Внешний вид
Верхняя часть сооружения опирается на 12 величественных колонн, расположенных в два ряда и образующих пяти проемов. Колонны выполнены в дорическом стиле, который сформировался в Древней Греции примерно в 600 году до нашей эры.
Украшающая верхнюю часть строения Квадрига представляет собой запряженную четырьмя лошадьми колесницу. Управляет ею богиня Виктория, олицетворяющая победу. Высота декоративного элемента — 6 метров!
В проходах ворот между колоннами установлены внутренние стены. Они украшены барельефами, изображающими подвиги Геракла.
В северном крыле в бывшем караульном помещении находится Зал Молчания (в дословном переводе — «Комната Безмолвия»), где жители Германии могут почтить память предков, поразмышлять о трагических событиях, имевших место в стране.
В южном крыле находится берлинская туристическая справка. Там можно узнать о достопримечательностях города, забронировать билеты на культурные мероприятия.
Новая арка
Открытие Триумфальной арки состоялось весной 2008 года. Новое сооружение построили на другом месте: облик первоначального месторасположения – перекресток Мира и Седина – сильно изменился. По причине его транспортной загруженности было принято решение воздвигнуть монумент на пересечении двух других улиц – Красной и Бабушкина. Для восстановления известной достопримечательности Кубани был использован белый кирпич, подаренный городу итальянскими мастерами.
Первоначально в углублениях крыши были размещены иконы с лампадами: с одной стороны – образ Александра Невского, с другой – Екатерины Великомученицы. Со временем второй образ перенесли в памятник Екатерине, который построили рядом. Также неподалеку разбит красивый сквер и фонтан.
Сегодня под Александровской аркой в Краснодаре проходят тысячи людей. Особой популярностью памятник пользуется среди молодоженов – в день свадьбы они приезжают сюда, чтобы сделать фото на память. Арка часто включается в экскурсии по Краснодару, если вы не знаете, что посмотреть в городе – отправляйтесь к ней – это одно из самых интересных мест.
Ворота из александровского прошлого в настоящее
Изначально краснодарская арка возвышалась на перекрестке улиц Котляревской и Екатерининской, которые теперь носят названия Мира и Седина. Она выстроена в ознаменование визита Александра III и его семьи в 1888 г.: тогда император ездил по Кавказу с инспекцией. Место для будущей достопримечательности выбрано не случайно: именно эта дорога вела с вокзала в центр, к дому Наказного атамана (предводителю казаков).
Идея возведения монумента принадлежит местному купеческому обществу. Торговцы общими усилиями собрали порядка 16000 рублей, из которых потратили почти 13000. Проект Царских ворот разработал прославленный архитектор Филиппов, построивший немало зданий по всему городу. Нарядная арка выдержана в псевдорусском стиле XVI века и состояла из трех пролетов: основного для движения транспорта, еще два – для пешеходов.
Боковые устои венчали шпили с гербами страны. Крыша по форме была шатровой, покрытой чешуйками, ее гребень украшала позолоченная резная решетка. В специальной нише размещались лампадки и две иконы – Святой Екатерины (на западе) и Александра Невского (на востоке). Под ликами красовались две таблички, где славянским шрифтом были начертаны надписи в честь Александра.
В советское время под центральным пролетом Царских ворот проходили трамвайные пути. К великому сожалению, сооружение простояло только до 1928 г. Советские власти приняли решение уничтожить строение под предлогом того, что она мешала безопасному дорожному движению: кондукторы якобы разбивали о проход головы. Восстановлением памятника занялись лишь в XXI ст. в рамках целевой программы.
Спустя 80 лет с момента разрушения – летом 2008-го – был освещен фундамент новой Триумфальной арки, еще через год состоялось ее открытие. Монумент вытроили в другом районе Краснодара – на перекрестке улиц Бабушкина и Красной, так как историческое местечко слишком загружено транспортом, движение было бы парализовано.
Руководил воссозданием объекта член союза дизайнеров страны, доцент кафедры архитектуры Кубанского государственного технологического университета С. Снисаренко. Работы велись по методу стилистической реставрации. Проект ворот разрабатывали с помощью старых фотографий окрестностей, самой арки, открыток, литературных описаний, чертежи не сохранились и это очень осложняло процесс. Тем не менее нынешний внешний вид их полностью повторяет прежний.
Вот основные параметры:
- высота: 12 м;
- длина: 18 м;
- ширина: 3 м.
Ворота XIX века полностью выполнены из кирпича, современный же аналог представляет собой железобетонный каркас, облицованный камнем. Некоторые элементы сложного фасада сначала собирали на земле и только потом, после согласования с архитектором, перемещали на стену. Силы и время, затраченные на воссоздание Триумфальной арки, полностью оправданы восторженными отзывами гостей, населения города и новым живописным обликом, что приобрел Александровский бульвар, заключенный между двух полос улицы Красной.
История
В 1888 году император Александр III совершал поездку по южным владениям Российской Империи. Приезд государя в Екатеринодар был для горожан грандиозным событием, и местное купечество решило приветствовать императорский кортеж Триумфальной аркой. Здание планировалось построить на пересечении улиц Екатерининской и Котляревского. По замыслу архитектора, арку должны были украсить иконы с ликами Александра Невского и Великомученицы Екатерины, которая считается покровительницей Краснодара.
Строительство велось на средства, собранные екатеринодарским купечеством. Документы свидетельствуют о том, что купцы не скупились на деньги и вкладывали в постройку значительные по тем временам средства. Всего было собрано более 16.000 рублей. Архитектором был назначен В.А. Филиппов, который к тому времени уже успел возвести множество сооружений в городе (Николаевская церковь, Войсковой тюремный замок, первая женская гимназия). Строительство велось быстро, и когда император прибыл в город, кортеж торжественно проехал через Царские ворота. В.А. Филиппов построил арку в «псевдорусском стиле», который был популярен во времена правления Александра III. Данный стиль имитировал московскую архитектуру допетровских времён. Для него характерны славянские мотивы и элементы народного творчества.
Царские Ворота, фото 19 века
Царские ворота состояли из трёх арок. Центральная служила проездом для транспорта, а через боковые могли проходить пешеходы. Строение украшали шатровые шпили, чешуйчатая крыша и кокошники, в которых находились иконы. На шпилях красовались двуглавые орлы – герб Российской Империи. Триумфальные арки – особые сооружения, которые возводились в знак пребывания царствующих особ в том или ином городе. Первая Триумфальная арка на Кавказе была построена в 1785 году в станице Екатериноградской. Она символизировала путь из России в Закавказье (на ней есть надпись «Дорога из России в Грузию). Кроме неё, до наших дней дошли лишь две арки 18 века, одна из которых находится в Петербурге, а другая в Москве.
Пик строительства триумфальных арок в России приходится на рубеж 19-20 вв. Эти величественные строения возводились по всей стране от Петербурга до Владивостока. Но, к сожалению, в годы советской власти все здания, на которых присутствовала символика царской власти, безжалостно уничтожались. Чтобы снести Триумфальную арку в Краснодаре, был придуман нелепый и комичный предлог. В 1926 году один из членов городского совета заявил, что о строение разбивают головы кондукторы трамваев. Трамвайные пути проходили сквозь арку с 1900 года, и жалоб от работников на протяжении более чем 20 лет не поступало. Однако было решено разобрать здание, а кирпич использовать для выкладки мостовых. Царские ворота снесли в 1928 году, ровно через 40 лет после возведения.
Открытка с Царскими Воротами
Но величественное здание не было уничтожено навсегда. Рухнул советский режим, в России всё чаще стали обращаться к историческому прошлому. Началось восстановление памятников архитектуры, разрушенных во времена СССР. Особую популярность стала приобретать реконструкция триумфальных арок. В последние десятилетия были восстановлены арки во Владивостоке, Ставрополе, Новочеркасске, Благовещенске, Канске.
Но часто воссозданные здания возводятся на новых местах и имеют сильные отличия от своих исторических прообразов. Это происходит по ряду причин. Во-первых, утрачены архитектурные чертежи, поэтому основным источником информации о постройках стали сохранившиеся фотографии. Во-вторых, в XXI веке облик городов сильно изменился, во много раз усилилось транспортное движение, некоторые площади застроены.
В рамках государственной программы по восстановлению исторических памятников в 2007 году, спустя почти 80 лет после сноса, было принято решение о воссоздании Царских ворот в Краснодаре. В 2008 году был освящён фундамент будущего здания. К сожалению, возвести строение на историческом месте оказалось невозможно. Это привело бы к транспортному коллапсу в районе. Поэтому было решено построить Триумфальную арку в одном из самых красивых городских бульваров, на пересечении улиц Бабушкина и Красной.
Руководство работами по реконструкции было доверено С. Снисаренко, доценту Кубанского государственного технологического университета. Чтобы максимально повторить облик арки, были использованы самые разные исторические материалы: фотографии, описания из литературы, старые открытки. Главную сложность представляло отсутствие чертежей. Вычислять площадь постройки приходилось на основании обрывочных сведений. И всё-таки благодаря стараниям архитекторов в 2009 году Краснодар вновь украсили Царские ворота.
Современная архитектура
Современные постройки Краснодара вызывают у специалистов и горожан неоднозначную оценку. Среди несомненных удач называют стадион ФК «Краснодар» с прилегающим к нему парком и здание офисного центра по улице Красноармейской, Управление Федеральной налоговой службы. Также отмечаются явные просчеты в виде современных попыток соединить в сооружении классический стиль с новой технологией строительства и стройматериалами.
Некоторые современные здания очень удачно вписываются в исторический ландшафт города, но большинство нарушают перспективу и убивают историческую панораму. Сами по себе эти здания достаточно хороши, но в существующем пространственном контексте представляются крайне неудачными и разрушают исторический облик Краснодара.
Множество исторических достопримечательностей, которые находятся в этом городе, заслуживают внимания туристов. Они приезжают сюда со всех уголков России. Однако следует лучше продумывать сочетание старых и новых строений в контексте всего пейзажа Краснодара.
Бранденбургские ворота сегодня
Главный символ Берлина расположен на Парижской площади в центре города. Рядом с ним:
- Музей восковых фигур мадам Тюссо.
- Иемориал жертвам Холокоста.
- Рейхстаг.
- Бульвар Унтер Ден Линден.
- Тиргартен парк.
Перед Бранденбургскими воротами регулярно проходят праздничные шествия, концерты и другие значимые мероприятия.
Обратите внимание: в темное время суток сооружение подсвечивают, что придает ему еще более величественный и торжественный вид
Недалеко от ворот жители и гости Берлина могут найти различные кафе, рестораны, пару отелей и аптеку. В полном зелени парке Тиргартен особенно приятно гулять в теплое время года.
Добраться до Бранденбургских ворот можно на метро, электричке, автобусе, такси. Вряд ли найдется хоть один житель города, который не укажет путь к главной достопримечательности.
Описание
Арка была построена в лучших традициях древнемосковского стиля второй половины XVI века. Она состояла из центрального пролёта и двух боковых — для пешеходов. Боковые устои центральной арки были украшены четырьмя шатровыми шпилями. Шпили венчались золочёнными двуглавыми орлами — символами Российской империи. Всё сооружение было покрыто чешуйчатой шатровой кровлей. В больших кокошниках с обеих сторон центральной арки размещались иконы с лампадами: на восточной стороне, со стороны вокзала, образ князя Александра Невского, святого патрона и покровителя русского воинства; на западной — Екатерины великомученицы, святой покровительницы города Екатеринодара.
«…При въѣздѣ въ городъ красовалась арка, построенная иждивеніемъ Екатеринодарскаго купеческаго общества. Построена она, по желанію общества, въ древнемосковскомъ стилѣ второй половины XVI вѣка, по проекту архитектора В. А. Филиппова. Арка состоитъ изъ средняго, главнаго проѣзда и двухъ боковыхъ проходовъ, по линіи тротуаровъ, для пѣшеходовъ. Главная арка упирается на боковые, весьма солидные устои, поднимающееся вверхъ и оканчивающіеся четырьмя башенками со шпицами, на коихъ утверждены четыре золоченыхъ орла. Какъ верхнія части башенъ, такъ и поясъ подъ аркой украшены висячими колонками, поддерживающими узорчатый карнизъ. Въ средней части карниза, съ обѣихъ сторонъ арки, помещаются въ нишахъ два образа, каждый подъ особой золоченой рѣзной сѣнью. Со стороны въѣзда въ городъ образъ Александра Невскаго, съ другой стороны — Св. Екатерины. Подъ образами, на бетонныхъ доскахъ. славянскимъ шрифтомъ имѣются врѣзныя золоченыя надписи. Со стороны въѣзда: «АЛЕКСАНДРУ III. Да осѣнитъ Тебя, Великій Государь, Божіею Благодатью Твой Ангелъ Хранитель», съ другой стороны: «Въ память посѣщенія города Екатеринодара ИМПЕРАТОРОМЪ АЛЕКСАНДРОМЪ III. ИМПЕРАТРИЦЕЮ МАРІЕЮ ϴЕОДОРОВНОЮ и Наслѣдникомъ Цесаревичемъ НИКОЛАЕМЪ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМЪ въ 1888 году». Какъ средняя часть арки, такъ и боковыя ея части покрыты шатровой чешуйчатой крышей, по гребню коей расположены узорчатый вызолоченныя рѣшетки. Вся арка выкрашена по кирпичу масляными красками въ четыре тона, типично характеризующими стиль композиціи арки…» — Дмитренко И. И. |
Отдых возле Царских ворот
Царские ворота гармонично вписываются в пейзаж популярного городского бульвара. Вокруг памятника Великомученице Екатерине находятся действующие фонтаны. Территория возле ворот вымощена плиткой. Пешеходная дорожка проходит под главным пролётом арки. По обеим сторонам аллеи находятся ухоженные газоны, растут молодые деревья и живые изгороди. Есть удобные скамейки, фонари и клумбы с яркими цветами.
Памятник Великомученицы Екатерины
Это место отлично подойдёт для отдыха с детьми и неторопливых прогулок. Вечером, когда включается иллюминация, аллея погружается в атмосферу романтики. На фоне арки получаются эффектные и необычные фотографии. Царские ворота – излюбленное место молодожёнов: большинство свадеб в Краснодаре не обходится без посещения достопримечательности. Также это место очень ценится туристами, желающими привезти из поездки памятные снимки.
Аллея для прогулок возле Царских Ворот
Почти всегда здесь много людей. Влюблённые пары и художники, гости из других городов и семьи с детьми – всех притягивает насыщенная жизнь городского бульвара. Здесь постоянно звучит музыка и слышатся радостные детские крики. И если насладиться уединением здесь не получится, то ощутить особый ритм жизни мегаполиса сможет каждый посетитель.
Стилистическое многообразие
Город Краснодар, который до двадцатых годов прошлого века назывался Екатеринодаром, был основан в конце 18-го столетия. За долгие годы своей истории он постоянно строился, старые здания ветшали и разрушались, появлялись новые, отражающие архитектурные особенности своего века.
Поэтому архитектура Краснодара – это невероятная смесь самых разнообразных стилей – от барокко и классицизма до модерна и эклектики. Присутствует даже мавританский стиль. Все это перемежается постройками советской эпохи и новейшими суперсовременными сооружениями.
Департамент архитектуры и градостроительства Краснодара старается проектировать современные здания так, чтобы они органично вписывались в общий ансамбль города. О некоторых из них специалисты отзываются как о несомненной удаче. Однако вписать некоторые новые строения в существующий пейзаж получается далеко не всегда. Но, несмотря на это, самые знаменитые здания Краснодара по-прежнему радуют глаз своей красотой.
Архитектура
Триумфальная арка в Краснодаре – впечатляющее и величественное сооружение с тремя пролётами. Оно возвышается над землёй на 12 м, а его длина – 18 м. В историческом строении сквозь центральный пролёт проезжали кареты, а через боковые арки проходили пешеходы. Сегодня все дорожки, проходящие сквозь ворота, являются пешеходными.
Архитектурный облик Царских Ворот
Здание сложено из красного кирпича. Архитектурный стиль представляет собой стилизацию под здания XVII века. Для этого стиля характерны шатровая кровля, выступающие кокошники. Крыша Царских ворот покрыта черепицей. Благодаря яркому красному кирпичу Триумфальная арка сильно выделяется среди однообразных серых зданий и вносит краски в городской ансамбль.
Перед современной аркой в 2009 году был установлен памятник, посвящённый Святой Екатерине. В историческом здании под кровлей находилось изображение великомученицы, но сегодня можно увидеть только образ Александра Невского, который находится с восточной стороны ворот.
Гостиницы
Как уже было сказано, гостиницы города, построенные на рубеже 19-20-го веков, также представляют собой шедевры архитектуры Краснодара. Это утверждение в полной мере относится к гостинице «Гранд-отель» мадам Губкиной. Располагается она рядом с домом купцов Богарсуковых, которые строили свой особняк с явным желанием затмить помпезное сооружение конкурента – Поликарпа Губкина. Однако после его кончины наследницей гостиницы стала супруга предпринимателя, мадам Губкина, которая украсила здание гостиницы лепниной. Также она увенчала башенкой восьмискатной конструкции.
После Гражданской войны в роскошном отеле размещалось сначала зернохранилище, потом тюрьма. В наши дни гостиницу объединили с особняком Богарсуковых в одно здание Историко-археологического музея.
Не уступает ей по красоте гостиница «Централь», принадлежавшая все тем же купцам Богарсуковым. Она была построена в конце 19-го века и дважды перестраивалась – сперва после пожара, а позже в целях модернизации. По заказу владельцев, талантливый городской архитектор А. Козлов украсил гостиницу башенкой с барельефом. Его работа была выполнена в античном стиле. В гостинице имелись шестьдесят номеров, каждый из которых был роскошным, оборудован водопроводом с ванной и умывальником. При гостинице имелся очень дорогой ресторан.
Во время Великой Отечественной войны немцы, покидая Краснодар, заминировали здание, но взорвать его не успели.
Бранденбургские ворота в исторических событиях
Бранденбургские ворота Берлина были свидетелями многих трагических событий и серьезно страдали от них.
Когда Наполеон Бонапарт со своим войском вступил в город, то не остался равнодушным к красоте и величию Квадриги. Он отдал приказ снять ее и отправить во Францию. Там она находилась до победы над завоевателем. По возвращении в Берлин скульптор Фридрих Шинкель дополнил символ победы Железным крестом, которого удостаивались только самые отважные воины Германии.
В 1871 году через Бранденбургские ворота шествовали победители франко-прусской войны, в это же время была провозглашена Германская империя.
Уже в начале XX века торжественное шествие через ворота ознаменовало создание Германской республики.
В 1930-х годах, когда Гитлер пришел к власти, главную достопримечательность Берлина украсили нацистские флаги и свастика. А в 1945 году на фоне проходили кровопролитные бои.
В годы Второй мировой войны сооружение пострадало больше всего: Квадрига была полностью разрушена, а колонны испещрены следами от пуль и артиллерийских снарядов. С 1945 по 1957 год место Квадриги занимал советский флаг.
В 1961 году ворота были изолированы знаменитой Берлинской стеной, разделявшей Германию на Западную и Восточную. Ее падение в 1989 году было бурно отпраздновано жителями объединенной страны, и Бранденбургские ворота еще больше пострадали от неуемной радости.
Реставрация достопримечательности
Полная реставрация Квадриги выполнена еще после Второй мировой войны в 1958 году. Восстановление в первоначальном виде стало возможным, благодаря сохранившемся чертежам и слепкам.
Однако главному украшению Бранденбургских ворот вновь понадобились руки умелых реставраторов после падения Берлинской стены. Работы были завершены в 1991 году.
Масштабную реставрацию проводили с 2000 по 2002 год. При этом жителям города предлагалось проголосовать за цвет сооружения. Рядом с оригиналом выставили алебастровый копию достопримечательности, окрашенную в 4 цвета. Каждый мог проголосовать за любой из них, бросив в соответствующую прорезь монетку.
В результате победил белый цвет, поэтому сейчас Бранденбургские ворота Берлина выглядят так же, как и сразу после строительства.
Прочие известные особняки
Среди чуть менее шикарных, но не менее интересных особняков можно выделить дом Фотиади, построенный в стиле модерн и принадлежавший ранее известному в городе предпринимателю, владельцу крупной обувной фабрики. Он был построен в 1912 году и представляет собой яркое синее здание. На нем есть изображение чайки. В Гражданскую войну в этом особняке жил Антон Деникин. В советское время там располагался детский туберкулезный санаторий. А в наши дни в этом помещении находится творческое объединение «Премьера».
Чуть ранее был построен еще один архитектурный шедевр этого города – особняк Рубежанского. Он некогда был собственностью одного из богатейших людей Екатеринодара. Особняк был построен в стиле модерн, но украшен снаружи лепным растительным орнаментом и оконными наличниками, характерными для других архитектурных стилей.
Это двухэтажное здание с открытым балконом над крыльцом в настоящее время считается памятником гражданского зодчества начала прошлого столетия.