Американские авиакомпании, American Airlines, Delta и United, являются крупнейшими авиакомпаниями в мире. Этому есть определенные объективные причины. Во-первых, США, это огромный внутренний рынок, где миллионы людей ежедневно перемещаются между городами внутри страны. Во-вторых, это большой въездной и выездной трафик, связанный с туризмом, бизнесом, образованием и прочим. В данной статей речь пойдет об основных игроках авиарынка США, а также о трех типах американских авиакомпаний — классических авиалиниях (legacy carriers), лоукостерах (low-cost carriers, LCC) и ультра-лоукостерах (ultra low-cost carriers, ULCC), их общих чертах и различиях.
С самого начала авиационных перевозок (как пассажирских, так и грузовых) с начала 1920-х годах и по 1978 год, в США все авиакомпании (trunk carriers) были подконтрольны государству и государство определяло маршруты, по которым компании могли летать, количество перевозимых пассажиров и грузов, тарифы, используемые самолеты и так далее. В 1978 году был принят Airline Deregulation Act, который, судя по названию, дерегулировал отрасль и позволил авиакомпаниям начать самостоятельный путь. Именно с этого момента начинается жесткая конкуренция, борьба за выживание, которая после многочисленных банкротств, слияний и поглощений, в конечном итоге привела к тому положению, которое мы наблюдаем сейчас.
Сегодня в США выделяют три типа авиакомпаний. Во-первых, это классические авиакомпании, созданные еще во время становления авиабизнеса в США. К ним относятся в первую очередь компании-гиганты, крупнейшие авиаперевозчики в мире, таких всего три — American Airlines (в течение 2015 года должно завершиться слияние с US Airways), Delta Airlines (закончила поглощение Northwest Airlines в конце 2000-х годов) и United Airlines (закончила поглощение Continental Airlines в начале 2010-х годов).
Также по классической модели работают и некоторые другие перевозчики, в частности Alaska Airlines и Hawaiian Airlines. Все классические авиакомпании работают по системе hub-and-spoke, когда, чтобы добраться из одного города в другой, чаще всего требуется делать пересадку в одном из хабов.
Классические авиакомпании имеют целую сеть партнеров как внутри страны, так и за ее пределами — это другие авиакомпании, отели, компании по аренде машин. Также они чаще всего входят в международные альянсы, которые предполагают взаимные с партерами программы лояльности, упрощенные пересадки в крупных аэропортах и прочие преимущества.
В таких авиакомпаниях на большинстве местных рейсов выделяется эконом и бизнес-классы, а на международных рейсах часто также добавляется и первый класс. Пассажиры, в зависимости от своего статуса (количества квалифицирующих миль/рейсов), имеют разный приоритет при прохождении контроля в аэропорту, при посадке в самолет, увеличенную норму провоза багажа и так далее.
Такие авиакомпании составляют основу авиарынка любого государства, в не зависимости от наличия, развития и влияния низкобюджетных перевозчиков (например в Ирландии лоукостер Ryanair намного больше классического Are Lingus). Очень важна социальная функция классических авиакомпаний, которые связывают маленькие города, в которые в принципе не выгодно летать, с крупными международными хабами, давая местным жителям доступ к разветвленной маршрутной сети.
Низкобюдженые авиакомпании — лоукостеры
К другой группе относятся низкобюдженые авиакомпании, или лоукостеры. Главным их отличием от классических компаний является упрощенный сервис на борту, отсутствие бизнес-залов, меньшее ежедневное количество рейсов между парами городов (less frequanciecies).
Главным представителем американских лоукостеров является авиакомпания Southwest Airlines, которая, на минуточку, является крупнейшей в США авиакомпанией по количеству перевезенных пассажиров на внутренних рейсах.
Вообще Southwest Airlines — удивительная авиакомпания. Они не делают ночных перелетов (overnight или red-eye flighs), средняя продолжительность полета — всего два с небольшим часа, зато за день каждый самолет совершает более 8 рейсов, что очень повышает коэффициент его использования (utilization rate, отношение времени в воздухе к общему времени использования самолета). Если среднее время в воздухе по отрасли 8 часов в сутки, то в Southwest — 11. Если в среднем на каждый гейт приходится 4.5 прилета-вылета в день, то у Southwest — 10.5.
То есть чаще всего, если вы летите с одного побережья на другое, лететь приходится либо с пересадками, либо с дополнительной остановкой, когда смена самолета не требуется. Во время такой короткой остановки, часть пассажиров выходит, а часть заходит, как в автобусе. Те, кто продолжает полет — так и сидят в самолете.
Вообще в США есть такое понятие как Southwest Effect, которое сейчас заменяется на Spirit Effect. Суть его заключается в том, что когда тот или иной лоукостер заходит на местный рынок, с более низкими по сравнению с классическими авиакомпаниями ценами, в данном регионе резко вырастает трафик пассажиров. Что приводит к росту местной экономики и мобильности населения.
Другая особенность лоукостеров — маршрутная сеть. Определенно есть крупные пересадочные центры — для Southwest такими являются Даллас (Love Field), Балтимор, Чикаго (Midway), Атланта и некоторые другие. Но в то же время большинство маршрутов связывают города напрямую. То есть, например, из Сан Диего Дельта летает максимум в 8 городов (в основном в хабы, с частотой по несколько рейсов в день), а Southwest летает в 25 городов!!, пусть в некоторые и по одному разу в день или по 4-5 раз в неделю. То же самое и с другими аэропортами.
Часто лоукостеры связывают прямыми связями мелкие города с крупными туристическими, экономическими и культурными центрами. Для крупный игроков такие мелкие рынки не интересны или даже убыточны, именно поэтому они туда даже не заходят. А лоукостеры побуждают тот самый эффект.
Другими крупными лоукостерами являются Jet Blue, с основными хабами в Нью Йорке (JFK), Бостоне и Форт Лодердейле (рядом с Майами); Virgin Airways (основные хабы в Лос Анджелес и Сан Франциско) и мелкая Sun Country Arlines с хабом в Миннеаполисе.
Третьим и, на сегодняшний день, наиболее прибыльным в отрасли типом авиакомпаний является Ultra Low-Coster Carrier (ULCC) — ультралоукостер. Это новая для США модель авиакомпаний, уже развитая в Европе. Пионером является Allegiant Air. Сейчас к ней присоединились Spirit Airlines и Frontier Airlines.
Помимо разветвленной маршрутной сети с минимальным количеством авиахабов, в отличие от лоукостеров, такие авиакомпании берут плату практически за любые дополнительные услуги в аэропорту и на борту. Они предоставляют так называемую bare fare (голый тариф), который предполагает только перелет.
Дополнительно придется платить за ручную кладь (кроме одной сумки, которая помещается под кресло); за обычный багаж, причем, чем ближе к вылету — тем дороже; за выбор места в салоне самолете; за еду (хотя в лоукостерах печеньки-орешки дают бесплатно) и даже за безалкогольные напитки, в том числе за обычную воду.
Сейчас наблюдается такая тенденция, как только классические авиакомпании уходят с каких-то рынков, то практически сразу туда устремляются ультра лоукостеры. Это видно на примере Цинцинатти или Кливленда, бывших хабов объединившихся с Дельтой и Юнайтедом, соответственно Northwest и Continental Airlines. Когда классические авиакомпании отменяют рейсы — ультралоукостеры занимают освободившуюся нишу, добавляют новые маршруты.
Ультра лоукостеры — на данный момент самый прибыльный тип авиакомпаний в отрасли. Это связано с минимальными издержками — у них нет бизнес-залов и бизнес-класса, упрощенная программа лояльности, однотипная компоновка салона с большим числом посадочных мест. Поскольку это молодые авиакомпании, сотрудники получают зарплату ниже, по сравнению с классическими авиакомпаниями (потому что у них ниже стаж работы), авиакомпании используют только новые или почти новые самолеты, наиболее экономичные и эффективные, чаще всего это самолеты одной компании (Boeing или Airbus) и одной модели (B737 или A319-321). Все это дает возможность снижать издержки, снижать цены (читай привлекать все больше и больше пассажиров) и в итоге повышать прибыльность всего бизнеса.
Все три типа авиакомпаний — классические, лоукостеры и ультра лоукостеры, востребованы на местном рынке, каждая выполняет свою определенную роль, нацелена на определенных пассажиров, создает рабочие места, связывает крупные и мелкие города, увеличивает мобильность населения.