Строительство храма
В конце XIX века на этом месте образовался крупный рабочий поселок железнодорожников Сарыголь. Его жителям нужен был свой приход.
Храм был воздвигнут в 1892 году, усилиями и пожертвованиями местного населения. Крупную сумму в это строительство вложил известный ученый — математик и естественник, Василий Иванович Лапшин. Городские купцы жертвовали на возведение храма нужные материалы, а рабочие бесплатно трудились на строительстве в свободное время. Местный инженер-железнодорожник Межников участвовал в проектировании.
Работы были начаты 21 апреля, в день рождения Екатерины Второй, во время правления которой, Крым был присоединен к России. В честь ее небесной покровительницы великомученицы Екатерины, храм и решили освятить.
Святая великомученица Екатерина
Чем привлекает туристов церковь Святого Сергия?
От бывшей дачи купца Стамболи, что раскинулась у центральной набережной нынешнего города, до Армянской Слободы простирается Старая Феодосия. Церковь Святого Сергия – часть этой насыщенной историческими объектами территории. Оно идеально вписывается в ландшафт, состоящий из ветхих 5-этажек и разбросанных по небольшим склонам особняков. Все это живописно заросло акациями, а кое-где – даже фисташками.
Обитель Апостольской церкви армян – в плане прямоугольная постройка из известняковых блоков с 3 полукруглыми апсидами. В основу кладки фасада положены плиты с хачкарами. Алтарь, как и положено, «смотрит» на восток. С западной стороны к притвору проводит гостя широкая арка. С севера к зданию примыкают квадратная и трапециевидная части. Завершается архитектурный шедевр полукруглыми сводами, базирующимися на подпружных арках – нервюрах. Крыша тут двускатная и черепичная, как во всех закавказских соборах. Вход в церковь украшают два высоких креста.
В интерьере можно обнаружить следы старинных фресок. Оригинальные двери, сделанные из ореха, перекочевали в Эрмитаж еще до пожара. Во внутреннем дворе комплекса туристы сразу заметят семейный саркофаг. Большое и монументальное погребальное сооружение приказала построить супруга Ивана Айвазовского, позже ее тело оказалось здесь же. На одной из стел имеется эпитафия, говорящая, что смертный оставил после себя бессмертное наследие.
Монастыри Крыма
Отдельными достопримечательностями, достойными внимания, являются старинные и загадочные крымские монастыри. Их история необычна и удивительна, а возможность попросить благословения и помощи в священных местах привлекает еще больше туристов.
Посещение монастырей умиротворяюще воздействует на посетителей. Самыми старейшими и популярными местами поклонения в Крыму являются:
- Космо-Дамиановский Алуштинский мужской монастырь.
- Инкерманский Свято-Климентовский мужской монастырь.
- Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь.
- Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь.
- Топловский Свято-Параскевинский женский монастырь.
- Свято-Троицкий женский монастырь в Симферополе.
В некоторых монастырях до сих пор ведутся поисково-археологические работы. Христианские святыни, найденные в таких местах, имеют большую историческую ценность.
Чем интересен храм с аркадой сегодня?
С 1960 г. Генуэзская крепость стала музейным комплексом. В храме же разместился археологический музей, где сохраняются различные вещи, найденные во время раскопок на крепостной территории и в окрестностях. Здешняя экспозиция отражает историю города Судак в разные периоды. В ней присутствуют монеты, изделия из металла, украшения из серебра, предметы быта, в том числе керамика, которая здесь занимает особое место, ведь курорт славился гончарным ремеслом.
В 2015 г. фортификация внесена в список объектов культурного наследия федерального значения. С этого времени здесь началась реконструкция с целью сохранения памятки.
Храм с аркадой в Судаке не реставрировался десятки лет, купол начал протекать, а стены от дождя и времени стали понемногу разрушаться. В 2017 г. произвели его реконструкцию, обновили купольное покрытие. Музей же пополняется новыми экспонатами. В ходе раскопок ученые находят различные артефакты, представляющие историческую ценность. Так, в 2017 г., археологи обнаружили золотоордынское поселение XIV века. Найденные предметы сегодня находятся на реставрации, но со временем пополнят музейную коллекцию, которую вы сможете посмотреть во время экскурсии.
Как добраться?
Попасть в мечеть удается не многим. Дело в том, что мечеть открывается только во время намаза. Но в перерывах она закрыта. Как известно, входить в мечеть во время молитвы тем, кто не исповедует ислам, строго запрещено, поэтому большинство туристов довольствуется осмотром бывшего христианского храма только снаружи. Однако в другие мечети города вход свободный, при условии соблюдения простейших правил (подробная информация здесь).
Мечеть Роз находится в районе Фатих, в пешей доступности от главных достопримечательностей Стамбула: Мечети Султанахмет (о самом ярком духовном центре мы расскажем тут) и дворца Топкапы. Получасовая прогулка вдоль набережной Золотого рога – и вы почти на месте. От азиатской части Стамбула добираться придется либо на общественном транспорте, либо на такси, а вот от исторического центра до Гюль Джамии всего 3,5 километра.
Адрес Гюль Джамии: Yavuz Sultan Selim Mh., 34083 Fatih/İstanbul, Turkey.
Увидеть мечеть роз стоит хотя бы по тому, что эта святыня почитается как мусульманами, так и христианами, также как храм Айя София (которая по строению напоминает шедевр архитектуры — мечеть Сулеймание). А еще говорят, где-то под храмом похоронен последний византийский император. Но опять-таки – это всего лишь легенда.
Описание
Мечеть Гюль Джамии выглядит неприметно и спрятана во дворах района Фатих. В том же районе расположена мечеть Михримах Султан (печальную историю появления читайте тут). Здание Гюль Джамии полностью выполнено из кирпича, в технике, свойственной раннекомнинскому периоду, но оно сильно обветшало. Бывший христианский храм Феодосии в 15-16 веках был сильно перестроен турками, поэтому в нем мало что сохранилось от византийской архитектуры.
Сейчас даже и не скажешь, что здесь когда-то была христианская церковь. Здание венчает большой купол в османском стиле, который был достроен в 16 веке. Внутри по велению Махмуда II была возведена султанская ложа, а христианские фрески на стенах были полностью забелены еще в 18 веке.
В мечети Роз можно увидеть гробницу того самого имама Гюль Бабы. Для этого нужно спуститься по лестнице, уходит вниз от старого алтаря. Над его гробницей и сегодня можно прочитать надпись: «Гробница апостола, Иисусова ученика. Мир его праху».
Греки и армяне
Церковь Дмитрия Солунского – достаточно хорошо изученный объект. Время ее сооружения относят к середине XIV века. Место ее расположения было почетным – она стояла на территории городской цитадели Кафа, главного укрепления.
Специалисты полагают, что изначально строение принадлежало греческой общине – внутри обнаружены надписи на этом языке. Однако более чем вероятно, что позже храм занимали армяне – рядом со зданием обнаружен Армянский фонтан (датирован 1491 г.) и другие памятники этого народа.
3D-панорама у храма Дмитрия Солунского
Благодаря высокой прочности храмовая конструкция выдержала и турецкое нашествие, и гитлеровское, и знаменитое землетрясение 1927 года. Сейчас модно обвинять советскую власть в скверном отношении к ценным достопримечательностям церковной архитектуры. Да, в церкви Дмитрия Солунского небольшой временной отрезок действительно был склад. Но именно при СССР была проведена комплексная ее реставрация – в 1955-1956 гг.
Несколько лет назад осуществлен дополнительный комплекс охранных мероприятий. Ради сохранности удивительных настенных надписей изнутри строение покрыли особым составом, защищающим их от осыпания и обесцвечивания. Работу выполнили квалифицированные реставраторы из заповедника «София Киевская», а поручение на проведение работ поступило из ЮНЕСКО.
Хотя сегодня церковь является действующей, а экскурсии в нее водят регулярно, вход сюда не свободный. В ней проводятся только некоторые богослужения, туда не допускаются индивидуальные туристы
Когда нет ни службы, ни экскурсионных программ, храм запирают, что тоже важно для сохранения уникальных росписей
Легенды, близкие к правде
Храм Дмитрия Солунского в Феодосии настолько стар, что просто не мог не обрасти легендами
Но в данном случае внимание привлекает факт, что многие из них оказываются близки к истине
Оставим в стороне «штампованную» историю о проявлении изображения на штукатурке, которой заделывали трещину в фасаде церкви после Крымского землетрясения. «Тайна» таких «чудес» давным-давно раскрыта. Но о фресках Дмитриевской церкви говорят, что они являются результатом труда великого Феофана Грека.
И тут историки почти согласны со священниками. Доказательств такого авторства нет. Но из документов известно, что живописец в Феодосии бывал и какие-то работы по росписи святынь тут выполнял. Да и время его пребывания в городе примерно совпадает со сроками строительства церкви Дмитрия Солунского. В ее мозаиках четко просматривается византийский стиль иконописи, свойственный Греку. Так что ничего невозможного в его авторстве нет – нужны лишь дополнительные исследования.
Также рассказывают, что сакральный объект оказался на диво прочным, так как строился на особом растворе. Готовили его из негашеной извести, что гасилась 30 лет в закрытой яме, куда добавляли падаль – туши погибшего скота, негодные в пищу. Когда гашение завершалось, в смесь следовало добавить сырые яйца и медуз.
Рецепт получается неаппетитный, но историки точно знают – строительные составы на основе яиц в древности применяли (насчет медуз сведений нет, но такие опыты известны из новейшего времени). А насчет погибших животных – пристальный осмотр ныне сохранившейся штукатурки в храме Солунского позволяет видеть в ней шерсть! Ее добавляли в раствор для получения более теплой штукатурки! Так почему бы не добавить и всю тушку?
В любом случае неаппетитный строительный раствор себя оправдал – церковь действительно находится в отличном состоянии. Принятые меры по консервации оставляют надежду и на сохранение фресок.
Немного о городе
Удобное расположение для поселения выбрали в VI в. до н.э. греки, колонисты из Милета. Они же дали городу название – «дарованная богом».
За тысячелетия своей истории город входил в состав разных государств, менял не только подданство, но и название. Аланы переименовали его в Ардабда (город семи богов). В XIII в. генуэзцы выкупили город у Золотой Орды и дали имя Каффа. В XV в. турки захватили город, который стали называть Кефе. Богатый, густо населённый город во времена османского владычества называли Кючюк-Истанбул (маленький Стамбул) или Крым-Стамбул, отмечая его значимость и влияние.
В XVIII в. после русско-турецкой войны Крым вошел в состав Российской империи и городу возвратили данное греками название. Пережив периоды упадка и процветания, современная Феодосия – крупный порт РФ, активно развивающий курортную отрасль. Численность населения города на 1 января 2017 г. составила 67 993 человека.
Климат, близкий к средиземноморскому, песчаные пляжи, морской воздух привлекают туристов. По Феодосии приятно прогуляться.
В Феодосии немало мест, которые стоит посетить. Если Вы не знаете, что посмотреть в этом городе, информация ниже для Вас. Мы собрали самые интересные достопримечательности с фото, описанием, ценами и адресами.
Армянские храмы Феодосии
Армянская церковь святых архангелов Михаила и Гавриила – один из немногих сохранившихся армянских храмов в Крыму. По преданию её возвели в начале XV века, когда армянская община мирно сосуществовала с генуэзской администрацией. Эту церковь строили в стиле армянских средневековых храмов с элементами итальянской архитектуры, внешне церковь святых архангелов Михаила и Гавриила весьма напоминает крепость.
Звонница церкви святых архангелов Михаила и Гавриила в Феодосии |
Над храмом властвует купол, с северной стороны расположена звонница. Как памятник архитектуры этот храм в советское время не подвергался нападкам, в нем даже провели реставрационные работы. Эту древнюю постройку можно увидеть на Армянской улице недалеко от церкви Святого Саркиса. Посещение архитектурного памятника ограничено.
Церковь Святого Георгия ныне вернулось во владение армянской общины, тем более, что в своё время это был главный соборный храм (католикон) Георгиевского монастыря. Построена церковь ещё при генуэзцах (1385 год) армянской общиной. Прямоугольное в плане здание строилось не одновременно, а в разные исторические эпохи, самая древняя восточная часть сложена и вовсе из необработанного камня. Позднейшие достройки относятся к девятнадцатому веку. Вокруг храма раньше существовало кладбище. Ныне церковь Святого Георгия стоит в запустении и требует реставрации. Планы по восстановлению и открытию храма есть, возможно, они осуществятся в ближайшее время. Найти этот один из древнейших храмов Феодосии можно на пересечении улиц Нахимова и Десантников.
Церковь Сурб-Саркис (Святого Саркиса) также может похвастаться древним происхождением. Как и другие армянские храмы Феодосии, она была построена ещё при генуэзцах (1330 год). Есть предположения, что это старейший из сохранившихся армянских храмов Феодосии. Некоторые армянские кресты (хачкары), вмурованные в известняковые стены, очень древние, что даёт основание некоторым исследователям увеличивать возраст храма, но, возможно, они были установлены позднее. Храм Сурб-Саркис хранит следы многих перестроек, поэтому несколько эклектичен. Главный вход открывается вытянутым прямоугольным притвором, крыша храма двускатная, над ней высится крест. Рядом с храмом можно увидеть звонницу пятнадцатого века, выполненную в виде кивория (беседки).
В Сурб-Саркисе был крещен знаменитый русский живописец армянского происхождения Иван Константинович Айвазовский (Айвазян). Когда храм пострадал от пожара, художник восстанавливал его за свои личные средства. Здесь он венчался, здесь был отпет после смерти, здесь и похоронен на территории любимого храма. Его пышно украшенная могила сохранилась до нашего времени. На кладбище храма хоронили также самых заметных деятелей общины. Церковь Сурб-Саркис находится между Армянской и Морской улицами неподалеку от Морского сада.
Церковь Иоанна Богослова – один из армянских храмов Феодосии. Находится среди развалин Генуэзской крепости. Строительство церкви относится к далёким XIV-XV векам. Есть и значительно более поздние постройки. В конце семидесятых годов прошлого века отреставрирован как памятник архитектуры. На данный момент храм закрыт для посещения. Как и в случае с храмом Георгия Победоносца, эту церковь можно посетить только в составе экскурсионной группы.
Армянские храмы Феодосии: церковь Иоанна Богослова |
Краткое знакомство с храмами Феодосии поможет лучше ориентироваться в историческом наследии города, а посещение святых места Крыма и Феодосии оставит яркие впечатления.
olegman37
История
Этот храм был построен в Х веке, в Константинополе, в честь мученицы Феодосии. Ее причислили к лику святых после того как она погибла, встав на защиту изображения Христа. Это случилось в 8 веке, когда была организована целая компания по борьбе с православными иконами одним из византийских императоров. Феодосия вышла к Собору Святой Софии (подробнее тут) и помешала надругаться над христовым ликом, изображенным над воротами храма.
Мечетью христианская церковь стала лишь во время правления султана Сулеймана II. Тогда же она получила свое название в честь первого имама по имени Гюль-баба, а к христианскому храму был пристроен минарет.
Но есть и красивая легенда, связанная с этой мечетью. Когда мусульмане, захватившие Константинополь (история города здесь), ворвались в христианский храм, они увидели алтарь украшенный розами. Это случилось как раз в день памяти Святой Феодосии, с тех пор храм и носит название «мечеть роз». Интересно, что относительно недалеко расположен парк Гюльхане, название которого буквально переводится «Дом роз».
История храма
В России к Святой Екатерине отношение особое, ведь её именем крещены в Православие две императрицы. Одна из них – Екатерина Великая – 19.04.1773 г. подписала Манифест о присоединении Крыма к России. В память об этом событии 21.04.1892 г. в Феодосии заложили церковь. Дата выбрана не случайно, ведь 21.04.1729 г. Великая императрица появилась на свет.
Храм возводили все миром. Синод выделил для этой цели всего 3000 рублей. Был объявлен и успешно проведен сбор денег среди горожан.
Практически каждый житель Феодосии внёс свою лепту по мере возможностей:
- значительные суммы предоставили обер-прокурор, а также профессор математики В.И. Лапшин;
- купцы обеспечивали стройматериалами;
- простые люди бесплатно работали на стройке в выходные дни.
В комитет по строительству вошли почётные горожане – М.И. Алтухов, Н.А. Иваницкий и другие. Интересно, что возглавил его В.К. Виноградов (директор мужской гимназии), а тогдашний градоначальник был просто рядовым членом комитета. Свой профессиональный вклад внёс и инженер Н.П. Меженин, основавший местную железную дорогу. Уже в 1901 г. в храме велись службы, а её первым настоятелем стал отец Андрей Косовский, который 1920 г был за веру расстрелян.
В 1937 г. здание превратили в складское помещение. Как это ни удивительно, но восстанавливать церковь начали немецкие солдаты в период фашистской оккупации в 1941 г. С того времени богослужения уже не прекращались, что было редкостью для Крыма. Имя ещё одного настоятеля церкви – отца Макария, служившего в послевоенный период, встречается в «Воспоминаниях» А. Цветаевой.
В процессе строительства церкви были соблюдены основные традиции русского зодчества XVII в:
- крест (равносторонний) в основе плана;
- цоколь значительной величины;
- выпуклые колонны;
- стрельчатые окна;
- 5 маленьких куполов голубого цвета и разновеликие кокошники украшают верхнюю часть здания.
Храм яркий, нарядный! Убранство церкви впечатляет своей роскошью.
Расположение окон таково, что внутрь попадает много света. Иконы украшены позолоченными рамами. Самая большая из икон – Святая Екатерина.
Всё блестит и сверкает. Это создаёт у вошедших в храм ощущение праздника. Есть и внутренний дворик с экзотическими цветами, фонтаном и удобными скамеечками.
Серьёзные реставрационные и строительные работы проводились с 1999 по 2002 г. Теперь это комплекс, в который входят помимо церкви Святой Екатерины такие объекты как:
- храм Иоанна Крестителя (конец 1990-х)
- здание библиотеки;
- гостиница для паломников;
- школа (воскресная);
- храм новый, где устроена купель для погружения полностью;
Его современное наименование – Архиерейское подворье храма Святой Великомученицы Екатерины в Феодосии.
Почему церковь всех Святых привлекает туристов
Сейчас при храме работает попечительский совет, открылась православная школа. Благоустраивается заброшенное кладбище, работает небольшой музей. В ближайших планах попечительского совета — открытие лапидарной экспозиции. Сейчас Церковь всех Святых в Феодосии, фото которой мы здесь разместили, — это действующий храм, в котором проходят регулярные богослужения.
Туристов, приехавших в Феодосию ради достопримечательностей, привлекает в первую очередь старинное кладбище, раскинувшееся вблизи храма. Попечительский совет тщательно следит за сохранностью могил, ухаживая за надгробиями не только православных знаменитостей, но и рядовых атеистов, погибших во времена ВОВ. Есть и другие причины для посещения храма:
- Редкие иконы (в здании можно увидеть образы, внутри которых находятся мощи почитаемых святых).
- Уникальная живопись (северодонецкие художники принесли с собой западные культурные мотивы).
- Необычный музей (экспозиция посвящена истории церкви и духовным лидерам старого Крыма).
- Гостиница для паломников (туристы там не останавливаются, а верующим информация может пригодиться).
- Детский театр (все спектакли имеют христианский подтекст).
Сейчас православные приходы организуют собственные туры по святым местам, к одному из них при желании можно присоединиться. Вам непременно стоит увидеть роспись стен от художницы Е. Маковей, возглавившей группу северодонецких мастеров. Сюжеты картин основаны на произведениях православного мастера Иванова и итальянского живописца Сандро Боттичелли. Посещая православный объект, помните, что здесь действует жесткий дресс-код: стоит избегать открытой одежды, коротких шорт и мини-юбок.
Чем привлекает туристов Муфти-Джами?
Мечеть Муфти-Джами в Феодосии соединяет в своей архитектуре традиции Византии и султанской Турции. Внешне она весьма схожа с храмами столицы Османской империи. Комплекс несет на себе отпечаток стиля школы Синона – известного турецкого архитектора. Он сложен из кирпича и бутового камня. В плане он квадратный – площадь 40 кв. м. Крыша куполообразная, снаружи снизу оформлена «барабаном» на 12 граней. В них проделаны клиновидные окна.
Три входа ориентированы по сторонам света. Основным выступает вход с севера. Напротив него, у южной стены, расположена алтарная зона и михраб – традиционный для мусульманских строений указатель (он показывает направление на священную для поклонников ислама Мекку). Внутри, вдоль северной стороны, имеется балкон, а попасть на него можно, лишь воспользовавшись входом с запада. Предполагается, что когда-то к мечети была пристроена еще и входная галерея, ныне от нее остались ниши возле главного входа.
Взобраться на минарет можно по винтовой лестнице, освещающейся через редкие небольшие окошечки. Основа сооружения имеет форму усеченной пирамиды в 8 граней. Обходной балкон поддерживают узорчатые колонны из чугуна. Долгое время они сохранялись в Краеведческом музее, затем по договоренности их вновь вернули сюда. Шатровое навершие минарета украшено «четками» — изображением шаров и полумесяца. Подобное украшение (только размерами поменьше) имеется и на куполе основного зала. Сохранились тут и отдельные фрагменты росписи.
Отзывы туристов, посетивших мечеть Муфти-Джами, отображают то сильное впечатление, какое производит архитектура ислама на человека, привыкшего к христианским традициям. Побывать здесь можно в любой день недели, однако не помешает при этом помнить, что некоторые интересные места требуют к себе особого отношения. Сюда нельзя входить во фривольной одежде, женщины должны закрывать волосы (не обязательно повязывать хиджаб, но какая-то косынка необходима). Также тут нельзя находиться в обуви.
Храм иконы Иверской Божьей Матери
Рекомендовать место
10
1
В старом районе Феодосии, прямо у стен Генуэзской крепости, расположился один из интереснейших древних памятников Крыма – феодосийский Иверский храм.
Своим архитектурным обликом он схож с армянскими церквями: квадратное здание, увенчанное куполом на восьмигранном барабане с узкими окнами. Принято считать, что он возведен в XIV веке, но некоторые ученые предполагают более раннее его возникновение. Сложенный из дикого камня, без всякой отделки снаружи, с гладкими стенами и небольшим куполом, храм выглядит скромно, не отвлекая прихожан своим убранством от главной цели их визита сюда. Но в этой строгости таится какая-то притягательная сила, которая не позволяет пройти мимо подворья, утопающего в цветах.
Храм был расписан удивительными фресками, отдельные фрагменты которых сохранились до наших дней. Выдающийся русский искусствовед Игорь Грабарь, побывав в храме, предположил, что фрески эти могли принадлежать великому Феофану Греку.
С Иверским храмом связано еще одно историческое событие. Осенью 1474 года в Кафу (так прежде называлась Феодосия) из далекой Индии прибыл путешественник Афанасий Никитин. Первое, что он увидел на берегу, был этот храм
Поскольку отважному путешественнику пришлось долгое время жить среди «инородцев», то он с радостью помолился в храме, благодаря Всевышнего за удачное возвращение из опасного плавания