Руины храма Зевса Немейского
Рекомендовать место
4
2
Юго-западнее Коринфа, в нескольких километрах от дороги к Микенам расположен древний город — знаменитая Немея. Здесь разворачивалось место действия мифов о героическом подвиге Геракла, одолевшего Немейского льва. В античные времена Немея была знаменита еще и тем, что с VI века до н. э., как и в Олимпии, здесь проводились спортивные состязания, которые в 270 году до н. э. были перенесены в Аргос. Центром игр был храмовый комплекс, который детально исследован археологами. Главная постройка комплекса — храм Зевса Немейского. До наших дней сравнительно неплохо сохранились только три стройные дорические колонны, возвышающиеся над руинами. Помимо храма Зевса в городе сохранилось еще несколько атичных построек, а также прекрасный музей археологии и один из древнейших в Греции стадионов вместимостью 40 тысяч зрителей, на стенах которого нанесены имена знаменитых атлетов античности.
Тегея – один из городов древней Эллады
Тегея – один из городов древней Эллады, территории которого ныне входят в состав современной Греции.
Руины храма Афины Алеи (Sarah Murray)
В античные времена он являлся важным стратегическим пунктом, в результате чего часто подвергался нападениям.
В VI в. до н.э. город попал под гнет Спарты и вошел в состав Пелопоннесского союза. В IV в. до н.э. во времена правления царя Алея Тегея присоединилась к Аркадской лиге и сумела выйти из-под контроля спартанцев.
По легенде своему освобождению Тегея была обязана богине Афине, которая одарила военной мудростью царя Алея. В благодарность за освобождение от ига спартанцев, Алей поклялся выстроить в честь воительницы величайший по масштабам и красоте храм.
История Гекатомпедона
Храм Афины воздвигнут в VI веке до н.э., предположительно на месте дворца Микен во времена тирана Писистрата, захватившего Акрополь. Писистрат не только возвел на Акрополе храм, но и сделал Гекатомпедон главной святыней города. Соорудив еще и Храм Зевса, Писистрат сделал Афины одним из главнейших храмовых центров Древней Греции.
Считается, что Гекатомпедон — первый храм, посвященный Афине, который стал предшественником античного Парфенона в Акрополе. Но прежде Гекатомпедон стал предшественником храма Афине, Посейдону и царю Эрехтею – Эрехтеону.
Гекатомпедон, Афины
Предположительно Гекатомпедон состоял из 12 колонн в длину и 6 колонн в ширину.
Впервые в строительстве зданий Акрополя применялся мрамор. Из него выполнены фронтонные фигуры, изображающие Афину в борьбе с гигантами.
Внутри Гекатомпедона располагалась деревянная статуя Афины.
В Персидском мусоре в XIX веке немецким археологом Вильгельмом Дерпфельдом обнаружены остатки фронтона и деталей храма, который был разрушен в 480 году до н.э. после того, как персы во главе с царем Ксерксом захватили и разрушили Акрополь.
После разрушения персами, Гекатомпедон был частично возрожден и использовался до 406 года до н.э. Затем остатки храма были перенесены в новый храм – Эрехтеон. Неподалеку от фундамента Гекатомпедона расположены могилы Кекропа – первого царя Аттики.
Храм Иоанна Предтечи «Охотника» (Афины)
Первый храм, находившийся рядом с современной церковью, был построен в XV веке и являлся подворьем монастыря Иоанна Предтечи «Охотника» на горе Имитос. Название «Охотник» было дано монастырю в честь Василиса Кинигоса (греч. Κυνηγού — Охотник), являвшегося настоятелем монастыря в XII веке.
В 1891 году около храма, вокруг которого ранее были одни поля, появилось небольшое поселение из восьми семей. Поскольку монастырь на горе Имитос в 1833 году прекратил своё существование, то храм стал приходским. Первым настоятелем храма стал священник Николай Планас. Благодаря самоотверженному служению отца Николая, приход церкви значительно увеличился, и было решено построить новый более вместительный храм рядом со старой церковью.
Новый храм был заложен 4 сентября 1955 года и освящён 18 октября 1970 года. В 2003 году был завершен капитальный ремонт храма, связанный с просадкой его западной части при строительстве Афинского метро (станция «Святой Иоанн» находится напротив храма). От старой церкви XV века сохранился лишь каменный алтарь, который находится на проспекте Вульягмени за современным храмом.
Адрес: Leof. Vouliagmenis, Athina 117 44, Греция
Телефон: +30 21 0901 6617
Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)
Собор Благовещения Пресвятой Богородицы часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады, построен в XIX веке. Греческое название — Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου.
Строительство собора началось в день Рождества 1842 года, фундамент его заложили король Греции Оттон и королева Амалия. Для возведения храма использовали мрамор 72 разрушенных в то время церквей в Афинах. Над проектом в целом работали 3 архитектора, среди которых и Теофил фон Хансен. Через три года все строительные работы были завершены. 21 мая 1862 года собор был освящён в честь Благовещения Божией Матери (Ευαγγελισμός της Θεοτόκου) в присутствии короля и королевы Греции.
Адрес: Греция, Афины, площадь Митрополеос.
Телефон: +30 (21) 032-213-08.
Преображенский храм (Коттаки)
Храм крестово-купольный первой половины XI-го века. Принадлежал к характерным образцам афинской византийской церковной архитектуры.
Первоначально храм был посвящён Спасительнице Богородице (Σώτειρα Παναγία). Впоследствии стал посвящён Преображению Господня, но известен под названием Спасителя Коттаки (Σωτείρα Κοττάκη), по имени ктитора (основателя) церкви. Византийские росписи не сохранились. Немногочисленные сохранившиеся старые росписи принадлежат к пост-византийскому, XVIII веку. Однако в церкви хранятся несколько икон византийского периода, самой известной из которых является икона Богородицы «Новая Госпожа» (Παναγία Νέα Κυρά) XIV века.
В годы Греческой революции храм сильно пострадал, как от непосредственных разрушений, причинённых храму турками, так и в результате боёв, происходивших вокруг Акрополя, бывшего в те годы крепостью.
Храм находится в начале улицы Кидафинеон в центре района Плака.
Возведение нового храма Афины Алеи
В 465 г. до н.э. началась работа по возведению нового храма. По желанию городских властей, новое святилище должно было стать еще более величественным, а потому строители не были ограничены в средствах.
Головы скульптур, найденные в храме Афины Алеи в Тегеи (Dimitris Kamaras)
Строительство главного культового сооружения города было доверено величайшему зодчему того времени – Скопасу.
В результате новый храм по своим размерам и помпезности превзошел все построенные к тому времени постройки Пелопоннеса. Святилище имело прямоугольную форму, размером 20 на 50 метров. Высота достигала 9,7 м. Здание было возведено в дорическом стиле, стены украшали коринфские полуколонны.
Во внутреннем помещении находились многочисленные скульптурные изображения богов и героев древнегреческих мифов, многие из которых были выполнены самим Скопасом. Отличительной чертой скульптур являлась их эмоциональная наполненность, что стало нарушением традиционных греческих пластических канонов.
Остатки роскоши
Храм богини Афины почитался во всей Греции. Пожертвования Афине приносил Александр Македонский. После победы над персами на фронтон храма полководец подарил 300 доспехов и 14 щитов побежденных им воинов.
Со временем античное сооружение пришло в упадок. Парфенон был греческим храмом, казной, церковью, мечетью, крепостью. В 298 году до н. э. по приказу правителя Лахара сняли золотые части со статуи Афины.
Парфенон горел, но здание восстановили. Статую Афины перевезли в Константинополь, где она и погибла при пожаре. В 1460 году завоевавшие Афины турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, повредили росписи внутри храма и украли скульптуры.
Во время осады Афин в 1687 году взрывом снесло крышу и повредило колоннаду. В XIX веке посол Англии лорд Эльджин увез много скульптур на родину. Местные жители растащили мраморные блоки. О здании забыли вплоть до обретения Грецией независимости. В 20-е годы XX века началась реставрация храма и создан Фонд сохранения Парфенона. ЮНЕСКО выбрала Парфенон своей эмблемой и занесла Акрополь в список Всемирного наследия.
Парфенон – наиболее копируемое здание в мире. Полноразмерная копия здания находится в США в Наивилле, штат Теннессии. У подножия холма Акрополь расположен афинский музей, в котором демонстрируют скульптуры, найденные при раскопках Акрополя.
После открытия музея в 2003 году за первых два месяца Парфенон посетили полмиллиона человек. В дни местных праздников около Парфенона проводится фестиваль: Парад, праздничный салют и шествие в народных костюмах.
От Парфенона веет вековой мудростью, болью и надеждой множества поколений эллинов. Утрачено так много, что нет надежды увидеть храм в первозданном виде, хотя за 42 года реконструкции Парфенон становится красивее год от года.
Однако и нынешний Парфенон – свидетельство гениальности возводивших святилище зодчих и строителей. Античный храм волнует умы археологов и архитекторов. Вы не увидели Афин, если при поездке туда не побывали в Акрополе и не любовались древним Парфеноном.
Возведение храма
Возможно, это все выдумки, но Алей все же возвел в честь богини великое строение. А недалеко от храма он построил и собственный особняк, дабы всегда находиться под присмотром Афины. Следует заметить, что именно этот царь привел Тегеи к их величию. За время его правления был построен не только храм Афины Алеи, но и воздвигнуто множество других прекрасных строений.
Но, увы, дивному святилищу не суждено было прожить долго. В 395 году до н. э. в Тегее произошел большой пожар. Огонь унес с собой множество жизней, а третья часть всех построек в городе была сожжена дотла. В их число вошел и древний храм Афины, на месте которого остались лишь обгоревшие камни.
Храм Бесплотных Сил Небесных (Афины)
Эта церковь является характерным примером афинского храма XI века. Она относится к типу простого вписанного крестово-купольного храма, опирающегося на четыре колонны.
Как и большинство храмов Афин, он был подвергнут множественным модификациям, изменившим его первоначальный характер. Так его облик изменился в 1925 году, когда храм стал приходским, и туда стало стекаться большое количество прихожан. В начале он был удлинен в западной и восточной частях, в результате чего были снесены три алтарные ниши, нартекс и часть боковых стен. Во второй фазе он был расширен в северной и восточной части. Его сегодняшний вид — это результат удачной реконструкции, которую провело Управление по Реставрациям Министерства Культуры в 1950 году.
Храм Бесплотных Сил Небесных (Агион Асоматон) находится в районе Тисио (Тесейон), а именно в конце самой оживленной торговой улицы Афин – Эрму. До него легко добраться, так как он находится рядом со станцией электрички.
Адрес: Греция, Афины, район Тисио
Две жизни одного храма
Годы правления царя Алея стали золотым временем для Теги. В этот период было возведено множество прекрасных строений, самым масштабным из которых стал храм во имя богини Афины. В непосредственной близости от него были возведены царские апартаменты. Таким образом, Алей надеялся обезопасить себя от врагов.
Руины храма Афины Алеи (Sarah Murray)
Неизвестно когда был выстроен храм, но зафиксирована точная дата его разрушения – 395 г. до н.э.
В этот год Тегея подверглась опустошительному пожару, в результате которого треть всех городских построек была сожжена дотла. А от величественного храма остались только обгоревшие руины.
Разрушение храма повергло жителей Тегеи в ужас – горожане верили, что таким образом они лишились покровительства богини. Потому власти Тегеи, несмотря на экономические потери причиненные пожаром, решили возвести новый храм.
Однако строительство затянулось на несколько десятков лет, по причине политических преобразований, в ходе была создана Аркадская Лига. Именно этот альянс обеспечил окончательную свободу эллинов от гнета спартанцев.
Парфенон
Величайшее сооружение, возраст которого достигает 2500 лет. Собор выстроен в честь девы-Афины и считается одной из самых гармоничных построек, сохранившихся от древнего города, как по расположению, так и по архитектуре.
История
Необходимость возведения Парфенона обусловлена тем, что захватчики разрушили предыдущую постройку в честь хранительницы города. Как только в государственной казне появилось достаточно денег, Перикл начал строительство одного из величайших храмов в 447 году до н.э.
Грандиозная конструкция возвышается на холме Акрополя, в высочайшей точке. Авторство Парфенона и его оформления принадлежит таким великим людям как Калликрат, Иктин и Фидий – эти имена прошли сквозь время и заняли особую нишу в рамках их профессий. Контролировал строительство сам Перикл, поэтому не стоит удивляться, что Парфенон смог частично пережить многочисленные войны и бесконечную смену правителей.
Освящение собора состоялось в 438 году, и было привязано к традиционным Панафинейским играм, однако завершающие штрихи накладывали еще 6 лет.
Архитектура
Парфенон представляет собой периптер — прямоугольное сооружение, обрамленное со всех сторон колоннами. Длина и ширина его составили 69,512 и 30,88 м соответственно. По периметру располагалось 50 колонн. Стоит отметить, что стандартные 6 оснований торцевых сторон в Парфеноне заменены на 8, чтобы максимально расширить внутреннее пространство согласно возможностям строителей.
Святыня выстроена из мрамора, добываемого на горе Пентелкон. В момент освящения он был белым, но свойства материала таковы, что он со временем желтеет. По этой причине руины сегодня окрашены в золотистый цвет.
Внутреннее убранство разделялось на несколько частей. В центральной располагалось одно из величайших творений Фидия – статуя Афины Парфенос. Восточный квадрат предназначался для посетителей, а в западном разместился архив. Чуть позже сюда же была перенесена казна.
Уникальность архитектурного решения
Не секрет, что человеческий глаз воспринимает информацию в искаженном виде. Если смотреть на храм из любой точки Акрополя, будет казаться, что все линии идеально ровные, но на самом деле это не так. Чтобы придать постройке легкость и гармоничность, Иктин использовал сразу несколько «хитростей»:
- Колонны с утолщением посередине;
- Небольшой наклон всей колоннады в направлении к центру здания;
- Колонны в углах толще всех остальных;
- Пролеты между колоннами увеличиваются в направление к середине стены.
Кроме этого сооружение расположено не по центру вершины холма, а в юго-восточном углу, поэтому все его великолепие открывается прихожанам постепенно.
Скульптуры
Во времена расцвета Парфенон представлял не только религиозное, но и культурное достояние. Сложно представить, сколько скульпторов трудилось над созданием идеально гармоничных метолов и барельефов. Всем процессом руководил Фидий. Он разделил скульптуры по тематическому признаку, а каждая из них отражала моменты из сюжетов истории, мифов и легенд Эллады.
Ключевое место заняла статуя Афины, построенная Фидием. К сожалению, она не сохранилась в целости, по подробному описанию и уменьшенным копиям, современным скульпторам удалось создать реконструкцию, приближенную к оригиналу. Сегодня она хранится в национальном музее Афин.
Разрушение Парфенона
Разрушение религиозного памятника началось к 298 году до н.э., вместе со стартом череды завоеваний Аттики различными народностями. Золотые части скульптур снимали, святыню освящали заново, но уже другим именем, на ее территории выстраивалась колокольня в честь Богоматери, здесь же чуть позже была возведена мечеть, а в 1687 году турки и вовсе решили использовать здание в качестве порохового склада. В результате такого чудовищного вандализма часть постройки пострадала от взрыва и нескольких пожаров.
Начало 20 века стало величайшим позором местных жителей, которые по частям растаскивали Парфенон на свои нужды. Лишь с обретением Греции независимости Парфенон вошел в список архитектурных сооружений, относящихся к историческому наследию. Восстановительные работы здесь ведутся постоянно, однако многие данные утрачены, поэтому былое величие храму уже не вернуть.
Закат Тегеи
Величественная история храма была недолгой. Первый удар был нанесен во время вторжения римлян. Храм Афины Алеи был разграблен, а его жизнь пришла в упадок.
Туристы у останков храма (Sarah Murray)
Окончательное забвение храма произошло в период принятия христианства. Разрушительную работу довершило землетрясение.
На сегодняшний день территория, где когда-то располагался величайший памятник древнегреческой архитектуры, представляет собой многочисленные разрозненные руины, которые даже не решаются реконструировать по причине их сильного разрушения.
О былом великолепии храма говорят лишь сохранившиеся фрагменты скульптур. Все они находятся в различных музеях мира. Характерно, что экспонаты, бывшие когда-то храмовыми «обитателями» не были открыты во время раскопок, а похищены еще во времена римского владычества. Так самая главная достопримечательность храма – статуя Афины Алеи – была вывезена римлянами во время первого завоевательного похода.
Сегодня Тегея – это небольшая деревушка, выживающая за счет туризма. На ее территории находится несколько гостиничных комплексов, а на месте главной достопримечательности – храма Афины – расположился музей древностей.
https://youtube.com/watch?v=nCsuSDFveGc
Особенности архитектурного решения
Храм Парфенон во многом стал новаторским строением. Его внешний вид и конструкторские находки в свое время поражали современников и до сих пор вызывают исследовательский интерес.
Архитектура Парфенона (George Rex / flickr.com)
Храм фактически полностью был выстроен из пенделийского мрамора, который стоил немалых денег, а отделка изобиловала золотом.
Под воздействием солнечных лучей южный фасад со временем приобрел золотистый оттенок. Северная сторона здания, меньше подвергавшаяся облучению, имела первоначальный серый цвет.
Храм богини-воительницы разместился на самой верхней точке Акрополя, и в лучах заходящего солнца создается визуальный эффект золотого свечения.
При этом у наблюдателей создается впечатление, что храм имеет небольшие размеры. По мере приближения панорама расширяется и здание «подавляет» своей массивностью.
Гиперболическая схема кривизны Парфенона ( A.Erud, Wikimedia Commons)
Со стороны складывается визуальный образ того, что здание имеет идеальную прямую конструкцию. На самом же деле большая часть архитектурных элементов лишена прямых линий:
- верхние части ступеней имеют небольшой прогиб по центру, колонны несколько утолщены в центре, а угловые при этом имеют больший объем по сравнению с остальными;
- фронтоны Парфенона обращены во внутрь, в свою очередь, антаблементы выдаются наружу.
Все эти оптические приемы фактически позволили создать иллюзию идеальной прямолинейности. Кроме того, в строительстве храма был использован принцип золотого сечения.
Внешний фасад сооружения украшали многочисленные метопы – рельефные изображения богов: Зевса, Аполлона, крылатой Ники и др. Парфенон, как все святилища древней Греции, был окрашен в яркие цвета.
Доминирующими в цветовой палитре были оттенки красного, синего и золотого. Со временем они истерлись и о красоте здания мы можем судить лишь, по словам древних свитков.
https://youtube.com/watch?v=QWzgRsUJ_RQ
Жизнь храма
Храм обладал правом убежища, и предоставлял защиту тем, над кем нависла угроза смертельной расправы. Известно, что к защите храма прибегали спартанский правитель Павсаний, изгнанный своими подданными и жрица Хрисеида, виновная в сожжении Героона.
Останки храма Афины Алеи (Carole Raddato)
Жрицами храма являлись юные девушки с незапятнанной честью. Согласно сохранившимся сведениям первой служительницей культа храма Афины была дочь царя Алея Одж. Жрицы следили за содержанием храма и отправляли культовые обряды во славу богини Афины.
Простым смертным вхождение в святилище было ограничено. Им дозволялось лишь приносить дары, которые складывались у алтаря перед входом в храм.
Главной реликвией храма считалось скульптурное изваяние Афины, выполненное Скопасом. Богиня была изображена с поднятым кверху копьем и первоначально носила имя Гиппии (Конной).
По преданию, во времена битвы богов и титанов, Афина направила свою колесницу на титанов и обрушила на их головы гору. Это победа была первой в череде военных успехов воительницы. Однако за статуей все же закрепилось более привычное имя – Алеи.
Компанию главной богини храма составили скульптурные изображения Асклепия, Гигия, Апполона, Пелея, Эпоха и других героев.
Необычная история названия храма
Греческий географ Павсаний, который, по сути, стал автором названия храма, имеет единственный труд, описывающий Элладу с одноименным названием. Эта работа является настоящим путеводителем по древней античной земле и содержит личные впечатления и воспоминания географа.
Храм Ники Аптерос (Photographic Heritage)
Вероятнее всего, Павсаний, посещая Акрополь, по ошибке принял за статую Ники одну из трёх работ Фидия, расположенных в храмовом комплексе.
По традиции, богиню Афину изображали воинственной женщиной с такими обязательными атрибутами, как меч и шлем. Увидев простой женственный образ, Павсаний именно его принял за знаменитую богиню победы.
Он посчитал, что так и должна выглядеть Ника, желающая только мира, добра, уставшая от несправедливости и войн. Тем более у статуи не было крыльев, что также соответствовало названию бескрылой Ники Аптерос.
Он вообразил и рассказал красивейшую историю о том, что афиняне создали образ для того, чтобы победа никогда не покидала их. При этом, в древнегреческой мифологии она всегда имела крылья.
Ника Самофракийская на постаменте в Лувре, Франция, Париж (Bob Hall / flickr.com)
Нику изображали вместе с Зевсом или Афиной, и крылья за спиной были её обязательным незаменимым элементом.
Примером является Ника Самофракийская. Скульптура, имеющая всемирную славу, располагается в Лувре.
Отсюда следует, что созданное строение посвящали Афине-победительнице. К тому же, в свете последних событий и торжества над персами, это было весьма логично.
Афина обладала многими именами, как и все древнегреческие боги. Среди них Паллада, Промахос, Полиада и Парфенос.
Афину считали покровительницей брака, материнства, целительства, магии, ремёсел и многого другого. Будучи истинным воплощением мудрости и зрелости, главными символами, сопровождающими богиню, была змея и сова.
При этом, миссией Афины было покровительство военным сражениям и обязательному наступлению победы. Ника была спутницей богини, оповещающей других богов о наступлении победы.
Капникарея (храм Введения во храм Пресвятой Богородицы)
Церковь Богородицы Капникареи (греч. Εκκλησία της Παναγίας Καπνικαρέας или просто Капникаре́я греч. Καπνικαρέα) — небольшая византийская церковь в Афинах. Церковь построена около 1050 года и является одной из старейших православных церквей греческой столицы. Расположена в центре Афин на улице Эрму (Гермеса), самой торговой и дорогой улице исторического центра города.
Церковь посвящена Введению во Храм Пресвятой Богородицы, её владельцем является Афинский университет, и потому именуется также «Священным Университетским Храмом».
Внутри храма можно увидеть фрески в западном стиле, датируемые приблизительно 1900 годом. Тем не менее большинство настенных росписей, украшающих внутренние стены храма принадлежат кисти знаменитого художника Фотиса Контоглу, который ввел византийский стиль в новогреческую иконопись. Контоглу считается одним из важнейших культурных деятелей новогреческого периода. В 1942 году он изображает Богородицу в апсиде храма, и она становится его первым монументальным церковным произведением.
Адрес: Kapnikareas, Athina 105 56, Греция
Телефон: +30 21 0322 4462
Храм Ники Бескрылой
На территории Акрополя раскидано множество религиозных сооружений различной исторической значимости. Один из них – храм Ники Аптерос.
История
Изначально здание носило имя Афины Победительницы, но во II веке нашей эры Павсаний посетил Афины и этот собор. Он ошибочно принял статую покровительницы города за изображение Ники и указал последнюю в своем труде. Его немного удивило отсутствие крыльев, но Павсаний сам объяснил это тем, что афиняне лишили Нику крыльев, чтобы победа всегда сопутствовала Афинам.
Ошибка так и не была исправлена со временем, поэтому название сохранилось до сих пор. А то, что древнегреческий писатель действительно ошибался, доказано изображениями Ники с крыльями, так же обнаруженные на стенах культурного памятника.
Здание расположилось за периметром храмового ряда Акрополя, поэтому логично предположить, что оно относится к более ранним постройкам. Это доказывают исследования, подтвердившие, что сохранившееся сооружение является перестройкой ранее существовавшей церкви. Доподлинно известно лишь то, что освящение постройки было проведено в 421 г. до н.э.
Архитектура
Здание выполнено в ионическом стиле, но архитектура подредактирована Калликратом, чтобы более соответствовать воинственному духу сооружения. Стены крашены рельефами с моментами сражений, а за всем этим наблюдают сверху Афина и Зевс. Вокруг храмовой площадки установлена балюстрада, на которой имеются многочисленные изображения крылатой Ники, доказывающие ошибочность текущего названия.
Последняя реставрация проводилась в 2000 году. Благодаря масштабным работам на свои места вернулись фрагменты рельефов и полуразрушенные части здания. Это дало современным туристам и местным жителям возможность по достоинству оценить красоту исторического памятника.
Ксоаны Афины
- Древнейшее изображение Афины в афинском акрополе, которое упало с неба. Его воздвиг Эрихтоний. Это древнее изображение, упавшее с неба, было из масличного дерева.
- В храме Афины в местечке Титана.
- Деревянные статуи в храмах на аргосском акрополе и в селении Лесса.
- Деревянное изображение Афины Киссеи (Из плюща) на акрополе Эпидавра.
- В Трезене деревянная статуя работы Каллона в храме Афины Сфениады.
- Деревянная статуя Афины Алеи по дороге из Спарты в Ферапну.
- Деревянная статуя Афины в святилище Афины близ Акакесия (Аркадия).
- Позолоченный ксоан в храме Афины в Платеях, приписывалась Фидию.
- Ксоан Афины, привезенный Прокной из Афин в Давлиду.
- Деревянная статуя работы Дедала в Кноссе.
В городе Сиритида (Южная Италия) была деревянная статуя Илионской Афины, которая закрыла глаза, когда город захватывали ионийцы. Подробный рассказ содержится у Ликофрона и Юстина. Когда произошло убийство в Сирисе 50 ионийских юношей и жреца ахейцами у этой статуи Афины, то началась чума. Во искупление по указанию дельфийского оракула жители Кротона изготовили статую Афины, а жители Метапонта умилостивили её жертвенными хлебами.
- Навтий был жрецом Афины Полиады и взял из Трои в Италию её деревянную статую.
- Палладиум имел глаза, обращенные к небу.
- Страбон отмечает, что деревянную статую Афины можно видеть стоящей прямо, а у Гомера она сидячая. Однако показывают многие ксоаны Афины в сидячем положении: в Фокее, Массалии, Риме, на Хиосе и других местах.
Храмы богинь, отождествленных с Афиной
- Храм Афины в Саисе. В её святилище хоронили всех царей саисской династии, включая Амасиса. Там же гробница того, чье имя Геродот не разглашает. Амасис воздвиг преддверия Афине. Египетские жрецы решили оставить храм Афины без кровли.
- Святилище Афины в местечке Афины (современная Атина между Трапезундом и Батуми).
- Храм Афины Асии у колхов.
- Храм Афины у Меланиппиона в Ликии.
- В Магарсе (Киликия) Александр Великий приносил жертвы Афине Магарсийской.
- Святилище Афины в Элимаиде, которое разграбил парфянский царь.
- Святилище Афины Киррестиды в области Антиохии.
- В Иберии показывали святилище Афины в городе Одиссеи, где прибиты щиты и корабельные носы.
- Храм Афины в земле инсомбров.
- Древний храм Минервы в городе Орвиний в Лации. У Вергилия Амата с Лавинией и другими женщинами едет с дарами к храму Минервы.
- Храм Минервы на Капитолии, стоявший рядом с храмом Юпитера. Тацит упоминает, как в храм ударила молния.
- Храм Минервы Халкидики, построенный в Риме при Домициане.
Афина – богиня войны и мудрости
Итак, любая история должна иметь свое начало и конец. Так уж случилось, что наши истоки ведут далеко в глубь истории, в те времена, когда на свет появилась великая легенда о богине Афине. Согласно верованию эллинов, она была пятой дочерью Зевса, что делало ее очень могущественной.
И хотя ее считали воительницей, она сильно отличалась от своего брата Ареса. Она не была столь агрессивной и безрассудной, как он. Ее удел — планирование стратегии и тактики, благодаря которым войны заканчивались с минимальными потерями. Также она считалась покровительницей ученых и ремесленников. И если верить древним легендам, то именно она научила девушек создавать ткань и шить из нее одежду.
Учитывая такой спектр возможностей, не удивительно, что ее культ был одним из самых больших в Древней Греции. По количеству приверженцев она могла соперничать даже с самим Зевсом, королем всех богов.