Процессы глобализации отражаются на нашей жизни совершенно по разному. Уже никого не удивляет то, что когда мы звоним в банк, то разговариваем на самом деле с оператором, который находится в Индии или то, что большинство товаров, продающихся во многих развитых странах мира произведены в Китае. Это совершенно нормально, экономически обоснованно и удовлетворяет потребностям как производителей, так и потребителей. Данная статья будет состоять из двух частей. В первой расскажу об острых углах в вопросах торговли США. Во второй части под названием «Шопинг в США» будет приведен мой перевод статьи издания U.S. News с рейтингом девяти лучших американских городов для занятия шопингом.
В США как и во всем мире торговля потребительскими товарами делится на три основные составляющие — розничная торговля (retailing), оптовая торговля (wholesale) и общественное питание (catering). Рассматривать все три части в пределах одной статьи не представляется возможным, поэтому ограничусь только лишь розничной торговлей. Скажу лишь то, что мое второе высшее образование было связано с экономикой и управлением в торговле. Как вы понимаете, второе высшее образование обычно получают в той сфере, которая наиболее интересна и с которой бы хотелось связать дальнейшую жизнь. Поэтому тему торговли я изучаю достаточно долго и с интересом, слежу за новостями и отмечаю про себя те отличительные особенности, которые выделяют американскую систему торговли среди всех других стран мира, в первую очередь постсоветстких.
Я начал говорить про глобализацию, так как именно с ней связаны многие процессы, происходящие в американской экономике. Уже более двух десятилетий американские компании переводят свои производственные мощности в регионы с более дешевой рабочей силой, в первую очередь в страны юго-восточной Азии, Центральной и Южной Америки. Это превратило страну из главного в мире производителя товаров в их основного потребителя. Однако такой переход является закономерным эволюционным этапом на пути построения постиндустриальной экономики, основой которой выступает производство не товаров, а услуг. По этому пути идут почти все развитые страны мира; в некоторых из них, например в Англии, услуги являются основой экономики, в некоторых, в Японии и Германии, до сих пор производственный сектор является ядром экономики.Развитие интернет технологий играет решающую роль в тех изменениях, которые мы наблюдаем сегодня в торговле. Если еще десять лет назад сложно было представить себе купить что-то через интернет, то теперь даже и говорить не приходится как удобно и быстро иногда бывает пользоваться этим способом при покупке товаров. Этому способствовало несколько факторов, в числе которых можно выделить всеобщую компьютеризацию населения и бизнеса, широкое распространение безналичного расчета и его безопасность, развитие логистических схем работы предприятий и служб доставки и некоторые другие факторы.
Что касается онлайн торговли, то почти все без исключения торговые предприятия имеют свои интернет-магазины, в которых очень часть предлагают цены ниже, чем в своих магазинах. Это подталкивает покупателей совершать покупки онлайн, что экономит компаниям значительные средства на аренде помещений, зарплату персонала, логистику и прочее. Некоторые же компании, такие как Amazon, работают только через интернет-торговлю.
Другим очевидным следствием глобализации являются интеграционные процессы, происходящие как торговле, так и в других сферах экономики. Под интеграционными процессами понимается объединение и укрупнение предприятий путем покупок, поглощений и выдавливания с рынка более мелких игроков крупными. Это очень часто оказывается на руку потребителям, когда за счет уменьшения издержек снижаются цены на продаваемые товары. Однако существует значительное протестное движение, которое не устраивает такое положение дел, связанное в первую очередь с недобросовестной конкуренцией и охраной труда, которое выливается в те антиглобализационные митинги, которые мы наблюдаем по всему миру, особенно при встречах глав большой восьмерки или двадцатки.
Наиболее интересным примером непомерного влияния компании можно назвать сеть магазинов Walmart. Я не хочу принимать ничью сторону в постоянных спорах этого ритейл-гиганта с различными правительственными и неправительственными организациями, однако есть ряд фактов, над которыми есть смысл задуматься. Во-первых, согласно рейтингу журнала Forbes, корпорация Walmart является крупнейшей компанией в мире, с годовыми продажами более 400 млрд. долларов, обойдя все компании, работающие как в нефтегазовой, так и в банковской сферах. Во-вторых, это самая большая розничная сеть в мире с общим количеством магазинов более 8000, большая часть из которых находится на территории США. Мне очень понравилось высказывание в статье издания Lenta.ru о переходе господина Льва Хасиса, бывшего руководителя компании X5 Retail Group, крупнейшей розничной сети в России) на работу в Walmart: «это все равно как если бы руководитель одной из районных управ Москвы был назначен на пост вице-президента США».
Также компания Walmart является крупнейшим частным, а в общем рейтинге вторым после вооруженных сил, работодателем в США с общим числом сотрудников более 2 млн человек. Только вдумайтесь в эту цифру — 2 млн человек, работающих в одной корпорации. Такое количество персонала развязывает руки компаниям, подобным Walmart при проведении своей кадровой политики. Вы понимаете, чтобы обеспечить такое количество сотрудников, компании предоставляют работу в первую очередь неквалифицированным и малообразованным людям, но при этом оставляют им зарплату на минимальном уровне в районе 8 долларов в час. Именно эта низкая оплата труда, плюс постоянные скандалы с дискриминацией половому, возрастному и расовому признакам, побуждают профсоюзы и просто работников подавать нескончаемые иски на компанию. И все это происходит в США, где любая дискриминация пресекается очень и очень быстро и жестко. Это, так сказать, обратная сторона медали процесса глобализации, когда компаниям для обеспечения низких цен, максимально приходится снижать издержки на своих предприятиях. И если с одной стороны торгового процесса находятся покупатели, которые конечно же выигрывают от снижения цен, то на другой стороне располагаются производители и поставщики, выгода работы с крупными торговыми сетями для которых на первый взгляд очевидна, но не все так просто. Все крупные торговые сети предпочитают работать с производителями напрямую, даже если ассортимент товаров в магазине превышает 40 тыс наименований.
Представьте предприятие, которое работает с сетью, подобной Walmart. Торговая сеть, ассортимент которой в большинстве своих магазинов идентичен, предоставляет просто колоссальный рынок сбыта для своих поставщиков. Однако взамен требует максимально низкие цены. Это, как и в случае с самим Walmart, приводит к необходимости снижения издержек на предприятиях, снижению заработных плат и тому подобное. Колоссальная прибыль в сфере массовой торговли делаются не за счет увеличения торговой надбавки, а за счет уменьшения срока оборачиваемости средств при минимальной торговой надбавке. При себестоимости велосипеда 90$, выгоднее продать 5 велосипедов по цене 100$ за штуку, чем два по цене 110$. Интересным является тот факт, что для всех без исключения компаний, занимающихся рекламными услугами, Walmart является как самым желанным, так и самым ненавистным клиентом, с множеством требований непосредственно к рекламным продуктам, а также с сильно ограниченным бюджетом.
Но и это еще не все минусы консолидации торговых сетей. Опять же приведу пример Walmart с той лишь оговоркой, что все ниже сказанное можно также применять и к остальным сетям. Еще с момента создания корпорации в 60-х годах 20 века, целевой аудиторией магазинов Walmart были люди, проживающие в небольших сельских городах, либо на окраинах более крупных населенных пунктов. Именно поэтому очень часть, что магазины сети располагаются в буквальном смысле где-нибудь в поле, между тремя-четырьмя небольшими населенными пунктами. Как только выбрано место для строительства нового магазина — в местных СМИ появляется информация о скором открытии магазина Walmart. И это ни что иное, как призыв добровольно закрывать мелкие торговые лавки во всей округе. Это то, что местные жители не любят больше всего в крупных торговых сетях — они убивают местный торговый бизнес — мелкие продуктовые лавки, бакалеи и пекарни — все это в скором времени закрывается, как только в город приходит Walmart. Ни одно мелкое предприятие не может конкурировать с гигантом ни в цене, ни в ассортименте. Здесь, как понимаете, только на одних традициях и домашнем гостеприимстве долго не продержишься.
Таким образом, в скором времени после прихода Walmart, в городе остается по большой сути он один и все, что необходимо для местных жителей, начиная от зубной пасты и заканчивая бытовой техникой и электроникой, они могут купить в одном месте. Там же располагается отделение банка, аптека, оптика, два-три предприятия быстрого питания, автомастерская, товары для сада и для детей, парикмахерская и многое много другое. И проблема нечестной конкуренции — это не только черта Walmart, все крупные предприятия своей ценовой политикой и экономическими ресурсами стараются выжать местных игроков с рынка. Например, крупнейшая французская розничная сеть Aushan имеет возможность до трех лет держать новые магазины убыточными, только чтобы за счет низких цен добиться закрытия местных конкурентов. После достижения цели начинается плавное повышение цен на товары и услуги.
Я совершенно не против процессов глобализации и укрупнения компаний, однако многие кто живет в штатах и путешествует из города в город могут сказать следующее — куда бы вы не поехали, вы везде, в любом крупном или мелком городе найдете магазины одних и тех же торговых сетей — универмаги Macy’s, Nordstrom, Bloomingdale’s, JC Penney, Neiman Marcus; магазины одежды Old Navy, Kohl’s, Banana Republic, H&M, Abercrombie and Fitch, Forever 21, Hollister, American Eagle, Armani Exchange, Gap; универсальные магазины Walmart, Sears, K-Mart, Target, Lowe’s, Costco; специализированные Staples, Home Depot, Office Depot, Best Buy; мелкие розничные магазины CVS Pharmacy, Rite Aid, Walgreens, 7/11. И это не говоря уже об узкоспециализированных магазинов типа Adidas, Nike, Victoria Secret, Aldo, Barnes and Nobel’s и некоторых других. Таким образом когда вы приезжаете в новый город и пытаетесь заняться шопингом, чаще всего все заканчивается походом по одним и тем же магазинам. Именно поэтому большую ценность приобретают города, где можно заняться настоящим шопингом, ходя не по одинаково выглядящим магазинам с вышколенным персоналом и однотипным ассортиментом. Там, где есть большой выбор как самих брендов, в том числе и уникальных, доступных далеко не каждому, однако наличие которых дает определенный статус как городу, так и непосредственно месту где эти брендовых магазины расположены (посмотрите на Rodeo Drive в Лос Анджелесе — так туда большинство людей ходят как на экскурсию, просто посмотреть на количество high-end салонов и на машины, припаркованные у входа к этим магазинам). Во второй части статьи вы сможете ознакомиться с рейтингом издания U.S. News с девятью городами с наилучшими возможностями для шопинга.