Данная статья открывает серию материалов об основных аэропортах Соединенных Штатов Америки – страны, где авиация развита наиболее сильно, и где, в то же время, существует огромное количество проблем. В данной статье я познакомлю читателя с основными понятиями, связанными с деятельностью аэропортов, немного расскажу о тенденциях, достоинствах и недостатках, о том, чем американские аэропорты отличаются от мировых и российских. Последующие три статьи будут, для простоты восприятия, будут представлены по географическому признаку – аэропорты восточного, западного побережья и центральных штатов.
Во-первых, нужно сказать, что во всем мире уже сложилась ситуация, что любой крупный аэропорт – это целый город, в котором работают тысячи, а иногда десятки тысяч людей. Это как непосредственно представители авиакомпаний, так и те, кого мы не замечаем, когда посещаем аэропорты, люди, которые работают не с пассажирами, а с техникой, обслуживают ее, чинят и тд. Поскольку в США очень большое количество аэропортов, и более того, большое количество крупных аэропортов – то они часто становятся крупнейшими работодателями и значительными источниками доходов для городов базирования. Это можно сказать о таких аэропортах как Атланта и Денвер.
Во-вторых, в США имеется не один и не два основных перевозчика, как в большинстве стран мира. Каждый из этих перевозчиков в год обслуживают десятки миллионов пассажиров как на внутренних, так и на международных направлениях. Это требует соответствующей инфраструктуры. Поэтому все крупнейшие аэропорты – это авиахабы, подробнее про которые вы можете прочитать в статье «Что такое авиахаб».
Каким бы крупным не был аэропорт, ориентироваться в нем, зачастую, не представляет никакой сложности – все унифицировано по максимуму и сопровождается большим количеством всевозможных указателей, табло и тому подобное. Облегчает ориентирование то, что обычно конкретные авиакомпании занимают либо отдельные терминалы, либо участки терминалов имея свои собственные выходы под посадку.
Нумерация обычно бывает либо в виде букв (Terminal A, B, C и тд), либо в виде цифр (Terminal 1, 2, 3 и тд). Иногда терминалы имеют собственные имена, как например, терминал 1 в аэропорту Детройта, названный McNamara. Однако в любом случае он имеет также общую международную нумерацию. Если у вас перелет со стыковкой, то обычно терминал авиакомпании вы не покидаете, а просто переходите из одного гейта в другой. Время стыковок никогда не бывает меньше 30 минут, поэтому добраться даже из одного терминала в другой в пределах одной авиакомпании (у авиакомпании Дельта в Атланте сразу несколько терминалов) времени вам хватит.
Терминалы в аэропортах могут быть отдельно стоящими строениями, как в аэропортах Денвера, Атланты, Лос Анджелеса, а могут быть одним большим зданием, разделенным переходами, как в Майами, Сан Диего или Сан Франциско. Всегда перед тем, как попасть в тот или иной аэропорт посмотрите его план, чтобы иметь представление, как и куда вы будете прибывать.
Все крупные аэропорты разделяют потоки прибывающих и улетающих пассажиров. Нижний уровень терминалов (Arrivals) отдан под карусели получения багажа (Baggage Claim, Baggage Carousel), выйдя из терминала на нижнем уровне вы сможете иметь доступ к такси, специальным шаттлам (к центрам аренды машин (Rental Car), отелям (Courtesy Hotel Shuttles) и тд) и остановкам общественного транспорта (Public Transportation, City bus и тд). В общем это называется Ground Transportation и именно на эти указатели следует ориентироваться, если вы пытаетесь покинуть аэропорт.
Все пребывающие в аэропорт такси и личные автомобили направляются на верхний уровень (Departures). Здесь нельзя поймать такси, чтобы выбраться из аэропорта и нельзя парковать машину на долгий срок – только чтобы высадить пассажиров (Drop off only, No parking). При подъезде к аэропорту вы увидите знаки, которые будут указывать в каком терминале располагается та или иная авиакомпания. Если вы едете на такси или на общественном транспорте – скажите водителю, какой авиакомпанией вы летите и он остановится у определенного терминала.
Войдя в терминал вы попадете в зону касс и регистрации (Ticketing and Check-in). Если у вас уже есть посадочный талон (Boarding Pass), который вы могли распечатать дома или его электронная версия (eBoarding Pass) и только ручная кладь (Carry-on) – вы сразу можете отправляться на контроль безопасности (Security control).
Если у вас нет посадочного талона, вы можете распечатать его на стойках самостоятельной регистрации (Self check-in). Все, что от вас требуется – это ввести шестизначный номер подтверждения бронирования (Confirmation Number), который вы получили по электронной почте, когда бронировали билет. Вам будет предложено просмотреть бронь (Review itinerary), сделать изменения (Make changes), выбрать места для каждого из предстоящих рейсов (Choose seats) или распечатать посадочный талон (Print boarding pass).
Если у вас есть багаж, то вам в любом случае нужно будет идти на стойку регистрации. В принципе от вас потребуют удостоверение личности (ID) и попросят поставить ваш чемодан на взвешивание. Вам дадут багажный и посадочный талон (Baggage claim ticket и Boarding pass). Далее все без изменения – идете на контроль безопасности. Обратите внимание, что нужно посмотреть из какого выхода под посадку (Gate) вы отправляетесь, потому что иногда в пределах одного терминала может быть два и более разделенных помещения с гейтами. Например, если в посадочном талоне сказано, что вы отправляетесь из гейта D19, это значит, что терминал D и гейт 19. Однако иногда бывает, что гейты D1-D18 располагаются в одной части терминала и обслуживаются одним пунктом контроля безопасности, а, например, D19-D30 в другой части. Такое бывает не всегда, но просто смотрите, что написано на указателях.
Пройдя контроль безопасности, вы попадаете в общую зону вылета. Не удивляйтесь, если вы увидите в соседних гейтах самолеты, выполняющие внутренние и международные рейсы. В США вы не проходите паспортный контроль при вылете за рубеж, только после после прибытия в страну. Поэтому международные и местные пассажиры находятся вместе. Как только вы вошли в общую зону, то на табло Departures проверьте еще раз время и гейт вылета. Иногда случаются задержки рейса, иногда меняется гейт, иногда рейс вовсе отменяется (например по погодным условиям). В этом случае вы можете подойти к представителям авиакомпании или стойке Info и вам обязательно помогут.
При посадке на рейс всех пассажиров разделяют на зоны. Это помогает более рационально заполнять самолет, исключая толкучку. Первыми осуществляют посадку Бизнес-класс (Business class), потом зона 1, 2 (Zone 1, 2) и тд. На посадочном талоне у вас будет указана ваша зона, как только ее объявили или она показалась на экране – вы сразу можете идти на посадку.
Внутри терминалов, в зависимости от их размеров и обслуживаемых авиалиний есть множество магазинов, ресторанов, зон отдыха и тд. Также есть часто есть доступ к розеткам и совсем редко к бесплатному интернету, хотя платный интернет есть во всех аэропортах.
Когда вы прилетаете в аэропорт стыковки, сразу как только вышли из самолета направляйтесь к табло и проверьте статус вашего следующего рейса, гейт, время посадки и вылета. Если у вас достаточно времени – вы можете походить по терминалу, пообедать. Если времени мало, либо вы не уверены, где находится гейт – сразу пытайтесь его найти.
Когда вы прибыли в конечный пункт – не теряйте времени и сразу идите по знакам Baggage Claim/Ground Transportation, они всегда вместе. Выйдя из общей зоны, вы уже не сможете в нее вернуться, поэтому старайтесь ничего не оставлять в самолетах или в общей зоне терминалов.
Это основная информация, которая необходима, чтобы ориентироваться в американских аэропортах.