Храм Ники Аптерос
Одно из крупнейших сохранившихся до наших дней место поклонения этой богине располагается в афинском Акрополе. Оно имеет название «Храм Ники Аптерос». Также иногда его именуют «Храм Ники-Афины».
Сооружение располагается на крутой возвышенности с правой стороны от центрального входа (Пропилей). Здесь местные жители совершали поклонения богине в надежде, что она поспособствуют положительному исходу в продолжительной войне против спартанцев и их союзников (Пелопонесская война).
В отличие от самого Акрополя, в который можно было войти только через центральный вход, святилище крылатой богини было доступно. Этот храм был построен известным архитектором Древнего Рима по имени Калликрат в период между 427 и 424 годами до нашей эры. Прежде на этом месте находилось святилище Афины, которое было разрушено персами приблизительно в 480 году до нашей эры. Здание представляет собой амфипростиль – тип храма в Древней Греции, как на переднем, так и на заднем фасаде которого в один ряд расположены четыре колонны. Стилобат сооружения состоит из трех ступеней. Фризы украшают скульптурные рельефы, изображающие Зевса, Посейдона и Афину, а также сцены военных сражений. Оригиналы уцелевших фрагментов этих декораций на сегодняшний день хранятся в Британском музее, в греческом же храме можно лицезреть лишь копии.
Как и большая часть акропольских сооружений, храм Ники был возведен из пентеликонского мрамора. Через несколько лет после завершения его постройки здание было окружено парапетом для того, чтобы обезопасить людей от возможного падения с высокой скалы. Внутри храма располагалась статуя Ники. В одной руке она держала шлем (символ войны), а в другой – гранат (знак плодородия). В отличие от большинства принятых изображений, статуя не имела крыльев. Сделано это было специально — для того, чтобы победа никогда не покинула стен города. Собственно, поэтому сооружение и было названо храмом Ники Асперос, то есть бескрылой победы.
Изображение
Богиню Нику всегда представляли в состоянии полета. Ее взгляд устремлен ввысь, а крылья широко расправлены. Это рождало чувство победы и уверенности у бойцов. Зачастую покровительница триумфа держала в руках орудие сражения, отобранное у врага, и оливковый венок. Позже ее стали изображать с посохом Гермеса. Считалось, что божества схожи, оба они являются посланниками богов и предвестниками судьбоносных событий. Также нередко лик божества визуализировали принимающим дары от победителей или парящим над их колесницей.
Самое знаменитое скульптурное изображение богини – изваяние Ники Самофракийской. До наших дней мраморный шедевр дошел, сохранившись частично, без головы и рук. Прекрасная и величественная фигура богини возвышалась на скалистом берегу острова Самофраки, омываемого морем. В ходе долгих изучений было установлено, что богиня Ника стояла на постаменте, напоминающем корму корабля, и трубила в рог, провозглашая торжественную победу. Большим почитателем богини, несущей на крыльях своих победу, был полководец Александр Македонский. Он посвящал ей каждое сражение, возводил храмы и не скупился на дары. Именно Македонский положил начало традиции награждать победителя оливковым венком во славу богини.
Парфенон
(от греч. parthenos – дева) – храм богини Афины Парфенос (Девы) – величайший памятник древнегреческого искусства. Возведен по приказу Перикла (447–438 до н.э.) на месте незаконченного и разрушенного персами храма. Архитекторами были Иктин и Калликрат. Однако, предполагается, что Фидий создал общую композицию ансамбля. Парфенон представляет собой мраморный дорический периптер (длина – 69,54 м, ширина – 30,89 м) с 17 колонными по длинным сторонам и с 8 – по торцевым (восьмиколонные портики). Высота колонн 10,43 м.
Скульптурные украшения Парфенона: ионический фриз с изображением шествия во время великих Панафиней, праздновавшиеся раз в 4 года; фриз фасада – 92 метопы с изображением сражений с кентаврами, амазонками, богов и гигантов (кентавромахия, амазономахия, гигантомахия); восточный фронтон храма – миф о рождении Афины, западный – спор Афины и Посейдона из-за господства над Аттикой.
Внутри храма находилась знаменитая скульптура Фидия Афина-Дева, выполненная в хрисоэлефантинной технике (447–438 до н.э.). На невысоком постаменте возвышалась 12-метровая статуя. Афина на правой руке держала фигуру богини победы Ники, у левого плеча – копье. Роскошные одеяния, шлем, щит и эгида, украшенная маской Медузы Горгоны, придавали статуе величавую торжественность. Лицо, руки были созданы из слоновой кости, одежда и оружие из золота, глаза – из драгоценных камней. В 5 в. статуя была перевезена в Константинополь, где погибла во время пожара.
Сокровищница, в которой хранилась казна Афинского морского союза и городской архив, примыкала к святилищу с запада, с тыльной стороны. Здесь жрицы храма ткали священную одежду (пеплос), которую жители города приносили в дар богине во время празднеств. См. также ПАРФЕНОН.
Культовая статуя и фриз
Ника, поправляющая (развязывающая) сандалию. Барельеф
Внутри храма стояла бескрылая мраморная Ника (по другим версиям это была Афина), держащая в одной руке шлем, в другой — гранат — символ победоносного мира.
По периметру здание опоясывал фриз, на котором были изображены божества, а также ключевые моменты битв греков с персами. Сохранились лишь некоторые части фриза, в том числе, известный барельеф Ника, поправляющая (развязывающая) сандалию. Этот барельеф является примером мокрой драпировки. Мокрая драпировка показывает формы тела, при этом скрывая само тело при помощи складок одежды.
Некоторые детали фриза относятся к персидской и пелопоннесской войнам. Они содержали сцену с кавалерией из битвы при Марафоне и победу греков над персами в битве при Палатеях. Сцены отражают военную мощь греков.
Статуя Ники стояла в целле или наосе. Первоначально Ника была богиней «крылатой победы» (см. Ника Самофракийская). Отсутствие крыльев у статуи Афины-Ники привело к тому, что в последующие века афиняне стали называть ее Ника Аптерос или бескрылая победа, и возникла легенда (ее приписывают писателю и географу Павсанию), что статуя была лишена крыльев, чтобы победа никогда не могла покинуть город.
Спустя некоторое время после завершения строительства храма (около 410 г. до н. э.) вокруг него был установлен парапет, чтобы предотвратить падение людей с крутого бастиона. Наружная часть парапета была украшена рельефными скульптурами, изображавшими Нику, совершающую различные действия.
В настоящее время в храме демонстрируются копии скульптур и скульптурных композиций. Дошедшие до наших дней подлинные фрагменты фриза выставлены в музее Акрополя и Британском музее.
История
Согласно сказанию, родителями богини Ники были бесстрашный гигант Паллад и непредсказуемая океанида Стикс, владычица одноименной реки. Ее имя олицетворялось с чудовищем и было воплощением первобытного ужаса. Однажды во время сражения богов-олимпийцев с титанами Стикс быстро переметнулась на сторону богов и попросила помощи у своих детей Кратоса (сила), Зелоса (злость), Биа (насилие) и Ники (торжество триумфа). Именно Ника встала на сторону Зевса, обеспечив ему победу и всевластие. В благодарность он вознес ее на Олимп, сделав преданной спутницей и правой рукой. Даже величайший древнегреческий скульптор Фидий, создавая свое знаменитое творение, Зевса Олимпийского, вложил громовержцу в руку статуэтку богини. Во многих манускриптах упоминалось, что Ника провела детство вместе с дочерью Зевса Афиной, богиней мудрости и справедливой войны.
История[править | править код]
Реконструкция храма
Первый небольшой храм был построен в шестом веке до н. э., когда зародился культ Афины-Ники. Это было небольшое сооружение микенского типа, возведенное с использованием крупноблочной кладки. После того, как храм был разрушен персами в 480 г. до н. э., на его руинах начали возводить новое здание. Строительство нового храма Афины-Ники началось в 449 г. до н. э. и было закончено около 420 г. до н. э. Если бы храм еще использовался в 4 веке н.э, он был бы закрыт во время преследования язычников в поздней (христианской) Римской империи.
Храм оставался нетронутым, пока в 1686 году его не разрушили турки, которые использовали камни для строительства оборонительных сооружений.
В 1834 году, после провозглашения независимости Греции, храм был реконструирован. Примитивный анастилоз был проведен в 1836 году, когда храм восстановили из оставшихся частей. В 1998 году храм был демонтирован, чтобы можно было заменить осыпающийся бетонный пол, а фриз сняли и поместили в Новый музей Акрополя, который открылся в 2009 году.
Реставрационные работы завершились в 2010 году. Новая музейная экспозиция состоит из фрагментов постройки, которая, как предполагалось, была уничтожена персами в 480 году до н. э. Были спасены такие скульптуры с фриза, как подвиги Геракла, статуя Мосхофора («несущего теленка»), поврежденная скульптура богини, приписываемая Праксителю, и всадник Рампина, а также эпиграфические посвящения, надписи и стелы.
Богиня в наши дни
По сей день сохранились упоминания и статуи богини Ники (фото вы можете увидеть в статье). Ее изображение часто присутствует на вымпелах и знаменах, а имя — в гимнах. Даже популярная фирма спортивной одежды Nike названа в ее часть. Сохранились и такие древнейшие скульптурные изображения, как Ника Самофракийская. В 1879 году статую перевезли в парижский художественный музей Лувр, где до сих пор она украшает лестницу Дару. Несмотря на то что останки рук и головы так и не нашли, на раскопках было обнаружено 23 фрагмента статуи. После долгих исследований установили, что это части пьедестала — корма корабля. Все они также хранятся в Лувре.
И сегодня эта скульптура богини победы Ники считается таинственной и загадочной. Множество легенд ходит вокруг ее истинной формы и подлинного создателя, чью работу даже современные критики окрестили гениальной. Кто-то считает, что правая рука Ники держала кубок, другие утверждают, что богиня трубила в рог, провозглашая победу Родоса, третьи же предпочитают думать, что обеих рук и вовсе не существовало. Было принято огромное множество попыток воссоздать подлинную форму скульптуры, но все они оказались провальными. Ибо богиня, несущая победу, теряла свой торжественный и легкий вид.
В самом сердце Акрополя находится храм богини Ники, который искусствоведы считают прекрасным и одновременно странным. Он отличается от всех построек Древней Греции, разрушая все строительные принципы того времени. Это храм, возведенный во славу Ники Бескрылой. Внутри святилища величественно стоит фигура богини Ники в одеянии воина. В руках она держит щит и меч, а голову покрывает золотой шлем.
Храм богини Ники пережил несколько реконструкций, поэтому в нем не хватает крыши и нескольких колонн. Однако эта древнейшая постройка по сей день остается одной из прекраснейших достопримечательностей Афин, которую видно со всех уголков города.
В скором времени небожительница стала иконой живописцев. За воодушевлением к ней обращались великие художники и творцы. Например, Эбботт Хендерсон Тайер. Очарованный образом Ники, он создал знаменитую картину-плагиат «Дева». Также в первой половине XIX века писателем Филлипом Томмазо Маринетти был издан «Манифест футуризма». Его создатель противопоставил механику и движение безжизненному лику. И звучит это так: «…ревущий мотор машины работает словно на картечи, – он намного прекрасней, чем скульптура богини Ники».
Портик Кариатид
– произведение одного из учеников Фидия Алкамена. Кариатиды, выполняющие роль колонн, созданы из пентеликонского мрамора.
Карниз портика опирается не на головы кариатид, а на резные «корзины». В настоящее время все оригиналы заменены копиями. Одна из кариатид хранится в Британском музее, остальные в Музее Акрополя.
Изящный, легкий и свободный по композиции Эрехтейон занимает особое место в архитектуре всего Древнего Мира.
У подножья Акрополя с восточной его стороны были построены театры под открытым небом: Театр Диониса, возведенный греческими зодчими, и Одеон Ирода Аттика, построенный римскими строителями во 2 в.
Эрехтейон
– выдающийся памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.). Ионический храм, находящийся недалеко от Парфенона, посвящен Афине, Посейдону и легендарному царю Афин Эрехтею, давшему название храма. Одна из легенд, связанная с этим храмом, рассказывает о споре богов (Афины и Посейдона) о покровительстве Аттике. Рядом с храмом росло оливковое дерево – дар Афины жителям города. Сожженное персами в 480 до н.э., как рассказывали легенды, оно вновь возродилось. Пол храма сохранял следы от удара трезубцем Посейдона.
Особенностью храма является его необыкновенная асимметричная планировка, учитывающая неровности почвы. С трех сторон здание украшают портики разной формы, в том числе и знаменитый портик кариатид. Храм состоит из двух, находящихся на разных уровнях, помещений. Восточная часть храма, располагающаяся выше, чем западная, посвящена Афине Полиаде. В эту часть храма, хранящей древнейшую деревянную скульптуру, согласно легенде, упавшую с неба, вводил портик с 6 ионическими колоннами. Именно для этой скульптуры предназначалось одеяние, пеплос, создаваемое жрицами и приносимое во время торжественных шествий Панафиней. Западная часть посвящена Посейдону, Эрехтею. См. также ЭРЕХТЕЙОН.
МХК 10 класс
«Фонтаны» — План создания действующей модели фонтана. Трубки необходимого диаметра. Отверстие под установку. Область науки. Красота воды. Первоначальное предназначение фонтана. Закрепляем с помощью клея сердечко на основе. Декорируем днище фонтана. История фонтанов. Первые фонтаны. Струи. Фонтан. Сердечко. Закрепляем на постоянное место. Прикрепляем к статуэтке тонкие трубки. Основа для фонтана уже готова. Мир фонтанов.
«Соборы в готическом стиле» — Собор в Эксетере. Готика. Известные готические соборы. Собор Парижской Богоматери. Характеристика архитектурного готического стиля. Белый мрамор. Шпили. Дворец Дожей. Собор в Линкольне. Метровый шпиль. Происхождение термина «готика». Палаццо Дожей. Пучкообразные столбы. Образ мира. Скульптуры. Вестминстерское аббатство. Собор в Вормсе. Миланский собор. Семь таинств. Собор в Солсбери. Кёльнский Собор.
«Культура Древней Америки» — Храм Лиственного Креста, Паленке. Великая богиня (фреска), Теотиуакан. Пирамида Луны, Теотиуакан. Крышка саркофага Пакаля II. Храм Уицилопочтли. Художественная культура Древней Америки. На месте преображения богов возник религиозный центр Теотиуакан. Храм Солнца, Паленке. Основу религиозного культа этих племён составляет жертвенный ритуал. Камень Солнца. Погребальные маски ацтеков. Ацтеки — индейская народность в центральной Мексике.
«Развитие русской культуры XVII века» — Царские мастера. Черты храмового каменного зодчества. Училище. Семен Ульянович Ремезов. «Синопсис» Иннокентия Гизеля. Особенности русской культуры. Назарий и Фёдор Савины. Парсуна юного Петра I. Троице-Сергиева лавра. Колокола. Иконы отличались утоненной красотой фигур. Культура в XVIIв. Исторические сочинения. Деревянный дворец. Дворец царя Алексея Михайловича. Потребности в образовании. Исторические песни.
«Афины» — Многократно разрушенный, ограбленный и превращенный в руины. Идеал греческой культуры. Храм был воздвигнут в честь Афины. Представления. С Юга Пропилеи уравновешивал легкий и изящный Храм Ники Аптерос. Ансамбль Акрополя – это высшее достижение древнегреческой архитектуры. Расцвет греческих полисов. Храм Эрехтейон. Внешний вид. Главный храм Акрополя — Парфенон. Центральный вход — Пропилеи. Афины – центр греческой цивилизации.
«Пирамиды Гизы» — Пирамида царицы Meritites. Пирамида Хефрена. Ахет-Хуфу. Пирамиды цариц Хеопса. Большой Сфинкс. Горизонтальные борозды на теле статуи. Карта плато Гиза. Камера фараона. Сфинкс на западном берегу Нила. Древнеегипетский некрополь. Пирамиды Гизы. Назначение и название. Комплекс пирамид. Четыре главных кладбища. Остатки облицовочного известняка. Реставрация. Разрушение. Поперечный разрез пирамиды Хеопса.
«МХК 10 класс»
Образ богини
Чаще всего эту героиню древнегреческой мифологии изображают с крыльями и в позе быстрого движения над поверхностью земли. Неотъемлемыми атрибутами Ники являются повязка и венок. Позднее к ним присоединилась пальма, а также трофей и оружие. Скульпторы, как правило, изображали эту богиню участницей празднества или обряда жертвоприношения, либо вестницей победы. При ней чаще всего имеется атрибут Гермеса – посох. Богиня победы Ника то предстает ласково кивающей головой победителю, то невесомо парит над ним, как бы увенчивая его голову, то управляет его колесницей, то закалывает животное во время жертвоприношения, то сооружает трофей из оружия поверженного неприятеля. Ее изваяния практически всегда сопровождают скульптуры великого Зевса и Афины Паллады. В них Нику изображают в руке более значимых олимпийских богов.