Сегодня, читая прессу, в который раз набрел на очень интересную статью в издании Лента.ру и вот захотел бы с вами поделиться ей. Суть всего этого примерно следующая — по какой-то причине, в России стало популярно хаять свою культуру, свое общество и свою историю. Молодежь, выросшая на американских боевиках и комедиях, почему-то думает, что американское общество — это своего рода идеал, к которому все должны стремиться, а то, что было в старой России и Советском Союзе — это лучше вообще забыть и не вспоминать. И возможно современное американское общество действительно, в какой-то степени, достойно подражания, однако история остается историей и от нее никуда ни деться. Поэтому сядьте поудобнее и почитайте о том, что еще менее 100 лет назад считалось нормой в американском обществе. Может быть и у вас что-нибудь измениться в голове.
«Власти Северной Каролины распорядились выплатить многомиллионные компенсации жителям штата, в начале и середине XX века пострадавшим от политики принудительной стерилизации. Возможности иметь детей их лишали в соответствии с популярным тогда учением о сохранении чистоты генофонда населения. Впрочем, евгеникой в США увлекались далеко не только в Северной Каролине — жертвами этой теории стали десятки тысяч американцев.
Северная Каролина стала лишь одним из более чем 30 американских штатов, власти которых решили всерьез заняться селекцией населения ради сохранения его здоровья. Истоки евгенического движения в США восходят ко второй половине XIX века, когда в стране стали появляться все новые и новые ученые, медики и политические деятели, свято верившие, что распространению «дефективных» генов следует положить конец. Они, в частности, опасались, что все, кого нельзя было назвать «нормальными», представляли большую угрозу для будущего нации. Из-за подобных индивидов, считали сторонники евгеники, общество в конце концов может выродиться.
Напрямую на законодательство евгенические настроения начали влиять в последнем десятилетии XIX века. Первоначально речь шла почти исключительно об ограничительных мерах, которые должны были применяться к «неполноценным» членам общества. Как правило, эти меры делились на две основных категории: запрет на заключение брака и лишение свободы. И в том, и в другом случае целью ограничений была изоляция «неполноценных» от остального общества и лишение их возможности оставлять потомство.
Первым в США законом, регулирующим право граждан на заключение брака, считается акт, принятый в 1895 году в Коннектикуте. Под действие документа попадали люди, определенные в нем как «эпилептики, имбецилы и слабоумные». Если речь шла о женщинах, то ограничения касались только тех из них, кто был младше 45 лет — считалось, что начиная именно с этого возраста женский организм почти полностью терял способность к репродукции.
Впрочем, как такового запрета вступать в брачные отношения в законе не содержалось. Более того, документ все же предусматривал возможность совместного проживания «второсортных» людей, но только с разрешения опекунов. В противном случае жениху и невесте попросту отказывали в выдаче свидетельства о браке. Если же попавшим в черный список гражданам все же удавалось пожениться, им грозил тюремный срок до трех лет. Те же, кто помогал им обойти закон, могли оказаться за решеткой на пять лет, а также получить штраф в тысячу долларов.
Схожие законы в последующие годы были приняты и во многих других штатах. В основном в них упоминались те же категории граждан, что и в Коннектикуте, но были и некоторые отличия. Например, в Джорджии и ряде других штатов ограничения налагались на «идиотов и сумасшедших», а законы, принятые в Индиане и Огайо, касались в том числе «заядлых пьяниц». В редких случаях «запретные» категории определялись на основании не медицинских, а социальных признаков. Так, власти Дэлавера не разрешали браки между малоимущими, а закон в Вирджинии запрещал белым людям создавать семьи с представителями иных рас.
Отличаться друг от друга могли и процессуальные нюансы. В Небраске для более эффективного пресечения незаконных браков власти заранее создавали реестры «дефективных» граждан. Делать это им помогала норма, которая обязывала работников школ, больниц и других публичных заведений сообщать о подозреваемых в слабоумии. В Нью-Гемпшире же «второсортные» браки разрешали в том случае, если его участники были стерилизованы.
Попутно во множестве штатов для нежелательных элементов создавались специальные заведения. По сути, это были психиатрические больницы и своего рода колонии для людей с психическими и реже физическими изъянами. Впрочем, определения слабоумия и прочих отклонений были настолько расплывчатыми, что под них попадали и те, кто отличался просто экстравагантными привычками. Условием выхода из подобных заведений зачастую становилась все та же стерилизация, причем особенно активно пациентов этих заведений подвергали подобным операциям с началом Великой депрессии в 1929 году: резкое сокращение финансовых возможностей государства совпало с ростом числа больных.
Впрочем, стерилизация как метод контроля над нежелательными генами применялся не только как вынужденная мера для разгрузки колоний для душевнобольных. В целом ряде штатов законы о лишении «второсортных» людей возможности оставить потомство принимались как самостоятельные акты, основанные на евгенических исследованиях.
Первым штатом, где стерилизация получила законодательное основание, стала Индиана: соответствующий акт был принят в 1907 году. Более того, некоторые исследователи утверждают, что этот закон стал первым в своем роде во всем мире. Его «целевой аудиторией» были объявлены идиоты и имбецилы, а также преступники-рецидивисты и насильники. Позднее, в 1927 году, действие закона было несколько сужено: теперь закон распространялся только на сумасшедших, слабоумных и эпилептиков. Стерилизация в штате применялась к указанным группам примерно до 1974 года. За это время возможности оставить потомство были лишены около 2,5 тысячи человек.
Как и в случае с ограничением браков, в целом объектом законов о принудительной стерилизации, принятых более чем в 30 штатах, были примерно одни и те же категории граждан, которых можно было условно разделить на две группы. К первой из них относились люди, которые были признаны генетически дефективными на основании исключительно медицинских признаков. В нее были включены уже упомянутые сумасшедшие, слабоумные, эпилептики, имбецилы и идиоты.
Вторая группа состояла из граждан, признанных социально неблагонадежными; при этом их девиантное поведение считалось результатом дурной наследственности. С одной стороны, это были преступники, с другой стороны — люди, которым диагностировали различного рода сексуальные расстройства. К ним, в частности, причисляли гомосексуалов, а также женщин, признанных невоздержанными и неразборчивыми при выборе половых партнеров. Кроме того, в эту категорию включали и малоимущих, среди которых порой оказывались представители расовых меньшинств.
В целом, если посмотреть на статистику, чаще стерилизации подвергались именно женщины. Особенно высокая доля стерилизованных женщин была среди афроамериканцев; одна из самых активных кампаний против них велась в Северной Каролине. Власти считали, что негритянки в силу природных наклонностей в меньшей степени способны контролировать свою половую жизнь, что, по их мнению, вело к неконтролируемому расширению черных семей. Стерилизуя их, помимо евгенических целей власти преследовали и цели финансовые, сокращая базу потенциальных претендентов на социальные пособия. Схожая политика проводилась и в отношении коренного американского населения.
За все время своего существования политика, основанная на евгенике, осуществлялась исключительно на уровне штатов. Тем не менее в 1927 году движение за стерилизацию генетически «дефективных» людей получило мощный импульс в виде поддержки со стороны Верховного суда США. Его постановление, одобренное восемью голосами против одного, было принято по итогам рассмотрения иска жительницы штата Вирджиния Кэрри Бак (Carrie Buck), пытавшейся оспорить решение властей о ее принудительной стерилизации.
Сделать Кэрри Бак операцию было решено на основании того, что она, как и ее мать, была сочтена умственно отсталой. Более того, обосновывая необходимость прооперировать ее, медики указали на то, что, не будучи в браке, девушка родила ребенка. Позже, правда, оказалось, что она стала жертвой изнасилования со стороны родственника, однако раскрытие этого факта на окончательное решение не повлияло. Напротив, ее ребенок был также признан умственно отсталым.
Среди прочего в постановлении Верховного суда говорилось: «Лучше дать обществу возможность ограничить в правах тех, кто явно не подходит для продолжения рода, чем дожидаться, пока их дегенеративные отпрыски окажутся на скамье подсудимых или умрут с голоду из-за своей имбецильности». От себя же председатель суда Оливер Уэнделл Холмс (Oliver Wendell Holmes) добавил: «Хватит — у нас уже есть три поколения имбецилов».
Широкая практика стерилизации людей, «не подходящих» для рождения детей, просуществовала примерно до середины 1960-х годов, когда против евгеники набралось критическое число голосов. Впрочем, в некоторых штатах ее сторонники продолжали сохранять влияние и впоследствии. Так, в Монтане операции делали до 1972 года, в Северной Каролине и Индиане — до 1973-го и 1974-го, а в Вирджинии и Орегоне — до 1979 и 1983 годов соответственно.
Наибольшее число операций было сделано в Калифорнии: за 1909—1964 годы возможность завести детей там потеряли более 20 тысяч человек. В отличие от большинства других штатов, где существовали евгенические законы, в калифорнийском акте не было предусмотрено механизма, позволяющего оспорить решения медкомиссий. Кроме того, по некоторым данным, на основании запроса опекунов стерилизовать там могли и тех людей, которые не считались «ненормальными». На втором месте с большим отставанием находится Северная Каролина с восемью тысячами стерилизованных (1929—1973), третью строчку занимает Вирджиния — более 7,3 тысячи прооперированных между 1924 и 1979 годами.
В общей сложности от оперативного вмешательства, оправданием которому служила евгеника, в США в XX веке пострадали не меньше 60 тысяч человек. К мужчинам чаще всего применялась вазектомия, женщины подвергались сальпингэктомии, перевязке или иссечению фаллопиевых труб и иногда гистерэктомии. В редких случаях пациентов вообще лишали половых желез: мужчин кастрировали, а женщинам делали оофорэктомию.
В конечном итоге практика принудительной стерилизации с целью ограждения общества от «вредных» генов была повсеместно признана неэтичной, а власти ряда штатов уже принесли пострадавшим извинения. Что же касается операций, то они проводятся и сейчас, однако поводом для оперативного вмешательства могут быть только просьбы самих пациентов или медицинские показания.»
С оригиналом статьи можно ознакомиться здесь.