В США быть нелегалом — это совершенно не то же самое, что быть нелегалом в любой другой стране мира. Здесь это нормально, на это закрывают глаза люди, работодатели и даже в некоторой мере государство. Однако в любом случае определенный контроль со стороны правительства в вопросе нелегальной иммиграции осуществляется. Мне много рассказывали про то, как ловят нелегалов — про это снимают фильмы; по телевизору можно видеть облавы полиции, которые определенно заканчиваются трагедиями в жизнях людей. Но наблюдать как это происходит прямо перед своими глазами, а тем более быть непосредственным участником — это, знаете, совершенно другое.
Я приехал по делам в Калифорнию всего на один день. В первый раз в
жизни я не взял с собой ни паспорт, ни I-20 форму, которая подтверждает легальность моего нахождения в штатах — только калифорнийский ID. Уже не первый десяток раз я ехал маршрутом Сан Диего — Лос Анджелес, а на этом участке, в районе города Сан Клемент, находится пункт пограничного контроля, где сотрудники Department of Homeland Security имеют право останавливать любой автомобиль или автобус с целью проверки иммиграционных документов пассажиров. Так вот, проезжал я этот пункт контроля много раз уже, мой автобус почти всегда останавливали, но до проверки документов никогда дело не доходило.
Самое смешное, что еще утром я рассказывал своим знакомым истории, как ловят нелегалов в общем, и на этом конкретном пункте конкретно. После этого я еще подумал: «Да, на самом деле не хотелось бы рисковать. В следующий раз поеду на поезде». Подумал и успокоился.
За эти два дня я очень сильно устал, потому что было очень много дел, беготня, аэропорт, бессонная ночь там, потом еще перелет с двумя пересадками, день рождения друга, и так далее. Короче говоря, как только я сел в автобус — я разумеется сразу же уснул. Как вы догадываетесь проснулся я от включенного в автобусе света и голоса
офицера с требованием приготовить документы для проверки. На самом деле ничего в этом страшного и не было, просто я сразу же осознал, что у меня нет с собой иммиграционных документов и вспомнил историю моег знакомого, про четырех нелегалов, которых поймали в автобусе на этом участке на его глазах.
Офицер проходил по салону, проверял у всех документы. В первый раз он задержался у человека, сидевшего прямо за мной. Задавал ему много вопросов, откуда, куда едет, что делал в Сан Диего и прочее. Человек этот, кстати, не сильно то и уверенно отвечал на вопросы, у него трясся голос и было слышно, что он сильно волновался. Однако офицер пошел дальше. Дальше был я))
Я предъявил ему свой калифорнийский ID, вполне легальный, действующий до конца 2013 года. Он спросил меня, являюсь ли я гражданином, на что я ответил отказом. Далее, есть ли у меня гринкарта, на что я также ответил отказом. Вы уже догадываетесь, что следующий вопрос был, какие основания моего пребывания в США. На что я ответил совершенную правду, сказав что изучаю здесь английский язык. Он спросил из какой я страны и попросил предоставить паспорт и форму I-20. После моего ответа, что у меня с собой их нет офицер аж просиял))) Он взял мой ID и в рацию по буквам передал мои имя и фамилию для проверки через базу данных.
Он немного отвлекся, проверяя документы у соседних пассажиров и ожидая ответа тех, кто проверял легальность моего пребывания здесь, поэтому у меня было немного времени, чтобы придумать, почему я с собой ничего не взял. На самом деле, смешно то, что я до этого всегда-всегда носил с собой форму I-20. В любую поездку в другой город, она обязательно была в моей сумке. С паспортом я был более осторожен и не рисковал брать его всегда с собой, однако, I-20 форма не такой уже незаменимый документ и при необходимости вполне можно получить и новую.
Так вот, когда офицер вернулся ко мне, он начал задавать достаточно
много вопросов — что я делаю в СД, куда я еду, откуда я приехал,
почему я живу в Маями, если моя школа в Сан Диего, как долго я был в Сан Диего и некоторые другие. Поскольку я говорил ему правду и домой в Россию мне ну совсем как не хотелось ехать — я отвечал достаточно уверенно, по крайней мере как мне самому так показалось, хотя внутри у меня была некоторая тревога. Сказать некоторая — это ничего не сказать.
Затем он спросил, есть ли у меня с собой багаж (что сами понимаете меня достаточно насторожило), на что я сказал, что еду только лишь с одной сумкой, потому что приехал только на полтора дня в Калифорнию. Он попросил открыть сумку и показать ее содержимое)) Мне скрывать было нечего, у меня на самом деле там была одежда, личные вещи, iPad и ноутбук — поэтому, посмотрев их, он еще мне три раза напомнил, что когда я подписывал I-20 форму, то обязывался носить ее всегда с собой и при первом требовании предоставлять представителям власти. Ему видимо передали, что я нахожусь в легальном статусе, однако от переспросил какая все-таки у меня виза. Дело в том, что я приехал по J1 и потом менял статус на F1. Так вот почему-то в их системе у меня все еще виза студенческого обмена. Я ему объяснил все, а потом он ушел. Он просто сказал «Ok, thank you» и ушел.
Это был молодой офицер, я не могу сказать, что он очень сильно придирался и пытался поймать меня и других людей на каких-либо неувязках в ответах. Он был достаточно доброжелателен и просто делал свою работу. Если бы его не удовлетворили мои ответы, он бы мог меня высадить из автобуса для дальнейших разбирательств, а что было бы с моим самолетом, на который я и так опаздывал из-за жутких пробок, это было бы не его дело.
Самое интересное произошло далее (все-таки статья называется «Как
поймали нелегала», а не «Как у законопослушного иностранного студента проверили документы в автобусе»)))) Офицер продолжал двигать вперед по салону и уже казалось, что работа сделана, так тут к нему пришла удача. На самом деле нельзя так говорить, потому что для кого-то это удача, а для кого-то это вся жизнь, возможно дети и работа здесь в США. Но извините, мы для того и платим эти деньги за школу, которая уже давно ничего нового нам не дает, чтобы спокойно и легально здесь жить, путешествовать, навещать друзей и знакомых. А ведь мне еще недавно снился сон, что я стоял в очереди на посадку в самолет на какой-то карибский остров и только уже почти зайдя в самолет я понял, что обратной дороги в штаты у меня не будет — я убежал оттуда.
Ну вернемся к истории. На самом последнем сидении сидела женщина в розовом спортивном костюме. Обычная такая мексиканская женщина, только в розовом спортивном костюме)) Она была самая последняя, у кого он не проверил документы. Он обратился к ней, она дала ему какую-то карточку и сразу начала что-то быстро объяснять по-испански. У нее трясся голос, она сильно нервничала и не колеблясь ни минуты он сказал ей покинуть автобус и проследовать с ним. Они выгрузили ее чемодан из автобуса и мы уехали.
Мы уехали, а она осталась там. А вы знаете, что там дальше происходит? Я лично нет, но по рассказам бывалых, после проверки имеющихся документов, человека отправляют в иммиграционную тюрьму, где он ждет решения суда. А дальше — на Родину. Для кого-то это уже не в первый раз, пересекать нелегально границу. Многие приехали из Тихуаны, которая находится лишь по другую сторону мексиканской границы и перейти ее — это вопрос связей и денег. А кто-то полетит обратно на Родину на другой континент и это уже, извините, скорее всего навсегда.
Мы видим по новостям облавы на нелегальных иммигрантов и в России и в США. Однако у нас в стране они на 95% — это подсобные рабочие: строители, посудомойщики, уборщики. Здесь в штатах быть нелегалом — это жить совершенно нормальной жизнью, с возможностью хорошо зарабатывать и работать на работах наравне с американцами. Разумеется не во всех сферах и не каждая компания согласиться трудоустроить нелегала. Но ведь работодателю, коллегам и друзьям совершенно необязательно знать ваш статус.
И после всего этого, когда человека отправляют домой, ты сидишь и думаешь как изменится его жизнь из совершенно полноценной (ну хорошо, почти полноценной) жизни в Америке, до той, от которой этот человек бежал из своей страны. Вот, например, у той женщины все изменилось только потому, что офицер решил проверить именно наш автобус. Один из пяти, которые проследовали мимо нас без остановки за то время, пока мы стояли на контрольном пункте.