Внутреннее оформление храма
Стены Спасского собора расписали почти через полвека после его постройки. Художниками были местные и московские зодчие. Сегодня это один из немногих русских православных храмов, оформленных фресковой росписью в прижизненный период Ивана Грозного. В сохранившейся храмолетописи указана точная дата росписи и имеется перечень имен художников. Согласно этого списка первыми известными ярославскими храмовыми художниками являются братья Сидоровы.
Информационный текст храмолетописи
Как уже отмечалось, идеологическое значение Спасского монастыря в середине 16 века было довольно велико, поэтому внутреннему эстетическому оформлению его главного храма придавалось исключительное значение. Возможно, что Иван Грозный так же принимал участие в решении данного вопроса наряду с митрополитом Макарием.
Уровень фресковой росписи был достаточно высок как в художественном так и в духовном отношении. Интересно рассматривать композиционные сцены Преображения, Покрова Богородицы, сюжеты о Сорока мучениках Севастийских и Семи Вселенских соборах, выполненных более трех столетий назад. Здесь присутствует одно из первых живописных изображений Саваофа. Очень живописен и крылатый Иоанн Предтечи.
Изображение Крылатого Иоанна Предтеча
Сам стиль росписи очень близок к византийской. Центральный купол украшен традиционным изображением Вседержителя. Барабанные простенки заполнены изображениями праотцов, паруса – образами евангелистов.
Росписи центрального купола
Подпружные арки заполнены образами апостолов, а в сводах – композиционные сюжеты некоторых православных праздников. Столпы расписаны изображениями русских князей, воинов из Византии и образами преподобных.
Фрагмент росписи храмовых столпов
Преображению Господня посвящена восточная часть свода. Западная стена центральной храмовой территории целиком занята картинами Страшного суда, в то время как стены северной и южной сторон состоят из четырех ярусов, нижний из которых является орнаментальным.
Стеновая роспись Спасо-Преображенского храма
Очень необычен фон евангелистских сюжетов, который представлен чаще всего в виде западноевропейских архитектурных кулис.
Сюжетная композиция фресковой росписи
Специалисты четко делят все росписи Спасского храма по манере их написания на две части. К первой части относятся центральная глава, своды и алтарная часть, которые выполнены, скорее всего, царскими мастеровыми. Эту живопись, написанную в сдержанном колорите, отличает высокое мастерство, очень крупный масштаб изображений, точность рисунка, выраженная рельефность ликов.
Крупномасштабный образ Саваофа
При создании образов часто употребляются изображения в профиль с крупными круглыми глазами, крючковатыми носами и тяжелыми подбородками. Фоны преобладают в темно-синем варианте, а основной колорит составлен из коричневых, желтых, зеленых, синих и белых красок.
Масштаб стеновых и столпных изображений центрального храма значительно мельче и отличается другой художественной направленностью и мягкой пластикой рисунка. Эти композиции в большинстве своем многолюдные и разноракурсные, имеют удлиненные пропорции тел и правильные иконописные лики – и все это выполнено в более светлых тонах.
Мелкомасштабная роспись
В обеих композиционных группах, объединенных одинаковыми левкасами, фонами, характерными разгранками и надписями, выделяются довольно индивидуальные почерки отдельных мастеров.
Надо отметить, что уникальная роспись Спасского собора оказала сильное воздействие на роспись остальных храмов Ярославля, таких как Церковь Николы Надеина и Николы Мокрого, Ильинского храма и т.д.
К сожалению, в результате многочисленных перестроек храма в 18-19 веках часть фресковых росписей была безнадежно утрачена, часть была покрыта сверху масляными красками. Интересно, что среди настенных изображений имелся очень редкий образ Христофора с песьей головой. После запрета Синодом подобных изображений в 18 веке этот образ был переписан. Восстановление фресок 16 века шло очень длительное время — практически в течение всего 20 столетия.
Одна из уникальных фресок Спасского собора
Сегодня посетить этот недействующий храм, являющийся музеем Ярославского исторического заповедника можно только в летнее время – с мая по октябрь по расписанию работы самого заповедника, которое можно уточнить на его официальном сайте. Традиционно часы работы собора продолжаются с 10.00 до 18.00 ежедневно, кроме среды. Но в дождливую погоду храм тоже может быть закрыт.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
История создания храма
Ярославль, пожалуй, как ни один из других крупных российских городов, богат памятниками храмовой архитектуры. Церкви начали возводиться здесь с момента основания города, сначала на территории Ярославского кремля, а затем и на посадских землях. Понятное дело, что изначально все эти сооружения были деревянными, кроме кафедрального Успенского собора. А деревянные конструкции легко сжечь, что и происходило с ярославскими церквями во время многочисленных пожаров и нападений извне.
Последнее массовое разорение посадской территории произошло во время польско-литовского нападения 1609 года, когда Земляной город, он же посад, был почти полностью варварски уничтожен. После установления мирной жизни в первой половине 17 столетия в Ярославле началось возведение каменных храмов. Сначала их строили исключительно состоятельные люди, позже и некоторые ремесленные слободы (Подробнее см.Храмы Ярославля)
Ярославль в 17 веке
Там, где стоит сегодня Церковь Николы Надеина, когда-то существовал храм Николая Чудотворца, но он сгорел в 16 веке, после чего построился новый, так же деревянный, но называемый теперь Церковью Благовещенья. В самом начале 20-х годов 17 века, чуть-чуть отойдя от страшной сумятицы Смутного времени, один из богатейших городских купцов решает возвести каменный храм на волжском берегу. Звали этого купца – Епифанием Светешниковым, а вторым его мирским именем было имя Надея, которое и сохранилось в названии возведенного храма.
Надея Светешников считался одним из богатейших и знатнейших людей всего государства. Его торговый дом приносил колоссальные прибыли, часть которых без каких-либо потерь можно было потратить на сооружение храма и заручиться, таким образом, божьей поддержкой в крупных коммерческих делах.
Храм Николы Надеина. Фото фрагмента
Строить храм Надея пожелал на волжском берегу взамен пострадавшей деревянной Благовещенской церкви. Было это в 1620 году. Существует легенда, что во время начавшегося строительства, к берегу прибило старинную икону с образом Николая Угодника. Это был добрый знак и явный божественный промысел. Икону, извлеченную из воды, принесли в строившийся храм, и спустя некоторое время признали чудотворной. Поэтому главный храм первого каменного посадского храма был освящен именно в честь Николая Чудотворца.
Строительство храма осуществляли, по всей видимости, московские мастера, которые в тот период работали в Спасо-Преображенском монастыре. Светешников нанял их для осуществления своего грандиозного замысла. Церковь строилась как холодная летняя, а рядом с ней — чуть позже, была сооружена деревянная теплая церковь Рождества Иоанна Предтечи, перестроенная к концу 17 века в каменную. Теплый храм был сооружен на деньги другого купца – Н.П.Холщевникова. Но эту церковь история не сберегла. Она была уничтожена в советский исторический период.
После революции жизнь храма была, как и повсеместно, более чем сложной, часть помещений использовалось под жилье. Но уже в 1935 году главное здание было оценено, как имеющее историческую ценность и стало охраняться государством. Но все остальные храмовые строения были разобраны. Близлежащие окрестности застроились жилыми постройками, скрывшими за своими силуэтами древнейший ярославский храм.
Декор Колокольни
В конце 30-х годов в храме находился музей Ф.Волкова, в годы войны — аптечный склад, а в подклете хранились овощи. В 60-е годы, после включения храма в состав Музея-заповедника, он был открыт для посетителей как музейный храмовый филиал.
История строительства церкви Иоанна Предтечи
XVII век стал для Ярославских земель временем расцвета. Здесь активно развивались ремесла. И примерно треть всех ремесленников были кожевниками, то есть занимались выделкой кожи. Местные мастера умели делать юфть (кожу лучшей выделки) такого качества, что ее охотно приобретали богатые купцы из Англии и Голландии. Поэтому ярославские кожевенники, а также обувщики и скорняки богатели.
Главный вход в церковь
В 1658 году в Ярославле произошел очень большой пожар, унесший много городских построек. Сгорело почти 30 церквей, 3 монастыря и около полутора тысяч гражданских домов. Но после пожара Ярославль быстро восстанавливался, и горожане отстраивали все новые храмы. Возвести новую церковь захотели и жители расположенной в городском пригороде Толчковской слободы. Здесь жили в основном кожевники, и название слободы возникло от их промысла. Ведь для выделки кож необходима была краска для дубления, а получали ее толчением древесной коры.
Считается, что раньше в Толчкове находились строения Вознесенского женского монастыря, который был разорен польско-литовскими войсками в 1609 году. А потом стоял деревянный Предтеченский храм. Рядом с ним, в память об утраченной обители слободские жители и решили выстроить зимнюю Вознесенскую церковь. Но деревянный Предтеченский храм спалил очередной пожар. И жители Толчково остались вообще без церкви.
На пепелище вначале возвели небольшой сделанный из дерева Вознесенский храм и начали собирать средства на постройку каменной церкви. Кто-то жертвовал храму деньги, кто-то — слитки серебра или торговую лавку, дорогие кружева или огород с постройками. Вклады принимали в любом виде, в том числе и рабочими руками. Получалось, что новую церковь возводили «всем миром». Так будущей церкви были переданы ценные Царские врата из Казани и несколько старинных, богато украшенных икон.
Общий вид на церковь и колокольню с востока
Разрешение на начало строительства и возведение для этих целей двух кирпичных заводов было дано царем Алексеем Михайловичем. А само строительство растянулось на 16 лет. Главная причина этого была в необходимости кропотливо выполнить сложный архитектурный проект, отделку и роспись. И, наконец, в 1687 году два храма – большой летний в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и зимний маленький в честь Вознесения Господня были готовы.
Внутреннее храмовое оформление
Стеновая роспись
Интересно, что и внутренняя роспись храма Николы Надеина была осуществлена значительно раньше, чем в остальных посадских церквях. Уже в начале 40-х годов 17 столетия двадцать иконописцев из Костромы и Нижнего Новгорода, из Ярославля и Москвы, начали работу над росписью храма, причем стены всех архитектурных сооружений – главного храма, галерей, приделов – расписывались одновременно.
Настенная роспись храма
Работой артели руководил костромской иконописец Любим Агеев. Все имена этой художественной бригады сохранены в памятной надписи на южной храмовой стене. Тематика росписи была весьма разнообразна, что характерно для храмов 17 века. Сюжетных миниатюр здесь начитывается порядка 450-ти.
Купол главного храма содержит изображение Вседержителя, барабан расписан образами праотцов и пророков. Далее мы увидим изображения евангелистов и апостолов, святителей и преподобных.
Фрески храма Николы Надеина
Сюжетами росписей являются иллюстрации проповедей и псалмов, изображения русских князей в богатых одеждах и святых патронов из новой царской династии Романовых.
Пятиярусная роспись стен строго делится на определенные составляющие – три яруса несут сюжетное содержание, четвертый – это растительный орнамент, а самый нижний оформлен в виде традиционного подзора.
Фресковые сюжетные росписи стен в храме
Поскольку главный храм освящен в честь Николая Угодника, то основная тематика изображенных сцен – это описание жития данного святого – фрагменты его жизни и совершенные им чудеса.
Сюжеты чудес, совершенных Николаем Угодником
Композиционные росписи Благовещенского придела иллюстрируют жизнь Богородицы, но деления на ярусы здесь нет. В росписи паперти этого придела видны знакомые фигуры Петра и Февронии Муромских, Макария Унженского, Александра Свирского и многих других святых. Есть сюжеты и на тему ветхозаветных сюжетов – Адам и Ева, Всемирный потоп, Святая Троица и т.д.
Сюжет Подвигов покаяния монастырских затворников в Благовещенском приделе
Подобное фресковое оформление интерьера в ярославских храмах было единственным довольно долгое время. Только в 80-х годах начали расписывать и стены других храмов – Рождества Христова, Ильинского и т.д.
В конце 19 века палехские иконописцы обновили фрески, полностью перекрыв их новыми красками, но придерживаясь первоначальных контуров. Современные реставраторы пытаются найти первоначальный слой под краской 19 века хотя бы частично, но извлекать подлинный слой 17 века очень трудоемкое занятие.
Иконостас
Как и в других ярославских храмах, первоначальный тябловый иконостас церкви был со временем заменен на барочный. Это произошло в середине 18 века, во время правления Елизаветы Петровны. Но элементы первого иконостаса можно рассмотреть за третьим ярусом.
Царские врата и иконостас, выполненные по рисункам Ф. Волкова
Очень необычно, не в традициях ярославских храмов, была выполнена и алтарная преграда с Царскими вратами. Рисунок для нее выполнил один из церковных прихожан, прославившийся впоследствии на всю страну. Это был создатель первого российского театра Федор Волков, который сам рисовал декорации для своего развивающегося театра, а тут решил еще и активно поучаствовать в оформлении посещаемой им церкви.
На Царских вратах выполнен удивительный рельеф на тему Тайной вечери. А общее композиционное оформление приалтарной территории напоминает сцену театра в окантовке занавеса, собранного в драпировку.
Царские врата — фрагмент
Большинство иконных образов на иконостасе созданы в 17 столетии, но есть здесь и редкие экземпляры, датируемые 16 веком.
Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Предтечи
Проект Иоанно-Предтеченской церкви типичен для ярославских церквей. Это четырехстолпный храм с пятиабсидным алтарем, окруженный с трех сторон одноэтажными крытыми галереями. Грандиозность и величественность постройке придает то, что два придела были выполнены вровень с основным объемом. На храме установлено пять больших глав, и по пять маленьких имеет каждый из приделов.
К сожалению, автор проекта и руководители возведения этого замечательного храма нам не известны. Но сохранились имена тех мастеров, которые занимались внутренней росписью церкви. Известно, что над фресками работало 16 изографов, которыми руководили потомственный иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов и молодой мастер Федор Игнатьев. Плеханов к тому времени прославился своими росписями больших храмов в Москве, Ростове Великом, Троице-Сергиевской Лавре и Вологде.
Причем по качеству проработки сюжетов понятно, что иконописцы имели прекрасное богословское образование. В алтарной части храма ими были сделаны 18 композиций по теме «Толкование литургии». Всего же в церкви насчитывают более 500 сюжетных картин. Такой объемной и качественной стенописи нет более нигде в мире. Примечательно, что иконописцы, чтобы сделать библейские сюжеты понятнее простым людям, добавляли много характерных русских деталей – принятые в те времена фасоны одежды и повседневные орудия труда. Сама роспись заняла всего один год. Это говорит о высочайшей квалификации работавших в церкви мастеров.
Церковная колокольня
Внешний декор храма поражает великолепием. Украшающие его стены объемные узоры сделаны из изразцов и специально изготовленного фигурного (или лекального) кирпича. Создается впечатление, что храм словно «обернут» роскошным персидским ковром. Такой стиль, называемый русским или московским узорочьем, сформировался в XVII веке. Для него характерны сложность композиции, затейливость форм и обилие декора.
Рядом с церковью стоит высокая 45 м колокольня, построенная на рубеже XVII-XVIII вв. Два ее нижних яруса – закрытые, а четыре верхних открыты и декорированы затейливыми резными аркадами. Архитектурный стиль, примененный при строительстве колокольни, — московское барокко. В XVII веке он органично пришел на смену русскому узорочью. Колокольня гармонично сочетается с церковью потому, что разделение на ярусы у этих двух строений совпадает. Храмовую территорию окружает частично сохранившаяся ограда с возведенными в стиле московского барокко Святыми воротами.
Ризоположенческий придел
Эта часть церкви имеет форму куба, с каждой стороны которого сделаны окошки с наличниками, а по углам красивые кокошники. Сверху куба построен восьмерик, также украшенный окошками с наличниками. На нем возведен изящный шатер, все восемь граней которого имеют параллельные выступы, придающие ему особую архитектурную легкость.
Внутри стены придела украшены многочисленными росписями, повествующими об истории драгоценной реликвии – Ризы Христа, фрагмент которой здесь хранится. Кроме росписей, во всех приделах и в храме имеются роскошные паникадила, самое большое весом около 170 кг, а меньшие весом почти 80 кг каждое.
История строительства Успенского собора
В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения». В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его. Это была первая каменная постройка в Ярославле.
Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно. Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками. Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.
В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.
В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру. По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях». В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.
XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества. Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего. Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.
В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки. Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.
В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.
В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью. В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров. Внизу была сделана арка для проезда.
На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.
Внутреннее убранство Успенского собора
7.Ярославский Федоровский Кафедральный собор
Говоря о строительстве храма, нельзя не упомянуть сказание, в котором рассказывается история его возникновения. Иоанн Плешаков, обычный горожанин, заболел, и во сне ему явились несколько мужей. Они повелели ему явиться в Кострому к иконе Федоровской Божьей Матери и заказать с нее список. Так же велено было ему возвести храм. Его строительство и было начато в 1683 году. Изготовление списка было возложено на иконописца Гурия Никитина. Земля же под церковь была предоставлена Иваном Денисовским, так как она находилась в его собственности. Этот храм поистине можно назвать народным : в его строительстве принимали участия почти все горожане, от простых людей до купцов. Строительство его было окончено в 1687 году. Примечательно, что храм не был закрыт даже в советское время. Почти все внутреннее его убранство практически полностью сохранилось до наших дней.
Советское время
В строительной деятельности советского времени акцент сместился с общественных зданий на многоквартирные дома (или, как их называли в 1920-е, «жилые комбинаты»). Уже в 1920-е строятся два экспериментальных поселка для рабочего класса — «соцгород» для работников РАК иБутусовский посёлок — пример архитектуры конструктивизма.
К этому же направлению можно отнести клуб «Гигант» с непритязательно-упрощёнными фасадами и несколько жилых «домов с арками», возведённых по постконструктивистским проектам архитекторов Москвы и Ленинграда.
Обширный комплекс Государственного банка занял собой целый квартал перед Спасо-Преображенским монастырём.
Один из ярославских «домов с арками» (архитектор М. П. Парусников, 1934)
В середине 1930-х ярославских архитекторов занимает тема «большого ордера».
Застройка улицы Советской и ряда других крупных магистралей варьировала стилизации под ренессанс, классицизм,неоклассицизм. Крупные общественные здания вроде здания областного УВД и гостиницы «Ярославль»выделялись упрощёнными ордерными формами «тоталитарного классицизма».
После окончания войны в Ярославль приходит «сталинский ампир», главной приметой которого стали многоярусные башни со шпилями (вокзал «Ярославль-Главный»). Ленинградские архитекторы подготовили проект регулярной застройки проспекта Ленина и ряда других улиц с высотными доминантами. Активно велось озеленение центральной части города.
Послесталинский период ознаменовался дальнейшим вторжением в старые кварталы города сугубо современных зданий, выбивающихся из исторической застройки.
Таковы гостиница «Юбилейная» на набережной Которосли рядом со Спасским монастырём, Театр юного зрителя и соседнее с ним высотное здание в гуще старого города, жилые дома на Волжском спуске и безликая «хрущёвка» в Рубленом городе.
К удачам можно отнести комплекс Речного вокзала на Волжской набережной с изящной часовой башней и представительное здание Обкома КПСС, органично вписавшееся в ансамбль Советской площади (проект удостоен Государственной премии РСФСР).
Архитектура и внутреннее убранство церкви Рождества Христова
Храм состоит их основного объема с пятью главами и отдельно расположенной колокольни, которая играла роль Святых ворот в ограде всего комплекса. Сама церковь имеет высокий подклет и окружена с трех сторон двухярусной галереей. На нее можно подняться с запада, через нарядное домообразное крыльцо с двухскатной крышей. Северная и южная части галереи обустроены храмовыми приделами.
Колокольня церкви Рождества Христова вид с боку
Интересно, что многие архитектурные приемы, примененные при строительстве этой церкви, не использовались более нигде. Храм живописно выглядит со всех сторон, но особенной красотой выделяется его западный фасад. Здесь опоры высокого подклета сделаны в виде выразительных восьмигранных столбов. Отлично смотрится также широкий карниз, который отделяет закомары, и лаконичные аркатурные пояса на барабанах церковных глав. Некоторые особенности здания выдают работу мастеров на начальном этапе ярославского зодчества. В те времена строители не пользовались лекалами, поэтому арки на галереях церкви еще не имеют четкого рисунка.
Декор храма считается уникальным прежде всего тем, что в нем впервые зодчие Ярославля применили полихромные поливные изразцы. На фасадах колокольни, галерей и крыльца использована керамика разной формы – ленты, затейливые четырехугольники и розетки. А яркая цветная черепица покрывала церковные главы.
Из керамических изразцов составлена также примечательная храмозданная надпись, которая сохранилась до наших дней. Она опоясывает основной объем церкви по фасадам и находится под основанием закомар. Считается, что эта надпись обошлась купцам в немалые деньги, так как каждый ее слог требовал от мастеров изготовления отдельного клише. Здесь увековечены имена государя Михаила Федоровича, ростовского митрополита Варлаама, а также имена всех ктиторов – Гурия и Дружины Назарьевых и трех наследников Гурия, трудами которых было завершено строительство. Это, пожалуй, первый случай в истории, когда в храмозданную надпись включались имена неродовитых по тем временам людей купеческого сословия. Позже, чтобы буквы были более заметны и ярче выделялись на белом фоне, их не раз прописывали масляными красками.
Церковь несколько раз капитально перестраивалась. И сегодня она дошла до нас без четырех боковых глав на основном объеме и без крутой аркады, которая некогда соединяла здание колокольни с четвериком. К тому же, изначальное подзакомарное покрытие по традиции переделали на более практичное четырехскатное. Храмовый иконостас тоже меняли несколько раз, однако несколько самых первых икон удалось сберечь. Поэтому сегодня Рождественская церковь является единственным иконописным храмовым ансамблем, сохранившимся в городе с первой половины XVII века.
Очень примечательна столпообразная церковная колокольня, у которой нет аналогов в древнерусском зодчестве. Она имеет прямоугольное основание, богато декорированный ярус звона и шатровый верх, общая высота которых превышает 38 м. Это культовое здание играло сразу несколько ролей – звонницы, въездных ворот, небольшого храма «под колоколы», а также башни с часами. Внутри колокольни была устроена сложная система лестничных переходов.
С обеих сторон от центрального шатра на колокольне установлены две изящных башенки, также увенчанных небольшими шатрами. Такая композиция подчеркивает устремленность всей постройки ввысь. В шатре колокольни прорезаны слуховые окна – люкарны, которые обрамлены красивыми объемными наличниками. Особо интересным, нигде больше не встречающимся элементом декора, являются расположенные на западном фасаде парные столбики, которые похожи на небольшие минареты.
Колокольня церкви Рождества Христова вид с тыла
Сохранились сведения, что в начале XX века на звоннице находились 8 колоколов. Самые старые из них были отлиты голландскими мастерами еще в середине XVII века. А самый большой колокол весил порядка 100 пудов. Однако, во время борьбы советской власти с религией эти колокола сняли и переплавили.
Третий собор
В 40-х годах 17 века по царской воле было решено разобрать прежний Успенский храм в связи с его обветшалым состоянием, а новый возвести неподалеку. Над церковным подклетом, являющимся хранилищем казны, и с частичным использованием храмовых стен было построено местное здание казенной палаты.
Очередной, третий по счету Успенский храм (1646 г.) был очень скромным невысоким сооружением, с одним этажом и без подклета. Около него возносится вверх на 55 метров Колокольня. Этот храм просуществовал совсем небольшой временной промежуток. Самое страшное ярославское пожарище 1658 года сильно повредило его, особенно крышу с главами.
История Богоявленской церкви
Первоначально там, где теперь стоит храм, располагались обычные дворы посадских жителей. В начале XVI века указом царя Василия III эти земли были переданы в ведение Спасо-Преображенского монастыря, который построил здесь деревянный Богоявленский храм и монастырский конюшенный двор. А уже в XVII веке, после польско-литовского нашествия, в самой маленькой слободке обители стали жить «монастырские люди». И ее стали называть по церкви — Богоявленской.
Вид на церковь с востока
По другим историческим исследованиям, Богоявленский деревянный храм стоял здесь с XIII века. То есть еще со времен домонгольского периода в истории Руси.
Кирпичный храм начали возводить в 1684 году, и строительство его заняло 9 лет. По тем временам оно было очень дорогим и требовало большого количества денег. Они нашлись у местного именитого купца, члена ярославской «гостиной сотни» Алексея Абрамовича Зубчанинова. Интересно, что его предки были «закладчиками» Спасо-Преображенской обители. То есть людьми, вложившими средства в строительство этого монастыря. А значит Зубчанинов представлял целую династию ярославских благотворителей. Кроме купцов, в роду Зубчаниновых были также монахи и священнослужители.
Купец владел в Ярославле 24 лавками, где торговали хорошо выделанной кожей. И его семья издавна жила в Богоявленской слободе. Имя Зубчанинова было указано в храмозданной летописи возле алтаря. Но до наших дней она не сохранилась. И о существовании такой надписи стало известно из печатных работ прежних исследователей древнерусской архитектуры, заставших это памятное клеймо еще целым. Похоронили Зубчанинова на территории Спасско-Преображенской обители.
Церковь с автодороги Холмогоры
В 1692-1693 года церковь расписали ярославские мастера-изографы, которыми руководили Дмитрий Плеханов и Федор Игнатьев, признанные лучшими живописцами своего времени. Некоторые исследователи считают, что в росписи храмовых сводов мог принимать участие и знаменитый Гурий Никитич Кинешемцев.
Богоявленская церковь всегда была обычным посадским храмом. Долгое время труд священнослужителей оплачивала сама приходская община либо частные жертвователи. И хотя приход был небольшим – около 200 человек, храм никогда не был обделен богослужебной утварью и находил необходимые деньги на ремонтные работы.
В 30-е годы XIX веке вокруг церкви построили кирпичную ограду. А в 1886 году в ней сделали масштабный ремонт, деньги на который были выделены ярославским купцом Василием Яковлевичем Кузнецовым.
По описям, которые составляли служители церкви несколько раз за время ее истории, в Богоявленском храме было три уникальные святыни. Две из них в прошлом веке были безвозвратно утрачены. Это – напрестольный крест с частичкой Креста Господня и вырезанная из дерева голова Иоанна Предтечи. До наших дней удалось сохранить лишь уникальный по мастерству исполнения большой напрестольный деревянный крест.
Вид на церковь с колокольней и главный вход
С приходом советской власти храм закрыли. Он располагался в самом центре города и значительно пострадал во время белогвардейского восстания против новой власти. В результате обстрелов и пожаров в 1918 году повредились стены южного и западного фасадов, а также были сильно разбиты большие кокошники. Артиллерийский снаряд попал прямо в расположенный с юга придел. И эта часть храма из-за возникшего пожара почти полностью выгорела. Поскольку разрушений по городу было предостаточно, средств на восстановление Богоявленской церкви так и не выделили. Десятилетия она простояла почти без кровли и с пробитыми стенами.
Однако, несмотря на такую сложную обстановку, приходская община поддерживала храм вплоть до 1927 года, как могла. Затем власти признали его памятником архитектуры и отдали губернскому управлению музеями. Но никаких средств на восстановление не выделили, и храм продолжал ветшать. Более того, в 1938 году здесь разместили гараж и авторемонтную мастерскую, которые еще сильнее разрушили древнюю церковь.
Однако, церковь дождалась все-таки и лучших времен. В середине прошлого века в ней провели масштабные реставрационные работы. Во время них храму вернули первоначальный облик – восстановили кровлю, луковичные главки, оконные наличники и уникальные поливные изразцы, украшающие фасады здания. А в 2000 году реставрационные работы были продолжены.
Вид на северный фасад церкви
Церковь Ильи Пророка
Рекомендовать место
15
4
Церковь Ильи пророка — православный храм в центре города, является выдающимся образцом ярославской архитектуры XVII века. Храм является туристической достопримечательностью города, и объектом культурного наследия России.
Церковь была построена на месте деревянных церквей, которые, согласно легенде, были построены одновременно с самим городом.
Храм многократно реставрировался, только в советское время — трижды. В 1920 году был передан городскому музею-заповеднику, что спасло храм от сноса.
Здание храма было украшено сверкающей зеленой черепицей, которая позже была заменена чешуйчатым покрытием и кованым крестом. Внутреннее убранство храма украшают различные росписи известных мастеров, фрески и золоченный резной иконостас с древними иконами.
Церковь Ильи Пророка располагается на Советской площади города Ярославля. Вернее, Советская площадь располагается вокруг этого храма. Храм расположился в самом центре культурной жизни Ярославля.