Использование как терминала для дирижаблей
В начале эксплуатации здания его шпиль задумывалось использовать в качестве причальной мачты для дирижаблей. 102-й этаж был причальной платформой со сходнями для подъёма на дирижабль. Специальный лифт, курсирующий между 86-м и 102-м этажами, мог использоваться для транспортировки пассажиров. Регистрация, по задумке, производилась на 86 этаже. Однако идея воздушного терминала была признана несостоятельной ввиду соображений безопасности (сильные и нестабильные воздушные потоки наверху здания делали причаливание очень сложным, и после первой попытки стало понятно, что эта идея утопична). Ни один цеппелин так и не причалил к зданию. В 1952 году на месте терминала было размещено телекоммуникационное оборудование.
Высота и другие технические характеристики здания
На момент официального открытия небоскреба его высота составляла 381 м, а после возведения на крыше небоскреба телевизионной башни в 1952 году, высота достигла 443,2 м. После чего вершина башни стала использоваться для расположения оборудования.
Сколько этажей?
В здании 103 этажа: коммерческие помещения занимают первые 85 этажей здания, их общая площадь составляет более 257 тысяч м².
Остальные 16 этажей – надстройка в стиле ар-деко, представляющем собой сочетание модернизма и неоклассицизма.
На 86 и 102 этажах небоскреба расположены смотровые площадки.
Ширина башни у основания – около 140 м: постройка занимает около одного гектара земли. Всего в здании насчитывается 6500 окон, 1860 ступеней и 73 лифта, которые способны перевозить до 10 тысяч человек в час.
Охранный статус Эмпайр Стейт Билдинг
Интерьер здания, включающий знаменитый вестибюль на Пятой авеню, коридоры на 33-й и 34-й улицах, эскалатор, лестницы, лифты, а также вестибюль и пешеходные мосты на втором этаже, определен в качестве ориентира города Комиссией по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка. В список национальных исторических памятников он внесен с 1986 года.
За дизайн небоскреб имеет несколько наград, в том числе золотую медаль от Архитектурной лиги в 1931 году. Недавно полностью модернизированный ЭСБ был награжден Green Building Awards за энергоэффективность.
Происшествия
Столкновение самолёта
Остатки бомбардировщика на фасаде небоскреба
28 июля 1945 года бомбардировщик ВВС США B-25 «Митчелл», пилотируемый в густом тумане подполковником Уильямом Смитом, столкнулся со зданием между 79 и 80-м этажами. Один из двигателей пробил башню насквозь и упал на соседнее здание, другой свалился в шахту лифта. Пожар, возникший в результате столкновения, был потушен уже через 40 минут. В инциденте погибло 14 человек. Лифтёр Бетти Лу Оливер выжила после падения в лифте с высоты 75 этажа — это достижение попало в Книгу Гиннесса. Несмотря на это происшествие, здание не было закрыто, и работа в большинстве офисов на следующий рабочий день не остановилась.
Самоубийства
Со времени открытия здания было совершено более тридцати самоубийств. Первым спрыгнул сразу после завершения строительства недавно уволенный рабочий. В 1947 году, после пяти попыток суицида всего за три недели, вокруг наблюдательной площадки было возведено ограждение. Одной из самоубийц была 23-летняя Эвелин Макхейл. В 1979 году Элвита Адамс решила свести счёты с жизнью и прыгнула с 86-го этажа, но сильный ветер забросил её на 85-й этаж, и она отделалась только переломом бедра. Одно из последних самоубийств произошло 13 апреля 2007 года, когда с 69-го этажа выбросился разорившийся адвокат.
Архитектура Эмпайр Стейт Билдинг
Спроектированный в стиле ар-деко, типичном для архитектуры Нью-Йорка с 1920 по 1939 год, небоскреб назван одним из семи чудес современного мира Американским обществом инженеров-строителей. Вместе с тем, когда-то он был отделен от архитектурной традиции, той, которая придает ему наиболее характерные особенности.
Несмотря на обтекаемый профиль, пламенеющие интерьеры, ощущающуюся символику, революционный стальной каркас, небоскреб не вызывал признательности в стиле ар-деко у первых поклонников. И в отличие от своих современников, таких как Крайслер-билдинг и Рокфеллеровский центр, Эмпайр Стейт на удивление поздно стал флагманом этого архитектурного движения.
Первоначальная путаница прояснилась после интервью с членом Комиссии по сохранению достопримечательностей Нью-Йорка и супругой главного архитектора небоскреба, миссис Лэмб. Она вспоминала, что Уильям Фредерик Лэмб называл ар-деко стилем «Little Nemo».
«Маленький Немо» – сложный газетный комикс, шедевр Уинзора Маккея, известный детальными изображениями перспектив, скайлайнов городов и архитектурных деталей. По её мнению, декоративный фасад Крайслер-билдинг – это яркое выражение архитектуры «Little Nemo». В то время как чистая и элегантная структура Эмпайр Стейт выглядит вызывающе классической.
В качестве временного стиля, преодолевшим разрыв между традиционным и современным, в ар-деко заложены парадоксы, которые сложно объяснить в двух словах, но они придают стилю его особенности.
Демонстрирующий богатство нового коммерческого класса он – бунтарский; новаторский, благодаря использованию инновационных материалов; классический, в попытке оставаться символичным через фрески и мотивы. Элементы и конструкции из позолоты, хрома, мрамора делают его декоративным.
Уильям Фредерик Лэмб отказался от украшения фасада карнизами и другими архитектурными элементами, чтобы обеспечить непрерывный поток в здание.
Обтекаемый профиль Эмпайр Стейт Билдинг, подчеркивающий увлеченность ар-деко движением, скоростью и аэродинамикой, головокружительная высота здания стали возможными благодаря появлению новых технологий, в частности стального каркаса, который был разработан для того, чтобы справиться с гравитационным напряжением и ветровыми нагрузками.
Здания в стиле ар-деко быстро осваивали новые материалы, сталь и железобетон. Одновременно «современные» материалы стали лейтмотивом развития конкуренции среди зданий ар-деко. В 1920-х–1930-х годах произошел беспрецедентный рост металлургических и бетонных компаний, которые постарались сделать свои материалы главными продуктами для строительства.
Они стремились извлечь выгоду из эстетической и коммерческой популярности ар-деко. Эмпайр Стейт Билдинг, высота которого по крыше 381м, по-прежнему доминирует в скоплении небоскребов в центре Манхэттена, уверенно конкурируя с современными колоссами – Башней Сободы и Башней Банка Америки.
Движение ар-деко совпало с событиями в городском планировании, стремившимися сделать городское пространство более пригодным для проживания. В 1920–1930 годах были приняты комплексные законы о зонировании, которые повлияли даже на кажущиеся несущественными особенности, как форма балконов и окон.
Обтекаемый профиль можно понимать и как ответ на законы о зонировании, которые препятствовали вертикальному строительству на всем участке, чтобы позволить скудному солнечному свету достигать густых улиц Манхэттена.
Архитекторы выбрали для облицовки проверенный временем известняк из Индианы, который придает зданию его фирменный светлый цвет и классическую привлекательность. Что типично для ар-деко над входом можно видеть двух орлов в египтезирующем стиле, чтобы подчеркнуть легендарный статус здания.
Подобные украшения играют важную роль в зданиях ар-деко, связывая современность с идеализированным мифическим прошлым. Орлы – символ политической, экономической и военной мощи Америки и здесь их стилизованное представление придает зданию статус почитаемого памятника, построенного в новую промышленную эпоху.
Известняк – не единственный материал, который украшает фасад потрясающего небоскреба. Известняковые стены контрастируют с хромоникелевой сталью. Вертикальные полосы из хромоникелевой стали ограничивают окна (от шестого до восемьдесят пятого этажа), увенчанные веерообразными мотивами, которые интерпретируются как солнечные вспышки.
Сочетание таких материалов – прекрасная попытка достичь баланса между орнаментом и элегантностью, традицией и современностью. Это то, что способствовало созданию эстетики, которая была индустриальной, но в тоже время изысканной.
История небоскреба: проектирование и строительство
Заглянув в историю, мы узнаем, что проектом здания занялась архитектурная компания «Шрив, Лэмб и Хармон», главным архитектором которой был Уилльям Ф. Лэмб.
При проектировании использовались ранние разработки для небоскребов Рейнольдс Билдинг в Северной Каролине и Керью Тауэр в штате Огайо.
Строительство башни стартовало в День святого Патрика – 17 марта 1930 года, и завершилось спустя 1 год и 45 дней, всего на сооружение небоскреба потребовалось более 7 миллионов человеко-часов.
Над постройкой здания трудились 3400 рабочих: большая часть – эмигранты из Европы, а также несколько сотен монтажников – выходцев из индейского племени томогавков, отличительной чертой которых было отсутствие боязни высоты.
На момент начала строительства ЭСБ будущие символы Нью-Йорка – Трамп Билдинг и Крайслер Билдинг – претендовали на титул высочайшего небоскреба в кратчайшие сроки и уже находились в процессе стройки.
Между ними разгорелась нешуточная борьба, в результате которой ЭСБ обогнал всех: здание росло на четыре с половиной этажа в неделю, рекорд – четырнадцать этажей за десять дней.
Так, спустя 410 дней, 5662 м3 стройматериалов, 60 тысяч тонн стальных конструкций, 10 млн кирпичей и 700 км кабеля, на горизонте Манхэттена появилось высочайшее на тот момент здание в мире.
Освещение
Традиция парадного освещения башни разными цветами в честь важнейших событий, праздников и торжеств сохраняется в течение долгих десятилетий.
Раньше 30 верхних этажей подсвечивались 200 прожекторами: в День независимости США здание становилось бело-красно-синим, а в День Святого Патрика – зеленым.
Для достижения данного эффекта на прожекторах вручную менялись светофильтры: процесс занимал несколько часов.
В 2012 году в системе иллюминации башни произошли кардинальные изменения: была установлена система динамического светодиодного освещения. Если раньше смена архитектурной подсветки происходила в пределах 10 цветов, то сегодня взору жителей Нью-Йорка предстаёт палитра из 16 миллионов оттенков.
Новая система иллюминации позволяет управлять светом дистанционно, регулировать его направление и создавать различные эффекты.
Ни один праздник в Нью-Йорке не обходится без светового шоу на башне, которое зачастую синхронизируется с музыкальным сопровождением.
Смотровые площадки
Основная смотровая площадка
На 86 этаже небоскреба действует высочайшая смотровая площадка под открытым небом в Нью-Йорке. Здесь были сняты десятки киносцен, пережиты миллионы незабываемых моментов.
Для справки! Площадка располагается вокруг шпиля здания, представляя взору посетителей панораму Нью-Йорка и его окрестностей. Отсюда открываются захватывающие виды на Центральный парк, реку Гудзон, пролив Ист-Ривер, Бруклинский мост, Таймс-сквер, статую Свободы и многое другое.
Можно также воспользоваться обзорным биноклем с многократным увеличением и рассмотреть объекты в мельчайших подробностях.
Верхняя смотровая площадка
Шестнадцатью этажами выше – на 102 этаже здания – действует ещё одна смотровая площадка, по площади значительно уступающая основной, к тому же полностью закрытая.