Богоявленская церковь в Ярославле

История храма

Место, на котором появился храм, с начала 16 века принадлежало Спасо-Преображенскому монастырю, а до того там находились дворы разрастающегося ярославского посада и с 13 века (по другим источникам с 15 века) — деревянная Богоявленская церковь. Монастырь разместил на бывших посадских землях вначале строения конюшенного двора, а после событий Смутного времени на этом месте было создано монастырское поселение, названное в связи с имеющимся храмом Богоявленской слободой, где проживал обслуживающий обитель персонал.

К концу 17 века принимается решение о возведении каменного храма взамен деревянного, и это строительство, как уже упоминалось, осуществляется в течение 9 лет на деньги купца первой гильдии А. Зубчанинова, который проживал в этой же слободе и считался потомком одного из спонсоров сооруженного ранее Спасо-Преображенского монастыря. Зубчанинов занимался продажей качественной кожи и имел 24 торговые точки. Дело его процветало, а строительство храмов всегда считалось богоугодным делом, которое к тому же обеспечивало и божье покровительство. Похоронен А.Зубчанинов был на Спасо-Преображенском Некрополе.

Богоявленская церковь в ЯрославлеБогоявленский храм с ночной подсветкой

А возведенный с его помощью храм с момента основания существовал, как и все посадские храмы, только на собственные средства, поступавшие с торговли свечками, с треб, с кружечного сбора, ну и, конечно же, на частные пожертвования. На дотации у государства церковь никогда не состояла. Да и численность церковного прихода была довольно невелика. Лучшие времена храма пришлись на конец 18 века, тогда приход составлял порядка 200 человек.

В 19 столетии у церкви Богоявления появилось ограждение и притвор с резным крыльцом со стороны главного фасада. В 80-е годы 19 века другой ярославский купец – В.Кузнецов – спонсировал крупномасштабный ремонт храмового сооружения, в результате которого первоначальный вид строения несколько видоизменился.

Богоявленская церковь в ЯрославлеХрам в 19 столетии

Во время революционных событий, а точнее при подавлении Ярославского антибольшевистского восстания 1918 года, здание церкви Богоявления сильно пострадало от артобстрелов. Больше всего досталось южному приделу. Новая власть средств на восстановление храма не выделяла, а прихожане были мало обеспечены, к тому же борьба с религией велась в городе по всем фронтам.

В середине 30-х годов 20 столетия церковь неожиданно признается ценным объектом архитектуры и заносится в соответствующий список. Тем не менее, западная паперть храма была превращена в автомастерскую с гаражом, что ухудшило и без того тяжелое состояние здания.

Бережного отношения и частичного восстановления церковь дождалась в начале 50-х годов, когда власти начали проявлять некоторое внимание к историческим архитектурным объектам. Полноценное же реставрационное обновление храма началось в самом начале 21 столетия, когда были восстановлены фасады с изразцовыми орнаментами, кровля и т.д

В вернувшейся к первозданному облику церкви опять стали проходить службы.

Богоявленская церковь в ЯрославлеБогоявленская церковь. Фрагмент

Но в этом прекрасном храмовом творении сегодня можно попасть не только на богослужение, но и на экскурсию, так как оно числится к тому же и филиальным отделением Ярославского музея-заповедника.

Архитектурные особенности храма

Храм Богоявления Господня стал объединяющим и доминирующим объектом архитектуры и уникальным украшением, как Богоявленской площади, так и Которосльной набережной

Легкая, гармоничная и нарядная квадратная церковь привлекает туристическое внимание не только своей историей, но и уникальным архитектурным исполнением, и внутренней росписью.. Богоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века

Богоявленская церковь в ЯрославлеБогоявленский храм — памятник архитектуры конца 17 века

Надо отметить, что на внешний вид и на архитектурные особенности церкви большое влияние оказало современное тому периоду московское зодчество. Богоявленский храм является бесстолптым и безподклетным, и в этом отношении это одно из первых подобных архитектурных храмовых сооружений города.

На московское влияние в архитектуре этого сооружения указывает перекрытие основной храмовой площади посредством двух рядов кокошников и четырехскатная кровля. Луковичные главы как бы взлетают ввысь на высоких глухих изящных барабанах. Эти барочные главки появились на барабанах взамен деревянных после пожара 1753 года. Барабаны и карнизы облицованы изразцовыми орнаментами, которые добавляют праздничное настроение в итак довольно нарядное церковное оформление.

Богоявленская церковь в ЯрославлеГлавки на барабанах, ряды кокошников и изразцы в оформлении верха храма

Храм является пятиглавым. По трем его сторонам традиционно размещены закрытые галереи, оборудованные как приделы, а на северо-западной стороне пристроена восьмигранная шатровая Колокольня

Наружные фасады привлекают внимание декоративной отделкой с обильным использованием полихромных изразцов с растительными орнаментами.

Богоявленская церковь в ЯрославлеВид на Богоявленский храм со стороны Колокольни

Вытянутые горизонтально повторяющиеся декоративные ленты изразцовых орнаментов, как на карнизах и барабанах, как бы очерчивают основные силуэтные очертания храма. Вертикальные изразцовые мотивы имеют замкнуто-центрические рисунки и зрительно удлиняют высоту сооружения.

Количество и качество русской керамики 17 века в виде поливного изразцового декора пяти цветов и пятивариантных рисунков при оформлении данного храма уникально и неповторимо.

Богоявленская церковь в ЯрославлеИзразцовое богатство Богоявленской церкви

Архитектура церкви

Церковь Богоявления была своего рода художественным новшеством в Ярославле. Его внешний облик и небывало высокий светлый интерьер поражали воображение горожан. В его архитектуре, уводившей с проторенных путей развития местной школы, Ярославль отдавал дань традициям московского зодчества.

Архитектура церкви

Этот бессточный, без подклета храм перекрыт огромным сомкнутым сводом. Благодаря отсутствию столбов или опор внутри церкви, она стала более вместительной и просторной. Два яруса крупных декоративных кокошников, поставленных на своде «на убег» или двумя уступами, служат основанием для высоких глухих декоративных барабанов.

Традиционные галереи превращены в протяженные приделы. Небольшая западная паперть ничем не напоминает просторных галерей большинства ярославских посадских храмов. Отсутствуют и боковые крыльца, хотя в плоскости фасадов условно воспроизведен их силуэт в виде щипцовых (двускатных) покрытий. Западное крыльцо до перестройки девятнадцатого века было очень сходно с крыльцами церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

Богоявленская церковь в Ярославле

Архитектура церкви

В расположении колокольни есть тоже своя особенность. Она входит в состав самой галереи и примыкает к северо-западному углу не галереи, а храма, хотя и не связана с ним, отделяясь от храма узким просветом.

Стены храма богато украшены полихромными изразцами. Этот основной декоративный материал введен расчетливо и умело. Зеленоватый мерцающий пояс изразцов охватывает сплошной широкой лентой объем основного храма. Вертикальные гирлянды отдельных изразцов усиливают впечатление стройности пилястр и утонченности пропорций высоких барабанов. Широкие цветные фризы зрительно объединяют алтари, приделы, паперти, крыльцо. Создается впечатление необычайной нарядности и бесконечного разнообразия изразцовых украшений.

Богоявленская церковь в Ярославле

Архитектура церкви

Изразцовый декор церкви Богоявления производил огромное впечатление на современников. Дошло до того, что в одном из сюжетов фресок, которыми украшены интерьеры церкви, использован рисунок фасадных изразцов – таково было их художественное влияние.

Бесстолпное пространство главного храма освещено девятью огромными окнами. Пронизанное солнечным светом, легкое и торжественное, со стенами, покрытыми сплошным ковром золотистых фресок, оно напоминало сказочный терем древнерусских былин.

Богоявленская церковь в Ярославле

Архитектура церкви

Средневековые зодчие, создав хорошо освещенный и зрительно единый интерьер, предоставили живописцам прекрасные условия для выполнения самых смелых композиционных замыслов. Внутренне убранство храма словно спорит с великолепием декора (к сожалению автор росписи и точная ее дата неизвестны). Стенопись церкви – это обширный евангельский цикл на темы жизни и страданий Христа. Прекрасен рисунок росписей, великолепно их цветовое звучание.

Дополняет убранство церкви Богоявления роскошный резной иконостас в стиле барокко, выполненный в конце семнадцатого века. Скорее всего, он был заказан к открытию храма и с тех пор не менялся.

Архитектура и убранство сооружения

Церковь Богоявления в Ярославле выглядит очень необычно.

Внешний вид

Здание имеет квадратную форму, построено без подклети (нижний хозяйственный этаж). Это первый в Ярославле храм, построенный по бесстолпной технологии, то есть внутри помещения нет опор. Это создает ощущение объема и невероятного простора.

Два ряда крупных кокошников служат основанием для глухих барабанов с изящными луковичными главами. Четырехскатная кровля. Галереи превращены в приделы. Церковь имеет 5 глав. Восьмигранная шатровая колокольня является частью галереи, но не связана со зданием храма.

В этом видео показана колокольня Богоявленского храма.

Декорирование фасадов

Церковь выглядит нарядно, приводя в восторг посетителей:

  1. Голубовато-зеленый мерцающий изразцовый пояс охватывает здание по периметру.
  2. Плитки украшают карнизы, барабаны.
  3. Вертикально расположенные гирлянды изразцов придают строению стройность, утонченность.
  4. Для украшения используется растительный орнамент.

Храм выделяется на городском фоне полихромными изразцами и своей нарядной отделкой фасадов.

Можно долго рассматривать все мелкие части декора:

  • стен,
  • окон,
  • плитки.

Богоявленская церковь в Ярославле

Внутреннее оформление

Строение перекрыто обширным замкнутым сводом и потому потолок кажется еще более высоким. Девять огромных окон насыщают помещение солнечным светом. Пол выложен белым камнем. Воздушная грандиозность сооружения приводит посетителей в восторг.

Роспись фресок

Стены расписаны сплошным ковром фресок, которые:

  • рассказывают о жизни Христа;
  • описывают исцеления, воскрешения, проповеди;
  • иллюстрируют евангельские притчи.

Вокруг царит легкость и торжественность. Обстановка напоминает сказочный русский терем.

Здесь можно увидеть много евангельских сюжетов:

  • новозаветную Троицу;
  • воскресение Христа;
  • сошествие в ад и Вознесение;
  • изображения Девы Марии.

На фресках изображены также интерьеры, пейзажи, что делает живопись очень реалистичной.

В цветовой палитре росписей главенствуют 3 цвета:

  • золотистый;
  • синий;
  • красный.

Убранство создает впечатление праздничности, нарядности. Фрески отлично сохранились, их краски не утратили былой яркости.

Богоявленская церковь в Ярославле

Иконостас

Резной, золоченый иконостас в барочном стиле дополняет интерьер. Он имеет 6 ярусов, на самом верхнем размещены скульптурное изображение сцен распятия и фигуры ангелов. Считается, что иконы написаны художником Семеном Спиридоновичем Холмогорцем. Выполнен иконостас в XVII веке и никогда с той поры не менялся.

Богоявленская церковь в Ярославле

Святыни храма

Богоявленская церковь хранит старинные иконы с частицами мощей:

  1. Святого Николая Чудотворца, который покровительствует путешественникам и сиротам, считается защитником всех детей.
  2. Святого Нектария Эгинского. Греческий святой, епископ Александрийской православной церкви, митрополит Пентапольский. Почитается как чудотворец.
  3. Блаженной Матроны Московской. Считается, что святая творит чудеса и исцеляет даже неверующих людей, помогает решать житейские проблемы, укрепляет в страданиях.
  4. Мученика Вонифатия. Раннехристианский святой, открыто исповедовал христианство, отказывался приносить жертвы языческим богам, претерпел истязания и мучения.
  5. Великомученика Пантелеймона. Целитель и врач за веру был обезглавлен. К нему обращаются за исцелением от болезней.
  6. Благоверных князей Василия и Константина Ярославских. Князья правили во времена монголо-татарского ига на Руси. Заботились о народе, восстанавливали храмы, не принимали участия в междоусобицах. Считается, что от их мощей происходят чудеса и исцеления.

Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» может исцелять от болезней, в том числе алкоголизма и наркомании.

Алтарь украшает деревянный напрестольный крест XVII века. Главное место в храме является символом Голгофы — места, где принесенный в жертву Христос своей кровью искупает человеческие грехи. На кресте изображен распятый Спаситель.

В храме хранились еще 2 святыни, которые до наших дней не дошли:

  • напрестольный крест с деталями Креста Господня и мощей святых;
  • глава Иоанна Предтечи на блюде, вырезанная из дерева.

Богоявленская церковь в Ярославле

Значение церкви

Ярославский Архангельский храм — не просто символ веры. Для всех военнослужащих государства этот собор имеет особенное значение.

Посвящение церкви Архистратигу Михаилу не случайно. Ее основатель, великий князь и прославленный воин Константин Всеволодович Мудрый, принял такое решение в ознаменование своей победы в многолетней борьбе с братом за право править государством. В своих военных достижениях Константин видел защиту и поддержку от предводителя небесного воинства — Михаила Архангела.

На протяжении всего времени существования (за исключением советского периода) Михайловский собор активно взаимодействовал с воинами-заступниками Отечества. Это центр сотрудничества православной епархии и войсковых подразделений. Таковым он являлся как века назад, так и сейчас.

В ходе военных действий в Чечне церковный настоятель не только давал напутствия служащим, отправлявшимся на Кавказ, но и неоднократно окормлял солдат в их боевом расположении.

На сегодняшний день Михайлоархангельский собор уже традиционно является епархиальным отделом по взаимодействию с российскими вооруженными силами, органами правоохранения и казачеством.

Богоявленская церковь в Ярославле

Архитектура и внутреннее убранство церкви Сретения Господня

Шатровый храм с часовней и оградой построен в архитектурном стиле ретроспективизма. Его высоко поднявшийся в небо шатер по сей день составляет архитектурную доминанту исторического центра Ярославля.

Сретенский храм отличает обилие декоративного убранства фасадов. Кирпичная кладка, выполненная с виртуозным мастерством, искусно имитирует лепнину и является прекрасным образцом псевдорусского стиля. Не менее интересно украшена и храмовая ограда, обращенная к Депутатскому переулку. Благодаря роскошному декору, в котором использованы мотивы русского зодчества XVII века, церковь выглядит нарядно и торжественно. Однако, сегодня остро стоит проблема реставрации церковных фасадов и восстановления куполов храма. И приходская община старательно собирает для этого деньги.

Богоявленская церковь в Ярославле

Церковная ограда

История церкви

Возведение и основание

Дата основания Михайловского храма относится к периоду зарождения Ярославского княжества. Первая церковь, посвященная святому Михаилу Архангелу, появилась на нынешнем месте еще в начале 13 века. Об этом свидетельствуют уцелевшие рукописные летописи, обнаруженные в храме.

В 1213 году по указу правившего в то время великого князя Константина Всеволодовича, также именуемого Мудрым и Добрым, в Ярославле было построено первое здание Архангельского собора. Конструкция была выполнена из бруса. В 1216 году возведенное сооружение освятили во имя Архистратига Михаила.

Богоявленская церковь в Ярославле

Историческая судьба

Постройка Константина Мудрого простояла около 80 лет. На стыке 13 и 14 веков обветшавшую, разрушающуюся конструкцию обновили по указу княгини Анны — второй жены тогдашнего ярославского правителя Федора Ростиславича Черного.

Новая соборная Михайловская церковь также была выполнена из дерева. Княгиня Анна даровала в заново отстроенный храм икону с ликом Божией Матери невероятной красоты и к тому же богато украшенную серебром и золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

В дальнейшем деревянное здание церкви подвергалось тем же испытаниям, что и вся архитектура Ярославля — их разоряли нашествия врагов и охватывало пламя городских пожаров. Храм неоднократно восстанавливался и просуществовал гораздо дольше предшественника — упоминания этого строения можно найти в летописях середины 17 века.

Новое, уже каменное здание было заложено в 1657 году. Строительство велось на средства, собранные прихожанами, и затянулось на 25 лет. Причиной такого длительного срока послужило бедствие, обрушившееся на город.

Великий пожар 1658 года практически стер Ярославль с лица земли.

Деревянные строения были уничтожены, а редкие в то время каменные постройки получили сильнейшие повреждения. Ярославцы оказались без крыши над головой, без средств к существованию. К привычной жизни люди возвращались очень долго. Возведение нового храма отошло на второй план — на это не было ни сил, ни средств.

Спустя несколько веков церковь пришла в запустение. Если в 1781 году в церкви насчитывалось более 200 прихожан, то к началу 20 столетия их количество сократилось до 82 человек.

В 1918 году во время восстания белогвардейцев собор получил сильные повреждения — в ходе обстрелов в него попали артиллерийские снаряды и их осколки.

В 1924 году церковь и вовсе закрыли для посещения, как и большинство культовых отечественных сооружений в советский период.

В 1925 году с храмовой колокольни были сняты и пущены на переплавку все колокола. Вскоре после закрытия церковь была переоборудована под складское помещение. Затем собор отдали в распоряжение местного музея-заповедника. В это время в храме начинаются первые для него в 20 веке реставрационные работы.

Современное положение

В начале 1990-х годов собор был возвращен в пользование Русской православной церкви. Восстановительные работы начались с южного крыла, где размещается теплый (зимний) храм Благовещения. В холодной (летней) церкви реставрация идет до настоящего момента — в этой части здания повреждения особенно масштабные и процесс восстановления требует больших вложений как средств, так и сил.

После проведения наружных реставрационных отделочных работ Архангельская церковь стала, пожалуй, самым ярким из всех ныне существующих культовых сооружений Ярославля.

Несмотря на то, что Михайловский храм по сей день находится в восстанавливаемом состоянии, он действующий и ежедневно принимает как своих прихожан, так и туристов.

Каждый год в августе храм участвует в проведении музыкального фестиваля «Преображение», на котором демонстрируют свое мастерство хоры и звонари. Для выступлений последних на территории собора установлена небольшая звонничка, выполненная из дерева.

Богоявленская церковь в Ярославле

6.Церковь Богоявления

Богоявленская церковь в Ярославле

 Как и многие другие храмы того времени, которые строились на средства богатых людей, Богоявленская церковь была возведена на пожертвования купца Алексея Зубчанинова в 1684-1693 годах.

В последние годы ее строительства одновременно проводились работы по росписи храма. В них принимали участия местные мастера, а также известные в то время живописцы Федор Игнатьев и Дмитрий Плеханов. Согласно документальным описям церковных служителей, в храме в разное время были три важных святыни — напрестольный крест с частицей Креста Господня, голова Иоанна Предтечи, вырезанная из дерева и большой напрестольных крест, так же созданных из дерева. До наших дней сохранился только последний. В советское время церковь, как и многие другие, была закрыта. В 1938 году здесь даже организовали мастерскую по ремонту автомобилей и гараж. Однако для храма все же наступили хорошие времена. В прошлом веке проведены реставрационные работы, и в настоящее время в нем проводятся богослужения. Так же церковь является филиалом музея-заповедника Ярославля.

4.Церковь Андрея Критского

Богоявленская церковь в Ярославле

В 1908 году из-за увеличения количества рабочих на производстве Ярославской Большой Мануфактуре выросло количество прихожан. Было принято решение о расширении прихода и в этом же году была построена церковь Андрея Критского. Названа она так не случайно. Средства, на которые возводили церковь, были выделены Иваном Андреевичем и Андреем Александровичем Карзинкиными, а так же Гавриилом Матвеевичем Игумновым. Престолы освятили по одноименным святым — главный престол в честь Иоанна Постника, два предельных — во имя Андрея Критского и Архангела Гавриила. В архитектуре храма преобладает новое для того времени направление модерн и византийский стиль. Храм был закрыт в 1923 году, но в 2010 году передан в ведение РПЦ и снова распахнул свои двери для верующих православных прихожан.

История Богоявленской церкви

Первоначально там, где теперь стоит храм, располагались обычные дворы посадских жителей. В начале XVI века указом царя Василия III эти земли были переданы в ведение Спасо-Преображенского монастыря, который построил здесь деревянный Богоявленский храм и монастырский конюшенный двор. А уже в XVII веке, после польско-литовского нашествия, в самой маленькой слободке обители стали жить «монастырские люди». И ее стали называть по церкви — Богоявленской.

Богоявленская церковь в Ярославле

Вид на церковь с востока

По другим историческим исследованиям, Богоявленский деревянный храм стоял здесь с XIII века. То есть еще со времен домонгольского периода в истории Руси.

Кирпичный храм начали возводить в 1684 году, и строительство его заняло 9 лет. По тем временам оно было очень дорогим и требовало большого количества денег. Они нашлись у местного именитого купца, члена ярославской «гостиной сотни» Алексея Абрамовича Зубчанинова. Интересно, что его предки были «закладчиками» Спасо-Преображенской обители. То есть людьми, вложившими средства в строительство этого монастыря. А значит Зубчанинов представлял целую династию ярославских благотворителей. Кроме купцов, в роду Зубчаниновых были также монахи и священнослужители.

Купец владел в Ярославле 24 лавками, где торговали хорошо выделанной кожей. И его семья издавна жила в Богоявленской слободе. Имя Зубчанинова было указано в храмозданной летописи возле алтаря. Но до наших дней она не сохранилась. И о существовании такой надписи стало известно из печатных работ прежних исследователей древнерусской архитектуры, заставших это памятное клеймо еще целым. Похоронили Зубчанинова на территории Спасско-Преображенской обители.

Богоявленская церковь в Ярославле

Церковь с автодороги Холмогоры

В 1692-1693 года церковь расписали ярославские мастера-изографы, которыми руководили Дмитрий Плеханов и Федор Игнатьев, признанные лучшими живописцами своего времени. Некоторые исследователи считают, что в росписи храмовых сводов мог принимать участие и знаменитый Гурий Никитич Кинешемцев.

Богоявленская церковь всегда была обычным посадским храмом. Долгое время труд священнослужителей оплачивала сама приходская община либо частные жертвователи. И хотя приход был небольшим – около 200 человек, храм никогда не был обделен богослужебной утварью и находил необходимые деньги на ремонтные работы.

В 30-е годы XIX веке вокруг церкви построили кирпичную ограду. А в 1886 году в ней сделали масштабный ремонт, деньги на который были выделены ярославским купцом Василием Яковлевичем Кузнецовым.

По описям, которые составляли служители церкви несколько раз за время ее истории, в Богоявленском храме было три уникальные святыни. Две из них в прошлом веке были безвозвратно утрачены. Это – напрестольный крест с частичкой Креста Господня и вырезанная из дерева голова Иоанна Предтечи. До наших дней удалось сохранить лишь уникальный по мастерству исполнения большой напрестольный деревянный крест.

Богоявленская церковь в Ярославле

Вид на церковь с колокольней и главный вход

С приходом советской власти храм закрыли. Он располагался в самом центре города и значительно пострадал во время белогвардейского восстания против новой власти. В результате обстрелов и пожаров в 1918 году повредились стены южного и западного фасадов, а также были сильно разбиты большие кокошники. Артиллерийский снаряд попал прямо в расположенный с юга придел. И эта часть храма из-за возникшего пожара почти полностью выгорела. Поскольку разрушений по городу было предостаточно, средств на восстановление Богоявленской церкви так и не выделили. Десятилетия она простояла почти без кровли и с пробитыми стенами.

Однако, несмотря на такую сложную обстановку, приходская община поддерживала храм вплоть до 1927 года, как могла. Затем власти признали его памятником архитектуры и отдали губернскому управлению музеями. Но никаких средств на восстановление не выделили, и храм продолжал ветшать. Более того, в 1938 году здесь разместили гараж и авторемонтную мастерскую, которые еще сильнее разрушили древнюю церковь.

Однако, церковь дождалась все-таки и лучших времен. В середине прошлого века в ней провели масштабные реставрационные работы. Во время них храму вернули первоначальный облик – восстановили кровлю, луковичные главки, оконные наличники и уникальные поливные изразцы, украшающие фасады здания. А в 2000 году реставрационные работы были продолжены.

Богоявленская церковь в Ярославле

Вид на северный фасад церкви

Комментариев нет, будьте первым кто его оставит