Орган Сурб — Саркис

памятки вокруг


Мечеть Муфти-ДжамиМечеть Муфтий Джами это единственный архитектурный памятник который сохранился в Феодосии со времен Османской империи Мечеть была…

Якорь крейсера «Красный Кавказ»Якорь крейсера «Красный Кавказ» памятный знак установленный в Феодосии 9 мая 1975 года в честь 30 летия победы в Великой Отечественной…

Памятник-барельеф героям броненосца «Потемкин»Памятник барельеф героям броненосца «Потемкин» является значимой достопримечательностью Феодосии Он создан по проекту известного…

Памятник Витязям морских глубинВ городе Феодосия на платановой аллее по улице Горького расположена «Аллея героев» Она находится на месте крепостных стен…

Введенская церковьВведенская церковь расположена в историческом центре Феодосии там где в старые времена компактно проживали люди разных…

Музей Марины и Анастасии ЦветаевыхПрекрасный литературно художественный музей посвященный Марине и Анастасии Цветаевой работает недавно в Феодосии Благодарные…

Памятник А.Р. ДовженкоПамятник выдающемуся врачу А Г Довженко расположен в Феодосии вблизи Поликлиники морского торгового порта Он был установлен в 1998 году…

Памятник пионеру-герою Вите КоробковуПамятник пионеру герою Вите Корабкова находится в городе Феодосия на территории сквера по улице Горького Памятник был открыт в 1959 году…

Фонтан «Доброму гению»Фонтан памятник «Доброму гению» открытый в 2004 году в День города стал еще одним свидетельством благодарной памяти феодосийцев о своем…

Фонтан АйвазовскогоФонтан Айвазовского это не просто милое архитектурное сооружение это свидетельство любви великого мариниста в свой родной город Вода…

Памятник И.А НазукинуПамятник И А Назукину является историческим памятником который украшает одноименную площадь в городе Феодосия (Крым) Раньше эта…

Генуэзская крепость КафаГенуэзская крепость Кафа историческое свидетельство многолетнего господства выходцев из Италии на территории древней Феодосии В VIII IX…

Памятник «Вечный огонь»Памятник «Вечный огонь» является значимой достопримечательностью Феодосии Он сооружен по проекту художника С И Малишева и…

Башня Св. КонстантинаВизитная карточка города лучше сохранившаяся башня входившая в систему городских укреплений Город был опоясан двумя линиями…

Крепость КафаГенуэзская крепость расположена в северной части Феодосии на берегу залива С 1340 х гг она была цитаделью городских укреплений…

Полуразрушенная армянская церковьПолуразрушенная армянская церковь святого Георгия была построена в XV веке и была частью Генуэзской крепости Храм изначально…

Памятник Афанасию НикитинуВ мире существует всего три памятника русскому путешественнику Афанасию Нікіціну в Твери откуда он был родом в Индии куда занесла его…

Кинотеатр «Крым»Кинотеатр «Крым» является одним из крупнейших кинотеатров Феодосии Он находится в начале проспекта Айвазовского Здание кинотеатра…

Храм иконы Иверской Божьей МатериВ старом районе Феодосии прямо у стен Генуэзской крепости расположился один из самых интересных древних памятников Крыма феодосийский…

Памятник А.С ПушкинуПамятник А С Пушкину представляет собой бронзовую фигуру выдающегося поэта которая расположена в сквере А с пушкина в Феодосии…

Железнодорожный вокзал ФеодосииЖелезнодорожный вокзал расположен в центре Феодосии прямо на городской набережной Его симпатичное одноэтажное здание уже много лет…

Памятник героям-десантникамФеодосия вписала свое имя в историю Великой Отечественной войны во многом благодаря героическому Керченско Феодосийской десанта 1941…

Храм Всех СвятыхХрам Всех Святых в Феодосии был основан в 1884 году Сияющий белизной нарядный храм был построен из Інкерманскіх камня он напоминал…

Краеведческий музейКраеведческий музей в Феодосии является старейшим городским музеем на территории Украины и одним из старейших музеев на территории…

Музей древностейСтарейший музей в Крыму основан в 1811 г Первое здание в античном стиле построенное по проекту И Айвазовского на г Митридат было…

Реконструкция

Реконструкция армянской церкви Сергия (Саркиса) проводилась в 1965–1970 годах, в ходе нее были восстановлены крыша, пол, покрытие портала и перекрытие притвора. Кроме того, фрески и живопись были очищены от более поздних наслоений.

Внутри стены были покрыты зеленой краской. Киевские реставраторы раскрыли два разновременных слоя росписей. Под зеленой краской — слой с орнаментальными медальонами, элементами персидского орнамента (похожие есть в Эчмиадзинском храме). Датируется этот слой приблизительно XVII веком. На арке алтарной абсиды сходные узоры среднего слоя росписей с медальонами. Первый (нижний) слой фресок открыт в конце алтарной абсиды и на своде (датируется XIV-XV веками). В конце алтарной абсиды можно различить композицию «Деисус» («Моление»), в центре — Христос, а по бокам — Божия Матерь и Иоанн Креститель (неясные очертания). На своде — контуры пяти рельефных медальонов, закрашенных зеленой краской. Один расчищен, и можно различить изображение евангелиста с книгой в руке и нимбом, такие же изображения должны были быть и в следующих медальонах, а в центре — крест или Христос.

Раньше в церкви святого Сергия были три богато орнаментированные резные двери. Самые древние из них переданы в краеведческий музей. Ученые считают, что эти двери сделаны в Каффе пришлыми армянскими мастерами по образцам, хранившимся в древней армянской столице Ани. Над этими дверьми еще в 30-х годах XX века была видна вмурованная ореховая доска с надписью о вторичном возобновлении храма в 1532 году.

В 1888 году церковь была реконструирована благодаря меценатам И.К. Айвазовскому и Берберову, поскольку значительно пострадал во время пожара.

Чем привлекает туристов церковь Святого Сергия?

От бывшей дачи купца Стамболи, что раскинулась у центральной набережной нынешнего города, до Армянской Слободы простирается Старая Феодосия. Церковь Святого Сергия – часть этой насыщенной историческими объектами территории. Оно идеально вписывается в ландшафт, состоящий из ветхих 5-этажек и разбросанных по небольшим склонам особняков.Орган Сурб - Саркис Все это живописно заросло акациями, а кое-где – даже фисташками.

Обитель Апостольской церкви армян – в плане прямоугольная постройка из известняковых блоков с 3 полукруглыми апсидами. В основу кладки фасада положены плиты с хачкарами. Алтарь, как и положено, «смотрит» на восток. С западной стороны к притвору проводит гостя широкая арка. С севера к зданию примыкают квадратная и трапециевидная части. Завершается архитектурный шедевр полукруглыми сводами, базирующимися на подпружных арках – нервюрах. Крыша тут двускатная и черепичная, как во всех закавказских соборах. Вход в церковь украшают два высоких креста.

В интерьере можно обнаружить следы старинных фресок. Оригинальные двери, сделанные из ореха, перекочевали в Эрмитаж еще до пожара. Во внутреннем дворе комплекса туристы сразу заметят семейный саркофаг. Большое и монументальное погребальное сооружение приказала построить супруга Ивана Айвазовского, позже ее тело оказалось здесь же. На одной из стел имеется эпитафия, говорящая, что смертный оставил после себя бессмертное наследие.

Архитектура и внутреннее оформление

На протяжении своей долгой истории храм, построенный из больших известковых блоков, многократно перестраивали и видоизменяли. Сегодня его внутренняя планировка довольно сложна — основной храмовый прямоугольник имеет три полукруглые апсиды, алтарь ориентирован в восточную сторону. На западной стороне находится расширенный арочный проем, ведущий к прямоугольному притвору.

Орган Сурб - СаркисВнутренне убранство храма Сурб Саркиса

С северной стороны находятся два помещения, одно квадратное небольшое, другое – довольно объемное в форме трапеции. Перекрытия являются традиционно полукруглыми сводами, упирающимися в подпружные арки. Так же традиционно выполнена и двускатная черепичная крыша.

Орган Сурб - СаркисХрамовый дворик Церкви Сурб Саркиса

Интересно, что в известковые стены вмонтированы армянские хачкары (каменные стелы с изображением креста), некоторые из которых выполнены из мрамора. Изображение креста в виде орнамента (хачкара) началось в армянской религиозной культуре с 9 века. Каждый рисунок был сугубо индивидуален и содержал информацию об отдельной судьбе умершего, т.е. это была как бы индивидуальная молитва-память

Орган Сурб - СаркисВмонтированные в стену храма хачкары

По обычаю хачкары могли монтироваться в храмовые стены, могли стоять отдельно или группами, древние хачкары можно было врезать в стены новых храмов и т.д. Например, один из самых древних хачкаров церкви Сарб Саркиса вырезан в середине 11 веке в память об утонувшем мальчике Мануке.

Также армянскими крестами украшен храмовый вход, над которым находится таблица с памяткой по-армянски о том, что данная церковь была отреставрирована в 1888 году художником И.Айвазовским на его личные капиталовложения.

Кстати, ранее входом в храм служили старинные красивые ореховые двери, которые были признаны произведениями искусства и находятся сегодня по одной створке в Эрмитаже и в краеведческом музее Феодосии.

Орган Сурб - СаркисНижняя часть звонницы 15 столетия во дворе храма

Перед храмом находится нижняя часть Звонницы 15 века, которая базируется на четырех массивных столбах со стрельчатыми арками и крестовым сводом.

Орган Сурб - СаркисМассивный свод звонницы

В начале 19 столетия собранные при храме каменные плиты исторического характера создали основу фонда Лапидария при городском Музее древностей.

Почему Сурб Саркис привлекает туристов

Старая Феодосия — целый квартал, раскинувшийся неподалеку от центральной набережной. Здесь много старинных достопримечательностей, которые стоит посетить. Мы рекомендуем начать экскурсию именно с церкви Сурб Саркис. Вот несколько причин для этого:

  1. Сложная архитектура (особенно это касается внутреннего плана).
  2. Дух Айвазовского (если вам нравится творчество художника, стоит обязательно посетить это место).
  3. Хачкары (архитектурные элементы, представляющие собой плиты с крестами).
  4. Двускатная черепичная крыша.
  5. Святой, в честь которого назван храм, покровительствует влюбленным.
  6. Бесплатное посещение.

Прямоугольная церковная постройка возведена из блоков известняка — материала, которого на полуострове всегда было предостаточно. Алтарь сориентирован на восток, широкая арка соединяет притвор с западной секцией. Трапециевидная и квадратная секции примыкают к северной стене сооружения. Полукруглые своды установлены на нервюрах — подпружных арках. Двускатная крыша вызывает ассоциации с закавказскими соборами.

Орган Сурб - Саркис

Внутри сооружения иногда встречаются остатки средневековых фресок. Раньше храм украшали оригинальные ореховые двери, но после пожара артефакт перевезли в здание Эрмитажа. Семейный саркофаг Айвазовских локализуется во внутреннем дворике храма. Это монументальное сооружение было возведено супругой мариниста.

Легенда о Саркисе

Изначально церковь получила свое название благодаря Святому Саркису — просветителю, жившему V столетии в Каппадокии. Саркис принял мученическую смерть, будучи римским стратилатом. Если присмотреться к хачкарам (армянским крестам, врезанным в стены), можно увидеть надписи, прославляющие мученика.

Согласно легенде, римский император жутко ненавидел христиан, поэтому решил погубить Саркиса вместе с его 39 воинами. После очередной победы легионеров император подослал к ним 40 девушек с приказом напоить всех мужчин, а затем перебить. Одна из девушек ослушалась, поскольку была влюблена в Саркиса. Поцеловав своего избранника, девушка разбудила его во время бойни и тем самым спасла святому жизнь. Саркису удалось быстро оседлать коня, вырваться за пределы города, а заодно спасти красавицу.

Орган Сурб - Саркис

Легенда позволила армянам сделать Саркиса покровителем влюбленных пар. Привечать святого нужно мукой, рассыпанной на подносе. Этот поднос надлежит поставить у порога либо на подоконнике. Говорят, что покровитель молодых частенько ездит по небу на белогривом коне.

Архитектура

В плане здания лежит прямоугольник с алтарным выступом и полуциркульным сводом, перекрытым двускатной черепичной крышей. Алтарь ориентирован на восток, в нем имеется купель, украшенная каменной резьбой.

Стены Сергия (Саркиса) церковь сложены из крупных блоков известняка, швы тщательно затерты. Снаружи и внутри в стене множество плит из мрамора и известняка — так называемые «хачкары» (крест-камень) — гордость средневекового искусства Армении, которые устанавливались по особым случаям. Здание церкви Святого Сергия имеет два зала и придел, соединивший церковь и звонницу. Находящаяся рядом с храмом Святого Саркиса звонница построена в XV веке в стиле армяно-малоазиатской архитектуры. Она выполнена в виде беседки-кивория и покрыта красивым причудливым орнаментом.

Портал (вход в церковь), сейчас не связан с основным зданием храма. Он возвышается к западу от основного сооружения и представляется собой четыре массивных столба соединенных стрельчатыми арками и перекрытым крестовым сводом. У входа в храм Святого Сергия, по обеим сторонам дверей, — два григорианских креста. Прежде вход был украшен ореховой дверью с искусной резьбой. Сейчас одна из ее половинок выставлена в Эрмитаже, вторая — в экспозиции Феодосийского краеведческого музея. Интерьер церкви Сергия (Саркиса) был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились фрагменты).

Церковь принадлежала армяно-григорианской общине города, здесь был крещён знаменитый маринист И.К.Айвазовский (по происхождению армянин). Дом родителей художника находился недалеко от церкви. Здесь же Айвазовский венчался со своей второй женой – Анной Никитичной. Для любимой церкви художник написал ряд икон: «Хождение по водам» (1897 г.), «Богоматерь с младенцем», «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Крещение», «Тайная вечеря». Эти произведения сохранились и сейчас находятся в постоянной экспозиции Национальной картинной галереи имени И. К.Айвазовского.

Реконструкция армянской церкви Сергия (Саркиса) в Феодосии проводилась в 1965–1970 гг., в ходе нее были восстановлены крыша, пол, покрытие портала и перекрытие притвора. Кроме того, фрески и живопись были очищены от более поздних наслоений. В стене храма Святого Сергия, над дверью, имеется плита с армянской надписью, сообщающая о том, что в 1888 году храм был перестроен на средства, выделенные И. К. Айвазовским, поскольку значительно пострадал во время пожара.

Здесь же, в ограде церкви, находится последнее пристанище великого художника. Вся Феодосия провожала его в последний путь в 1900 году, похоронив в усыпальнице на этой земле. В 1903 году на могиле Айвазовского его женой, Анной Никитичной, был воздвигнут памятник-саркофаг из цельного куска белоснежного мрамора. На мраморной доске надпись: «Профессор Иван Константинович Айвазовский. 1817-1900». На другой стороне надпись на армянском языке: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память». Рядом находится склеп, где в 1944 году похоронена жена художника.

Церковь Сурб Саркис является действующей и принадлежит армянской общине города.

Примечания[ | ]

  1. Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Первое упоминание в году, в реестрах числится под -м. Существуют гипотезы о том, что церковь была построена еще в византийскую эпоху (X — XI веках), но скромные размеры говорят, скорее, о храме построенном в оттоманское время.
  3. Самый древний, в память мальчика Манука, утонувшего в море, — года.

История и архитектура храма

По некоторым источникам основание Сурб Саркис было заложено еще в XI веке, однако окончательно достроена она была уже XIV. Во всех источниках фигурирует 1330 год, когда храм был освящен и стал одним из крупнейших центров армянской культуры и духовности в Крыму. Названа церковь в честь святого Саркиса (Святого Сергия) – одного из самых почитаемых армянами святых, который считается покровителем молодежи и влюбленных.

Построен храм в традиционном армянском стиле в виде базилики из нешлифованных каменных блоков, выложенных так называемой «крестьянской кладкой» — по всем традициям и канонам. Одной из достопримечательностей ее считается большое количество вмурованных в стены ханчкаров – вырезанных на камне крестов. По армянской традиции в честь крупных исторических и культурных событий вырезался ханчкар – красивый резной крест, украшенный ажурами и вензелями. Каждый из них вырезался в единственном экземпляре. Орган Сурб - Саркис

Знаменита и примечательна звонница, построенная возле храма в XV веке. Согласно поверью, желание, загаданное под ее сенью, обязательно сбудется. Звонница украшена прекрасным резным орнаментом и также является памятником архитектуры.

Церковь Сурб Саркис – древнейший памятник армянской культуры и архитектуры. Будучи крупным культурным центром, она повидала множество всемирно известных философов и деятелей искусств. Рукописи из ее скриптория хранятся во всемирно известных библиотеках в Париже, Иерусалиме, Вене. А памятные каменные плиты, которые накапливались на территории Сурб Саркис, послужили основой музея лапидария, который был открыт в 20 веке.

Описание

Орган Сурб - СаркисФото с panoramio.com

Церковь Святого Сергия — средневековая армянская церковь в Феодосии. Усыпальница И.К. Айвазовского.

История

В XIV — XVI веках Сурб Саркис был очагом армянского образованности и культуры. При храме действовал один из самых больших на то время армянских скрипториев, развивалось искусство книжной миниатюры и гравюры. Тут творили известные художники, философы, поэты и историки: Симеон, Бабердеци, Степанос, Карнеци, Аветис, Аракел, Кристосатур, Авраменц.

Рукописи из скриптория Сурб Саркис хранятся в Национальной библиотеке Франции (Париж), библиотеках Aрмянского патриархата в Иерусалиме и армянских мхитаристов в Вене, фондах Матенадарана (29 рукописей с подписью Никогайоса Цахкарара (†1693), стих «История страны Крым» поэта XVIII века Мартироса Крымеци, рукописное Евангелие 1649 года).

C 1811 года (с момента образования Феодосийского музея древностей) в церкви накапливались каменные плиты с надписями, которые послужили основой открытого в ХХ веке лапидария музея. В связи с подтоплением церкви осенью 1986 года экспонаты были перевезены в основное помещение музея.

В 1888 году церковь пострадала от пожара и была отремонтирована на средства её прихожанина — И.К. Айвазовского. Жизнь знаменитого художника-мариниста была неразрывно связана с этим храмом — здесь его в 1817 году крестили, здесь он венчался, здесь же его отпевали и похоронили в церковной ограде в 1900 году. По завещанию Айвазовского церковь и приходская школа получили 50 000 рублей.

При советской власти в период 1965—1970 годов церковь реставрировалась. В 1970 году при постройке жилых домов на прилегающих территориях была разрушена древняя дренажная система, в результате чего храм стали подтоплять грунтовые воды что привело к утрате остатков фресковой росписи. В конце 1980-х началась новая реставрация, продолжающаяся до сих пор (2015).

Архитектура

Вследствие множества перестроек, Сурб Саркис отличается сложностью внутреннего плана и объемно-пространственным решением.

Центральная часть в плане прямоугольная, с тремя полукруглыми абсидами, алтарь ориентирован на восток. С запада широкая арка ведет к прямоугольному притвору. Помещение, прилегающее к центральной части с севера, состоит из двух частей: меньшей квадратной и большей трапециевидной. Бо́льшую часть объема храма завершают полукруглые своды на подпружных арках (кроме квадратной части северного помещения, перекрытого сводами с нервюрами).

Стены сложены из больших блоков известняка. Снаружи и внутри в них вмурованы мраморные и известняковые хачкары, некоторые из них значительно старее храма. Строительные швы тщательно затерты. Черепичная крыша двухскатная.

Вход в храм украшен двумя григорианскими крестами. Над ним памятная плита с армянской надписью о том, что в 1888 году храм был отстроен после пожара на деньги, выделенные Айвазовским. Старинные ореховые двери церкви Сурб Саркис, разделенные на две части, находятся в залах Эрмитажа и Феодосийского краеведческого музея.

Интерьер был расписан фресками, но даже те которые сохранились к ХХ веку были уничтожены в результате подтопления 1970 года. В алтаре сохранилась крестильная купель, украшенная резьбой по камню.

Перед церковью находится звонница, встроенная при реконструкции в 1888 году в сохранившуюся часть портала, образовывавшему ранее единое целое с храмом.

«Звонница-портал» XV века в армянско-малоазиатском стиле выполнена в виде беседки-кивория. Четыре массивных столба соединены стрельчатыми арками и перекрыты крестовым сводом. Фриз с южной и северной сторон украшен соединенными в пояс резными розетками.

Рядом с церковью со средневековья хоронили самых достойных представителей армянской общины города. Здесь сохранилась надгробная плита художника-миниатюриста XVII века Никогайоса Цахкарара. У западной стены храма находятся склепы Айвазовского и его жены Анны Никитичны (†1944).

Мусульманские храмы Феодосии

Единственной сохранившейся мечетью Феодосии является соборная мечеть Муфти-Джами. Этот древний храм с мавзолеем  был построен в начале XVII века. С приходом православия на Крымский полуостров, мечеть была отдана армянской общине. В наше время это культовое сооружение возвращено мусульманам и реставрировано. Муфти-Джами издалека выделяется высоким каменным минаретом. Квадратный в плане храм увенчан широким полуовальным куполом. Мечети придана красивая крытая галерея над входом, удерживаемая на колоннах.  Мечеть можно найти возле Морсада на Караимской улице.

На месте упомянутого ранее Александро-Невского собора раньше находилась мечеть Султана Селима, один из важнейших мусульманских храмов Феодосии.  Как некогда православный собор поглотил мусульманскую святыню, так и забвение покрыло православную.

Мечеть Насипкой-Джамиси находится в селе Насыпное. Мечеть представляет собой небесно-голубого цвета прямоугольное здание, увенчанное куполом, над которым парит полумесяц. У стен мечети можно увидеть мусульманское кладбище.

И.Айвазовский и храм Сурб Саркис

Для почетного жителя Феодосии художника И.Айвазовского эта церковь была очень дорога и сопровождала, как говориться, его всю жизнь. В этой церкви он был крещен, в ней же происходил обряд его венчания с Анной Никитичной. Сюда художник приходил постоянно на службы, являясь верным его прихожанином. В этой церкви происходило и его отпевание. Могилы Айвазовского и его супруги и по сей день можно навестить в церковной оградке.

Орган Сурб - СаркисМогила художника И.Айвазовского на кладбище храма Сурб Саркис

На могиле художника установлен белоснежный саркофаг из целого мраморного куска. Жена художника была захоронена в рядом расположенном склепе. Кроме супругов Айвазовских на церковном кладбище находятся захоронения и других достойнейших членов армянской феодосийской диаспоры.

Во второй половине 19 века (1888 год), как уже упоминалось, пострадавшую от пожара церковь И.Айвазовский восстановил на собственные средства. Мало того, что он оплатил весь ремонт храма, он его собственноручно расписал!

Для своего почитаемого храма Айвазовский написал известные картины иконописного характера, в том числе «Апостола Петра» и «Апостола Павла», «Хождение по водам» и «Тайную вечерю», «Крещение» и «Богоматерь с младенцем». Сегодня данные иконописные сюжеты можно увидеть в экспозиции картинной галереи Айвазовского.

Орган Сурб - СаркисВид храма с колокольней и могилой Айвазовского в начале 20 столетия

Айвазовский и после смерти не оставил храм без внимания, он завещал ему и находившейся при храме приходской школе пятьдесят тысяч рублей.

В 60–х гг. 20 столетия в храме были проведены реставрационные работы, однако последующее его подтопление грунтовыми водами привело к полной утрате фресковой внутрихрамовой росписи.

Орган Сурб - СаркисСегодняшний вход на территорию армянского храма Сурб Саркис

Сегодня это действующий армянский храм, который можно и нужно посетить, чтобы прикоснуться к его удивительной истории и постоять у могилы знаменитого художника – И.Айвазовского.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит