Интересные факты об Александрийском столпе
За долгие годы своего существования колонна обрастала не только легендами, но и интересными, вполне достоверными фактами:
- Во время установки колонны придворный архитектор использовал специальный раствор, который был нанесен между пьедесталом и колонной. Для обеспечения более легкого скольжения столба по постаменту при корректировке места его установки в раствор добавили мыло, а чтоб цемент не схватывался на морозе как можно дольше – водки.
- Опасаясь падения незакрепленной колонны, многие петербуржцы объезжали площадь стороной. Создатель монумента, доказывая надежность сооружения, прогуливался каждый вечер в течение нескольких лет у его подножия со своей собачкой. Его пример или привычка к гигантскому сооружению растопили недоверие горожан и памятник стал одним из основных достопримечательностей Санкт-Петербурга.
- В 1889 году с монументом была связана почти мистическая история. Гуляющие по ночам горожане утверждали, что в темное время суток на колонне таинственным образом появляется буква «N», которая исчезает с рассветом. Не склонный к предрассудкам министр иностранных дел В. Лансдорф, осмотрев памятник, увидел, что загадочная буква – это клеймо изготовителя на фонаре, которое проектировалось на колонну.
- Александрийский столп на Дворцовой площади реставрировался пять раз, но это были, скорее, косметические ремонты. В целом монумент остался без изменений даже после революционных событий, возможно в силу трудностей исполнения каких-либо демонтажных работ на высоте.
- В советские годы скульптура ангела вопреки антирелигиозным народным настроениям оставалась в небе над Ленинградом. Но в дни праздничных мероприятий на площади ее прикрывали или маскировали.
- Ограда работы О. Монферрана в 1930 году была разобрана и отправлена на переплавку. Стране был нужен металл для патронов.
- В блокадные годы колонна, укрытая лишь частично, была повреждена, но не разрушена. Осколки снарядов, те, что были доступны, после войны были извлечены, в том числе и из фигуры ангела, и из шлема Александра Невского на пьедестале.
- Самая масштабная реконструкция памятника состоялась в конце XX-начале XXI веков. Трещины вверху колонны достигли таких размеров, что стали видны с земли в бинокль. Специалисты опасались разрушения монумента, и в 1991 году был произведен осмотр сооружения альпинистами и «десантом» с вертолета на верхнюю площадку. В 2002 году приступили к реставрационным работам, которыми руководил В.Г. Сорин. Полуразрушенные бронзовые части памятника были восстановлены, на них нанесли защитный слой из современных материалов. Раскрошившаяся кирпичная кладка верхней части абаки была заменена гранитной конструкцией. Самые масштабные и сложные работы проводились по прокладке системы дренажа. За долгие годы в верхнем пьедестале накопилось более 3 т дождевых вод, которые просачивались внутрь по трещинам и стыкам конструкции. Из-за этого происходила ее деформация. Откачка воды производилась зимой на большой высоте, без демонтажа скульптуры. При создании дренажа в качестве вытяжки использовали полость 15-метрового креста, что стоит в руках ангела. Более 50 осколков снарядов, которые еще находились в теле памятника, наконец, были удалены.
- В 2004 году, пользуясь сохранившимися документами, восстановили историческую ограду монумента.
«Монферран, Вы обессмертили себя!», — воскликнул российский император Николай I в тот день, когда гигантских размеров Александрийский столп был поднят и установлен на пьедестале Дворцовой площади. И спустя века восторг российского самодержца разделяют миллионы людей во всем мире.
Оформление статьи: Владимир Великий
Фото и описание
Александровская колонна – один из самых известных памятников Санкт-Петербурга. Часто его ошибочно называют Александрийским столпом, по стихотворению Пушкина «Памятник». Воздвигнут в 1834 году по приказу императора Николая I в честь победы его старшего брата – императора Александра I над Наполеоном. Стиль – ампир. Установлен в центре Дворцовой площади, перед Зимним дворцом. Архитектором выступил Огюст Монферран.
Памятник выполнен из цельного гранита красного цвета. Его общая высота составляет 47,5 м. Верх колонны украшает фигура ангела мира, вылитая из бронзы. Он стоит на полушарии, также из бронзы. В левой руке ангела – крест, которым он попирает змея, правую руку он простирает к небу. В лице ангела проскальзывают черты императора Александра I. Высота ангела равна 4,2 м, креста – 6,3 м. Колонна установлена на гранитный пьедестал. Примечательно, что она стоит без дополнительных опор, только под действием собственной силы тяжести. Пьедестал украшен бронзовыми барельефами. На стороне, которая обращена ко дворцу, имеется надпись: «Александру I. Благодарная Pocciя».
Под этими словами можно увидеть древнерусское вооружениe и фигуры, символизирующие Мир и Победу, Милосердие и Правосудие, Изобилие и Мудрость. По сторонам имеется 2 аллегорических фигуры: Висла – в виде молодой девушки и Неман – в виде старца-водолея. На углах пьедестала – двуглавые орлы, в когтях у них зажаты лавровые ветви. Посередине, в дубовом венке изображено «Всевидящее Око».
Камень для колонны был извлечен из Питерлакской каменоломни, расположенной в Финляндии. Это – один из грандиознейших в мире гранитных монолитов. Вес – более 600 т.
Работы были сопряжены с огромнейшими трудностями
Прежде всего, надо было очень осторожно отделить из скалы цельный гранитный кусок необходимой величины. Потом тут же на месте эту массу отделывали, придавая ей форму колонны
Перевозку осуществляли по воде на специально построенном судне.
В это же время в Петербурге, на Дворцовой площади создавали фундамент. На глубину 36 м были вбиты 1250 сосновых свай, а на них, до уравнения площади, были уложены обтесанные глыбы из гранита. Затем была поставлена самая большая глыба как основа для пьедестала. Эту задачу выполняли ценой громадных усилий и большого количества механических приспособлений. Когда закладывали фундамент, стоял крепкий мороз, и для лучшего схватывания в цементный раствор добавляли водку. В середину фундамента была положена бронзовая шкатулка с монетами, которые были отчеканены в честь победы 1812 года.
Кажется, что колонна представляет собой точный центр Дворцовой площади. Однако, это не так: она установлена в 140 м от арки здания Главного штаба и в 100 м от Зимнего дворца. Крайне трудным было осуществление постановки самой колонны. По 2-ум сторонам пьедестала были построены леса до 22 сажень высотой. По наклонной плоскости колонну подкатили на специальную платформу и обмотали канатными кольцами, к которым были прикреплены блоки. Соответствующие блоки были установлены и на вершине лесов.
30 августа 1832 года состоялось поднятие колонны. На Дворцовую площадь прибыл император Николай I с семьей. Много людей пришло посмотреть на это действо. Народ теснился на площади, у окон и на крыше Главного штаба. 2000 солдат ухватились за канаты. Медленно колонна поднялась и повисла в воздухе, после канаты были отданы, и гранитная глыба тихо и точно опустилась на пьедестал. По площади пронеслось громкое «Ура!», а государь, вдохновленный успехом, произнес архитектору: «Монферран, вы себя обессмертили!».
Через 2 года была окончена последняя отделка колонны, и в присутствии императора и 100-тысячного войска был совершен обряд освящения.
Как устанавливали Александровскую колонну?
Работы по отделению от скалы нужного размера куска гранита длились 13 месяцев, с лета 1830 по сентябрь 1831 года. На месте ей придали нужный вид и построили специальную пристань для погрузки, чтобы судно не перевернулось.
Трудность задачи заключалась в весе (около 700 тонн) и монолитности груза. Предстояло это сделать впервые. Не обошлось без ЧП (чрезвычайного происшествия): колонна обрушилась на самый край судна и накренила его. В статье есть описание процесса и рисунки судна между двумя причалами, рабочих в опасный момент, крен баржи. Погрузка состоялась 19 июня 1832 года.
12 июля 1832 года будущий “Александрийский столп” (Александровскую колонну) разгрузили на Дворцовой набережной. Посмотреть, как невозможное становиться возможным, пришли тысячи людей и царь с цесаревичем. Операция длилась всего 10 минут.
Для перемещения колонны от причала к месту установки построили специальную дорогу. Понадобилось около 40 дней, чтобы закатить её на высоту 10,5 метров и уложить на помост.
Будущий Александрийский столп Петербурга лежит на помосте перед установкой. Рисунок из альбома Монферрана.
Техническая часть, такая как конструкция лесов и опорной рамы, блоки для облегчения веса (полиспасты), сам способ, толщина канатов на лебёдках приводятся в статье “”. Она даёт ответ на вопрос: «Как ставили Александрийский столп на Дворцовой площади?»
День установки 30 августа (по старому стилю) Николай I выбрал не случайно — это именины Александра I.
Если сказать коротко, то колонну подняли, подержали в подвешенном состоянии до полной остановки колебаний и опустили на пьедестал. Подробное описание этих событий ищите в статье “. В ней содержатся сведения (на основании записей Монферрана) о механизмах, о порядке расстановки рабочих при подъёме, о том, как в критический момент обломился один из шкивов и рухнул на публику, о наблюдавших за работой гостях.
Операция началась в 2 часа и длилась 100 минут. На следующий день приступили к разборке деревянных конструкций и каменного основания для них, оставили необходимую часть для дальнейших работ. В Эрмитаже находится картина русского художника-любителя Григория Григорьевича Гагарина “Александровская колонна в лесах. 1832-1833.”
Ещё 2 года прошло до момента открытия памятника 30 августа 1834 года (по старому стилю). За это время около 200 человек отшлифовали поверхность стержня, установили фигуру ангела и украсили барельефами пьедестал.
В 2002 году во время реставрационных работ волоконно-оптический эндоскоп и ультразвук помогли обнаружить неизвестные факты о строении памятника. Кроме трещин в граните нашли, что стержень в основании имеет прямой конус, а пьедестал (под основанием) — обратный. Это интересное инженерное решение значительно упростило монтаж стержня и распределило нагрузку на основание и постамент.
Александровская колонна в Санкт-Петербурге: краткое описание
По мнению Н.П. Никитина, Александровская колонна — лучшее произведение Монферрана — обладает большими художественными достоинствами. Она представляет из себя гладко полированный гранитный стержень колоссальных размеров, стоящий на монументальном пьедестале.
Римско-дорическую бронзовую капитель Монферран украсил иониками и бусами.На абаку поставил бронзовую композицию: круглый цилиндрический пьедестал с полусферой, на ней — статуя ангела.
Александрийский столп (Александровская колонна) в Санкт-Петербурге
Базу колонны и пьедестал под ней автор отделал тёмно-зелёной бронзой. Всё сооружение покоится на красном гранитном стилобате с 3 ступенями, стоящем на площадке из той же породы камня высотой в одну ступень.
Блестящая поверхность стержня колонны, монолитного цоколя и стилобата прекрасно гармонирует с тёмно-зелёной патинированной бронзой. Массивность и, одновременно, удивительная лёгкость пропорций стержня колонны находятся в гармоничном сочетании с тонами отдельных частей сооружения.
Победа, Мудрость, Милосердие, Справедливость и Изобилие в одной колонне
Позже, еще два года уйдет на шлифовку, полировку монолита, а также на украшение пьедестала. В то время было принято, дабы подобные сооружения увенчивал крест либо фигура ангела. Считалось, что тогда архитектурное решение не идет вразрез с модой. Поначалу Монферран так и предполагал – увенчать вершину колонны крестом, но в процессе работы выбор пал на ангела, и Николай Iповелел придать фигуре лик покойного Александра.
Постамент же украсили барельефами: со стороны здания Главного штаба Победа занята важным делом – заносит в Книгу Истории памятные даты, а барельеф со стороны Зимнего Дворца украшают две крылатые фигуры. Остальные стороны венчают фигуры Мудрости, Милосердия, Справедливости и Изобилия.
Остается удивляться точному расчету великого архитектора, создавшего уникальный монумент, ведь колонна не имеет абсолютно никаких укреплений. Прочно стоять на земле Александровской колонне помогает собственный вес и точный расчет мастера. «Особые приметы» самой высокой в мире колонны достойны восхищения: при высоте самого памятника в 47,5 м и гранитного монолита в 25,6 м вес достигает 704 тонн.
Загадки Александровской колонны
Весьма интересен факт, что многие современники, дети высоких технологий считают способ добычи гранита для изготовления Александровской колонны невозможным в 19 веке. Утверждают, что описанный способ транспортировки в Петербург придумали «официальные историки». Считают, что невозможно отшлифовать гранит без современных станков.А на задаваемый вопрос в интернете «Кто на самом деле изготовил Александровскую колонну?» отвечают, что авторы — инопланетяне или пришельцы из другой цивилизации.
Монферран оставил описания работ и рисунки по изготовлению и установке колонны на каждом этапе в альбоме «Plans et details du monument… 1836». В библиотеке Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС, бывший Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта) хранятся многочисленные чертежи и акварельные рисунки архитектора Антонио Адамини с пояснениями на французском языке.Рисунки не передают 100% достоверность ситуации (фотография появилась появилась в России в 1839 году), но общее понимание, принципиальный подход они отражают.
История Дворцовой площади кратко
Возникновение и формирование площади напрямую завязано на истории возведения Адмиралтейства, которое создавалось по законам военного времени как крепость-верфь. А это значит, что территория Адмиралтейской верфи была окружена валами и рвами, перед которыми была организована открытая эспланада (ровное пространство) для лучшего наблюдения за наступающим врагом.
Но адмиралтейская крепость вскоре утратила свою военную актуальность, и часть ровного пространства стала использоваться для складывания адмиралтейского оборудования, часть же постепенно зарастала травой, превращаясь в Адмиралтейский луг.
Во времена Анны Иоанновны на луговых землях иногда проводились праздники для простого народа – строились временные павильоны для развлечений, организовывались распития вин и скармливание зажаренных быков народу. Затем, во время строительства третьего и пятого Зимних Дворцов, луговое пространство использовалось для складирования строительного материала. Здесь также проводились иногда военные учения, и пасся императорский скот.
Идея организации площади перед достраивающимся пятым Зимним дворцом принадлежит Ф.Растрелли. Он создал первый проект замкнутой придворцовой территории, с колоннадой, окружающей памятник Петру Первому, в центре ее. В 60-е годы 18 века проводится архитектурный конкурс генерального плана застройки города, по итогам которого утверждается архитектурное проектирование А.Квасова по благоустройству Дворцовой площади.
Дворцовая площадь в конце 18 века
Отталкиваясь от доминанты Зимнего Дворца, в котором прорезаются арочные выходы на площадь, Квасов дал основную геометрическую границу площадного пространства на западе, закруглив ее на северном направлении. Постепенно околодворцовое пространство оформляется строениями Южного павильона Малого Эрмитажа (арх.Фельтена) и Вольного экономического общества (арх. Валлен-Деламота), а также Глазовским домом и особняками А. Ланского и Я. Брюса.
Арки Зимнего дворца
Все эти сооружения распределяются по дугообразной линии намеченной А.Квасовым, окружая Зимний дворец подобием амфитеатра. На образовавшемся площадном пространстве в конце 18 века проходили смены гвардейских караулов и народные гуляния, аналогичные гуляниям при Анне Иоанновне.
В начале 19 века происходит последняя перепланировка площади (арх.А.Модюи), которая сохранилась до наших дней. Здания напротив Зимнего сносятся и заменяются Главным штабом, состоящим из двух корпусов (арх.К.Росси), связанных между собой Триумфальной аркой. Это фундаментальное строение — торжественное и монументальное — придало площади логическую завершенность.
Здание Главного штаба на Дворцовой площади
Позже строение Экономического общества будет стилизовано под Главный Штаб, а восточную сторону придворцового пространства замкнет Штаб Гвардейского корпуса (арх.А.Брюллов). Довершит общую картину установленная в центре площади Александрийская колонна(арх.О.Монферран). После окончательного оформления, придворцовая площадь стала местом проведения войсковых смотров и парадных военных шествий.
Дворцовая площадь в 19 веке
Эта площадь помнит день Кровавого воскресенья 1905 годаи ночь 1917 года, когда вооруженными матросами был захвачен Зимний дворец. Помнит она и проводимые в советский период парадные и демонстрационные шествия, многотысячные театрализованные представления на социалистическую и другие тематики. Например, в 1924 году бойцы Красной армии выступали здесь в роли шахмат.
Живые шахматы — фото 1924 года
После октябрьских событий 1918 года, когда в залах Главного штаба был убит Урицкий, площадь получила его имя. В том же году в Зимнем садике устанавливается памятник А.Радищеву из гипса, однако, он простоял недолго – опрокинутый ветром, разбился.
В последний период Великой Отечественной войны площадь, как и многие другие петербургские объекты, получает назад свое историческое название. В конце 70-х была проведена реконструкция площади, на которую уложили диабазовую брусчатку. Также установили воссозданные фонарные столбы.
Сегодня территория площади не только место проведения парадных торжеств. Здесь проходят различные городские события – День города, спортивные марафоны, музыкальные концерты, Дни бардовской песни и прочее.
Материал для строительства
Строительство велось 5 лет, с 1829 по 1834 годы. Занималась этими работами та же комиссия, которая контролировала и сооружение собора Св. Исакия. При изготовлении материала для колонны была использована монолитная скала, выбранная Монферраном в Финляндии. Методы добычи и способы транспортировки материала использовались те же, что и при строительстве собора. Из скалы выпилили огромный монолит в форме параллелепипеда. С помощью системы огромных рычагов он был уложен на заранее приготовленную поверхность, которую плотно устлали еловым лапником. Это обеспечивало мягкость и упругость во время падения монолита.
Та же самая скала использовалась и при выпиливании из неё гранитных глыб, предназначенных для фундамента всего запроектированного сооружения, а также для создания скульптуры ангела, которой предстояло увенчать его вершину. Самая тяжёлая из этих глыб весила около 400 тонн. Для транспортировки всех этих гранитных заготовок к Дворцовой площади использовалось судно, специально построенное для выполнения этой задачи.
Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга
Если взять полную высоту памятника вместе с подножием, пьедесталом и навершием, то его высота составит 47,5 метра. Другие размеры:
- высота ствола (монолитного стержня колонны) — 25,6 м (12 саженей);
- нижний диаметр колонны — 3,66 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов);
- высота пьедестала колонны из 8 гранитных блоков, уложенных в три ряда — 4,25 м;
- размеры барельефов — 5,24×3,1 м;
- высота цоколя из монолитного гранита — 3.9 м;
- горизонтальные размеры цоколя — 6,3×6,3 м;
- высота колонны до ствола (подножие) ~10 м.
Вес цоколя и пьедестала — 704 тонны.Вес гранитного ствола колонны — 612 тонн.Вес навершия — 37 тонн.Полный вес — 1353 тонны.
Как добраться до Александрийского столпа и где он находится
В центральной исторической части Санкт-Петербурга проложено множество маршрутов общественного транспорта. Кроме того, это место пользуется заслуженной популярностью для пеших прогулок по городу.
Ближайшими станциями метро являются «Адмиралтейская» (фиолетовая линия) и «Невский проспект» (зеленая ветка). От «Адмиралтейской», выйдя на Малую Морскую улицу, нужно пройти до Невского проспекта. По центральной улице города до Дворцовой площади пешком идти 5-10 минут прогулочным шагом.
От станции «Невский проспект» виден шпиль Адмиралтейства, который послужит маяком на пути к Александровской колонне. В этом случае прогулка по проспекту будет чуть длиннее и составит 15-20 мин.
Проезд наземным общественным транспортом:
Номер | Остановка | Путь к Дворцовой площади |
Автобусы: 1, 7,10, 11,24, 191 | «Дворцовая площадь» | — |
Маршрутное такси: К-252 | ||
Автобусы: 3, 22, 27 | Ст. метро «Адмиралтейская» | 5-10 мин. по Невскому проспекту |
Троллейбусы: 5, 22 | Ст. метро «Невский проспект» | 15-20 мин. по Невскому проспекту |
Предыстория появления колонны
Планировкой пространства Дворцовой площади занимался известный на весь мир Карл Росси. Он и стал идейным вдохновителем создания памятника, который стал бы главным украшением этого места. Сам Росси сделал несколько набросков будущей конструкции, но ни один из них не лег в основу памятника. Единственное, что было взято из идей архитектора – это высота памятника. Карл Росси мудро полагал, что сооружение должно быть очень высоким. В противном случае оно просто не будет являться единым ансамблем с Главным штабом.
Николай I с большим уважением относился к советам Росси, однако решил по-своему распорядиться свободным пространством площади. Он объявил конкурс на лучший проект памятника. Фантазия авторов ничем не ограничивалась, единственным нюансом было соблюдение тематической направленности. Николай I вознамерился увековечить своего предка, сумевшего победить французов.
Императору пришлось просмотреть огромное количество проектов, но наиболее интересными ему показались работы Огюста Монферрана. Он предлагал создать гранитный обелиск, на котором будут размещены барельефы, изображающие сцены военных баталий. Однако именно этот проект император отверг. Он заинтересовался Вандомской колонной, установленной парижанами в честь Наполеона. Поэтому вполне символично, что поражение французской армии должна была увековечить тоже колонна, но более высокая и необычная.
Архитектор прислушался к пожеланиям Николая I и создал проект сооружения, ставшего на тот момент самым высоким в мире. После некоторых корректировок в двадцать девятом году девятнадцатого века проект Александрийского столпа был одобрен и подписан. Можно было приступать к работе.
Барельефы пьедестала
На лицевой стороне пьедестала две крылатые женские фигуры держат прямоугольную доску с надписью “Александру I-ому Благодарная Россия”. Под доскою посередине — изображение древнерусского вооружения. Это точные копии образцов из Оружейной палаты: шлем Александра Невского, броня царя Алексея Михайловича и щит Олега (?), прибитый им ко вратам Царьграда. По краям — аллегорические фигуры рек Немана и Вислы (мужская и женская).
Пьедестал Александровской колонны
На 3-х других барельефах автор изобразил фигуры Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия вперемежку с вооружением. На щитах фигуры Победы — годы войны 1812, 1813, 1814. Все барельефы исполнили скульпторы Пётр Васильевич Свинцов и Иван Леппе (Лепе, Лепее) по рисункам Монферрана. Отлитые на петербургском заводе Берда, представляют из себя шедевр бронзо-литейного искусства.Высота памятника 47.5 метра. Это самый высокий монумент в мире из цельного гранита.
С мыслью о торговле
Когда архитектор де Томон приступил к застройке острова, он поднял берег и выдвинул его вперед более чем на 100 метров. Таким образом, вся архитектурная композиция получила завершенность. Однако французский зодчий преследовал не только эстетическую цель.
Главной его заботой было строительство удобного порта на Васильевском острове. По этой причине вся эта территория застраивалась сугубо функциональными зданиями: пакгаузами, где хранились товары, таможней, Гостиным двором, Биржей.
В первой трети XIX столетия прибытие иностранных кораблей в порт являлось настоящим событием. На набережной, где возвышались ростральные колонны, собиралось огромное количество столичных жителей, рассматривавших заморские товары. Васильевский остров был местом проведения всех торговых операций, пока в 1885 году порт не переехал на Гутуевский остров.
Скульптурное оформление колонны
Александровская колонна, фигура ангела. Фотография: hellopiter.ru
Александровская колонна, пьедестал. Фотография: невский.рф
Александровская колонна, пьедестал. Фотография: fotokto.ru
Фигуру ангела высотой почти пять метров выполнил скульптор Борис Орловский. В левой руке ангел держит крест, а правую возносит к небу. По замыслу Монферрана, фигура ангела должна была быть позолочена, но из-за спешки с открытием от этого решения отказались. На пьедестале колонны размещены изображения всевидящего ока, под которыми находятся двуглавые орлы, держащие в лапах лавровые гирлянды. Две крылатые женские фигуры держат табличку с текстом «Александру I — благодарная Россия», рядом изображены символы рек Висла и Неман. На других барельефах изображены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия и Мудрости и Изобилия. Рисунки для оформления пьедестала выполнил сам Монферран, по ним художники сделали эскизы в натуральную величину, а скульпторы создали формы для отливки.
Добыча камня для будущей колонны
Для основной части колонны (гранитного монолита) использовали скалу. Ее скульптор наметил еще в предыдущие свои поездки в Финляндию. В 1830-32 гг. производилась добыча и предварительная обработка скалы в Пютерлакской каменоломне, находившейся между Фридрихсгамом и Выборгом. По методу Суханова проводились эти работы. В. А. Яковлев и С. В. Колодкин руководили производством. После того как, обследовав скалу, каменотесы подтвердили пригодность этого материала, от нее отсекли призму, по своим размерам значительно превосходившую будущую колонну. Гигантские приспособления были использованы для этого: громадные ворота и рычаги для того, чтобы сдвинуть огромную глыбу с места и затем опрокинуть ее на упругую и мягкую подстилку из елового лапника. Из этой же скалы после отделения заготовки вырублены были для фундамента памятника громадные камни. Самые большие из них весили более 400 т.
Неофициальная версия появления памятника
На эту тему ведутся самые ожесточенные споры. Особо дотошные и внимательные археологи, историки и архитекторы тщательно изучили официальную версию строительства памятника и нашли в ней огромное количество не состыковок. Мы не станем приводить их все. Кому из читателей будет интересно, тот сумеет найти подобные сведения. А мы расскажем только о самых явных из них.
К примеру, специалисты ставят под большое сомнение сам факт поднятия колонны менее, чем за два часа. Дело в том, что не так давно в Астане совершался подъем и установка самого большого шатра в мире. Весил он полторы тысячи тонн и процесс занял около двух суток. При этом применялись самые современные машины и технологии. После этого кажется странным, как русские умельцы смогли сделать нечто подобное вручную.
Еще больше вопросов вызывает само производство колонны. Многие считают, что даже современные технологии не смогли бы помочь нашим современникам создать такое чудо. Так как памятник высечен из единой глыбы, то невозможно даже представить, какая именно технология была использована мастерами. На сегодняшний момент ничего подобного не существует. Более того, авторитетные специалисты утверждают, что даже за двести лет мы не смогли бы создать нечто похожее на Александрийский столп. Поэтому рассказы о ручной добыче глыбы, ее перемещении и обработке до идеального состояния кажутся людям, сведущим в работе с камнем, просто сказочно смешными.
Кроме этого, вопросы вызывают биографии главного архитектора и изобретателя технологии обработки камня, технические характеристики корабля, доставившего монолит, абсолютно разные картинки с изображением колонны, созданные Монферраном, и множество других нюансов.
Не зря великий Пушкин увековечил в своем произведении этот памятник. Ведь все сведения о нем требуют тщательного изучения, но уже сейчас понятно, что перед учеными в виде известного всем сооружения находится самая большая из загадок девятнадцатого века.
В чём секрет красоты Александровской колонны?
Красота любой колонны заключается в пропорциях. Соотношения верхнего и нижнего диаметров Монферран получил методом древнеримского архитектора Витрувия, а способ утонения колонны разработал свой и в этом его большая заслуга.
Размер верхнего диаметра — 3.19 м, а нижнего — 3,66 м. Они относятся как 8:9, при этом величина нижнего диаметра умещается в длину стержня 7 раз, а верхнего — 8.
Превосходно составленная композиция навершия, её отношение к высоте колонны, ступенчатый цоколь и стилобат под пьедесталом делают всю конструкцию более стройной и монументальной в сравнении с другими колоннами. Сравните сами.
Превосходно выполненные работы бронзового литья статуи и барельефов пьедестала поражают тщательностью проработки деталей.
В статье дзен канала проводится сравнительный анализ с аналогичной архитектурой Древнего Рима и Францией, описываются уникальные достоинства пропорций и деталей.
Монеты в честь Александровской колонны
После открытия памятника, в 1836 году Николай решил выпустить медали в честь этого события. В проекте указа Правительствующему Сенату «О выпуске в обращение Александровских рублевиков» читаем:
В 2009 году Центральный Банк России отметил 175-летие со дня открытия памятника выпуском 1000 серебряных монет достоинством в 25 рублей.
Упадет – не упадет… Будет конец света или не будет?
Долгое время Петербургом гуляли легенды об истинном предназначении колонны: якобы изначально ее собирались использовать при строительстве храма. А получив большую, нежели необходимо, длину монолита, «переадресовали» для Дворцовой площади. Все это домыслы, так как колонну высекали по специально заказанному проекту.
После возведения горожане боялись прогуливаться вблизи Александровской колонны – ожидали ее внезапного падения.
Не обошлось в истории монумента и без мистики. Некая таинственная буква «N», в свете фонарей проявляющаяся на колонне, якобы предзнаменовала смену правления. Заканчивался 1889 год – ничего не предвещало перемен. Как часто бывает, все оказалось намного проще: буква являлась всего лишь отражением части надписи на стеклах фонарей…
Еще одна мистическая история относится уже к советскому периоду: посчитав фигуру ангела неподходящей для главной площади, было принято решение укрыть его от глаз людских. Несколько раз зависал над «небесным помощником» воздушный шар, но порывы ветра не давали ни малейшего шанса выполнить задуманное. Среди аналогичных нелепиц числятся попытки замены ангела на бюст Ленина, а позже – Сталина. К счастью, крылатый оборонец не стал жертвой столь печальных планов.
Сосновые сваи, цемент с мылом и шкатулка с монетами
Установка постамента на фундамент. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836
Поднятие колонны на эстакаду. Литография из книги Огюста Монферрана. «Планы и детали памятника, посвященного памяти Императора Александра», 1836
При закладке фундамента для установки колонны рабочие обнаружили сваи: за полвека до этого здесь планировали установить памятник Петру I Бартоломео Растрелли.
При установке колонны использовали инновационные инженерные разработки Августина Бетанкура, которые к тому времени уже были опробованы при строительстве Исаакиевского собора Огюста Монферрана. Здесь фундамент заложили по той же технологии, что и в Исаакии: в дно котлована вбили 1250 сосновых свай, на них положили каменные гранитные блоки. На фундамент поставили монолит весом 400 тонн, который стал основанием пьедестала. Монолит соединили с фундаментом особым раствором — в цемент были добавлены водка и мыло. Благодаря этому монолит можно было двигать, пока он идеально не «сядет». В центр фундамента вмонтировали памятную шкатулку с монетами, отчеканенными в честь войны 1812 года, и закладную доску.
600 тонн за считанные минуты: Гиннес нервно курит в сторонке
Для ее транспортировки было задействовано 600 солдат, впоследствии после удачной перевозки драгоценного груза, граф Юлий ЛИтта был представлен к ордену святого Владимира.
Подъем 600-тонного монолита стал настолько уникальным явлением в мировой инженерии, что Монферрану пришлось разработать специальную инструкцию. Строительные леса занимали почти всю Дворцовую площадь, а в работах задействовали множество технических приспособлений и порядка 2 тысяч людей. Эта инструкция была настолько детальной, а механизм – продуманным, что вся операция по подъему Александровской колонны осуществилась в рекордные сроки – за 100 минут.
В наши дни установка Александровской колонны однозначно заняла бы страницы Книги рекордов Гиннеса, да и 30 августа 1834 года на сие чудо пришло посмотреть до 10 тысяч человек, среди которых были и иностранные гости. На специальном помосте были выделены 4 тысячи мест для VIP-персон: императорской семьи, представителей Высочайшего двора, дипломатического корпуса, Государственного совета и Сената, свиты, а также гвардейских генералов и кадетов.
Начало застройки
Петр Великий, остерегаясь нападения с моря, в начале XVIII столетия распорядился заложить морской порт для купеческих кораблей на Васильевском острове, а не на берегу Финского залива. Царский указ был исполнен в 1710 году. Однако уже к концу века стало очевидно, что порт нуждается в расширении.
Округлые очертания мыса Васильевского острова, самого крупного в дельте Невы, получили название «стрелки». В начале XIX столетия здесь не было ничего, кроме заливной пустоши. На том месте, где сегодня располагается здание Биржи, находилось болото, а на месте нынешних ростральных колонн и вовсе плескались воды Невы.