Фото и описание
Выстроенный в Ярославле храм Николая Чудотворца больше известен как храм Николы Надеина. Его возведение пришлось на период между 1620 и 1622 годами. Церковь примечательна тем, что в свое время являлась первой приходской во всем городе, по причине чего имеет интересную историю.
Храм Николы был выстроен на древнейшей территории Ярославля, на которой еще в 17 столетии находились дворы знатных купцов или, как еще их называли, «государевых гостей». Известно, что в те времени «государевы гости» особенно почитались и уважались, при этом данное звание могли получить немногие купцы, ведь его необходимо было заслужить. Согласно традициям, такое звание давало немало привилегий самим купцам и их семьям – они не могли подлежать суду, исключая только государев суд, могли не платить пошлины и имели полное право приобретать земли за границами города. Купцы могли выполнять самые разнообразные функции, включая даже контроль над царской казной.
На сегодняшний день храм Николы Надеина дошел до нас сильно перестроенным и видоизмененным. Первоначально он представлял собой удивительной красоты храм, оснащенный пятиглавием и выставленный на высоком подклете. Церковь имела четыре внушительных апсиды, три из которых находились рядом с главным объемом, а последняя – в приделе. С трех сторон здание храма окружено при помощи двухэтажных галерей с просторными открытыми аркадами. Постановка колокольни сделана асимметрично, а именно с северо-западной стороны от храма, что особенно часто применялось в ярославском зодчестве. Благовещенский придел, считающийся северным, устроен в качестве небольшой, отдельно стоящей церкви, которая служила Надею Светешникову в качестве домовой – здесь он присутствовал во время проведения служб в кругу родных и гостей. Примечательным является тябловый иконостас, расположенный в приделе, который богато украшается при помощи узорчатого орнамента.
В вопросе декоративного оформления храма важно отметить, что оно было заимствовано у соборов и церквей Москвы. Убранство не было полностью скопировано, а несколько заимствовано и доработано
Так, большое количество элементов декора – профилированные круглые оконные проемы, закомары – стали только лишь украшением, по причине того, что полностью утратили свои изначальные функции. Возведением храма занимались новгородские и псковские мастера.
Многочисленные перестройки значительно исказили внешний вид Никольской церкви. В последние десятилетия 17 столетия были заложены проемы галерей в виде арок, достроена колокольня, а спустя время, ближе к 18 веку, состоялось возведение южного придела. До сегодняшнего дня сохранились уникальные фрески, которые размещались на стенах храма. В 19 столетии боковые храмовые главы были разобраны, ведь кровля стала постепенно проседать. Существующее на тот момент позакомарное покрытие было заменено на четырехскатное.
Архитектурное оформление
Храм Николы Надеина — одна из первых культовых построек Русского государства, появившихся после прекращения Смуты. Памятник этот во многом переходный — и строители, и художники его обращаются к набору художественных средств предшествующего XVI столетия, однако именно здесь определены те пути, по которым пойдет развитие искусства Ярославля в XVII веке.
Несколько тяжеловесный объём главного храма поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой бесстолпный придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.
Храмовая роспись
Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе». Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно.
В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев. В настоящее время фрески XVII века находятся под сплошной записью XIX века, однако, запись довольно точно следует первоначальному рисунку. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок.
Внутреннее оформление храма
Внутренние стены были расписаны только в 1683 году. Имена художников, как и имена зодчих не сохранились до наших времен. Считается, что ими могли быть прославленные ярославские живописцы Д.Семенов и Ф.Игнатьев.
Интерьерная роспись храма
Итак, стеновая роспись появляется в храме спустя почти 40 лет после его постройки. На ее осуществление уходит год по времени и приличная сумма по деньгам. Оплату осуществлял один из сыновей Гурия и его дети, т.е. возведение и оформление храма стало доброй семейной традицией Назарьевых-Гурьевых, их детей и внуков.
Росписью были оформлены основной храм и порталы паперти, которая сама расписана не была. Расписаны были и пределы. Схемы росписей были иконографическими и продолжили традиции ярославского монументального искусства. Некоторое воздействие на художников возможно оказали подобные росписи в Церкви Николы Надеина и в построенном несколько позже Ильинском храме, сделанные Гурием Никитиным, но самостоятельность в выборе тем и стиля очевидна.
Сцена из храмовой росписи — Всякое дыхание да хвалит Господа
Особо красивым получился Казанский предел, расписанный событийными сценами польской интервенции. Здесь есть рассказы о чудесах Казанской иконы, о короновании Богоматери, о Рождестве и Благовещении.
Сцена Вознесения Богоматери
Интересно, что роспись церкви была сделана в очередное российское смутное время, связанное с дворцовыми переворотами и борьбой за власть. Двоецарствие Ивана и Петра, регентство Софьи, стрелецкий бунт (хованщина) и его подавление – все эти события не могли не оказать впечатления на живописцев и на выбор ими тематического материала.
Центральный купол занят образом Вседержателя с Евангелием, чуть ниже -праотцы, еще ниже пророки. Интересна четырехъярусная роспись столбов, где можно увидеть образы русских царей и князей (верхний ярус), мучеников (средний ярус) и местных, почти семейных святых (предпоследний ярус). Самый последний ярус заполнен декоративным орнаментом.
Декоративно-летописные ярусы стеновой росписи
Роспись стен, кроме западной, восьмиярусна – на пяти из них выполнены сюжетные мотивы, по шестому идет декор, седьмой – летописные письмена, а последний, самый нижний, напоминает полотенчатый подзор. Декор нижних ярусов из вьющихся растений как бы подчеркивает декоративность всех живописных сюжетов.
На западной стене размещены крупные композиции из земной жизни Христа и иллюстрации различных притч. Многие сюжеты невозможно встретить ни в одной другой церкви. Эти фресковые миниатюры являются подлинными шедеврами храмовой росписи и уникальными иллюстрациями церковной литературы. Чего стоит одна миниатюрная композиция, рассказывающая о монахе Ерониме!
Все фигуры изображены статично, но одежды их развиваются по ветру, лики очень индивидуальны. Много необычных и непривычных для нас сюжетов, иллюстрирующих различные церковные источники. Здесь больше литературы, чем живописи. Даже в сцене мученической смерти апостолов Иисус стоит с раскрытой книгой.
Сюжет «Смерть апостолов»
Миниатюрные композиции насыщены множеством деталей, предметов, архитектурными объектами, сказочным зверьем, причем четкого деления на отдельные сюжеты нет – идет как бы сплошное повествование, сотканное из перетекающих одного в другой сюжетов.
Сюжеты Деяний апостолов
Позднее, в середине 19, и во второй половине 20 веков в храме проводились ремонты, поновления росписей, реставрации и т.д. Но в целом иконописные фрески 17 века сохранились в первозданном виде.
Иконостас
Создание барочного иконостаса приписывается прихожанину Надеинского храма — Фёдору Волкову
Одним из главных украшений храма является великолепный золочёный барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса. Алтарная преграда середины XVIII века масштабна по замыслу и весьма необычна для ярославских храмов по форме и украшению. Она была выполнена по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанином Надеинской церкви.. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в XVII веке, но есть несколько и более ранних икон XVI века.
Описание
Фото с wikipedia.org, автор A.Savin (Wikimedia Commons · WikiPhotoSpace)
Храм Нико́лы Наде́ина — первый каменный храм на городском посаде в Ярославле. Расположена во внутридворовой территории по адресу: Народный переулок, 2а, на берегу Волги. Старейший из сохранившихся каменных памятников архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.
История
Храм Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца. Предшествующие каменные постройки Ярославля были немногочисленны и строились на средства князей или властей Спасского монастыря. Заказчик Надеинского храма — купец Надея Светешников — не только заложил церковь, но и дал начало новой традиции. Жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы, строили великолепные каменные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее. В названии церкви Николы Надеина вошло второе, мирское имя государева гостя Епифания Светешникова — Надея (Надежда). Он был одним из самых богатых людей Русского царства.
Архитектурное оформление
Храм Николы Надеина — одна из первых культовых построек Русского государства, появившихся после прекращения Смуты. Памятник этот во многом переходный — и строители, и художники его обращаются к набору художественных средств предшествующего XVI столетия, однако именно здесь определены те пути, по которым пойдет развитие искусства Ярославля в XVII веке.
Несколько тяжеловесный объём главного храма поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой бесстолпный придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.
Храмовая роспись
Интерьеры храма Николы Надеина были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров под руководством опытнейшего костромского изографа Любима Агеева. На южной стороне храма указаны имена фрескистов: «А подписывали стенною иконною подписью сию церковь Николы Чудотворца на стороне юго-западного столпа в храме иконописцы: костромитин Иоаким Агеев сын Селпенков, а прозвище Любимо, да нижегородец Иван Лазарев, сын Муравей, да ярославец Стефан Евфимиев, сын Дьяконов, да москвичи Иван Никитин, Борис Алексеев да Андрей Мартемьянов, Никифор Ульянов, Федор да Борис Тимофеевы, да ярославцы Севастьян Дмитриев, Михайло Сидоров, Данило да Федор Ульяновы, да костромичи Илья Данилов, Василей да Прокопий да Дмитрей Ильины, дети Запокровские, Иван да Иван же Ивановы, дети Поповы, да Матфей Дементьев, сын Бородин и протчих с ними трудившихся о Господе». Эта работа стала первым и единственным стенописным ансамблем Ярославля первой половины XVII века. Работы были завершены в довольно сжатые сроки в течение 3 месяцев: с 5 июля по 5 октября, причём все объёмы церкви — главный храм, Благовещенский придел и галереи — расписывались одновременно.
В 1882 году храмовые росписи были возобновлены артелью палехских иконописцев. В настоящее время фрески XVII века находятся под сплошной записью XIX века, однако, запись довольно точно следует первоначальному рисунку. В январе 2007 года были предприняты работы по частичной расчистке первоначальных фресок.
Иконостас
Одним из главных украшений храма является великолепный золочёный барочный иконостас, заменивший собой древний тябловый в 1751 году. Мощные брусья первого иконостаса, расписанные травным орнаментом по серебру, частично сохранились и просматриваются за третьим ярусом существующего ныне иконостаса. Алтарная преграда середины XVIII века масштабна по замыслу и весьма необычна для ярославских храмов по форме и украшению. Она была выполнена по рисунку и при участии основателя первого русского общедоступного театра Фёдора Григорьевича Волкова, бывшего прихожанином церкви Николы Надеина.. Особенно впечатляют царские врата, украшенные рельефной композицией «Тайная вечеря» и оформленные в виде театральной сцены в обрамлении драпировок. Иконы, представленные в иконостасе, в основном написаны в XVII веке, но есть несколько и более ранних икон XVI века.
Внутрихрамовое оформление
Роспись храмовых стен была проведена ярославскими мастерами сразу же после окончания строительства на деньги, собранные местными прихожанами. Эта храмовая стенопись стала новым шагом в развитии ярославской фресковой живописи. Здесь уже хорошо прослеживается схематичность композиции и ведение последовательного иллюстративного рассказа в горизонтальном направлении.
Новым в иконописи этого храма является влияние западноевропейской гравированной Библии Пискатора (альбомов с иллюстрациями сюжетов Ветхого и Нового заветов), которая появилась в России в середине 17 века и служила практическим мощным подспорьем для иконописцев каменных храмов.
Фресковая роспись
Всего Храм Николы Мокрого имел 660 иконописных сюжетов. Часть из них утрачена, а часть, как и в Храме Николы Надеина, во второй половине 19 века дважды поновлялась новыми клеевыми красками. Основным иконописцем храма считается Гурий Никитин.
Образ Вседержителя в основном храме
Центральный купол традиционно занят образом Вседержителя. Далее, идут образы праотцов, евангелистов, Троицы и Спаса. В боковых барабанах — изображения Бога Саваофа, Христоса, Иоанна Предтечи и Богоматери Знамения. Иллюстративный материал храмовых стен богат изображениями ветхозаветных сюжетов и пророков, ангелов и архангелов, известных русских князей и царей, церковных отцов и т.д.
Сюжетные росписи
Присутствует в храме и совершенно уникальный образ – Святого Христофора песьеглавца (с песьей головой). Это так называемое запрещенное изображение, ибо по церковным законам категорически нельзя было изображать подобный синтез человека и зверя. Поэтому подобных образов в стране сохранилось очень мало. В ярославском Спасо-Преображенском соборе, например, аналогичный образ закрашен. А в Успенско-Богородицком мужском монастыре города Свияжска сохранилось уникальнейшее фресковое изображение Христофора с лошадиной головой.
Роспись в храме Николы Мокрого выделяется высоким уровнем художественного исполнения. Две стены — с севера и с юга поделены на семь ярусов, как уже традиционно сложилось в ярославских храмах. Верхние четыре яруса представляют сюжеты жизнеописания Николая Угодника, пятый ярус – фриз из орнамента, следующий содержит летописание истории создания храма, и завершат композицию полотенчатый подзор.
Западная стена представляет мощную иллюстрационную картину Страшного Суда и считается одной из лучших в Ярославле. Можно увидеть в основном храме и изображения семи Вселенских Соборов, и Христовых Страстей, и конечно же, Распятия и Семи таинств.
Храмовая роспись в Церкви Николы Мокрого
Роспись Варваринского придела, находящегося на севере, посвящена жизнеописанию Святой Варвары. А в Алексеевском южном приделе присутствует много сцен, рассказывающих о житие Митрополита Алексея.
Все общее настроение церковной фресковой иконописи и других декоративных украшений храма проникнуто особой торжественностью и претензией на высокий стиль. Алтарное обрамление также оформлено при помощи изразцовой керамики. Медные церковные паникадила, украшенные царскими орлами, были выполнены на заказ в Голландии.
Святые лики 17 века
Внутри храма специально для царствующего монарха и российского патриарха были созданы молельные места резного дерева. Сегодня их можно увидеть в Ильинской церкви. В Храме сохранилась очень красивая металлическая решетка паперти с кованым орнаментом, содержащим цветочные бутоны – сегодня это уникальный памятник декоративно-прикладного искусства середины 17 века.
История храма Николы Мокрого
В начале 17 века на землях можжевеловой пустоши, принадлежавших Спасо-Преображенскому монастырю, была построена деревянная церковь, значащаяся по документам как Храм Николы Мокрого. Мокрым Святителя Николая называли из-за его регулярной помощи терпящим бедствие от воды. Считается, что место, выбранное для постройки, было в древние времена языческим капищем, и их священный камень по сей день находится под церковным фундаментом. Это притягивает сюда современных язычников, которые стремятся провести в храме свои ритуалы.
Во второй половине 17 века, в правление Алексея Михайловича, царским указом было велено построить взамен той деревянной каменную церковь. Начало строительства датируется 1665 годом, а конец – 1672. Спонсорами данного каменного сооружения выступили ярославские купеческие представители – А. Лемин, А.Лузин, и состоятельные посадские жители – Ф.Выморов и С.Тарабаев.
Фрагмент Храма
В течение семилетнего строительства было возведено типичное ярославское посадское храмовое сооружение, а именно пятиглавое четырехстолпное строение с колокольней и двумя приделами (Алексеевским и Варваринским). Основываясь на уже сложившихся архитектурных ярославских образцах, его создатели особо не мудрствовали. Концепция основного композиционного замысла явно обращена к храму Иоанна Златоуста, находящегося в Коровницкой слободе, форма колокольни позаимствована у Ильинского храма, а с Церкви Рождества Христова был списан рисунок слуховых шатровых окошек.
Фрагмент колокольни со слуховыми окошками
Основной храм был сооружен без подклета, три его стороны были окружены одноэтажной полузакрытой галереей. Однако, в сооружении галерей были применены новаторские идеи — они зимой закрывались деревянными рамами, которые летом убирались.
На северной стороне находились шатровые Варваринский придел и Колокольня. На южной – Алексеевский придел. Как и все ярославские храмы того периода – церковь имела позакомарное кровельное покрытие.
По уже сложившейся традиции ярославского храмостроения, весь церковный комплекс был довольно насыщенно украшен полихромными изразцами. В изразцовые наличники были оформлены даже алтарные окна.
Керамические изразцовые наличники апсидных окон
Практически параллельно с созданием теплой Тихвинской церкви, к западной стороне храма Николы Мокрого пристроили небольшой шатровый притвор и обильно декорировали его изразцовыми плитками. Остатки частично сохранившейся былой роскоши сегодня можно увидеть.
Изразцовые фрагменты фасадного декора Храма
Кирпичная кладка самого храма также была когда-то расписана геометрическими орнаментами. Интересно, что на центральном барабане находилось изображение шестикрылых серафимов. Такое внешнее ярко-художественное оформление подчеркивало значение Ярославля как крупного культурного и административного центра России в тот период.
Керамический декор Храма
В 19 веке Николо-Мокринский храм был передан в военное ведомство и его прихожанами стали военнослужащие из Фанагорийского, Нежинского и Островенского полков, размещенных в городе. Кстати, в гренадерском Фанагорийском полку числился в свое время и государь Николай Первый. Храм был оборудован специальными витринами, в которых размещались раритетные батальонные ценности: награды и иконы, знамена и ценные предметы суворовских времен. Почетное место занимал здесь и военный мундир Николая Первого.
Церковь Николы Мокрого в конце 19 века
Во время боевых действий при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания храмовая колокольня использовалась красноармейцами для пулеметной установки, и, таким образом, храм оказался на линии огня, что принесло ему серьезные разрушения.
Декор куполов
Позднее храм был закрыт, но не уничтожен, а превращен в складское помещение. Здание находилось в заброшенном и убитом состоянии, колокольня наклонилась, пополнив собой список «падающих» башен. В начале 90-х годов 20 века его вернули верующим, после чего началась постепенная реставрация старинного здания, укрепление фундаментов и восстановление настенной иконописи. Костромскими резчиками был изготовлен новый резной иконостас, ибо первоначальный пятиярусный был утрачен. В реставрационно-восстановительных работах участвовал и художник Ю.Лобода.
Работы по реставрации храма продолжаются не очень быстрыми темпами, но это не мешает ему быть действующим. Правда, службы проводятся только по праздникам. А для посещений церковь открыта ежедневно с 9.00 до 13.00.
Уникальность колокольни
В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.
Колокольня храма
В четверике прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой храм, посвященный Гурию, Самону и Авиву. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается восьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу слуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.
Декор храмовой колокольни с башенками
С двух сторон шатер окружен небольшими башенками, что делает сооружение как бы трехшатровым. Эти башенки — специальные хозяйственные помещения, в одном находился часовой механизм (колокольня была снабжена часами), а в другом проходила лестница наверх. На западном же фасаде можно увидеть декоративные парные полуколонки в форме мусульманских минаретов, не встречающиеся более нигде.
Колоколов на колокольной звоннице было восемь, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были переплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.
Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота, находящиеся внизу колокольни.
Святые врата — прежний въезд на территорию храма
Оформление арочного входа внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная открытая галерея с кувшинообразными столбами.