Где находится и что собой представляет
Удалившись совсем немного от центральной части города и поднявшись на один из отрогов горы Машук — Михайловский, — можно увидеть круглую белую беседку, купол которой опирается на восемь изящных колонн.
Своим названием беседка обязана древнегреческому мифологическому персонажу — Эолу, повелителю ветров. Изначально в ней, в специальном футляре, были установлены две арфы, струны которых издавали мелодичные звуки разных тонов, в зависимости от силы и направления проносившегося ветра.
Время от времени это устройство ремонтировалось, заменялось или вовсе отсутствовало, на что было множество причин. Сейчас Эолова арфа в Пятигорске оснащена по-современному, и плывущие в воздухе протяжные ноты зависят не от состояния природы, а от работы аудиотехники.
Однако те, кто слышали прежнее звучание, вспоминают его с ностальгией. Теперь только флюгер на куполе беседки напоминает о том, что когда-то каждое дуновение ветра находило в ней отклик.
Беседка на перекрестке всех ветров
С самого начала своей истории этот открытый павильон был чрезвычайно популярен. Благодаря своему расположению и чарующему музыкальному сопровождению, Пятигорская Эолова арфа прославилась не только среди тех, кто приезжал на Кавминводы, но и среди читающей публики, которой эта достопримечательность запомнилась по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Тогда, как и сейчас, беседку заполняли люди, желающие насладиться здешними красотами и рассмотреть вдалеке величественный Эльбрус. Она входит в перечень лермонтовских мест, о чем свидетельствует мемориальная табличка.
Художники старались запечатлеть ее в разные времена года, поэты посвящали стихи, а знатоки причисляли к самым успешным архитектурным проектам, неразрывно связанным с ландшафтом местности.
Открытки с ее изображениями продавались всегда — сначала они делались с работ мастеров кисти, позднее — с фотоснимков. Хотя музыкальному устройству приходилось претерпевать целый ряд изменений и безмолвие, это не ослабляло интерес к павильону, где всегда властвует ветер.
beauty_sia
elena_key_
l_rakhno
lll_oliviya_lll
Самые первые инструменты исчерпали свой ресурс к 1861 году, хотя их и снимали перед началом холодных сезонов. На летние месяцы 1890-х годов купол стали оборудовать арфой менее сложной конструкции. С начала 1970-х годов до начала 90-х здесь вновь работало устройство, управляемое ветром, но создали его специалисты в области электромеханики.
Однако, стоит сказать: хотя в период застройки курорта в живописных местах было возведено немало других беседок, далеко не всем удалось завоевать подобную популярность и выдержать испытание временем. А беседка на перекрестке всех ветров была и остается одним из символов города.
Лермонтов на Кавказе
Маленького Михаила бабушка привозила на Кавказ, начиная со времен возникновения курорта с минеральными источниками. Здесь жила ее сестра – генеральша Хастатова, у которой они и останавливались на период отдыха (1820, 1825 годы). Эти две поездки и сыграли немаловажную роль в становлении будущего поэта.
Жизнь молодого поэта тесно переплетается с событиями, происходившими в те времена в этом городе, с его историей. Лермонтовские места в Пятигорске (фото см. в статье) многочисленны и интересны. Связь с Кавказом и с Кавказскими Минеральными Водами стали значимыми событиями в те времена для самого поэта, а сегодня для всего региона и страны.
Удивительно длинная дорога через всю Россию, великолепные кавказские пейзажи, местный этнос и фольклор народов Кавказа, общение с местными людьми и с ранеными солдатами – все это впечатляло маленького Мишу. Ко всем детским впечатлениям от Кавказа в последующем добавилась и истинная светлая любовь, о которой воспоминания в его сердце сохранились до самых последних дней. Для него Кавказские горы стали «священными».
В Пятигорске Лермонтов был еще три раза: в 1837, 1840 и 1841 годы. Связаны эти приезды с лечением поэта в периоды ссылок на Кавказ. Во время кратких отпусков между нахождением на лечении и в армии он писал свои великие произведения. Здесь же и погиб на дуэли от пули Мартынова.
В городе есть много памятных мест, связанных с жизнью М. Лермонтова. Все они описаны в его бессмертных поэмах и стихотворениях.
Далее в статье представлен краткий обзор тех уголков города, где находятся лермонтовские места в Пятигорске.
Близлежащие достопримечательности
На этом курорте отдыхающие всегда стараются посвящать много времени пешим прогулкам. Но не только желание двигаться и наслаждаться живительным воздухом заставляет их часами бродить по парковым аллеям и взбираться на горные склоны — тут есть что посмотреть, и нередко достопримечательности находятся неподалеку друг от друга.
Например, от скалы, где высится беседка Эолова арфа в Пятигорске, можно перейти к осмотру других известных объектов:
Грот Лермонтова (См. статью «Пещера преобразованная в грот имени Лермонтова» — еще одно воплощение таланта Бернардацци. Для его оборудования была выбрана природная пещера. Позднее, в 1858 году, оформление дополнили каменной облицовкой, а на входе установили решетку.
Академическая галерея — прежним названием было «Елизаветинский источник»; на протяжении всего XIX века сюда стремилась огромная масса народу, как к популярнейшему питьевому источнику города.
Сейчас обладает статусом федерального памятника исторического и культурного наследия (два других памятника этой категории — ванны Лермонтовские и Пушкинские — находятся ближе к центру). Кстати, и этот источник, и вышеназванный грот, тоже упоминаются в «Герое нашего времени».
Эмануэлевский парк — назван в честь кавалерийского генерала Г. А. Эмануэля, командовавшего войсками на Кавказе и Причерноморье. Ему было предписано осуществлять надзор за работами по благоустройству Пятигорска, когда высокими властями было принято решение сделать его курортным городом.
В этом он весьма преуспел: быстрые и масштабные перемены здесь отмечали все, кто в те времена приезжал к целебным источникам достаточно регулярно. Парк расположен на террасах Михайловского отрога, который некоторые называют Эоловой горой, из-за построенной там «поющей» беседки. Генералу также принадлежала идея названия нового курорта.
Те, кому довелось побывать на здешних водах, обязательно увозят с собой что-нибудь для души — разнообразные сувениры, буклеты и открытки, собственноручно сделанные фотоснимки и видеозаписи. Думается, что мало найдется людей, которые не имеют в подобных коллекциях того, что напомнит им о беседке Эолова арфа в Пятигорске. А то, что они вновь придут сюда в свой следующий приезд, сомнению и вовсе не подлежит.
Краткий экскурс в историю Пятигорска
Уже в 1803 году Кавказским Кислым и Горячим водам (так их тогда называли) стали придавать государственное значение. Хотя близ Бештау — горы с пятью вершинами, — и работал врач, курорты не могли принимать большое количество отдыхающих, так как отсутствовали лечебные учреждения при источниках и жилье вокруг них.
habarova_vs
aleshka_2014
beauty_sia
В 1822 году они подписали обязательство на строительство зданий различного назначения на Кавказе, в районе минеральных вод, а в 1828 году представили проект курортного города на рассмотрение Комитету министров. В 1830 году план застройки утвердили, а поселение получило статус уездного города с присвоением ему нынешнего названия.
Братья-архитекторы до конца жизни работали для развития кавказских минераловодских курортов, и здесь, в Пятигорске, в 1840-х годах нашли свое последнее пристанище.
Что собой являет Эолова арфа?
Откуда взялось название беседки? От весьма оригинального музыкального инструмента, на котором играет не человек, а ветер. Придумали его в Древней Греции, а название пошло от имени бога ветра — Эола. Инструмент представляет собой простую коробку, внутри которой натянуты струны разной толщины. Степень их натяжения также разнится. Струн может быть от 2-х до 48-ми, но допускается использование только четных чисел.В Европе несколько веков назад появилась мода, зародившаяся в Англии. Согласно ей эоловы арфы размещались в беседках и услаждали слух гостей мелодичными звуками, которые в ветреную погоду были довольно громкими и низкими, а при слабом ветерке — очень нежными и высокими. Добралась любовь к подобным сооружениям и до Российской империи.
История беседки
Беседка «Эолова арфа» построена в Пятигорске в 1831 г. Ее сконструировали известные архитекторы братья Бернардацци, избрав для строительства Михайловский отрог горы под названием Машук. Место было выбрано очень удачно: помимо того, что гора является символом города, отсюда открывается великолепный вид. Сама беседка довольно-таки живописна, но ее главной особенностью служила эолова арфа, вмонтированная в пол. Оригинальный музыкальный инструмент издавал прекрасные звуки, привлекавшие местных жителей и гостей города. Люди собирались возле беседки, чтобы послушать музыку ветра.Конечно, в зимний период инструмент убирался, чтобы не подвергаться разрушительному воздействию местного климата, но это не помогло его сохранить. Так, через 30 лет он рассохся и окончательно испортился. Было принято решение изъять эолову арфу, установленную создателями беседки, заменив ее новой — уже более простой. Случилось это в 90-х гг. XIX столетия. А спустя еще 80 лет — уже в XX веке — классическая эолова арфа уступила место электромеханическому устройству, также порождавшему музыку. Простоял механизм 20 лет, прежде чем был испорчен и демонтирован.
«Эолова арфа» сегодня
Начиная с 2008 г., название беседки более не соответствует действительности. Вместо музыкальных инструментов, некогда оглашавших окрестности прекрасными мелодиями, сегодня там стоит аудиоаппаратура. Она создает мелодии, но уже не музыку ветра.И хотя романтичная атмосфера беседки была утеряна, люди все равно приходят посмотреть на достопримечательность, которая ассоциируется с Лермонтовым и напоминает о былых временах. Кажется, что вот-вот появятся барышни в кринолинах и с веерами, кокетливо строящие глазки галантным кавалерам. А их матушки и дуэньи пристально следят за поведением своих юных воспитанниц.Из беседки открывается великолепный вид на Пятигорск. Гости города любят делать здесь селфи и фотографировать потрясающую панораму, чтобы увезти с собой массу приятных воспоминаний. Следовательно, возле беседки «Эолова арфа» сегодня — как и в далеком прошлом — всегда много людей.
Посетить Пятигорск и не навестить эту удивительную достопримечательность — просто невозможно. Конечно, дабы получить максимум удовольствия, романтически настроенным натурам придется включить немного воображения и представить, каким был этот памятник архитектуры более 100 лет назад. Но дух времен все равно витает в этих местах, а это значит, что всегда можно уловить его дуновение и услышать раздающиеся, словно издалека, струнные мелодии, в сознании отдельных туристов заглушающие звуки, издаваемые современной аппаратурой.
Как на горе Машук появилась знаменитая беседка
Широту и качество обзора с площадки на Михайловском отроге очень ценили военные: пост наблюдателей находился здесь до 1810 года. Но, с развитием и благоустройством курорта, эта территория перешла под власть иных ведомств. К 1829 году здесь была уже зеленая зона отдыха, с дорожками и скамьями.
Отдыхающие сразу полюбили этот участок нового парка из-за чудесной панорамы. Парк был огромен и имел три возвышения, на каждом из которых запланировали построить павильоны для отдыха и обозревания живописных окрестностей. Один такой павильон, чье место было самым высоким и ветреным, решили сделать в стиле античного храма и посвятить древнегреческому богу Эолу.
Провал в Пятигорске
Академическая галерея в Пятигорске
Грот Дианы в Пятигорске
Памятник Лермонтову в Пятигорске
братьев Бернардацци
На цоколь и колонны пошел местный известняк. Статуя божества должна была стоять на постаменте в центре этого павильона.
Однако доктор Ф. Конради, будучи главным в курортной медицине, проявил большой энтузиазм, отстаивая свое предложение по установке в беседке музыкального устройства — эоловой арфы, чтобы ее прекрасные звуки вносили умиротворение в души тех, кто прибывает на воды для отдыха и лечения.
В данном случае, все это должно было служить интересам здоровья. То громкие, то тихие звуки, действительно, получались божественными и заставляли многих трепетать в радостном волнении. Далеко не все курортники знали, отчего беседку сделали именно такой, — главным стало то, какие эмоции она вызывала.