Церковь Николы Мокрого
Перед нами две церкви Николо-Мокринского прихода: зимняя Тихвинской Божией
матери, и летняя — собственно Николы Мокрого.
Рассмотрим сначала очаровательную Тихвинскую церковку, которая так хорошо
смотрится со стороны набережной на фоне крупного летнего храма. Построенная
в 1686 году, она, как и церковь Николы Рубленого, несет на себе все признаки
деревянного храма: очевидно, архитектор до этого практиковался на
строительстве именно деревянных церквей. А может быть, просто считал, что
такие вот простые формы как нельзя лучше подходят для каменных построек.
Силуэт церкви прост и гармоничен, всюду — прямоугольные объемы: а как еще
быть, если у вас в распоряжении только бревна? Потому даже апсида, обычно
полукруглая в каменных церквях, здесь тоже прямоугольная, как и постамент,
на который водружена основная глава. Еще две маленькие главы обозначают
приделы церковки.
Главное украшение Тихвинской церкви — ее притворы. Притворы — это такие
пристройки, обычно с западной стороны храма перед входом. В нашем случае
притворы — торжество искусства ярославских керамистов XVII века. Невысокие
стены притворов почти полностью покрыты цветными изразцами — «кахлями»
или «кафлями». Причем каждая «кахля» посажена в ширинку, которая тоже
изразцовая и составляет как бы рамку для центрального изразца. Узор
«кахлей» кое-где повторяется, но это не сразу заметно, потому что
раскраска их всякий раз иная, и кажется, что перед нами — совсем другой
орнамент. Над каждым из двух притворов поставлена изящная шатровая главка
одна из них сбита и пока не восстановлена.
В краеведческой литературе можно встретить мнение, что перед нами явный
перебор: для таких небольших построек изразцов слишком много. Что ж, вполне
возможно, что, овладев в конце XVII века искусством изготовления цветных
изразцов, керамисты и в самом деле несколько «хватили через край». И все
равно в нарядности притворам отказать невозможно.
Раньше, чем зимняя, в 1672 году здесь появилась летняя церковь Николы
Мокрого. Прежде всего: откуда такое странное название? Предположений
довольно много, некоторые из них не исключают и прочих. Например, подлинное
имя святого, которому посвящен храм — Николай епископ Мир Ликийских
Мирликийский, чудотворец. Часть сотворенных им чудес связана со спасением
утопающих, соответствующие изображения часты на клеймах икон, посвященных
Николаю чудотворцу. На этих клеймах его могли изображать с мокрыми волосами.
Соответственно и называть его могли Николой Морским, покровителем моряков.
Если соединить трудное для русских слово «Мирликийский» с «Морской»,
вполне могло получиться «Мокрый».
Но все-таки странно: Николай чудотворец — один из самых популярных святых
на Руси, он порой и вовсе считался покровителем нашего народа, отчего его
стали звать на просторечный русский лад Николой чаще, чем Николаем. И храмов
его имени в одном Ярославле было не менее пяти; однако «Мокрым» святой
стал только здесь.
Так что вполне вероятно, что причина названия здесь иная. Дело в том, что
место, где стоит церковь, было в те века мокрым, заболоченным, сюда стекала
вода с холма, по которому теперь проходят улицы Чайковского,
Салтыкова-Щедрина и Свободы. У самой церкви рядом с колокольней еще и
протекал ручей. Слобода, в которой стоял Никольский храм, называлась
Киселюхой — может быть, просто потому что берега Которосли здесь были в
самом буквальном смысле «кисельные», раскисшие.
Но займемся самим летним храмом. Он пятиглавый и четырехстолпный. Главы
луковичные, а на двух приделах — шатры. Шатровая и колокольня. С востока —
три полукруглые апсиды, на апсидах — прекрасные изразцовые наличники. Они
не так прославлены, как изразцовое окно церкви Иоанна Златоуста в
Коровниках, но все равно очень хороши.
К сожалению, не сохранились крыльца храма, пропал и иконостас. Здание сильно
пострадало во время восстания 1918 года, на колокольне и сегодня можно
увидеть выбоины от снарядных осколков.
В храме сохранились отличные фрески, которые еще и ни разу не поновлялись.
Зданию повезло, что в нем после закрытия размещался книжный склад, полки
которого не касались стен, да и сами книги все-таки не так вредны для
стенных росписей, как какие-нибудь продукты или, того хуже, химикаты. В
церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, например, хранились запасы зубного
порошка, нанесшие фрескам огромный ущерб.
В настоящее время обе, и зимняя, и летняя церкви переданы Ярославской
епархии и понемногу возвращаются к жизни.
Далее:Церковь Николы Надеина. Вверх:Список ссылок Назад:Церковь Михаила Архангела.
ЯГПУ, Центр информационных технологий обучения28.12.2007
История деревянной Церкви Рождества Христова
Первый деревянный Рождественский храм имел очень интересную и даже несколько героическую историю, относящуюся к годам обороны города во время польско-литовского нашествия. Во времена Смуты город был захвачен войсками Лжедмитрия Второго, а точнее, сдан им без сопротивления в 1608 году. В тот период в Ярославль из Романова попадает икона Казанской Богоматери. Но в 1609 – поляков выгнали ополченцы Н.Вышеславцева. Однако поляки обещали вернуться. (История Ярославля кратко)
После одного из боев с польскими захватчиками. Картина
Польско-литовские отряды напали на Ярославль в том же 1609 году. Но опасаясь безжалостного уничтожения чудотворной иконы Казанской Богоматери, под покровом ночи драгоценный образ был заранее перенесен из храма Похвалы Богородицы, где она находилась, на территорию Земляного города, который имел оборонительные сооружения. Местом сохранения иконы была выбрана Христорождественская церковь. Мероприятия по спасению иконы оказались вполне оправданными.
В то время около известного Спасо-Преображенского мужского монастыря в радиусе сегодняшней Богоявленской площади находился Рождественский женский монастырь, которому было суждено погибнуть в пожаре при польском нападении, и никогда более он не восстанавливался. Приемником погибшего Рождественского монастыря стал впоследствии Казанский женский монастырь на территории Земляного города, начало которому и дала спасенная икона. А Рождественскому храму в ближайшее время после установления мирной жизни судьба уготовила новую жизнь в камне.
Успенский кафедральный собор (Ярославль)
Ярославский кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы основан был еще в домонгольский период отечественной истории. По свидетельству летописи Ростовский князь Константин Всеволодович в 1215 г. «заложи церковь Успение Богородици на Ярославли».
Впоследствии храм неоднократно горел и перестраивался. Кровавые события XX столетия сказались на судьбе многих русских храмов, уничтоженных безбожниками. В 1918 году при подавлении белогвардейского мятежа, при артобстреле собор пострадал от попадания снарядов, но на средства приходского совета был отремонтирован. В 1922 году в его стенах прошла акция по изъятию церковных ценностей из богатейшей ризницы. 1929 год принес новые бедствия, была снесена колокольня, а затем и ликвидирована религиозная община соборной церкви. В разоренном храме Божием была устроена пошивочная мастерская и склад для произведений древнерусского искусства, предназначенных к вывозу за границу через Госфонд. Затем там хранили зерно. В 1937 году Успенский кафедральный собор был снесен.
В 2004 году было принято окончательное решение о воссоздании Успенского кафедрального собора. 26 октября 2005 г. состоялась торжественная церемония освящения закладного камня, которое совершил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший Патриарх). Камень находится за алтарем собора. В рамках празднования 1000-летия основания г. Ярославля 12 сентября 2010 года Успенский собор был торжественно освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сослужении сонма архиереев.
Адрес: Россия, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1
Телефон: 8 4852 72-57-81
Строительство каменного храма
Самым первым каменным храмом Ярославля был Успенский собор в Рубленом городе. А первым каменным храмовым сооружением посадского Земляного города была Церковь Николы Надеина, затем в камне возводился Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря, находящейся за пределами города.
Каменные оборонительные стены Спасо-Преображенского монастыря
К середине 30-х годов 17 века одна из самых богатых купеческих семей – братья Назарьевы (Гурий с Анкидиным) — решают заменить ветхий деревянный Рождественский храм на прекрасный каменный. Эти братья были известны в городе не только своим богатством, но и военной доблестью. Оба они героически сражались в рядах Народного ополчения, которое некоторое время, перед походом на Москву, стояло в Ярославле (подробнее — История Ярославля). Мужество, проявленное братьями в боях, было замечено и высоко оценено на самых верхах! Они получили от царя жалованную грамоту, а народ дал им прозвище «дружина».
Войска Народного ополчения в Смутные времена
Царская грамота помогла братьям быстро занять лидирующее положение среди ярославских купцов. Капитал был сколочен довольно быстро в результате торговых операций, которые осуществлялись и в русских городах – Казани, Астрахани и т.д. и за морями. А следующее купеческое поколение – Гурьевых — стало инвестировать деньги в добывающие отрасли. В частности они занимались крупной добычей рыбы на реке Яик, где впоследствии построили каменный городок, названный затем Гурьерым (с 1991 года — казахский город Атыра́у). А в 1667 году тот городок, который тогда назывался Яицким, был захвачен восставшими отрядами С.Разина, что очень негативно отразилось на финансовом положении купеческой семьи.
Так вот, первые Назарьевы, дружные и героические братья, более чем через двадцать лет после победы над польскими супостатами, скопив уже значительные средства, решают соорудить храм, краше которого не было еще в ярославском посаде. Конечно, имена архитекторов, зодчих, строителей и художников-оформителей затерялись в веках. Но само строение, чудом не уничтоженное в советские времена, до сих пор поражает своей оригинальностью, изяществом и асимметричностью пропорций, которая придает ему особую привлекательность и неповторимость.
Гармония ансамбля Церкви Рождества Христова
Храм строился почти 9 лет (1635-1644) в основном из красного большемерного кирпича, соединяющегося с помощью известкового раствора. Для декора использовались фрагменты белого камня, тесаный кирпич и керамические изразцы. Изначально планировалось создать его неким подобием Храма Николы Надеина, но в результате строительства планы были изменены. Добавились дополнительные пределы, галереи, отдельная Колокольня и прочее, что привело к созданию ни на что не похожего сооружения.
На осуществление задуманного вначале не хватало денег, потом инициаторы строительства ушли из жизни. Их дело продолжили сыновья Гурия. Считается, что они решили даже усложнить композицию архитектурного решения. Как бы там не было, но спустя 8 лет от начала строительства, выросла на берегу Волги прекрасная церковь на гордость и на радость жителям ярославского посада.
История храма Николы Мокрого
В начале 17 века на землях можжевеловой пустоши, принадлежавших Спасо-Преображенскому монастырю, была построена деревянная церковь, значащаяся по документам как Храм Николы Мокрого. Мокрым Святителя Николая называли из-за его регулярной помощи терпящим бедствие от воды. Считается, что место, выбранное для постройки, было в древние времена языческим капищем, и их священный камень по сей день находится под церковным фундаментом. Это притягивает сюда современных язычников, которые стремятся провести в храме свои ритуалы.
Во второй половине 17 века, в правление Алексея Михайловича, царским указом было велено построить взамен той деревянной каменную церковь. Начало строительства датируется 1665 годом, а конец – 1672. Спонсорами данного каменного сооружения выступили ярославские купеческие представители – А. Лемин, А.Лузин, и состоятельные посадские жители – Ф.Выморов и С.Тарабаев.
Фрагмент Храма
В течение семилетнего строительства было возведено типичное ярославское посадское храмовое сооружение, а именно пятиглавое четырехстолпное строение с колокольней и двумя приделами (Алексеевским и Варваринским). Основываясь на уже сложившихся архитектурных ярославских образцах, его создатели особо не мудрствовали. Концепция основного композиционного замысла явно обращена к храму Иоанна Златоуста, находящегося в Коровницкой слободе, форма колокольни позаимствована у Ильинского храма, а с Церкви Рождества Христова был списан рисунок слуховых шатровых окошек.
Фрагмент колокольни со слуховыми окошками
Основной храм был сооружен без подклета, три его стороны были окружены одноэтажной полузакрытой галереей. Однако, в сооружении галерей были применены новаторские идеи — они зимой закрывались деревянными рамами, которые летом убирались.
На северной стороне находились шатровые Варваринский придел и Колокольня. На южной – Алексеевский придел. Как и все ярославские храмы того периода – церковь имела позакомарное кровельное покрытие.
По уже сложившейся традиции ярославского храмостроения, весь церковный комплекс был довольно насыщенно украшен полихромными изразцами. В изразцовые наличники были оформлены даже алтарные окна.
Керамические изразцовые наличники апсидных окон
Практически параллельно с созданием теплой Тихвинской церкви, к западной стороне храма Николы Мокрого пристроили небольшой шатровый притвор и обильно декорировали его изразцовыми плитками. Остатки частично сохранившейся былой роскоши сегодня можно увидеть.
Изразцовые фрагменты фасадного декора Храма
Кирпичная кладка самого храма также была когда-то расписана геометрическими орнаментами. Интересно, что на центральном барабане находилось изображение шестикрылых серафимов. Такое внешнее ярко-художественное оформление подчеркивало значение Ярославля как крупного культурного и административного центра России в тот период.
Керамический декор Храма
В 19 веке Николо-Мокринский храм был передан в военное ведомство и его прихожанами стали военнослужащие из Фанагорийского, Нежинского и Островенского полков, размещенных в городе. Кстати, в гренадерском Фанагорийском полку числился в свое время и государь Николай Первый. Храм был оборудован специальными витринами, в которых размещались раритетные батальонные ценности: награды и иконы, знамена и ценные предметы суворовских времен. Почетное место занимал здесь и военный мундир Николая Первого.
Церковь Николы Мокрого в конце 19 века
Во время боевых действий при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания храмовая колокольня использовалась красноармейцами для пулеметной установки, и, таким образом, храм оказался на линии огня, что принесло ему серьезные разрушения.
Декор куполов
Позднее храм был закрыт, но не уничтожен, а превращен в складское помещение. Здание находилось в заброшенном и убитом состоянии, колокольня наклонилась, пополнив собой список «падающих» башен. В начале 90-х годов 20 века его вернули верующим, после чего началась постепенная реставрация старинного здания, укрепление фундаментов и восстановление настенной иконописи. Костромскими резчиками был изготовлен новый резной иконостас, ибо первоначальный пятиярусный был утрачен. В реставрационно-восстановительных работах участвовал и художник Ю.Лобода.
Работы по реставрации храма продолжаются не очень быстрыми темпами, но это не мешает ему быть действующим. Правда, службы проводятся только по праздникам. А для посещений церковь открыта ежедневно с 9.00 до 13.00.
Изразцы в храмовом оформлении
Особую оригинальность внешнему оформлению храма придавало использование разноцветных изразцов в оформлении практически всех фасадов и крыльца. Такое их использование в храмовом оформлении Ярославля было сделано впервые и вместе с разноцветной черепицей куполов придавало церкви удивительную яркость и декоративность.
Изразцовое оформление Храма
Храмовые изразцовые «муравленые» плитки были сделаны в двух вариантах. На них было нанесено изображение льва и семилепестковой розетки. Сегодня реконструированные изразцовые вставки можно посмотреть на фасадах крыльца.
Но это еще не все! Вдоль всего фасадного четверика шла изразцовая надпись – это не орнамент, как можно подумать вначале, а перечень фамилий и имен лиц, имеющих отношение к созданию храма, а также указание времени постройки сооружения. Здесь упомянуты купцы Назарьевы, начинающие возводить храм, продолжатели дела – Гурьевы (дети Гурия), есть и имя митрополита Варлаама и даже действующего государя Михаила Федоровича, знаменующие собой историческую эпоху.
Изразцовый текст вдоль фасада четверика
Создание подобного изразцового текста является практически первым шагом и первым опытом в отечественном зодчестве. Причем, довольно дорогим опытом! Подобная летописная надпись позднее была выполнена в Соборе Василия Блаженного в Москве.
Керамическими плитками различных оттенков желтого и зеленого цветов была когда-то покрыта и плоская крыша Казанского предела, а покрытие ее главки было выполнено из зеленой поливной черепицы.
Построенная церковь стала образчиком для последующих аналогичных построек. Подобная асимметричность композиции, наличие галерей, применение керамических изразцов – все это можно увидеть в Ильинском храме, в церквях Николы Мокрого, Иоанна Предтечи и Иоанна Златоуста.
К середине 19 века эта церковь имела около 300 прихожан. Особым почитанием в то время пользовалась икона Рождества, наиболее часто обращались к ней будущие матери.
Особо почитаемая икона Рождества
К тому времени облик церкви очень сильно изменился относительно первоначального. С основного храма исчезли четыре малые главки, и осталась одна – центральная. Исчезла и соединительная аркада ограды, разделив композиционный замысел на две составные части – церковь и колокольня стали существовать раздельно. Позакомарность завершений крыш была заменена на их четырехскатность.
В советские годы храм закрывается, колокола переплавляются, а сама церковь окружается новыми постройками, в которых теряется ее самобытная красота и средневековая необычность.
Архитектурные особенности храма
Согласно традиции храмового строительства 16 века Спасо-Преображенский собор является четырехстолпным крестово-купольным сооружением, воздвигнутом на мощном подклете. Этот подклет долгое время служил местом захоронения княжеских правителей Ярославля. По трем сторонам основного четверика шла частично открытая, частично закрытая двухъярусная галерея.
Открытая западная галерея
Общий декор закомарных фасадов был решен в простом, строгом и, в то же время, изящном виде, что соответствовало архитектурному стилю древнерусского периода. Поражает профессиональный уровень мастеров, создавших удивительно ровную кирпичную кладку и гармоничную соразмерность отдельных частей и общекомпозиционных пропорций.
Особо выразителен и строг соборный фасад с восточной его части с тремя высокими апсидами и узкими бойницами.
Восточный фасад
Западный фасад построен в более сложном варианте. У него на первый план выходит выразительная и монументальная открытая аркада двухэтажной галереи, которая в 17 веке имела роскошное крыльцо. Таким же был ранее и северный фасад храма, но его арочные проемы со временем были заложены кирпичом, и эта галерея стала закрытой.
Закрытая северная и часть открытой западной галереи
С южной стороны храм имеет общую стену с Церковью Ярославских чудотворцев, построенной в 19 веке взамен Храма входа Господня в Иерусалим.
Кровля собора как у всех ярославских храмов первоначально имела позакомарное покрытие, а венчался храм тремя шлемовидными куполами, первоначально покрытыми белым железом. Купола покоятся на удлиненных световых барабанах, чьи основания украшают замкнутые цепи небольших кокошников, ближе к куполам расположен аркатурно-колончатый декор.
Трехглавье Спасо-Преображенского собора
Храм Сретения Господня (Ярославль)
Деревянный храм Сретения Господня, давший название Сретенской сотне, упоминается в переписных книгах Ярославля 1636 и 1646 годов. Каменная двухэтажная Сретенская церковь с приделом Стефана Сурожского была построена в 1685 году «на иждивение» ярославского купца Павла Якимова Денисовского.
На близком расстоянии от западного фасада холодной церкви находилась зимняя, освященная во имя Знамения Богоматери (празднование 10 декабря). Дата ее сооружения неизвестна, но в 1819 году храм разобрали и на его месте построили новый, примыкавший к галерее летней церкви.
Холодный храм дважды подвергался капитальным переделкам. В 1833 году «за ветхостью» он был перестроен и обращен в одноэтажный — при этом холодная и теплая церкви составили общий ансамбль, слившись в «один благолепный храм». Придел Стефана Сурожского был перенесен в теплую церковь.
Второй раз храм капитально перестроили уже в 1891-1895 годах по проекту архитектора Николая Ивановича Поздеева на средства ярославского промышленника Ивана Николаевича Дунаева. В алтаре новой церкви был освящен еще один престол — во имя великомученика и целителя Пантелеимона (память 9 августа). Освящал обновленный храм 2 февраля 1896 года архиепископ Ионафан (Руднев). Фасады храма были выполнены в русском стиле с характерной для него узорчатостью кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы.
Адрес: г. Ярославль Депутатский пер, 4
Телефон: (4852) 30-53-93
Церковь Ильи Пророка (Ярославль)
Церковь в честь пророка Ильи была первой церковью города, согласно «Сказанию о построении града Ярославля» она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом — в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Располагалась она, как предполагается, на месте современной Ильинско-Тихоновской церкви.
Современный каменный храм построен в 1647—1650 годах на месте двух деревянных храмов — старой холодной церкви Ильи Пророка и тёплой церкви Покрова Богоматери на средства богатейших купцов гостиной сотни братьев Иоанникия и Вонифатия Скрипиных. Вела строительство артель местных мастеров, имена которых неизвестны. К завершению строительства Скрипины были одарены патриархом Иосифом частицей ризы Христа, которая хранилась в Успенском соборе Московского кремля.
Адрес: Советская пл., 7, Ярославль, Ярославская обл., Россия
Уникальность колокольни
В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.
Колокольня храма
В четверике прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой храм, посвященный Гурию, Самону и Авиву. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается восьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу слуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.
Декор храмовой колокольни с башенками
С двух сторон шатер окружен небольшими башенками, что делает сооружение как бы трехшатровым. Эти башенки — специальные хозяйственные помещения, в одном находился часовой механизм (колокольня была снабжена часами), а в другом проходила лестница наверх. На западном же фасаде можно увидеть декоративные парные полуколонки в форме мусульманских минаретов, не встречающиеся более нигде.
Колоколов на колокольной звоннице было восемь, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были переплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.
Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота, находящиеся внизу колокольни.
Святые врата — прежний въезд на территорию храма
Оформление арочного входа внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная открытая галерея с кувшинообразными столбами.
Церковный Иконостас
Первоначально иконостас был сооружен в тябловом варианте (из деревянных брусов для установки икон) и был четырехъярусным. Но в 18 веке его заменили на более модный каркасный резной шестиярусный. Сегодня мы можем увидеть пышную резьбу елизаветинского барокко по краям прямоугольных иконостасных рам, в выполнении картушей и витых колон.
Каркасный резной иконостас во внутреннем убранстве церкви
Так же красиво были оформлены и Святые врата со скульптурной композицией на тему сошествия на апостолов Святого Духа. Фигуры ангелов у алтарного входа выполнены в полный рост. Все эти обновления делались потомками Гурьевых.
Хотя облик церковного иконостаса изменился, многие древние иконы 17 века остались на своих местах и сегодня являются уникальными памятниками иконописного творчества. Это практически единственная цельная коллекция икон первой половины 17 века, выполненная до церковного раскола.
Фрагмент иконостаса Рождественской церкви с древними иконами
К сожалению, многие их этих икон, пережив годы войн и революций стали добычей простых грабителей конца 80-х годов 20 века, были вывезены за границу и проданы там. Интересно, что через десять лет после ограбления саратовский коллекционер Владимир Рощин случайно приобрел те похищенные образа и, проследив их судьбу, вернул иконы в ярославский храм.
Таким образом, целостный образ архитектурного ансамбля церкви складывался в течение не одного века и не одним поколением Назарьевых-Гурьевых. Но все, что сделано на протяжении такого длительного срока – является собранием самых лучших достижений ярославского храмового творчества.
Режим работы: осмотреть храм 17 века можно все дни, кроме понедельника и вторника с 10.00 до 17.00.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
Как добраться до церкви Тихвинской иконы Богоматери
Церковь расположена в Ярославле на улице Чайковского, 1А. Раньше эта улица носила название Любимской.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту через реку Коротосль. А затем от площади Богоявления — повернуть налево на Большую Октябрьскую улицу. По ней — доехать до улицы Чайковского и повернуть налево, к храму.
Вид на притвор Тихвинской церкви
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Тихвинской церкви составляет 3,1 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.
Церковь Николы Надеина (Ярославль)
Церковь Нико́лы Наде́ина — первый каменный храм на городском посаде в Ярославле. Расположена во внутридворовой территории на берегу Волги. Старейший из сохранившихся каменных памятников архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника.
Адрес: 150000 Ярославль, Богоявленская пл. 25
Приемная: тел./факс (4852)30-40-72, adm@yarkremlin.ru
Экскурсионный отдел: тел./факс (4852)30-38-69, excursion@yarkremlin.ru
Научная часть (4852)30-35-37, adm.secretary@yarkremlin.ru, yarmp.1865@gmail.com
Название храма
Интересно происхождение названия «Никола Мокрый». Не очень убедительная версия говорит, что названо по месту — мокрому, болотистому на берегу Которосли. Другая версия связывает имя храма с образом Николая Чудотворца — спасителя терпящих бедствие на воде. Люди именно как спасителя воспринимали Николая Мокрого, о чём свидетельствуют некоторые городские записи.
Так, в 1801 году, «мая 9-го дня», как раз в праздник святителя Николая, напротив храма перевернулась лодка, в которой было трое «больших мужиков» и пятеро детей. Про «мужиков» не сообщается далее, а вот с младенцами произошло чудо: стали они все плавать по волнам, на спине, словно пробка. «…Собрали их безвредно…» и доставили на берег, восприняв случившееся как истинное чудо, свершённое Николой Мокрым.
Архитектура и внутреннее убранство церкви Тихвинской иконы Богоматери
Тихвинская церковь – невысокий одноглавый храм. Его отличительная особенность в том, что он не имеет абсидного алтарного выступа, то есть его восточная стена — прямая. На квадратной абсиде, на небольшом постаменте, так называемом «трибуне», установлена маленькая декоративная главка, покрытая цветной чешуйчатой черепицей. А на кровле расположен стройный двухярусный барабан. Кроме того, этот храм имеет длинную приземистую трапезную и притвор.
Увенчанное шатром крыльцо было пристроено к церкви в 90-е годы XVII века. Как и у соседнего храма Николы Мокрого, притвор церкви богато декорирован поливной многоцветной керамикой. Но в Тихвинском храме керамические плитки сохранились лучше. Таких пышных украшений не имеет сегодня ни один ярославский храм. Яркие, цветные изразцы покрывают его стены снизу доверху, словно настоящий ковер. Шатер тихвинского притвора также покрыт поливной черепицей.
Вид на церковь на фоне храма Николы Мокрого
Храмовый «спектакль»
На высоких барабанах к небу подняты изящные главы-«луковицы» большого холодного храма. Пятиглавие его поддержано главками колокольни и тёплой церкви, освящённой во имя Тихвинской иконы Божьей Матери. Ранее храм имел позакомарное покрытие, что, конечно, делало его ещё прекраснее и изящнее. Но и современная четырёхскатная крыша мало убавила высоты барабанов, не приземлила храм.
Нет в нём подклета, «снижающего» картину, придающего черты хозяйственности и обыденности. Трёхсторонняя галерея кажется лёгкой и естественной. Стройная колокольня «тянется» вверх вместе с барабанами и высокими-высокими крестами, которые какой-то народный поэт сравнил с соловьями: мол, вот так же вытягивается соловей в струнку, когда выводит трели в ночное майское небо…
Николо-Мокринский ансамбль воздушен и подвижен, словно главы и башни сходятся-расходятся, оживлённо беседуют меж собой… Особая драматургия у этой постройки, которая и выражает несомненный талант зодчего.
Внутрихрамовое оформление
Роспись храмовых стен была проведена ярославскими мастерами сразу же после окончания строительства на деньги, собранные местными прихожанами. Эта храмовая стенопись стала новым шагом в развитии ярославской фресковой живописи. Здесь уже хорошо прослеживается схематичность композиции и ведение последовательного иллюстративного рассказа в горизонтальном направлении.
Новым в иконописи этого храма является влияние западноевропейской гравированной Библии Пискатора (альбомов с иллюстрациями сюжетов Ветхого и Нового заветов), которая появилась в России в середине 17 века и служила практическим мощным подспорьем для иконописцев каменных храмов.
Фресковая роспись
Всего Храм Николы Мокрого имел 660 иконописных сюжетов. Часть из них утрачена, а часть, как и в Храме Николы Надеина, во второй половине 19 века дважды поновлялась новыми клеевыми красками. Основным иконописцем храма считается Гурий Никитин.
Образ Вседержителя в основном храме
Центральный купол традиционно занят образом Вседержителя. Далее, идут образы праотцов, евангелистов, Троицы и Спаса. В боковых барабанах — изображения Бога Саваофа, Христоса, Иоанна Предтечи и Богоматери Знамения. Иллюстративный материал храмовых стен богат изображениями ветхозаветных сюжетов и пророков, ангелов и архангелов, известных русских князей и царей, церковных отцов и т.д.
Сюжетные росписи
Присутствует в храме и совершенно уникальный образ – Святого Христофора песьеглавца (с песьей головой). Это так называемое запрещенное изображение, ибо по церковным законам категорически нельзя было изображать подобный синтез человека и зверя. Поэтому подобных образов в стране сохранилось очень мало. В ярославском Спасо-Преображенском соборе, например, аналогичный образ закрашен. А в Успенско-Богородицком мужском монастыре города Свияжска сохранилось уникальнейшее фресковое изображение Христофора с лошадиной головой.
Роспись в храме Николы Мокрого выделяется высоким уровнем художественного исполнения. Две стены — с севера и с юга поделены на семь ярусов, как уже традиционно сложилось в ярославских храмах. Верхние четыре яруса представляют сюжеты жизнеописания Николая Угодника, пятый ярус – фриз из орнамента, следующий содержит летописание истории создания храма, и завершат композицию полотенчатый подзор.
Западная стена представляет мощную иллюстрационную картину Страшного Суда и считается одной из лучших в Ярославле. Можно увидеть в основном храме и изображения семи Вселенских Соборов, и Христовых Страстей, и конечно же, Распятия и Семи таинств.
Храмовая роспись в Церкви Николы Мокрого
Роспись Варваринского придела, находящегося на севере, посвящена жизнеописанию Святой Варвары. А в Алексеевском южном приделе присутствует много сцен, рассказывающих о житие Митрополита Алексея.
Все общее настроение церковной фресковой иконописи и других декоративных украшений храма проникнуто особой торжественностью и претензией на высокий стиль. Алтарное обрамление также оформлено при помощи изразцовой керамики. Медные церковные паникадила, украшенные царскими орлами, были выполнены на заказ в Голландии.
Святые лики 17 века
Внутри храма специально для царствующего монарха и российского патриарха были созданы молельные места резного дерева. Сегодня их можно увидеть в Ильинской церкви. В Храме сохранилась очень красивая металлическая решетка паперти с кованым орнаментом, содержащим цветочные бутоны – сегодня это уникальный памятник декоративно-прикладного искусства середины 17 века.