Сегодня в мире существуют десятки и сотни различных авиакомпаний. Рынок международных пассажирских авиаперевозок достаточно монополизирован, что связано во-первых с международными ограничениями на полеты над территорией стран самолетов других государств, и во-вторых с протекционистскими мерами самих правительств и лобби авиакомпаний.С другой стороны, мировой рынок авиаперевозок развивался стремительными темпами последние три десятилетия, что связано с повышением уровня жизни в странах третьего мира и в первую очередь Китая; активизацией международной торговли; удешевлением перелетов за счет создания более экономически-выгодных лайнеров и прочим. Все это подстегивает авиакомпании расширять свое присутствие на международном авиарынке, открывать новые направления, увеличивать количество рейсов.
Модель, когда большинство международных рейсов совершается между крупнейшими авиахабами, давно себя оправдала; однако после прилета в такой хаб, пассажирам приходилось покупать новый билет, чтобы совершить внутренний рейс местных авиалинияй. С развитием интернет-технологий, глубоким проникновением электронного документооборота между организациями, в конце девяностых годов во всем мире стали применяться метод, когда авиакомпании используют технологию код-шеринга (codeshare agreement). Share означает делиться))). Она предполагает заключение соглашение между двумя или более авиакомпаниями на использование маршрутов друг друга.
Каждый маршрут, который открывает авиакомпания, согласовывается с ответственными структурами (в России это Росавиация) и ему присваивается уникальный код. Ни одна другая компания не может использовать этот код и продавать билеты на него. При заключении договора код-шеринга, авиакомпания-владелец кода предоставляет возможность компании-партнеру также продавать билет на этот рейс.
Например, у мены один раз был рейс Москва-Милан-Нью Йорк и затем Нью Йорк-Рим-Москва. Билет был куплен через авиакомпанию Alitalia. Но рейсы Москва-Милан и Рим-Москва выполнял Аэрофлот, а рейс Милан-Рим — американская Delta. И только один рейс из четырех, Нью Йорк-Рим, выполняла сама Alitalia. Остальные она делила с компаниями-партнерами. Очень удобно, когда одна авиакомпания не может самостоятельно заполнить рейс, но в то же время маршрут является стратегическим, например связывает два крупных авиахаба или столицы государств.
В самом конце девяностных, крупные авиакомпании стали объединяться в международные альянсы. Сегодня существуют три крупнейших альянса, которые обеспечивают около 70% международных магистральных пассажирских перевозок — Star Alliance, SkyTeam и Oneworld.
Star Alliance — это крупнейшее обединение, в которое входит 27 авиакомпаний, такие как: Aegean Airlines, Air Canada, Air China, Air New Zealand, All Nippon Airways, Asiana Airlines, Austrian Airlines, Bmi, Brussels Airlines, Continental Airlines, EgyptAir, LOT Polish Airlines, Lufthansa, Scandinavian Airlines, Singapore Airlines, South African Airways, Swiss International Air Lines, TAM Airlines, TAP Portugal, Thai Airways International, Turkish Airlines, United Airlines, US Airways.
По данным на конец 2008 года, им было перевезено более 600 млн человек по более чем тысячи направлений. Основными источниками пассажиров и ведущими компаниями являются — Lufthansa в Европе, United в Северной Америке, ТАМ в Южной Америке, All Nippon и Asiana в Азии, с крупнейшими хабами в Мюнхине и Франкфурте, Чикаго, Сан Франциско и Вашингтоне, Рио-де-Жанейро и Сан Пауло, Токио и Куалу-Лумпуре. Имея партнерские соглашения, более мелкие компании имеют доступ к маршрутной сети крупных игроков и могут совершать местные перевозки своими самолетами, а международные — просто продавая билеты на чужие рейсы. В то же время крупные компании повышают удобство для своих пассажиров, отменяя необходимость покупать новые билеты на внутренние рейсы, самостоятельно состыковывать расписание, перемещать багаж между терминалами.
В объединение SkyTeam входит 15 полноправных членов: Аэрофлот, Air Europa, Aeroméxico, Air France, Alitalia, China Airlines, China Eastern, Shanghai Airlines, China Southern Airlines, Czech Airlines, Delta Air Lines, Kenya Airways, KLM, Korean Air, TAROM, Vietnam Airlines.
Выполняет около рейсы по более чем 900 направлениям в 170 странах мира, и перевозит около 480 млн пассажиров в год. Главные игроки — KLM в Европе, Delta в Северной Америке, Korean Airlines в Азии. Крупнейшие хабы располагаются в Амстердаме, Пекине, Сеуле, Шанхае, Атланте и Детройте.
Oneworld включает 12 постоянных члена: American, British Airways, Cathay Pacific, Finnair, Iberia, Japan Airlines, LanChile, Malev, Mexicana, Qantas, Royal Jordanian, S7 Airlines.
Выполняет рейсы также по 900 направлениям и перевозить около 340 млн человек в год. Крупнейшие источники пассажиров — American Airlines в Северной Америке, British Airways в Европе, Qantas в Австралии и Океании, Japan Airlines — в Азии. Крупнейшие аэропорты находятся в Лондоне, Нью Йорке, Маями, Далласе, Токио, Гонконге и Мехико.
Огромным плюсом для компаний становится использование совместных маркетинговых решений; программ лояльности, при которых бонусы, заработанные в одной компании, распространяются на другие; увеличение количества и разнообразия маршрутов; согласование расписаний и прочее. В то же время пассажиры получают больший выбор по времени, цене, аэропортам стыковки.
Объединение авиакомпаний в альянсы вполне укладывается в модель всеобщей глобализации бизнеса, а также развития многополярного мира.
— Posted using BlogPress from my iPad