Внешний вид и интерьеры
Фасады здания напоминали возведенную ранее лютеранскую церковь, хотя декоративное оформление у них было разным. У Армянской портик был больше вынесен вперед, а торцы боковых стенок были украшены пилястрами
На фронтоне обращает на себя внимание рельеф «Католикос Григор Просветитель крестит царя Трдата III». На фасаде воздушного бело-голубого здания много изображений херувимов
Окна первого яруса имеют форму прямоугольника или арки; на втором ярусе окна круглые.
Во внутренних помещениях было 20 пар колонн, облицованных мрамором. Величественный карниз с дентикулами сплошной лентой проходил по всему потолку. Также в церкви был обустроен небольшой внутренний дворик со скамьями и зелеными насаждениями.
Зимой 1780 г. архиепископ Иосиф освятил церковь в присутствии высокопоставленных гостей, в том числе и князя Г. Потемкина-Таврического. Спустя некоторое время здание оградили чугунной решеткой, на входе установили ворота. Храм стал очагом армянской культуры, вокруг которого концентрировалась передовая часть диаспоры. По сей день при церкви функционируют школа и типография.
Внутренние интерьеры неоднократно перестраивались. В 40-х годах XIX в. был проведен капитальный ремонт. Позднее башню церкви переделали в колокольню, на которую водрузили три колокола. Русский художник И. Айвазовский передал в дар церкви одно из своих лучших полотен. В первые годы ХХ в. несущие конструкции укрепили, построили хоры.
Армянская церковь Святой Екатерины
Рекомендовать место
2
1
Армянские ремесленники и купцы появились на невских берегах сразу после основания Петербурга, что письменно засвидетельствовано уже в 1708 году. Первый глава петербургской армянской общины Лука Ширванов попросил у императрицы Анны Иоанновны разрешение на строительство церкви во дворе своего дома. На что императрица дала добро. Однако церковь была не достроена. При Екатерине II были выделены места для иноверческих церквей. Армянская церковь расположилась на Невском проспекте, где и сформировался целый ансамбль зданий и храмов армянской общины.
Церковь Святой Екатерины возведена в традициях русского классицизма, очень изящна и соответствует парадному виду столицы. Увенчана церковь куполом, а на фасаде со стороны Невского проспекта размещен скульптурный рельеф – сюжет из истории Армении – крещение правителя Трдата III. Интерьер храма невероятно просторный и светлый. Арки, колонны, монументальная живопись: всё залито ярким светом.
В 1780 году церковь освятил архиепископ Иосиф Аргутинский, поблагодарив Российскую страну.
В 1865 году в звоннице храма впервые были установлены колокола. В 1920-х годах церковь пустовала, использовалась как склад. Но в 1992 году епископ Апостольской Армянской церкви Ерзас возвратил храм к жизни.
После реставрации в 2000 году церковь осветили Патриарх Всея Руси и Патриарх всех армян. И по сей день Армянская церковь Святой Екатерины открыта для прихожан.
Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и пасха»
Рекомендовать место
2
Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и пасха» можно назвать самой необычной по внешнему облику из всех храмов Петербурга. Ее четкие геометрические формы с трудом вписываются в каноны архитектуры православных храмов, делая церковь единственной в своем роде и поэтому уникальной.
Однажды князь Вяземский получил от императрицы Екатерины Второй подарок — 200 тысяч рублей. В память об этом событии он решил на подаренные деньги построить храм в своем усадебном парке. Строительство велось с 1785 по 1787 год. Храм имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами и украшенной невысоким куполом, а колокольня – вид четырехгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. В народе ротонду прозвали куличом, а колокольню — пасхой. Круглое помещение церкви вмещает сегодня около 800 человек.
Главной святыней храма до его закрытия в 1938 году была икона Святой Троицы, пожертвованная крестьянами села Александровского и украшенная серебряно-золоченой ризой. К сожалению, к моменту повторного открытия храма в 1946 году икона была утрачена, как и все внутреннее убранство. Для возобновления богослужений из Благовещенской церкви на Васильевском острове был перенесен синий с золотом иконостас, чудотворный образ Святителя Николая из Троицкого Собора Колпина, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) из церкви в Стеклянном.
Шведская церковь
Рекомендовать место
2
Шведская церковь Св. Екатерины евангелическо-лютеранского прихода построена в псевдороманском стиле в 1767 году.
В 1734 году на месте Шведской церкви располагалась деревянная церковь, в которой богослужения проводились на финском и шведских языках, а позже община разделилась на два прихода: шведский и финский. Каменную церковь Св. Екатерины построили по проекту Г. Вельдтена. Назвали церковь в честь императрицы Екатерины II, пожертвовавшей на строительство 7 тыс. рублей. В XIX веке приход церкви составлял уже более 6,5 тыс. человек, поэтому в 1863 году по проекту К. Андерсона построили новую романскую каменную церковь.
До революции главным архитектором церкви был Ф. Лидваль. Он выстроил шестиэтажный дом с дворовым флигелем и концертным залом для прихожан. Стиль его творения характеризуется как «северный» модерн с классическими мотивами.
После революции церковь разграбили и перестроили под спортивные залы. Лишь в 2005 году здание храма было снова передано евангелическо-лютеранской общине Петербурга.
Фонтан возле Церкви Казанской иконы Божьей Матери
Рекомендовать место
2
Всякий, кто бывает у Церкви Казанской иконы Божьей Матери, невольно обращает взгляд на великолепный фонтан, украшенный бронзовой скульптурой. На ней представлена девочка в легком платьице, подымающая за жабры огромную рыбу, которая выпускает из своего зубастого рта огромную струю воды. Этот чудесный фонтан был открыт в 1957 году и вот уже более 50 лет радует взрослых и и детей. Правда, сейчас действует лишь один его водомет (изначально их было несколько), а также утрачены боковые чаши, расположенные у основания постамента. Автором скульптуры является замечательная художница Екатерина Николаевна Персидская.
Она была намерена установить посреди нижнего бассейна скульптуру «Мальчик удэ», таким образом, завершив фонтанную композицию. Но, к сожалению, этот замысел так и не воплотили в жизнь, и чудесная бронзовая скульптура девочки одиноко возвышается у Приморского шоссе. Этот фонтан является одним из неофициальных символов города Санкт–Петербурга и ежегодно собирает возле себя множество туристов.
Как появилась церковь
У истоков храма стоял Ованес Лазарян, старший сын богатейшего армянского купца, прибывшего в Петербург из Ирана. Благодаря ему, дело о строительстве каменной церкви для армян сдвинулось с мертвой точки. Весной 1770 г. Екатерина II издала указ, дозволяющий армянам возводить церкви в обеих столицах. Тогда же на Невском проспекте выделили площадку под строительство храма.
Строительные работы проводились в период 1771-1776 гг. Средства собирали прихожане, но основная сумма поступила от Ованеса Лазаряна. В свое время он, будучи родом из богатой купеческой семьи, предложил Екатерине II крупный алмаз, за который царица заплатила ему огромные деньги. Часть этой суммы пошла на возведение церкви и двух флигелей при ней. Община разрешила Лазаряну построить себе дом рядом с церковью, который после смерти купца-мецената отошел ей по завещанию.
Автором проекта храма стал архитектор Ю. Фельтен, известный многими яркими работами, а также и тем, что был помощником Растрелли при возведении Зимнего дворца.
Советский период в истории церкви
После событий 1917 г. большевики закрыли церковь, а помещения использовали для нужд советской власти. В ее стенах в разные годы размещались склады, мастерские и пр. И только в 1992 г. храм по настоятельным просьбам вернули армянской общине; состояние здания требовало полной реконструкции. Менять нужно было все: отделку стен, напольные покрытия, оконные и дверные конструкции.
Восстановление армянской церкви началось на средства диаспоры. В 1993 г. богослужения возобновились, но реставрационные работы продолжаются. Летом 2000 года католикос всех армян Карегин II освятил церковь в присутствии высших чинов Московской епархии. Из Эрмитажа вернулись в храм мощи Святого Георгия, которые хранились в музее с прошлого века.
Адрес: Невский проспект, д. 40-42, город Санкт-Петербург, Россия.
Карта расположения:
Памятник Пушкину на площади Искусств → |
---|
Похожие публикации:
Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…
Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…
Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…
Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…
Памятник М. И. Глинке на Театральной площади
Имя М.И. Глинки близко сердцу каждого россиянина, благодаря операм «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и другим известным произведениям. Современники сравнивали его с Пушкиным, подчеркивая, что оба они создали новый русский язык: один – в поэзии, вт…
Поделиться ссылкой:
История
Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями. Только 25 сентября (6 октября) года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова. В январе 1740 года Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось. В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий.
Иван Лазарев
22 мая (2 июня) года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева (Ованес Лазарян) «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь». Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни «в знатном у столице положении на Большом проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу…».
Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей. На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы. За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее. Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине. Позже он продал дома за ту же цену церковному приходу.
18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день.
В 1794—1797 годах перед церковью были выстроены ворота.
В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини.
В конце 1858 года была установлена чугунная решетка ворот, отлитая на фабрике Шопена по проекту Н. П. Гребенки (существовала до конца XIX века).
В 1865 году первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов.
В 1887 году художник И. К. Айвазовский подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере».
В 1900—1906 годах А. И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры.
План церкви
В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишинёве.
В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии.
В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация.
Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года Патриарх-католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория.