Легенды Петропавловской крепости
Остров, на котором стоит крепость имеет и второе название Люст-гольм. В переводе со шведского оно означает «весёлый». Когда этой землёй владели шведы, они обустроили на острове сад для празднеств и веселья. Отсюда и пошло такое название. После завоевания территории ей дали другое имя.
Несмотря на то, что авторство Петропавловской крепости принадлежит Жозефу Ламберу де Герену, в исторических архивах хранится перепись военного инженера Кирхенштейна с графом Александром Даниловичем Меньшиковым. Она содержит план строительства крепости, очень схожий с тем, который был воплощен в жизнь.
На некоторых стенах крепости отсутствует гранитная отделка. Эту особенность связывают со следующей легендой. Екатерина II, любуясь видами на Неву из окон Зимнего дворца, была расстроена состоянием Петропавловской крепости и приказала её облагородить. Но хитрые работники занялись обустройством только тех сторон, которые были видны из окон Эрмитажа.
Крепость, ставшая ядром города
Победы, одержанные над шведами в 1709-1710 годах, вывели на иной уровень историю Петропавловской крепости. С этого времени она навсегда потеряла своё военное значение, и пушки, установленные на её бастионах, гремели лишь во дни официальных торжеств. Вокруг крепости с необычайной быстротой стал расти город, получивший статус новой столицы Российской империи, и названный Санкт-Петербургом в честь своего небесного покровителя святого апостола Петра.
Ещё до окончательного завершения Северной войны на Заячьем острове начал работу Сенат, а вскоре была создана главная политическая тюрьма России. В этом сходны истории развития Тауэра и Петропавловской крепости. Цитадель, возведённая на берегу Темзы, также успела послужить и фортификационным сооружением, и административным центром, и тюрьмой, и, наконец, музеем.
Любопытно, что первым узником «Русской Бастилии» – такое название получила она со временем, стал сын её основателя – царевич Алексей, умерший (или тайно убитый) в заключении 25 июня 1718 года. Архитектор Трезини построил на территории новой тюрьмы и специальный дом, в котором размещалась Тайная канцелярия. Им же между Нарышкиным и Трубецким бастионом был сооружён и первый Монетный двор, занявший видное место в российской истории денег. Петропавловская крепость, кроме того, стала местом, где чеканились не только монеты, но и государственные награды.
В 1731 году Нарышкин бастион увенчали Флажной башней, на которой ежедневно поднимали российский флаг, а двумя годами позже завершилось строительство каменного Петропавловского собора, ставшего со временем усыпальницей российских монархов. Как и прочие здания крепости, он был возведён по проекту и под непосредственным руководством Доменико Трезини. В 30-х же годах вошло в традицию производить в полдень сигнальный выстрел с Нарышкинского бастиона, что продолжается и в наше время.
Своё музейное значение Петропавловская крепость приобрела в 1766 году, когда на её территории было построено здание для размещения в нём ботика Петра I, ставшего после смерти государя одной из реликвий русской истории. Окончательно же свой торжественный вид крепость приняла к концу 80-х годов, когда была завершена её облицовка гранитом, и построены Комендантская пристань и Нарвские ворота.
Соборная площадь.
На площади перед Петропавловским собором стоит небольшой каменный павильон, называемый Ботным домиком. Ботный домик был построен для хранения ботика Петра I, небольшого парусно-гребного судна, на котором юный царь учился ходить под парусами. В 1723 г. этот ботик, названный самим императором «дедушкой русского флота», был торжественно доставлен в Петербург. Таким образом, эта постройка стала музеем одного экспоната и первым в России специальным музейным зданием. Высокая, сложного рисунка с изломом кровля украшена статуей-аллегорией Навигации. В советское время петровский ботик передали в Военно-морской музей, а в Ботном домике поставили его копию. Сейчас в Ботном домике находятся музейные кассы и сувенирный магазинчик.
Оборонительные редуты
Заячий остров овальный, и крепость повторяет его форму. Пятиугольные бастионы названы в честь ближайших помощников царя – Кирилла Алексеевича Нарышкина, Юрия Юрьевича Трубецкого, Никиты Моисеевича Зотова, Гавриила Ивановича Головкина и Александра Даниловича Меньшикова. В закладке мощного Государева бастиона принимал участие сам Петр I.
Петровские ворота
Главный въезд в укрепление проходит через Петровские ворота. С двух сторон остров закрывают два равелина. Иоанновский получил свое имя в честь родного брата Петра I, а Алексеевский – в память об их отце.
Шесть бастионов соединяют каменные стены или куртины с воротами. Первоначально их высота доходила до 12 м, а толщина – до 20 м. Внутри двойных стен из камня по 5-6 м толщиной был засыпан слой толченого кирпича. Для безопасности существовали потайные ходы или паттерны, а за внешний периметр крепости можно было попасть через скрытые лазы – сортии.
Невские ворота
Кронверк
За Кронверкским проливом, на территории Петроградской стороны можно увидеть еще одно историческое строение, изначально относящееся к Петропавловской крепости. Это многоугольное оборонное сооружение в форме короны, построенное в 1705 году на расчищенной от леса территории Березового острова, называется Кронверком (короной). Оно предназначалось для дополнительной защиты крепости со стороны суши, ибо другие стороны Заячьего острова были защищены Невой и топкими болотами.
Кронверк на Петроградской стороне
Первоначально Кронверк был выполнен в деревянно-земляном варианте, а в середине 18 века его обновляют в деревянном виде, но уже на каменном фундаменте. Именно здесь, в Кронверке, в 1826 годы были казнены приговоренные к смерти декабристы.
Нарастающее мировое революционное движение 19 столетия вновь вызвало потребность в этом укрепленном сооружении. И в середине 19 века на каменном фундаменте Кронверка создается краснокирпичное монументальное сооружение Артиллерийского арсенала, которое сегодня видят туристы с северного берега Заячьего острова. Это сооружение очень напоминает средневековые замки, ибо выполнено оно в готическом стиле. В Арсенале хранилось не только оружие, но и знамена и прочая военная атрибутика. Поэтому вполне логично, что к 1872 году Арсенал превратился в Артиллерийский музей с богатой экспозицией имеющихся там экспонатов.
Артиллерийский музей в Кронверке
В период Великой Отечественной войны здесь ремонтировались танки. А в мирное время, после реконструкции здания, Артиллерийский музей, объединившись с Военно-инженерным музеем, значительно расширил свои экспозиции и стал называться Военно-историческим музеем артиллерии. При желании и наличии времени этот музей интересно посетить, тем более, что находится он на территории Александровского парка, где можно отлично провести время. А память о самом укреплении петровских времен сохранилась в названии Кронверкской набережной, Кронверкского проспекта, Кронверкского моста и т.д.
Автор статьи: Касаткина Татьяна
История
Трубецкой бастион — пятиугольное фортификационное сооружение с двумя фасами и двумя фланками, возведён в 1703 году под руководством инженера В. А. Кирштенштейна, предположительно, по проекту, составленному инженером Ж. Г. Ламбером де Герэном при личном участии Петра I. Надзор за строительством укрепления осуществлял сподвижник Петра I князь Ю. Ю. Трубецкой, по имени которого бастион и получил своё название.
Первоначально, как и вся крепость Трубецкой бастион был деревоземляным. 13 мая 1708 года в присутствии Петра I был заложен каменный бастион. Его строительство по проекту архитектора Доменико Трезини завершилось в 1709 году. В левом фасе и фланках были устроены двухъярусные казематы и потерна — туннель для безопасного сообщения между казематами. Правый фас бастиона был продолжен орильоном — выступом, защищающим его правый фланк, а под прикрытием орильона устроена потерна — потайной выход для вылазок десанта. В 1779—1785 годах по проекту инженера Р. Р. Томилова наружные эскарповые стены фасов и левого фланка облицевали гранитными плитами.
Использование как тюрьмы
Основная статья: Тюрьма Трубецкого бастиона
В первой четверти XVIII века казематы Трубецкого бастиона использовались как арестантские камеры Тайной канцелярии. В 1718 году здесь содержался сын Петра I царевич Алексей Петрович, обвинённый в участии в государственном заговоре. С 1724 года в бастионе располагались мастерские, склады и жилые помещения Монетного двора. В начале 1826 года часть казематов переоборудовали в камеры одиночного заключения для участников восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года (Восстания декабристов). В начале XIX века бастион находился в ведении Артиллерийского ведомства, а позже в нём были размещены нижние чины Инвалидной роты крепостного гарнизона. При этом часть казематов по-прежнему использовалась для содержания узников, за бастионом закрепилось название «русская Бастилия».
В 1870—1872 годах внутренние валганговые стены бастиона и казематы разобрали, в горже по проекту инженеров К. П. Андреева и М. А. Пасыпкина построили здание одиночной тюрьмы Трубецкого бастиона, ставшее главной следственной тюрьмой России как в имперский период, так и после Февральской революции вплоть до 1918 года — после падения самодержавия тюрьма сразу же стала использоваться для изоляции политических противников революции.
Использование в советский период
Сразу же после захвата власти большевиками в ночь с 25 на 26 октября 1917 года в тюрьму Трубецкого бастиона были доставлены арестованные в Зимнем дворце министры Временного правительства.
Тюрьма Трубецкого бастиона стала до 1922 года тюрьмой Петрочека. В этот период в ней содержались сотни заключенных: участники юнкерского восстания, члены «Союза защиты Учредительного собрания», лидеры кадетской партии, заложники времён красного террора, участники Кронштадтского восстания и другие реальные и мнимые враги большевистской власти.
В первые месяцы правления большевиков в числе заключённых были К.А. Нарышкин, В. М. Пуришкевич, В. Л. Бурцев, Н. Д. Авксентьев, А. А. Аргунов, П. Д. Долгоруков, Д. И. Шаховской, А. И. Шингарёв, Ф. Ф. Кокошкин, П. А. Сорокин, В. С. Войтинский, А. И. Вышнеградский и другие. В годы Гражданской войны Петропавловская крепость была не только политической тюрьмой, но и местом казней. По воспоминаниям И. М. Ляпина, бывшего членом районной тройки по проведению красного террора в Петрограде, Трубецкой бастион являлся «ликвидационным» местом и в нём «были заполнены все камеры теми, кто должен быть расстрелян». В воспоминаниях Д. С. Лихачева, в дневнике З. Н. Гиппиус имеются упоминания о том, что начиная с сентября 1918 года («красный террор» был объявлен 5 сентября 1918 года) каждую ночь со стороны Петропавловской крепости они слышали беспорядочные выстрелы и короткие пулемётные очереди. Заячий остров является местом захоронения расстрелянных заложников. Имеются свидетельства современников, что в январе 1919 года в братской могиле на территории крепости «у стены» были захоронены семнадцать тел, в том числе четверо великих князей — Дмитрий Константинович, Николай Михайлович, Георгий Михайлович и Павел Александрович, казнённых как заложники в ответ на убийство Розы Люксембург и Карла Либкнехта в Германии (Расстрел великих князей в Петропавловской крепости).
В 1924 году бастион был передан Музею Революции, а в 1954 году — Государственному музею истории Ленинграда. В декабре 2008 года после многолетнего перерыва была открыта обновлённая экспозиция в бывшей тюрьме Трубецкого бастиона, где впервые представлен советский период истории тюрьмы.
Куртины, равелины, кронверк, бастионы Петропавловской крепости
Крепость повторяла форму острова. По ее углам располагаются пятиугольные укрепления — бастионы. Сначала они были дерево-земляными, а затем возводятся каменные сооружения. Высота стен доходила до 12 метров, а ширина — 20 метров (5-6 метров кирпичной стены снаружи и изнутри, между ними — толчёный кирпич). На каждом бастионе было установлено по 50-60 орудий. Свои названия бастионы получили по именам помощников Петра Первого, каждый из которых следил и помогал в строительстве своего бастиона. Это Меньшиков бастион, Головкин бастион, Зотов бастион, Трубецкой бастион, Нарышкин бастион и Государев. В заложении Государева бастиона участвовал Пётр I, а курировали строительство князь Меншиков и царевич Алексей.
Между бастионами построены стены (куртины). Петровская, Невская, Васильевская, Никольская и Кронверкская куртины имеют ворота с одноименными именами. Главный въезд был через торжественные Петровские ворота, Екатерининская куртина — глухая. В стенах располагались казематы, где хранилось оружие, располагались солдаты. Для вылазки за пределы крепостных стен были устроены подземные ходы (сортии) и в стенах — тайные ходы (паттерны).
С Нарышкиного бастиона в 12 часов стреляет пушка. Ее выстрел — один из символов Петербурга.
Для защиты с моря с двух сторон построены дополнительные укрепления в форме треугольников – равелины : Иоанновский равелин (в честь старшего брата Петра I) и Алексеевский равелин (в честь отца Петра Первого).
Для защиты с суши строится земляной вал в форме короны — кронверк (крон — корона, верк — крепость). На эшафоте кронверка были казнены руководители декабристов — П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин. Здесь установлен барельеф с их профилями. На другой стороне обелиска высечены строки стихов А. С. Пушкина:
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Два моста — Иоанновский и Кронверкский — соединяют Заячий остров с Петроградским. Позже построены Монетный двор, где чеканили монеты и Ботный домик, где раньше хранился ботик (лодка) Петра Первого.
Основатель анархизма Михаил Бакунин
В Петропавловскую крепость теоретик анархизма Михаил Бакунин попал из-за границы. С 1840 года молодой революционер жил в Германии: в Берлине он изучал немецкую философию, слушал уроки Георга Гегеля и Фридриха Шеллинга. В Россию Бакунин посылал статьи для «Отечественных записок» и письма Александру Герцену. В Париже с 1844 по 1847 год Михаил Бакунин работал над собственной программой борьбы за освобождение России и славянства. Позднее эта идея всеславянской федерации, так называемый панславизм, вылилась в статью «Основы новой славянской политики».
Однажды на банкете в честь участников Польского восстания анархист взял слово, направленное «против российского самовластия». Российское правительство узнало об этом инциденте, и Бакунина тут же выслали из Франции, но ненадолго: к началу Февральской революции Бакунин сразу же вернулся, чтобы организовывать парижских рабочих.
В 1848 году Михаил Бакунин участвовал и в Пражском народном бунте, а в следующем году был одним из организаторов майского восстания в Дрездене. Он планировал навсегда остаться в Европе, но в итоге ему пришлось пережить два ареста и два приговора к смертной казни, которые заменили на пожизненнй срок. В 1851 году Бакунин оказался в России.
Сначала он отбывал наказание в Петропавловской крепости, а с 1854 по 1857 год — в Шлиссельбургской. В Петропавловке император Николай I прислал к нему графа Орлова с предложением написать свои показания о немецком и славянском движениях за границей. Так появилась «Исповедь», где Михаил Бакунин рассмотрел идеи анархизма и народничества.
После семи лет заключения Бакунина перевели на вечное поселение в Западную Сибирь — сначала в Томск, затем в Иркутск. Осенью 1861 года он сбежал из сибирской ссылки через Японию и США в Лондон. Там Александр Герцен принял его в состав издателей первой русской революционной газеты «Колокол». Позднее в Швейцарии вышло сочинение Михаила Бакунина «Государственность и анархия» — главное в его жизни.
Петропавловская крепость Комендантский дом.
Рядом – двухэтажное здание Комендантского дома, где находилась просторная служебная квартира коменданта крепости и его канцелярия. Обязанности у коменданта были в основном военно-хозяйственные, в частности охрана крепости и надзор за тюрьмой. В этом доме неоднократно происходили допросы узников и судебные процессы. К примеру, до сих пор здесь сохраняется мемориальный зал, в котором в 1826 г. работал следственный комитет по делу декабристов. Должность коменданта Петропавловской крепости была почетна и часто пожизненна, на нее назначались только особо доверенные заслуженные генералы. У восточной (алтарной) стены Петропавловского собора находится Комендантское кладбище, где с петровских времен хоронили комендантов, скончавшихся на своем посту. Всего здесь 19 захоронений.
Петровские ворота Петропавловской крепости
Петровские ворота Петропавловской крепости
Вход в крепость со стороны Троицкой площади Трезини оформил триумфальными Петровскими воротами. Ворота, первоначально деревянные, были возведены в 1708 году. Один из иностранцев писал о них: «Крепостные ворота деревянные, очень красивой резной работы… Над ними возвышается статуя св. Петра в человеческий рост с двумя большими ключами в руках, тоже деревянная». Резной барельеф «Апостол Петр низвергает Симона волхва» — аллегория побед над шведами, — выполненный К. Оснером, раскрывал патриотическую идею сооружения. Воинские доспехи декорировали плоскости волют и художественно завершали убранство.
«Бунтовщик похуже Пугачева» Александр Радищев
Владимир Гаврилов. Портрет Александра Радищева (фрагмент). 1954. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Саратов
Главное сочинение Александра Радищева с критикой крепостного права, церкви и самодержавия, «Путешествие из Петербурга в Москву», чуть не привело его к смертной казни. Прочитав книгу, императрица Екатерина II назвала Радищева «бунтовщиком похуже Пугачева». По делу писателя завели следствие, которым руководил один из самых жестоких сыщиков империи — тайный советник Степан Шешковский. 30 июня 1790 года Радищева заключили в Петропавловскую крепость.
Каждый день писателя допрашивали, морили голодом, принуждали выдать сообщников. Суд приговорил его к смертной казни. В ожидании исполнения приговора Радищев месяц пробыл в каземате, где написал несколько эссе и завещание детям.
4 сентября указом государыни по случаю мира со Швецией приговор Радищеву заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением его чинов и дворянства. Александр Радищев вернулся в Санкт-Петербург только при Павле I.
Постройка земляной крепости
Как видно из истории строительства Петропавловской крепости, первоначально она была деревянно-земляной, однако, несмотря на это, представляла собой передовое по тем временам фортификационное сооружение, состоящее из 6 бастионов, каждый из которых являлся мощным пятисторонним укреплением, возведённым по углам крепостной ограды.
Перед соединявшими их стенами (куртинами) были возведены 2 равелина – насыпные постройки. Их назначение заключалось в прикрытии стен от артиллерийского огня противника и затруднении штурма. Был сооружён также кронверк – наружное вспомогательное укрепление, предназначенное, как для дополнительной защиты крепости, так и для создания плацдарма в случае возможных контратак.
Возводилась Петропавловская крепость руками русских солдат и пленных шведов. Кроме того, по указу царя из каждой губернии присылалось определённое количество крепостных крестьян. Тяжёлые условия работы в холодном и сыром балтийском климате становились причиной того, что сотни безвестных строителей навсегда остались лежать в могилах, покрывавших топкие невские берега. Им на смену прибывали новые партии рабочего люда, на костях которого росли стены крепости, и поднималась из тьмы лесов столица великой империи.
Друг петрашевцев Григорий Потанин
Этнографа Григория Потанина тоже не миновала участь заключения в Петропавловской крепости. Во время службы в военной экспедиции в Заилийском крае Потанин познакомился с петрашевцами Чоканом Валихановым и Сергеем Дуровым, которые изменили его отношение к власти.
В 1859 году сбылась мечта Потанина — он стал вольнослушателем естественного отделения физико-математического факультета Петербургского университета. Учась на третьем курсе, в октябре 1861 года он участвовал в студенческих волнениях. По обвинению «в крайней дерзости против полиции, в возбуждении толпы к неповиновению и в подстрекательстве к беспорядкам» Потанина арестовали и на два месяца посадили в Петропавловскую крепость. После освобождения его сослали на год на родину в Омск, где он продолжил изучать природу сибирского края.
Переехав в Томск в 1864 году, ученый активно писал для газеты «Томские губернские ведомости». Вместе с однокурсником-земляком Николаем Ядринцевым он высказался о необходимых для Сибири реформах — в газете они пропагандировали идею сибирского патриотизма и выступали за революционную борьбу с самодержавием. Местные власти арестовали и отправили их в Омск, где шло следствие по делу «сибирских сепаратистов». Во время заключения Потанину позволили работать с местными архивными материалами — он подготовил несколько статей и рукопись «Материалы для истории Сибири».
Как «злонамеренного» участника заговора Григория Потанина приговорили к 15-летней каторге. Государственный совет и император Александр II снизили этот срок до пяти лет. После всех событий ученый полностью посвятил себя науке: собирал материалы по географии, ботанике, экономике и этнографии из экспедиций по Сибири и Центральной Азии, а также Монголии, Тибету и Китаю.
Музей «История Санкт-Петербурга – Петрограда» и «Улица времени»
Музей располагается в Комендантском доме, построенном в 1740-х годах по проекту архитектора Миниха. Экспозиция рассказывает о повседневной жизни Санкт-Петербурга и его горожан. Каждый зал посвящен определенной тематике: техническому и транспортному обеспечению, культурным мероприятиям и быту жителей города. Оригинальные экспонаты, а также макеты и документальные свидетельства воссоздают образ Петербурга разных эпох.
Быт жителей Санкт-Петербурга
Экспозиция музея очень насыщенная, поэтому посещать его лучше всего с экскурсией. Обзорная экскурсия для индивидуальных посетителей проводится по субботам и воскресеньям в 14:00.
Для маленьких посетителей Петропавловки интересным способом познакомится с историей города будет прогулка по «Улице времени». Эта интерактивная экспозиция располагается в Нарышкином бастионе и представляет собой реконструкцию построек на территории города с допетровских времен до советской эпохи.
Знаменская площадь (площадь Восстания с 1918 года)
На сегодняшний день 13 первых залов музея Истории Санкт-Петербурга-Петрограда закрыты на реставрацию.
«Улица времени» также закрыта по техническим причинам до мая 2019 года.
Музеи в Петропавловской крепости
Уже сами подступы к крепости необычны: попасть на остров можно по одному из пешеходных мостов, перекинутых через Неву. У Иоанновского моста на торчащем из воды бревне сидит зайчик – этот трогательный памятник зайцу, спасшемуся от наводнения, в первую очередь замечают дети.
По территории Петропавловской крепости можно гулять бесплатно. В солнечный день она выглядит на удивление нарядно и не производит впечатления мощного оборонительного сооружения и бывшей тюрьмы. Можно подняться на крепостную стену и пройтись по ней от Государева до Нарышкина бастиона, любуясь панорамой Невы и исторической части Санкт-Петербурга.
В полдень с обзорной площадки хорошо видна церемония подготовки к полуденному выстрелу пушки – эта традиция возникла еще в 30-х годах XVIII века. По субботам оттуда же можно понаблюдать за сменой почетного караула.
Но самое интересное все же таится в многочисленных музеях. Непросто выбрать, в какой из них пойти. Экспозиция «История Петропавловской крепости» рассказывает о том, как в начале XVIII века на Заячьем острове было построено деревянное фортификационное сооружение.
Оно заняло практически весь остров, чтобы атакующий неприятель не смог закрепиться на суше у крепостных стен. Вскоре недолговечное дерево было заменено камнем – архитектор Доменико Трезини спроектировал мощную крепость с толщиной стен около 20 метров.
Археологи сумели отыскать фрагменты крепостных построек, какими они были во времена Петра I. На чертежах и макетах можно увидеть те элементы крепости, которые исчезли в результате перестроек. Впрочем, сооружение неплохо сохранилось, поскольку, вопреки своему предназначению, не принимало участие ни в одном сражении.
Для многих Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге – это прежде всего тюрьма для политзаключенных. Гнетущее впечатление производит экскурсия в казематы Трубецкого бастиона, где располагалась следственная политическая тюрьма и политическая каторга.
Все камеры Трубецкого бастиона – одиночные. В нескольких камерах воспроизведена тюремная обстановка, представлена арестантская одежда. Самые трагичные моменты, как это часто бывает, сухо изложены на мемориальных досках, где перечисляются фамилии известных заключенных. В коридорах можно увидеть тюремщиков: восковые фигуры очень похожи на живых людей.
Строгая и торжественная обстановка – в Петропавловском соборе, также построенном по проекту Трезини. В нем покоятся останки российских императоров, от Петра I до Николая II. Рядом с собором расположена Великокняжеская усыпальница, где захоронены останки членов императорской семьи.
Среди построек на территории Петропавловки легко пройти мимо Ботного домика. А туда стоит заглянуть – в здании хранится копия ботика Петра I (оригинал перенесен в Военно-морской музей Санкт-Петербурга).
Но что уж точно не пройдет мимо вашего внимания, так это памятник Петру работы Михаила Шемякина. Изображение императора нетипично: Петр не при параде, в его чертах сквозит усталость.
Скульптор говорит, что намеренно исказил пропорции тела императора, обратившись к традициям русской иконы, чтобы в его фигуре чувствовалась и мощь, и величие духа. Но вот лицо Петра изображено весьма точно: его Шемякин копировал с прижизненной маски императора, сделанной скульптором Карло Растрелли.
Заметим, что крепость является частью Музея истории Санкт-Петербурга.
Что можно посмотреть рядом
С севера от крепости на Кронверкской набережной расположен интересный военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи. Коллекции оружия, боеприпасов и полотна художников-баталистов занимают старинные здания Цейхгауза, построенного еще во времена Петра I.
Возле музея можно увидеть обелиск, поставленный на месте казни декабристов. Пятерых руководителей восстания против царя повесили на кронверке (земляном вале) крепости 13 июля 1826 года. На одной стороне памятника помещен барельеф с профилями казненных, а на другой – известные многим с детства стихи А. С. Пушкина.
Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи
Остров и правый берег реки соединяет пешеходный Иоанновский мост – первый мост в Санкт-Петербурге. С него получаются очень эффектные снимки крепости и большого Троицкого моста через Неву. Петроградцам и гостям города нравится забавная скульптура зайца на сваях, и туристы с удовольствием бросают к небольшой фигурке монетки «на счастье».
Совсем рядом, на Петровской набережной возвышается красивый храм-часовня Святой Троицы. Его построили на берегу реки к 300-летию города в память об уничтоженном при советской власти Троице-Петровском соборе. В 100 м, в центре зеленого сквера, стоит Соловецкий камень – мемориал, посвященный жертвам Гулага.
Иоанновский мост
От крепости рукой подать до трехпалубного парусного фрегата «Благодать» – исторической реконструкции линейного корабля конца XVIII века. Парусник не только украшает гранитные берега Невы, но и работает, как фешенебельный ресторан и банкетный зал.
Возле Кронверкского моста, на Мытнинской набережной вот уже более 30 лет «живет» маленькая Русалочка с дудочкой. Изящный флюгер на высоком фонарном столбе радует прохожих и поворачивается от каждого дуновения ветра. Это один из самых симпатичных символов города, история которого связана с водой.
Скульптура зайца у Петропавловской крепости
История Петропавловской крепости
В начале 18 века после победы над шведами в Северной войне необходимо было защитить завоеванные земли и построить крепость. 27 мая 1703 года, в день Святой Троицы, по чертежу Петра Первого на небольшом острове, в устье Невы, закладывается крепость. Остров назывался Заячий (в переводе с финского) или Веселый (со шведского) и по форме представлял собой вытянутый шестиугольник. Руководил строительством князь Александр Меншиков. Первоначально сооружения были земляными и деревянными.
После большого наводнения часть укреплений была размыта. И с 1706 года под руководством Доминико Трезини начинается строительство каменных сооружений, которое велось долгие годы и закончилось уже после смерти Петра Первого. Одновременно строилась церковь святых апостолов Петра и Павла. Позже она перестраивается в каменный Петропавловский собор.
В 1731 году собор приобрел статус кафедрального храма и стал усыпальницей дома Романовых. Здесь похоронены русские цари, начиная с Петра I до Николая II.
До 20 века Петропавловская крепость выполняла и функцию тюрьмы, куда помещались без суда (только по царскому решению) особо опасные государственные преступники. Одним из первых узников стал царевич Алексей, сын Петра I. Здесь побывали Радищев, декабристы, братья Бестужевы, Чернышевский.