостас главного придела. Сооружённый в —1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона взамен первоначального, воронихинского, он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. В ходе изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Интерьеры храма и его архитектура

Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

Перед тем, как было начато строительство собора, император высказал следующее пожелание: храм должен был походить на римский собор, освященный в честь Святого Петра. Это желание было исполнено: колоннада Казанского собора действительно напоминает колонны знаменитого ватиканского храма.

Колоннада петербургского собора состоит из девяноста шести колонн. Помимо того, что она придала храму сходство с итальянским собором, она еще и позволила архитектору решить одну непростую задачу. Дело в том, что в православных церквях вход традиционно размещается в западной части здания, а алтарь — в восточной; проспект же, на котором возводился собор, протянулся с запада на восток. По этой причине храм фактически стоит боком к проспекту, но это незаметно благодаря колоннам, украшающим северную (то есть, боковую) часть церкви. Кстати, точно такими же колоннами архитектор планировал украсить храм и с южной стороны, но ему по ряду причин не удалось довести свой замысле до конца.

Диаметр купола собора — почти восемнадцать метров. Его образуют два ряда ребер, изготовленных из железа. А под огромным железным куполом находятся еще два, эти купола построены из кирпича. Что интересно, все перечисленные купола были построены еще до того, как появились методы статического расчета таких конструкций. Можно сказать, что удачно спроектировать купола архитектору помогла интуиция.

Стены собора облицованы особым туфом, добытым в районе Гатчины. С двух сторон от гигантской колоннады сохранились пьедесталы. Когда-то на них стояли скульптуры, изображающие ангелов. Они были изготовлены из гипса и, согласно плану строителей, их должны были заменить аналогичные бронзовые изваяния. Но эти планы так и не осуществились. В 20-е годы XIX века гипсовые скульптуры были убраны, но по ряду причин установка новых не была произведена.

Туристов впечатляют фасады собора, но не разочаровывают и его интерьеры. В храме установлено более полусотни колонн. Они изготовлены из розового гранита, их украшают позолоченные капители. Производят на входящих впечатление и барельефы начала XIX столетия. Образа храма написаны знаменитыми живописцами того же периода времени. Говоря об образах, нельзя не упомянуть и о самой главной святыне храма. Ею является, как уже было сказано выше, список знаменитой чудотворной иконы, в честь которой и был освящен собор.

Мусульманские мечети

Мечеть Муфти-Джами

Адрес: Караимская улица, 1

Из всех многочисленных мусульманских храмовых сооружений османского периода существования Феодосии хорошо сохранилась только соборная Мечеть Муфти-Джами. Это строение начала 17 столетия в русский период феодосийской истории принадлежало армянской общине, но сегодня оно вновь отдано мусульманским верующим.

Собор Казанской иконы Божией Матери в ФеодосииМусульманская мечеть Муфти-Джами. 17 век

Эта мечеть имеет традиционный вид мусульманского турецкого храма. Мы видим здесь и высокий каменный минарет, и полуовальный купол, и красивую крытую галерею с колоннами.

Эта мечеть находится недалеко от Морсада и к ней непременно сворачивают все находящиеся здесь туристы.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

История храма

С 1737 года в центре города стояла барочная Рождественская церковь. Внутри небольшого придворного храма хранился список с почитаемой верующими иконы Казанской Богоматери. При дворе сложилась традиция отмечать в этом храме самые значимые военные победы русской армии.

Прошло время, и придворная церковь сильно обветшала. Ее вид никак не отвечал парадному облику представительного Невского проспекта. В конце XVIII столетия известные зодчие Николай Львов и Джакомо Кваренги подготовили проект реконструкции здания, но он так не был осуществлен.

При Павле I решили не заниматься переделками, а построить новый храм. Причем российский государь хотел, чтобы он походил на знаменитый на всю Европу римский собор святого Петра. Для реализации амбициозного проекта провели конкурс и выбрали проект архитектора, который был крепостным у влиятельного графа Александра Строганова.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

Молодой Андрей Воронихин подавал большие надежды, поэтому ни у кого не вызывало сомнений, что он сумеет справиться с непростой задачей. Сам граф Строганов возглавил попечительский совет, который был должен заниматься всеми вопросами строительства. Воронихину предстояло учесть пожелания императора и в то же время не отойти от канонов, принятых в Русской православной церкви.

Чтобы расчистить площадку для строительства, на Невском проспекте снесли 11 жилых домов. Огромный храм возводили 10 лет. В 1811 году он принял первых верующих.

На материалы и работы было истрачено 4,7 миллиона рублей, а талантливого архитектора наградили орденом и пожизненной пенсией. Священников, которых назначили служить в храме, поселили в доме на пересечении Казанской улицы и Невского проспекта.

Российские императоры выказывали особое почтение нового собору. Александр I принял участие в его закладке и получил от Строганова ключи от готового храма. Внутри здания для царских особ и членов их семьи существовало особое место.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

Отделкой храма занимались до 1829 года. Всеми работами руководил опытный мастер Огюст Монферран. Для украшения интерьеров строители использовали золото, серебро, редкие породы дерева, рижский известняк, сердобольский гранит и мрамор из Олонца. До конца XIX века в храме дважды проводили капитальный ремонт, реставрировали настенные росписи и иконы.

К сожалению, не обошлось без трагедий. В 1913 году, когда по всей стране отмечали 300 лет правящей династии, в кафедральный храм пришло много верующих. На ступенях при входе началась сильная давка. Газеты писали, что погибло 34 человека. Жители Санкт-Петербурга сочли это дурным знаком. По городу поползли слухи, что правление Романовых скоро подойдет к концу, и через четыре года недобрые пророчества сбылись.

После революции во всех российских храмах изымали церковные ценности – дорогие иконы, оклады и богослужебную утварь. Во время этой акции бесследно исчез большой церковный иконостас, на изготовление которого ушло 640 кг серебра.

Собор Казанской иконы Божией Матери в Феодосии

В 1930-е годы в СССР развернули активную антирелигиозную кампанию. Старинный собор закрыли для верующих и превратили в музей. Здесь выставили экспонаты антирелигиозной выставки, первоначально созданной в Зимнем дворце.

Музей, посвященный истории религии и атеизма, просуществовал в культовом здании почти 60 лет. В 1991 году коллекции переместили в бывший дом графа Сергея Ягужинского на Почтамтскую улицу, 14, а в церкви возобновили службы. Через несколько лет собор получил статус кафедрального храма епархии.

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит