Мысли о национальной разобщенности в США

Латиносы в АмерикеУже достаточно давно в США было отменено рабство и борьба с проявлениями расизма переросла и единичного в масштабное общемировое явление. Будучи развитым государством, США являет для всего мира пример такой борьбы и судя по картинкам, которые всему миру показывают СМИ и кинематограф — расовая разобщенность общества — это уже пройденный этап и сегодня в стране полное социальное равенство. В данной статье я поделюсь своими наблюдениями о том, что на самом деле представляет собой американское общество с точки зрения расовой и национальной неоднородности.

Скажу изначально, что лично мне ни разу не приходилось испытывать влияние или иметь какие-либо последствия на расовой или национальной почве. Однако, в любом случае, находясь в стране, где население одной этнической группы в некоторых городах и штатах преобладает на всеми другими — волей-не-волей наблюдаешь какие-то интересные моменты То же самое касается и других социальных групп. И именно своими наблюдениями я и хочу поделиться.

Во-первых, очень интересно в своем цикле передач про США «Одноэтажная Америка», и я уже про это писал в одной из статей, рассказывали ведущие В. Познер и И. Ургант. По их словам, местные власти пытаются преподнести американское общество, как своего рода суп-пюре, в который постоянно вливается что-то новое, разные люди, культуры, традиции, языки и потом, со временем, все они перемешиваются и становятся, что-то типа, однородной массой — так называемой частью американской культуры.Процент латинского насленения

Однако, попав в США, вы почти сразу замечаете, что это не совсем так и по словам авторов вышеуказанной передачи — современное американское общество — это скорее не суп, а салат, в котором ингредиенты хоть и перемешиваются, однако остаются достаточно целостными частями, иногда крупными.

К таким частям можно отнести достаточно отделенные в культурном плане еврейскую или китайскую общины. Если говорить не о национальном признаке, тогда можно выделить мормонов, свидетелей Иеговы, тех же евреев — все они хоть и ассимилированы в местную жизнь, но в культурном плане, с точки зрения возможности полноценного участия в жизни отдельно взятой комьюнити — эти группы, конечно, полностью самодостаточны и в большинстве своем закрыты для посторонних.Commuters on New York Subway Car

О той же самой социальной закрытости и обособленности можно говорить, когда мы наблюдаем за жизнью более крупных групп людей, в первую очередь различающихся по расовому признаку. По большой сути, в США можно отдельно рассматривать четыре большие группы — белые, азиаты, латиносы и афро-американцы. И даже если латиносы и белые принадлежат к одной расе, но образ жизни и их социальная дифференциация позволяют говорить о них, как о разных группах.

Наименее многочисленная группа — это азиаты. Представлены они в основном в западных штатах, особенно в Калифорнии и на Гавайях. На Гавайских островах преобладают японцы. Там их действительно много, они формируют там свою местную комьюнити, попасть в которую очень и очень сложно, не говоря уже о том, чтобы туда влиться.

В Калифорнии исторически много азиатов. С конца девятнадцатого века сюда прибывали на заработки десятки тысяч мигрантов, в основном из Кореи и конечно Китая. Поэтому корейские поселения есть, например, в Лос Анджелесе и Сан Диего, а про Чайнатаун в Сан Франциско знают во всем мире.Чайнатаун СФ

История расовой ненависти со стороны американцев к азиатам приводит нас в конец девятнадцатого века, когда были приняты федеральные законы, ограничивающие въезд на территорию страны китайских иммигрантов. И было здесь два нюанса. Во-первых, вопрос был не просто во въезде, а в самой возможности, точнее даже теоретической невозможности, получения китайцами американского гражданства. Второй момент связан с тем, что под ограничение попали люди не определенного социального положения, не определенной расы и так далее, а по какой-то причине — люди из определенной страны, а именно из Китая.

Тем не менее, китайцы продолжали прибывать в страну нелегально, им помогали те, кто уже находился в США. Помогали в первую очередь с работой и жильем. Так продолжалось примерно 30 лет, до тех пор, пока скандальный закон не был отменен.Листовка против китайцев

Сейчас азиатское общество по прежнему достаточно сплочено. Вокруг своей религии, своих традиций, жизненных и духовных устоев. Об этом свидетельствуют Чайнатауны, которые есть во многих крупных американских городах — в Нью Йорке, Чикаго, Вашингтоне, Лос Анджелесе и тд. Азиатские комьюнити в США очень закрыты, достаточно сложно представляется, как именно организовывают свой быт и досуг местное население. Они сами не пытаются смешиваться с белым большинством, поэтому и остаются отдельным куском в салате американского общества.

Другая группа, про жизнь которой в США будут отдельные более подробные статьи — это латиноамериканцы. Уже сейчас они являются крупнейшим национальным меньшинством на территории страны, а по прогнозам социологов, уже к середине 21-ого века, со своим уровнем рождаемости, они станут этническим большинством в США.Латинское население в США

С точки зрения адаптации, латиноамериканцы наиболее полно и глубоко вливаются в современную американскую жизнь. Они ходят в те же школы, что и обычные американцы, занимают те же должности, едят ту же еду. Единственно, что возможно их отличает, что они хранят традиции своих стран, своей культуры. В первую очередь это относится к тесным семейным связям, которые являются стержнем всей латиноамериканской комьюнити.

Проблема состоит в том, что их слишком много. И слишком много людей попало в страну нелегально. Это создает определенную напряженность в обществе, потому что оседают латиносы чаще всего как можно ближе к южной границе США и в больших городах. Они занимают рабочие места, не платят налоги, однако их дети ходят в общественные школы и пользуются другими благами, которые предоставляет государство.Apple iPhone

Очень часто стали звучать призывы к проведению иммиграционной реформы, которая поможет вывести из тени все те миллионы иммигрантов, которые годами живут в стране, дети которых являются американскими гражданам,  но которые ни разу не платили налоги, не могут в полной мере пользоваться медицинскими, финансовыми и образовательными учреждениями.

Также из-за общего низкого уровня образования, многие американцы видят в латиносах только дешевую рабочую силу. Они обобщенно называют их  мексиканцами, хотя, например, во Флориде, мексиканцев намного меньше, чем тех же доминиканцев или колумбийцев.

В отношениях с латиноамериканцами нельзя говорить о расовой ненависти. Однако совсем гладкими отношения также не назовешь. Здесь роль играют определенные расовые предрассудки и стереотипы, которые создает само общество и средства массовой информации. Добавляет масло в огонь тот факт, что часто латиносам не нужно даже учить английский язык, на столько самодостаточно они живут в своих комьюнити.Звезды мексиканских мыльных опер

Я разговаривал со своим знакомым из Мексики и спрашивал почему мексиканцы, которые живут в Калифорнии, настолько не соответствуют тому образу, которые мы можем видеть в мексиканских мыльных операх. Он сказал примерно следующее. Мексиканское общество переживает сильное материальное расслоение и те люди, которые решают иммигрировать — это наименее образованное, беднейшее население. В основном с севера страны, из бедных пустынных районов, где живут люди с определенной, не очень привлекательной внешностью.

Точно также и с турками. Если вы были в Турции, то могли обратить внимание, что во всех отелях работают чаще всего курды. Это люди из восточных регионов Турции, из беднейших городов, слабо образованные и с определенной внешностью. Именно они мигрируют со своих территорий в поисках лучшей жизни. Именно они создают образ турецкого народа в глазах туристов, которые дальше отеля и экскурсионного автобуса никуда не выходили.Курды

Все это сказано к тому, что латиноамериканцы являются менее закрытым комьюнити, чем скажем евреи или азиаты, однако они бережно хранят свои традиции, язык и культуру, что очень часто приводит к появлению определенных стереотипах мышления.

Наиболее сложная группа, которая подвергалась именно расовой, а не национальной ненависти — это афро-американцы. Тот позорный период истории, когда чернокожие были рабами, возможно навсегда останется в генетической памяти и временами будет подсознательно выходить наружу.Протесты за отмену сегрегации

Проблема с афро-американцами заключается в том, что они в первую очередь американцы. То есть они являются настолько полноправными членами общества, насколько это возможно. У них есть все те же права, они пользуются всеми теми же льготами, что и остальные граждане США. Однако живут афро-американцы в совершенно изолированном мире, куда посторонним попасть, чаще всего, не представляется возможным.

Действительно, особенности в культуре, воспитании, менталитете и других аспектах жизни — все это делает чернокожих американцев, самым большим отдельным куском салата. И это даже при том, что в принципе брак между былыми и черными людьми сейчас не редкость, то есть по идее люди имеют какую-то совместимость. Однако практически нет примеров того, что семьи мужа и жены (белые и черные) полностью стали одной большой семьей. Такого просто нет.Семья

Лично у меня, когда я разговариваю с чернокожими, бывает такое чувство, что вот-вот, еще чуть-чуть и он мне скажет — Ты так говоришь, потому что я черный, да?!. И это пожалуй самое частое проявление этой генетической памяти. И такое слышишь постоянно. И по любому поводу. И только от черных.

«Вы меня обыскиваете, потому что я черный, да?!, Вы проверяете мои документы, потому что я черный, да?!, Вы говорите, что ваш шеф-повар не может это приготовить, потому что я черный, да?!, Вы говорите, что свободных мест нет, потому что я черный, да?!». Это только то, что я слышал лично.

А еще знакомый мой рассказывал, что он работает в очень крупной американской компании в Атланте и что у них много афро-американских сотрудников. Так вот если он идет по коридорам один, то ни один темнокожий с ним не поздоровается. Однако, если он идет в компании других афро-американцев, то все будут желать ему хорошего дня и жать руку.

И не хочется говорить про такие районы как Harlem или Bed Stuy, куда почему-то даже полиция неохотно едет. А ведь эти районы известны только по одному поводу, что там проживает преимущественно чернокожее население. Причем я был в Гарлеме и могу сказать, что там совершенно не так, как это было раньше и как мы это помним по фильмам — с разбитыми окнами и горящими бочками, вокруг которых стоят и греют руки бомжи. Нет, совсем не так. И в Гарлеме очень красивая архитектура, широкие бульвары, аллеи и цветы на улицах. Только вот когда идешь пешком там, почему то на тебя все смотрят. Буквально все.Одна из улиц в Гарлеме

В самом конце я хотел бы сказать то, что из всех комьюнити, которые населяют современные США, нет плохих и хороших. Так уж сложилось, что иммигрантам, которые выбирают новые страны для жизни, легче объединяться вокруг чего-то общего: традиций, религии, языка. Со временем многие иммигранты все-таки вливаются в американский образ жизни, но тем не менее, по крайней мере, в первом и частично во втором поколении, говорить о полном растворении в чем-то общем, американском, к сожалению, не приходится. Как бы не уверяли нас американские власти.

Может быть это даже и к лучшему, потому что этим возможно и сильно местное общество, что несмотря на совершенно разный культурный бэкграунд, разные жизненные ценности, все члены этого общества мирно уживаются на протяжении уже нескольких веков, растят детей, осуществляют свою американскую мечту и двигают весь мир вперед.

Комментарии (1)
  1. Si.A.A.
    19:27, 26 июля 2013

    Мне всегда виделось из того, что я читал, видел в СМИ и т.д. и Вы меня не переубедили, что всё же будущее большинство США это афроамериканцы. Мой маленький эпос по этому поводу тут http://asidorovnin.blogspot.ru/2011/06/blog-post_09.html. Насчёт их генетической памяти вряд ли соглашусь. Это скорее способ самозащиты от неприятностей, а также получения преимуществ. Если исходить из Вашего посыла, то славяне, в силу «генетической памяти», также относились бы к лицам монголоидной расы, в частности к татарам (татаро-монгольское иго). Но этого не наблюдается.
    С другой стороны признаю — изнутри виднее. Тем более читая Ваш блог, убедился, что Вы не глупый человек, пишущий лишь бы, записки «моя жизнь в Америке», а очень познавательно, интересно и взвешено. Удачи Вам.

    Ответить