Дача Петра Шихобалова
Год постройки: ∼ 1909 — 1915Архитектор: Федор ЛидвальСтиль: итальянский ренессанс
Последняя дача в нашем путешествии. Владелец ее — купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин, живший до революции в особняке Неронова. Том самом, на углу Пионерской и Алексея Толстого, где согласно мнению многих самарских краеведов, жила в эвакуации Светлана Аллилуева, дочь товарища Сталина.
Что касается дачи, то для нее Константин Головкин не жалеет эпитета «грандиозная». Определяет стиль постройки как итальянский ренессанс, а авторство приписывает известному петербургскому зодчему Федору Лидвалю. Имелась также спускающаяся к берегу Волги каменная лестница.
Дача Шихобалова на дореволюционной открытке
Дача Шихобалова на дореволюционной открытке
Территория дачи Шихобалова в советский период
Дача Шихобалова в советский период
С середины 1920-х годов на даче Шихобалова поочередно располагались Дом отдыха страхкассы профсоюзов, затем с 1933 года — санаторий имени Коминтерна, в 1939-1940-х годах — детдом для испанских детей, а в годы войны она перешла в собственность НКВД. Существует версия, что именно здесь, неподалеку от дачи Шихобалова, в 1941 году был, в числе других 25 «предателей родины», был расстрелян Филипп Голощекин. Старый уральский революционер, принимавший участие в расправе над царской семьей.
Фотография Павла Попова
Фото слева — источник
Жестокая рука реконструкторов хорошенько прошлась по даче Петра Шихобалова. От ее первоначального «грандиозного» вида практически ничего не осталось. Что любопытно, по соседству находилась и дача его брата Павла, мецената и страстного любителя живописи. Об этом говорит, например, объявление в одной из самарских газет : «Сдаются на лето три комнаты на даче Уклеина между дачами братьев Шихобаловых на Барбошиной поляне». Дальнейшая ее судьба, как и внешний вид увы неизвестны.
Совсем недавно и без того поредевшие ряды купеческих дач понесли невосполнимую потерю. Сгорел дом на 9-й просеке, предположительно принадлежавший купцу Луке Ясенкову. Сколько прекрасных образчиков деревянного зодчества сгорело в пожарах за этот век — сложно представить. Сколько дач было растащено на дрова и стройматериалы в тяжелые военные годы. Сколько было снесено за ненадобностью в советское время. Как выглядели эти дачи, мы уже никогда не узнаем.
От дореволюционной дачной архитектуры на волжских берегах осталось так немного, и каждое уцелевшее здание — на вес золота. Будем надеяться, что их количество уже никогда не уменьшиться.
Bonus-track №1
Те дачи, что не оставили после себя никакой графической памяти в виде фотографий или открыток, были проиллюстрированы нами проектами загородных домов из каталога 1911 года. Ознакомится с ним полностью можно здесь.
Bonus-track №2
Фильм из цикла «Самарская губерния. Страницы истории», посвященный Константину Головкину. Немалая роль в нем уделена и его знаменитой «Даче со слонами».
При работе над материалом использованы краеведческие записки Константина Головкина, материалы из блогов Павла Попова и Армена Арутюнова, информация из путеводителей по городу 1920-1930-х годов.
Следите за нашими публикациями в Telegram на канале «Другой город»
comments powered by HyperComments
Дача Екатерины Курлиной
Год постройки: 1910-1912 годыАрхитектор: Федор Шехтель (?)Стиль: мавританский
Давайте сначала определимся с личностью владелицы. Екатерина Курлина, дочь купца Антона Шихобалова и жена Ивана Георгиевича Курлина. Шикарная загородная резиденция была не главным ее активом. В то время Екатерина Антоновна владела еще и «Домом губернатора» на улице Казанской.
Но вернемся к даче. По поводу авторства приписываемого Федору Шехтелю есть только один источник этой информации, все те же краеведческие записки Константина Головкина.
Послереволюционная судьба дачи Курлиной была тесно связана с военными. В 1929 году она и все прилегающие участки были переданы в ведение ПриВО. Здесь был организован дом отдыха и физической культуры, в летнее время функционировало санаторное отделение окружного госпиталя. В 1934 году они были объединены в «Окружной санаторий ПриВО». Примерно в то время была проведена первая реконструкция здания, после которой черты мавританского стиля в нем еще улавливались. В 1957 году санаторий получил свое нынешнее название – «Волга».
Санаторий ПриВО. 1930-е годы
Дача Курлиной в 2003 году.
В годы Великой Отечественной войны на его территории был построен подземный бункер для размещения в нем штаба армии. В этом году стало известно, что в нем планируется разместить музей. После чего с легкой руки журналистов объект стал именоваться «Бункером Жукова».
16-17 марта 1961 года в нем побывал Юрий Гагарин. Здесь он отдыхал в составе группы из шести первых пилотов-космонавтов.
Самое страшное с дачей Курлиной случилось уже в новейшее время. Источник фото
Здание было тотально отреставрировано и теперь лишь отдаленно напоминает тот чудесный замок на волжском берегу, который мы можем видеть на дореволюционных фотографиях.
Что решили
Подвел итоги круглого стола врио министра культуры Самарской области Сергей Филиппов. Перспективы дальнейшей работы он видит так.
— Все озвученные концепции дополняют друг друга. Сама дача Головкина точно не будет музеем/выставочной галерей в классическом смысле этого слова. Она должна стать местом, где на постоянной основе работают образовательные и просветительские проекты семейной направленности. Наиболее точное определение того, чем должна стать дача Головкина — «Дом искусств».
— До середины июня всеми, кто предлагал свои проекты, должна быть выработана единая концепция развития дачи Головкина как нового культурного учреждения. После того, как она будет готова, и после завершения ЧМ по футболу на правительственном уровне будет разработана дорожная карта, в которую войдет создание проекта реставрации, организация учреждения муниципального или государственного либо его филиала и так далее.
— Даче со слонами необходимо вернуть ее первоначальный, исторический облик.
8. Слоны — часть городского фольклора
Среди многочисленных городских легенд и полумифических событий нашлось место и той, где одним из героев выступает слон.
В Самаре жил известный гимнаст и акробат Александр Скоромыкин. Он много лет работал в цирке, который в те годы располагался в Струкачах, близ пересечения улиц Куйбышева и Вилоновской. Однажды Скоромыкин ради смеха «одолжил» там слона и привел его к обкомовскому дому, что стоит напротив Пушкинского сквера.
Дежуривший там постовой милиционер стал просить его увести животное обратно, так как слонам не положено гулять у дома работников Обкома. На это Александр Скоромыкин ответил, что слон — существо свободолюбивое, гуляет где хочет, да и вообще, ничем обкомовцев не обидит. Только после того, как постовой догадался дать циркачу денег на бутылку вина, инцидент был исчерпан. Скоромыкин и слон вернулись в свое «Шапито».
1. Они здесь жили
Достоверно известно, что на территории Самарской губернии предки современных слонов появились как минимум два миллиона лет назад. В коллекции краеведческого музея есть останки четырех их видов.
Два из них относятся к древнейшим (архидискодонтным) слонам. Это южный слон и степной (трогонтериевый) слон.
Степной слон
Южный слон
К слову, последний — один из крупнейших представителей хоботных, когда-либо живших на Земле. В высоту он мог достигать пяти метров, при весе в 10 тонн. Узнать еще больше об этих красавцах можно здесь.
Два других слоновьих рода, живших на Средней Волге — хазарский мамонт и мамонт шерстистый (сибирский).
Сибирский мамонт
Хазарский мамонт
Названный в честь легендарного каганата мамонт был переходным звеном от тех самых древнейших слонов собственно к мамонтам. Узнать подробнее о жизни «утепленных» хоботных можно здесь.
Помимо этих четырех видов, останки которых на территории Самарской губернии уже найдены, палеонтологи предполагают, что на Средней Волге могли обитать лесные слоны и слоны волжские.
Дача Егора Аннаева
Год постройки: 1860-1877 годыАрхитектор: неизвестенСтиль: мавританский
В отличие от купца Гребежева, биография которого остается малоизученной, жизненный путь Егора Никитича Аннаева известен нам гораздо лучше. Он приложил руку к строительству дома, в котором было провозглашено создание Самарской губернии, открыл первую в городе гостиницу, владел крупным вино-водочным заводом и был главным строителем здания лютеранской кирхи.
Коммерческие успехи Аннаева пришлись на 1850-1870-е годы. Находясь на пике своего финансового благополучия, Егор Никитич сделал ставку на стремительно набирающее популярность кумысолечение. Вслед за Нестором Постниковым в 1863 году он открывает свое заведение, названное «Аннаевской дачей».
Она была возведена в урочище Вислый камень в районе, где до недавнего времени располагался завод силикатного кирпича. Стоимость строительства составила без малого 70.000 рублей.
Раскинувшуюся на 57 десятинах земли дачу Аннаева можно было смело назвать санаторием. Помимо главного корпуса (построенного чуть позднее, в конце 1870-х годов), здесь располагались дачные домики, каменное здание водокачки, курзал для концертов и спектаклей с библиотекой и бильярдом. Помимо кумыса здесь использовались и другие передовые для того времени методы лечения (электрические ванны, душ Шарко и т.д.).
Сезон обыкновенно продолжался с 1 мая по 1 сентября, и все помещения были всегда заняты, отчасти лицами, лечащимися кумысом, но большей частью более состоятельным и веселящимся классом города и приезжими.
Вот как описывал Аннаевскую дачу Петр Алабин:
«Фантастические сооружения во вкусе средневековых замков, летящих по скалам и утесам, заключающие кумысолечебное заведение Е.Н. Аннаева, со сбегающими от них к реке вьющимися дорожками, газонами, клумбами, трельяжами дикого винограда и хмеля из переплетающихся гирлянд».
Однако пошатнувшееся финансовое положение Егора Аннаева вынудило его в 1887 году продать свою дачу. До революции она успела сменить несколько владельцев, постепенно превращаясь из престижного оздоровительного центра в заурядный гостиничный комплекс.
С 1920 по 1923 года Аннаевская дача не охранялась и, как следствие, стала постепенно ветшать и разрушаться. Добил ее городской комхоз, который удовлетворил просьбу горожан разобрать ее на дрова и стройматериалы. Все зеленые насаждения были уничтожены пасшимися здесь козами. К 1923 году от комплекса Аннаевской дачи остались лишь два цементных бассейна фонтанов и груда камней от фундаментов.
Константин Павлович Головкин – история жизни
К.Головкин был одним из самых популярных людей Самары конца 19 — начала 20 столетий — успешным купцом, художником и меценатом. Выходец из купеческой среды, испытывающий тягу к рисованию, он не получил специального художественно образования, если не считать частных уроков у художника Ф.Бурова.
К.Головкин на пленэре на волжском берегу
Да и общее образование у него было всего 7 классов самарского Реального училища, которое закончил и писатель А.Толстой, чей Музей-усадьба является сегодня архитектурно-литературным памятником.
Оставаясь художником-самоучкой и придерживаясь традиций реализма в живописи, Константин Павлович был активным организатором культурной жизни любимой Самары. Он собирал вокруг себя местных художников, организовывал выставки картин не хуже передвижников, выступал инициатором по организации создания городского Художественного музея, проведя для этого гигантскую организационную работу. Правда, в те времена Художественный музейпредставлял собой просто отдел, выделенный в краеведческом музее, но это было уже большим достижением.
Кроме того, К.Головкин увлекался спортом и проводил в городе велозабеги, был яхтсменом и конькобежцем. Занимался фотографией и издавал открытки с видами города и окрестностей, разработал концепцию организации идеального краеведческого музея. Он проектировал здания, занимался археологическими исследованиями, увлекался краеведением и астрономией. Его энтузиазма и любви хватало на все.
Видовая открытка, изданная К.Головкиным
Считается, что первый автомобиль, проехавший по улицам Самары в 1904 году, принадлежал Головкину, который став азартным автомобилистом, приобрел дорогущий немецкий «Опель». Он был любителем во всем, но Любителем с большой буквы, а это значит, что всем он занимался глубоко, вдумчиво, с азартом и большим желанием.
Автомобиль К.Головкина. 19 век
И все это он делал параллельно с ведением торговых дел, допоздна засиживаясь с финансовыми документами в конторе своего магазина, торгующим художественными принадлежностями. Торговые дела он вел тоже легко и талантливо, создав огромное состояние в два миллиона рублей! На свои деньги он мечтал построить в Самаре публичный Дом науки и искусств, который должен был украсить город и повысить его культурный потенциал, и даже создал архитектурный проект этого трехэтажного дворца, но увы..эти мечты, из-за бюрократических проволочек, остались на бумаге.
После революционных событий семья Головкина вынужденно перебирается в Иркутск, где, находясь в статусе беженца, Константин Павлович продолжает заниматься археологическими исследованиями в местном регионе. В конце 1918 года он побывал в Монголии, Китае и Японии, где собирал восточные редкости, покупая их в многочисленных антикварных лавках. Считается, что все эти экспедиции съели последние финансы бывшего купца.
К.Головкин с женой. Дореволюционное фото
В начале 20-х годов, Головкин возвращается в родной город с ценными экспонатами, найденными им во время археологических экспедиций и путешествий. Большинство привезенных экспонатов он отдает в Самарский краеведческий музей. В это же время он предлагает построить уникальное здание для краеведческого музея, проект которого он разрабатывал несколько лет, продумывая каждую мелочь – от организации витрин с сигнализацией до создания научных лабораторий и проведения экскурсий. Увы, этот проект тоже был неосуществлен.
В новой советской жизни места бывшему купцу и меценату не нашлось. Тем не менее, Константин Павлович и в этих условиях, работая архивариусом в городском архиве, продолжал предаваться своему «любительству» на альтруистской основе. До конца своих дней Головкин занимался краеведением, собирая и систематизируя материалы по истории самарской области.
Картина К.Головкина
Умер он в 1925 году от болезни в страшной нищете, находясь в городской больнице, где даже на смертном одре продолжал рисовать виды из больничного окна. Похоронен он был на Всесвятском кладбище, которое впоследствии было снесено и на его месте организован парк. Так что даже могилы этого достойнейшего жителя Самары не сохранилось.
Зато любимому городу от Головкина навсегда остался Художественный музей, в котором можно увидеть пять его картин, его дневник о путешествии по восточным странам, восточные редкости, привезенные им в 20-х гг. из далекого Иркутска; Дом со слонами и светлая благодарная память потомков.
Архитектура Дома со слонами
Особую славу К.Головкину и городу Самаре принесла дача художника, построенная им на высоком волжском берегу в стиле модерн. Это была собственная архитектурная разработка Константина Павловича, которому оказывал помощь архитектор В.Тепфер. Константин Павлович собственноручно делал множество макетов будущей дачи, для уточнения внешнего вида и пропорций. В результате получилось совершенно нетипичное для русского модерна сооружение.
Дом со слонами со стороны входа
Архитектурные специалисты находят здесь отголоски венского сецессиона (модерна). Во всяком случае, необычность архитектуры дачи Головкина сразу бросается в глаза. Монолитность и строгость фасадов, узкие бойницы окошек, ассиметричность составляющих частей здания – все слишком фундаментально, непривычно и таинственно.
Интерьерным дизайном хозяин тоже занимался сам. Для каждой комнаты он создавал отдельный дизайн проект в определенной цветовой гамме. Узкие окна создавали в комнатах таинственную и приятную затененность.
Комната второго этажа
А широкие, оригинальной формы окна с внутренний стороны открывали отличный панорамный вид на волжские просторы.
Стены центрального зала были покрыты авторскими холстами Головкина с летящими женскими фигурами в развевающихся легких одеяниях. К сожалению, на сегодня эти полотна утрачены. Женские фигуры на утраченных полотнах олицетворяли образ протекающей внизу Волги. Считается, что образ Волги воплощен Головкиным и в выполненной им женской скульптуре, украшающей лестницу, ведущую в сад.
Скульптура девушки в саду
Но самая главная часть скульптурного украшения монументальной дачи – это, конечно же, скульптуры двух огромных слонов. Эскизы этих массивных животных были нарисованы самим художником, который активно участвовал и в их изготовлении. Установили скульптуры в ракурсе, отлично просматривающемся с проплывающих речных судов.
Вид из окна дачи на слонов и на Волгу
По воспоминаниям современников, слоны и девушка – это скульптурные части ансамбля из фонтанов. Водяные струи изливались с двух сторон от девушки из находящихся там ваз, а слоны стояли в проточной воде. Также сохранилась версия, что в полых внутренностях одного из гигантов хранятся документы и фотоматериалы, относящиеся к проектированию и сооружению дачи.
Слон дачи К.Головкина хранит свою тайну
Уезжая в Иркутск, Головкин оставил свое любимое дачное сооружение новым властям, мечтая, чтобы там разместился детский дом. Но в Доме со слонами сначала организовали госпиталь, затем отдали его детскому саду. К концу 20-х гг. 20 столетия Дом со слонами стал клубом «Водоканала». В нем было оборудовано отопление, что отрицательно сказалось на состоянии фундамента.
Сцена Клуба «Водоканала» в бывшем зале Дома со слонами
Из-за постоянной смены владельцев Дом со слонами утратил свой великолепный интерьерный дизайн, его фундамент дал усадку, по стенам пошли трещины.
В 90-е годы 20 столетия в течение 4 лет велись реставрационные работы, которые помогли спасти здание от полного разрушения, но полностью обстановка дома и сады восстановлены не были.
Дача К.Головкина — в ожидании ремонта
Сегодня Дом со слонами, который продолжает находиться в собственности Водоканала, огражден забором, одичавший сад занял всю дачную территорию, прорастая сквозь дорожки, ступеньки и стены. Здание, к сожалению, продолжает разрушаться. В плачевном состоянии находятся и гигантские слоны, которых в 30-х гг. даже планировали взорвать.
Легенды и мифы Дома со слонами
Дом со слонами на протяжении своей более чем столетней истории оброс различными мифами и легендами. Это связано и с самим месторасположением дома на окраине в малозаселенной зоне, и с его внешним непривычным, несколько мрачноватым видом. Отсутствие больших дачных окон также наталкивает на мистические мысли, а в акустике дома, которая образуется за счет полых кирпичей стен, слышатся потусторонние голоса.
Внутри Дома со слонами
Одна из легенд рассказывает о девушке (считалось, что она была дочерью Головкина), которая решилась на самоубийство, утопившись в Волге из-за безответной любви. На самом деле, дочь Головкина прожила долгую жизнь и еще при своей жизни отрицали мистическую подоплеку Дома со слонами.
Другая версия приписывает смерть любовнице художника, которая также решила покончить с собой. Для сохранения памяти об умершей любимой Головкин якобы и построил эту дачу, воплотив ее образ в печальной девичьей скульптурной фигуре.
Скульптура девушки, выполненная К.Головкиным для дачи
Есть еще миф об убийстве неизвестной девушки, которая была похоронена в саду Дома со слонами. Во всяком случае, все легенды приписывают Дому печальную участь, связанную с чьей-либо смертью и с жизненной трагедией.
Таинственный Дом со слонами
Некоторые склонны видеть опасность, исходящую от каменных слонов, другие видят в скульптуре девушки отголоски гоголевской Паночки, которая может увезти в мир мертвых. Теперешнее полуразрушенное состояние Дома со слонами способствует поддержанию подобных мистичных домыслов и легенд.
Автор статьи: Касаткина Татьяна